Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Зпрр с аутичными чертами

10.05.2020 by admin

Содержание

  • Когда ребенок должен начать говорить?
  • На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей
    • Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
    • Понимание речи
    • Навыки игры
    • Повторение чужих действий
  • Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка
  • Аутичные черты (АЧ)
  • Задержка психоречевого развития ребенка (ЗПРР)
    • Дополнительные записи

Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., Главный врач МЦ CORTEX, врач — невролог высшей категории

Проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПРР) на сегодняшний день чрезвычайно актуальна и относится к одной из самых частых причин обращений к педиатру и детскому неврологу, ведь по разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20 % имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР, так как с каждым годом то вероятность излечения уменьшается. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени и применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление. Чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?».

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.

В 4 года говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, уметь обобщать предметы в группы.

В 5 лет говорить практически как взрослый (словарный запас до 3000 слов), правильно произносить все буквы, пересказывать текст, сравнивать и оценивать действия героев.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это замедление темпов речевого развития.

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка. Признаки задержки психоречевого развития:

4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты.

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития: врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней, эпилепсия и другие психические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление, ДЦП, патологии сосудов головного мозга и ряд других причин.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

В результате сбоев в работе ЦНС может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

— Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

— Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

— Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

— Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

— Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

— Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов.

В МЦ «Cortex» всем пациентам, поступающим на лечение, проводится комплексное нейрофизиологическое обследование : компьютерная ЭЭГ, регистрация вызванных потенциалов — слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные, высокоточное вирусологическое и иммунологическое исследование крови, серологическая и иммунохимическая диагностика на TORCH — синдром (нейроинфекции) с количественной оценкой клеточного и гуморального иммунитета, скрининговое исследование крови для исключения аутоиммунного демиелинизирующего процесса с процентным определением степени деструкции белого вещества головного и спинного мозга, а также количественная оценка степени повреждения нервной ткани в результате гипоксии. Все вышеперечисленные методики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента.

Существует немалое разнообразие подходов к лечению ЗПРР, как традиционных, так и альтернативных.

Занятия с дефектологом и логопедом: Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов. Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания. Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог, который с помощью различных диагностических методов выявляет патологию ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

Рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие на биологически активные точки, нейрорефлекторные зоны, зоны проецирования на скальп коры головного мозга. Такие воздейсивия позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена.

Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.

Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения, остеопатия (мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка).

Несомненно, что все практически существующие методики вносят определённый вклад в лечение ЗПРР, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими и могут оказать положительное воздействие только в комплексе с основным патогенетическим лечением, которое используется в МЦ CORTEX.

Специалистами МЦ CORTEX разработан новый высокоэффективный комплекс лечения детей, страдающих ЗПРР, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), минимиальной мозговой дисфункцией.

Основой лечения в МЦ CORTEX является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора, разработанный на основе аутонейритотерапии — авторской методики, разработанной врачом-нейрореабилитологом, кандидатом медицинских наук нейрофизиологом высшей категории Мельниковой Е.А. в 2008 году. В 2014 году лечебный метод был усовершенствован и дополнен специалистами МЦ CORTEX. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется Речь.

В качестве основного лечебного комплекса при наличии противопоказаний к биофизической активации используется микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока. ТКМП (транскраниальная микрополяризация) и ТВМП (трансвертебральная микрополяризация) сочетает в себе простоту и неинвазивность с достаточно высокой степенью избирательности воздействия, позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного и спинного мозга. Методика безболезненна, практически не имеет противопоказаний и помогает восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать судорожные приступы, улучшить поведение ребенка, способность его к восприятию новой информации и обучению.

При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга в центре применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием в центре используется методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга. Введение нейропротектора кортексина методом эндоназального электрофореза впервые предложено как авторская лечебная методика врачом-нейрореабилитологом, кандидатом медицинских наук, нейрофизиологом высшей категории Мельниковой Е.А.

Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалия, нарушения развития аутистического спектра, СДВГ) в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Также доказано, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств — фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.

Уже несколько лет в лечебном процессе в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины — подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.

Прибор стал важным средством реабилитации детей в МЦ CORTEX и уникален тем, что позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе — величину давления, временные характеристики (длительность импульса, интервалы между воздействиями на пяточную и плюсневую опорную зоны и интервалы между воздействиями на правую и левую ноги). Основными показаниями к применению имитатора опорной нагрузки стали:

— реабилитации моторных нарушений, связанных со снижением или длительным отсутствием опорных нагрузок;

— моделирование сенсорного образа ходьбы в режиме физиологической, закреплённой в эволюции циклограммы ходьбы;

— потенцирование рефлекторных механизмов шага;

— применения в комплексном лечении неврологии и реабилитации

В основе терапевтического воздействия аппарата «Корвит» лежит процесс активации опорной афферентации, отвечающей за нормализацию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что приводит к уменьшению спастичности мышц, развитию и закреплению функциональных связей в головном мозге, способствующих восстановлению координации движений,

Именно поэтому «КОРВИТ» с его принципом пневмомеханического давления на соответствующие опорные зоны стопы с помощью специальных пневмокамер, необходим для детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя формировать навыки речи и восприятия окружающего мира.

Обязательным звеном в лечебном комплексе у детей с наличием речевых расстройств является логопедическая коррекция, которая включает диагностику степени нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии.

При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. При этом обязательно обращение к специалистам, занимающимся лечением данной патологии.

Коллективом специалистов медицинского центра «CORTEX» постоянно обновляются знания по вопросам реабилитации маленьких пациентов, страдающих ЗПРР, ведется поиск и разработка новых эффективных и безопасных методик и комплексов лечения, которые помогут ребятам решить проблемы развития речи, общения со сверстниками, обучения и дальнейшего познания мира во всем его многообразии!

04.11.18

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о том, на что нужно обратить внимание, если у ребенка есть задержка речи

Мэри Барбера / Mary Barbera

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма. Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Также смотрите: Онлайн-тест M-CHAT-R на ранние признаки аутизма, Пособие для родителей о симптомах аутизма.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно. Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя? Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.

2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь. Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Также смотрите: «Десять полезных книг для родителей детей с аутизмом».

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Аутичные черты (АЧ)

Согласно многочисленным исследованиям в области социологии и медицины, ежегодно наблюдается прирост численности населения, страдающего аутизмом, а также задержками психоречевого развития. На каждую тысячу человек приходится около 3-5 человек страдающих подобными недугами. Как правило, во взрослом возрасте такие люди замкнуты и необщительны, стремятся к одиночеству, а причинами этого зачастую бывают сложности в адаптации к общественному укладу. А все это начинается и проявляется уже с самых ранних детских лет.

Первые признаки указанных заболеваний проявляются уже в малолетнем возрасте. Несмотря на сравнительно нормальное внешнее физическое состояние, малыши в своем поведении очень сильно отличаются от сверстников, проявляя странности и нетипичные привычки. Подобные типы поведения достаточно индивидуальны, но все же имеют схожесть. В Клинике Восстановительной неврологии боле 25 лет успешно лечат различные виды задержек развития, аутизм, СДВГ при помощи самых современных методов, в том числе и уникальных? инновационных способов стимуляции мозга разработанных профессором, щ.м.н. Р.Ф.Гимрановым .

Среди основных признаков АЧ можно выделить следующие:

сложности в адаптации в обществе, общении со сверстниками;

совершение монотонных, однотипных, повторяющихся механических движений;

чрезмерная чувствительность к боли или иным раздражителям, или же отсутствие, как таковой;

отсутствие реакции на имя, трудности в ориентации в пространстве; склонность к совершению круговых движений на месте и иные, не имеющие конкретной цели действия и движения;

очень малый запас слов, отсутствие возможности создавать связанные словосочетания и предложения, бессмысленная речь;

ребенок не стремиться вести себя аналогично присутствующим рядом взрослым, не подражает окружающим;

трудно приучается или вообще отказывается ходить на горшок, не желает раздеваться перед туалетом;

не перевод взгляд на конкретный объект по указанию взрослого;

ребенка совершенно не отпугивает одиночество, отсутствует тяга к общению;

отсутствует стремление к каким-либо действиям;

не наблюдается влечение к конкретным видам развлечений: просмотру телепередач, мультфильмов, прослушивание сказок;

ребенок не приемлет прикасаний посторонних к его конечностям;

малыши не стремятся к общению с родителями, не повторяют своих имен.

С возрастом отставание в развитии и черты аутизма проявляются ярче. Такие люди все больше начинают нуждаться в заботе и опеке.

Задержка психоречевого развития ребенка (ЗПРР)

Под этим термином подразумевают отставание развития способности к членораздельной речи. При отсутствии должного внимания к симптомам данного заболевания возникает усложненная запущенная форма. Родители обязательно должны вовремя среагировать при появлении подобных признаков у малыша, тем самым предупредить усложнения.

Отставание в способности к раздельной речи непосредственно влияет на психическое развитие в целом. Такому ребенку в школьные годы будет очень тяжело в общении со сверстниками, что может в конечном итоге замкнуть его на себе.

ЗПРР может диагностироваться примерно у каждого пятого ребенка старше пятилетнего возраста. Сложность заключается в том, что в таком возрасте лечить задержки тяжело. Важно выявить подобные отклонения в развитии на максимально раннем этапе.

Среди признаков ЗПРР:

отсутствие реакции у малыша на жестикуляцию;

чрезмерно тихое поведение;

невозможность произнесения слов;

очень скудный словарный запас в 2,5 летнем возрасте, нет стремления к повторению за взрослыми;

слишком беглая и торопливая речь, приводящая к заглатыванию окончаний слов в 3-х летнем возрасте.

Залогом излечения, как и в случае с АЧ, является ранняя диагностика и комплексное лечение. Следует помнить, что своевременное выявление ЗПРР у двухлетних малышей, которые только начали осваивать навыки речи, является залогом полного их излечения от такого заболевания.

Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития ребенка от установленных возрастных норм. ЗПР – диагноз, затрагивающий познавательные функции: способность мыслить, запоминать, функции эмоциональной сферы. ЗПР часто называют «умственное развитие”.

Диагноз ставится неврологом, а работа по устранению нарушения проводится коррекционным специалистом – логопедом-дефектологом.
Как правило, задержку психического развития выявляют у детей в период обучения, в дошкольном или школьном возрасте, то есть ранняя диагностика (до 3,5 лет) данного нарушения проблематична.

Причины ЗПР делятся на органические и социально-психологические.

Органические факторы возникновения предпосылок к ЗПР:

  • сложный внутриутробный период развития ребенка: курение или употребление алкоголя/наркотиков матерью во время беременности, инфекции или травмы;
  • преждевременные роды;
  • гипоксия плода;
  • наследственные заболевания;
  • синдром Дауна;
  • инфекционные заболевания (менингит, энцефалит и т.д.);
  • нарушения кровообращения;
  • порок органов чувств – нарушение зрения, слуха;
  • энцефалопатия и ПЭП;
  • очаговые поражения мозга;
  • малая мозговая дисфункция (ММД).

Социально-психологические факторы:

  • психологические травмы,
  • неблагоприятные условия жизни,
  • педагогическая запущенность,
  • недостаточное внимание родителей ребенку (маленький пассивный словарный запас, недостаток общения, чтения вслух родителями, познавательных игр).

Как у любого нарушения, у ЗПР существует ряд симптомов. У ребенка с ЗПР страдает вербальный канал восприятия, зато хорошо развит визуальный. Нередко ЗПР сопровождается дефицитом внимания, пониженной мыслительной активностью, избирательным запоминанием информации, нарушением образного мышления и, как следствие, ограниченным словарным запасом, задержкой речевого развития, дислалией, дислексией и дисграфией. Если к задержке психического развития добавляется задержка речевого развития, то ставится задержка психо-речевого развития.

В Детской академии речи применяется комплексный подход для коррекции задержки психического развития: работа с логопедом-дефектологом и в случае органического генеза нарушения – работа с нейропсихологом. Важна также диагностика невролога и медикаментозное сопровождение.
Всегда следует помнить о том, что любую патологию, в том числе ЗПР, можно предотвратить, если заранее, еще на этапе планирования беременности позаботиться о правильном и благополучном ее течении. Ну а уж если трудностей избежать не удалось, то следует более внимательно отнестись к вероятным признакам отставания в развитии: коррекционные мероприятия, если их не откладывать, помогут избежать психотравм и личностных комплексов как у ребенка, так и у членов его семьи.

Данный диагноз не врожденный, а приобретенный, появился он спустя 1,5 года после рождения Никиты. Мой сынулька родился в срок, доношенным и здоровым ребенком. И казалось бы, что все у него в жизни будет безоблачно — первые слова, прогулки с детишками во дворе, садик…. Но судьба распорядилась иначе.
До 1 года 5 месяцев Никитка развивался, как все дети, вовремя сел, вовремя пошел, физически был развит хорошо. Показывал, где глазки, ушки, изображал звуки животных. Единственная проблема на тот момент – это гипертонус мышц и небольшая водянка головного мозга (из – за чего мы не вовремя делали прививки, т. к. не разрешал невролог). Однако, в 1 г. 6 мес. нас все – таки отправили на прививку…
Через день после прививки Никита отравился, причем очень сильно. Точнее, я тогда думала, что он отравился, а сейчас уже понимаю, что это была реакция на прививку…, которая, как выясняется, была противопоказана.
На третий день нас привезли в инфекционную больницу, где предложили госпитализацию. На тот момент в отделении лежали дети с разными инфекционными заболеваниями. Я переживала, что, в связи с тем, что у Никитки не все прививки и ослабленный иммунитет из – за отравления, то в случае, если нас положат в палату с больными инфекционными детьми, то он заразится чем – нибудь. Я попросила положить нас в отдельную палату, но мне сказали, что отдельных мест нет. В коридоре нас тоже не положили. Тогда я отказалась от госпитализации и попросила только поставить нам капельницу и отпустить домой. Но врачи мне сказали, что в связи с тем, что ложится мы не будем, то и никаких нам уколов и капельниц. Написали на бумажке название препарата, сказали адрес дежурной аптеки и на этом все. Я, конечно, все купила и сделала. Но, как мне сказали потом, у ребенка пошла интоксикация.
После этого Никита отказался от еды и только пил. Я обошла всех врачей с вопросом, что с моим ребенком, но никто мне ничего не ответил. Так продолжалось 1,5 месяца. Через этот промежуток времени, когда я была на грани отчаяния, хирург нам сказал, что возможно у Никиты непроходимость пищевода из – за того, что он проглотил инородный предмет. Нас отправили на рентген, где предположения хирурга не подтвердились. После этого нас направили на ЭФГДС (в народе – лампочка). Я спросила, не вредно ли ребенку в столь раннем возрасте такая процедура, но мне ответили, что делать ее надо. В итоге Никиту спеленали и сделали эту процедуру, после чего три дня я пыталась его успокоить, т. к. он от пережитого шока он не спал толком и был очень нервный.
В этот же период времени Никита хоть и начал что – то есть, но перестал вообще жевать и как – будто «Скакнул» в развитии на год назад – перестал обращать внимание на окружающий (отзывался, только если ему что – то надо), перестал изображать кисок, собачек и т.д, показывать носики – ротики. Я опять пошла по врачам с просьбой объяснить, что с моим ребенком происходит. Но невролог мне сказал, что Никита здоров и никто ничего толком не объяснял. При этом никакого лечения у нас в г. Владимире не назначали и не назначают. Это сейчас уже выясняется, что возможно причина была в стремительных родах и в прививке и если бы врачи сказали, что водянку, обнаруженную в 1 месяц, надо лечить до года, то возможно, моему малышу не приходилось бы сейчас ездить по больницам, т. к. он был бы как все.
И опять выясняется это не в родном городе, а на платных курсах лечения…
После этого я ездила в НИИ Материнства и детства в г. Иваново, где нам назначили лечение. Затем я ездила в детский центр диагностики и лечения им. Н. А. Семашко в г. Москва. Небольшой сдвиг был, но у Никиты от таблеток пропадал аппетит и он переставал есть. А часть таблеток (ноотропов) ему не подходила, ребенок становился неуправляемым.
Врачи в нашем родном городе мне говорили — мама, вспомните книжку «два капитана», там мальчик тоже молчал. А один раз врач сказала — что вы все бегаете? Смиритесь уже с тем, что ваш ребенок никогда не будет нормальным… Тогда, после ее слов, я просто не помню двух следующих дней… Слезы, отчаяние… А сейчас я благодарна этим словам. Потому что именно тогда я сказала твердо — Никита будет здоров и мы будем бороться, ждать больше нечего. И с этого дня началась другая жизнь — постоянный поиск клиник, ночи в интернете, поиск информации, поездки, поиск денег…
Специалисты — неврологи мне сказали, что нам нужно комплексное лечение и у Никиты есть все шансы на ПОЛНОЕ выздоровление, но это лечение, к сожалению, только платное и делают его далеко не везде. С начала 2012 года, благодаря неравнодушным и отзывчивым людям, мы уже прошли 5 курсов лечения в «Реацентре» в г. Самара, 4 курса — в Институте медицинских технологий в г. Москве, 1 курс лечения в санатории ЕДКС в г. Евпатория, 3 курса лечения в клинике «Аркан – Байван» в г. Пекин, 2 курса в центре «Прогноз» г. Санкт – Петербург, плюс ко всему мы колим курсами германский препарат регенерезен, который тоже не из дешевых и другие дорогостоящие препараты. Врачи говорят, что если интенсивно продолжать лечение до того момента, пока мозг наиболее подается лечению, то у него есть все шансы полностью вылечится! И мы делаем все возможное, чтобы помочь моему малышу.
Сейчас Никите 5 лет. Он очень красивый, обаятельный мальчик. Благодаря лечению, у него, наконец, пошли улучшения. Пусть медленно, пусть постепенно, но они есть!
Если год назад ребенок практически ничего не говорил и не обращал внимания ни на кого, то сейчас — это совершенно другой ребенок!!! После каждого курса лечения у нас новые победы! Сейчас Никита потихоньку начинает говорить на русском языке. Он очень много стал повторять за другими, стал пить из кружки, стал реагировать на других… Писать можно долго… Главное — от того, что мы делаем, есть отдача и шансы все — таки пойти учиться в нормальную школу!
По результатам одного из исследований мне сказали, что у Никитки интеллект превышает норму, которая положена его ровесникам… нам бы только «растормошить» его мозг, только бы успеть до школы…
Осенью 2012 г. мы попали на первый курс лечения в клинику «Аркан – Байван» в Китае, после которой Никита очень изменился, стал запоминать окончания стишков, стал говорить, как зовут его маму, и еще некоторые ОСОЗНАННЫЕ слова, стал более послушным. Весной 2013 года мы прошли второй курс лечения в Китае. Осенью 2013 года — третий курс.За год интенсивного лечения эффект налицо – Никита стал более послушным, поспокойнее, Никита начинает говорить некоторые слова. Да, пусть плохо, но говорит!!! Он стал также более контактен. После нашего приезда домой мы сделали повто рное ЭЭГ и врач очень удивился такой сильной положительной динамике в развитии Никиты. он меня поразил тем, что, оказывается, знает половину букв. Т. е. результат, безусловно, есть!
В Китае на втором курсе он начал меня удивлять очень разными ситуациями — например, пошли мы с ним гулять во двор больницы, а там каждый день продавали фрукты на машине. Никитос берет меня за руку, подводит к фруктам, показывает пальцем на арбуз и говорит мне — «абуз»! Я чуть не упала от удивления. Я ему показываю потом на апельсин, спрашиваю его — Никита, что это? А он мне говорит — апесин! И так назвал мне ананас, яблоко, банан, морковь! Причем, мы с ним фрукты не учили! После этого, когда приехали домой, я купила ему книжки с домашними животными. Иду домой, думаю, сейчас будем учить домашних животных. Разложила карточки из книжки, 15 штук, на каждой из них — по одному животному. Показываю ему на карточку с кошкой, спрашиваю его — Никита, что это? Только собралась ответить за него: «кошка», так он посмотрел на картинку, ПОДУМАЛ секунду, а потом мне говорит — кошка! И так назвал мне все 15 животных! Я как ребенок, на улице расплакалась от счастья, честно! То есть, до второй поездки в Китай у него стали появляться слова, но их было немного, в самой поездке он стал очень много повторять слов, но как мне кажется, он их повторял как попугай, не понимая, как этими словами пользоваться в жизни, а после этого курса видно, что он стал ДУМАТЬ, а после этого отвечать на мой вопрос не заученно, а именно ОСОЗНАННО!!! Конечно, пока таких ответов не очень много, но все равно, это — наша маленькая победа над этим недугом по названием «аутичные черты вследствие прививки»… Да и словарный запас у него очень увеличился. Если взять Никиту 7 месяцев назад и сравнить его сейчас — прогресс очень — очень большой!!!
Сейчас нас пригласили на четвертый курс лечения в китайскую клинику, где врачи опять будут нас лечить, этот курс запланирован на июнь 2014 г.
Но до этого нам еще надо пройти несколько курсов лечения у нас в России.
Когда Никита приехал в августе 2013 г. на 5 курс лечения в Реацентр г. Самара, то все врачи отметили, что он очень изменился, стал послушнее намного. А главное — из всех курсов, проведенных в Реацентре, это был, наконец, единственный пока курс, на котором Никита сам (без сопровождения) занимался за занятиях с дефектологом и психологом и с логопедом! Просто до этого, прошлые 5 курсов, логопед не брала его на занятия, т. к. говорила, что он не высидит спокойно 30 минут, чтобы с ним можно было заниматься. А тут занимался! А в конце лечения, когда стал выходить с какого — то занятия, обернулся сам и сказал — спасибо, тетя! А еще его очень хвалили психолог и дефектолог, что ребенка будто подменили и он все выполняет на занятиях! И в этот раз, когда он ходил на иппотерапию (там около ангара с лошадками есть клетки с кроликами и козочки пасутся), он впервые кормил сам кроликов и козочек.
Когда он, наконец, приехал домой, а я его встречала в дверях, он в первый раз за все время побежал ко мне, заулыбался, ручки расставил, обнял крепко — крепко и было видно, что он очень соскучился по мне. У меня даже слезы потекли от счастья, впервые от малыша увидела такие эмоции………
Сразу после Самары мы поехали на 1 курс лечения в центр «Прогноз» в г. Санкт – Петербург, а через мексяц — на второй курс. И я осталась очень довольна этим лечением.
Никитке там, в основном, лечили слух. Лечением это трудно назвать, скорее — занятия, реабилитация. Там проводят какие — то исследования до начала лечения, по итогам которых один из врачей, логопед, исследует, как Никита слышит окружающий мир, насколько объем того, что он услышал, доходит до нужного отдела мозга, как быстро это доходит и как этот отдел мозга перерабатывает эту информацию. У Никиты, оказывается, были отклонения — слышит он идеально, а вот с переработкой информации есть отклонения, но не большие, как у большинства детей. И это, по мнению врача, препятствует концентрации внимания, речевому развитию и психическому развитию. И иногда то, что он слышит, доходит до него в несколько искаженном виде, что мешает ему сконцентрироваться. Там ему назначили в качестве основного курса — курс по методу Томатиса. Это по итогам вышеописанного исследования логопед составляет для каждого индивидуальную программу и с помощью классической музыки регулируют какие — то герцы, разные частоты. Каждый день без перерыва, в течение 15 дней, ему на 2 часа одевали наушники, где играла отфильтрованная по частотам музыка (Моцарт и Венский лес), каждый день регулировали эти частоты по разному. И через каждые 5 дней делали промежуточное исследование, как мозг себя ведет. Он как будто заново стал обращать внимание на разные вещи. Иногда идет по улице, встанет и к чему — то прислушивается. Или по телевизору идет его любимая реклама, он на пульте поставит беззвучный режим и начинает ее озвучивать, периодически включая звук и проверяя, так ли он говорит. Или, например, в планшете, до лечения я ему постоянно закачивала аудиосказки, но они его не интересовали, не концентрировался он на них и они ему, как будто были неинтересны. А во время лечения он вдруг проявил к ним большой интерес, стал по нескольку раз слушать некоторые из них и стал слушать и запоминать некоторые песенки. Или в середине лечения я его кормлю, а он есть не хотел. Он задумался, как будто что — то вспоминал, потом подскочил, убегает от меня и шуточно кричит: «спасите, помогите!» я сначала не поняла, что это, а потом услышала в одной из сказок эту фразу. Стал намного больше соединять по 2 — 3 слова. Раньше тащит мне компот, например, и говорит — «еще». А сейчас тащит этот же компот, говорит «еще», я ему в ответ — чего тебе еще, скажи нормально. и говорю за него — мама, дай компот. Он подумает и повторяет — мама, даяй компот))) А за последние два дня уже без напоминания стал говорить — дай компот и дай планшет. И это все за 15 дней. Там, помимо этого курса, еще кучу всего делают того, что я даже не видела раньше — мозжечковая стимуляция в процессе ЛФК, массаж, поляризация. В общем, мы там каждый день по 5 часов проводили. Я не знаю, что будет потом, но сейчас БЕЗУМНО РАДА ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ и понимаю, что все мы делаем правильно.
Теперь по плану – 6 курс лечения в Реацентре г.Самара.. Все эти наши поездки стоят огромных денег, все лечение платное. Эта сумма для меня просто заоблачная.
К сожалению, я сама не в силах оплатить подобное лечение, поскольку при моей заработной плате (9000 рублей официальная зарплата) и постоянных расходов на лекарственные препараты, курсы лечения и постоянные отъезды, которые сказываются на заработке, это просто невозможно.
Я Вас умоляю, если есть такая возможность, помочь моему мальчику пройти необходимое лечение. Я понимаю, что у многих детей гораздо большие проблемы. Но, как подумаю, что у Никиты есть реальная возможность, шанс, стать полноценным человеком, пойти в нормальную школу и когда врачи говорят, что все это возможно, а все упирается в деньги – сердце обливается кровью. Ведь от этого зависит вся дальнейшая жизнь моего любимого сыночка. Порой он смотрит такими глазами, как будто просит меня: «мама, помоги мне». Кажется, что надо что – то исправить – и он заговорит и станет таким же, как и его ровесники. Сейчас моей самой заветной мечтой стало услышать утром от Никиты: «Мамочка, доброе утро!»

Реквизиты для оказания помощи:

р/с 40703810200000000509 в ЗАО «Владбизнесбанк»,

к/с 30101810100000000706, БИК 041708706, ИНН/КПП 3329999543/332901001
Просим Вас указать в платёжной квитанции в назначении платежа, что Вы перечисляете

«благотворительное пожертвование для Куртова Никиты»

Дополнительные записи

  • Когитум при зррКогитум при зрр
  • Детский невролог Москва отзывыДетский невролог Москва отзывы
  • Лепет во сколько месяцевЛепет во сколько месяцев
  • Церебролизин детям отзывыЦеребролизин детям отзывы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes