Зкр средняя группа картотека
СодержаниеКартотека дидактических игр по развитию звуковой культуры речиКартотека дидактических игрДид. игра «Звуковая дорожка» Применение игр для развития ЗКРЧто развивают игры по ЗКР?Развиваем фонематический слухГотовимся к школеОпределяем количество слогов в словеУчимся говорить тихоТренируем вниманиеУчимся говорить правильноКартотека дидактических игр с целями по звуковой культуре речи в подготовительной группе(дети 6-7лет)Дополнительные записи [ Картотека дидактических игр по развитию звуковой …
Содержание
[
Картотека дидактических игр по развитию звуковой культуры речи
Юлия Виткова
Картотека дидактических игр по развитию звуковой культуры речи
Картотека дидактических игр
Дид. игра «Звуковая дорожка»
Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи. Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.
Ход: Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать». Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком. «Насос» — звук «Жук» — звук «Комар» — звук «Машина» — звук мотора «Камыши» — звук ветра «Коза» — звук
Дид. игра «Назови слова»
Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
Дид. игра «Зоопарк»
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай») Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.
Дид. игра «Веселый язычок»
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
Ход: В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами). В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка»). Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко») А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.
Дид. игра «Какое слово потерялось?»
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Воспитатель читает стихотворение. «Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих, Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко.» В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось» Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку (гладко) Спать пора! Уснул бычок, Лег в кроватку на (бочок) ит. д. По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.
Дид. игра «Зоопарк»
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай») Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.
Дид. игра «В кругу с мячом»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
Дид. игра «Сердитый ворон»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску). В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.
Дид. игра «Назови слова со звуком и .»
Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки и .
Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки и , а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук , или зеленого, если звук , цвета.
Дид. игра «Самолет»
Цель: Продолжать учить узнавать звук в словах.
Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук . Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком . При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место. Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук .
«Самолет построим сами, Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами И опять вернемся к маме». А. Барто
Дид игра «Слова – загадки»
Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.
Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.
Дид. упр. «Маятник»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: В: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ). Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его.
Дид. упр. «Будь внимательным»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор». Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е- жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком).
Дид. игра «Заводные игрушки»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: (показывая картинки на фланелеграфе) В: Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово).
Дид. игра «Большие и маленькие комары»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей. Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики. Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д. В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.
Дид. игра «Чей домик»
Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки и в словах. Развивать фонематический слух детей.
Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки и , а в одной — нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.
Дид. игра с мячом «Назови слова со звуком «
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки и в словах.
Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком . Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове или .
Дид. игра «Чижик»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука .
Ход: Группа детей – чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу. Дети: Чижик в клетке сидел, Чижик громко в клетке пел; Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу. Появляется кошка. С криком «Мяу!» она ловит «чижиков», а те разбегаются.
Дид. игра «Выдели слово»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком. «Хозяйка» —
Не привык трудиться зайка,
Барсуку трудиться лень,
Только белочка-хозяйка
За работой целый день.
Где же зайка?
Где же зайка?
Ты поди-ка, разузнай-ка.
Видно зайка стал зазнайка,
Раз забыл тебя, хозяйка. А. Стародубова
«Мыши на крыше» —
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный.
Тише, тише, тише, тише,
Шаг ровней держите, мыши! И. Токмакова
С раннего возраста должна воспитываться звуковая культура речи (ЗКР). В средней группе картотека с целями должна стать более сложной и разнообразной, нежели в младших группах. С детьми 4-5 лет занятия могут проводиться чаще и интенсивнее. При сформированной культуре речи, правильной дикции и хорошем звукопроизношении у детей легче развиваются коммуникативные навыки.
Применение игр для развития ЗКР
Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.
Что развивают игры по ЗКР?
Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.
Звуковая культура речи
Задачи развития культуры речи:
- правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
- постановка хорошей дикции;
- развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
- формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие органов дыхания;
- развития интонационных средств.
Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.
Существует определенная последовательность развития речевой культуры:
- развитие фонематического слуха;
- уточнение и закрепление звука;
- закрепление звуков в словах;
- подбор слов по заданному звуку.
Развитие фонематического слуха
Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.
Развиваем фонематический слух
Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.
Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно. При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).
Развивать фонематический слух можно, применяя:
- игры на определение первого звука в слове;
- игры на определение места звука в слове;
- наглядность (картинки) в играх;
- игры на соответствие картинки и слова;
- на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).
Дизартрия препятствует развитию звуковой культуры
При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:
- для чего это нужно?
- какого это цвета?
- из чего сделано? ит.д.
Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).
Готовимся к школе
Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.
Определяем количество слогов в слове
Игры на определение количества слогов различны:
- «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
- «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
- «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
- «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.
Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи.
Количество слогов в слове
Учимся говорить тихо
Дошкольники редко умеют контролировать громкость своей речи, поэтому работа педагога должна скорректировать такое умение. Основными играми являются:
- «Тише-громче»: участник говорит одно и тоже слово сначала громко, а затем тише и тише;
- «Тише мыши — кот на крыше» (подвижная игра): дети хаотично бегают и кричат, затем педагог проговаривает стихотворение, и дети должны разговаривать тише;
- «Идите снами играть». Педагог начинает игру: «Сейчас мы пойдем гулять. На улице прекрасная погода, поэтому давайте позовем наших друзей. Крикнем громко: Заяц, Лисичка!!! Выходите гулять!!! Ой, а вот еж живет рядом с берлогой медведя и его нужно звать очень тихо: ежик». Игра повторяется с разными персонажами.
Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи, могут использоваться в средней группе и на прогулках, и в режимных моментах. Особенно эффективно применять их при сборах на прогулку, на занятиях физкультурой, так как в эти моменты дети начинают вести себя громко.
Тренируем внимание
Звуковая культура речи невозможно без развитого внимания. Как показывает опыт большинства педагогов, внимание детей даже в подготовительной группе не устойчиво. Особую роль играет слуховое внимание:
- «Где звенит?»: выбирают ведущего, который встает вкруг. Воспитатель ходит по группе и звонит, а ребенок должен отгадать, где именно звенит колокольчик;
- «На чем играю?»: педагог выбирает звучащие инструменты: бубен, колокольчик, треугольник, трещотка и прочие. Участник встает спиной, а воспитатель по очереди играет на инструментах. Нужно отгадать, на чем играет педагог.
Игр на слуховое внимание много. При этом арсенал нужно постоянно менять и дополнять. Это позволит поддерживать интерес детей. Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам.
Учимся говорить правильно
Дети старшего дошкольного возраста часто имеют логопедические проблемы:
- не выговаривают буквы;
- не выговаривают окончания слов;
- в сложных словах менять слоги местами.
Обратите внимание! Часто проблема переходит в начальную школу. Те звуки, которые ребенок не слышит, он и не пишет. Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба». Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом.
Каталог игр на развитие правильной речи:
- «Кто как кричит» (по А.Барто);
- «Придумай предложение». Педагог говорит: «Я скажу слово, а вы придумайте с ним предложение»;
- «Подбери слова». Педагог говорит слово-глагол или существительное, а дети должны подобрать к нему множество подходящих вариантов: Завязывать: шнурок, веревку, узел и т.д.
Игр множество. Для поиска можно обратиться к логопедическим пособиям и картотекам игр для развития речи. Каждый дошкольник, в том числе, и дети с ОВЗ должны иметь развитую речь.
Картотека дидактических игр с целями по звуковой культуре речи в подготовительной группе
Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе усложняются с течением года. К концу садика дети уже могут делать упражнения для младших школьников.
Ниже приведена картотека игр, подразумевающих индивидуальный и групповой подход:
Название | Цель | Инструкция |
Волшебный мешочек | Навык различения звуков на слух. | В мешок помещаются игрушки и дети, доставая их определяют звуки «Ш» и «С». |
Найди ошибку | Навык определения количества слогов. | Детям зачитываются слова. Педагог говорит, неправильное количество слогов. |
Собери игрушку | Навык определения места звука. | Детям дают набор игрушек. Просят разложить по трем коробкам по схеме звукового словесного состава. |
Бусы | Упражнять детей в подборе слов разного слогового состава. | Детям показывают части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Детям предлагается подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. |
Построй домики | Навык составления слов. | Нужно построить слова из кубиков-слогов. |
Картотека должна входить в состав документации группы.
Таким образом, игры на звуковую культуру речи можно применять с раннего возраста. К работе необходимо приглашать родителей. В ДОУ работа строится с учетом требований ФГОС ДО.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
>
Планирование работы по зкр в подготовительной группе
(дети 6-7лет)
- Основные направления работы:
- Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи
- Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
- Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
- Работа над интонационной выразительностью речи
(высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
- Развитие мелкой моторики
- Работа над морфологическим рисунком слова
- Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
- Как элемент речевого развития в образовательных областях «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» проводится 2 раза в неделю
- В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
- В планировании должна быть отражена индивидуальная работа, рекомендации учителя — логопеда по работе с детьми в зависимости от уровня сформированности у них речевых навыков
- Планирование работы со звуками:
Месяц |
Звуки |
Этапы работы со звуками |
Речевой материал |
Наглядный материал
|
|
Сентябрь |
С — Ш С — Щ |
1. Дифференциация изолированных смешиваемых звуков (закрепление навыков правильного и чёткого произношения звуков) 2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах 3. Дифференциация смешиваемых звуков во фразовой речи Не рекомендуется все этапы совмещать. Должна соблюдаться последовательность и систематичность в работе. Интервал между этапами 1-2 дня. |
|||
Октябрь
|
З — Ж |
Пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, стихи, короткие рассказы. Весь материал необходимо систематизировать по отрабатываемым звукам и желательно оформить в виде картотеки. Если в работе используются специальные книги с речевым материалом, то обязательно наличие закладок. Подбирается ежемесячно! |
Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Весь материал необходимо систематизировать по отрабатываемым звукам. П подбирается ежемесячно! |
||
Ноябрь |
Ч — Ц |
||||
Декабрь |
Ш — Ж |
||||
Б — П |
Звонкость — глухость |
||||
Январь |
С-3 |
||||
Г-К |
|||||
Февраль
|
В — Ф Д — Т |
||||
Март |
Р — Л Р — РЬ Л — Ль |
Твёрдость — мягкость |
|||
Апрель |
В — ВЬ М — МЬ Г — ГЬ |
||||
Х — ХЬ |
|||||
Май
|
Т — ТЬ Н – НЬ Д — ДЬ Ф — ФЬ… |
||||
Во втором квартале ведётся работа по дифференциации звуков по звонкости — глухости, в третьем квартане — дифференциация Р-Л, далее согласные звуки по твёрдости – мягкости.
Воспитатель может изменять последовательность изучения пар звуков!!!
Дидактические игры и упражнения:
Игры для дифференциации звуков — 7г, с.60…, логопедическое лото, домино, «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28), «Логический поезд», «Чей домик?» (7д,с.47), «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49), «Собери букет» (7д, с.52), «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50), «Поезд» (7д, с. 61), «Найди место картинке» (7г, с.29), «Художники» (7в, с.99), «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99), «Я знаю 5 названий… «, «Назови продукты» (76, с. 141), «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59), «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) (7е, с.30), «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» (7в, с. 47), «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков – 7г,с.60…
- Игры и игровые упражнения,
- Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…), схем, звуковых линеек,… Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Дидактические игры на развитие слухового внимания:
«Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»), «Продавец и покупатель»(7г,с. 16), «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16), «Кто позвал?» (7г, с.22), «Где звучит?» (7г,с 15), «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18), «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21), «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89), «Переполох», «Ветер и птицы», «Солнце и дождик» (7г, с. 19,20), «Улитка» (7г, с.22), «Лягушка» (7г, с.22), стихи, небылицы…
Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«Волшебные кубики», «Птички — синички», «Загадки слов» («Телевизор», «Как их зовут?» — 7д, с.59,60),»Прятки слов», «Цепочки слов» (7д, с.44), «Следы слова», ребусы, «Новогодние флажки» (7е, с. 15)), «Эстафета слов»(7е), «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку» (7е, с. 14), «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151), «Какой звук пропал в слове?» (76, с. 150), «Волшебный коврик», «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),… +д/и из пункта №3
- Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
- картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7ж, 7з,7г)
- сказки о » Весёлом язычке»
Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7л, 7з)
- Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
— Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
«Футболисты», «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40), » Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), » Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40), «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… –
7 л,с87), «Пузырь.» (дифференциация С- Ш — 7г, с.42), «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)
— Дидактические игры для развития речевого дыхания:
«Придумай фразу» (7г, е.44), «Назови соседей» (7г, с.44), «Эхо» (повторить фразу), «Волшебное зеркало» (7г, с.45), «Определи место игрушки» (7г, с.49), «Кто кого?» (7г, с.52)
- Работа над выразительностью речи:
(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры — драматизации, хороводные игры. » Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет», «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51)
- Развитие мелкой моторики:
- В группе необходимо иметь:
— картотеку пальчиковых игр, речь с движением
— различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин, …
- пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
- пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», …
— Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
«Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74), «Прищепки» (7и, с.67 ), «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75), «Вышивалыцицы» (7и, с.70), «Найди сюрприз» (7и, с.66), «Маленький аптекарь» (7и, с.69), «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
- Организация уголка ЗКР:
- Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
— систематизированные речевой и наглядный материал
— картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
— картотеки игр и упр. на развитие дыхания
— картотеки артикуляционных упражнений
— картотеки игр и упр. на развитие дыхания
— картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
— картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
- Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
- Уголок пополняется ежемесячно:
— речевой и наглядный материал согласно планировать
— материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
— любая д/и для работы со звуками и для развития общих речевых навыков
- Рекомендуемая литература:
а. «Формирование речи у дошкольников»
б. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
в. , «Учите, играя»
г. Ред. «Игры в логопедической работе с детьми»
д. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
е. , «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
з. «Логопедическая гимнастика»
и. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
к. «Методика развития речи детей»
л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
м. Ред. «Занятия по развитию речи в датском саду»
н. «Занятия по развитию речи в старшей группе»