Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Жизнь средневековья

12.05.2020 by admin

Содержание

  • Древнейшие уцелевшие до наших дней каркасные сооружения
  • Газы
  • Дефекация и мочеиспускание
  • Неспешное появление нужников
    • Дополнительные записи

Пожалуй, самым древним типом дома был монолитный дом-пещера. Таких домов, правда, было немного, и они были не очень комфортабельны и красивы, но человек пытался как-то их украсить. Например, как на фото слева.

Пришлось задуматься как, точнее где жить дальше. Подглядев наверное у птиц, какому-то человеку пришло в голову сделать каркасный дом. Конечно, такой дом не спасал от сильного дождя и ветра, но главное, начало строительного бизнеса было положено. А дальше только обшивка менялась, а принцип каркаса оставался.

Индейцы в каркасных домах жили до прихода европейцев. Наверное, поэтому каркасные дома столь популярны в Америке. Правда, и в других краях, где была развита охота и животноводство, каркасные дома были любимы народом, ведь они легкие и быстро строятся.

Но человек никогда не останавливается на достигнутом, ему все хочется лучше, больше и крепче. Ведь желающих отобрать жилище во все времена хватало. Поэтому, где находилось много камней, человек стал строить
каменные дома, но только после того, как он понял, что больше шляться по земле ему не хочется. Тяжеловато, правда такое строительство шло, да и не слишком быстро, зато от горящих стрел каменный дом спасал хорошо. Вот видите, до чего людей доводит квартирный вопрос, стрелами.., да, еще и горящими!

Потом стали строить даже многоэтажные каменные дома…
Ну, а там где не было камней, но было много глины, воды и солнца, строили глинобитные дома, которые тоже неплохо спасали от нахалов.

Потом какой-то строитель-жулик решил обмануть заказчика, чтобы можно было построить дом побольше, а глины
положить поменьше и подмешал в глину соломы для объема. Но получилось даже лучше. Заказчику понравилось и стали строить саманные многоэтажки.

На севере глины и воды тоже достаточно, но вот только солнца маловато, не успевала глина хорошо просохнуть, влаги боялась, опять же, да и кому нужна эта морока с замесом глины, когда вокруг полно высоченных деревьев, руби их и строй прямо на месте.
Конечно, сначала северные народы рыли ямы в земле, закрывая её упавшими бревнами, получилась, всем хорошо известная землянка, но быстро поняли, что с холодом шутки плохи и лучше построить что-нибудь повыше. Так появились бревенчатые дома.

Вон, глядите, как высоко от земли построен этот бревенчатый дом в Норвегии, говорят, ему уже почти 1000 лет. Сомнительно кажется, но, с другой стороны, почему бы и нет, вон стоит же каркасный дом в Англии с середины 15 века. В Европе сосновых и еловых лесов мало, а у лиственных деревьев

относительно короткий ствол, из таких деревьев много бревенчатых домов не построишь. И пришлось европейцам экономить на древесине, чтобы всем хватило на дома, зато техника обработки древесины значительно улучшилась. Промежутки между деревянным каркасом заполняли кто-чем — соломой, смешанной с глиной, опилками, булыжниками. Только к 15 веку в Германии и других странах научились массово делать кирпич. Несмотря на то, что кирпич производят уже более 9000 лет в южных странах и последние 5000 лет его умеют обжигать, в северной Европе его производство было дорогим и малодоступным для простых жителей.

Производство кирпича и в наши дни довольно дорогое удовольствие.

Посудите сами. Кирпич делают из песка, глины, извести и некоторых других добавок. Это, конечно, весьма распространенные ингредиенты, но их нужно выкопать, привезти из разных мест, замесить раствор, разложить его по формам, а потом обжечь. На обжиг только сколько топлива уходит. А потом довезти до места строительства. Причем, кладка кирпича не быстрая, значит за работу каменщика нужно больше платить. Стоит ли строить частный дом из такого дорогого материала ради сомнительного удовольствия от мысли, что правнукам достанется.

Попытку заменить строительство из дорогостоящего кирпича монолитным бетоном удалось осуществить в середине 19 века в Англии.

Справа весьма хорошо сохранившийся дом из монолитного бетона, 1845 или около того года постройки. Но говорить о долговечности пока еще рано.

Вот, мы и узнали вкратце в каких домах жили наши предки. Ну, а Ваш дом, возможно, и не будет упомянут в истории и не проживет столько лет, но Вас должна беспокоить Ваша жизнь, а не жизнь дома. Поэтому подойдите к выбору материала и проекта, на основе практичности жизни в нем, легкости строительства и доступности в финансовом плане. А мы поможем определиться с выбором и со строительством.

Древнейшие уцелевшие до наших дней каркасные сооружения

Храмы каркасного типа известны в Японии (синтоистский храм в Исе, буддийский храм Хорюдзи и др.) и Китае (храмы Феникса, Фогуан) с первых веков нашей эры. В их основе лежит конструкция примитивных свайных жилищ (сооружения возводятся на столбах и платформах), доведённая до совершенства искусством ритмичной расстановки столбов, удачным сочетанием лёгких стен с массивными нависающими крышами.

Уникальна пагода Дьен-Бо в Ханое (Вьетнам; 1049) — каркасное сооружение на каменном столбе, стоящем посредине водоёма.

В Скандинавии сложился тип храма («ставкирка») с двойным каркасом —

внутренним, из столбов, соединённых арками и крестовинами, и наружным, со стенами из деревянных вертикальных пластин, закреплённых в раме. Внутренне пространство ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил). Несмотря на сравнительно небольшие размеры, церкви кажутся монументальными (церковь в Боргунне, около 1150, и в Урнесе, 1060-1130, в Норвегии).

В научном мире искусство считывания информации с костей обрело название биоархеологической реконструкции и палеопатологии. Информационные ресурсы для этого научного направления накапливались с эпохи среднего палеолита, когда в обществе стали формироваться погребальные традиции. Однако искусству дешифровки этой нерукотворной письменности научились лишь в 80-е годы XX века. Первые результаты суммированы в книге директора НИИ и Музея антропологии МГУ, члена-корреспондента РАН Александры Бужиловой «Homo sapiens: история болезни».

Продолжительность жизни

Глядя на кости, антрополог не сможет сказать день, месяц и год рождения «индивида», однако по общему состоянию организма можно узнать его приблизительный биологический возраст.

Продолжительность жизни в древности зависела от климатических условий и географии проживания, а начиная с эпохи позднего железа — от социальных факторов. Среди них наиболее частые — голод, болезни и войны.

Удалось узнать, что предки человека (австралопитек, homo erectus, неандерталец) жили примерно 20-23 года. Появившийся в эпоху мустье современный человек жил в среднем на 3 года дольше, до 26 лет. Люди верхнего палеолита стали жить 31 год. При этом мужчины чаще жили до 33 лет, а женщины — до 28. В мезолите мужчины жили до 35 лет, а женщины — до 29. В неолите продолжительность жизни мужчин сократилась на год, а женщины стали жить на полгода дольше. С момента освоения человеком равнинных пространств и до конца XVIII века продолжительность жизни человека была от 31 до 39 лет. При этом женщины жили на 5 лет меньше мужчин. Эта разница считается антропологами нормой. Если женщины живут столько же, сколько и мужчины, или переживают их, это свидетельствует о нарушении баланса в природе или обществе. Однако с началом промышленной революции человек стал жить по другим законам. Начиная с конца XVIII века средняя продолжительность жизни человека увеличилась до 73 лет. Причем женщины стали жить на 6 лет дольше мужчин.

Секрет долголетия

Антропологи заметили, что развитие человека и приматов принципиально состоит из одних и тех же этапов: эмбриональное состояние, детство, отрочество, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Причем в действительности у приматов пострепродуктивного периода не бывает. Означает ли появление дополнительного по сравнению с предками этапа шаг к увеличению продолжительности жизни? Наблюдения показали, что, начиная с эпохи верхнего палеолита, стала увеличиваться и продолжительность каждого этапа.

Дальнейшие исследования привели к выводу, что чем больше времени занимает у человека детский и подростковый период, тем дольше будет длиться и пострепродуктивный период. Значит, увеличится и общая продолжительность жизни. Возможно, повсеместный инфантилизм в современном обществе связан с новым этапом эволюции человека.

В зависимости от темпа развития ученые делят современных людей на несколько типов.

Первый тип людей рано созревает и рано стареет. Это самый древний тип развития человека, мало изменившийся со времен верхнего палеолита. Он встречается у современных аборигенов северных районов (лесные ненцы, саамы, чукчи, эскимосы).

Второй тип дольше созревает и дольше стареет. Это новейший этап развития человечества. У населения с повышенным уровнем долголетия и в популяциях долгожителей наблюдается позднее созревание костной системы при низких темпах возрастных изменений.

Третий тип считается промежуточным, или комбинированным. Он встречается в популяциях средней полосы, южных и пустынных районах.

Загадки для антропологов

При дешифровке нерукотворной письменности антропологи сталкиваются с большим количеством загадок, ответы на которые найти не просто. Вот одна из них.

Считается, что продолжительность жизни увеличивается при благоприятных условиях среды. Рост человека зависит от этих же факторов (питание, образ жизни, климатическое и географическое воздействие). То есть чем больше продолжительность жизни, тем выше рост. Однако эту закономерность опровергает сложившаяся в железном веке ситуация, когда человек стал жить дольше, но рост его уменьшился. Антропологи попытались разгадать эту загадку.

Самым простым ответом казалось возможное изменение генофонда. Ученые называют это явление «стресс мигрантов», когда при освоении новых территорий снижаются биологические показатели. Однако в таком случае уменьшилась бы и продолжительность жизни. Значит, ответ неверен.

Иной вариант ответа дало наблюдение за колебаниями климата и роста человека: оба фактора оказались связаны с атлантическими циклонами. Возможно, периоды влажности и засушливости определяли характер жизнедеятельности, а значит, и уровень жизни популяций. Влажный климат способствовал развитию земледелия и других форм хозяйства, что значительно повышало уровень жизни. Эта версия выглядит более логичной. Однако она не объясняет уменьшения длины тела и продолжительности жизни в ближневосточных популяциях, где вне зависимости от циклонов были прекрасные условия для земледелия.

Правильный ответ удалось найти, наблюдая изменения зубной системы. Начиная с эпохи неолита увеличивается процент заболеваний зубным камнем. Значит, в этот период в рационе увеличилась доля углеводов и продуктов с повышенным уровнем сахароз, что, в свою очередь, говорит о высоком уровне земледелия. Далее процент заболеваний зубным камнем падает, зато увеличивается количество углублений на зубах (эмалевая гипоплазия) и количество больных анемией. Эти углубления говорят о том, что в детском возрасте организм переболел инфекциями, которые стали расплатой человечества за переход к оседлому образу жизни и, как следствие, к большой скученности. Детский организм при борьбе с инфекциями расходует все свои силы, в том числе и строительные белки. Поэтому переболевшие дети становятся ниже ростом.

Получается, что в раннем железном веке человек стал жить лучше, а значит, дольше. Однако из-за большой скученности населения появилось множество инфекций, которые замедлили развитие длины тела. В результате люди стали меньше ростом, но продолжительность их жизни увеличилась.

Еда

Анализ структуры костной ткани показывает, какие продукты составляли основу питания человека. И если узнать о нюансах вкусовых предпочтений каждого отдельного человека пока невозможно, то количество углеводов и белков в рационе вполне определяется.

Оказывается, рацион неандертальцев практически не отличался от рациона гиен и других хищников. Основу его питания составляли белки наземных животных. А вот в эпоху палеолита пища человека была жесткой и грубоволокнистой, она состояла из растительной пищи и жесткого мяса. Об этом говорят здоровые зубы со стертой жевательной поверхностью.

С наступлением мезолита происходят кардинальные перемены. Впервые в мариупольской культуре замечено, что стало различаться питание женщин и мужчин. Женщины ели растительную пищу и практически не употребляли белки. Дети обоего пола питались так же, как и мужчины, в основном белковой и реже растительной пищей. В мезолите человек изобретает лыжи и сани, лук и стрелы, гарпуны, крючки и прочие рыболовные снасти. Наблюдается серьезный разрыв в продолжительности жизни на севере и юге Европы. На севере средний возраст умерших составляет 30, а на юге —40 лет. В это время население прибрежных зон предпочитает питаться белками морских и пресноводных животных. А население внутренних территорий по-прежнему питается белками наземных животных. Среди кухонных останков на поселениях этого времени находят останки северного оленя, лося, медведя, кабана, косули и собаки.

Уже в эпоху неолита на юге Европы появляются первые вегетарианцы. Население внутренних территорий в это время отдает предпочтение мясу пресноводных, а не наземных животных, и чаще ест растительную пищу.

В эпоху бронзы на Ближнем Востоке и в других регионах с теплым климатом появляется традиция консервирования (вяление, сушка, соление). Пищевые новации отразились на состоянии зубов — повсеместно появился кариес. В северных территориях в это время рацион не менялся.

В последующие эпохи питание человека в большей степени начинает зависеть от самого человека, а не от климатических условий.

Болезни

Антропологи подтвердили тезис о том, что «ты есть что ты ешь». Изменения в питании привели и к изменению внешнего вида и продолжительности жизни людей.

Наиболее впечатляющи выводы о жизни скифов. Ученые заметили, что на большинстве скифских черепов с обратной стороны лба есть роговидные наросты (лобный внутренний гиперостоз). Исследовав захоронения скифов, антропологи пришли к выводу, что культурные традиции скифов влияли на «формирование особого гормонального статуса у населения скифской культуры». Роговидные наросты связывают с последствиями изменения гормональной деятельности. Оказалось, что скифское население из-за большого количества мужских гормонов у женщин и их недостаточного количества у мужчин отличалось повышенным жироотложением; женщины становились мужеподобны, толстели, у них начинала расти борода, а мужчины — женоподобны, все жировые отложения у них скапливались в нижней части живота.

Выводы антропологов косвенно подтверждают и письменные источники. Гиппократ в трактате «О воздухах, водах и местностях» пишет: «… по внешнему виду скифы толсты, мясисты, нерасчлененны, влажны и слабы; вследствие тучности и гладкости тела по внешнему виду все похожи друг на друга …»; «Такая природа не может быть плодовитою». Кстати, последнее объясняет небольшое количество детских погребений (12-16%).

Сегодня такое заболевание связывают с эндокринными нарушениями. Возможной его причиной считается калорийное питание с большой долей жиров и углеводов, приводящее к ожирению и диабету.

В древности этим заболеванием могло болеть 4% населения (по археологическим выборкам). Самый ранний случай болезни зафиксирован у неандертальца из пещеры Шанидар. В серии скифского могильника Колбино такие больные — как мужчины, так и женщины — составляют 20%. Любопытно, что у сменивших скифов сарматов лобный гиперостоз чаще встречается у мужчин (8% от всего населения). В позднесредневековых сериях из Великобритании этот синдром встречается у 6% населения. Гормональные изменения практически не отмечаются в древних популяциях, но с конца XIX века встречаются у каждой четвертой женщины и каждого двадцатого мужчины на территории Америки. Сегодня гормональные дисфункции встречаются у 90% женщин.

Соотечественники

В XIII веке на всей Руси жило в два раза меньше народу, чем в современной Москве. Численность населения средней Руси была равна 6 млн человек. В то время на территории Южной Руси на 1 кв. км жило 6 человек, а на севере — лишь 2 человека.

Продолжительность жизни россиянина была невысока — от 32 до 43 лет. На юге и на западе Русской равнины население жило дольше, чем на севере и востоке. Разница в продолжительности жизни объясняется голодом, болезнями, военными нашествиями и эпидемиями. Наименьшая продолжительность жизни была у словен новгородских и кривичей ярославских. Наибольшая — в северо-восточных территориях (Белозерье и Поонежье). Питание на всей Руси было одинаковым.

Самыми высокими из мужчин были московские вятичи (173,3 см) и жители Смоленска (170 см), а самыми низкорослыми — группы словен новгородских (163 см) и Новгорода (164 см). Самые высокие женщины жили в Новгороде (163 см), а самые низкие — в новгородской сельской округе (155 см).

Длина тела и продолжительность жизни

Период Средняя
длина,
мужчины
Средняя
длина,
женщины
Продолжитель
ность жизни,
мужчины
Продолжитель
ность жизни,
женщины
Неолит 172 см 158 см 34,3 29,8
Медно-каменный век 169 см 156 см 33,3 29,5
Бронза 174 см 159 см 36,3 30,8
Железо 168 см 154 см 39,4 33,3

Население городов страдало от высокой скученности. С X по XII век семьи жили в однокомнатных домах-полуземлянках. К началу XIII века появились двухкамерные пятистенки и трехкамерные дома, состоящие из избы, сеней и клети. В XIII-XIV веках вместо полуземлянок стали строить однокамерные срубные дома. К XV веку население городов стало тонкокостным (грацильным) из-за плохих бытовых условий. Ведь жители городов голодали чаще сельчан, часто мерзли, страдали из-за высокой плотности населения, плохих гигиенических условий, грязи, массовой зараженности паразитами, инфекций, плохого качества пищи, малодоступности медицинской помощи.

Питание древнерусских горожан состояло из разного рода мучных и крупяных продуктов. Наиболее частыми болезнями мужчин в городах были сифилис и туберкулез, у женщин — воспаления суставов, из-за частого деторождения они страдали от зубочелюстных болезней, нарушения обмена веществ и анемии.

Мужское население Москвы в XV веке отличалось особой агрессивностью. У каждого третьего москвича встречаются черепные травмы. Такой высокий уровень травматизма встречается на Руси только в пограничной зоне домонгольского времени.

Наука, которой 30 лет

Один из первых отечественных археологов граф Уваров в конце XIX века по завершении археологических изысканий ежегодно отпевал и хоронил по православному обряду все человеческие костные останки, будь то скиф или хазар. В советские годы археологи отработали методику, при которой все кости привозились из экспедиций наравне с находками. Благодаря накопившемуся у археологов материалу антропологам удалось создать новые направления в науке. Не прошло еще и 30 лет, а на основании того, что раньше тихо пылились в коробках, уже получены интереснейшие данные.

Изменения продолжительности жизни человека

Ольга Брилева, кандидат исторических наук

Иллюстрация: Iconographic Collections / Wikipedia Commons

Газы

Есть те, кто приказывает, чтобы мальчики силою сжатых ягодиц удерживали внутри звуки, животом издаваемые, но подобная попытка соблюсти приличия вредна, поскольку вызывает болезни. Если есть выбор, то лучше выпустить газы в одиночестве. В противном случае следует, как водится, прикрыть кашлем непотребный звук.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

В Средние века прилюдно выпускать газы не считалось чем-то зазорным. Рожер I, носивший титул великого графа Сицилии, правил островом с 1071 по 1101 г. Бенедиктинский монах Гоффредо Малатерра отмечал, что этот человек, нормандец по происхождению, был прекраснейшим, велеречивейшим и наихрабрейшим правителем. Тем не менее он позволял себе публично портить воздух. Арабский историк Ибн аль-Асир пишет о том, как посол короля Балдуина посетил двор Рожера и предложил тому вместе отправиться завоевывать Северную Африку. Присутствовавшие при встрече дворяне с восторгом приняли это предложение, однако Рожер поднял ногу, издал крайне громкий и характерный звук и заявил, что это гораздо лучший совет, нежели тот, который дали сановники.

В Средние века полагали, что вонь кишечных газов — это запах самого дьявола. Поскольку на небесах все источало тонкие ароматы, люди верили, что ад является во всех отношениях противоположностью рая, — это же касалось и запахов. Считалось, что на шабашах колдуны и демоны катаются в моче и экскрементах, а также пьют и едят их. Во время процессов над ведьмами одним из главных обвинений против несчастных женщин было то, что они якобы целовали ледяной зад Сатаны. Таким образом, естественные выделения человеческого тела — кал, моча и сперма — использовались неестественным образом.

Телесные потребности и выделения в Средние века пробуждали в людях интерес, что приводило к самым разнообразным верованиям. Как же относились к публичному испусканию газов в пособиях по этикету? Эразм Роттердамский, как мы уже упоминали, уделял в своем труде внимание этому вопросу.

О болезнях: прислушайтесь к старой максиме о звуках, животом издаваемых. Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

Сидя за столом, следовало избегать движений, которые могли породить звук, вызывающий ассоциации с порчей воздуха.

Качаться на сиденье, ерзая с одной ягодицы на другую, — это манера человека, часто пускающего ветры или притворяющегося, будто он так поступает.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

Подобные инструкции говорят о том, что еще во времена Эразма газы не являлись запретной темой, которую нельзя было бы обсуждать открыто и рационально. Эразм Роттердамский приводит аргумент медицинского характера: по его мнению, лучше уж пукнуть, нежели сдержаться и в итоге заболеть. Правда, он все же рекомендует по возможности соблюдать приличия, призывая либо пускать ветры беззвучно, либо маскировать конфуз кашлем или иным громким звуком. На практике, однако, дела обстояли иначе. Книги Франсуа Рабле, например, рисуют отличную картину нравов того времени и рассказывают, что в XVI в. к порче воздуха относились с изрядной долей юмора. Во всяком случае, проблема эта в те времена не слишком беспокоила посетителей постоялых дворов и пивных погребов.

Мартин Лютер, который не чурался никаких тем: критиковал церковь, откровенно писал о вине, женщинах и современных ему нравах, — обосновывал свою привычку пускать газы тем, что это превосходный способ отогнать дьявола: «Я могу противостоять бесам и чаще всего отпугиваю их раскатистым пуканьем».

«Громкие вопли, рыгание и отвратительная порча воздуха — этого достаточно, чтобы любого разумного человека заставить стыдиться своей природы» — вот мнение современника о посетителях английских пивнушек XVIII в. Интересно, что бытописателя шокировали «непристойные» запахи, а не само пьянство. В XIX столетии мнение медиков о том, надо ли сдерживаться, кардинально изменилось. Если во времена Эразма Роттердамского боялись, что это может привести к болезни, то теперь считалось, что портящий воздух человек попросту не желает контролировать низменные инстинкты.

Хотя в наши дни случайный пук может привести к неловкой ситуации, все же эта тема не является табу. Порча воздуха постоянно служит предметом шуток не только среди школьников, но и, например, обыгрывается в различных телешоу. За раскрепощающим смехом, однако, по-прежнему скрывается чувство неловкости, которое мы пытаемся смягчить с помощью веселья.

Дефекация и мочеиспускание

Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

По моему разумению, не следует также, выйдя по нужде и возвратясь, мыть руки пред всей честной компанией, ибо знающим, по какой причине он моет руки, может явиться в воображении кое-что нечистое. Оттого же нехорошо, наткнувшись дорогой на гадость, как иной раз случается, призывать спутников и на нее указывать. Еще хуже совать им под нос что-либо вонючее, как иные делают с великой настойчивостью, говоря: «Благоволите понюхать, как воняет!» — нет чтобы сказать: «Не обоняйте это, ибо оно воняет».

Джованни делла Каза. Галатео, или Об обычаях (1558)

Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу. Общественных туалетов, предназначенных для простонародья, было очень мало: так, к примеру, в конце XIII — начале XIV в. в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, из-за чего жильцы ничтоже сумняшеся предпочитали справлять нужду прямо в текущую неподалеку Темзу. Также подходящими местами для отправления естественных надобностей считались внутренние дворики и темные переулки. Не было ничего необычного в том, что как в домах знати, так и в лачугах бедняков на видном месте красовался горшок с плавающими в нем экскрементами. Когда один лондонский купец, живший в XVII в., не нашел в чужом доме горшка, он без лишних экивоков помочился в камин. Дворяне также справляли нужду без особых стеснений, и порой дворцовые камины заменяли им нужники.

Из-за отсутствия канализации улицы европейских городов утопали в фекалиях. «Повсюду видны горы отбросов, а ноздри забивает тысяча отвратительных запахов», — отмечал современник.

В Эдинбурге, например, еще в XVIII в. пешеходам следовало соблюдать крайнюю осторожность и быть очень внимательными, чтобы не оказаться под душем из мочи и фекалий: ночные горшки раз в сутки опорожняли из окон прямо на мостовую. Вежливым считалось заранее громким голосом предупредить проходивших мимо, чтобы они успели убраться из-под окон. Выплеснутые испражнения оставались на улице до утра, когда городские службы принимались за очистку мостовых.

Поскольку столкнуться с фекалиями можно было повсеместно, к ним также относились вполне естественно (с точки зрения современного человека, даже слишком естественно). Так, кал порой использовали довольно оригинально, как можно узнать из написанной в XVI в. Циммернской хроники. Там рассказывается, что в последний вечер Великого поста во дворце графа Андерса Зонненберга на стол подали собачьи экскременты, которыми собравшие за ужином знатные дамы и господа в шутку измазали головы друг друга. Скорее всего, речь шла о каком-то ритуале, поскольку в хронике указано, что «в наши дни от сего обычая отказались, поскольку экскременты портят одежду и стены».

Когда в XVII в. у некоей дамы во время театрального представления в Лондоне приключился понос, бедная женщина вынуждена была справлять нужду на углу одной из деловых улиц столицы, поскольку публичных уборных практически не было. То есть Эразм Роттердамский не просто так писал, что невежливо приветствовать человека, который опорожняет кишечник. Советы, касающиеся испражнения и мочеиспускания, встречаются в пособиях по этикету XVI столетия, что указывает на уже тогда существовавшие попытки контролировать эту сферу человеческой жизни, однако в ту пору, в отличие от более позднего времени, о «постыдных» вещах еще можно было говорить относительно открыто. Справлять нужду на улице было совершенно нормальным явлением. О публичности этих процессов, которые ныне считаются интимными, свидетельствует, например, тот факт, что еще в XVIII в. на аристократических балах принято было на отдельном столе выставлять в ряд ночные горшки, для того чтобы дамы и господа могли после ужина справить естественные надобности.

Неспешное появление нужников

Разумеется, более предпочтительным вариантом, нежели ночной горшок, была уборная. В Средние века наиболее передовые в санитарном отношении помещения имелись в монастырях, где монахи и монахини жили в чистоте не только духовной, но и физической: отходы из уборных выводили либо по канализационным трубам, либо через специально выкопанные под нужниками канавы. Поскольку распорядок жизни в монастырях был строгим и подчинялся общим правилам, естественные нужды также справляли по часам, и поэтому монастырские туалеты зачастую оснащались большим количеством отверстий. Также в Средние века в дворянских замках были распространены общие для всех обитателей туалеты, которые стремились сделать более удобными, размещая их вблизи дымовой трубы, чтобы было теплее.

То есть нужники существовали уже давно, однако с приватностью в них дела обстояли плохо: так, в здании городской ратуши Йорка власти решили возвести стены в общественной уборной при зале переговоров лишь в XVII в. Открытыми были также и предназначенные для дворян туалеты, даже самые роскошные из них. Шикарный клозет был в ту пору таким же предметом гордости, как в наши дни дорогой автомобиль. Зародившаяся в эпоху Нового времени помпезная придворная культура оставила свой след на туалетных сиденьях, которые смягчали с помощью бархатных подушек и украшали вышивками и бахромой. При дворе Людовика XIV, например, таких ласкающих глаз приспособлений насчитывалось 264. Подобная роскошь объяснялась вовсе не пристрастием короля к гламуру; дело в том, что сиденье подчас заменяло трон: монархи, отправляя естественные потребности, могли одновременно заботиться о выполнении обязанностей, принимать гостей и провозглашать новости государственной важности. Так, к примеру, Людовик XIV объявил о своей помолвке, восседая на горшке.

Однако уже в XVII столетии почетное сиденье старались всячески прятать. Например, в жилищах французского дворянства можно было подчас обнаружить стопки скучно выглядевших книг, и под обложкой верхней из них скрывалось туалетное отверстие.

Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности. Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание.

Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свой кал в качестве удобрения. С возникновением канализации человеческие экскременты в буквальном смысле слова провалились под землю.

Технологическая карта урока.

Тема: «Горожане и их образ жизни», 6 класс

Тип урока: получения новых знаний

Цели урока:

познакомить учащихся с характерными чертами средневековых городов, внешним обликом и городскими жителями, организацией управления, обликом средневекового города;

развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся, умения сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание;

воспитывать чувства уважения к культуре других народов.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение и расширение новых знаний о горожанах, формирование общеучебных умений и навыков при работе с текстом учебника, закрепление умения сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Метапредметные: развитие познавательного интереса к истории, умение анализировать и решать проблемные вопросы; усиление коммуникативных свойств речи.

Личностные: уважительное отношение к истории, воспитание роли труда в обществе.

Ресурсы урока:

-История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Агибалова Е. В., Донской Г. М. М.: Просвещение.

-Раздаточный материал к уроку: карточки.

— Мультемидийное оборудование.

— Презентация по теме урока.

Организационная структура урока

Здравствуйте!

Спасибо, что подготовили к уроку все необходимое: на столах учебники, тетради, ручки, дневники

2 этап. Актуализация знаний

Начнем урок с небольшого «мозгового штурма» Ответим на вопросы.

А сейчас мы отправимся в путешествие по времени (Слайд с картинкой средневекового города.). Куда мы отправимся?

Скажите, пожалуйста, зачем город окружали каменными стенами?

-Кто жил в городах?

— Кто такие горожане?

Отвечают на вопросы

Город окружали стенами для защиты от нападений. За стенами крепостей находили защиту горожане в случае войны.

В городах жили горожане.

Горожане – это жители города.

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

А сейчас мы отправимся в путешествие по времени (Слайд с картинкой средневекового города.). Куда мы отправимся?

— -Итак, кто из вас догадался: о чем мы сегодня будем говорить?

Дети отвечают. В средневековый город .

Сегодня мы будем говорить о горожанах и их образе жизни.

4 этап. Целеполагание и планирование

-Тема нашего урока: «Горожане и их образ жизни» (Слайд). Запишите, пожалуйста, тему в тетради.

-Ребята, о чем вы хотите узнать сегодня на уроке, на какие вопросы должны дать ответ?

Учитель подводит детей к плану урока.

План. 1) Городские бедняки и богачи.

2) как жили горожане.

3) Взгляд из города.

-Ребята, как вы думаете: чем образ жизни современных горожан отличается от образа жизни горожан средневековых? Можем мы ответить на этот вопрос сейчас?

-Почему?

-Что мы должны узнать с вами, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Мне интересно будет узнать о том, как жили горожане. Чем занимались. Были ли среди них богатые и бедные. Велась ли торговля? Чем торговали. Каков образ жизни.

Запись в тетради

Нет.

Мы ничего пока не знаем об образе жизни средневековых горожан.

Мы должны рассмотреть вопросы нашего плана нашей темы.

5 этап. «Открытие нового знания»

-Какой первый вопрос мы должны рассмотреть?

— Ребята сейчас я вас познакомлю с жителями городов более подробно. (Слайд «Группы городского населения)

Ребята, скажите, а кто такие патриции? (Найдите определения в учебнике и запишите в тетрадь) (Слайд подтверждает сказанное).

Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу и становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городе вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли. Таким образом, можно сделать вывод о том, что из всех городских слоев главную роль в управлении города играли кто?

-Правильно, патриции или богатые люди, городская знать.

-Ребята,а теперь задание по группам: написать рассказ от имени жителя средневекового города 1. От имени патриция

2. От имени бедняка

3.От имени купца

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и попробуйте догадаться: кому могла принадлежать такая вывеска и почему? (Слайды)

-Правильно, ведь средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигуры, обозначавшие занятия владельца.

-А теперь посмотрите и скажите, что было центром города? (Слайд)

-Правильно, центром города была рыночная площадь с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к позорному столбу преступников. На этой же площади велась торговля.

— Посмотрите, кто торгует на рыночной площади?

-Чем торгуют крестьяне?

-Посмотрите, кто покупает продукты у крестьян?

А как выглядят покупатели, горожане?

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на другой рисунок (слайд). Кто изображен здесь?

-Посмотрите, кто и где торгует на этом рисунке?

-Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома городских сообществ.

-Итак, мы с вами увидели облик города и занятия горожан, -Ребята, как вы думаете где было лучше жить – в городе или деревне? Задание по парам: составьте диалог между крестьянином и горожанином. Задача горожанина- убедить крестьянина переехать в город (слайд с изображением крестьянина и горожанина)

А теперь сравним средневековый город и современный (слайд) и сделаем выводы.

Мы должны рассмотреть вопрос «Городские бедняки и богачи».

Дети записывают новые термины в тетрадь.Патриции – это городская знать.

Из всех городских слоев главную роль в управлении города играли патриции.

Дети делятся на группы и пишут рассказ, затем зачитывают их вслух.

Ученик рассказывает о жизни горожанина в средневековом городе. Дети задают ему вопросы.

Портной, золотых дел мастер, пивовар, оружейник, мясник, монетный мастерские и кирпичные).

Центром города была рыночная площадь.

На рыночной площади торгуют крестьяне.

Крестьяне торгуют продуктами.

Продукты у крестьян покупают горожане.

Горожане богато одеты.

На рисунке изображена улица средневекового города.

Горожане торгуют в лавке, в доме на первом этаже.

Здесь продают и покупают посуду.

Посуду покупают у гончаров.

В средневековом городе развивается ремесло.

Ратуша — это здание городского совета. (Дети находят определение в учебнике и записывают в тетрадь).

Дети работают в парах, составляют диалог и 3 пары зачитывают диалог вслух. Делают вывод о том, что жизнь горожан была легче.

Дети сравнивают современный и средневековый город и делают вывод.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний

— На сегодняшнем уроке мы познакомились с жизнью средневекового города. Теперь посмотрим, как вы усвоили пройденное. -Итак, чем же образ жизни современных горожан отличается от образа жизни горожан средневековых городов?

Дети отвечают.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Я узнал, что… (слайд)

Я понял, что…

Я удивлен тем, что…

Учащиеся оценивают свою работу,

8 этап. Домашнее задание

Инвариативная часть: параграф 15, сделать рисунки, которые заменяли номера домов, обозначавшие занятия владельца.

Вариативная часть: подготовить рассказ: представьте, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели.

Крестьяне | Быт крестьян

Жилище

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом — в одной избушке.
Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 — 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.

Питание

Неурожаи и голод — постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза — утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере — говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах — баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.
В средневековой Европе много пили, на юге — вино, на севере — до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель — пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.
Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.

Одежда

До XII — XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны — брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса — блио. В XII — XIII вв. распространяются длинные чулки — шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ — простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула — плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.
В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов — серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок , в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.
На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.
В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда — котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.

Орудия труда

Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.

Дополнительные записи

  • Индейцы вечеринкаИндейцы вечеринка
  • Что дает ранний подъем?Что дает ранний подъем?
  • Как запекать полимерную глину?Как запекать полимерную глину?
  • Я купил жене и дочке заграничные чулочкиЯ купил жене и дочке заграничные чулочки

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes