Занятия по риторике
СодержаниеУрок риторики на тему «Какой я слушатель?» Технологическая карта по риторике на тему: «Какой я слушатель» (4 класс)Риторика и ораторское искусство10 основных правил риторикиОбъективностьЛаконичностьЯсностьОбразностьЦелесообразностьНапряжениеНеожиданностьНасыщенностьКомический эффектСтильУпражнения8 упражнений для тренировки речиГромкое чтениеПересказ прочитанногоПоиск ключевых словПерефразированиеПростота речиСкороговоркиЧтение по складамЧтение стиховСтрах публичных выступленийКак не волноваться перед публичным выступлением5 способов побороть волнениеКак не бояться выступлений перед публикойРиторика для малышей. Развитие …
Содержание
- Урок риторики на тему «Какой я слушатель?»
- Технологическая карта по риторике на тему: «Какой я слушатель» (4 класс)
- Риторика и ораторское искусство
- Упражнения
- Страх публичных выступлений
- Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста
- Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов
[
Урок риторики на тему «Какой я слушатель?»
Анкета-заявка
1 Фамилия, имя, отчество участника _Старикова Евгения Валерьевна__
2. Дата рождения _15 января 1982 года_
2 Должность (преподаваемый предмет) _учитель начальных классов__
3 Наименование образовательного учреждения __МБОУ «Лицей №34″__
4. Наименование разработки урока (занятия) урок риторики «Какой я слушатель?»
5. Класс (возраст) для которого представлена разработка _ 4 класс (10 лет)__
6.Наименование учебно-методического комплекса, программы, учебника —
УМК «Школа 2100», программа «Риторика» для четырехлетней начальной школы, авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, учебник авторов Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В., Ладыженская, Т.М., Марысева, О.В., Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
-
Резюме о результатах педагогической деятельности.
Владею информационно-коммуникативными технологиями, использую в работе средства мультимедиа, что позволяет делать содержание занятий более интересными, насыщенными и содействует большей самостоятельности учащихся при изучении учебного материала, что немаловажно для процесса развития личности. Предлагаю учащимся творческие задания с использованием Интернета. Принимаю активное участие в сетевых проектах, мною создан аккаунт на сайте gmail.com, а также веду блог своего класса. Веду комплексный мониторинг качества обучения учащихся с использованием компьютерной программы «Электронное приложение к учебникам» по Образовательной системе «Школа 2100», работаю с электронным журналом.
В своей деятельности наряду с традиционной технологией обучения младших школьников рационально использую современные образовательные технологии, такие, как: проектную, проблемно-диалогическое обучение, продуктивное чтение (технологию формирования типа правильной читательской деятельности), ситуативное обучение, уровневую дифференциацию, оценивание образовательных достижений. Большое внимание уделяю формированию самооценки обучающихся через «Портфолио» учебных достижений.
Планирование занятий осуществляю на основе педагогического анализа своей деятельности, учитывая такие факторы, как возраст учащихся, уровень их подготовки.
Являюсь участником научно-методического проекта МАОУ ДПО ИПК по реализации дистанционных образовательных технологий «Сетевой проект».
Владение методикой проектно-исследовательской деятельности позволяет мне не только организовывать такую деятельность с учащимися, но и самой принимать участие и представлять свой опыт на семинарах различного уровня. В 2010-2011 учебном году на городском семинаре «Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников» представила презентацию проекта «Как поздравить маму?». В 2010 – 2011 учебном году участвовала в I городском фестивале педагогических идей «Мое первое открытие» по теме: «Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников». В 2011 году приняла участие в очном туре областного конкурса «Новая волна». В 2011 — 2012 учебном году участвовала в городской научно-практической конференции «Формирование читательской компетентности школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования». В 2011 – 2012 учебном году проводила мастер-класс «Как поздравить маму?» на занятии по тьюторскому сопровождению «Организация проектной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС». В 2012 – 2013 учебном году приняла участие в школьном туре конкурса «Учитель года», в котором заняла первое место.
Обобщенный опыт работы опубликован в учебно-методических пособиях: «Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников» (Тема статьи: «Проект «Пасха», Автайкина Т.О. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: учебно-методическое пособие / Т.О. Автайкина. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 80 с.). «Формирование читательской компетентности школьников в условиях введения ФГОС общего образования». (Тема статьи: «Диагностика сформированности культуры младшего школьника на уроках литературного чтения», Формирование читательской компетентности школьников в условиях ФГОС общего образования: материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 13 декабря 2011 г.) / под общей редакцией Т.О. Автайкиной. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 114 с.).
Систематически веду воспитательную работу, в которой осуществляется самоуправление в классе, реализую здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (правильная организация урока, использование каналов восприятия, эмоциональная разрядка на уроке, проведение физминуток, учет зоны работоспособности обучающихся, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни), духовно-нравственное воспитание и народные традиции (Проведение часов общения на темы: «Кто такой культурный человек», «Мои поступки», «Добрые дела», «Мои друзья»; проведение внеклассных и внешкольных мероприятий на темы: «Масленица», «Святки», «Параскева Пятница»). Занимаюсь формированием детского коллектива через проведение праздников, конкурсов, бесед («Интеллектуальный хоккей», «В гостях у Риторика», «Пойми меня», «Школа – маленькая страна», «Литературный КВН»). В результате диагностики выявлен высокий уровень групповой сплоченности обучающихся, наблюдается положительная динамика межличностных отношений. Являюсь инициатором и организатором многих общешкольных внеклассных мероприятий, праздников «День Здоровья» (2010 – 2011 учебный год), «Акция «Малыши» (2011г.), «Школьный слет-старт ДО «Содружество юных лицеистов» «Совята», (2011 – 2012 учебный год), «Рыцарский турнир» (посвященный 23 февраля, 2011г.). Активно сотрудничаю с Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского, вместе с детьми посетили мини-спектакль «Ночь в музее» (2012г.), представление «Святочные гадания и колядки» (2011г.), мастер-класс «Пасха. Роспись пасхальных яиц» (2011г.).
Являюсь организатором экскурсий для детей: поездка в музей под открытым небом «Беково» (2011г.), посещение завода «Ирбис», экскурсия по городу «Я и мой город» (2010г.), «Музеи города Новокузнецка» (2010г.). Круглогодично организуем выезды на природу вместе с родителями (парк отдыха «Водный», «Стрелковый клуб»).
По результатам внеурочной деятельности мои обучающиеся являются лауреатами российского заочного конкурса-олимпиады «Знатоки природы» — диплом 3 степени в номинации «Окружающий мир» (2010г.) и победителем в интернет-викторине «Познай Вселенную» (2010г.).
Владею отлаженной системой взаимодействия с родителями, жалобы и обращения на неправомерные действия отсутствуют.
Мой труд отмечен:
-
благодарственным письмом Администрации города Новокузнецка за добросовестный труд, большой вклад в развитие системы образования города (2011г.);
-
грамотой Отдела образования Центрального района Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка за высокое мастерство и активное участие в работе по внедрению стандарта второго поколения (2011г.);
-
дипломом Комитета Образования и Науки администрации города Новокузнецка за качественную организацию учебно-тематических экскурсий по родному краю для детей и подростков по целевой образовательной программе «Кузнецкие каникулы» и большой вклад в воспитание юных новокузнечан (2012г), почетной грамотой Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского за высокий уровень организаторской работы и сотрудничество с музеем (2012г.);
-
сертификатом участия в областном конкурсе «Новая волна» (2011г.), сертификатом участника I городского фестиваля педагогических идей «Мое первое открытие» (2011г.).
Имею два высших образования. Постоянно повышаю своё педагогическое мастерство.
Подпись участника ________________________________/Старикова Е.В./
Контактный телефон 8 905 916 36 38 , e-mail starjeni@yandex.ru.
УРОК РИТОРИКИ НА ТЕМУ: «КАКОЙ Я СЛУШАТЕЛЬ?»
СТАРИКОВА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №34»
Тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности).
Цель – сформировать и закрепить у учащихся представление о культуре слушателя.
Задачи:
-
познакомить учащихся с правилами слушания;
-
воспитывать коммуникативную культуру школьников;
-
расширить запасы знаний учеников и формировать лингвистическую компетенцию;
-
развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
-
развивать творческие способности детей.
Оборудование:
Учебник риторики для 4 класса, карточки с различными текстами для детей, ключевые слова, шкала оценивания; правила работы в паре, группе; слайд презентации «Критерии оценивания слушателя».
Ход урока:
1. Организация класса на работу.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Настройтесь, приготовьтесь активно работать на уроке. Тема сегодняшнего урока – «Какой я слушатель?»
-
Мотивация.
а) Самооценка (5 минут). Хотите узнать, какими слушателями вы являетесь?
На слайде представлены различные критерии. Выберите из них только те, опираясь на которые вы сможете оценить себя, как хорошего слушателя.
На слайде следующие критерии:
— Четкая, грамотная речь. (-)
— Использование знаков внимания (мимика, жесты). (+)
— Взгляд направлен на собеседника. (+)
— Уважительное отношение к старшим. (-)
Дети оценивают себя как слушателя на специальных бланках.
2 шкалы оценивания:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
(Ответы детей)
Почему выбрали именно эти критерии? Дети поясняют свой выбор.
Найдите у себя на партах шкалу оценивания (Приложение 1).
Подпишите каждую шкалу: 1 – знаки внимания, 2 – взгляд. Оцените сами себя, используя выбранные критерии оценивания.
На каком уровне вы себя оценили по каждому из критериев? Докажите, что вы действительно на этом уровне.
Ответы детей: По использованию знаков внимания я на в/ср/н уровне, так как …
По второму критерию я на в/ср/н уровне, потому что не всегда смотрю на собеседника. По третьему критерию я на в/ср/н уровне, потому что иногда вступаю в беседу не вовремя, перебиваю собеседника.
б)Работа в паре (5 минут). Ваша задача — доказать в диалоге, что вы являетесь хорошим слушателем. Познакомьтесь с текстом на парте, разыграйте диалог с соседом.
Собеседники были хорошими слушателями? Что было учтено при разговоре? Можно ли назвать такое общение состоявшимся? Почему нет?
Возможные ответы детей: Собеседники смотрели друг на друга, использовали мимику и жесты. Общение не состоялось, потому что не было диалога, собеседники не задавали вопросы по содержанию рассказа.
3. Ориентирование – выбор критериев оценивания (10 минут).
Что означает выражение «общение состоялось»?
Какие условия должны быть соблюдены, чтобы состоялось общение?
На каком основании вы смогли оценить себя как слушателя? Для того, чтобы общение состоялось, что нужно вам сделать?
Ответы детей: Мы оценивали себя, пользуясь критериями.
Нам нужно определить нормы поведения в диалоге, по которым будет оцениваться ситуация – состоялось общение или нет.
Сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека. Задача каждой группы: используя ключевые слова, составить список правил, по которому можно оценить ситуацию общения – состоялось ли общение или нет. У каждого из вас в группе должна быть определена роль – кто-то будет записывать правила, другой представит их, третий будет диктовать, четвертый — хранитель времени. Конечно, возможно совместное обсуждение правил общения.
У вас 5 минут на то, чтобы определить правила поведения в ситуации общения. Время пошло.
Ключевые слова: знаки внимания, кивок головой, переспросы, выражение сочувствия, подведение итога, понимать, смотреть, вступать в беседу, отвечать, «волшебные слова», вовремя, четко, грамотно, громкость, темп речи, внимательно, интонация, эмоциональность речи, тема беседы, не перебивать, интересно, собеседники, дружелюбие (Приложение 2).
Озвучивание правил по цепочке.
4. Работа с учебником (5 минут).
Как думаете, все ли правила поведения в ситуации общения были названы? Откуда можно их узнать?
Поработайте с учебником (с. 50 – 53).
Возможно ли использовать материалы учебника, для того чтобы определить нормы поведения собеседников при слушании?
Какие задания учебника могут помочь определить нормы поведения при слушании? (Возможны указания детей на правила Эразма Роттердамского (с. 53, з. 75), использование вопросов теста (с. 50, з. 70))
Какие правила, указанные Эразмом Роттердамским, мы не учли?
5. Первичное закрепление (10 минут).
Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Ролевая игра «Я — собеседник». Ваша задача – поработать в парах и показать, каким собеседником является каждый из вас в диалоге, используя обозначенные вами правила. Найдите у себя на партах тексты (Приложение 3), познакомьтесь, приготовьтесь к диалогу. Когда пара готова, нужно взяться за руки и поднять их вверх. (2 – 3 диалога)
Выступление пар. Предлагаю вашему вниманию речевую ситуацию общения. Ваша задача – оценить ее и сделать вывод, состоялось ли общение или нет.
Оцените ситуацию общения. По каким из названных вами правил общение состоялось?
6. Работа по теме урока (5 минут).
Как называется тема нашего урока? Почему тема называется «Какой я слушатель?», а мы говорим о том, состоялось ли общение или нет?
Среди названных вами правил были такие, по которым можно определить, каким слушателем является собеседник? Какие это правила, назовите.
Оцените себя, каким слушателем является каждый из вас, заполнив анкету в учебнике, на стр.50, з.70.
Посчитайте количество баллов. Расскажите о том, какой вы слушатель по результатам анкеты.
Возможные ответы детей: Тема урока «Какой я слушатель»
Важно не только быть говорящим, но еще и слушающим. А для говорящего и слушающего свои правила поведения.
Да, были, это вовремя вступать в диалог, внимательно слушать…
В анкете я набрал(а)… баллов, я не всегда хорошо слушаю.
7. Итог урока. Рефлексия (5 минут).
Сложно ли быть слушателем? Какие нормы поведения при слушании для вас новы? Каким нормам вы уже следуете, а чему еще надо учиться? При составлении ответов возможно использование следующих речевых оборотов (на доске) (Приложение 4).
Ответы детей: Сложно быть слушателем, потому что…
Я следую нормам: …
Мне еще нужно научиться …
Домашнее задание. Ваша задача – понаблюдать за друзьями, родными, близкими, какими они являются слушателями и, конечно же, стараться самому стать еще более внимательным слушателем.
Приложение 1
Шкалы для оценивания
Приложение 2
знаки внимания
кивок головой
переспросы
выражение сочувствия
подведение итога
понимать
смотреть
вступать в беседу
отвечать
«волшебные слова»
вовремя
четко, грамотно
громкость
темп речи
внимательно
интонация
эмоциональность речи
тема беседы
не перебивать
интересно
собеседники
дружелюбие
Приложение 3
Слон сильный и умный
Слон большой, сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжелые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удается. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадется тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернется кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слоненка, который отстал от стада. Слоненок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слоненка. Все стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нем. А уж когда спасут слоненка, попадет ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.
Приложение 4
Мне еще нужно научиться …
Я следую нормам: …
Сложно быть слушателем, потому что…
Общение состоялось, потому что …
Быть слушателем легко, так как …
Технологическая карта по риторике на тему: «Какой я слушатель» (4 класс)
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока риторики,
проведенного 9.11.2017 г. в 4 «В» классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Рубцовой Анной Владимировной
Учитель: Текучёва В.И.
Методист: Ващенко А.В.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2017
Класс: 4
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: Какой я слушатель?
Цель: уметь слушать собеседника в соответствии с правилами.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
-
Уметь ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
Регулятивные:
— Развивать умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
2. Познавательные:
-Формировать умение строить сообщения в устной и письменной форме.
3. Коммуникативные:
— Формировать умение контролировать действия партнёра;
— Уметь строить понятные для партнёра высказывания;
— Уметь адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
— Формировать умение уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: Учебник, тетрадь, пенал, индивидуальные карточки.
Материалы для учителя: Учебник, презентация, технологическая карта.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Методы обучения, КРР
-
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Добрый день, ребята, меня зовут Анна Владимировна.
-Я рада встрече с вами.
-Настройтесь, приготовьтесь активно работать на уроке, будьте внимательны и у вас все получится.
-Девизом нашего урока будет: «С малой удачи начинается большой успех»,
-Я знаю, что вы уже изучали науку риторику
— Знаете ли вы, что это за наука риторика?
-Чему она учит?
-Риторика учит правильному, вежливому общению.
-Перед тем, как мы начнем наш урок, нам нужно провести разминку, но не спортивную, а речевую (Прил. 1)
— Для чего мы делали разминку?
— Чтобы размять органы речи.
— Ребята, вы знали, что скороговорки помогают нам выразительно произносить звуки?
— Для чего мы учились произносить скороговорку?
— Над каким видом речевой деятельности мы работали?
— Над чем мы работали?
-Действительно, мы с вами работали сейчас над говорением.
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
ЛУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Создание ситуации успеха обучения
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)
— Мы размяли с вами органы речи, теперь поиграем в игру.
— Правила простые, один человек выходит к доске поворачивается к нам спиной, наша задача с разным темпом и силой голоса произнести фразы со слайда, задача стоящего у доски угадать кто это сказал и как он это произнес данную фразу. И так по цепочке несколько человек.
— Ребята, вы сейчас показали умение не только говорить, но и внимательно слушать.
— А от того как мы умеем слушать, многое зависит.
— А для чего нужно уметь слушать?
— На сколько это важно?
— Если мы не научимся слушать, то это может привести к негативным последствиям.
— На столах у вас лежит притча » О двух царях и гонце» ( Прил. 2), давайте попробуем её разыграть, нам нужно 2 царя, автор и гонец.
— Какой вывод мы можем сделать прочитав эту притчу?
Играют в игру
— Читают притчу
— Разыграют по ролям
РУУД: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Инструктаж
3.Организация
познавательной деятельности
3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания
3.3. Первичное закрепление
Физ. Минутка.
3.4. Самостоятельная работа
3.5. Повторение и включение в систему знаний
– Итак, как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какая тема?
— Ребята, чему вы хотите научиться на этом уроке?
— Ребята, а вы можете сказать, что вы отличный слушатель?
— Хотите ли вы это проверить?
— Сейчас давайте обратим внимание на слайд и узнаем это.
— Отвечайте на вопросы «Да», «Нет», «Иногда»
— Подсчитайте свои очки
— Давайте узнаем, какие же мы слушатели.
— Мы выяснили, что нам необходимо научиться слушать собеседника.
— Что нам необходимо, чтобы научиться слушать?
— Нам необходимы правила
— Ребята, давайте составим правила «Как нужно слушать собеседника?»
-
Смотреть на собеседника во время разговора
-
Не перебивать говорящего
-
Задав вопрос дождаться ответа
-
Проявлять терпение к собеседнику
-
Слушать внимательно и доброжелательно
-
Если не понял, следует переспросить
-
Сосредоточиться на диалоге
— А сейчас давайте прочитаем диалог из рассказа » Чебурашка и крокодил Гена» и определим соблюдены ли правила слушания.
-А сейчас мы с вами закрепим умение слушать с помощью физминутки.
(Прил. 3)
Давайте прослушаем с вами аудиозапись и потом ответим на вопросы.
— О чём речь в рассказе?
-Основная мысль рассказа?
— Кто участники рассказа?
— Молодцы вы внимательно слушать рассказ
— Ребята, а какие пословицы и поговорки о слушание вы знаете?
— Что они означают?
— Чему учат?
Отвечают на вопросы
Работают в парах, читают диалог. Анализируют его.
ЛУУД: Способность к оценке своей учебной деятельности.
КУУД: Адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
КУУД: Контролировать действия партнёра.
ПУУД: Строить сообщения в устной и письменной форме.
ПР.Р.: Уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания.
ЛУУД: Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
ПУУД: Строить сообщения в устной и письменной форме.
КУУД: Адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
Беседа
Анализ
Беседа
Практический метод
Беседа
-
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(самооценка результатов своей коррекционной деятельности, а в случае, если не было ошибок, — самостоятельной деятельности)
Чему мы научились сегодня на уроке и что узнали нового?
-Сложно ли быть слушателем? Хорошо ли вы умеете слушать, а чему еще надо поучиться?
-Что вы для себя учли на этом уроке?
Прощается с детьми.
Отвечают на вопросы и прощаются с учителем.
Беседа
Риторика и ораторское искусство
Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.
10 основных правил риторики
В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.
Объективность
Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;
Лаконичность
Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;
Ясность
Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;
Образность
Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;
Целесообразность
Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;
Напряжение
Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;
Неожиданность
Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;
Насыщенность
Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;
Комический эффект
Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;
Стиль
Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.
Упражнения
Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.
Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.
8 упражнений для тренировки речи
Громкое чтение
Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;
Пересказ прочитанного
Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;
Поиск ключевых слов
Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;
Перефразирование
Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;
Простота речи
Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;
Скороговорки
С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;
Чтение по складам
Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;
Чтение стихов
При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.
Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.
Страх публичных выступлений
Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?
Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:
- детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
- строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
- комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
- болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).
Боязнь публичных выступлений — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.
Как не волноваться перед публичным выступлением
Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.
5 способов побороть волнение
Существуют способы, помогающие успокоиться перед выходом на сцену:
- Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.
- Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.
- Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.
- Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным.
- Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.
Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться.
Как не бояться выступлений перед публикой
Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.
Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.
Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.
В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого – переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.
Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в карьере и личной жизни. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста
Екатерина Никитина
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста
«Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста»
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.
Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.
Основным инструментом общения и коммуникации является речь. Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.
Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.
В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике.
РИТОРИКА — наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике. Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.
Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения — это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике — одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности, а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи — чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный и грамматический строй. У детей улучшается диалогическая речь, преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому общими целями работы по риторике в детском саду являются:
— развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;
-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);
— расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.
— развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;
— развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.
Содержание работы по развитию риторических умений можно распределить по четырем БЛОКАМ:
1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).
2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.
3. Развитие вербального и невербального средств общения.
4. Культура слушания.
1 БЛОК
включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность);
— формированию умения слушать и слышать собеседника;
— овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний);
— овладение приемами стабилизации поведения
Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.
Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.
2. БЛОК
Речевой этикет.
Развитие речевого этикета в себя включает:
— овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);
— формирование в речи знаков доброжелательности;
— формирование осознания тональности общения;
— осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.
Например:
а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;
б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;
в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить;
г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна;
д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.
Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов:
— чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;
— использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;
— участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;
— свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;
— этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;
-видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.
3. БЛОК.
Вербальное и невербальное общение
Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя:
— осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;
— умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;
— снижение импульсивных эмоциональных реакций.
Например:
1) этюды на выражение различных эмоций;
2) мимика и пантомимика;
3) выразительные движения;
4) тренинги мышечного расслабления.
Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.
Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке:
5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;
6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.
4. БЛОК
Культура слушания
Под культурой слушания предполагается:
— умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым);
— замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;
— радоваться успехам товарищей;
— терпеливо выслушивать говорящего;
— справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.
Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей:
— развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);
— упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
— этюды;
— импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;
— наблюдения, прогулки, экскурсии;
— рассматривание рисунков и фотографий;
— моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
— анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;
— свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;
— лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;
— чтение художественных произведений;
— беседы, сочинение историй;
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.
Таким образом, развитию социально- коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
— выбор детьми диалогов по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
— проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений
Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.
Во время занятий необходимо:
— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.
Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов
Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов — на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов — на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.
Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:
1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.
2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8…15.
3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».
6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя — не стану есть!
Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса: его силы, подвижности и благозвучности
7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».
9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.
Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.
10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:
К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;
13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:
- Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
- Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
- Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:
- Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
- Купи кипу пик.
- Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
- Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
- Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.
Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.
«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)
Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.
Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.
Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.
Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание. Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.
Продолжение следует…