Зачем крестят?
Содержание
- Когда крестить ребенка?
- Крестные родители
- Имя при крещении
- Что нужно купить для крещения ребенка?
- Где крестить ребенка?
- Сколько платить за обряд крещения?
- Можно ли снимать на камеру обряд крещения ?
- Как проходит обряд крещения?
- Зачем крестят детей и что для этого нужно
- Таинство Крещения – что это такое?
На первый взгляд, таинство Крещения имеет довольно странное определение: «Крещение — это таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?
Кратко можно сказать, что таинство Крещения — это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Христос же говорит, что нам надлежит родиться свыше (Ин. 3:3). Свыше — значит от Бога. Перед каждым крещающимся стоит наполненная водой купель — «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Само слово – таинство — указывает на тайну, то есть на то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере. В момент крещения происходит нечто невыразимое, человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Крещение – это не формальное членство в каком-то обществе или партии, а вхождение в новый опыт жизни с Богом.
Многих людей тот факт, что они являются христианами, ни к чему не обязывает. Крестятся, чтобы меньше болеть, или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься», или чтобы жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес и т.п. — категории жизни временной, земной.
Господь, в первую очередь, заботится не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесном Отечестве, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному. Креститься может любой человек. И парадокс церковных таинств, в том числе и Крещения, состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он не принимает таинства насильно, они все равно совершаются и они действительны.
Но для самого человека крайне важно, с каким расположением души он подходит к таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом, или событием духовного возрождения, Пасхой души. Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры (как не запрещается это и сейчас). Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение — самое важное событие в жизни, желание начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.
В этом и маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, всегда помогали восприемники (крестные). В древности восприемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели — воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками. Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны, — очень ответственно. Это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка, стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро: «Вставай, сегодня идем в храм!». Вот обязанности настоящего крестного. Стоит задуматься и о том, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника: на него распространяются как духовные успехи крестника, так и его грехи, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег. Чему же может научить восприемник далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?.. Пусть лучше он просто остается хорошим другом, но не берет на себя такую великую духовную ответственность.
Крещение — это только начало, а не единственное формальное условие для спасения. С праотцами Адамом и Евой произошла катастрофа – грехопадение. Так как все человечество — их потомки, то все мы нуждаемся в устранении последствий этой катастрофы. С грехопадением у человека прервалось живое, непосредственное общение с Богом, а с братьями по разуму установилось общение по формуле: «человек человеку волк». Изменился и сам способ существования человеческой природы: люди стали подвержены страданиям, болезням, смерти. Однако человек не несет личной ответственности за то, что рождается с такой природой: он получает ее как наследство от родителей. Но в грехопадении наших прародителей есть момент, за который каждый человек несет личную ответственность, и от которой, как раз, и избавляет таинство Крещения. Эту ответственность можно назвать властью дьявола.
Во-первых, власть дьявола означает, что после грехопадения не только Адам и Ева, но и все их потомки, все человечество, после смерти неизбежно, независимо от своих нравственных усилий, оказывались во власти дьявола. Когда человек крестится, эта неизбежность разрушается. После Крещения, окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.
Во-вторых, власть дьявола над человеком очень ярко проявляется и во время земной жизни. Лучше всего о состоянии человека, находящегося в этой власти, сказал апостол Павел: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу закон иной, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим.7:18-23). Такая раздвоенность присуща всем людям, и дело здесь вовсе не в психологии. Объясняется она той же властью дьявола. Неужели Крещение освобождает человека от этого раздвоения? Нет. Но в земном аспекте Крещение дает человеку способность преодолевать его. Происходит освобождение от власти дьявола и человек получает объективную возможность жить другой, духовной жизнью, бороться с грехами, то есть с тем, что отделяет человека от Бога. Этой возможности он не имеет, будучи некрещеным. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками. Но от власти дьявола он освободиться, не способен, и все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый, нравственный и т.д.), но не качественные.
Крещение — это не только освобождение, но и приобщение, ведь цель христианской жизни — это обожение, соединение с Богом. Но оно осуществляется не напрямую. Во время Крещения человек присоединяется к Церкви, которая является Телом Христовым. А поскольку Христос, став человеком, Своей Божественной силой преодолел в Самом Себе смерть и тление, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, — все это можем сделать и мы.
Почему же тогда люди продолжают грешить после Крещения? Крещение — это не магический обряд. После этого Таинства человек имеет объективную потенциальную возможность обожения, но у него остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. Заканчивается же это преображение уже не здесь.
Крещение – первый и важнейший христианский обряд. Заключается в погружении принимающего крещение в воду или его обливании, с произношением священником установленных молитв.
Когда крестить ребенка?
С точки зрения православной церкви крестить ребенка следует, когда ему исполнится 40 дней после родов.
Это связано, прежде всего, с отношением церкви к физиологии послеродового периода родившей женщины, матери ребенка. После истечения этого срока над ней необходимо прочитать особую молитву, это делает священник до или после крещения.
Такое время ожидания также считается подходящим, поскольку дает возможность малышу немного окрепнуть перед обрядом крещения.
Кстати, до трех месяцев дети легче переносят окунания с головой, потому что у них сохраняются внутриутробные рефлексы, помогающие задерживать дыхание.
Совершить же Таинство Крещения можно в любом возрасте.
Крестные родители
Крестный родитель – принимающий ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие своего крестника, духовный родитель в христианской традиции.
- Не обязательно, чтобы у ребенка было двое крестных, однако этот вариант также допускается.
- Крестный должен быть одного пола с ребенком: для девочки – крестная мама, для мальчика – крестный отец.
- Крестный должен быть православным и воцерковленным человеком.
- Незадолго до Таинства Крещения крестный родитель должен исповедаться и причаститься.
- Чтобы стать крестным родителем, необходимо предварительно пройти огласительные беседы. Длительность и содержание огласительных бесед в каждом храме может иметь свой порядок. После прохождения бесед выдается справка о том, что человек может быть крестным родителем.
Кто не может быть крестным:
- один из родителей ребенка;
- монашествующий;
- крестными одного ребенка не могут быть муж и жена или готовящаяся к свадьбе пара;
- некрещеный человек;
- душевнобольной человек;
- человек, пришедший в церковь в нетрезвом виде.
Имя при крещении
Выбирать другое имя при крещении следует в том случае, если имени ребенка нет в православных Святцах.
В этом случае следует заранее подобрать имя, близкое по звучанию (Алина – Елена, Жанна – Анна, Алиса – Александра) и сказать об этом священнику.
Далее во всех событиях, связанных с церковными ритуалами (например, венчание) нужно будет использовать имя, данное при крещении.
Исходя из него же будет определятся, когда у ребенка день Ангела и кто у него небесный покровитель.
Что нужно купить для крещения ребенка?
Для совершения Таинства Крещения ребенка нужны:
- новая крестильная рубашка;
- нательный крестик с цепочкой или шнурком;
- полотенце.
Эти принадлежности должны купить крестные родители в любой церковной лавке. Крестильную рубашку в дальнейшем следует хранить вместе с другими памятными вещами малыша, не стирать.
Где крестить ребенка?
Если вы являетесь прихожанами какого-то храма, то ответ на этот вопрос у вас уже есть. Если нет – выбирайте храм по душе.
Хорошо если у храма есть отдельная крестильная. В ней, как правило тепло, нет сквозняков и посторонних.
Если в вашем городе немного храмов и все они с большими приходами, то обязательно узнайте заранее, сколько детей обычно бывает на Крещении.
Может оказаться так, что одновременно будут крестить несколько младенцев, каждый из которых будет в сопровождении множества родственников. Если такая массовость вам не по душе, можно договориться об индивидуальном крещении.
Сегодня у каждого храма есть сайт в интернете, на котором указан контактный телефон. По нему можно получить ответы на любые интересующие вопросы, касающиеся обряда крещения в конкретном месте.
Сколько платить за обряд крещения?
Перед свершением обряда нужно оплатить пожертвование за крещение. В каждом городе эта сумма разная.
Официально в храмах нет платы за Таинства и требы, но в современных реалиях пожертвование за крещение – одна из главных статей дохода храмов, позволяющая оплатить расходы за свет, электричество, ремонт, противопожарные работы и работу священника.
Ценник в храме – это ориентировочная сумма пожертвования. Если нет денег, должны окрестить бесплатно. Если имеет место отказ – это повод обратиться к благочинному.
Средняя сумма, которую обычно оставляют родители по собственному решению за крещение – 1500 руб.
Можно ли снимать на камеру обряд крещения ?
Этот вопрос лучше уточнить заранее у священника, который будет проводить обряд. Как правило, фото и видеосъемку не запрещают, но некоторые священники могут относиться к этому негативно.
Как проходит обряд крещения?
- Незадолго до Таинства Крещения родителям и крестным ребенка необходимо исповедаться и причаститься.
- Крещение проводится в церкви или отдельном помещении при церкви – крещальне. В ней находится крестильная купель – чашеобразный сосуд с освященной водой. Крестные мама и/или отец стоят возле купели и держат малыша. Родители ребенка наблюдают.
- Сначала священник читает молитву на наречение имени, потом благословляет ребенка и затем читает молитвы, призывая Бога защитить ребенка.
Для того, чтобы сам малыш отказался от зла и сатаны, его разворачивают на запад, но так как ребенок не может сам развернуться, то священник просит развернуться крестных и спрашивает трижды у ребенка «Отрекаешься ли ты от сатаны и от всех дел его и всех его ангелов, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?”. И крестные отвечают вместо малыша: «Отрекаюсь”.
Затем так же трижды повторяется вопрос: «Отрекся ли ты от сатаны?” и крестные отвечают: «Отрекся”, священник просит дунуть и плюнуть на него, подтверждая свое презрение к сатане.
Крестные разворачиваются лицом на восток и отвечают три раза «Сочетаюсь” на вопрос священника: «Сочетаешься ли ты с Христом?”. - После этого священник читает молитву на освящение воды в купели, трижды окропляет воду кисточкой с елеем (маслом) и осуществляет помазание – мажет лоб, грудь, ушки, плечи, кисти ручек и ножки малыша елеем.
- Ребенка раздевают и погружают в купель. В некоторых церквях священник погружает в воду не всего ребенка, а держа его над купелью, просто обливает его голову освященной водой.
- Далее крестный (или крестная) принимают ребенка из рук батюшки и заворачивают его в крыжму (либо новое большое белое полотенце). Одежду и крыжму после крещения не стирают, не передают другим людям и не дают поносить.
Если крестят мальчика, то до погружения в купель ребенка держит крестная мать, а воспринимает от купели крестный отец. Если крестят девочку, то вначале ее держит на руках крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать. - Священник надевает на малыша освященный крестик (заранее освящать крестик не нужно, его освятят в церкви во время обряда крещения) и совершает миропомазание – мажет лобик ребенка миррой – это особое масло, которое 1 раз в год освящается Патриархом и считается великой святыней. Миропомазание совершается только один раз в жизни – после Крещения (не путайте его с соборованием или елеопомазыванием).
- После этого крестные с ребенком на руках трижды обходят вокруг купели в направлении против движения солнца. Вслед за шествием начинается чтение Апостола и Евангелия, и священник произносит специальную молитву – Ектению, начинающуюся со слов «Помилуй нас, Боже”.
- После прочтения молитвы производится омовение ребенка. Для омовения елея и мира используется губка, смоченная водой. Священник проводит ею по тем частям тела, на которые он наносил святое масло.
- Переходит к пострижению. Первым делом срезает немного волос на затылке, затем с передней части головы, далее с правой и левой стороны. Все срезанное скатывается в шарик с воском и опускается в купель, как залог посвящения и символ жертвенности Богу.
- Завершая обряд крещения, мальчика вносят в алтарь (не во всех храмах), а девочку подносят к иконе Божьей Матери (не во всех храмах).
Когда ритуал крещения закончится, родителям ребенка выдадут свидетельство о крещении, где будет указано когда и кем совершено крещение, а также указан день именин ребенка. Продолжительность крещения обычно составляет около часа. - На следующий после Таинства Крещения день необходимо причастить ребенка.
Зачем крестят детей и что для этого нужно
Для одних крещение — естественное событие после рождения ребенка, для других — обряд, вызывающий кучу сомнений и вопросов. Многие молодые родители, так и не поняв до конца суть крещения, приходят с детьми в церковь для совершения таинства под давлением бабушек, дедушек или других родственников.
— Большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, — люди нецерковные, — подтверждает архимандрит Савва Мажуко: — Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо”. Кому-то просто необходима «ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка”, кто-то опасается за здоровье ребенка и его спасение. «А вдруг дитя помрет некрещеным? И все: поминать нельзя, значит, ад!..” Но неужели Творец отправляет некрещеных детей в ад? Глупости все это. А вот для истинного христианина крещение — естественное присоединение ребенка к жизни христианской общины и жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать нового человека.
— Через крещение с ребенка смывается пятно первородного греха — греха Адама и Евы. Крещение — это также врата, через которые новорожденный входит в большую семью верующих, — объясняет смысл этого таинства ксендз Кирилл Бардонов. — Крещение — это и второе рождение для человека. В дальнейшем крещеный приглашен развивать свою веру и жить в соответствии с ней.
Некоторые считают, что следует подождать, пока дети начнут что-то понимать и смогут сами решить, креститься им или нет.
— Но ведь понимание — это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого нельзя, — рассуждает архимандрит Савва Мажуко. — Тайна понимания — это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребенок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители?
Если вы решили, что крещение нужно вам и вашему малышу, то как следует подготовьтесь к этому таинству.
Для крещения ребенка в католической вере вы должны найти в качестве крестных католиков не младше 16 лет, ранее принявших святое причастие (по-белорусски «святую кумунію”) и миропомазание (по-белорусски «бежмаванне”), ведущих жизнь согласно вере, а ко дню таинства подготовить свечу и белую одежду для ребенка.
Крестить малыша в православной вере должны православные христиане, готовые регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием. Перед таинством крещения крестные должны побеседовать со священником, позаботиться о новой крестильной рубашке, крестике и полотенце для крестника — все это можно купить в церковных лавках. Если имени вашего ребенка нет в святцах, заранее подберите то, которым будут крестить малыша в церкви, например, близкое по звучанию (Алина — Елена, Жанна — Анна), или святого, родившегося в один день с вашим ребенком.
НА ЗАМЕТКУ
Вопреки суевериям, беременная женщина может быть крестной мамой, как и незамужняя девушка может быть крестной и мальчиков, и девочек. А вот кому крестить ребенка нельзя, так это его родным матери и отцу, другой семейной паре. У ребенка может быть всего один крестный родитель, но только того же пола, что и крестник.
Это первый вопрос, который я задаю на собеседование перед Таинством Крещения. В первую очередь, ответить на этот очень важный вопрос должен каждый самому себе.
Причины, по которым родители решают крестить своих детей разнообразны, но порой их ответы не имеют никакого отношения к Церкви.
• часто говорят о семейной традиции: «В нашей семье все крещеные, поэтому и детей своих желаем покрестить».
• иногда это национальная традиция: «Я русский человек, а значит православный».
• беспокойство о здоровье ребенка.
• самый неприятный ответ – это молчание и «пожимание» плечами.
Главная причина по которой мы крестим человека – это рождение для новой, вечной жизни. Человек заново, духовно рождается и восстанавливает связь с Богом, которая была утеряна человечеством. Человек настолько погряз в грехе, что явилось необходимым Богу прийти в мир, воспринять наше человеческое естество и пройти весь путь земной жизни: рождение, искушения и страдания до самой смерти. После смерти Господь воскрес и тем самым воскресил падшее человеческое естество. И поэтому каждый, кто принимает Таинство Крещения, становится христианином, потому что рождается от Христа.
В Таинстве Крещения человек становится членом Церкви, а значит может участвовать во всех таинствах Церкви, которые установлены Богом и являются проводниками благодати Божией: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Венчание – в них мы исцеляем наше духовное и телесное естество.
Крещение – это только начало пути. Поскольку в Таинстве Крещения мы рождаемся духовно, то и питаться мы должны также духовно через Таинство Причастия и молитву. Когда мать родила ребенка, то это не означает, что этот ребенок проживет всю жизнь. Его нужно кормить, одевать, воспитывать, приспосабливать к жизни. Точно также и в Таинстве Крещения. Крещение ребенка, не означает, что в его жизни будет все хорошо, он не будет болеть, ангел хранитель будет его всегда охранять и после смерти он попадет в рай. Нет! Таинство Крещения – это всего лишь зерно, брошенное в землю, которое нужно взрастить, чтобы оно дало плоды. И если человек в Таинстве Крещения рождается для вечной жизни, но духовно не питается, то он умирает и становится не пригодным для вечной жизни.
Однажды по окончании бесед, я попросил родителей и крестных подготовится к Таинству Причастия. Когда все начали расходиться, ко мне подошла мамочка и попросила справку о том, что она прошла собеседование. Я решил, что она хочет крестить своего ребенка в другом храме и оказался прав, но причиной тому была моя просьба о подготовке к Причащению. Дело в том, что она не хотела Причащаться. Получается так, что поскольку она не собирается вести духовный образ жизни, то покрестив своего ребенка, она обрекает его на духовный голод. Тогда возвращаемся к вопросу: «для чего вы решили крестить своего ребенка?».
Крещение – великое Таинство, но без нашей веры, оно теряет силу. «Когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и не найдя себе пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенной, пустой и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горшее первого» — это Евангельский отрывок святитель Иоанн Златоуст относит и к Таинству Крещения. Если после Крещения человек не меняет свой образ жизни, не ведет духовной работы, а продолжает жить прежней жизнью, то Таинство становится бессмысленным и духовная пустота заполняется духами злобы.
Часто на свой вопрос «Для чего вы решили крестить своего ребенка?», слышу примерно такой ответ: «что бы был с Богом и что бы у него был ангел хранитель, который будет оберегать его в течении всей его жизни». Такой ответ меня больше всего радовал. Но что родители вкладывают в понятие «быть с Богом и ангелом хранителем». Ведь для того чтобы ангел хранитель оберегал, для того чтобы Бог участвовал в нашей личной жизни, мы должны сами об этом попросить Бога и ангела хранителя. Почему так?
Мы прекрасно помним райское событие про запретный плод. Зачем Господь посадил дерево посреди Рая и запретил вкушать от него плоды? Именно потому, что посадив это дерево, Господь даровал всему человечеству, в лице Адама и Евы, свободу выбора. Господь, как бы обращаясь к Адаму и Еве, говорит: «Если вы желаете быть со Мною, то не вкушайте плодов от этого дерева. Но если ослушаетесь Меня, то смертью умрете». Умрут не потому что плоды дерева были смертельно ядовиты, а потому что Бог есть Жизнь и если идти против Него, то это означает обрекать себя на добровольную смерть. Это выбор, который Бог дал человеку и делает его свободным. Человек сам в праве решать с кем ему быть.
Этот запретный плод мы вкушаем ежедневно, когда совершаем тот или иной грех и тем самым отталкиваем себя от Бога. Мы делаем свой выбор и зачастую не в пользу Бога. И тогда как может нам помочь Бог и наш ангел хранитель, если мы сами того не желаем. Мы не посещаем храм, не молимся, не участвуем в церковных таинствах, а если и участвуем, то часто это происходит формально. Мы делаем свой выбор, используем свободу, которую даровал нам Бог в своих интересах, но не в пользу Бога, а в пользу дьявола. И Господь не нарушая наш выбор, оставляет нас.
Человек не может прожить день, чтобы не согрешить. Но если человек хочет быть с Богом, то для этого есть Таинства Покаяния и Причастия. Именно через Таинство Покаяния мы очищаем свою душу от грехов, а через Таинство Причастия в наше сердце входит Господь. И поэтому мы должны регулярно исповедоваться и причащаться. Если мы настроим свой духовный образ жизни, тогда Господь начнет участвовать в нашей жизни и ангел хранитель будет нас оберегать. Потому что этого мы сами захотели. И тогда нам не будут страшны никакие житейские невзгоды, опасности. Потому что Бог будет на нашей стороне. А «если Бог за нас, то кто против нас» — пишет свое послание к Римлянам апостол Павел.
Таинство Крещения – это одно из наиболее древних Таинств, и одно из трех, символизирующих духовное перерождение человека. Подробности в статье!
Таинство Крещения – что это такое?
Таинство Крещения является одним из 7 Таинств Православной Церкви. Это одно из наиболее древних Таинств, и одно из 3 (помимо Евхаристии и Брака), символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь и начинающихся возгласом священника «Благословенно Царство…».
Крещение – первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей . Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, «пропуском» для участия в которых является первое Таинство в духовной жизни человека – Крещение. Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.
Крещение до Христа
Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.
Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву». Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».
Крещение Иоанново и крещение Христово
Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.
Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.
Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5).
Установление Крещения
Об установлении Крещения известно из Евангелия от Матфея: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18—20). О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5). Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковь ю одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов. Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Кроме того, Крещение становится новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.
Для принятия Крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние.
Крещение в церковном понимании отнюдь не есть частная треба, как зачастую это воспринимается сегодня. В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники : Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим и всеобщим церковным праздником . Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма.
Проблема Крещения младенцев
Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.
Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом? Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли – ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным.
Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что, младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети. Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы.
Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами.
Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума.
Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить – да, оказать благодатную поддержку – да, но – не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев. Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха.
Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе – очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых младенцев.
Как уже упоминалось, протестанты также говорят и о том, что человек должен принять Христа свободно и осознанно, сделав свой последовательный и разумный выбор. И здесь возникает еще один вопрос: а может ли ребенок почувствовать благодать Божью и каким-либо образом ее воспринять, будучи из-за своего возраста еще лишенным способности логических суждений, соединиться со Христом, не делая при этом разумно-осознанного выбора пути христианской жизни? В связи с этой проблемой есть в Священном Писании еще один очень важный эпизод: посещение Божией Матерью Своей родственницы Елизаветы. Именно тогда еще не рожденный младенец Иоанн – будущий Иоанн Предтеча, ощутив присутствие пребывавшего в утробе Марии Господа, взыграл во чреве своей матери. Этот младенец еще не был способен разумно осмыслить, осознать происходящее, но он уже воспринял, ощутил присутствие и действие Божественной благодати. То же самое мы можем сказать и о любом крещаемом младенце: пусть он еще не может понять Христа, усвоить Его учение, но он в силах с радостной простотой принять Его благодатные дары; ведь душа всякого человека уже с самого его рождения по своей природе – христианка.
История и чинопоследование Таинства Крещения
В Церкви сложилось так, что два ее Таинства – Крещение и Миропомазание, как единый и неразрывный путь христианина к жизни в Святом Духе, представляют собой общее чинопоследование. Здесь православная практика совершения двух этих Таинств принципиальнейшим образом отличается от практики католической ( Миропомазание там называется конфирмацией), где эти Таинства отделены друг от друга для принимающего их человека многими годами.
В православном Требник е чинопоследование Крещения предваряется рядом других кратких чинопоследований. Во-первых, это «молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча»; то есть церковная молитва о Спасении человека уже начинает совершаться с самого момента рождения ребенка. Здесь читаются молитвы и о матери, и о младенце.
Затем в Требник е следует молитва «во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В ветхозаветной Церкви младенец на восьмой день обрезывался, а на сороковой день приносился матерью в храм. В Новозаветной Церкви в подобие этому на восьмой день после рождения младенцу нарекают имя. Первая молитва в последовании – это молитва наречения христианского имени, которое уже дается ребенку, хотя он еще и не крещен; здесь же читается тропарь Сретения, потому что это чинопоследование соотносится с событием Сретения Господня.
Далее в Требник е находятся «молитвы жене родильнице по четыредесятих днех». На сороковой день читаются молитвы на очищение матери и на воцерковление ребенка. Момент совершения самого Крещения в разные времена и в разных поместных церквах менялся. Сейчас в Русской Церкви, в соответствии со сложившейся традицией, младенцев крестят чаще всего на сороковой день. В старину было не так: тогда крестили на восьмой день, именно отсюда и возник обычай для матери не присутствовать на крестинах своего ребенка, так как мать до сорокового дня, до прочтения над ней очистительных молитв, не имеет права входить в храм. Никаких канонов, которые бы вообще запрещали матери находиться во время Крещения в храме, строго говоря, нет. И если уже настал сороковой день после рождения ребенка, если священник прочитал над ней очистительную молитву, она, безусловно, имеет право присутствовать при Крещении своего младенца.
В Требник е есть и еще одна особая » молитва жене егда извержет младенца». Это молитва относится только к тем обстоятельствам, когда с женщиной и с ее еще не рожденным ребенком произошел какой-то несчастный случай, не зависящий от ее сознательных действий, направленных на то, чтобы от этого ребенка тем или иным способом избавиться. Понятно, что эта молитва не имеет никакого отношения к случаям абортов. Прежде чем читать эту молитву, священник должен исповедовать мать и выяснить: не было ли с ее стороны какого-то легкомысленного и безответственного отношения к своему плоду, приведшего ее к выкидышу, и есть ли здесь ее вина. И если оказывается, что она в чем-то виновата, священник эту молитву уже не читает, так как эта женщина совершила грех, который может быть преодолен только через Исповедь.
Далее в Требник е присутствует » молитва во еже сотворити оглашеннаго», а за ней следует и весь чин оглашения. Оглашение – это чинопоследование, которое непосредственно предшествует Крещению; это отдельное чинопоследование, имеющее своей целью приготовить человека к Крещению: освободить его от власти сатаны и принять его в достояние Церкви, в достояние Христово.
Последование, которое есть сегодня в Требник е, сформировались в целом к X веку в Византии и оттуда перешло на Русь.
Для принимавшего Крещение человека, по существовавшему в древности обычаю, был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора). Таковой восприемник назывался по-гречески «анадехоменос» т.е. «поручитель за должника». Это юридический термин: всякий человек как бы «должник» Бога, и восприемник за него поручается. А вот обычай иметь двух крестных – русская традиция, распространившаяся лишь с XIV века.
Следует помнить, что Таинство Крещения – это единственное Таинство Церкви, которое может совершить не только священник, но и любой мирянин при каких-то крайних житейских обстоятельствах (например, при угрозе смерти находящегося рядом человека, желающего воспринять это Таинство , или над умирающим некрещеным младенцем). Для его совершения мирянину потребуется вода, а также будет необходимо произнести (при троекратном погружении в нее крещаемого, или при троекратном его кроплении) все те же крещальные слова. Затем, если этот умирающий человек все же останется жив, совершенное над ним Таинство Крещения будет необходимо восполнить Таинство Миропомазания, что должен будет осуществить уже священник…
Существует древняя традиция (со II—III веков) облачать новокрещеного в белые одежды. В литургических богослужебных текстах и святоотеческих писаниях эти одежды называются блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления. Они символизируют духовную чистоту и праведность, приобщенность «новорожденного» христианина Божественной благодати.
На новокрещеного христианина также возлагается крест. Исшедшему из купели и одетому в белые ризы человеку вручается свеча, свидетельствующая о возжженном свете веры, который пребывает теперь в его душе, и о славе будущей жизни, к которой он призван.
Вы прочитали статью Таинство Крещения. Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
Крещение Господне (Богоявление) в 2017 году
Календарь постов и трапез на 2016 год
Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно? Отвечает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркел (Павук).
– Не секрет, что ныне многие не понимают смысл того, что над ними было совершено в младенчестве. Для чего совершается Таинство Крещения?
– Святой апостол Петр разъясняет это в своем Послании. Он пишет, что крещение «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Совесть – это голос Божий, который присутствует в каждом человеке. Однако часто под действием живущих внутри нас страстей или под влиянием окружающих людей он едва слышен. Многие, подобно падшим прародителям Адаму и Еве, всячески cебя оправдывают, но христианин, отрекаясь перед Крещением от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и троекратно исповедуя веру в Святую Троицу, старается не нарушать Закон Божий. Бывает, что из-за своего малодушия и маловерия он допускает компромиссы, но спешит в этом раскаяться и с Божией помощью преодолевать грех, даже если это происходит не в одночасье и на это требуется целая жизнь.
– Как Таинство Крещения совершалось в древности?
– В древние времена к этому Таинству готовились довольно продолжительно. Желающие стать членами Церкви не сразу могли быть свидетелями всех Таинств. Существовала так называемая disciplina sacrana, когда готовящиеся ко Крещению могли находиться в храме лишь до возгласа: «Оглашеннии, изыдите». До этого они слушали огласительные беседы, во время которых разъясняли символику Таинства Крещения, зачем нужно креститься, в Кого мы веруем, основной смысл других Таинств Церкви. Также в храме желающие стать членами Церкви слушали пение псалмов, чтение и разъяснение Евангелия и Апостола. До нашего времени дошли тексты огласительных бесед, которые проводили святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст и др. святые отцы. Чаще всего Крещение совершалось в Великую Субботу во время чтения паремий через троекратное погружение в купели. Далее крещеные, в белых одеждах, со свечами, стояли на Литургии уже как члены Церкви Христовой и впервые причащались Святых Христовых Таин.
– Возможно ли в современных условиях восстановить институт оглашенных?
– При нынешнем темпе жизни восстановить его в полном объеме нереально. В отдельных епархиях пытаются, но в конце концов все сводится к минимуму: проводят одну огласительную беседу, в которой вряд ли возможно охватить даже поверхностно все многообразие христианского опыта. Кроме того, поскольку крещение в большинстве случаев ныне совершают над младенцами, то для обычно сильно занятых крестных даже одна такая беседа – тяжелая повинность, которую они разными способами стараются пропустить. Та же история и с родителями ребенка.
– Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно?
– Такой вопрос стоял еще в IV веке перед святителем Кириллом Иерусалимским. Он видел, что многие приходят креститься, потому что их заставляют это делать родители, мужей понуждают жены, иные прибегали к Таинству лишь для того, чтобы избавиться от житейских проблем или какой-то болезни, другие – просто следуя установленной традиции или из-за праздного интереса. Совсем немногие приходили с мыслью о спасении души. Святитель Кирилл принимал всех, не отвергал никого. Раз они пришли в храм, то он ставил перед собой непростую задачу всех этих людей настроить на серьезное восприятие того, что над ними будет совершаться. Он говорил, что даже если кто-то пришел с худыми мыслями, и такой не безнадежен, ибо он, подобно рыбаку, ловит его сетями церковными не для того, чтобы умертвить, а наоборот – оживить. Святитель Кирилл, как и святитель Иоанн Златоуст, говорил о высоком царском достоинстве христианина и паки призывал серьезно отнестись к тому, что будет во время Крещения над ними совершаться. Ибо если какой-то человек отнесется к таинству легкомысленно, то «я тебя крещу, а Дух Святый не крестит».
– Как быть с оглашением в современных условиях?
– Если нам сложно организовать предварительные огласительные беседы, то хотя бы в ходе самого крещения священники обязаны комментировать все, что они делают. Но самое важное – подобно святителю Кириллу, нужно стараться настроить всех присутствующих на серьезное и осмысленное восприятие происходящего. Позволительно практиковать домашние задания. Если выяснится, что ни родители, ни крестные не знают Символа веры, то дать им месяц на то, чтобы они его осмысленно выучили. Для облегчения задачи в храме должны быть распечатанные листки с этой молитвой и кратким объяснением. В эпоху интернета можно указать конкретные сайты с информацией о том, что нужно знать христианину. В Киеве при Духовной академии и при некоторых городских приходах работают круглогодичные катехизаторские курсы, где желающие могут получить подробную информацию из истории Церкви, изучить Священное Писание, догматику, литургику и другие предметы.
– Может, не стоит тогда крестить младенцев, а подождать до сознательного возраста?
– В древности, как мы узнаем из житий святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др., была такая практика. Обычно крестились в возрасте 20–30 лет, когда юношеские несерьезность и баловство проходили и человек уже осмысленно мог отвечать за свои поступки. Ныне в большинстве случаев крестят младенцев, чтобы с малых лет их просветить и духовно напитать благодатью Божией. И это тоже приносит свои плоды. Могу сказать по собственному наблюдению, что такие дети в большинстве своем, за редкими исключениями, духовно, интеллектуально и даже физически более развиты, чем обычная детвора, а самое главное – они умеют по-настоящему любить, сорадоваться и сострадать, жертвовать собой ради благополучия ближних, не так легко заражаются соблазнами окружающего мира, имеют к ним иммунитет и других могут поддержать и предостеречь от искушений.
– Такая добрая перемена происходит со всеми?
– К сожалению, нет. Многие крещены, но не просвещены, потому что к восприятию этого Таинства родители и восприемники (бывает, и священники) подходят чисто формально. И получается, что священники их крестят, а Дух Святой не крестит. Люди не ходят в храм, не участвуют в Таинствах. То есть при крещении их создается лишь форма, которая никогда не наполняется содержанием. Такие «крещеные» дети, как и некрещеные, в духовном отношении обычно совсем беззащитны. Мир их крепко сковывает своими цепями. Они рвутся на свободу от родительской опеки, от системы, в которой живут, но получается, что, подобно евангельскому блудному сыну, теряют остатки свободы не только духовной, душевной, но и физической, если попадают в тюрьму.
– Кто может быть крестным (восприемником)?
– Идеальный вариант – верующий практикующий православный христианин, который способен активно повлиять на духовный рост ребенка. Если родители не могут такого найти, то следует искать хотя бы добропорядочного человека. Для мальчика обязательно надо искать крестного мужчину, а для девочки – женщину. В Украине в некоторых регионах существует практика брать несколько пар крестных. В этом есть своя положительная сторона, но главное, чтобы никто из них не был безучастен и не только подарками к именинам, но и добрым наставлением принимал участие в духовном воспитании ребенка.
– Какой минимум знаний о церковной жизни должен иметь взрослый крещаемый или восприемник при крещении младенца?
– Ему следует осмысленно знать Символ веры, в котором четко изложено, в Кого мы, христиане, веруем и как правильно веровать, молитвы Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Ангелу Хранителю – как минимум. Также нужно прочитать хотя бы одно Евангелие. К сожалению, многие, имея высшее образование, даже этого не способны исполнить. Это говорит о том, что они не понимают, зачем нужно молиться, ходить в храм, ибо им никто никогда ни в семье, ни в школе этого не разъяснил.
– Что должен знать христианин, регулярно посещающий храм Божий?
– Внимательный христианин, который регулярно посещает храм и участвует в Таинствах Церкви, учится на богослужениях. Знание Священного Писания, основных постулатов веры, истории Церкви для него становится естественным. Но это достигается лишь при условии, что священники за каждым богослужением говорят проповеди, при храме работает воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, и сам христианин проявляет инициативу в чтении духовной литературы. Если ни проповеди, ни воскресной школы нет, тогда обычно прихожане увлекаются разными маргинальными вещами: борьбой с кодами, политикой, интригами против друзей и настоятеля прихода. В результате возникает запустение на месте святом. Нынешние захваты храмов раскольниками ПЦУ – одно из последствий такого духовного нерадения. «Ибо где будет труп, там соберутся орлы», – предупреждает нас Господь (Мф. 24:28).