Я в предлагаемых обстоятельствах
СодержаниеИсходные материалы для сочинения этюдаЗаконы построения сценического этюдаКомпозиция сценического этюдаp_i_fУроки Станиславского: предлагаемые обстоятельстваДополнительные записи [ Исходные материалы для сочинения этюда «Этюд в театральной школе или в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд – это, прежде всего, событийный эпизод. Главное в нем, …
Содержание
[
Исходные материалы для сочинения этюда
«Этюд в театральной школе или в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд – это, прежде всего, событийный эпизод. Главное в нем, выстраивая сценический процесс по законам и образцам жизни (в самых экстравагантных театральных решениях), воссоздать событийное движение. От этюда и родилась идея анализа пьесы по событиям. Их течение и есть движение жизни от происшествия к происшествию. Событие, взятое в отдельности и сыгранное нами, становится этюдом» (З. Я. Корогодский «Начало»).
Итак, источниками или материалом для сочинения этюда являются собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей – определенной идеей, темой, мыслью, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя:
СВЕРХЗАДАЧА
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬ
Законы построения сценического этюда
Сценический этюд имеет определенные законы построения:
Выход на сцену Уход со сцены
Центральное событие
Место для Место для
импровизации импровизации
Исходное событие Главное событие
Факт, который побудил Факт, который побудил меня
меня выйти на сцену уйти со сцены
Факт
(поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств),
который заставил меня изменить моё предыдущее поведение
Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах.
Исходное событие и главное события – это мотивированные и оправданные выход и уход со сцены. Что-то произошло до моего выхода на сцену, что привело к тому, что я оказался в определенных предлагаемых обстоятельствах и у меня появилась определенная задача, которую мне нужно выполнить «прямо здесь и сейчас» (на сценической площадке). И аналогично – что-то произошло, что заставило меня покинуть это место.
Центральное событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменили мое поведение и качественно повлияли на мое психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.
Зачастую бывает так, что центральное и главное событие этюда совпадают – то есть нечто происходит на сцене, и именно центральный событийный поворот стал причиной того, что мне нужно закончить или прервать предыдущее действие и уйти.
Композиция сценического этюда
Целостно то, что имеет начало, середину и конец
Аристотель «Поэтика»
О композиции этюда можно говорить только в том случае, если мы рассматриваем его как «сценический этюд» – некое театральное сочинение, созданное воображением актера. В этом понимании «сценический этюд» приравнивается к понятию «драматическая сцена». Различие заключается только в том, что материалом для драматической сцены является фрагмент литературного (драматургического) текста, в этюде же материал принесен, наблюден или сочинен режиссером или самими исполнителями. Еще раз следует отметить, что это не просто проба, но сочинение, близкое по сущности и понятию этюду музыкальному. И в данном значении можно и нужно сказать о композиционном построении этого сочинения, так как любое произведение искусства должно иметь свою композицию, чтобы считаться произведением искусства. Работа над проработкой композиции сценического этюда – прерогатива режиссера, в то время, как актер должен этюдно или импровизационно пробовать то, что предложит режиссер.
Любое сценическое действо, будь то этюд, драматическая сцена, творческий сюрприз или простой зачин только тогда может считаться законченным, когда он состоит из трех составных частей – начала, середины и конца, или «подготовки», «события» и «окончания».
p_i_f
Фотограф Говард Шац (Howard Schatz) выпустил книгу под названием In Character: Actors Acting (В образе: Актерская игра). Шац принял на себя роль режиссера и не только сфотографировал актеров в различных драматических сценах, но проинтервьюировал их. Vanity Fair так понравилась эта идея, что журнал предложил Шацу продолжить этот проект с одними из самых ярких имен в Голливуде. Все, что вы увидите на этих снимках – сплошная импровизация.
1. Эллисон Дженни
1. Вы свекровь, которую новоиспеченная невестка только что в пылу ссоры назвала “сукой”. “Ты, милочка, еще даже себе не представляешь какой сукой я могу быть”
2. Вы буддистка-веган, которую новый бойфренд затащил на профессиональный бокс. И вдруг вы вскочили, да как заорете: “Давай, убей, добей его!!!!!”
3. Вам 8 лет и вы вместе с друзьями купаетесь в карьере. Ваши старшие друзья “на слабо” и плохо завуалированными угрозами заставили вас забраться на самый высокий утес…
2. Джош Чарльз
1. Ты безработный муж, решивший сделать своей работающей жене сюрприз. Ты приходишь к ней на работу, чтобы угостить ее только что приготовленной фритатой. И застаешь свою жену в объятьях ее помощницы Дианы.
2. Ты отец, чья дочь пропала в национальном парке. По телевидению ты обращаешься к зрителям с просьбой помочь найти ее: “Мы должны найти ее, люди, помогите мне найти ее”
3. Ты патологический игрок, задолжавший мафии кучу денег. Последние три тысячи ты только что поставил на лошадь, чьи шансы 26 к 1. И вот она уже на последнем отрезке перед финишом, на пол головы отстает от лидера.
3. Джули Боуэн
1. Вы обеспеченная женщина, пришли за покупками в универмаг Harrods. Вас только что поймал охранник, заметивший как вы пихали банки черной икры себе в клатч. “Я абсолютно не понимаю как они могли сюда попасть!”
2. Вы домохозяйка, выглядывающая из окошка своего дома. Вы видите, как в доме через дорогу ваш короткостриженный и быковатый сосед стоит перед огромным зеркалом в нижнем белье своей жены.
3. Вы взрослая женщина, начальник отдела в большой компании. Вы только что ворвались в кабинет своего босса, чтобы потребовать объяснений: почему вас уволили, а на ваше место взяли молодого мальчика за меньшие деньги.
4. Джон Слэттери
1. Вы священник из маленького рабочего городка. вы слушаете исповедь своего племянника, который признается вам что убил человека.
2. Вы гангста-рэппер, которому вышибала на входе в модный клуб сказал только что “Тебя нет в списке”.
3. Вы шестилетний мальчишка, ободравший колено на детской площадке. Вы ждете, когда ваша мама закончит говорить по телефону, чтобы заорать изо всех сил.
5. Трейси Морган
1. Вы молодой отец, учащий свою маленькую дочь кататься на велосипеде. Вы только что перестали поддерживать ее, и она тут же свалилась в канаву.
2. Вы кот, который только что съел канарейку.
3. Вы молодой человек, который отказывается поверить что его бросает любимая девушка. Вы думаете, что если вы заткнете уши и не будете слышать, как она вам говорит что пора расстаться, то все опять будет хорошо.
6. Рики Джервейс
1. Вы ненавидимый всеми коллегами офисный подхалим, дежурно смеющийся над несмешной расистской шуткой своего начальника.
2. Вы финалистка конкурса “Мисс Вселенная”. За наносекунду до того, как вам присуждают пятое место, вы вспоминаете что нужно изобразить на лице эмоцию “ах, я так счастлива”.
3. Вы наивный школьный ботаник, вы совершенно не подозреваете, что вас назначили “королем выпускного” в шутку и над вами издеваются все вокруг.
7. Брендан Фрейзер
1. Вы начальник смены на заводе, вы поставили $200 на футбольный матч и за секунду до финального свистка ваша команда не забивает.
2. Вы новичок, решивший прыгнуть с парашютом. Ваш инструктор только что сказал вам “Пошел!” но вы не расслышали. “Что? не слышно! что вы сказали??”
3. Вы ученик шестого класса. Вместе со своим товарищем вы хихикаете над учительницей по биологии, которая только что сказала слово “пенис”.
8. Кен Чон
1. Вы лонгбордист, нашедший секретный пляж с сумасшедше крутым склоном. Только вы собрались его освоить, как вас заметили местные и иду бить морду.
2. Вы продавец поддержанных автомобилей, демонстрирующий в своем рекламном ролике сколько “БАБЛА” экономят его клиенты.
3. Вы румынский тренер по гимнастике, в отчаянье кричащий своей 12-летней подопечной: “Ты дура! д-у-р-а!”
9. Джейсон Шварцман
1. Вас зовут Адам и вам пять лет. Вы засовываете свою ручную крысу в ящик, в котором ваша семилетняя сестра Лейси хранит свое нижнее белье.
2. Вы Лейси, семилетняя сестра Адама, вы только что открыли ящик, в котором вы храните свое нижнее белье.
3. Вы Адам, который прячется в шкафу и с удовольствием наблюдает за тем, как ваша сестра Лейси в ужасе и с криками АААААА бегает по комнате.
10. Лоуренс Фишборн
1. Вы бедствующий сценарист, который сумел договориться о встрече с представителем студии. Вам очень нужно было произвести хорошее впечатление. Но выходя из ресторана, где была встреча, вы видите, как какой-то гребаный пикап, выезжая с парковки, таранит вашу взятую на прокат Lamborgini.
2. Вы укуренный учитель, заменяющий урок в третьем классе. Перед тем как погрузиться в сон, вы предупреждаете учеников: кто хоть пискнет, отправится к мамочке домой по кусочкам.
3. Вы 11-летний геймер, попавший на BlizzCon. В окружении таких же задротов-геймеров, вы чрезвычайно эмоционально и всерьез играете в World of Warcraft.
11. Хоуп Дэвис
1. Вы выпускница Йельской школы драмы, вы жутко переигрываете монолог леди Макбет “Прочь, прочь проклятое пятно!” на прослушивании.
2. Вы 13-летняя девочка, вы в ярости от того, что на больших семейных посиделках все хвалят только вашего младшего брата.
3. Вы пожилая одинокая женщина, до помутнения рассудка влюбленная в телеактера. Вы только что увидели, как он выходит из ресторана и уверены, что он направляется именно к вам.
12. Джейн Линч
1. Вы маленький ребенок, которому мама только что впихнула в рот ложку лекарства. Вам обещали, что оно вкусное, а теперь мама говорит, что если вдруг покажется не вкусным, то не подействует.
2. На званном ужине вы в отчаянье знаками пытаетесь показать своему бойфренду, чтобы он перестал обсуждать за столом вашу секс-жизнь.
3. Вы недавно встали на лыжи и решили сразу опробовать “черную” трассу. Теперь вы несетесь по склону, не понимая как тут тормозят, а впереди у вас дерево.
13. Брук Шилдс
1. Вы знаменитость, приглашенная на ужин в Белый дом. После того, как весь вечер вы пытались игнорировать вашего соседа, наконец вам приходится обратить на него внимание, хотя он “никто и имя ему ничто”.
2. Вы домохозяйка из Канзаса на отдыхе в Лас-Вегасе. Вы пришли на шоу гипнотизера, который загипнотизировал вашего мужа крякать уткой.
3. Вы сидите в четвертом ряду на школьном представлении и с ужасом смотрите как ваша 15-летняя дочка забыла слова песни.
14. Томас Хэйден Черч
1. Вы капо Неаполитанской мафии, вы слушаете своего помощника, который пришел вам рассказать, что он собирается заняться “сольной карьерой”: Босс, я от тебя ухожу и собираю свою банду, ты ведь не против?
2. Вы дизайнер-гей, которого наняли обставить и декорировать новый дворец арабского эмира. Его помощник, завершая встречу, говорит вам: эмир настаивает, чтобы перед началом работы вы со своей супругой отужинали бы с ним.
3. Вы 15-летний балбес. Уходя с безумной вечеринки (на которой вам не положено было быть) вы видите как студенты угоняют ламборджини вашего папы (который вам категорически нельзя было брать).
15. Майкл Империоли
1. Вы пришли в магазин возвращать неработающий ноутбук, но продавец вместо того, чтобы взять и обменять, говорит – запишитесь на курсы компьютерной грамотности. В бешенстве вы кричите ему: да не нужно быть компьютерно-грамотным, чтобы понять – эта херня просто сломалась!
2. Вы иракский отец, ваш сын случайно лопнул свой футбольный мяч и на хлопок сбежались американские солдаты. Они наставили на него автоматы. Вы кричите – не стреляйте, это всего лишь ребенок!
3. Вы врезались в зад ехавшей впереди машины. Вылезший водила начал на вас орать и грозить всеми карами небесными, хотя вы, ну, в лучшем случае, чуть-чуть поцарапали его бампер. Вы пытаетесь успокоить этого истерика: поспокойнее, друг, не горячись.
16. Джейн Краковски
1. Вы финалистка программы “Главная супермодель Америки”. Вы слышите, как ведущая говорит вашей сопернице, что она должна покинуть шоу и вы внутренне готовитесь “искренне” обнять ее на прощанье.
2. Вы стэнд-ап комик, выступающий в ночном клубе в Торонто. В зале сидят талант-скаут из HBO и Saturday Night Live, а вы понимаете, что ваши шутки про цыплят-лесбиянок их совершенно не веселят.
3. Ну вам, типа, 15 лет и вы, типа, влюблены в одного ооооочень миленького пусечку 17-летнего и даже несмотря на то, что он с вами раньше максимум здоровался в коридоре, он только что вам прислал смску: а ты типа не против со мной типа на выпускной вместе пойти? на выпускной!!!
17. Джефф Дэниелс
1. Вы форвард в команде NBA. Только что вас легонько задел соперник. Вы всем своим видом пытаетесь показать, что это чуть ли не смертельное ранение. Вы стонете, изгибаетесь от боли и, вообще, вам, конечно, за такое представление надо “Оскар” дать. Хотя вам хватит и фола, засчитанного команде-соперника.
2. Вы страшный гурман, испытывающий форменный оргазм от поданного вам блюда.
3. Вы 11-классник, которого только что публично оскорбил и унизил школьный хулиган. Уходя с поджатым хвостом вы все равно не упускаете шанса оставить за собой последнее слово и хотя бы из-за спины ему фак показать.
18. Джефри Раш
1. Вы эмоциональный тренер девушки-боксера. Вы прыгаете вокруг ринга и кричите ей: Она увела у тебя парня! Она похитила твоего ребенка! Ну ка, давай, убей нахер эту корову!!
2. Вы счастливо женаты вот уже пять лет. Не то, чтобы прямо очень счастливо, но вы довольны и брак ваш спокоен. Вы объясняете своей жене: “Дорогая, я сказал Рубенсовских пропорций, это не значит толстая! Ну что ты! Это значит Рубенсовских пропорций”.
3. Вы 10-летний мальчик, играющий в мяч с собакой в квартире на высоком этаже небоскреба. Только что ваш мячик вылетел в окно, а за ним вдогонку выпрыгнула и ваша собака.
19. Джефф Голдблум
1. Вы 14-летний сын матери-одиночки. Вы внутренне готовитесь выслушать ее наивную попытку рассказать вам о том, откуда берутся дети. С примерами из жизни насекомых. всякие пчелы, цветы, опыления.
2. На выпуском вечере вашей дочери ее симпатичная подружка, на которую вы тайком все время пялитесь, сказала вам: “мистер Лефоквиц, ну вам никак не можем быть 58 лет, вы слишком клевый”.
3. Вы студент, который должен произнести торжественную речь. Вас только что представили аудитории, но вся ваша заготовленная речь совершенно вылетела у вас из головы.
20. Терренс Говард
1. Вы преуспевающий молодой адвокат. Ваш сосед на званном ужине только что начал вам говорить “вы, черные, такие талантливые… джазз… баскетбол”.
2. Вы стоите у алтаря и смотрите, как по проходу идет ваша невеста со своим отцом. И тут вы понимаете, что сейчас сделаете самую большую ошибку в своей жизни.
3. Вы нью-йоркский таксист, получивший только что доллар чаевых за 45-долларовую поездку из аэропорта. Вы еле сдерживаетесь, чтобы не сказать “да засунь себе их в жопу, жадная сволочь”.
4. Вы могущественный голливудский продюсер. Вы только что решили согласиться на встречу с красивой, наивной инженю. И думаете вы только об одном…
21. Элизабет Мосс
1.Вы госсекретарь США. Вы с недоверием смотрите на министра иностранных дел России, который только что сказал вам “ну да, мы легко готовы отправить 50 000 солдат в Афганистан”.
2. Вы номинантка на премию “Оскар”. В момент объявления победительницей вашей соперницы вы понимаете, что камера направленна именно на вас.
3. Вы выпускница Йельского университета. Как член Peace Corps вы отправились в далекую африканскую страну. И вот, вылезая из ленд-ровера в лагере беженцев, вы впервые видите что на самом деле значат слова “голод” и “нищета”.
22. Фред Армисен
1. Во время своего первого ужина в Белом доме вы пытаетесь не уснуть, пока ваш вице-президент Джо Биден все рассказывает и рассказывает и рассказывает вам о своих политических подвигах, совершенных еще в 70-е.
2. Во время встречи с советником по национальной безопасности к вам подходит помощник и сообщает, что в Белый дом явился пастор Джеремия Райт (сумасшедший пастор-антисемит-расист, дружба с которым чуть не стоила Обаме президентства).
3. Спустя месяц после инаугурации вы выясняете, что “неизвестное место” (undisclosed location – обычная отговорка пресс-сека Чейни на вопрос, где именно находится его босс), в котором исчезал вице-президент Дик Чейни – это кладовка в вашей резиденции. и он все еще там!
23. Грег Киннеар
1. Вы полицейский-новобранец. Ваш сержант только что сказал вам, что подозреваемый, которого вы застрелили, держал в руках мобильный, а не пистолет.
2. Вы школьник, подглядывающий с помощью телескопа за жильцами в соседнем доме. Вы только что углядели вашего учителя математики в постели с классной руководительницей.
3. Вы кандидат в президенты на гигантском званом обеде в вашу честь. Вот уже который час улыбка не сходит с вашего лица, пока вы здороваетесь со всеми приглашенными.
24. Дэвид Швимер
1. Вы игрок команды New England Patriots, которого на решающий матч тренер оставил в раздевалке. вы понимаете, что упустили шанс всей своей жизни.
2. Вы ученый-энтомолог в экспедиции на Амазонке. Вы только что обнаружили неизвестный доселе науке подвид червя-буравщика.
3. Вы тренер женской сборной по волейболу во время матча. Вы кричите своим подопечным: разорвите их в клочья, заставьте их рыдать!
25. Хэл Холбрук
1. Вы следователь из Северной Кореи. Вы сказали своим людям перестать избивать и мучать арестанта только тогда, когда он во всем сознается.
2. Вы бездомный, который никак не может понять за что его арестовали и куда его тащат (невероятно пронзительный кадр).
3. Вы баптистский проповедник, призывающий свою паству “принять Иисуса”.
26. Боб Балабан
1. Вы начальник почтового отделения, услышавший выстрелы в соседней комнате.
2. Вы муж очень социально-амбициозной женщины. Вам только что отказал в членстве элитный клуб.
27. Сидни Поллак
1. Вы кандидат на пост конгрессмена. По результатам опросов, дела ваши очень плохи. Вы сидите в избирательном штабе и слушаете, как спорят между собой ваши консультанты.
2. Вы портной. Вы наблюдаете за привередливым клиентом, который любуется собой в зеркало и радуется, как хорошо сидит на нем сшитый вами костюм.
3. Вы гений-математик, который осознал, что работа всей его жизни была основана на ошибочной формуле.
28. Стив Гутенберг
1. Вы одержимый баскетбольный тренер, вы в пятнадцатый раз отрабатываете прием со своими никчемными игроками из команды третьего дивизиона.
2. Вы маленький мальчик, впервый пришедший в зоопарк. Слон только что взял у вас хоботом из руки орешек, который вы ему протянули.
3. Вы муж, умоляющий жену дать ему еще один шанс.
29. Кристофер Ллойд
1. Вы учитель скрипки на репетиции. Ваша лучшая ученица чудовищно играет Моцарта, она буквально убивает гениальное произведение.
2. Вы молодой отец, который впервые остался дома со своими полуторогодовалыми тройняшками. Они разбегаются в разные стороны!
30. Эрик Штольц
1. Вы учитель младших классов, в пятый раз просящий учеников успокоится.
2. Вы лыжник, слышащий грохот надвигающейся лавины.
3. Вы совестливый гендиректор маленькой компании, который должен объявить своим работникам, что денег на зарплату нет и, видимо, не будет.
31. Голос Дарта Вейдера и просто отменный актер Джеймс Эрл Джонс
1. Вы окружной прокурор. Звезда обвинения и ваша главная надежда на обвинительный приговор только что солгал под присягой.
32. Мартин Ландау
1. Вы видите перестрелку на своей тихой, засаженной деревьями улице в Бруклине.
2. Вы слушаете тосты друзей на вечеринке по случаю 50-й годовщины вашей свадьбы.
33. Мартин Ландау
3. Один из ваших друзей-пенсионеров во время вашей еженедельной игры в шашки рассказал вам пошлый анекдот.
4. Вы мафиозный босс, слушающий оправдания пойманного стукача.
34. Джеймс Кромвель
1. Вам только что сказали, что у вас неоперабельный рак.
2. Вы смотрите баскетбольную игру. На последней минут команда, на проигрыш которой вы поставили, забросила трехочковый и выиграла.
3. Вы заботливый отец, ваша дочь-инвалид с отличием закончила колледж и вы смотрите как ей вручают диплом.
Продолжение .
Уроки Станиславского: предлагаемые обстоятельства
Великому А. С. Пушкину принадлежат слова: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».
И вот драматический писатель создал свой шедевр, стал потенциальным автором сценария, который некий режиссёр задумал показать на сцене.
Для показа нужен не только текст, но и те, кто будут воплощать его сюжет в действие, в процесс создания картины события, т.е. – актёры.
Для них обстоятельства, являвшиеся для драматического писателя предполагаемыми, уже существуют, им не нужно их выдумывать.
В силу этого изначально предполагаемые обстоятельства объективно стали предлагаемыми, т.е. обстоятельства, которые выдуманы автором, кторые существуют, которые являются готовым продуктом и пригодны к использованию.
По этой причине мнение Пушкина-поэта Станиславский-режиссер положил в основу своей системы, изменив слово «предполагаемые» на «предлагаемые».
Для драматического искусства, для искусства актера обстоятельства не предполагаются, а предлагаются. В чём суть и значение предлагаемых обстоятельств для актёра?
«… Все, что происходит на подмостках, должно делаться для чего-нибудь. …Но это не легко, и приходится этому учиться.»
«…На сцене нужно действовать. Действие, активность — вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствовало слово аctio, то самое слово, корень которого — act — перешел и в наши слова: «активность», «актер», «акт». Итак, драма на сцене есть совершающееся у нас на глазах действие, а вышедший на сцену актер становится действующим.»
«…Бессмысленная беготня не нужна на сцене … Там нельзя ни бегать ради бегания, ни страдать ради страдания. На подмостках не надо действовать «вообще», ради самого действия, а надо действовать обоснованно, целесообразно и продуктивно».
«…Если вам неудобно действовать ни с того ни с сего, тогда действуйте ради чего-нибудь. Неужели же даже в этой жизненной обстановке вы не сумеете мотивировать свое внешнее действие?»
«…Когда вы действуете механически, без определенной цели, вам не на чем задерживать внимание. Долго ли, в самом
деле, переставить несколько стульев! Но если нужно разместить их с известным расчетом, с определенной целью-хотя бы для того, чтобы рассадить в комнате или за обеденным столом важных и неважных гостей,- тогда приходится иной раз в течение часов передвигать одни и те же стулья с одного места на другое.»
«…Как же вам не стыдно! … Какие же вы после этого
актеры, если не можете расшевелить своего воображения! Давайте мне сюда десяток детей, я скажу им, что это их новая квартира, и вы удивитесь их воображению. Они затеют такую игру, которая никогда не кончится. Будьте же, как дети!»
«…Сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действительности.»
«…Начнем с «если бы». Прежде всего оно замечательно тем, что начинает всякое творчество. …»Если бы» является для артистов рычагом,переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество.
Существуют «если бы», которые дают только толчок для дальнейшего, остепенного, логического разиигия творчества.»
«…Секрет силы воздействия «если бы» еще и в том, что оно не говорит о реальном факте, о том, что есть, а только о том, что могло бы быть… «если бы»… Это слово ничего не утверждает. Оно лишь предполагает, оно ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается ответить.»
«…Итак, «магическое» или простое «если бы» начинает творчество. Оно дает первый толчок для дальнейшего развития созидательного процесса роли.»
По К.С.Станиславскому под словами «предлагаемые обстоятельства?» понимается следующее.
«… Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве.
«Предлагаемые обстоятельства», как и само «если бы», является предположением, «вымыслом воображения». Они одного происхождения: «предлагаемые обстоятельства»-то же. что «если бы», а «если бы»- то же, что
«предлагаемые обстоятельства». Одно — предположение («если бы»), а другое — дополнение к нему («предлагаемые обстоятельства»). «Если 6ы» всегда
начинает творчество, «предлагаемые обстоятельства» развивают его. Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу. Но функции их несколько различны: «если бы» дает толчок дремлющему воображению,
а «предлагаемые обстоятельства» делают обоснованным само «если бы». Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига…»
…Я люблю режиссера-гения К.С.Станиславского за многое. Но главное для меня в его трудах – это то, что он учил и учит меня использовать его систему не на сцене, а в жизни!
Благодаря Мастеру и его системе я сегодня вижу и ощущаю себя не просто обывателем, который тупо выполняет некие действия; сегодня я – обыватель, способный сознавать происходящее, давать оценку своим ощущениям в настоящем, моделировать своё поведение в будущем, глубоко дышать, жить, делить свою радость с миром.
Мастер привёл меня к сотворчеству, к размышлению над его идеями; благодаря К.С. Станиславскому я увидел то, что в жизни мои обстоятельства не являются ни предполагаемыми, ни предлагаемыми, с которыми я могу соглашаться или нет; мои обстоятельства – вмененные!
Вменённые, потому что мне их не избежать, — мир таков, каков он есть! Мир – это не только где-то далеко; он всегда рядом – быт, друзья, соседи, коллеги, город…
Я вижу и понимаю то, что мне сегодня достался исключительно тот мир, который есть вокруг и мне с этим ничего не поделать. Этот мир ужасен своей угрюмостью, непредсказуемостью, жестокостью, бездушием. Я отдаю себе отчёт в том, что живу в эпохе, которая не избежала войн; войн, которые непонятны своей надуманной причинностью, войн, развязанных не людьми, а известными главами государств, позиционирующими себя миротворцами; войн, которые пугают и уносят жизни невинных, включая детей.
Пресловутая демократия, лицемерная псевдосвобода выборов, в которых побеждают правители, которые любят мир и свободу исключительно через мощь вооружений, которые приумножают и совершенствуют, — это тоже моя, вмененная мне реалия.
Мне, обывателю, приходится жить и считаться со всем этим. Потому что всё это присутствует в моей жизни не в силу моего желания, а по естественным причинам!
В равной степени такой причиной я называю прогресс и атеизм, присущие моей эпохе, битвы за капиталы на всех уровнях, обозначаемые как конкуренция, соревнования честных и подлых карьеристов и т.д., и т.п., и пр.
Но жизнь удивительна тем, что она бездонна своей Тайной, своими чудесами, своими красками, своей непредсказуемостью, своими фантастическими прорывами в науке, технике, искусстве!
И та и другая её части обусловлены не только неразумной природой, но и торжеством человеческого Разума!
Три составные его части – Ум, Рассудок, Сознание!
Увы, часто человек не задумывается о значении каждой из них. Первую (Ум) мы уже рассмотрели, разбирая тему воображения! Ум – он работает с образами!
А вот рассудок – его «кафедра» математика! Это он складывает, вычитает, умножает, делит, но …Но он лишён души и духа.
Бог современности – это не вера!
Верующий мир не может жить так, как он живёт!
Верующими являются отдельные люди, как правило, организованные под знамёнами вполне конкретных религий, церквей и конфессий. Однако формальную и фактическую принадлежность к ним нельзя путать с истиной верой!
Истинная Вера наполняет жизнь смыслом, которого нет у сегодняшнего мира. Современное бытие цивилизации бессмысленно: человечество никуда не стремиться, его прогресс, по сути, случаен, а потому в определённом степени лишён смысла.
Как результат, бесцельность бытия человечества делает народы разобщёнными, людей друг для друга – чужими, уклад жизни – механически шаблонным, а жизнь персоны – скучной.
Разобщённость, скука, невежество, несправедливость, абсурдное неравенство в элементарно необходимом для жизни – всё это порождает злобу и уныние, бездуховность, почти отчаяние, которое человек маскирует под некую жизненную «позицию», ошибочно считая, что все это правильно! В реальности же многое для человека – вынуждено. Потому что обстоятельства ему вменены эпохой и средой.
…Публицист А.Невзоров сегодня (дату не уточняю специально – в ней нет необходимости !) подарил миру «Ноев «Титаник». Статья начинает так.
«…В результате очередной трепанации черепа России в нем опять обнаружена вата. Данный факт отраден и сам по себе. Но еще приятнее, что полное замещение мозга хлопковым субстратом никак не мешает всем функциям народного организма. Напротив! Он бодр, продуктивен и задирист. Есть все основания предполагать, что задуманное им свершится. Как мы помним, вата способна на многое.
Конечно, не все так просто. Разжигание третьей мировой — тяжелый труд. Дело в том, что мир несколько отсырел и никак не разгорается. Вот раньше русские дразнилки работали безотказно без всяких «Буков». Не нужен был ни чуркинский тверк в Совбезе ООН, ни братания с тасманийскими или сирийскими людоедами.
Все было проще. Мы помним, что Генштаб Российской империи раскочегарил Первую мировую, потратившись всего лишь на тортик для Гаврило Принципа. Романтичный Гаврило отработал тортик по Фердинанду — и тут же все засверкало.
Народ-богоносец встал с колен, направился куда велено и послушно украсил театр боевых действий тремя миллионами своих трупов. Германская вата тоже не подкачала. Война получилась очень эффектная, но загадочная, так как в суматохе забыли придумать ее смысл и какую-нибудь реальную причину.
Впрочем, под наркозом патриотизма беспричинность войны осталась никем не замеченной. Надышавшись ипритом и могильниками, радостно расклекотался двуглавый…»
Сколько мерзостного настроения, однако, в этом взгляде, в его нелепом пафосе…
Сколько недоброй экспрессии, злой стилистики, лексики с ироничным смыслом!
Но есть Бог!
Он не для атеистов-материалистов и новых моралистов-прагматиков!
Он – для Кротких! Они наследуют землю!
Это у них есть Надежда на Праздник жизни, Вера в Царство Небесное, есть Желания Света душ, Стремления к миру, Потребность любить и быть любимым; есть Силы и Великий шанс понять, что Человек сотворён для Счастья и есть у Цивилизации никем не превзойдённый Учитель и Его учение о другой жизни, есть Те, Ясноликие, кто уже шёл и прошёл этот Путь, кто встал на него, кто идёт им сегодня …
И это тоже вмененное обстоятельство, отрицать или игнорировать которое бессмысленно, нелепо и ни к чему! Как и значение системы Станиславского К.С. для обывателя ищущего, обывателя продвинутого…
«Если бы» человек задумался об этом, то…
Собственно, факт того, что, например, я уже думаю об этом, является для читающего эти строки фактом очевидным. С этой точки зрения, данный факт — обстоятельство не предполагаемое, а вменённое! Можно пытаться его игнорировать, а можно понять, что есть выбор между тем, что вменяет нам мир и что вменено Святым духом…
Если сейчас провести аналогию между обстоятельствами предполагаемыми и жизнью, если взять за основу то, что человек рождается для счастья, а мироздание – это Тайна и вызов для цивилизации, то однажды для кого-то, сделавшего свой самый первый вдох, издавшего свой самый первый крик распустившимися лёгкими, вменённые ему обстоятельства будут другими – влекущими, завораживающими, вдохновляющими…
Важно лишь подумать о своей роли и своей Сверхзадаче на сцене Великой Жизни!