Вязаные элементы крючком
Содержание
Цели урока:
- Развивающая: развивать сенсорные и моторные навыки; совершенствовать эстетический вкус.
- Обучающая: ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы.
- Воспитательная: воспитывать любовь к рукоделию; прививать интерес к культуре и искусству.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: крючки, нитки для вязания, ножницы.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
Сообщение обучающихся.
а) Актуальность вязания крючком. (слайд 1) (Приложение 1)
Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому! Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше. Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
б) Историческая справка о вязании крючком.
Сообщение по теме обучающимися
в) Виды вязания (слайд 4-9)
Тунисское вязание. Выполняется длинным крючком. При вязке в создании элемента узора одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель.
Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления: вилки. Она представляет собой изогнутую в форме буквы U проволоку. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
Простое (европейское) вязание. Комбинируя несколько видов петель можно создавать как простые, так и сложные ажурные узоры.
Ирландское вязание (кружево). Для выполнения ирландского кружева сначала вяжут отдельные растительные мотивы или фигурки, а затем связывают их в одно полотно.
Машинное вязание. В основе лежит вязание на спицах, хотя существуют свои техники, приемы и узоры.
Жаккард. В этой технике вывязываются узоры из нитей нескольких цветов как на спицах, так и на вязальной машине.
г) Инструменты и материалы. (слайд 10-11)
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.
Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов.
д) Оборудование рабочего места. (слайд 12)
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
е) Основные виды петель. (слайд 13-18)
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно «н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется «рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.
Соединительный столбик.
Применяется он в филейном вязании для убавления петель.
Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.
Столбик без накида.
Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
Столбик с накидом.
Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).
Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.
Физкультурная минутка
3. Практическая работа. (слайд 19-20)
Вязание основных видов петель:
- цепочка воздушных петель;
- столбик без накида;
- столбик с накидом;
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
- Как нужно держать крючок?
- Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
- Что означает номер крючка?
5. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
6. Рефлексия. Выводы обучающихся: атмосфера на уроке и эмоциональный комфорт.
7. Домашнее задание. (слайд 21)
- Закончить вязание образца.
- Нарисовать эскиз «Прихватки».
Работа в «Прописи» начинается после знакомства с буквой, разбором основных ее элементов. Внимательно прочитайте статью «Курсы каллиграфии- 15 шагов по написанию буквы.» Перед тем как начнем соединять буквы выделим несколько методических этапов в обучении.
Методика работы в прописи
1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.
Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.
3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.
4) Пропиши элементы
Каждая строка – отработка нового элемента или соединения.
5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
Обращайте внимание на разметку!
Она бывает вертикальная – для анализа ширины между элементами, и горизонтальная для регулирования пропорций буквы по высоте.
Горизонтальная разметка может проходить в середине строки и в 1\3. Это нужно для того, чтобы ребенок мог видеть, где элементы заканчиваются, начинаются и соединяются друг с другом.
7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.
Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.
8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:
1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость
Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.
9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.
В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.
Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.
И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.
10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ
Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.
Письмо основных элементов
Элемент «Наклонная линия»
- Наклонная линия
- Диагональная наклонная
- Двойная наклонная
Элемент «Крючок»
Речевая формула:
- С верхней строки пишу наклонную вниз;
- Делаю поворот вправо;
- Пишу диагональную наклонную до середины строки.
Элемент «Двойной крючок»
Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.
Речевая формула:Элемент «Петля
- С верхней строки пишу вниз двойную наклонную;
- Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг;
- Пишу вверх диагональную наклонную;
- Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке;
- Довожу наклонную до середины строки.
Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»
- С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную;
- Пишу маленький полукруг влево;
- Пишу вниз наклонную линию;
- Делаю «завязочку» на середине строки.
Элемент «Мостик»
Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.
Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»
Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»
Элемент «Овал»
(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:
• Пишу полукруг в трети строки;
• Пишу наклонную;
• Пишу полукруг в трети строки;
• Пишу наклонную.
Элемент «Правый полуовал»
Речевая формула:
• В верхней трети строки пишу полукруг
влево;
• Пишу наклонную вниз
• Пишу крючок вправо до середины
строки.
Элемент «Левый полуовал»
Речевая формула:
• В верхней трети строки пишу
диагональную наклонную вправо;
• Пишу наклонную до нижней трети
строки;
• Пишу поворот влево, немного уже
ширины обычной разметки.
Элемент «Фонарик»
Речевая формула:
- С верхней строки пишу вниз наклонную;
- Возвращаюсь по ней вверх до середины строки;
- Пишу диагональную наклонную вверх;
- Делаю маленький поворот вправо;
- Пишу наклонную вниз до верхней трети строки.
Элемент «Крючок», написанный влево
Речевая формула: • С верхней строки пишу двойнуюнаклонную вниз;
• Пишу плавный поворот влево в нижней трети строки.
Элемент «Горизонтальный крючок»
Речевая формула: » Нахожу середину рабочей строки, ставлю точку начала; » Пишу полукруг вправо; • Провожу вправо горизонтальную линию нужной длины.
Обслуживающий труд
7 класс
Тема: Основные элементы вязания крючком
Ход урока
Вязание крючком берёт своё начало из старины. Декоративные возможности его позволяют рукодельницам изготовить красивый оригинальный наряд, искусно сочетая традиционные мотивы с особенностями современной моды. Кстати, мода на трикотаж, особенно вязаный крючком, включает не только одежду. Весьма популярны различные вязаные предметы интерьера, делающие жильё уютным. Самые различные вещи любой формы можно связать крючком – салфетки, скатерти, накидки на кресла и т. д. Ведь такое полотно мало растягивается, потому изделия хорошо поддаются стирке и имеют продолжительное время привлекательный вид.
Ещё вязание крючком характеризуется тем, что узоры, в отличие от вязания спицами, невозможно повторить ни на одной вязальной машине! Различных комбинаций узоров великое множество! Это вдохновляет, даёт возможность мастерице-вязальщице проявить свою фантазию, будит творческую мысль.
Крючок – инструмент совсем простой, удобный в пользовании и малогабаритный. Да и техника вязания ним несложная. Нитки можно брать для вязания шерстяные, шёлковые, льняные, хлопчатобумажные и синтетические. А сейчас вообще разнообразие пряжи удивляет и радует. Всегда можно выбрать то, что тебе по душе.
Набор вязальных крючков
Вязальные крючки бывают разной величины. Их различают по номерам – от № 0,5 до № 8. Какой номер у данного крючка, зависит от диаметра его рабочей части – головки, и замеряется в миллиметрах. Крючок должен быть толще рабочей нити приблизительно в два раза. Изготавливают крючки из пластмассы, металла, кости, дерева. Выбираем любой. Главное – чтобы он был удобен в работе.
При штамповке на стержне иногда остаются заусеницы, а головка крючка получается слишком острой и может разделять крученую нить или даже поранить палец. Слишком тупая головка плохо входит в петлю, задерживая работу, а с мелконарезанной головки нить соскальзывает. Надфиль и наждачная бумага помогут устранить эти недостатки, а отполировать крючок легко шерстяным лоскутком. Вы даже можете попросить об этом своего любимого мужчину. Поверьте, он с удовольствием вам поможет.
Следует учитывать, что костяные и деревянные крючки хрупки и стачиваются о пряжу. Если вы будете вязать большое изделие типа костюма или шали – из-за стачивания крючка может уменьшиться первоначальный размер петель, а это искажает общий вид узора и форму полотна в целом, приводит к браку в работе.
Крючок с деревянной или пластмассовой ручкой и плоской частью стержня в 3-4 см от головки держать в руках удобнее, чем круглый.
Хранят крючки в стаканчике, коробке или футляре. Это защищает инструменты от влаги и механических повреждений.
Основы вязания крючком
Основные приёмы вязания крючком – воздушные петли, полустолбики, столбики без накида и столбики с накидом.
Начальный ряд, основание для всех изделий, вязанных крючком — цепочка воздушных петель. В счёт рядов цепочка не входит.
Рис.1 Основы вязания крючком для начинающих. Первая петля
Рис.2 Первая петля
Первая петля. Рабочая нить находится на указательном пальце левой руки. Крючок держим в правой руке, подобно карандашу или ручке: между большим, указательным и средним пальцами, головка расположена горизонтально (рис. 1). Крючок вводим движением от себя под рабочую нить и разворачиваем его против часовой стрелки на 360 град., получаем петлю (рис. 2).
Рис.3 Основы вязания крючком для начинающих. Цепочка
Цепочка (рис. 3). Первую петлю зажимаем большим и указательным пальцами левой руки. Крючком захватываем снизу рабочую нить и протягиваем её в первую петлю. Таким же образом вяжем все следующие воздушные петли. Чтобы во время вязания петли не вытягивались, пальцами левой руки придерживаем цепочку ближе к крючку.
При плавном и ритмичном движении рук петли получаются ровные, не слишком свободные, поэтому край не выглядит растянутым, и не слишком тугие, такие, чтобы в следующем ряду в эти петли свободно входил крючок. Конец цепочки основания становится началом первого ряда.
Во время вязания на крючке всегда есть одна петля. Она называется ведущей. Полотно, связанное крючком, легко распускается – достаточно потянуть за конец рабочей нити. Поэтому, если мы оставляем на некоторое время незаконченную работу, то ведущую петлю вытягиваем на 8-10 см– это предохраняет вязание от роспуска.
Рис.4 Основы вязания крючком для начинающих. Полустолбик
Полустолбик (рис.4) Допустим, что на крючке находится ведущая петля. Движением от себя вводим крючок во 2-ю петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и аккуратно протягиваем её через петлю цепочки и ведущую петлю одновременно.
Полустолбиком чаще всего закрепляют цепочку из воздушных петель, если вяжут по кругу или обвязывают край изделия.
Рис.5 Столбик без накида
Столбик без накида (рис. 5). На крючке воздушная петля. Вводим крючок во вторую петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и вытягиваем её на себя сквозь петлю цепочки. Теперь у нас на крючке две петли. Повторно захватываем крючком рабочую нить и протягиваем её теперь через обе петли.
Рис.6 Основы вязания крючком для начинающих. Столбик с накидом
Столбик с накидом (рис. 6). На крючке воздушная петля. Делаем накид, т. е. поднимаем рабочую нить на крючок движением на себя. Крючок вводим в четвёртую петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и вытягиваем её на себя через петлю цепочки. Теперь на крючке три петли вместе с накидом. Снова захватываем рабочую и провязываем её через 2 петли: вновь образованную и накид. В этот раз на крючке у нас две петли. Захватываем рабочую нить и провязываем одновременно обе петли с крючка.
Рис.7 Основы вязания крючком для начинающих. Столбик с двумя накидами
Столбик с двумя накидами (рис. 7). На крючке у нас ведущая петля. Делаем два накида. Крючок вводим в пятую петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и тянем её на себя через петлю цепочки. Теперь на крючке четыре петли вместе с накидами. Провязываем их по две петли вместе в три приёма. С этой целью захватываем рабочую нить и провязываем вновь образованную петлю и один из накидов. Получилось на крючке три петли. Повторно захватываем рабочую нить и провязываем ещё две петли, вновь образованную и оставшийся накид. На крючке осталось две петли. Снова захватываем рабочую нить и провязываем оставшиеся обе петли.
Аналогично можно связать столбики с тремя и четырьмя накидами. Каждый накид делает столбик выше, поскольку мы вывязываем дополнительную петлю.
Петли для подъёма (кромочные) – это одна или несколько петель в начале очередного ряда. Причём количество их напрямую зависит от высоты ряда: одна воздушная петля соответствует по высоте столбику без накида, тогда как две воздушные петли – столбику с накидом, а три воздушные петли – столбику с двумя накидами. Цепочка из кромочных петель – это одновременно и 1-й столбик ряда. Поэтому вывязывать 1-й столбик надо над второй петлёй основания, а не над первой, чтобы не увеличивалось общее количество столбиков в ряду. Заканчиваем ряд столбиком над петлёй подъёма предыдущего ряда.
Чтобы увеличить количество петель в ряду, вяжем воздушные петли или же 2-3 столбика из одной петли основания.
Расширить вязаное полотно можно и изменив плотность вязания, т. е. сменив крючок на более крупный по номеру, или попросту – более толстый.
Чтобы уменьшить размер вязаного полотна, следует сократить петли. Для этого вывязываем два столбика с одной вершиной. Если вяжем плоское полотно, можно не довязывать 1 столбик до конца ряда. В результате получим край с небольшими выступами.
Рис. 8 Петля состоит
Петля состоит из двух частей-полупетель: передней, внутренней полупетли и задней, внешней полупетли (рис. 8). Передняя полупетля находится ближе по отношению к вяжущему и в процессе работы мы хорошо её видим. Задняя полупетля – это половина петли, которая находится с наружной, внешней стороны от вяжущего.
Переплетения столбиков имеют ножку иперемычку (см. рис.8).
Фактура вязаного полотна, его внешний вид зависят от того, в какой из четырёх элементов предыдущего ряда вводится крючок.
Способы введения крючка
Рис. 9 Способы введения крючка
Различают круговое и плоское вязание крючком.
В случае плоского вязания каждый новый ряд петель после поворота вяжем в обратную сторону, т. е. противоположную предыдущей. При этом лицевая и изнаночная стороны полотна выглядят одинаково.
А для вязания шапочек, юбок или салфеток применяют круговое вязание, т. е. вязание по кругу. Изделие, связаное таким способом, имеет как лицо, так и изнанку. Петли при этом расположены по замкнутому кругу.
А соединять ряды в круг можно по-разному.
Рис. 10 Способы соединения соединения рядов в круг. Способ первый
1-й способ. Провязан 1-й ряд. Крючок вводим в первую петлю 1-го ряда и провязываем её полустолбиком совместно с ведущей петлёй. Круг замкнулся. Для вывязывания второго ряда делаем петли подъёма и первый столбик вывязываем над второй петлёй основания (рис.10). Второй и следующие ряды соединяем таким образом: провязываем вместе полустолбиком петлю подъёма с ведущей петлёй. Место соединения рядов будет почти незаметно.
Рис. 11 Способы соединения соединения рядов в круг. Способ второй
2-й способ. Первый ряд провязан. Далее 1-й столбик второго ряда вяжем над 1-м столбиком 1-го ряда. При этом способе соединения только начало 1-го ряда слегка выступает вниз. А все остальные ряды вяжутся по спирали. Полотно при этом выглядит очень аккуратно. Заканчиваем последний ряд воздушной петлёй и соединяем её полустолбиком с 3-й петлёй основания (рис.11).
В вязании используются условные обозначения петель, их надо запомнить!
Познакомьтесь с ними :
Девочки!
Яркие и неповторимые вещи, связанные вашими подругами или знакомыми, вызывают у вас восторг и восхищение! Но это и вам подвластно! Нужно только захотеть! Я уверяю вас, что научиться вязать потребуется всего лишь один вечер!
И так, попробуем?
Практическая работа Вязание изделия.
Изделие выбрать самостоятельно.
(салфетка, шарфик, чехол для очков или мобильного телефона, закладка и др.)
Запомните:
Учиться вязать лучше толстыми нитками, а номер крючка использовать 2-3 мм, у крючка есть приплюснутое место, за которое удобно держать во время работы.
Воспользуйтесь видео уроками
Урок № Дата
Тема : Основные элементы вязания крючком . Схемы и условные
обозначения .Раппорт узора , запись . ( Технология , 7 класс)
Цель : Формирование у обучающихся знаний и умений по вязанию крючком основных элементов . схемах вязания и условных обозначениях , .раппорте узора , его записи .
Задачи : Обучающая : Способствовать формированию знаний по вязанию основных элементов , пользования схемами , описанием .Вырабатывать практические навыки работы с журналами по вязанию крючком , чтению схем. Умению разбираться в описании изготовления изделия .
Развивающая : Развивать эстетический вкус . . .
Воспитательная : Формировать чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности.
Планируемые результаты :
УУД
Предметные : Понимание и определение понятия «технология обработки», «этапы изготовления швейного изделия», «качество швейного изделия».
Распознание способов обработки по отличительным особенностям.
Понимание влияния качества узловой обработки на качество готового швейного изделия.
Регулятивные : Планирование собственной деятельности.
Познавательные : Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные : Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в коллективе с целью облегчения усвоения нового материала.
Личностные : Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценивание .
Оборудование :образцы готовых изделий , крючок , нитки , журналы мод по вязанию , иллюстрации , инструкционная карта .
Тип урока : комбинированный .
Ход урока
1.Организационный этап.
( проверка присутствия обучающихся , подготовки к уроку , положительный настрой на урок )
2.Актуализация знаний .
3.Мотивация . Целеполагание .
4.Изучение новой темы .
Вот клубок , а вот крючок.
Взяли мы на наш урок.
Для чего они нужны?
В рукоделии – важны!
Будем петли мы вязать,
Столбики , накиды.
Чтоб узоры составлять
И поделки оформлять.
Вязание крючком – один из самых распространённых видов рукоделия. Каждая модница понимает, что лучше связать изделие своими руками, чем купить в магазине, кроме того не встретишь похожую вещь. Каждая мастерица – дизайнер своего изделия. (демонстрация коллекции изделий, слайды).
Интересные факты из истории вязания крючком.
Кто и когда придумал вязание крючком, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта техника задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. Причём вязание было мужским ремеслом. Лишь позднее им стали заниматься женщины. И всё равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году на национальном американском конкурсе по вязанию «Золотой крючок» выиграл мужчина.
— Какие же инструменты и материалы необходимы для вязания крючком?
(Крючки, нитки для вязания, ножницы).
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.
Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов (памятка «Строение вязального крючка») Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева. Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.
При вязании крючком, необходимо соблюдать правила и технику безопасности.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи (раздаточный материал).
Сегодня мы познакомимся с условными обозначениями и основными видами петель
Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно «н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка из воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется «рабочая петля), в подсчет не включаются (рисунок).
Столбик без накида.
Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
Столбик с накидом.
Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом. Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).
Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.
Существует много образцов вязок. Для каждого из них можно применить два способа записи. Способ 1 словесное описание – инструкция — словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом)
Способ 2 — схема узора
— Какая форма описания работы пользуется большей популярностью при изготовлении изделия ? Почему? ( Многие рукодельницы предпочитают вязать по схеме. Посмотрев на схему можно понять будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям, какова форма и размер изделия, сколько петель необходимо набрать и т. д.) (Словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такая форма актуальна, если образец или изделие является очень простым.) (Схематическое изображение сильно экономит листы в книгах и журналах.)
Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что, поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.
Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево. При вязании прямоугольного изделия схема читается снизу вверх.
Каждая петля имеет свое условное обозначение для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком .
Раппорт — это повторяющаяся часть узора в полотне.
1)Раппорт выделяется другим цветом.
2) Границы раппорта обозначаются черточками или скобками.
5 .Первичное закрепление знаний .
— На что нужно обратить внимание при вязании этого узора?
— Что называется раппортом?
— Как обозначается раппорт на схеме узора?
— Как обозначается раппорт, если узор записан при помощи слов, в виде инструкции?
— Где мы можем встретить раппорт кроме вязания крючком? ( В вязании спицами, шитье, плетении т. д. Раппорт переплетения ткани.)
Динамическая пауза .
6.Практическая работа » Работа с журналами мод по вязанию «
1. Выбери понравившуюся модель изделия , связанного крючком .
2.Зарисуй эскиз модели изделия в тетрадь .
3.Изучи схему вязания , описание.
4.Определи раппорт рисунка вязания .
7.Подведение итогов . Выставление оценок ( взаимооценка)
8.Рефлексия .
— Подумайте и продолжите предложения :
— Чему сегодня мы с вами научились?
— Я не знала…
— Я узнала…
— Я научилась…
— Мне было трудно..
— Я смогу использовать…
9. Домашнее задание :
По журналам вязания ( др источникам) выполнить эскиз , схему вязания простого изделия .