Вариативный компонент в средней группе
[ Перспективный план вариативного компонента «Грамотейчик» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………..2 Цели и задачи программы ……………………………………………………3 Методическое обеспечение ……………………………………………..……3 Структура занятий …………………………………………………………….4 Ожидаемый результат …………………………………………………..…….5 Примерный учебно-тематический план ……………………………………..6 Используемая литература ……………………………………………..…….17 Приложение Пояснительная записка “Речь вести — не лапти плести”старинная русская пословица Речь — бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Большое значение для …
[
Перспективный план вариативного компонента «Грамотейчик»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………..2
Цели и задачи программы ……………………………………………………3
Методическое обеспечение ……………………………………………..……3
Структура занятий …………………………………………………………….4
Ожидаемый результат …………………………………………………..…….5
Примерный учебно-тематический план ……………………………………..6
Используемая литература ……………………………………………..…….17
Приложение
Пояснительная записка
“Речь вести — не лапти плести”
старинная русская пословица
Речь — бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.
В вариативной работе с дошкольниками используются различные дидактические игры и упражнения, они закрепляют и уточняют словарь, помогают образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Вариативная работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать а, следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности.
Содержание данной рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает разностороннее развитие ребенка и разработано с учетом принципа интеграции образовательных областей ГОСО.
Рабочая программа «Граматейчик» реализуется в ходе образовательного процесса и обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих задач дошкольного воспитания и обучения.
Цели и задачи программы
Цель: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Задачи:
-
формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
-
развивать общую и мелкую моторику;
-
развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
-
формировать лексико-грамматический строй речи;
-
формировать познавательную активность детей;
-
совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;
-
обучать навыкам эффективной коммуникации.
Методическое обеспечение.
Принципы, лежащие в основе программы:
— доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
— наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
— демократичность и гуманизм
— научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
— «от простого к сложному»
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
— словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
— Наглядный (показ мультимедиа, иллюстраций, наблюдение, показ выполнения педагогом, работы по образцу)
— Практический (словесная деятельность детей в игре)
Методы, в основе которых лежит деятельности детей:
— объяснительно-иллюстрационный – восприятие и усвоение готовой информации
— частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске решения
— Исследовательский – самостоятельное творческое решение поставленных в работе задач.
Структура занятий
Программа вариативного компонента по развитию речи «Граматейчик» разработана для детей в возрасте 4 — 5 лет.
Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание или закрепление нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)
3. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж – для укрепления физического здоровья детей
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Ожидаемый результат
В ходе планомерной работы, у детей:
1. Улучшится развитие грамматического строя речи;
2. Совершенствуется общее развитие речи;
3. Увеличится познавательная активность;
4. Обогатится словарный запас;
5. Разовьются мышление, творческие способности;
6. Повысится культура общения.
Примерный учебно-тематический план
Тема
Структура занятия
Кол-во занятий
Фрукты
-
Назовите цвет и форму фруктов по образцу: яблоко красное, круглое, …и т.д.
-
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
-
Выразите свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко, яблоко свалилось нам на голову
-
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
-
Дидактическая игра «Расскажи-ка!»
-
Дидактическая игра «Сварим компот»
Овощи
-
Назовите овощи, которые вы знаете
-
Пальчиковая гимнастика по стихотворению Ю.Тувима»Овощи»
-
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
-
Дидактическая игра «Узнай о чем я говорю»
-
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
-
Дидактическая игра «Дорисуй и раскрась»
Сад-огород
-
Дидактическая игра «Перечисли». Перечислить овощи и фрукты, лежащие перед детьми.
-
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык.По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
-
Пальчиковая гимнастика «Огород»
-
Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
-
Дидактическая игра «Штриховка»
Осень-красавица
-
Дидактическая игра «Что бывает осенью?»
-
Дидактическая игра «Один-много»
-
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
-
Дидактическая игра «Где чья тень?»
-
Дидактическая игра «Обведи»
Транспорт
-
Артикуляционная гимнастика «Велосипед»
-
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
-
Дидактическая игра «Собери картинку»
-
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
-
Дидактическая игра «По воде, по земле, по воздуху».
-
Дидактическая игра «Обведи по точкам»
Мебель
-
Артикуляционная гимнастика «Мебель в доме Язычка»
-
Пальчиковая гимнастика «Две руки»
-
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-
Дидактическая игра «Из чего сделано?»
-
Дидактическая игра «Что лишнее?»
-
Дидактическая игра «Найди тень»
Игрушки
-
Артикуляционная гимнастика «Качели»
-
Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
-
Дидактическая игра «Чего не стало»
-
Дидактическая игра «Что здесь спрятано?»
-
Дидактическая игра «У кого какая игрушка»
-
Аппликация «Чебурашка»
Моя Родина
-
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
-
Пальчиковая гимнастика «Дом»
-
Дидактическая игра «Я знаю что это»
-
Дидактическая игра «Собери картинку»
-
Дидактическая игра «Раскрась»
Одежда. Обувь
-
Артикуляционная гимнастика «Шьем одежду»
-
Пальчиковая гимнастика «Перчатка»
-
Дидактическая игра «Кто во что одет?»
-
Дидактическая игра «Мишка и Мишутка»
-
Дидактическая игра «Найди пару»
Головные уборы
-
Артикуляционная гимнастика «Иголочка»
-
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
-
Дидактическая игра «Назови ласково»
-
Дидактическая игра «Чья? Чьи? Чьё?»
-
Дидактическая игра «Подбери шарфик к шапочке»
Посуда
-
Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»
-
Пальчиковая гимнастика «Куличики»
-
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
-
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
-
Дидактическая игра «Где живут продукты?»
-
Дидактическая игра «Назови посуду»
Продукты питания
-
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
-
Пальчиковая гимнастика «Капустка»
-
Дидактическая игра «Купи в магазине точно такой же продукт»
-
Дидактическая игра «Первое, второе, третье, десерт».
-
Дидактическая игра»Проведи линию от продукта до тарелки»
Перелетные птицы
-
Артикуляционная гимнастика «Окошко»
-
Пальчиковая гимнастика «Птички»
-
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
-
Дидактическая игра «Нелепицы»
-
Дидактическая игра «Птица ест…»
-
Дидактическая игра «Кто что ест»
Зима
-
Артикуляционная гимнастика «Зима»
-
Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
-
Дидактическая игра «Выполни рисунок»
-
Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезные картинки по теме «Зима»)
-
Дидактическая игра «Расскажи по картинке»
-
Пальчиковое рисование «Снежинки»
Зимующие птицы
-
Артикуляционная гимнастика «Зимующие птицы»
-
Пальчиковая гимнастика «Летела сова»
-
Дидактическая игра «Каких птиц увидишь у кормушки?»
-
Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
-
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
-
Дидактическая игра «Обведи и раскрась»
Зимние развлечения
-
Артикуляционная гимнастика «Горка»
-
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
-
Дидактическая игра «Для чего»
-
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-
Дидактическая игра «Назови действие»
-
Дидактическая игра»Обведи и дорисуй чего не хватает»
Новогодний праздник
-
Изобрази праздничный фейерверк, звук лопающихся хлопушек, и радость малышей от увиденного
-
Пальчиковая гимнастика «Пропажа»
-
Дидактическая игра «Целый год»
-
Дидактическая игра «Подбери признак»
-
Дидактическая игра «Наоборот»
-
Дидактическая игра «Укрась елочку»
Дикие животные
-
Артикуляционная гимнастика «Трубочка-улыбка»
-
Пальчиковая гимнастика «Мышка»
-
Дидактическая игра «Назови по порядку»
-
Дидактическая игра «Кто у кого?»
-
Дидактическая игра «Кто где живет?»
-
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Домашние животные
-
Артикуляционная гимнастика «Домашние птицы»
-
Пальчиковая гимнастика «Барашки»
-
Дидактическая игра «Назови профессии»
-
Дидактическая игра «Найди хвосты»
-
Дидактическая игра «Подбери признак к существительному»
-
Дидактическая игра «Кто где живет»
Лес
-
Артикуляционная гимнастика «Жук»
-
Пальчиковая гимнастика «Лягушка»
-
Дидактическая игра «Лес»
-
Дидактическая игра «Что можно и что нельзя»
-
Дидактическая игра «Угадай ягодку»
-
Дидактическая игра «Найди отличия»
Моя семья
-
Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка»
-
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
-
Дидактическая игра «Родство»
-
Дидактическая игра «Подбери признак»
-
Дидактическая игра «Отгадай»
-
Дидактическая игра «Обведи и раскрась»
Человек
-
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»
-
Пальчиковая гимнастика «Гости»
-
Дидактическая игра «Мои органы»
-
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
-
Дидактическая игра «Собери человека»
-
Дидактическая игра «Твое настроение»
В мире сказок
-
Артикуляционная гимнастика «Пчелки»
-
Пальчиковая гимнастика «Белка»
-
Дидактическая игра «Кого не хватает?»
-
Дидактическая игра «Выложи по порядку»
-
Дидактическая игра «Изобрази сказочного персонажа»
-
Дидактическая игра «Кого встретил Колобок?»
Грибы
-
Артикуляционная гимнастика «Грибы»
-
Пальчиковая гимнастика «Цепочка»
-
Дидактическая игра «Грибная полянка»
-
Дидактическая игра «Почему грибы так называются?»
-
Дидактическая игра «Сложи картинку»
-
Дидактическая игра «Сбор грибов»
Профессии
-
Артикуляционная гимнастика «Маляр»
-
Пальчиковая гимнастика «За работу!»
-
Дидактическая игра «Кто чем занимается?»
-
Дидактическая игра «Кто больше знает профессий»
-
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
-
Дидактическая игра «Соедини правильно»
Музыкальные инструменты
-
Изобразить движениями зубов, как стучит молоточек (сначала с сомкнутыми губами, потом с приоткрытыми)
-
Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»
-
Дидактическая игра «Отгадай-ка!»
-
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
-
Дидактическая игра «Песня, танец, марш»
-
Дидактическая игра «Лабиринт»
Чудесный пруд
-
Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»
-
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
-
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
-
Дидактическая игра»Что у рыбы, для чего»
-
Дидактическая игра «Найди тень»
У природы нет плохой погоды
-
Артикуляционная гимнастика «Как Язычок зимой гулял»
-
Пальчиковая гимнастика «В гости в домик»
-
Дидактическая игра «По погоде»
-
Дидактическая игра «Подбери картинки»
-
Дидактическая игра «Прогноз погоды»
Весна
-
Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»
-
Пальчиковая гимнастика «Птички-невелички»
-
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»
-
Дидактическая игра «Весенние слова»
-
Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
-
Дидактическая игра «Соедини точки и раскрась»
8 Марта
-
Изобразить на лице радость, проговаривая внятно и четко – ух, ах, ох!
-
Пальчиковая гимнастика «Киска»
-
Дидактическая игра «Закончи предложение»
-
Дидактическая игра «Опиши какая, что делает?»
-
Дидактическая игра «Назови ласково»
-
Аппликация «Подарок маме»
НаурызМейрамы
-
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
-
Пальчиковая гимнастика «Береза»
-
Составление рассказа по картинке
-
Дидактическая игра «Думай, отвечай!»
-
Дидактическая игра «Весенние слова»
Космос
-
Артикуляционная гимнастика «Космос»
-
Пальчиковая гимнастика «Медузы»
-
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-
Дидактическая игра «Подбери слова»
-
Дидактическая игра «Самая-самая…»
-
Дидактическая игра «Воображаем и рисуем»
Цветы
-
Артикуляционная гимнастика «Бабочка летает вокруг цветка»
-
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
-
Дидактическая игра «Назови ласково»
-
Дидактическая игра «Назови какое?»
-
Дидактическая игра «Разноцветье»
-
Дидактическая игра «Подбери цветку тень и силуэт»
Защитники Отечества
-
Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч?»
-
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
-
Дидактическая игра «Если б я был богатырь…»
-
Дидактическая игра «Где чья тень?»
-
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Насекомые
-
Артикуляционная гимнастика «Назойливая муха»
-
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
-
Дидактическая игра «Кто что умеет делать?»
-
Дидактическая игра «На полянке»
-
Дидактическая игра «Что лишнее?»
-
Дидактическая игра «Соедини насекомых»
Лето
-
Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»
-
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
-
Составление рассказов из нескольких предложений на тему «Что такое лето?»
-
Составление рассказа по картинке
-
Дидактическая игра «Что делают летом?»
-
Дидактическая игра «Обведи по точкам и раскрась»
Используемая литература:
1. Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;
2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, 2016г
3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Творческий Центр, Москва, 2009,-50с.
4. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
5. О.С.Ушакова «Знакомим с литературой»
6. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
7. М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.
8. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. Творческий Центр, Москва, 2010,-234с.
9. Пятница Т.В. Лексика+Грамматика. Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет.ч-1 Мозырь:ООО»Белый Ветер», 2004,-124с.
Особенности реализации вариативной части основной образовательной программы
Людмила тарасова
Особенности реализации вариативной части основной образовательной программы
Внедрение новых нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, в частности в организации самостоятельной деятельности учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (ООП). Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и отражает:
— приоритетные направления деятельности детского сада, обеспечивающие развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
— особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение;
— особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности;
— специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ
При составлении учебного плана ДОУ необходимо ориентироваться на основные принципы Программы. Объем учебной нагрузки в течение недели определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. В данной статье отражаются особенности реализации вариативной части ООП в МБДОУ «Макушинский детский сад «Теремок».
Результаты освоения ООП, представленные в Стандарте в виде целевых ориентиров, достигаются, прежде всего, через организацию ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в ДОУ — кружковой, студийной, секционной работы в возрастных группах (младших, средних, старших, подготовительных). Деятельность любого кружка, секции, студии регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
— Уставом ДОУ,
— Образовательной программой ДОУ,
— положением о дополнительном образовании,
— рабочей программой педагога – руководителя кружка, секции, студии на текущий год,
— списком детей,
— расписанием занятий,
— материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня. Важно учесть, что организация дополнительного образования предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому, помимо подбора интересного содержания, педагоги осуществляют ряд конкретных условий:
— организацию рабочего пространства;
— возможность детей заниматься по своим силам и интересам;
— игровой характер подачи любого материала.
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада.
Деятельность руководителей кружков, секций, студий направлена на разных участников образовательных отношений. Педагоги организуют свою деятельность с учетом адресатов посредством следующих форм:
— с детьми: фронтальные занятия (групповые, экскурсии, мини-походы, тематические прогулки, развлечения, досуги, участие в различного уровня конкурсах, соревнованиях, оформление выставок, отчетные концерты;
— с педагогами: консультации, мастер-классы, семинары;
-с родителями: консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информации через тематические стенды, на сайте организации.
В ДОУ функционируют кружки по всем пяти направлениям развития детей:
— художественно-эстетическое развитие: студия «Радость» — ОО «Музыка»; кружок «Умелые ручки»- ОО «Художественное творчество»; кружок «Лего-конструирование» -конструктивная деятельность
— физическое развитие и здоровье: кружок «Фитбол-гимнастика», секция «Юный атлет», факультатив «Пешечка»;
— познавательное развитие: кружок «Развивайка».
Реализация 2 части Программы ДОУ усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности организации. Результаты работы по дополнительному образованию оцениваются на педагогических советах в конце года. Формой отчета о результатах дополнительного образования дошкольников служат также отчетные концерты для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, выставки творческих работ. Воспитатели – руководители кружков обобщают и представляют свой опыт работы в виде мастер–классов на институциональном уровне. Педагогами накоплен богатый опыт работы в этом направлении, с которым они делятся с коллегами района. В 2017году был обобщен и представлен опыт работы по художественно-эстетическому направлению студии «Радость» и «Умелые ручки», а, также, физическому развитию – «Фитбол-гимнастика» на педагогических районных чтениях.
Дополнительное образование предоставляет возможность педагогу выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, Дополнительное образование, которое получают дети в нашем ДОУ, приносит им не только дополнительную радость, но и дополнительное развитие.
Вариативная часть ООП содержит также региональный компонент, реализация которого воплощается в инновационном педагогическом проекте по краеведению «Макушино – край Зауральский». Формулировка целей и задач проекта определяется регламентируемыми направлениями развития дошкольников и опирается на целевые ориентиры:
— социально-коммуникативное развитие связано с формированием у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе знания об исторических и природных особенностях родного края, а также с приобретением способности использовать знания о родном крае в игровой деятельности;
— познавательное развитие связано с формированием представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, с формированием основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
— речевое развитие происходит при первичном восприятии диалектной речи через знакомство с культурой Зауралья;
— художественно-эстетическое развитие заключается в приобщении детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитании любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиционных для народов Зауралья;
— физическое развитие связано с развитием эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы Уральского региона.
В ДОУ созданы и создаются условия, необходимые для реализации задач патриотического воспитания детей, прежде всего, это работа с кадрами. Начиная работу по реализации регионального компонента, педагоги должны знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, а самое главное — быть патриотами своей родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов в ДОУ проводятся: мастер-классы, тренинги, педсоветы, консультации, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Педагогами, в рамках недели педагогического мастерства, в соответствии с тематикой «Региональный компонент», были разработаны и реализованы детско-взрослые мини-проекты («О тех, кто живет в лесу» (старшая группа, «Голубое царство» (подготовительная группа). Материал для презентаций собирали, обобщали совместно с детьми и родителями. Каждый педагог поделился опытом работы с коллегами ДОУ через организованную образовательную деятельность с детьми. Педагоги участвуют во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок и представлением опыта работы, делятся опытом с коллегами района, так в 2017году на районном методическом объединении воспитатели представили свой опыт с презентациями по ранней социализации и профориентации детей дошкольного возраста.
Еще одним условием реализации регионального компонента вариативной части ООП является планирование деятельности в рамках проекта. Рабочей группой составлен перспективный план работы по проекту для каждого возраста детей с учетом темы недели комплексно-тематического плана, в котором прослеживается организация работы с детьми в разных видах деятельности. Так, педагогами разработаны педагогические проекты по патриотическому воспитанию детей, например: «Дом, в котором я живу», «Моя улица» и др.
Реализация регионального компонента предполагает создание особой образовательной среды. Так, в группах ДОУ созданы следующие условия для реализации проекта:
— мини-музей народных промыслов Зауралья в подготовительной «Б» группе -«Макушино – край Зауральский»;
— «Русская изба» с предметами старинного быта, с помощью которых дети могут участвовать в сюжетно-ролевых играх — в старших группах;
– мини-экспозиции в средних группах («Сельское подворье», «Комната» и др.)
В книжных уголках имеется подборка детской художественной литературы по данной тематике, соответствующей возрасту детей, например: В. П. Федотова «У кота –баюна» — краеведческое фольклорное издание; Л. Куликов «Сказка детства» — составитель В. И. Филимонов ; «Герман Травников» книга о художнике, написанная друзьями и иллюстрированная им самим и др.
В групповых патриотических уголках тематический материал «Семья», «Мой город» и т. д. оформлен в виде альбомов, папок, лепбуков. Учитывая ведущую деятельность детей, воспитатели широко используют различные виды игр. В игровых уголках имеется вся необходимая для организации игровой деятельности атрибутика к дидактическим, настольно-печатным, сюжетно-ролевым и т. д. играм, с помощью которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Каждая группа располагает богатым материалом по ознакомлению дошкольников с городом Макушино и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили, с настоящим и прошлым, например, активно используются видеофильмы о Макушино; о животном и растительном мире, презентации, созданные воспитателями («Знаменитые люди земли Курганской», «Птицы в городе», «О тех, кто живет в лесу и др).
Педагоги ДОУ, планируя деятельность с детьми, активно используют интегрированный подход, т. е. объединяют несколько видов деятельности, что, в свою очередь, соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Например, воспитатель подготовительной группы, работая над темой по самообразованию: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста», совершает с детьми целевые прогулки на предприятия города. Социализируясь, дети получают не только знания, но и обогащают активный словарь, а полученными впечатлениями делятся в рисунках, сюжетно-ролевых, строительных играх, устраивают концерты, разыгрывают спектакли.
Педагоги, «черпая» материал о настоящем и прошлым района из различных источников (социальной сети интернета «Одноклассники» группа «Патриоты Макушино», печатные издания, материалы районного музея, домашние архивы и т. д., активно используют его в образовательной деятельности. Так, совершив с детьми старшей группы ряд экскурсий по ознакомлению с архитектурой города, воспитатели провели открытое занятие в форме КВН с участием родителей. Дети узнавали на фотографиях и рассказывали истории старинных и современных зданий, играли в игры народов Урала, читали стихи местных поэтов. Родители были приятно удивлены знаниями детей о городе.
Интегрированное построение НОД даёт детям возможность свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от них активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированной НОД.
Используя информационно-коммуникативные технологии в части занятий художественно-эстетического, познавательного направления, воспитатели знакомят детей с достопримечательностями района, знаменитыми людьми региона, животным и растительным миром, культурой и фольклором Зауралья (закличками, приговорками, считалками, загадками и т. д.). Фольклор не только развивает устную речь детей, но и позволяет обучать их нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями
В организации режимных моментов активно используются мультимедийные ресурсы, а именно, в просмотре и слушание аудиозаписей народных танцевальных мелодий, фольклора Зауралья.
Начиная со старшей группы, дети посещают районный краеведческий музей, где узнают много о прошлом, быте и предметах быта родного народа.
Воспитатели стимулируют любознательность детей и побуждают их к самостоятельному поиску информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию, фотографии своих родных и др.).
Создаются условия для развития творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда, что, в свою очередь мотивирует воспитанников на создание мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков, народных промыслов).
Педагоги организуют участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках, акциях, например, делают открытки для ветеранов, участвуют в городском празднике Масленицы, Дне города и др.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении эта работа проводится в тесном взаимодействии с родителями. Помимо проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед, являющихся традиционными и обязательными формами работы с родителями, педагогами используются информационно-просветительские формы взаимодействия. В групповых приемных комнатах воспитатели размещают рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников через чтение художественной литературуы, общение с природой края, посещения музея, просмотров фильмов.
Педагоги проводят ОД в рамках Дней открытых дверей. Обычно, такие занятия предполагают непосредственное участие родителей, на которых они могут проверить свои знания об истории края, знаменитых людях, флоре, фауне и т. д.
Совместно с родителями отмечаются общественные и народные праздники: День матери, Международный женский день, День семьи, День России, «Осенняя Ярмарка» и другие.
На сайте «Одноклассники» в страничке «Теремок» знакомим родителей с жизнью детей в детском саду через фотоматериалы (мини-походы, экскурсии по городу, в музей и др). В результате происходит повышение уровня родительской активности в деятельности ДОУ: родители принимают участие в составлении семейных альбомов, газет, во всех развлекательных и спортивных мероприятиях.
Реализация регионального компонента вариативной части ООП невозможна без организации эффективного взаимодействия ДОУ с социумом. С целью выполнения этого условия, Макушинским ДОУ заключены двухсторонние договора с организациями города; районной библиотекой, краеведческим музеем, ПЧ-30, школой и др. организациями. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ – формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих земляков.
В реализации задач проекта большая роль отведена рабочей группе, члены которой принимают активное участие в руководстве образовательными проектами, консультировании педагогов, разработке перспективных планов по патриотическому воспитанию для каждой возрастной категории детей, посещающих ДОУ. Рабочей группой разработан план «Система саморазвития педагогов в вопросах воспитания любви к малой родине».
Организация и проведение «Недели педагогического мастерства» по теме: «Патриотическое воспитание детей» позволило педагогам сделать вывод, что благодаря реализации регионального компонента, дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими и национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитывать чувство привязанности к своей малой родине.
Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
Проанализировав, полученные за два года реализации проекта результаты, через беседы с детьми, можно сделать выводы:
дети младшего возраста знают названия улиц, на которых живут, свой детский сад, название группы; называют по имени, отчеству всех педагогов; называют родителей по имени и отчеству, где и кем работают; знают некоторых животных края, деревья и кустарники.
Дети среднего возраста рассказывают о семье, семейном быте, о событиях в городе; участвуют в наблюдениях за животными, оказывая посильную помощь по уходу за ними.
Старшие дети знают символику города, области; знают названия и историю некоторых улиц города; имеют представления о жизни и быте людей, проживающих в городе; узнают на фотографиях здания города; знают и узнают на фотографиях некоторых птиц, животных, обитающих в регионе;
Имеют представления о праздниках, народных традициях и т. д.
Таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе, способствует достижению целевых ориентиров ФГОС.
В результате созданных и создаваемых конкретных условий в ДОУ, описанных в статье, обновляется содержание образовательной деятельности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р. С. Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. 1.
2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ 2006 № 8
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
8. Н. Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». Изд. «Учитель» Волгоград 2015.
12. А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Методическое пособие /»Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.
14. Материалы социальных сетей интернета:
Социальная сеть работников образования (https://nsportal.ru/);