Уроки сольфеджио 1 класс
СодержаниеЧернева З.А. Поурочные планы по сольфеджио. 1 класс Правила по сольфеджио за 1 классОткрытый урок по сольфеджио в 1 классе ДМШ Открытый урок сольфеджио в 1-м классе Детской школы искусств Дополнительные записи [ Чернева З.А. Поурочные планы по сольфеджио. 1 класс Пособие для преподавателей ДМШ. Без выходных данных. — 69 с. В настоящее время существует …
Содержание
[
Чернева З.А. Поурочные планы по сольфеджио. 1 класс
Пособие для преподавателей ДМШ. Без выходных данных. — 69 с.
В настоящее время существует очень много методик и учебных пособий по развитию музыкального слуха. Начинающий педагог часто не может сориентироваться в обилии музыкального материала. Это и разработки уроков А.В. Барабошкиной, «Музыкальный букварь» П.Ф. Вейса, «Методика преподавания сольфеджио» Е.В. Давыдовой, учебники М. Котляревской — Крафт для 1-го класса и подготовительных групп, учебник сольфеджио для 1-го класса Т.Третьяковой для ДМШ (г.Москва), «Сольфеджио XXI века» М.Картавцевой и многие, многие другие.Содержание:Методические указания.
Проверка музыкальных данных, разучивание песни, Тоника.
Направление мелодии, ТА и ТА-ТИ, доля-пульс.
Повторение, ТА-А, доминанта, скрипичный ключ, расположение нот.
Мажор и минор.
Регистры, сильная и слабая доли, пятиступенный звукоряд, фраза.
Ручные знаки с I по V ступени, размер 2/4.
Опорные звуки, тоническое трезвучие, затакт.
Контрольный урок. Тон, полутон, строение гаммы До-мажор.
Тональность Ре-мажор, пятиступенный звукоряд, знак #.
Гаммы Ре-мажор.
Повторение тональностей До и Ре-мажор, транспонирование.
Вводные звуки, квинта (вопрос/ответ).
Опевание I и V ступеней.
Устойчивые, неустойчивые звуки. Повторение.
Контрольный урок. Тактирование в размере две четверти.
Повторение пройденного. Главные ступени лада Т, 5,
Канон. Подбор баса к мелодии.
Размер 3/4.
Закрепление размера 3/4, трехдольная схема.
Тональный Соль-мажор.
Понятие об интервалах в которых звуки взяты одновременно.
Повторение (интервалы, пение каноном).
Определение тональностей по ноте «ля».
Урок повторения.
Тональность Фа-мажор, знак Ь.
Закрепление тональностей соль и фа-мажор.
Контрольный урок.
Мажорное и минорное трезвучия.
Повторение пройденного.
Одноименные тональности.
Повторение тональностей. Интервалы.
Ритм «остинато». Размер 4/4.
Подготовка к контрольному уроку. Повторение пройденного.
Контрольный урок за I класс.
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
Си – на 3 линейке.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
АКЦЕНТ (ударение) — это выделенный в музыке звук.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
РАЗМЕР 2/4 — это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте 2 доли – первая сильная, а вторая — слабая; каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.
Схема дирижирования в размере 2/4: раз и — два и.
РАЗМЕР 3/4 — это простой трёхдольный размер: в одном такте 3 доли,
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) — это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными).
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
Медленные темпы: Largo (ларго) – широко; Lento (ленто) – протяжно; Adagio (адажио) – медленно; Grave (гравэ) — тяжело.
Умеренные темпы: Andante (андантэ) — спокойно, не спеша; Moderato (модэрато) – умеренно; Sostenuto (состэнуто) – сдержанно; Allegretto (аллегрэтто) — оживленно.
Быстрые темпы: Allegro (аллегро) – скоро; Vivo (виво) – живо; Presto (прэсто) — быстро.
Для уточнения движения при отклонении от основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto — очень, assai — весьма, non troppo — не слишком, piu mosso — более подвижно.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Открытый урок по сольфеджио в 1 классе ДМШ
Открытый урок по сольфеджио.
Дата 24.04.2014
Класс 1.
Преподаватель ДМШ № 1(хоровой) города Алматы
Черевко Анна Владимировна
Тема: Интонирование в тональности, подготовительный этап в написании музыкального диктанта на уроках сольфеджио.
Цели:
Обучающая: самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков в различных формах работы, закрепление пройденного материала в процессе выполнения различных упражнений и заданий.
Воспитывающая: сформировать чувство коллективизма, доброжелательности, отзывчивости, активности, воспитание осознанного отношения к музыке, воспитание терпеливости и настойчивости в преодолении звуковысотных и метроритмических трудностей изучаемого материала
Развивающая: развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы, самостоятельности, мотивации к изучению предмета, развитие способности быть слушателем и исполнителем, развитие слуховых навыков, навыка интонирования в тональности, навыков записи музыкального диктанта, чтения с листа, развитие творческого потенциала учащихся.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Вид урока: открытый урок
Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, игровой, наглядный
Музыкальный материал: Б.Гизатов. «Төлдер»
Дидактическое обеспечение урока: рабочие тетради по сольфеджио, таблица «клавиатура», таблица «распевки», карточки с буквенным обозначением нот, мажора и минора, со знаками в тональности, римскими цифрами, магнитная доска, магниты, ксерокопии нотных примеров, музыкальный центр, фортепиано, музыкальный материал (Б.Гизатов. «Төлдер»)
ХОД УРОКА.
1. Организационный этап.
Задачи: Организация внимания и психологическая подготовка
учащихся к общению, постановка задач урока.
Содержание этапа урока:
Вход учащихся на урок под музыку и обеспечение внимания учащихся.
2. Актуализация.
Задачи: проверка знаний и применение различных способов действия, осуществление взаимоконтроля и самоконтроля. Определение причин возникновения затруднений.
Содержание этапа урока:
Выяснение степени освоения учащимися пройденного учебного материала, используя различные способы деятельности учащихся
Педагогические техники, позволяющие решить поставленные образовательные задачи:
работа по карточкам, таблицам, применение магнитов, жестов.
3. Формирование новых понятий и способов действия:
Задачи: Понимание значимости изучаемого материала.
Вовлечение учащихся в совместную деятельность.
Содержание этапа урока: Углубление ранее изученных понятий, используя приёмы взаимопроверки. Закрепление учащимися знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы.
4. Применение. Формирование умений и навыков.
Задачи: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, а так же осознание школьниками способов проработки информации. Обеспечить усвоение методики разбора музыкального диктанта и его записи, разбора номера при чтении с листа
Содержание этапа урока: Выполнение разноуровневых заданий и применение активных форм обучения .Выполнение поставленных задач на основе логического осмысления материала с помощью выстроенных стереотипов. Умение учащихся воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и изменённых ситуациях. Обеспечение установления межпредметных знаний. Выявить качество написания музыкального диктанта, разбора и исполнение номера для чтения с листа. Корректировка выявленных недостатков и пробелов.
5. Этап информации о домашнем задании.
Задачи: Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания.
Содержание этапа урока: Информация, мотивация к выполнению и инструктаж по выполнению домашнего задания.
6. Этап подведения итогов урока.
Задачи: Оценить работы класса и индивидуальную работу учащихся.
Содержание этапа урока: Подведение итогов учебного занятия.
7. Этап рефлексии.
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и с одноклассниками.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ:
Теоретическая разминка:
1. Буквенное обозначение нот и тональностей.
-вспомнить буквенное обозначение нот: показать по руке
— выложить карточки с буквенным обозначением мажора и минора,
нот по порядку C-H на парте
-игра «Переводчик»: дети переводят название тональностей
с русского на латинский и показывают карточки
2. Одноимённые тональности.
– игра: «Всё наоборот»: педагог называет мажорную тональность, а дети
называют одноимённый минор и наоборот.
*В игру включать тональности с бемолями и диезами (дети отвечают по
цепочке)
— вспомнить какие тональности называются одноименными
3. Параллельные тональности.
Педагог называет Мажор, а дети:
— находят параллельную тональность по руке
(обязательно считать вслух ступени I VII VI)
— вспомнить какие тональности называются параллельными
4. Полутон и тон.
– вспомнить, как располагаются полутоны и тоны на клавиатуре,
показать сочетание клавиш на клавиатуре (на парте) и определять
по цепочке.
5. Строение мажорной и минорной гаммы.
– вспомнить строение мажора и минора и спеть песенки
– нарисовать строение гаммы палочками на доске
6. Порядок появления диезов и бемолей.
-назвать скороговорку диезов и бемолей
7. Диезные и бемольные мажорные тональности:
Педагог называет тональность, а дети называют — диезная или бемольная.
– вспомнить про особенности в названии мажорных тональностей
– вспомнить самую хитрую тональность Фа мажор
8. Тональность Ре мажор.
-дать латинское название, найти карточку с буквенным
обозначением и знаками при ключе в Ре мажоре
-записать ключ и знаки, выложить гамму магнитами:
Вспомнить устойчивые и неустойчивые ступени
(устойчивые выложить красными магнитами, неустойчивые –зелеными,
выложить ступени римскими цифрами)
3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
Сольфеджирование и вокальные навыки.
Спеть полный «портрет гаммы» Ре мажор:
-Доминантовый септаккорд к Ре мажору
— тоника с сопровождением
-Т5/3( нотами)
-вводные ступени (нотами и ступенями)
-спеть гамму ступенями с ладовыми жестами (с дирижером)
-спеть устойчивые ступени один раз, неустойчивые -два раза
-спеть гамму нотами по таблице (ребенок у клавиатуры,
дети показывают на таблице клавиатура на парте)
– распевка № 1, 2, 3 (спеть ступенями, показывая жесты)
– Шатковский (играем с VII ступенькой)- спеть ступенями
– спеть опевание устойчивых ступеней -песенку «Хоровод ступенек»
(ступенями с ладовыми жестами, нотами по руке)
-мелодическое эхо
-закрепление тоники
– отгадать ступени и проводить их до Тоники
– спеть мелодические змейки по таблице «КЛАВИАТУРА»
4. ПРИМЕНЕНИЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
ДИКТАНТ.
1- прослушать мелодию и определить размер по руке
2- прослушать мелодию, посчитать сильные доли
(количество тактов) и подпевать мелодию
— записать размер и расставить такты
3- прослушать мелодию, пропеть мелодию на «лё»,
прохлопать ритм, показывая доли
— пропеть мелодию про себя на ритмослоги ,
прохлопать ритм
4- прослушать мелодию, спеть на «ЛЕ»
и показать рукой направление движения мелодии
-пропеть мелодию про себя на «ЛЕ»
и показать рукой направление движения мелодии
ОБСУДИТЬ МЕЛОДИЧЕСКРОЕ ДВИЖЕНИЕ
5- прослушать мелодию, пропеть мелодию про себя
нотами и показать рукой направление движения
мелодии
— пропеть мелодию про себя нотами и
показать рукой направление движения мелодии
6- прослушать мелодию, спеть мелодию
про себя нотами и простучать пульс по руке
-записать мелодию нотами в ритме
7,8 ПРОСЛУШАТЬ МЕЛОДИЮ,
пропеть мелодию про себя нотами
После самостоятельной записи мелодии детьми, дети записывают мелодию диктанта по такту на доске, затем проставляют ступени.
-повторить что такое транспозиция
Чтение с листа.
— проанализировать номер
КАК НАЗЫВАЕТСЯ МЕЛОДИЯ, ПЕРЕВОД
КАКАЯ ТОНИКА В МЕЛОДИИ?
КАКИЕ ЗНАКИ ПРИ КЛЮЧЕ?
КАКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ?
КАКИЕ ЗНАКИ ВСТРЕЧАЕМ В ТЕКСТЕ?
АКЦЕНТ!!!!!!! РЕПРИЗА!!!!!!!! ВОЛЬТА!!!!!!!! ВОСЬМАЯ ПАУЗА!!!!!!
— прохлопать ритм и назвать на ритмослоги
-прохлопать ритм и назвать нотами
-простучать пульс и назвать нотами
-спеть мелодию нотами и простучать пульс
-спеть по фразам по рядам
-один такт петь вслух, а следующий – про себя
5. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
Сделать транспозицию диктанта и мелодии для чтения с листа
в С dur.
6. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.
Оценить работу всего класс и каждого учащегося, наметить перспективу дальнейшей работы.
7. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
Дать возможность учащимся рассказать о своих впечатлениях от участия в открытом мероприятии и разных видах деятельности, об общении с одноклассниками и преподавателем во время открытого урока.
Открытый урок сольфеджио в 1-м классе Детской школы искусств
Методический материал.
1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. Санкт-Петербург”. 2006 г.
2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2009 г.
3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”. Москва. 1994 г.
4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.
Оборудование, технические средства.
1. Компьютер.
2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора).
3. Магнитофон.
4. Фортепиано.
Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий.
1. Видео пособие — “Бабочка” https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB
(Проект Есиповой Людмилы)
2. Видео пособие — “Живая гамма” https://yadi.sk/i/fJJqbaKid2DVJ
Аудио файл https://yadi.sk/d/4LtCEPk0d2DVn
3. Видеопособие — “Белка” — минус https://yadi.sk/i/yLZGZewqd2DW9
Плюс — https://yadi.sk/i/t5ySGqVGd2DaR
(Проект Мишаковой Ирины)
4. Видеопособие-диктант “Лягушка” https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd
5. Видеопособие-диктант “Зима”https://yadi.sk/i/w2cMf-A_d2DSw
Аудио файл — https://yadi.sk/d/OXEzZ9eDd2DTN
6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио”
Автор разработчик Максим Колесников https://cloud.mail.ru/public/feb0f9e…D1%81%D0%BA%2F
7. Аудио пособие “Мажорная гамма” https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz
8. Аудио пособие “Минорная гамма” https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb
9. Презентация с материалами на открытый урок https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ
10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал)
Приложения к уроку (не представленные приложения находятся у автора)
Цель урока.
1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.
Обучающая:
формировать знания, умения и навыки по темам:
ладовые представления,
ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4,
расширить знания учащихся о тональностях,
повторить и закрепить теоретические сведения.
Развивающая.
1. Развить слуховое представление.
2. Развивать музыкальное мышление.
3. Развивать ладовые ощущения.
4. Развивать навыки ориентирования в тональности.
5. Развивать вокально-интонационные навыки.
6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.
2. Воспитывать умение работать в группе.,
3. Воспитывать творческую активность.
4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Задачи урока.
1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность.
2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.
3. Развить навыки написания мелодического диктанта.
4. Повторить метроритмические формулы.
5. Формировать интерес к процессу обучения.
Форма урока: групповая.
Методы реализации поставленных задач.
1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение).
2. Наглядно-демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные компьютерные. технологии, презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft Offise PowerPoint).
3. Ролевые игры (проблемные ситуации).
4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
5. Игровой.
Формы работы с учащимися.
1. Вокально-интонационные упражнения.
2. Анализ музыкального произведения.
3. Диктант.
4. Чтение с листа.
5. Игры.
6. Практические задания.
Анализ результатов урока.
В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре-мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере 2/4, затакт.
Все теоретические знания они успешно применяли на практике.
Ход урока
Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса фортепианного отделения на тему: “Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ”.
Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.
Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.
Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на слог.
Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия.
Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”.
Преподаватель: Ребята, а что такое — лад?
Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук — тоника.
Преподаватель: А какие лады вызнаете?
Учащиеся: Мажорный и минорный.
Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.
Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада:
“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)
Затем интонируют звучание минорного лада:
“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера.
2. Анализ музыкального произведения.
Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”. (На экране компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы А.Гречанинова “Мазурка”).
Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?
Преподаватель включает следующий слайд-иллюстрации к прослушанному произведению.
И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?
Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, печальная танцовщица — крайние части, яркие цветы, воздушные шарики — средняя часть).
Преподаватель: А почему вы так решили?
Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)
Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины написал художник Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые, и синие! Почему вы всё-таки решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?
Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все-таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”.
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у мелодической линии может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд (на мониторе компьютера иллюстрации видов мелодической линии – восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное, “скачками”).
Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом произведении.
Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в мелодии.
Преподаватель: Молодцы, ребята!
3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ре-мажор.
Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?
Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.
Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому правилу, по определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто запомнить строение мажорной гаммы.
Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор, ребята”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”).
Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.
(Слайд с название звуков )
Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму мы будем петь?
Учащиеся: Ре-мажор.
Преподаватель: Почему вы так решили?
Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота — тоника, ведь гамма- это звукоряд от тоники до её повторения.
Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ре-мажор по дороге к нам случайно ничего не потеряла?
Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фа-диез и до-диез!
Преподаватель: Правильно. (Следующий слайд-карточки “фа” и “до” “превращаются” в “фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно!
Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ре-мажор с учётом расстояний — тонов и полутонов. “Фа-диез – соль”, “до-диез — ре второй октавы” держатся за руки, изображая полутоны. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями — поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” — поём попевку “каждый звук неустойчивый очень настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.
Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму Ре-мажор все вместе.
Учащиеся поют гамму Ре-мажор под гармонический аккомпанемент.
Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с визуализированной мелодией. Одно из них мы сейчас споём.
— Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня?
Учащиеся: В тональности Ре-мажор.
(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра — бубны, маракасы, колокольчики, на компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют сначала со словами, затем нотами. В проигрышах исполняют ритмическое сопровождение, соответственно ритмическим блокам, появляющимся на экране).
4. Музыкальный диктант.
Преподаватель: Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны его расшифровать.
— На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию “Лягушки” — слайды №1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио приложением трек № 24).
Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо- мажорного или минорного?
Учащиеся: Из мажорного.
Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта песня?
Учащиеся: В размере 2/4.
Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой?
Учащиеся: Со слабой — с затакта.
Преподаватель: Сколько предложений в музыкальном “сообщении”?
Учащиеся: 2 предложения.
Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений.
Учащиеся: Мелодия повторяется.
Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии?
Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз.
Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6).
Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким ступенькам лада?
Учащиеся: по I, III, V — по устойчивым ступеням.
Преподаватель: Я попрошу Элю и Алёну с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все им поможем справиться с заданием.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами мелодией — некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”)
Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана мелодия?
Учащиеся: В Ре-мажоре – при ключе стоят знаки фа и до-диезы.
Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки! (Ребята называют “спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”.
Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами.
Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы перебраться из прудика “ре” в соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но как это сделать?
Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз.
Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой?
Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности До-мажор.
Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к инструменту и попробуй сыграть эту мелодию в тональности До-мажор, а остальные ребята будут играть на “немых клавиатурах”.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Зрительный диктант.
Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”.
1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” — иллюстрация, слова песни. Звучит фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни.
2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите.
3) Преподаватель включает эффект — “появление объекта” , на слайде появляется нотная запись мелодии. Преподаватель предлагает определить тональность мелодии, ознакомиться с нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста).
4) Следующий слайд- нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) – “рассыпается” на такты — разноцветные кубики.
Преподаватель предлагает ученикам “собрать” — восстановить мелодию. Учащиеся в интерактивном режиме “собирают” в правильном порядке мелодию песни “Зима”.
Преподаватель: Какие вы молодцы!
5. Чтение с листа
В компьютерной программе “Электронное сольфеджио”.
Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения (по выбору преподавателя), определите тональность, назовите размер.
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.
Преподаватель: Давайте проанализируем упражнение — тональность, направление движения мелодии, с какой ступени лада начинается, по каким ступеням движется, какой ступенью заканчиваются фразы, предложения. обратите внимание на ритмические особенности.
После подробного анализа – настройка при помощи камертона.
Учащиеся сольфеджируют упражнение с дирижированием.
Преподаватель: А сейчас послушаем, правильно ли мы выполнили задание.
Преподаватель запускает режим воспроизведения, учащиеся убеждаются в том, что они успешно справились с заданием.
Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!