Тест по членистоногим
СодержаниеТест по биологии “Членистоногие”Тест по биологии на тему «Тип Членистоногие» (7 класс) Тест тематического контроля по теме «Членистоногие» тест по биологии (7 класс) на тему Тест по теме «Членистоногие», 7 класс Проверочная работа по теме «Тип членистоногие» тест по биологии (7 класс) на тему Дополнительные записи [ Тест по биологии “Членистоногие” Наш сайт всегда готов …
Содержание
[
Тест по биологии “Членистоногие”
Наш сайт всегда готов помочь при выполнении домашних заданий и подготовке к экзаменам. У нас есть тесты на всевозможные темы по всем предметам, которые можно пройти онлайн.
Среди предложенных тем вы можете найти тест по биологии «Членистоногие». Данный материал изучается в 7 классе. Вопросы по Членистоногим помогут вспомнить:
- внешнее строение животных данного типа;
- особенности хитинового покрова;
- внутреннее строение представителей Членистоногих;
- классы Членистоногих и их отряды;
- строение конечностей;
- сравнительные характеристики разных классов;
- происхождение данных животных.
Перед выполнением любого задания вы можете ознакомиться с материалом на тему теста. В тексте можно найти ответы на всевозможные вопросы по теме. Также имеется дополнительная важная и интересная информация, которая пополнит ваш багаж знаний.
Тест по Членистоногим поможет не только подготовить дополнительную информацию к уроку, но и подготовиться к ЕГЭ. В конце каждого теста имеются ответы. Они помогут вспомнить пройденный материал и восстановить пробелы в знаниях.
Мы уверенны, что такая подготовка поможет нашим пользователям качественно подготовиться к любым проверочным работам по предмету и успешно сдать экзамен. Желаем успеха!
Тест по биологии на тему «Тип Членистоногие» (7 класс)
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Вариант 1
1. Хитиновый покров НЕ выполняет функцию:
1) защиты 2) внутреннего скелета
3) наружного скелета 4) опоры
2. Усики насекомых выполняют:
1) функции осязания 2) обоняния
3) обе функции 4) ни одной из указанных функций
3. Трахеями и легочными мешками одновременно дышат:
1) пауки3) пчелы
2) жуки4) креветки
4. Зеленые железы рака выполняют те же функции, что и:
1) желудок жука
2) паутинные железы паука
3) печеночные протоки
4) мальпигиевы сосуды пчелы
5. Какая новая система органов возникла у членистоногих в процессе эволюции?
1) кровообращения
2) выделения
3) размножения
4) дыхания
6. Какое вещество циркулирует в сосудах ракообразных?
1) кровь 2) гемолимфа
3)вода 4) плазма
7. У речного рака симметрия тела:
1) радиальная3) двусторонняя
2) лучевая4) осевая
8. В каком случае перечислены только представители класса паукообразных?
1) пауки, клещи, клопы
2) пауки, клещи, скорпионы
3) пауки, клещи, тараканы
4) пауки, стрекозы, клопы
9. Первая пара ходильных ног речного рака превратилась в:
1) ногочелюсти3) короткие усики
2) клешни4) длинные усики
10. Органами осязания у большинства насекомых являются:
1) ротовые органы3) усики и ножки
2) крылья4) только ножки
11. Какая из систем органов рака-отшельника существенно отличается от ее строения у майского жука:
1) нервная3) дыхательная
2) кровеносная4) пищеварительная
12. Кто из насекомых проходит стадию куколки:
1) саранча 3) бабочка
2) тля 4) клоп
1) расчлененность тела
2)членистость конечностей
3) наличие хитинового покрова
4) число конечностей
14 В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) трахеи
3) жабры
4) кожа
15 Верны ли суждения о внешнем строении членистоногих?
А. Хитиновый покров предохраняет членистоногих от излишней потери влаги.
Б. Сложные глаза характерны для ракообразных и насекомых
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16 Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
17 Установите соответствие между отрядом насекомых и типом развития его представителей.
18. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.
ПРИЗНАКИ
КЛАССЫ
1) Тело состоит из головогруди и брюшка
2) Четыре пары ходильных ног
3) Тело состоит из головы, груди, брюшка
4) Три пары ходильных ног
5) Глаза простые и сложные
6) Несколько пар простых глаз
А) Паукообразные
Б) Насекомые
19.Вставьте в текст «Членистоногие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Членистоногие – животные с __________(А) тела, имеющие снаружи плотные покровы из __________(Б) и членистые конечности. В отличие от кольчатых червей, тело большинства членистоногих подразделено на отделы: голову, грудь, или головогрудь, и __________(В). К ним относят, например, речных раков, __________(Г), пауков, мух, жуков. Тип Членистоногие самый крупный по числу видов животных.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Вариант 2
1. Для кого характерно внекишечное пищеварение?
1) для рака 2) для бабочки
3) для паука 4) для циклопа
2. Сколько отделов в теле насекомого?
1) три3) один
2) два4) четыре
3. Как называются крючкообразные твердые челюсти паукообразных?
1) усики 2) щупальца
3) хелицеры 4) коготки
4. Ротовой аппарат грызущего типа у:
1) мухи 2) бабочки 3) стрекозы 4) комара
5. Главным систематическим признаком типа членистоногих является:
1) трахейное дыхание
2) развитие с полным превращением
3) сегментация тела и конечностей
4) незамкнутая кровеносная система
6. Из перечисленных ракообразных наземный образ жизни ведут:
1) мокрицы3) циклопы
2) дафнии4) лангусты
7. Органами осязания пауков являются:
1) ногощупальца3) гребенчатые коготки
2) усики4) ходильные ноги
8. К насекомым с неполным превращением относятся:
1) кузнечик и стрекоза
2) жужелица и пчела
3) комар и рыжий муравей
4) божья коровка и клоп
9. К паразитическим паукообразным из перечисленных относится:
1) паук-птицеед3) каракурт
2) чесоточный зудень4) паук-крестовик
10. К биологическим методам борьбы с вредными насекомыми относится:
1) расселение муравейников
2) уничтожение сорняков
3) уничтожение насекомых хлоркой
4) ловля вредителей специальными приспособлениями
11. Таежный клещ является переносчиком возбудителя:
1) чесотки 2) тифа
3) энцефалита 4) чумы
12. К выделительной системе рака относятся:
1) задняя кишка3) мальпигиевы сосуды
2) зеленые железы4) половые железы
1) Насекомые
2)Двустворчатые
3)Паукообразные
4)Малощетинковые
14 В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гидра
2) пчела
3) прудовик
4) амеба
15.Верны ли суждения о развитии насекомых?
А. Куколка – это покоящаяся стадия в развитии насекомых, так как она не питается, не передвигается и не развивается.
Б. У насекомых с полным превращением личинка похожа на взрослое животное
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Майский хрущ в классификации животных, начиная с наибольшей группы.
17. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.
18. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
19 Вставьте в текст «Членистоногие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Животных, членистое тело которых разделено на голову, грудь и брюшко (или на головогрудь и брюшко) относят к типу __________ (А). Среди них встречаются водные и сухопутные животные, такие как __________ (Б) и паукообразные, а также __________ (В), живущие во всех средах обитания. Важными особенностями животных, принадлежащих к этому типу, являются __________ (Г), играющий роль наружного скелета, и членистые конечности.
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
Задание
Ответ
ВАРИАНТ 1
Задание
Ответ
БДЕВАГ
Тест тематического контроля по теме «Членистоногие» тест по биологии (7 класс) на тему
Тест тематического контроля по теме «Членистоногие»
Вариант 1
В заданиях № 1 – 10 выберите ОДИН верный ответ и отметьте его в бланке ответов
1. Важнейшим систематическим признаком типа членистоногих является:
- обитание в наземно-воздушной среде
- сегментация тела и конечностей
- трахейно-лёгочное дыхание
- наличие кровеносной системы
2. Признаком усложнения организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями является наличие у них:
- членистого тела
- хитинового покрова
- кровеносной системы
- брюшной нервной цепочки
3. Хитин – это:
- панцирь ракообразных
- основа наружного скелета членистоногих
- пигмент в покрове членистоногих
- орган дыхания паукообразных
4. Членистоногие, имеющие три пары ног, относятся к классу:
- ракообразных
- паукообразных
- насекомых
- брюхоногих
5. Дыхание пауков осуществляется при помощи:
- трахей
- трахей и лёгких
- трахей и лёгочных мешков
- всей поверхности тела
Тест тематического контроля по теме «Членистоногие»
Вариант 2
В заданиях № 1 – 10 выберите ОДИН верный ответ и отметьте его в бланке ответов
1. Основой для классификации насекомых является:
- обитание в наземно-воздушной среде
- количество крыльев и их строение
- строение конечностей
- тип развития
2. Признаком усложнения организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями является наличие у них:
- членистого тела
- членистых конечностей
- кровеносной системы
- брюшной нервной цепочки
3. Хитиновый покров выполняет роль наружного скелета, так как он:
- предохраняет их тела от высыхания
- не растягивается
- служит местом прикрепления мышц
- находится в полости тела
4. Членистоногие, имеющие четыре пары ног, относятся к классу:
- ракообразных
- паукообразных
- насекомых
- брюхоногих
5. Дыхание насекомых осуществляется при помощи:
- трахей
- трахей и лёгких
- трахей и лёгочных мешков
- всей поверхности тела
6. Органы выделения насекомых — это:
- жабры
- почки
- зелёные железы
- мальпигиевы сосуды
7. Слуховой аппарат расположен на голенях передних ног у:
- паука
- кузнечика
- саранчи
- бабочки
8. Метаморфоз – это:
- индивидуальное развитие особи
- период в индивидуальном развитии особи
- развитие особи из неоплодотворённого яйца
- изменения в строении особи в течение индивидуального развития
9. У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия развития:
- яйцо
- личинка
- куколка
- взрослое насекомое
10. Определите правильную последовательность развития бабочки капустной белянки:
1) яйцо → личинка → взрослое насекомое
2) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое
3) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое
4) куколка → личинка → яйцо → взрослое насекомое
6. Органы выделения ракообразных — это:
- жабры
- почки
- зелёные железы
- мальпигиевы сосуды
7. Слуховой аппарат расположен по бокам первого членика брюшка у:
- паука
- кузнечика
- саранчи
- бабочки
8. Партеногенез – это:
- индивидуальное развитие особи
- период в индивидуальном развитии особи
- развитие особи из неоплодотворённого яйца
- изменения в строении особи в течение индивидуального развития
9. Насекомые с полным превращением линяют на стадии:
- личинки
- куколки
- личинки и куколки
- личинки, куколки, взрослого насекомого
10. Определите правильную последовательность развития майского жука:
1) яйцо → личинка → взрослое насекомое
2) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое
3) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое
4) куколка → личинка → яйцо → взрослое насекомое
11. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
Класс |
Особенности строения |
1. Ракообразные 2. Насекомые |
А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка В. Большинство животных имеют крылья Г. Крылья отсутствуют Д. На голове 1 пара усиков Е. На голове 2 пары усиков Ж. Животные имеют 1 пару сложных глаз З. Наряду со сложными глазами имеются простые |
12. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
бабочка : насекомое = скорпион : ?
13. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
У таракана тип ног …, тип ротового аппарата ….
14. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
Изображённое на рисунке животное относится к классу …, потому что у него … отдела тела, … пары ходильных ног, усиков … .
11. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
Класс |
Особенности строения |
1. Паукообразные 2. Насекомые |
А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка В. Брюшко членистое Г. Брюшко нечленистое Д. На голове 1 пара усиков Е. Усиков нет Ж. Развитие у большинства видов прямое З. Развитие с полным или неполным превращением |
12. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
краб : ракообразное = клещ : ?
13. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
У жука-плавунца тип ног …, тип ротового аппарата ….
14. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
Изображённое на рисунке животное относится к классу …, потому что у него … отдела тела, … пары усиков, брюшко … .
15. Определите правильные и неправильные утверждения, и обведи кружком соответствующий вариант ответа:
Членистоногие наиболее сходны по строению с плоскими червями |
да |
нет |
Хитиновый покров не пропускает воду и газы |
да |
нет |
У насекомых замкнутая кровеносная система |
да |
нет |
Паутинные бородавки пауков – это видоизменённые конечности |
да |
нет |
Маска – это орган захвата добычи у личинки стрекозы |
да |
нет |
Куколки насекомых активно питаются |
да |
нет |
Насекомые, как и ракообразные, имеют крылья |
да |
нет |
Личинка саранчи похожа на взрослое насекомое |
да |
нет |
15. Определите правильные и неправильные утверждения, и обведи кружком соответствующий вариант ответа:
Членистоногие наиболее сходны по строению с кольчатыми червями |
да |
нет |
Хитиновый покров мягкий и эластичный |
да |
нет |
У водных насекомых развито жаберное дыхание |
да |
нет |
Вследствие малой подвижности головогруди, глаза у раков расположены на стебельках |
да |
нет |
При развитии с неполным превращении отсутствует стадия личинки |
да |
нет |
Гусеницы бабочек имеют грызущий ротовой аппарат |
да |
нет |
Пауки характеризуются внекишечным пищеварением |
да |
нет |
Личинка майского жука не похожа на взрослое насекомое |
да |
нет |
Ключ к тестам
Вариант 1 |
||
Вопрос |
Ответ |
|
А Г Е Ж |
||
Б В Д З |
||
паукообразное |
||
бегательный грызущий |
||
паукообразные два четыре нет |
||
нет-да-нет-да-да-нет-нет-да |
Вариант 2 |
||
Вопрос |
Ответ |
|
А Г Е Ж |
||
Б В Д З |
||
паукообразное |
||
плавательный грызущий |
||
ракообразные два две членистое |
||
да-нет-нет-да-нет-да-да-да |
Тест по теме «Членистоногие», 7 класс
Тест по теме «Членистоногие».
Тест по биологии оценивает достижение планируемых результатов по теме «Членистоногие» у обучающихся 7 класса и включает задания базового и повышенного уровней сложности.
Структура тестовой работы.
Работа состоит из двух вариантов, включающих по 15 заданий каждый. Из них 10 заданий базового уровня – заданий с выбором одного правильного ответа, 5 заданий –повышенного уровня ( задания с выбором трех верных ответов из шести, задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, задание на соотношение морфологических и анатомических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму, задание по работе с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать), которое предполагает умение обучающегося извлекать необходимую информацию из предложенной, отвечая на поставленные вопросы).
Продолжительность работы.
На выполнение итоговой работы отводится 1 учебный час (45 минут).
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащиеся должны знать:
систематику животного мира;
особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни,
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической
группе;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и
микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды
обитания животных;
Метапредметные
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из
среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу
При выполнении заданий 1-10 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Членистоногих на Земле насчитывается
1) 5 млн. видов
2) 1-1,5 млн. видов
3) более 3 млн. видов
4) 100 тысяч видов
2. Больше всего ног у
1) кузнечика
2) капустной белянки
3) паука — серебрянки
4) муравья
3. Хитиновый покров НЕ выполняет функцию
1) защиты
2) опоры
3) наружного скелета
4) внутреннего скелета
4. Усики насекомых выполняют
1) функции осязания
2) обоняния
3) обе функции
4) ни одной из указанных функций
5. Назовите участок тела речного рака, от которого отходят ходильные ноги.
1) голова
2) грудь
3) брюшко
4) головогрудь
6. Кровеносная система у насекомых:
1) замкнутая
2) незамкнутая
3) промежуточного типа
4) отсутствует
7. Из перечисленных ракообразных наземный образ жизни ведут
1) мокрицы
2) дафнии
3) циклопы
4) лангусты
8. В каком случае перечислены только представители класса паукообразных?
1) пауки, клещи, клопы
2) пауки, клещи, скорпионы
3) пауки, клещи, тараканы
4) пауки, стрекозы, клопы
9. Строительство ульев у пчел – это
1) условный рефлекс
2) простой безусловный рефлекс
3) инстинкт
4) сознательное поведение
10. К биологическим методам борьбы с вредными насекомыми относится
1) расселение муравейников
2) уничтожение сорняков
3) уничтожение насекомых хлоркой
4) ловля вредителей специальными приспособлениями
11. Известно, что майский жук – представитель отряда Жуки. Используя эти сведения, выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) имеет две пары крыльев: передние жесткие надкрылья и задние летательные перепончатые крылья.
2) ротовой аппарат грызущий
3) сосут нектар цветков
4) личинки развиваются в почве
5) личинки называются гусеницами
6) личинки производят шелковую нить
Ответ:
12. Известно, что насекомые и паукообразные выделены в два различных класса, которые относятся к одному типу животных – Членистоногие. У них есть некоторые сходства в строении, но отличий намного больше. Выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к отличиям паукообразных от насекомых. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) имеет внешний хитиновый скелет, который служит каркасом всему телу
2) четыре пары простых глаз
3) незамкнутая кровеносная система
4) имеются мальпигиевы сосуды
5) четыре пары ходильных ног
6) тело состоит из брюшка и головогруди, соединенных очень тонкой перемычкой
Ответ:
13. Вставьте в текст «Паукообразные» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Паукообразные.
Паукообразные в основном сухопутные членистоногие. Тело паукообразных состоит из _______ (А) и ___________ (Б). Усики отсутствуют, глаза ___________ (В). Ходильных ног ___________ (Г) пары. Паукообразные ткут ловчие сети из паутины. Способность выделять паутину обеспечила паукам высокую выживаемость в природе: ловят добычу, делают коконы, защищающие яйца от неблагоприятных воздействий.
Перечень терминов:
1)Голова 5) Простые
2) Головогрудь 6) Четыре
3) Грудь 7) Сложные
4) Брюшко 8) Три
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
14. Рассмотрите рисунок представителя типа Членистоногие – речного рака. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: количество усиков; отделы тела; количество ходильных ног; органы выделения; строение желудка.
А. Количество усиков
1) 2 пары
2) 1 пары
3) усики отсутствуют
Б. Отделы тела
1) голова, грудь, брюшко
2) головогрудь, брюшко
3) голова, туловище, хвост
В. Количество ходильных ног
1) 5 пар
2) 4 пары
3) 3 пары
Г. Органы выделения
1) мальпигиевы сосуды
2) жировое тело
3) зеленые железы
4) почки
Д. Строение желудка
1) жевательный
2) цедильный
3) сосательный
4) мышечный
5) жевательный и цедильный
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15. Прочитайте текст и выполните задание.
Типы развития насекомых.
Развитие насекомых может быть с полным (метаморфозом) или неполным превращением. В первом случае (бабочки, жуки, пчелы, мухи и др.) из яйца выходит личинка, значительно отличающаяся по строению и образу жизни от взрослой особи. Она интенсивно питается и растет, а после нескольких линек превращается в неподвижную куколку. Куколка – неподвижная, непитающаяся стадия, внутри которой происходит замена личиночных органов органами взрослого насекомого. Под покровом куколки происходит перестройка органов и тканей личинки, заканчивающаяся выходом взрослого половозрелого насекомого – имаго. При неполном превращении (саранча, кузнечики, тараканы и др.) личинка по строению в основном похожа на взрослое насекомое, но отличается от него малыми размерами, недоразвитием крыльев и половой системы. Личинка растет, периодически линяет и превращается во взрослое насекомое.
Используя содержание текста «Типы развития насекомых», ответьте на следующие вопросы.
1) При каком типе развития насекомых присутствует стадия имаго?
2) При каком типе развития насекомых присутствует стадия личинки?
3) В чем заключается биологический смысл, когда личинка значительно отличается по строению и образу жизни от взрослой особи?
2 вариант.
При выполнении заданий 1-10 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Главным систематическим признаком типа членистоногих является
1) трахейное дыхание
2) развитие с полным превращением
3) сегментация тела и конечностей
4) незамкнутая кровеносная система
2. Органами осязания у пауков являются
1) ногощупальца
2) усики
3) гребенчатые коготки
4) ходильные ноги
3. Сколько отделов в теле насекомого?
1) три
2) два
3) один
4) четыре
4. Какая из систем органов рака- отшельника существенно отличается от ее строения у майского жука?
1) нервная
2) кровеносная
3) дыхательная
4) пищеварительная
5. Ротовой аппарат грызущего типа у
1) мухи
2) стрекозы
3) бабочки
4) комара
6. Таежный клещ является переносчиком возбудителя
1) чесотки
2) тифа
3) энцефалита
4) чумы
7. К насекомым с неполным превращением относятся
1) мухи, комары, стрекозы
2) кузнечики, бабочки, жуки
3) муравьи, осы, пчелы
4) кузнечики, клопы, тараканы
8. Какую функцию у насекомых выполняют мальпигиевы сосуды?
1) выделение
2) транспорт
3) газообмен
4) защита
9. Четыре пары ходильных ног имеет
1) бабочка репейника
2) мучной клещ
3) рыжий таракан
4) ягодный клоп
10. Ученики получили задание пронаблюдать за поведением пчел во время цветения плодовых деревьев в саду и обосновать роль этих насекомых в жизни. Учащиеся пришли к разным утверждениям. Какой цифрой обозначено верное утверждение? Пчелы
1) распространяют семена растений
2) опыляют цветки плодовых растений
3) участвуют в переносе спор растений
4) уничтожают насекомых – вредителей сада
11. Какие признаки характерны для представителей отряда Жуки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Передние крылья видоизменены в надкрылья
2) Самая многочисленная группа среди насекомых
3) Имеют две пары одинаковых крыльев
4) Развитие протекает с полным превращением
5) Колюще – сосущий ротовой аппарат
6) Развитие с неполным превращением
Ответ:
12. Какие организмы относятся к отряду Прямокрылые? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) пчелы
2) кузнечики
3) муравьи
4) саранча
5) наездники
6) медведки
Ответ:
13. Вставьте в текст «Размножение и развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Размножение и развитие насекомых.
Все насекомые раздельнополые. Выражен половой диморфизм. У самки – 2 яичника, 2 – яйцевода, ___________ (А). У самца – 2 семенника, __________ (Б) семяизвергательный канал, копулятивный орган. Размножение __________ (В). Оплодотворение внутреннее. Встречается живорождение и _____________ (Г).
Перечень терминов:
1) половое 5) клоака
2)партеногенез 6) семяпровод
3) семяприемник 7) яйцеклетка
4)фрагментация 8) бесполое
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
14. Рассмотрите рисунок пчелы. Выберите характеристики, соответствующие ее
строению, по следующему плану: тело, усики, количество ходильных ног, крылья,
ротовой аппарат.
А. Тело
1) не разделено на отделы
2) два отдела: головогрудь, брюшко
3) 3 отдела: голова, грудь, брюшко
Б. Усики
1) есть
2) нет
В. Количество ходильных ног
1) 1 пара
2) 2 пары
3) 3 пары
4) 4 пары
5) 5 пар
Г. Крылья
1) нет
2) 1 пара
3) 2 пары
Д. Ротовой аппарат
1) грызущий
2) лижущий
3) сосущий
4) колюще – сосущий
5) лижуще-грызущий
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15. Прочитайте текст и выполните задание.
Тип Членистоногие. Общая характеристика.
Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных. насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой. Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.
Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика «, ответьте на следующие вопросы.
1) Укажите среды обитания членистоногих.
2) Дайте определение понятию «хитин».
3) Как происходит рост членистоногих.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнения каждого задания базового уровня (1 – 10) оцениваются одним баллом.
За выполнения каждого задания повышенного уровня:
11-12 – задания с выбором и записью трех верных ответов из шести оцениваются 2 баллами, если сделано 3 верных выбора; 1 балл ставится, если сделано 2 верных выбора, во всех остальных случаях ставится 0 баллов.
13 задание – задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий оценивается 2 баллами, если дан полный правильный ответ, 1 балл ставится, если верно установлено три правильных любых термина, во всех остальных случаях ставится 0 баллов.
14 задание – задание на соотнесение морфологических или анатомических признаков организмов или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму оценивается 3 баллами за полный верный ответ; выставляется 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
15 задание – задание по работе с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать), которое предлагает умение обучающегося извлекать необходимую информацию из предложенной, отвечая на поставленные вопросы оценивается 3 баллами, если ответ включает в себя три элемента, не содержит биологических ошибок; если ответ включает два из названных элементов ставится 1 балл; если ответ включает из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок 1 балл; если ответ неверный0 баллов.
Итого за работу – 22 балла.
Оценка «5» ставится за 22-18
Оценка «4» ставится за 17-13
Оценка «3» ставится за 12-9
Оценка «2» ставится за 8-0
Правильные ответы.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
|
1.Развитие с полным превращением метаморфозом. 2. И при развитии с полным превращением (метаморфозом), и при развитии с неполным превращением. 3. личинки и взрослые особи в меньшей степени конкурируют или совсем не конкурируют за пищевые и иные ресурсы. |
1. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. 2.Хитин – это особое органическое вещество, хитиновый покров выполняет функцию наружного скелета. 3. Рост членистоногих происходит во время сбрасывания хитинового покрова. |
Проверочная работа по теме «Тип членистоногие» тест по биологии (7 класс) на тему
Тест «Членистоногие».
1. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых.
1) наружный хитиновый покров;
2) отделы тела часто образуют головогрудь и брюшко;
3) тело разделено на голову, грудь, брюшко;
4) четыре пары ходильных ног;
5) три пары ног;
6) преимущественно наземные виды;
7) обитание преимущественно в воде;
8) используют все среды для обитания;
9) глаза простые или сложные, способные воспринимать ультрафиолетовую часть спектра;
10) сложные глаза, состоящие из простых глазков;
11) дыхание жабрами;
12) дыхание при помощи трахей и легких
13) дыхание при помощи трахей
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые
2. Выбери правильный ответ
- К классу насекомых не относятся
А. равнокрылые Б. перепончатокрылые В. чешуекрылые Г. скорпионы
- Общественные насекомые – это
А. жуки клопы Б. пчелы муравьи В. вши тараканы Г. бабочки стрекозы
3. У насекомых количество усиков:
А. одна пара Б. две пары В. три пары Г. четыре пары
4. К классу ракообразных не относятся
А. десятиногие Б. равнокрылые В. усоногие Г. равноногие
3. Какие утверждения верные (да, нет)
1. Пчелы имеют простые и сложные глаза, паук-крестовик – только простые.
2. Членистоногие наиболее сходны по строению с плоскими червями.
3. У членистоногих органы обоняния и осязания развиты плохо.
4. Комнатные мухи развиваются с неполным превращением.
5. У пауков внекишечное пищеварение.
6. Рак всегда передвигается, пятясь назад.
7. У всех членистоногих сложные глаза.
8. Самки оводов питаются кровью.
9. Тело речного рака подразделено на головогрудь и брюшко.
10. У речных раков развитие с превращением.
- Познавательная задача.
Наблюдая за пауком-крестовиком можно заметить, что он последовательно обрывал нити своей паутины вокруг попавшего в нее насекомого. Насекомое падает на землю, освобождается от остатков паутины и улетает.
Почему насекомое не стало жертвой паука? Изложите свои гипотезы.
Ключ
Класс ракообразные – 1, 2, 3, 7, 10, 11
Класс паукообразные – 1, 2, 4, 6, 12
Класс насекомые – 1, 3, 5, 8, 9, 13
Задание 2.