Тема самообразования учителя изо
[ Тема самообразование учителя изо. Вечкановой Н.Н.– учитель ИЗО Тема самообразования: «Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей личности учащихся» Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется …
[
Тема самообразование учителя изо.
Вечкановой Н.Н.– учитель ИЗО
Тема самообразования:
«Применение новых педагогических технологий
с целью
развития творческих способностей
личности учащихся»
Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя.
В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка — предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.
В соответствии с законом Рф «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ЛОО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.
Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.
Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ . Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:
-
использование медиа-ресурсов как источника информации;
-
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
-
организация проектной деятельности учащихся.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов — является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
-
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
-
широко использовать показ репродукций картин художников;
-
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
-
«посещать» крупнейшие музеи мира;
-
прослушивать записи песен;
-
активизировать учебный процесс.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.
Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве ее средства;
— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.
Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:
— дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
— развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
— воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
— социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.
Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
На уроках ИЗО я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», » я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно- ориентированный подход.
На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.
Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.
План самообразования учителя изобразительного искусства
План самообразования
учителя изобразительного искусства
на 2014-2020 год
Личная карта учителя
1. Образование: КИПТ
2. Предмет: изобразительное искусство
3. Методическая тема школы: «Развитие педагогической компетенции по формированию творческой конкурентно способной личности в условиях модернизации образования. »
4. Тема самообразования: «Развитие творческой активности на уроках изобразительного искусства»
5. Методическая тема: » Развитие творческой активности на уроках изобразительного искусства»
6. Технология, по которой работает учитель: технология коммуникативного метода обучения, системно — деятельностного метода, метода проектов
7. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах.
8. Общественно-педагогическая деятельность:
9. Творческие замыслы: участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.
Пояснительная записка
В настоящее время педагогу необходимо постоянно повышать свои профессиональные качества. Профессиональное развитие требует от человека осознанного выбора направления развития. Постоянное самосовершенствование педагога подразумевает не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия или урока.
Происходящие изменения в современной системе образования, изменения принципов воспитания детей, развитие информационно-коммуникационных средств – все это делает создание программы профессионального развития актуальным и необходимым продуктом.
Программа профессионального развития в целом является планированием деятельности педагога на определенный период.
В системе образования каждый ее объект должен иметь четкую траекторию развития. Учащиеся наполняют портфолио грамотами, дипломами, заполняют таблицы знаний и умений на начало и конец года. Учить в свою очередь должен составить программу для своего самообразования и самосовершенствования. Администрация образовательных организация обязана создать необходимые условия для выполнения поставленных задач учениками и учителями.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
-
Выбор направления и темы самообразования.
-
Формулирование цели и задач самообразования.
-
Определение круга источников информации.
-
Выбор формы самообразования.
-
Составление плана самообразования.
-
Определение результата самообразования.
-
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Программа профессионального развития педагога является официальным документом, на который опирается педагог в межаттестационный период. Основной целью создания и использования программы профессионального развития педагога – это выполнение критериев, необходимых для получения педагогом формального и неформального образования.
В ходе выполнения программы профессионального развития могут возникать корректировки, исходя из имеющихся обстоятельств.
Цель программы:
-
Повысить квалификацию в рамках основного общего образования в системе формального образования.
-
Познакомиться с методологическими и теоретическими основами проведения внеклассных мероприятий;
-
Углубление знаний по преподаваемому предмету;
-
Овладение современными достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики в области преподавания.
4. Повышение общекультурного уровня.
5. Создание необходимых условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
6. Провести самоанализ и самооценку деятельности по самообразованию.
7. Организовать работу с одаренными детьми.
Задачи:
-
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
-
использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
-
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
-
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
-
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. продолжение внедрения инноваций в области технологий, методик, методов и приёмов обучения, повышение уровня интереса к исследовательской работе; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
-
.работа с одарёнными детьми, создание условий: для проявления творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
-
.разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по предмету (в соответствии с программой ФГОС) с применением ИКТ.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами. Срок работы над темой: 5 лет.
Представление материала: открытые уроки на школьных семинарах, выступления на методическом совете, практикум с коллегами, публикация методических разработок.
Результат работы:
-
Повысить профессиональную компетентность в области методики преподаваемого предмета;
-
Рост результативного участия учащихся класса в школьных, районных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах;
-
Разработка и проведение открытых уроков;
4. Разработка дидактических средств, направленных на формирование у обучающихся языковой и речевой компетенции.
4. Создание портфолио педагога, методической копилки.
5. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
6. Написание отчета о проделанной работе с анализом, выводами и рекомендациями.
Ожидаемые результаты: повышение уровня успеваемости и уровня мотивации учащихся.
Выбор партнеров: школьный психолог, руководитель методического объединения, коллеги, методисты.
Каталог интернет ресурсов профессиональных объединений педагогов
-
http://www.museum.ru/ — «Музеи России» — информационный портал
-
http://risunok.love2learn.ru/ — Открытый урок рисования
-
http://www.artlib.ru/ — Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции.
-
http://metodisty.ru/ — Методисты
5.http://www.artlib.ru/ — Библиотека изобразительного искусства
6.http://www.arthistory.ru/museum.htm — История изобразительного искусства. Музеи и галереи
7.http://www.artprojekt.ru/Menu.html- Энциклопедия искусства
8.www.mmsi.ru — Музей современного искусства
9.www.RUSSKIALBUM.ru — Современное искусство
(Санкт-Петербург)
10.http://jivopis.ru — Энциклопедия «Все о живописи
11.http://www.angelfire.com/art2/abstract2 — Абстракция: живопись и графика
1 БЛОК
Научно-теоретическая подготовка
ФГОС ООО
изучить Федеральный государственный стандарт второго поколения ООО, понять его особенность.
Приказы Минобрнауки России
повысить профессиональную компетентность
Знание Федерального государственного стандарта второго поколения
Современные педагогические технологии
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
Интернет,
Школьная библиотека
ежегодно
Повышать методический уровень
посетить квалификационные курсы учителей ИЗО
ИПКРО
1 раз в 3 года (2016г.)
Получить свидетельство о повышении квалификации
Аттестация на квалификационную категорию
Успешно пройти аттестацию.
Подготовка к аттестации
Публикация методических разработок
Опубликовывать свои статьи по методике преподавания изобразительного искусства
Электронные периодические издания
Ежегодн
Получение свидетельства о публикации, распространение педагогического мастерства
Началась подготовка к написанию статьи
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Участвовать в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
ежегодно
Самоанализ своего педагогического мастерства, корректировка планируемых результатов
Оборудование кабинета
Продолжить оборудование кабинета изобразительного искусства
Учащиеся,
Учитель,
Школьная администрация
ежегодно
Пополнить новой методической литературой, карточками со словами и карточками с картинками,
Тематические плакаты
2 БЛОК Методическая подготовка
Новые методики обучения различным видам деятельности
Знакомиться с новыми методиками обучения
Каталог интернет ресурсов профессиональных объединений
ежегодно
Применять на практике современные разработки и методики
Изучение имеющейся литературы
Активность на методическом объединении учителей
Принимать активное участие в работе школьного МО.
ежегодно
Выступать с докладом, давать открытые уроки
Коллеги
Участие в работе методического объединения
Работа с одаренными детьми
Организовать работу с одарёнными детьми
ежемесячно
принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ.
Мотивирование учащихся на углубленное изучение предмета
Знакомство с работами коллег
Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики
ежегодно
овладеть принципами построения урока согласно ФГОС второго поколения
Посещение конференций, семинаров и открытых уроков коллег
Самоанализ и рефлексия своей деятельности
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
По окончании раздела
Оценить свою деятельность и анализировать допущенные ошибки
Анализирую свою работу постоянно
перечень дидактических упражнений и методических игр
Создать список интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
ежегодно
Создать интересные и актуальные упражнения и игры
Изменение имеющихся упражнений и заданий из УМК
Персональный сайт педагога
Ведение персонального сайта педагога
Специалисты в области создания сайтов
ежегодно
Ведение сайта, который будет являться помощником в обучении моим ученикам и родителям
Создать сайт, выложить имеющиеся статьи, помощь в обучении
3 БЛОК Психолого-педагогическая подготовка
психологические закономерности обучения, воспитания и развития учащихся
Овладение психологическими закономерности обучения, воспитания и развития учащихся
литература по теме
ежегодно
Овладеть психологическими особенностями и применять индивидуальный подход к учащимся
Овладела несколькими видами классификации учащихся
4 БЛОК Личностная готовность
Портрет современного учителя
Повышение общекультурного уровня
Посещение театров, художественных выставок,
чтение классической и современной литературы
Посещение театров, знакомство с современным искусством