Техника лепки из соленого теста
Содержание
ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА С
ДОШКОЛЬНИКАМИ
Лепка в переводе с греческого означает «пластика». Для чего мы лепим с детьми? Ради процесса, во время которого внутри каждого из нас рождается нечто радостное, еле уловимое. Это то, что называется атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и воспитатель, и дети забывают обо всём, от чего –то освобождаются, очищаются. Чтобы всё это происходило, педагог не должен диктовать, запрещать, заставлять — ребёнок тут же закроется. Чтобы увлечь детей, надо только одно – быть примером, быть увлечённым самому и, конечно, что – то уметь делать.
Лепка из солёного теста прекрасное средство раскрытия, развития и воспитания ребёнка.
Ребёнок лучше учится различным приёмам лепки, когда видит, как это делает на его глазах взрослый. В лепке дети удовлетворяют свой тактильный голод, и это очень важно, так как через тактильное познание мира они развивают свои чувства, мышление и многое другое.
В работе необходимо использовать импровизацию, новые решения, неожиданные повороты. Больше разрешать, меньше ограничивать и запрещать, от этого больше пользы и педагогу, и детям.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ЛЕПКИ
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали свое название – тестопластика.
Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, можно решить ряд очень важных задач:
— стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;
— воспитывать интерес к изобразительной деятельности и эмоционально – положительное отношение к ней;
— развивать изобразительные навыки и умения;
— развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление
( на что похоже), выделение характерных признаков;
— развивать восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.
Используя солёное тесто для лепки с дошкольниками надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передавать то главное, что отличает один предмет от другого, или нечто характерное для человека, животного, птицы.
Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определённым способам и приёмам лепки.
Конструктивный способ: наиболее простой; изображаемый предмет лепится по частям.
Пластический способ: всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.
Комбинированный способ: при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.
Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других – пальцы.
При лепки из солёного теста используются следующие приёмы:
скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.
При соединении частей используются приёмы: прижать, вдавить.
Выполненные детали могут наклеиваться на ткань и на плотный картон с помощью клея ПВА или «Момент», на заготовки из тонко раскатанного и высушенного теста различной формы (круглой, прямоугольной, квадратной) детали приклеиваются водой.
МАТЕРИАЛЫ:
Солёное тесто.
Существует несколько способов приготовления солёного теста. Я использовала в совей работе следующий рецепт: 200 грамм муки, 400 грамм соли (желательно мелкой), 250 грамм холодной воды.
Также вам понадобятся: стеки, дощечки, коробочки для муки, стаканчики с водой, кисточки, для украшения изделий, различные специи (гвоздика, чёрный перец горошек), плодоножки от ранеток и др. природный материал, набор оформительского геля, гуашь, лак для покрытия готовых изделий, рамки для создания настенных панно.
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ
После того как тесто замешано, можно приступать к его разделке. Объёмные детали следует лепить на столе, покрытом клеёнкой или на пластиковой доске.
Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу было надёжным,
места их соединения необходимо смачивать водой с помощью мягкой кисти.
Особого внимания требует сушка изделий. Можно сушить в духовке электроплиты (1час при температуре 75 градусов, затем 30 минут при 100 градусах, 30 минут при температуре 130 градусов); воздушная сушка (использование тепла солнечных лучей) — самый экономичный способ, но и самый длительный; комбинированный — изделие выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. Нельзя сушить изделия на батарее. При постукивании по готовому изделию раздаётся звонкий звук.
При раскрашивании готовых (высушенных) изделий используйте гуашевые краски — их цвета наиболее яркие и стойкие. Перед раскрашиванием изделий, их грунтуют белой масляной (гуашевой) краской с помощью грубой щетинистой кисти.
Покрывать поделки лучше жидким прозрачным лаком. Он подчёркивает цвет, придаёт зеркальный блеск. Необходимо наносить несколько слоёв лака, т. к. он очень сильно впитывается высушенным тестом.
Проще всего с детьми освоить технику лепки из солёного теста, выполняя отдельные детали, а затем собирая из них композиции.
Из солёного теста с дошкольниками можно лепить:
Насекомых (бабочки, стрекозы, пчёлы, божьи коровки, пауки, гусениц и др.)
Цветы (ромашки, лютики, незабудки, цветы шиповника, розы и др.).
Ягоды (чёрная и красная смородина, виноград, малина, шиповник и др.)
Фрукты (яблоки, груши, виноград, апельсины, лимоны и др.).
Овощи (помидоры, огурцы, морковь, картофель, редис и др.)
Различные хлебобулочные изделия (сушки, булочки, рогалики, крендельки и т. д.)
Атрибуты для сюжетно — ролевых игр (накормим обедом: рыба, яичница, колбаса, бутерброды и т. д.).
Корзины, вазы, подставки под пасхальные яйца, венки, подсвечники, рамки для фотографий.
Подводный мир (рыбы, водоросли и др.)
Лепка из солёного теста организуется на занятиях, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Возможны варианты: основа изготавливается на занятии, например, корзина. Наполнение корзины фруктами, цветами и ягодами происходит в совместной деятельности, а раскрашивание — на занятии по рисованию или в самостоятельной деятельности детей. Это позволяет поддерживать интерес детей к данному виду работы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕЛКИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ
Мелкие орнаментальные детали в изготовлении просты. Являются важными элементами для составления композиций, особенно хорошо смотрятся в настенных панно. С их помощью можно украсить практически любое изделие (венки, подковы, плетенки, подсвечники, подставки и пр.). При их изготовлении можно использовать различные предметы: расческа (наносит на тесто ажурный узор), различные пуговицы (поверхность теста делается рельефной), чесноковыжималку (для получения лапши – паутинки), фигурные формочки и пр.
При изготовлении мелких деталей, ребенок приучается к аккуратности и тщательности.
Цветы.
Скатать тесто недлинными колбасками толщиной 1 – 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Шарики сплющить и сформировать из них лепестки. Накладывая лепестки один на другой, сформовать цветок. Середину цветка смочить водой и сверху положить маленький шарик. Для лучшего соединения, кончики лепестков смачивать водой с помощью кисточки. Обратить внимание детей на то, что из одних и тех же заготовок можно лепить разные цветы: лютики, незабудки, цветы шиповника. фиалки. Для изготовления ромашки, нарезанные кусочки скатывают не в шарики, а в маленькие колбаски, затем цветок собирается.
Ягоды.
Скатать тесто небольшими колбасками толщиной 1 – 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них ровные шарики. Выложить шарики кучкой в произвольном порядке, скомбинировать их с листиками.
Если в ягодке сделать небольшую дырочку спичкой, то получится черника, а если вставить душистую гвоздичку, то получится рябинка (из большего шарика таким образом можно сделать яблочко).
Листики.
Скатать тесто колбасками. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Каждый шарик сплющить в плоский кружок. Сжать кружок с одной стороны, чтобы получились остроконечные листики (яблоневый листок, листок с куста розы). Если нарезанные кусочки скатать в маленькие колбаски, сплющить, чтобы получились небольшие овалы, то можно собрать рябиновую ветку.
Прожилки можно нанести стекой или нарисовать при раскрашивании изделия.
Фрукты и овощи.
Скатать тесто колбасками толщиной 1,5 – 2 см. Нарезать колбаски одинаковыми кружочками и скатать из них ровные шарики. Каждому шарику можно придать различную форму: груши, яблока, помидора, апельсина, моркови и т. д.
Каждое изделие дополнить деталями: груше сделать зубочисткой небольшую аккуратную дырочку, с другой стороны прилепить, смазав водой, черенок и листик (если груша большая, то можно вместо дырочки вставить перчинку или душистую гвоздичку); картофилине сделать глазки; морковку добавить хвостик и т. д. Не забывать все детали смачивать водой.
СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ МЕЛКИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ
Из мелких орнаментальных деталей можно составить различные композиции.
На уже готовую основу для подсвечника ребенок выкладывает по краю тонкий жгутик для свечки и украшает подсвечник ягодками, листиками, цветами.
Подобным образом выполняется работа по изготовлению подставки под пасхальное яйцо.
Корзинки с цветами, ягодами или фруктами выполняются в два этапа. Сначала дети лепят корзинку: тесто раскатать толщиной 2 -3 мм, формочкой вырезать круг, разделить его на две части, к одной из частей приклеить водой ручку (просто колбаска или скрученный жгут из двух колбасок). После того, как корзина высохнет, можно украшать ее различными мелкими деталями.
Из мелких орнаментальных деталей выполняются и настенные панно: составляются букеты, создаются картины природы, передаются сюжеты сказок и т. д.
Как правило, дети выполняют изображение индивидуально. Но особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей или небольшой группы. Такая форма работы дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи. Темы таких композиций могут быть различны: «На лугу», «Во дворе», «На дне морском» и т. д.
НАСЕКОМЫЕ
Дети с огромным удовольствием лепят различных жучков, букашек, бабочек, пчел и т. д. Они являются прекрасным дополнением различных картин, настенных панно.
Обратите внимание детей на то, что крылья у бабочек, стрекоз, пчел похожи на листики и лепестки цветов. Их туловища – это колбаски, а голова – шарики (во время лепки обращайте внимание на пропорции). Для раскрашивания и украшения бабочек используйте бисер, оформительский гель.
Божьи коровки, паучки и др. жуки лепятся из кружков различной величины. Их лапки, усики — из маленьких колбасок.
ПТИЦЫ
К лепке птиц можно приступать, когда ребенок освоил приемы лепки листиков и лепестков.
Из двух расплющенных кружков (маленький – голова, большой – туловище) можно сделать сову на ветке (с совятами). Добавить глаза клюв. Снегиря, синицу лепят из трех кружков (голова, туловище, крыло) Добавить глаза, клюв, лапки и др. особенности.
Из трех листиков (маленький – голова, большой – туловище, средний — крыло) и одной колбаски можно сделать утку (с утятами), аиста, лебедя, дятла. Оперение выполняется с помощью ножниц.
Замечательно, если ваши птицы будут плыть по речке, стоять в зарослях камыша, сидеть на зеленой или заснеженной ветке дерева.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ДЛЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Ведущая деятельность дошкольника – игра. И гораздо интереснее играть, когда ты «продаешь» морковку, картошку, сливы, сделанные своими руками. А как аппетитно выглядят яичница, жареная рыба, колбаса, булочки, ватрушки! И все это сделано руками детей.
Хлебобулочные изделия.
Из теста, раскатанного тонким слоем вырезать стекой треугольник. Закатать, начиная с острого конца, получится круассан.
Из небольшого кусочка теста вылепить вытянутую булку, нанести поперек и слегка наискосок стекой ложбинки, получится батон.
Украшения для уголка ряженья.
Из соленого теста для маленьких модниц можно делать различные украшения.
Медальоны различной геометрической формы, в виде сердечек, колечки, украшенные ягодками, цветами, буквами.
Лепка фигурок из солёного теста или тестопластика – очень увлекательное занятие, которое не требует специальных умений и особых денежных вложений. Соль, вода и мука – вот основные компоненты для этого вида рукоделия. Тесто получается мягким и податливым, позволяя мастерить чудесные поделки даже начинающим.
Сначала можно лепить простейшие фигурки, потом попытаться смастерить изделия посложнее: небольшие сувениры, куклы и даже объёмные картины. Приобретя немного опыта и применив творческую фантазию, можно смастерить самые настоящие произведения искусства! К тому же, выполняя различные поделки вместе с детьми, вы будете не только приучать их к созидательному труду и развивать мелкую моторику, но и наслаждаться драгоценными минутами общения.
Наш мастер класс и несколько интересных идей помогут вам выполнить простые поделки, а необходимые советы сделают этот творческий процесс максимально плодотворным и увлекательным.
Тесто для простых поделок
Рецептов для лепки из солёного теста существует достаточно много. В зависимости от масштаба поделок, соль, мука и вода смешиваются в различных пропорциях, а в тесто, кроме всего прочего, добавляются ещё дополнительные ингредиенты: глицерин, клей, растительное масло, крахмал и даже крем для рук. Для начинающих мастеров тесто рекомендуется делать по классическому рецепту. Для этого смешивается мука и соль в одинаковых пропорциях с постепенным добавлением холодной воды. Например, на 200 г соли и 200 г муки понадобится 125 г воды.
Совет для начинающих!
- Мука должна быть обычной ржаной или пшеничной без добавления разрыхлителей и других компонентов.
- Соль лучше всего брать мелкозернистую и ни в коем случае не йодированную. Для лучшего растворения соли некоторые рукодельницы перед тем, как смешать её с мукой, добавляют в неё чуточку воды.
- Для того, чтобы тесто было однородным, рекомендуется воспользоваться миксером.
- Чтобы порадовать детей уже в процессе лепки и придать изделию цвет, в тесто можно добавить пищевые красители.
- Для лучшего прилипания отдельных частей поделки между собой смачивайте их кисточкой.
- Сушить изделие лучше всего в разогретой до 50-60 градусов духовке. В зависимости от размера поделки эта процедура может занять около 1 часа и более.
Мастер класс по изготовлению мукосолек
Кроме муки, воды и соли для мастер класса понадобятся следующие приспособления:
- доска для лепки;
- небольшая скалочка;
- маленький нож;
- зубочистка или стержень от шариковой ручки для мелких дырочек и узоров;
- ёмкость для воды;
- кисточка и краски;
- лак для покрытия.
В зависимости от того, какие фигурки вы будете делать, могут потребоваться формочки для печенья, бусинки, пуговицы, листочки разной формы для создания оттисков.
- Из готового солёного теста раскатайте пласт толщиной в полсантиметра.
- При помощи формочек для печенья вырежьте нужное количество фигурок. Зубочисткой или стержнем от ручки сделайте в фигурках дырочки для того, чтобы продеть в них петельки из ленточек. Украсьте поделки, используя бусины, пуговички или листья деревьев в качестве оттисков.
- Нагрейте духовку, застелите дно противня калькой или специальной бумагой для выпечки.
- Выложите фигурки на противень и выпекайте в духовке, пока тесто не затвердеет.
- Поместите мукосольки на ровную поверхность и раскрасьте красками по своему усмотрению.
- Чтобы придать готовым изделиям блеск, покройте их лаком.
Мукосольки можно выполнить с помощью небольшого ножа, вырезая всевозможные элементы. Например, можно изготовить домик-подвеску для детей на новогоднюю ёлку или забавного котика с лапками-верёвочками. Из солёного блинчика может получится симпатичная сова, если завернуть три его края и вырезать глазки с носиком.
Мастер класс по изготовлению объёмного барашка
Материалы и приспособления, необходимые для создания такого забавного барашка, понадобятся те же самые, что и в предыдущем мастер классе.
- Тесто вымесите по классическому рецепту и поставьте часа на 2 в холодильник.
- Вылепите из теста 4 небольших шарика для будущих ножек барашка.
- Чтобы получилось туловище, скатайте лист фольги в комочек и закройте его блинчиком из солёного теста. Получившийся шарик уложите на ножки.
- Сделайте из теста голову барашка, рога, ушки и глаза. С помощью маленьких шариков из теста сформируйте шерсть игрушки.
- Просушите барашка из солёного теста в духовке 2,5-3 часа, а потом дайте ему остыть в течение 30-40 минут.
- Раскрасьте и залакируйте игрушку.
Лепка объёмных панно и картин из солёного теста
Как правило, для картин используется солёное тесто по следующему рецепту: по одному стакану соли и муки, 1 ст. воды. Новичкам лучше всего использовать в картине небольшое количество солёных фигурок, украшая остальное пространство декоративными материалами. Солёные детали выполнять лучше всего на фольге, чтобы их оборотная поверхность была идеально ровная и легко приклеивалась на поле картины.
Возможные проблемы у новичков при изготовлении поделок из солёного теста
- После окрашивания изделия потрескались.
- Зачистите поделку наждачной бумагой, досушите на свежем воздухе и снова окрасьте.
- Поделки потрескались из-за большой толщины.
- Уберите с обратной стороны лишнее тесто. Если фигура крупная, при сушке её нужно периодически переворачивать.
- Если от игрушки откололась деталь, склейте её клеем ПВА или задекорируйте подходящим украшением.
«Волшебное тесто»
Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
ТЕСТОПЛАСТИКА – ЗАНЯТИЕ ИНТЕРЕСНОЕ И полезное
Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид худо жественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
(практические советы и рекомендации)
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Рецепт теста. Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Окрашивание теста и готовых поделок.
Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.
Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.
Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.
Хранение и реставрация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.
Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:
-
доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
-
салфетки — бумажные и тканевые;
-
различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
-
инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
-
печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
-
формочки для кексов, формочки для игр с песком;
-
трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
-
соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
-
природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
-
бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
-
пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
-
клей ПВА;
-
кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или
сделать фигурке рот и т. д.
ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Скульптура из соленого теста
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер-сюрпризов, дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.д.).
Полезные советы:
-
изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.
-
Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.
-
В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.
-
Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески — усы, из меха – борода. Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
-
Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
-
Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным.
-
Полезные советы:
-
Дети очень любят лепить из теста замечательные медали и медальоны, а потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед-назад, работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.
-
Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью. Не следует в работе с детьми использовать металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить ладонь ребенка.
-
Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто и обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от заготовки, обрезанное по краям тесто.
-
Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутами и т.д.
-
Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, так как, когда тесто высохнет, дырочку сделать будет невозможно.
Лепка рельефной картины
Необходимые материалы и инструменты: рамка и основа будущей картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости от темы и сюжета будущей картины); скалки; различные стеки или предметы их заменяющие (зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски; кисти разного размера; клей ПВА; лак.
Создание картины из соленого теста.
Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.
По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.
Оригинальные работы получаются, если в качестве основы использовать диски или пластинки.
Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы, и то какие элементы будут сделаны из теста.
Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.
Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.
Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д.
Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и сухими травинками, сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.
Методические рекомендации для педагогов
Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, педагогам следует соблюдать следующие условия:
-
ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
-
для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
-
необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
-
на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
-
в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
-
не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
-
необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использова ние в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоцио нального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
-
одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.
-
Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»
Настоящая программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и длятся 20 минут, всего 36 занятий в год. В группу первого года обучения принимаются дети 4-5 лет при наличии соответствующего интереса. В группу 2-го года обучения принимаются дети 5-6 лет, освоившие базовый курс и вновь прибывающие. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) – «Путешествие в страну Тестопландию начинается».
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу.
Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).
Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.
Скатывание — простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.
Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.
Сплющивание — приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.
Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).
Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.
Оттягивание — приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.
Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска — «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно,
начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.
Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.
В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями, происходит обмен впечатлениями и мнениями о
пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
-
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
-
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста — или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
-
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
-
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
-
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
-
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
-
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
-
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!
-
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда.
.