Связи живой и неживой природы
Содержание Экологические связи в лесу Объекты живой и неживой природыОбъекты живого мираОбъекты неживого мираЖивая и неживая природаКлассификацияСвязь между живой и неживой природойСвойства неживой природы «Как связана живая и неживая природа? Связи внутри живой природы» Дополнительные записи [ Экологические связи в лесу Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, …
Содержание
[
Экологические связи в лесу
Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха — ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки. Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха. Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как-бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов. Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие. Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их. Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо) . С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха) . Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве. Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов — воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими. Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Объекты живой и неживой природы
Первыми на нашей планете появились объекты неживой природы. Под влиянием Солнца, ветра и воды горные породы постепенно превращались в почву, солнечная энергия позволила образоваться в воде первым микроорганизмам, которые постепенно учились дышать, питаться, размножаться.
Поскольку объекты неживой природы первичны, то для начала определим свойства, характерные для них.
- Для тел, составляющих неживую природу, характерны три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Твердые — статичны в своих формах, очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Это камни, почва, скалы, горы, ледники, айсберги, сосульки и снежинки, градины или песчинки. Жидкие не имеют определенной формы: вода, нефть, капли дождя, туман, облака. К газообразным относят воздух, воздушные массы, пары.
- Все объекты неживой природы не нуждаются в питании, им не нужно дышать, они не размножаются. Да, они способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне. Например, кристаллы увеличиваются, присоединяя такие же кристальные структуры. Или камень под воздействием ветра постепенно теряет свои частички, уменьшаясь в размерах.
- Однажды появившись на Земле, эти объекты уже никуда не исчезают, то есть тела неживой природы бессмертны. Со временем они могут переходить из одного состояния в другое, но при этом не умирают. Яркий пример — вода: зимой, от воздействия холодной температуры она становится твердой (лед), в обычное время — жидкая (вода), под жаркими лучами Солнца испаряется, превращаясь в пар.
- Объекты неживой природы очень устойчивы. А наиболее крупные по размерам практически не изменяются на протяжении многих тысячелетий.
- Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.
Живая природа возникла на нашей планете благодаря особому сочетанию условий внешней среды и особому, уникальному взаимодействию объектов неживой природы — почвы, воды, Солнца.
Главные отличительные признаки объектов живой природы — это те, которые определяют их жизненный цикл.
- Все живые организмы питаются и дышат.
- Они рождаются, растут и развиваются. Так, из семечка вырастает целое дерево, из эмбриона развивается и появляется на свет детеныш животного или человека.
- Объекты живой природы способны к размножению — то есть могут воспроизводить себе подобных. Так, например, гора не способна образовать такую же гору, а растение или животное находится в бесконечном цикле смены поколений.
- Завершив свой жизненный цикл, объекты живой природы переходят в класс объектов неживой. Опавшие листья уже не нуждаются в солнце и воде, труп животного разлагается, трансформируясь в молекулы и атомы, которые потом составят минералы и элементы почвы или воды.
Примеры объектов живой природы: растения, водоросли, грибы, бактерии, паразиты, рыбы, птицы, животное и человек.
Объекты живого мира
Природа – это все то, что не было создано руками людей. Более того, сам человек является ее частью. Живая природа – это то, что способно развиваться, расти, питаться и размножаться самостоятельно. Чтобы выявить ее объекты живой природы, следует знать их признаки, точнее возможность совершать определенный цикл:
- рождение;
- рост;
- производство себе подобных;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- умирание.
Только растения, животные, люди могут рождаться, питаться, расти и размножаться с тем, чтобы однажды умереть.
А вот объекты неживой природы такими способностями не обладают.
Стоит упомянуть, что некоторые отдельные процессы могут не наблюдаться у отдельных особей, например, существуют растения, которые не двигаются, но они также относятся к организмам, поскольку остальные способности у них есть.
Биология выделяет несколько видов:
- микроорганизмы — самая древняя форма жизни: бактерии, вирусы, грибы;
- растения – они обладают способностями рождаться, развиваться, питаться, дышать, размножаться и умирать;
- животные — к этому виду относятся млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные и насекомые;
- люди — высшая ступень развития, которая способна рождаться, питаться, развиваться, размножаться и умирать.
Все вместе это живая часть окружающей нас действительности. Живая природа включает в себя особей, которые обладают одними способностями, хотя кардинально отличаются по внешним признакам. Мир живой природы огромен и прекрасен в своем разнообразии.
Важно! Сразу же после смерти растения переходят в разряд мертвых тел.
Объекты неживого мира
Безжизненные тела практически не меняются и остаются статичными. Их можно увидеть вокруг – это солнце и луна, камни, вода, облака прочее. Стоит также упомянуть, что неживой мир первичен, более того, существование организмов невозможно без него. Чтобы определить объекты неживой природы, следует знать их признаки:
- устойчивость;
- малые изменения;
- отсутствие потребности в питании;
- отсутствие способности репродуцировать;
- статика – не способны двигаться;
- не растут.
Объекты неживой природы такие многочисленные, что не существует отдельной науки, их изучающей, вместо этого их по отдельности изучают разные науки: химия, геология, физика и прочие. Существует классификация по форме:
- твердые – это все части почвы и ледники. Сюда также можно отнести все минеральные природные ресурсы и ископаемые;
- жидкие — эти объекты отличаются текучестью, их нельзя определить по форме ( дождь, туман, облако, лава);
- газообразные — части атмосферы, пары и звезды.
Все части естественного мира вокруг важны для жизни на земле. Без них невозможно было бы существование организмов и людей. Особо важны некоторые из них: земля – она является основой существования для растений и животных;
воздух – один из важнейших параметров для жизни на Земле; вода – благодаря ей на Земле стало возможно существование организмов, она является источником питания; солнце – источник тепла, необходимый для роста и размножения.
Таким образом, живая и неживая части мира тесно связаны, и именно их взаимодействие дает возможность существования людей и их комфортного пребывания на Земле. Мир живой, и не мог бы существовать без какой-то своей части.
Живая и неживая природа
Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:
Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов:
- воздух – чтобы дышать;
- вода – это основа жизни человека;
- солнце – чтобы получать необходимый витамин D;
- почва – чтобы взращивать продукты питания.
Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны, и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д. Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:
- Воздух нужен каждой особи.
- Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
- Животные удобряют почву.
- Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.
Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:
Классификация
Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.
Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).
Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.
Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.
Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты.
На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
- класс;
- отряд;
- род;
- вид.
Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификация природного мира включает в себя:
- надцарство или домен;
- царство;
- подцарство;
- надтип или надотдел;
- тип или отдел;
- подтип или подотдел;
- надкласс;
- класс;
- подкласс;
- инфракласс;
- надотряд или надпорядок.
Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру, которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.
Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.
Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.
В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.
Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.
Разница между живой и неживой природой, урок
Живая и неживая части природы, ее объекты
Связь между живой и неживой природой
Все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это природа. Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни). Эти два мира пронизаны невидимыми, но очень прочными связями, без которых на нашей планете не было бы жизни.
К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:
- рождаться;
- дышать и двигаться;
- расти и развиваться;
- производить потомство;
- питаться;
- умирать.
На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до смерти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, его изучением занимается обширная наука биология.
Древнейшей формой жизни являются всевозможные микроорганизмы: вирусы, грибы, бактерии. В результате археологических исследований ученые пришли к выводу, что микробы населяю нашу планету более трех миллиардов лет!
Рис. 1. Бактерии – древнейшая форма жизни
Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.
Определить, относится объект к миру неживой природы, очень просто. Он должен обладать следующими признаками:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
-
1. Живая и неживая природа
-
2. Природные сообщества
-
3. Стороны горизонта (2 класс, окружающий мир)
-
4. Природа и рукотворный мир (2 класс)
- устойчивость;
- нет нужды в питании и производстве себе подобных;
- невозможность самостоятельно передвигаться;
- очень малые изменения внешне и изнутри.
Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.
Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела
В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:
- твердые – это ледники и все типы почв, а также минералы и другие природные ископаемые;
- жидкие – дождь, туман – все объекты, которые отличаются текучестью и не имеют определенную форму;
- газообразные – пары, звезды.
Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.
К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.
Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются, и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.
Рис. 3. Процессы в почве
Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:
- Для поддержания жизни практически всем живым существам на планете нужны воздух и влага.
- Солнце дарит энергию и свет, с помощью которых на Земле происходит очень много важных процессов.
- Животные и растения удобряют почву, рыбы участвуют в поддержании химического состава воды.
- Почва снабжает живых существ растительной пищей.
Свойства неживой природы
Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.
Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:
- Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
- Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
- Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
- Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.
«Как связана живая и неживая природа? Связи внутри живой природы»
Цели:
- развивать умение отличать живую природу от неживой природы; развивать логическое мышление;
- познакомить со связями между живой и неживой природой, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.
Оборудование:
- учебник-тетрадь;
- цветные карандаши;
- интерактивная доска;
- школьная доска
Ход занятия
I. Организационный момент
– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.
II. Повторение изученного на прошлом уроке.
– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.
– Давайте вспомним, что относится к живой природе?
(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)
– Что можно отнести к неживой природе?
(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)
– А, что обозначает пожатие рук на схеме?
(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)
– Так что же изучает экология?
(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)
– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.
III. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.
– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.
(Читает хорошо читающий ученик)
IV. Физкультурная пауза.
– Все встали, давайте немножечко отдохнем.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
V. Работа над новой темой.
– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?
(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)
– А ветер, к какой природе относится?
(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)
– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?
(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)
VI. Работа с учебником-тетрадью.
– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?
– Что делает девочка на первой картинке?
(Ответы детей: Девочка поливает цветок)
– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?
(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)
– Какая связь между цветком и водой?
(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)
– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?
(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)
– Как они связаны между собой?
(Ответы детей: Крот живет под землей)
– Что вы видите на третьей картинке?
(Ответы детей: Медведь пьет воду)
– Какая существует связь?
(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)
– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?
(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)
– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?
(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)
– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.
VII. Физкультурная пауза.
– Все встали, давайте немножечко отдохнем.
Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!
VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.
– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)
– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.
– Что изображено на первой картинке?
(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)
– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?
(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)
– Какая связь между белочкой и растениями?
(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)
– Что изображено на второй картинке?
(Ответы детей: Корова ест траву)
– К какой природе относятся корова и трава?
(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)
– Какая связь между коровой и травой?
(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)
– Что изображено на третьей картинке?
(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)
– К какой природе относятся дятел и личинки?
(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)
– Какая связь существует здесь?
(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)
– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?
(Ответы детей: Да, можем)
– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.
(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)
– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.
IX. Итог занятия
– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?
(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)
– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?
(Ответы детей: Да, можем)
– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.
– Молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.