Свободное время школьника
СодержаниеПроект: «Свободное время» Свободное время школьников разных поколений.Проект на тему «Свободное время школьника» аНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта Школьная конференция как метод стимулирования познавательной активности младших школьников Опубликовано: 20.04.2016 Дополнительные записи [ Проект: «Свободное время» Урок-проект по обществознанию в 5 классе «Свободное время» Провела Степанова Надежда Федоровна , учитель истории …
Содержание
[
Проект: «Свободное время»

Урок-проект по обществознанию в
5 классе
«Свободное время»
Провела Степанова Надежда Федоровна , учитель истории и обществознания
МБОУ Шумячская СОШ им.В.Ф.Алешина

- Учебная цель: формирование представлений учащихся о времени и способах организации свободного времени,
- Развивающая цель: развитие познавательного интереса к разным формам и способам организации свободного времени, расширение общего кругозора, общей культуры личности;
- Воспитательная цель : воспитание здорового образа жизни.

Проблемный вопрос
Как организовать свою жизнь,
чтобы все успевать?

План : 1. Свободное время 2.Что такое время? 3.Пословицы о времени 4.Режим дня школьника 5. Свободное время и физкультура. 6.Увлечения и хобби.

Свободное время, досуг — период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учёба, работа, домашние дела и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.
Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби , оно выполняется ради самой деятельности .
Что такое свободное время?

ВРЕМЯ – определенный момент, в который происходит что-нибудь (С.И. Ожегов). ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет (С.И. Ожегов). ВРЕМЯ – продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами (С.И. Ожегов).

Пословицы о времени: Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь. русская пословица Ждать — не устать, было б чего искать. русская пословица Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. польская пословица Всякому овощу свое время. русская пословица Новое время — новые песни. русская пословица Иное время, иное бремя. русская пословица Обещанного три года ждут. русская пословица Лучше поздно, чем никогда. русская пословица О будущем говорить — чертей смешить. японская пословица

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым.
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Сутки – 24 часа
- Сон — не менее 8 часов
- Занятия в школе — не менее 5,5 часов
- Выполнение д/з – не менее 2,5 часов
- Завтрак, обед, ужин – 1- 1,5 часа
- СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ – 6 часов (включая помощь по дому)
Режим дня школьника


- Я думаю, ….
- Мне кажется, ….
- Из всего сказанного, ….
- По-моему мнению, ….
- В данном случае, ….
- Я рассуждаю так,….
- Данной фразой автор, на мой взгляд, поднимает проблему ….
- Прежде чем приступить к изложению проблемы следует обратить внимание ….
- Я считаю необходимым….
- Таким образом, можно ….
- С моей точки зрения…
Памятка «Как сформулировать ответ»

Свободное время: заняться физкультурой или посмотреть телевизор
- + что положительное дает занятие физкультурой
- + что положительное дает человеку просмотр телевизора
- — что плохое может принести человеку занятие физкультурой
- — что плохое может принести человеку просмотр телевизора

Презентация Кондратенкова Павла «Мое свободное время»

Хобби – увлечение, любимое занятие для себя

Презентации учащихся:
1. Малашенкова Екатерина, Новикова Анастасия «Наши увлечения».
2. Ермолаева Анна «Мое свободное время».
3. Кубышко Татьяна «Мои путешествия».
4. Филиппов Артем «Моя любимая книга».
5. Соколов Даниил «Мой любимый актер»

Свободное время – это

Это не для нас
Это неразумно
Такое мы не выбираем!

Такое мы не выбираем!
Какая пустая трата времени!

В заключении:
«Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего».
(Л.А.Сенека)

Рефлексия:
1.Какие возникли в течение урока у тебя трудности?
2. Как ты их преодолевал?

«Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». (Сенека)
Свободное время школьников разных поколений.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Гимназия № 1591»
_____________________________________________________________________________
111672 г. Москва, Новокосинская ул., 40-а т-ф. 702-32-39; т-ф.702-40-01
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По теме: Свободное время школьников разных поколений.
ФИ: Гаспарян С., Кондрашова Г., Суханова В.
Руководитель: Казанская Н.А.
Москва , 2012.
Глава 1. Свободное время как научный термин.
Глава 2. Исследование свободного времени школьников
разных поколений.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. В интернете можно найти множество рекомендаций о том, как провести свое свободное время. Это могут быть и советы психологов и просто реклама. Для современного человека ( и взрослого и ребенка) вопрос как провести свободное время всегда интересен.
Мало кто знает, что есть такая наука, как социология досуга. Именно она изучает наше свободное время, возможные способы его проведения и проблемы, которые могут быть с этим связаны. Эта наука интересуется поведением людей в свободное время. Она рассматривает какие способы отдыха, развлечения, общения, развитии личности выбирает человек. Получается, что такие простые и привычные слова «свободное время» становятся предметом серьезного научного анализа.
Как же пятиклассник проводит свой досуг? Что и почему он выбирает? Эти вопросы и появились в начале работы над проектом.
Цель работы: определить характерные черты такого явления как «свободное время школьника 11-12 лет».
Задачи:
1. Рассмотреть определения терминов » свободное время» и «досуг».
2. Определить факторы, влияющие на то, как человек проводит свободное время.
3. Сравнить как проводили свое свободное время подростки из разных поколений (современные подростки и их родители).
Гипотеза: способы проведения свободного времени современных пятиклассников и подростков 11-12 лет в 70-80-х годов ХХ в. различаются.
В ходе работы над проектом было проведено анкетирование среди учащихся 5 «В» класса и их родителей. В результате которого, были получены интересные данные. Они могут быть использованы на уроках обществознания в 5 –х классах, а разработанная анкета может быть полезна классным руководителям.
Глава 1. Свободное время как научный термин.
Свободное время — это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники — от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором, другой занимается самообразованием, третий путешествует. Свободное время для человека — это неотъемлемая часть его жизни. Досуг, свободное время изучается многими общественными науками: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия.
В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Ученые не смогли сойтись во мнениях. Одновременно существует три взгляда на этот вопрос:
1. Ученые делят сутки на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;
2. отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,
3. досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности
Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время”, чаще всего, между собой уравнивают.
Время, которым располагает личность, делится на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на производстве. Внерабочее время – это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей ( еда, сон); 3) время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собственно свободное время.
Свободное время – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает занятие с учетом своих склонностей. Кроме того, свободное от работы время включает в себя рабочее время, необходимое для подготовки к работе. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время.
Для определения свободного времени отдельного человека (школьника) из суток следует вычесть время, которое он затрачивает на:
1) учебу, включая дорогу к школе и обратно;
2) подготовку домашних заданий;
3) физиологический отдых (ночной сон);
4) оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет);
5) прием пищи;
6) неотложную помощь близким людям и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после названных выше вычислений, может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. Конечно, у взрослого человека перечень необходимых дел и обязанностей больше чем у школьника.
Ученые рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.
В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Каждый хочет распоряжаться своей свободой и своим временем исходя из личных потребностей и интересов. Но всегда ли человек делает свой выбор совершенно независимо от других. Вовсе нет. На выбор человека оказывают влияние такие факторы как
Ø уровень образования человека,
Ø традиции его семьи, нации,
Ø уровень доходов семьи,
Ø способности человека,
Ø возможности которые предоставляет общество.
Виды деятельности человека (и взрослого и подростка) в свободное время можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание природы и т.д.
б) просвещение: изучение чего-то нового, чтение, коллекционирование, посещение музеев и театров;
в) творчество: техническое, научное, художественное;
г) спорт.
Ученые определили довольно большое количество качеств , которые характеризуют досуг детей, подростков. Вот этот перечень.
Досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности.
Досуг предполагает свободную творческую деятельность.
Досуг формирует и развивает личность.
Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.
Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости.
Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.
Досуг стимулирует творческую инициативу детей.
Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности.
Досуг способствует формированию ценностных ориентаций.
Досуг способствует объективной самооценке детей.
Досуг способствует самовоспитанию личности.
Досуг способствует общению.
Таким образом, свободное время (досуг) это очень важная часть жизни человека. Это время когда человек не только восстанавливает свои силы, отдыхает, но и развивает свои способности.
Глава 2. Исследование свободного времени школьников разных поколений.
Гипотезой данного исследования является предположение, что способы проведения свободного времени современных пятиклассников и подростков 11-12 лет в 70-80-х годов ХХ в. различаются. Таким образом, мы показываем, что проведение досуг зависит не только от выбора человека или его семьи, но от исторических условий в которых они существуют.
Для проверки гипотезы было проведено анкетирование двух групп. Первая группа : ученики 5 «В» класса, которым сейчас по 11-12 лет. Вторая группа — их родители, которым было по 11-12 лет в 1975-1988 годах.
Для данного исследования бала выбрана анкета в виде теста с открытыми и закрытыми вопросами. По сути, были составлены две анкеты : для детей и родителей. Анкета для учеников стала более подробной, так как планировалось выявить и распределение свободного времени по дням. Анкета для родителей оказалась меньшей по объему, потому что довольно сложно выявить точно что человек делал 10-15 лет назад. ( С анкетами можно ознакомится в приложениях.)
Вопросы составлялись с учетом тех видов деятельности человека ( и взрослого и подростка) в свободное время которые были выделены выше. Это три группы:
а) отдых: игры, развлечения, созерцание природы и т.д.
б) просвещение: изучение чего-то нового, чтение, коллекционирование, посещение музеев и театров;
в) творчество: техническое, научное, художественное.
Исходя из этого, были заданы вопросы :
Ø Какие секции или клубы ты посещаешь?
Ø Какие поделки делаешь?
Ø В какие игры играешь с друзьями?
Отдельно предлагалось выбрать варианты проведения досуга привычные для опрашиваемого.
Родителям предлагалось вспомнить, как они проводили свободное время , когда им было 11-12 лет и ответить на те же вопросы.
Для учеников предлагались вопросы о том как часто они гуляют, читают, играют в компьютерные игры и т.д.
В анкетировании приняли участие 22 ученика и 18 родителей. Результаты исследования оказались очень интересными.
Анализируя ответы детей и родителей кружках, клубах и секциях мы получили следующую картину. Родители назвали 17 видов секций и клубов, которые они посещали, дети – 10. Среди родителей все указали какие-либо кружки или клубы. Среди детей 7 человек не посещают секций. 7 позиций совпали. Вот этот список и количество выбравших данные позиции.
Название |
Дети |
Родители |
1. Музыкальная школа |
||
2. Танцевальные студи, клубы |
||
3. Командные игры (футбол, хоккей, баскетбол) |
||
4. Восточные единоборства. |
||
5. Бассейн |
||
6. Гимнастика |
||
7. Настольный теннис. |
Есть позиции, которые присутствуют только в анкетах одной из групп. Вот список различий.
Дети |
Родители |
Конный спорт. (1) |
Студия рисования. (1) |
Кружок шитья, вязания.(2) |
|
Кружок авиамоделирования. (1) |
|
Лыжи. (1) |
|
Шахматы. (1) |
Получилось, что родители, когда им было по 11-12 лет, более активно посещали секции и выбирали большее количество направлений деятельности, чем современные подростки.
Похожие результаты получились и с вопросом о поделках. Родители указали в своих анкетах больше наименований поделок, которые они когда-то делали – 16 позиций, дети — 9. В этом пункте совпало всего 4 варианта ответов. При этом один из совпавших ответов звучал «Разные» ( т.е. делаю разные поделки»). Похожие позиции – игрушки, вышивка, открытки.
Названия |
Дети |
Родители |
1. Разные |
||
2.Игрушки |
||
3. Вышивка |
||
4.Открытки |
А вот позиции различные для обеих групп. Дети назвали в своих анкетах 4 оригинальных варианта поделок, родители – 8. При этом некоторые из них сложно сейчас представить . Например: «чеканка из тюбиков зубной пасты». Можно сделать вывод, что раньше подростки для своего творчества использовали подручные материалы, сейчас готовые творческие наборы.
Дети |
Родители |
Оригами (4) |
Выжигание (5) |
Фенечки (2) |
Поделки из соленого теста (3) |
Поделки из бисера (2) |
Аппликация (3) |
Рисунки (2) |
Елочные игрушки (2) |
Папье-маше (2) |
|
Чеканка (2) |
|
Самолеты (1) |
|
Вязаные вещи (1) |
Не меньше различий оказалось в вопросе о играх. И здесь, список игр, которые вспомнили родители оказался больше. Родители назвали 10 игр, в которые они играли с друзьями в детстве, дети – 6. Общих позиций оказалось 4.
Название |
Дети |
Родители |
1. Командные игры (футбол, хоккей, пионербол, баскетбол) |
||
2. Вышибалы |
||
3. Салки |
||
4. Прятки |
И список различных позиций. Список оказался довольно большой. Можно сделать вывод, что раньше дети больше времени проводили во дворе, играли в различные игры с другими ребятами. В конечном счете больше общались со своими сверстниками.
Дети |
Родители |
«Стоп земля» (1) |
Казаки-разбойники (6) |
«Пихалки» (1) |
Резиночка (5) |
Поделки из бисера (2) |
Классики (3) |
Рисунки (2) |
Бадминтон (2) |
«Съедобное –несъедобное» (1) |
|
Жмурки (1) |
|
Лапта (1) |
И еще один вопрос по которому проводилось сравнение. В нем предлагалось выбрать из предложенных вариантов времяпровождения, те которые наиболее привычны отвечающему ( или были привычны в детстве – в анкете для родителей). Конечно, были выделены общие варианты ответов.
Название |
Дети |
Родители |
1. Чтение |
||
2. Просмотр телепередач, видео |
||
3. Играть в настольные игры |
||
4. Рукоделие. |
||
5.Общение с родителями |
||
6.Лежать на диване |
Эти совпадения показывают, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.
Вот список занятий, которые различаются.
Дети |
Родители |
Общаться в социальных сетях (15) |
Ходить в гости (8) |
Играть в компьютерные игры (12) |
Переписка (1) |
Разговаривать по телефону (10) |
Кулинария (1) |
Слушать музыку (1) |
|
Играть с сестрой (1) |
|
Играть на пианино (1) |
Список отличий показывает изменения, которые произошли в обществе за последние 25-30 лет. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, сотовые телефоны. Эти новшества изменили и упростили не только рабочее и учебное время человека, они изменили и наш досуг. Не удивительно, что современные подростки не представляют свою жизнь без компьютера.
Заключение.
Заканчивая свою работу над проектом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Гипотеза исследования подтвердилась. Современные подростки и школьники 70-80-х годов по разному проводят (проводили) свое свободное время.
2. Изменения которые происходят в обществе оказывают влияние на всю жизнь человека, в том числе и на то, как он проводит свое свободное время.
3. Не смотря на значительные различия между поколениями , существует и сходство в способах проведения свободного времени. Это означает, что происходит передача традиций от родителей к детям.
Конечно, это исследование не затрагивает всех аспектов темы. В дальнейшем исследование может быть продолжено. Например можно провести анкетирование среди всех 5-х классов, посмотреть как изменятся данные.
Проект на тему «Свободное время школьника»
Муниципальное образовательное учреждение «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
Название проекта
«Свободное время школьников»
Исполнители проекта: учащиеся 7 класса.
Руководитель проекта: Вторникова Т.Н.
п. Касторное 2017г.
-
Введение
-
Цель и задачи программы
-
Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность
-
Особенности организации свободного времени и досуга подростков
-
Анализ результатов тестирования
-
Заключение
-
Литература
Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Введение
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том,что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования не подтвердил этого утверждения.
Думается, вам будет интересно узнать по подробнее узнать об этом исследовании. В интервале от часа до четырех подростки, как правило, свободны. Посмотрим, на что же они тратят это свободное время.
25% ребят гуляют на улице с друзьями;
18% слушают музыку или смотрят телевизор;
15% читают и трудятся по дому;
14% посещают кружки и секции.
При проведении анкетирования учащихся седьмых классов по теме «Свободное время» были получены следующие результаты:
1. Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.)
2. Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер и т.д.)
3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.)
4. Устраивает вас это или нет? (большинство да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу).
Что говорить проблема досуга подростков стоит остро. Им действительно часто нечем заняться. И все-таки причина, которую приводят ребята, скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество дискотек, кафе, клубов, мы решим подростковые проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами.
Чем же занят досуг молодежи? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования семиклассников.
— В свободное время я делаю то, что хочу, — часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время».
В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.
Сегодняшним школьникам выпало взрослеть в условиях кризиса, нестабильности; подчас им трудно адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем ученикам в силах помочь внеурочная деятельность, которая активно развивается в нашей школе.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию и расширению кругозора.
Обновлённый подход к организации досуговой деятельности обучающихся – объективное требование времени. Что же предстоит нам всем конкретно делать, в каких направлениях работать.
Цель и задачи программы
Цель программы :
создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Ожидаемый результат
Социальная эффективность
Показатели
привитие детям и подросткам необходимых поведенческих
навыков посредством
игровой деятельности.
создание условий для личностного роста участников проекта.
— результаты диагностики сформированности поведенческих навыков (социализации, толерантности, коммуникации, ценностного отношения к здоровью и пр.) — рост показателей; — вовлечение детского актива в деятельность проекта.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ДОСУГА ПОДРОСТКОВ
Проведенный обширный анализ научно – педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения досуга подростков, позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере свободного времени, поскольку большинство отечественных и зарубежных ученых напрямую связывают свободное время с деятельностью, определяя его, как время досуга и творческих знаний вне производства (в нашем случае вне учёбы в школе), используемого для самодеятельного удовлетворения потребностей и развития способностей человека .
Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:
-
Образовательная;
-
Культурно – досуговая;
-
Трудовая;
-
Спортивно – рекреативная;
-
Научно – исследовательская;
-
Коммуникативная;
-
Игровая
Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида: учёба, труд, игра, общение .
Одним из основных видов содержательного наполнения досуга детей является культурно – досуговая дятельность – сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения .
В культурно – досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение .
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу – представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес .
В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно — развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.
Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно — развлекательные игры «Брей — ринг», «Что? Где? Когда».
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существуют два вида дискотеки – просветительно – образовательные (дискотека — клуб) и танцевально – развлекательные (дискотека — танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса .
Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно – оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу.
Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание,
проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.
В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально – нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.
Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга .
аНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
-
Выводы по опросной анкете для подростков.
Нами был проведён опрос на тему «Досуг подростков».
В опросе приняли участие подростки Касторенской СОШ №1 количестве 29 человек, из них 12 мальчиков (47,8%) и 17 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 14 лет, а именно учащиеся 7 класса. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.
Диаграма №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей школе?
Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем.
Диаграма №2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
Большинство подростков в возрасте 13-14 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым время провождением для подростков является просмотр ТV (20%), занятие спортом и физкультурой (16%) и общение с близкими, соседями, друзьями (16%). Меньшее распространение получили ответы – (0%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (1%) помощь родителям.
Диаграма №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке?
Большая часть из опрошенных (65%) являются членом какого-либо кружка или досугового объединения в посёлке.
Диаграмма №4. Если да, то какой мотив Вашего участия в нем является преобладающим?
Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки.
Диаграмма №5. В чем выражается Ваше личное участие в культурно – массовой работе?
Из данной диаграммы следует, что личное участие в культурно-массовой работе выражается тем, что подростки участвуют в концертах, проводимых мероприятий в клубе, библиотеке, музее и т.д.
Диаграмма №6. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?
Был задан вопрос, «Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?». 16 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, 8% — организовать бесплатные клубы по интересам, 4% — обучению бальным танцам, театр и т.д.
Заключение
Изучение свободного времени позволило нам увидеть все многообразие видов деятельности учащихся 7 класса. Свободное время школьника может быть организованным и неорганизованным, пассивным и активным. Сюда относятся и занятия познавательного характера, культурно эстетические и зрелищные мероприятия, занятия физкультурой и спортом. Таким образом, в свободное время человек не только отдыхает, восстанавливает свои силы, но и повышает образование, развивает себя физически. Такое использование свободного времени начинается уже в школьные годы. В эти же годы складывается и привычка времяпрепровождения. Поэтому так важно именно в школьном возрасте, когда происходит формирование мировоззрения, убеждений, направленности личности, включение ее в самовоспитание и самообразование научится рационально планировать свое свободное время.
Рассмотрев содержание свободного времени учащихся 7 класса, мы пришли к выводу о том, что наиболее распространенными видами деятельности школьников в свободное время является просмотр телепередач, компьютерные игры, не связанных с активной деятельностью школьников, с физической нагрузкой. И, следовательно, одной из наиболее важных проблем является проблема организации свободного времени школьника, сочетающего различные виды деятельности для развития его личности. Необходимо, чтобы структура свободного времени подростков сочетала как занятия «пассивные», так и занятия связанные с определенной физической нагрузкой. Также, изучение бюджета времени подростков показало, что современные подростки хотя и занимаются организованными видами деятельности в свободное время, но тем не менее этого недостаточно. Значительным структурным компонентом свободного времени является пребывание школьников на воздухе, что необходимо для снятия утомления, для отдыха, необходимо для формирующейся личности.
Литература:
-
С.Н.Литвинова «Организация досуга детей и подростков» (Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей).
-
Преснякова Л. «Брошенные дети» (о проблеме организации досуга детей и подростков) . Режим доступа http://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534
-
Махов Ф.С. Подросток и современное время. Л., 1982г.
-
«Здоровье детей» №6, 2004г.
-
http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo/12.htm
-
http://festival.Iseptember.ru/articles/313147/
-
http://festival.Iseptember.ru/articles/574002/
-
http://worldofteacher.com/talk/showtopic-44/
-
http://powerpoint4you.ru/shablony-diagramm-dlya-vstavki-v-prezentacii/
-
http://go.mail.ru/search_images?fr=mailru&fm=1.
Паспорт
Авторы проекта
Учащиеся 7 класса.
Тема проекта
Свободное время школьников.
Дидактические цели учебного проекта
-
Формирование информационной культуры учащихся, уважительного отношения к авторским правам на информационные ресурсы.
-
Воспитание культуры проектной деятельности, умение планировать свою деятельность, умение работать в коллективе.
-
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Компетентности, формируемые учебным проектом
-
В сфере самостоятельной деятельности.
-
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
-
В сфере гражданско-общественной деятельности.
-
В сфере социально-трудовой деятельности.
-
В бытовой сфере.
-
В сфере культурно-досуговой деятельности.
Основополагающие и проблемные вопросы учебного проекта
Основополагающий вопрос: Как свободное время сделать не только приятным, но и полезным?
Проблемные вопросы:
-
Влияет ли занятость в кружках и секциях на успеваемость и здоровье детей?
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта
-
Определение уровня занятости учащихся МКОУ Касторенской СОШ №1.
-
Каковы интересы учащихся школы?
-
В чем причина бессмысленного время провождения подростков?
-
Свобода принимать решения.
Возраст учащихся
13-14 лет
Краткая аннотация проекта
Выполнение проекта направлено на изучение и осмысление проблемы рационального использования свободного от учебы времени. В результате самостоятельных исследований: определение уровня занятости учащихся, уровня здоровья учащихся, сбора информации о кружках и секциях функционирующих в МКОУ Касторенская СОШ №1, учащиеся ответят на вопросы, позволяющие увидеть их занятость внешкольное (внеурочное время) ?
Продолжительность работы над проектом
5 недель
Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта
-
Преснякова Л. «Брошенные дети» (о проблеме организации досуга детей и подростков) . Режим доступа http://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534 .
Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта
- Преснякова Л. «Брошенные дети» (о проблеме организации досуга детей и подростков) . Режим доступа http://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534 , (27.06.2002).
- Журнал Компьютера №43 от 15 ноября 2002 г Режим доступа: http://www.computerra.ru/offline/2002/468/21520/
- Белорусская школа, автор сайта магистр педагогических наук Колосовский Андрей Анатольевич, Режим доступа: http://school.iatp.by/roditel/eigra/tragedii.htm
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа № 19
Увлечения подростков в свободное время
Исследовательская работа
Работу выполнили:
Едокова Ирина Александровна,
Козлова Полина Ивановна,
учащиеся 6 класса
Научный руководитель:
Зыкова Оксана Ивановна,
учитель английского языка
МБОУ ОШ № 19
Бор
2017
Содержание
Введение. Актуальность, цели и задачи исследования
Повседневная жизнь современного подростка
Хобби и увлечения
Интернет в жизни подростков
Заключение
Список литературы Приложение
Введение
Ни для кого не секрет, что современная молодежь – это будущее нашей страны. Именно нам завтра предстоит строить наше общество, решать насущные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство и каким будет мир.
Молодежь активно реагирует на актуальные проблемы современности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.
При этом обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний, занятия дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому свободное время подростка представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.
Цель исследования: анализ увлечений подростков в современных условиях в условиях современной школы. Также нас интересовали проблемы, с которыми сталкиваются подростки в своей жизни и те способы, которыми они решают возникающие трудности.
Задачи исследования:
Изучить круг интересов подростков.
Выявить их отношение к спорту и здоровому образу жизни.
Выявить основные формы досуговой деятельности подростков и оценить их качество.
Объект исследования – обучающиеся 5-7 классов МБОУ ОШ № 19 пос. Железнодорожный, всего 53 школьника: 33 девочки и 20 мальчиков.
Предмет исследования – свободное время подростков.
Методы исследования: в качестве основного метода получения информации предусмотрен анкетный опрос. Для успешного решения задач исследования нами разработана анкета для учащихся 5-7 классов нашей школы.
Дополнительным методом получения эмпирической информации является анализ статистических данных по проблеме исследования.
Актуальность темы: В психологической науке накоплен обширный материал о воспитании старшеклассников, их общении со сверстниками и взрослыми, о самовоспитании подростков и юношей. Однако в практической работе обнаруживается, что этих знаний о характерных проблемах, волнующих современных юношей и девушек недостаточно, а иногда они просто не соответствуют сегодняшней реальности. Отношения со старшеклассниками педагогам, родителям необходимо строить, зная социально-психологические особенности современной молодежи, чтобы избежать проблемы «отцов и детей». В настоящее время большое внимание уделяется изучению психического и физиологического здоровья школьников, но малоизученным остается повседневность. Именно в повседневной жизни наиболее ярко выражаются интересы, увлечения, занятость и распределение свободного времени школьника, что дает ценную и значимую информацию о жизни школьника с различных сторон.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при анализе результатов исследования по данной теме.
Повседневная жизнь современного старшеклассника
Период подросткового взросления насыщен стремлением молодых людей к активному поиску необходимых для удовлетворения своих познавательных потребностей различных форм и видов досуговой, физической, творческой деятельности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.
Обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний, занятия дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому повседневная жизнь старшеклассника представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению психического и физиологического здоровья школьников, но малоизученным остается повседневность. Именно в повседневной жизни наиболее ярко выражаются интересы, увлечения, занятость и распределение свободного времени школьника, что дает ценную и значимую информацию о жизни школьника с различных сторон. а анкета с открытыми вопросами с учетом основных категорий, которые наиболее ярко характеризуют жизнь школьника: увлечения и интернет. В каждой категории были разработаны вопросы, которые наиболее информативно помогут изучению взаимоотношений и факторов, объединяющих или отдаляющих школьника с вышеуказанными категориями.
Хобби и увлечения
Одним из важных элементов жизни школьника являются хобби и увлечения.
Для подростков основным увлечением является спорт (61%) – волейбол, футбол, танцы, плавание, тренировки, бокс. 12 подростков — 14,% респондентов в качестве хобби указали музыку («увлекаюсь музыкой», «очень люблю слушать музыку»). Также в числе увлечений были указаны и следующие: занятие на музыкальных инструментах, изучение культуры других стран, творчество (написание стихов, песен), пение. Были респонденты, которые отметили, что из-за учебы они не могут заниматься своим хобби.
В целом, ребята охотно писали о своих увлечениях, отмечая значимость этих интересов – «для меня это все», «очень люблю», «у меня плохо получается, но я стараюсь повысить мастерство».
Далее, было важно изучить, что именно привлекло подростков в увлечении и как они начали им заниматься. Для большинства ребят было трудно выделить то, что их привлекло, и поэтому они отвечали «просто понравилось», «увидел, понравилось», «стало интересно». Некоторые респонденты указали, что это был интерес с детства или это мечта («мне это нравилось с детства», «с детства, я нахожу в этом что-то прекрасное»). Также отмечали, что к занятию определенным увлечением их подтолкнули друзья или родители («понравилось, как мама играла, и я тоже захотела научиться», «друзья привлекли и родители заставили»). Интересным для исследования являются ответы, в которых подростки описывали причину занятием хобби: возможность проявить себя, уход от реальности, нужда в понимании, саморазвитие («возможность изобразить свои чувства или эмоции на бумаге», «в играх можно забыть о проблемах, но иногда эти проблемы погружаются вместе с тобой», «я хотел стать накаченным и стал ходить в спортзал»). В этих ответах проявляется глубокая саморефлексия, характерная для подростков. В целом, для подростков самым главным критерием хобби была заинтересованность, которую они сами проявляли либо им помогали люди из близкого окружения.
Большинство респондентов ежедневно занимаются любимым делом. Остальные ребята занимаются либо при наличии свободного времени, либо в определенные дни. Некоторые редко посвящают свое время увлечениям, но таких респондентов немного.
Немаловажную роль в жизни подростков играет мнение близкого окружения. Семья как главный социальный институт для школьника очень сильно влияет на мировоззрение, на формирование личности. И таким образом, одобрение или не одобрение семьей различных видов деятельности, хобби будет сказываться на подростке.
Интернет в жизни подростков
И, наконец, был исследован интернет в жизни подростка. В целях исследования было необходимо узнать, является ли интернет значимой частью жизни школьника.
Как показало исследование, 55% респондентов считают, что интернет значим для них, причем так как девочки, так и мальчики («да, зачастую», «да, но могла бы и обойтись без него», «да, я привык к нему и отказаться трудно»), 8% не считают его значимой частью («не значим, интернет способствует деградации»), а 37% не смогли определиться («не значим, но нужен», «и да, и нет»).
Далее были изучены цели использования интернета.
Большинство подростков используют интернет для поиска знаний (42%) («поиск нужной информации», «просто узнать новости», «в познавательных целях», «для интересов», «в целях развития»). Для 43% подростков интернет важен для общения («общение с людьми, которые далеко», «общение с друзьями», «соц.сети»). Четверть респондентов отметили, что интернет им необходим для поиска информации, касающейся учебы, подготовки к экзаменам, занятиям. 15% школьников писали, что через интернет они слушают музыку, смотрят видео, играют в игры.
Для исследования было необходимо изучить, сколько времени тратят подростки в социальных сетях.
Большинство из ответивших, написали, что часто заходят в социальные сети (85%, «в течение дня», «очень много времени», «каждый день», «часа 3-4»). Другие заходят не часто (15%, «по разному», «меньше часа», «редко», «1-2 часа»).
Таким образом, круг интересов современных подростков широк. Они проводят свой досуг, общаясь друг с другом, слушают музыку, много времени проводят за компьютером.
Заключение
Увлечения являются хорошими показателями саморазвития школьников. Несмотря на развитую развлекательную индустрию, подростки увлекаются различными хобби, которым посвящают свое время каждый день. Рисование, игра на музыкальных инструментах, саморазвитие, спорт – малый перечень увлечений, которые указали подростки. Поддержка и одобрение родными выбранного хобби позитивно влияет на заинтересованность и стремление достичь результатов.
Интернет благоприятствует обучению старшеклассников, общению с друзьями и отдыху, что является очень важным в жизни подростков.
В данной работе нам удалось изучить интересы российских подростков. В дальнейшем мы планируем провести исследование вопроса «Чем занимаются подростки Великобритании в свободное время».
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1999
2. В мире подростка / Под ред. Г.Н. Филонова. — М., 1989
3. Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. — 1975. — №1
4. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980
5. Краковский А.П. О подростках. — М., 1970
6. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. — М., 2002
7. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 2004
Приложение №1
Анкета «Интересы и увлечения современных подростков»
1. Укажите свой возраст. Мне _______лет, класс________
2. Укажите свой пол. _______
3. Как ты занимаешься в школе?
учусь отлично
учусь хорошо
учусь удовлетворительно
4.Считаешь ли ты себя общительным человеком?
уровень моей общительности высокий, у меня много друзей
уровень моей общительности средний
уровень моей общительности низкий, предпочитаю одиночество
5. Что вам больше всего нравится делать в свободное время?
читать книги
смотреть телевизор
смотреть видео
встречаться с друзьями
слушать музыку
заниматься спортом
играть в компьютерные игры
другое ____________________
6. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?
боевики
триллеры
детективы
комедии
мелодрамы
другие_______________
7. Какие телепередачи вам больше всего нравятся?
политические обзоры
спортивные программы
музыкальные передачи
телесериалы
кинофильмы
телеигры
другое _________
8. Какая музыка вам больше всего нравится?
классический рок
тяжелый рок
поп-музыка
рэп
классическая музыка
другое_______________
9.Что вы обычно читаете в свободное время ?поэзию
фантастику
романы
научно-популярную литературу
газеты
журналы
другое __________
10. Какие проблемы вас больше всего волнуют?
учеба
выбор профессии
отношения с одноклассниками
отношения с родителями
отношения с противоположным полом
отношения с учителями
здоровье
другое______________
Какие дополнительные занятия, кружки, секции, творческие объединения ты посещаешь в свободное время?
Является ли интернет значимой частью вашей жизни?
да
не
не могу определить
Цели использования интернета:
поиск информации
узнать новости
общение
игры, музыка, видео
Сколько времени вы тратите в социальных сетях?
в течение дня
очень много
каждый день
3-4 часа в день
Школьная конференция как метод стимулирования познавательной активности младших школьников
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Лущик Марина Александровна
Организация: МБОУ №14
Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск
Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии».
В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования.
Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская и проектная деятельность младших школьников, порою представленная реферативно. Ведь младшие школьники не решают пока научных проблем, в своих исследованиях они ищут ответ на детские «почему».
Итогом работы учащихся является проведение школьной конференции.
И для педагогов одной из форм осуществления ранее сказанного является организация в школе ежегодной учебной конференции.
Конференция (лат. собрание в одно место) — собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.
Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы.
Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. А вот проведение конференций в младшей школе явление молодое, связано оно именно с появлением стандартов.
В Хабаровске этому направлению уделяется достаточное внимание на протяжении последнего десятилетия: проводится конкурс «Мое первое исследование», в НПК учащихся города включена секция по робототехнике для учащихся 2-4 классов, есть опыт проведения краеведческой конференции для младших школьников.
В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Ученическая конференция — комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). Это необязательно внеклассное мероприятие. В форме конференции может быть проведен урок по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие.
Пользуясь этим знанием, можно определить функцию ученической конференции в начальной школе:
- Организация и проведение ученической конференции является эффективной формой профессионального роста учителя (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов).
- Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, создается атмосфера сотворчества.
- Конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников.
- После конференции появляются новые интересные идеи.
- Конференция дает детям возможность предъявить результат своей деятельности публично.
- Конференция способствует развитию навыков публичного выступления.
- Конференция позволяет ребятам воспитывать личностные качества — умение быть убедительным, высказывать свое мнение
- Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию.
- Подготовка к конференции улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
- Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей, ярко представленная на конференции, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как современного учебного заведения.
Таким образом, конференция выгодна всем – ученикам, педагогам, администрации.
Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, ученическая конференция является перспективной формой организации учебного процесса. Основная особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Конференция в начальной школе проходит в виде ролевой игры, где ученики-участники конференции играют роли молодых ученых, а педагоги – профессоров, ученики-слушатели могут играть разные роли, например, быть простыми обывателями, критиками или оппонентами.
Не стоит забывать и о работе со слушателями. Ведь не только докладчики, но и слушатели становятся участниками конференции, также приобретая значимый опыт. Ведущему необходимо организовать работу «с залом».
После каждого выступления классу предложить обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Желательно, чтобы в процессе прослушивания сообщений слушатели записывали темы, основные положения. Это способствует повышению внимания к докладу.
Повышению внимания способствует также постановка докладчиком 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.
Слушатели перед началом конференции получают карточку, где должны указать фамилию ученика, который, с их точки зрения, сделал самое интересное сообщение. Таким образом, определяем лучшего докладчика.
Для первого опыта проведения конференций важно привлечь школьников и поощрить их за работу. Итоги можно подвести по номинациям:
- «Актуальность и практическая значимость работы»
- «Исследовательский характер работы»
- «Культура оформления работы»
- «Логичность изложения материала»
- «Приз зрительских симпатий»
- «Логика изложения материала»
- «Самая оригинальная работа»
Следовательно, и ученическая конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Поэтому и требования к ее содержанию и форме проведения не могут точно копировать “взрослую” конференцию, однако могут быть организованы по ее типу, с соблюдением этапов.
Подготовительный этап. Технически организация любого мероприятия начинается с подготовки, когда нужно определить:зачем мы проводим мероприятие? зачем люди принимают в нем участие? какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы? Ответив на эти вопросы, следует разработать концепцию конференции и спланировать мероприятие. Составляя план важно определить следующие моменты:
- формулирование целей и задач мероприятия для участников;
- определение даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;
- согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;
- учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);
- составление календарного плана подготовки конференции;
- составление сценария мероприятия.
Основной этап. Накануне конференции необходимо проверить подготовку (оформление места проведения, работоспособность оборудования, организация аудитории, сбор необходимой документации, такой как протокол, лист регистрации, папка участника).
Важным этапом конференции является пленарное заседание – наиболее представительная часть конференции, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Пленарное заседание открывает и заканчивает работу секций.
На секции выносятся доклады, объединенные определенной тематикой. От руководителя секции зависит, как будет проходить обсуждение работ. Его задача – выступать в качестве организатора общения. Руководитель вовлекает в диалог докладчика и слушателей, формируя тем самым важные коммуникативные навыки, выполняя важную функцию обучения участников. Его позиция должна быть неизменно доброжелательной. В то же время на него возлагается задача соблюдать регламент выступлений.
Выставка. На выставке могут быть представлены программы работы секций методические разработки и рекомендации учителей, также материалы ученических исследований, сопутствующие конференции мероприятия (конкурсы, анкетирование).
Рефлексия — этап на котором, участники конференции высказывают свое отношение к мероприятию, происходит обсуждение с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения.
Анализа и оценки качества конференции. После завершения работы конференции необходим анализ мероприятия, учет всех его сильных и слабых сторон, который проводится по следующим позициям:
- Статистический анализ состава участников.
- Фотоотчет о мероприятии.
- Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения.
- Подготовка наградных материалов.
- Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия (“разбор полетов”).
- Издание сборника материалов конференции.
В заключении следует оценить конференцию по следующим критериям:
- Мотивационный: непосредственный интерес, проявляемый в ходе конференции; активность участия во всех программных мероприятиях конференции; положительная обратная связь. Определить значение показателей можно, анализируя отзывы, анкеты, применяя метод наблюдения.
- Деятельностный: владение навыками публичного выступления, навыками проектной и (или) исследовательской работы. Для определения эффективности показателей в секции работает жюри.
- Когнитивный: качество выполненной работы с точки зрения исследования, а также уровень самостоятельности работы. Анализ докладов учащихся раскрывает этот критерий.
- Методический: взаимодействие взрослой и детской аудитории, уровень подготовки и проведения конференции. Здесь также анализируются анкеты обратной связи (с педагогами, детьми), наблюдение, анализ программы конференции.
Вместе с тем, существует ряд проблем, возникающих при организации и проведении ученических конференций: неопределенность статуса ученической конференции, непонятность требований, отсутствие общепринятых взглядов на характер ученических работ, отсутствие нормативно-правового обеспечения конференции.
Чтобы эти проблемы сузить, следует определить особенности школьной конференции:
- Школьные конференции предполагают организацию поисковой познавательной деятельности школьников, поэтому они привлекают, как правило, наиболее одаренных, творческих учащихся.
- В теме конференции и ее содержании должен присутствовать проблемный подход
- Конференции с должна отвечать на вопросы, которые возникают перед учащимися в повседневной жизни.
- В подготовке докладов к конференции учащиеся должны использовать исследовательские методы обучения: исследовать объект (карту, предмет), чтобы определить его содержание, изучить научную литературу (детские энциклопедии, специальные издания для детей), провести практическое исследование (опыт, разработать проект).
- Конференция может быть организована по нескольким секциям.
- Участие в конференции должно быть с согласия ребенка.
Конференция школьников – это возможность для ученика, и для учителя раскрыть себя, расширить свои знания и получить опыт личностного общения, а для педагога также и дополнительная возможность стимуляции познавательной активности учащихся.
- Терещенко Е.В. Ученическая конференция как перспективное средство развития познавательной активности младших школьников — http://festival.1september.ru/articles/634863/
- Осичкина Л.А. Школьная учебная конференция повышает эффективность урока – http://festival.1september.ru/articles/611131/
- Мазакова С.И., Старикова О.В. Проведение научно-практической конференции в начальной школе (из опыта работы) — http://festival.1september.ru/articles/505488/
- Черненко Т.В. Школьная естественнонаучная конференция в гимназии как одна из форм работы учителя по новым стандартам (опыт работы) — http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/4630-2014-02-11-12-46-50.html