Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Старец сампсон

02.05.2020 by admin

Содержание

  • До сих пор не утихают споры по поводу святости и грехов графа Эдуарда Сиверса, чей отец был личным советником и другом императора Николая II. В 1950-х годах под именем Симеон он служил в православных приходах Мордовии.
    • За
    • Против
    • Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс)
  • Дополнительные записи

До сих пор не утихают споры по поводу святости и грехов графа Эдуарда Сиверса, чей отец был личным советником и другом императора Николая II. В 1950-х годах под именем Симеон он служил в православных приходах Мордовии.

Иеросхимонах Сампсон (Эдуард Сиверс) в 1950-х годах служил в православных приходах Мордовии. Бывший граф и узник Соловецкого лагеря приобрел среди местных жителей немало духовных чад, которые верили в его святость и называли «огненным проповедником». В то же время даже среди верующих у священнослужителя были недоброжелатели. По их мнению, Сампсон являлся «псевдостарцем» и вел «порочную жизнь». Споры о иерос­химонахе, житие которого наполнено множеством необъяснимых и чудесных событий, не утихают даже спустя 35 лет после его смерти. Судьбу загадочной личности пыталась выяснить ОЛЬГА ПЛАТОНОВА.

В 1998 году почитатели старца подали прошение о его канонизации в московскую епархиальную комиссию, которую возглавлял игумен Дамаскин (Орловский). Но спустя несколько месяцев рассмотрение вопроса отложили, а чуть позже книги о Сампсоне исчезли из церковных лавок. «Когда стали выяснять достоверность его биографии, оказалось, что многие факты не имеют документального подтверждения, — рассказывает доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства МГУ им. Огарева Сергей Бахмустов. — В связи с этим синодальная комиссия разослала запросы во все епархии, где старец служил. Пришло официальное письмо и в Саранск. Но что мы могли о нем сказать? Лишь перечислить, в каких приходах служил. Дать объективную оценку его жизни невозможно. Везде у Сампсона были последователи, преданность которых доходила до фанатизма. Они слагали о батюшке множество легенд, некоторые вошли в его биографию. Мало того, оказалось, что двухтомник с житием старца, выпущенный к его столетию, не получил благословления Патриарха Алексия II, как об этом заявляли составители… Правда утонула в фантазиях духовных чад Сампсона, поэтому отделить зерна от плевел оказалось невозможно».

Одним из авторов жития иерос­химонаха стала его келейница Титиана Молчанова, чью семью во время Великой Отечественной войны эвакуировали из Ленинграда в Мордовию. Здесь позже она познакомилась с выдающимся священнослужителем. «Проповеди у батюшки были очень сильные, — рассказывала Молчанова после смерти духовника. — Кто его слышал, от Церкви уже не отходил. Его слова люди воспринимали как закон!»

В 1957 году Сампсон был вынужден покинуть Мордовию. Молчанова вместе с братом и сестрами последовала за ним, как, впрочем, и многие другие духовные дети. Сопровождали в странствиях и, наконец, остались в Москве. Сейчас они дежурят и читают молитвы в часовне, установленной на могиле иеро­монаха на Николо-Архангельском кладбище. Сюда приезжают люди из разных уголков страны. Выстояв в большой очереди, ставят свечки, оставляют записочки с просьбами к батюшке.

За

В 1917 году уход юного графа Эдуарда Сиверса в монахи стал для высшего петербургского общества настоящим шоком. Еще бы! Его отец — высокопоставленный военный, личный советник и друг императора Николая II. Мать слыла первой лондонской красавицей и ревностной протестанткой. В 12-летнем возрасте Эдуард тайно от родителей стал общаться с последователями св. Иоанна Кронштадтского. Спустя 7 лет, будучи студентом Петроградской медицинской академии, крестился в православие и через несколько месяцев был пострижен в рясофор с именем Александр в Псковском Савва-Крыпецком монастыре. По одной версии, в 1919 году его арестовали чекисты и приговорили к расстрелу. Пуля попала в плечо и раздробила сустав. Из ямы с трупами в бессознательном состоянии его вытащили другие монахи, переодели в красноармейскую шинель и отправили в Петроград к матери. По другой версии, Эдуард Сиверс служил в Красной армии, был членом ВКП(б) и ранение получил в бою. После выздоровления вышел из партии по религиозным соображениям. «Очевидно в этой истории только то, что в военный госпиталь молодой граф попал благодаря ходатайству старого друга семьи Михаила Фрунзе, — говорит Сергей Бахмустов. — Неизвестно, насколько серьезным оказалось ранение и понадобилось ли хирургическое вмешательство. Травмы Сампсона должно было подтвердить посмертное медицинское освидетельствование, но этот документ не обнаружен. Поэтому невозможно доказать достоверность физических мучений, которые пришлось испытать батюшке».
По версии последователей, после лечения в Петрограде Сиверс перебрался в Тихвинский монастырь, где познакомился с архимандритом Алексием (Симанским), который впоследствии стал Патриархом всея Руси. В 1921 году инок Александр принял монашество с именем Симеон и перешел в Александро-Невскую лавру на должность казначея. Через 7 лет он подвергся аресту за отказ выдать сотрудникам ОГПУ ключи от кладовых монастыря. Сиверса поместили в «трамвай». Так называли узкую камеру, в которой заключенные стояли, прижавшись друг к другу, не имея возможности пошевелиться. Испытание длилось три недели. Узники умирали, но Симеон выдержал пытку, сохранив в тайне место хранения ключей. В феврале 1932 года последовал очередной арест. За контрреволюционную деятельность монаха осудили на 3 года и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Там тюремщики подвесили батюшку за ребро на крюк. Сняли еще живого и бросили в подвал на съедение крысам. Граф Сиверс чудесным образом снова выжил…

После освобождения в 1934-м отбывал ссылку в Борисоглебске. Спустя два года за его спиной снова захлопнулась дверь камеры. На этот раз Симеон провел в неволе 9 лет. В 1941 году его перевели в лагерь немецких военнопленных в Баку. Бывшему студенту медицинской академии поручили выяснить причины массовой смертности среди них. «Довольно странное обстоятельство, если учесть, что Сиверс не был большим специалистом в медицине, — говорит Сергей Бахмустов. — Этот факт заставляет предположить, что монаха интересовали не медицинские проблемы…» Из Баку священнослужителя направили в тюремный лазарет в Киргизии, где с ним произошло очередное чудо. В мае 1944 года он проезжал на ишаке по берегу арыка, упал в воду и захлебнулся.

Когда иеромонаха несли на кладбище, он неожиданно ожил! «Воскресшего» этапировали в лагерь на Дальнем Востоке, откуда он в 1945 году бежал. Через Киргизию и Узбекистан добрался до Пензы, где его принял епископ Кирилл. «Возникает вопрос: как беглецу удалось проехать через всю страну и остаться незамеченным органами внутренних дел?» — удивляется Бахмустов. Духовные чада объясняют этот факт «Божией милостью»…

До 1949 года иеромонах неоднократно подвергался арестам и, наконец, снова вернулся в Пензу. Затем владыка определил его в молитвенный дом Рузаевки. «Спустя некоторое время город железнодорожников был взбудоражен чрезвычайным происшествием — отец Симеон обратил в православие коммуниста с 45-летним стажем, — продолжает Бахмустов. — Только вот никто не знает, кто был этот партийный работник, пожелавший креститься. Очередная загадка… Чтобы уберечь батюшку, епископ Кирилл перевел его в приход Перхляя». Из этого мордовского села вышли особо преданные последователи священнослужителя, некоторые сопровождали его до конца жизни. Те, кто не смог покинуть родной дом, хранили фотографии Сиверса и передавали легенды о нем следующим поколениям.

«Прихожанки многое мне рассказывали о Симеоне, — говорит насельник Макаровского Иоанно-Богословского монастыря иеромонах Лука (Лапицкий), который служил в Перхляе в 1996–2009 годах. — По их словам, батюшка вел себя очень осторожно. Совершал только требные службы, так как церковь тогда использовали в качестве склада зерна и удобрений. Он ходил по домам, крестил детей. Был очень вежливым и интеллигентным. Дворянское воспитание в нем выдавали грамотная речь и особая стать. Ему приходило огромное количество писем и посылок от духовных чад — преимущественно из Ленинграда. Адресату передавали их тайно. В восстановленной Свято-Введенской церкви в память о батюшке до сих пор хранится его фотография».

В Перхляе Симеон пробыл недолго. Через несколько месяцев архиерей перевел его во вновь открывшийся Иоанно-Богословский храм в селе Макаровка. Здесь иеромонаху выдали паспорт. О необыкновенном проповеднике вскоре узнали в разных уголках республики и за ее пределами. К нему ехали многочисленные верующие. Через 5 лет, чтобы избежать излишнего ажиотажа, священника перевели в приход рузаевского села Спасского. «И там местные жители отзывались о батюшке только хорошо, — продолжает иеромонах Лука. — В памяти людей навсегда остались его исповеди, службы, молитвы и прозорливость. Для меня батюшка тоже стал родным и любимым. До сих пор храню в келье его фотографию… Хочу рассказать о чудесном случае, который произошел со мной в самом начале служения. Во сне я получил наказ освятить источник возле Перхляя в честь иконы Божией Матери Всемилостивой. Решил найти изображение этого образа. Но все было безуспешно. Через год сон повторился. Но и на этот раз я не смог отыскать Всемилостивую. Еще через год услышал тот же наказ, пошел к владыке Варсонофию и попросил благословения на освящение источника. Получив одобрение, собрал бабушек из своего прихода и отправился к роднику. Как только начал читать молебен, под ногами загудела земля. Вместо тонкой струйки из трубы хлынул целый поток ключевой воды! Позже я прочитал книгу о графе Сиверсе и узнал, что он почитал икону Божией Матери Всемилостивой…»

В начале 1957 года иеромонаха Симеона вынудили покинуть Мордовию. Он отправился в Астрахань, затем в Сталинград и, наконец, оказался в Псково-Печерском монастыре. Последние 17 лет прожил в Москве и Подмосковье. Фактически создал в своем загородном доме тайный монастырь. Старца нередко навещали духовные чада из Макаровки, Перхляя, Рузавки и Спасского. В 1966 году он принял схиму с именем Сампсон, а в 1979-м отошел в мир иной.

Против

Некоторые исследователи сомневаются в дворянском происхождении иеросхимонаха Сампсона. Утверждают, что он родился в семье прапорщика запаса и канцелярского работника. «Это надумано, — уверен Сергей Бахмустов. — Документально подтверждено, что он — сын графа Эспера Сиверса, начальника штаба генерала Рузского. К тому же я читал его письмо в Пензенскую епархию. Почерк филигранный! Видно, что в детстве с ним занимался учитель чистописания. Позволить себе такого наставника могли только дворяне. У Сиверса было много недругов, враждебные чувства которых по отношению к нему передаются следующим поколениям. Столь сильное неприятие, может быть, объяснятся тем, что иеросхимонах Сампсон был фигурой пламенной и жесткой. Позволял себе резкие высказывания в адрес и светской, и духовной власти. Кроме того, некоторые другие старцы относились к нему настороженно и не принимали за своего…» Противники Сиверса упорно распространяют сведения о его духовной фальши. Приводят письменное заявление священника, которое он написал во время ареста в 1936 году. Согласно этому документу, священник добровольно сложил с себя «звание и профессию служителя религиозного культа». Также Сиверсу приписывают порочные связи с «духовными дочерьми», среди которых было немало «экзальтированных женщин и девиц». Большой скандал вызвало письмо интимного характера, которое якобы в 1958 году иеромонах отправил в Саранск на имя Анны Козолуповой с ложным обратным адресом. Не найдя адресата в Мордовии, конверт вернулся в Сталинград. Почтовики его вскрыли и обнаружили, что письмо принадлежит духовному лицу. «Для использования в целях антирелигиозной пропаганды» его передали в редакцию местной газеты. Журналисты сделали вывод, что послание составил именно Симеон… «Люди судили о нем по внешней суровости и замкнутости, — уверен иеромонах Лука. — Но внутри он был добрым и светлым. Не исключаю, что батюшка, как любой человек, допускал ошибки, но святость не в этом. Она заключается в проповедовании Христа, а Сампсон искренне служил Богу».

«Бесспорно, Сиверс был уникальной личностью, — заключает краевед Сергей Бахмустов. — Жизнь его была непроста, хотя, думаю, не столь драматична, как описывают последователи. Полемика вокруг этой личности идет чрезвычайно острая. Мнения о Сампсоне расходятся даже в среде священства и монашества. Очищение его биографии от мифических наслоений — задача трудная, но выполнимая. Когда-нибудь мы обязательно узнаем всю правду о суровом графе Эдуарде Сиверсе…»

«Твой авва и духовник И.С.» — так подписывал старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) письма своим многочисленным духовным чадам. Их было у него очень много. После его смерти 24 августа 1979 года известность старца стала расти еще больше, особенно после того как появился двухтомник к его 100-летию «Старец иеросхимонах Сампсон» (он родился в 1898 году), сейчас уже вышедший и вторым изданием. В первом томе – жизнеописание, беседы и поучения, во втором – его письма к духовным чадам. У избранника Божия иеросхимонаха Сампсона был редкий дар духовного рассуждения, дар проповеди, дар ведения сокровенных глубин человеческой души.
Иеросхимонах Сампсон в последние годы жил в Москве и похоронен на московском кладбище. Перед поездкой в Москву я думала о том, что, даст Бог, и я попаду к батюшке. И вот уже в Москве с моей близкой знакомой Марией мы едем на улицу Ивана Бабушкина, в квартиру, где жил иеросхимонах Сампсон в три последние года своей жизни. Обычная московская пятиэтажка, квартира на первом этаже. Дверь нам открывает Татиана Викторовна Молчанова, духовное чадо и келейница старца. Именно она готовит рукописи для книг о старце иеросхимонахе Сампсоне. В длинной цветастой юбке, в цветном хлопчатобумажном платке, худенькая, легкая, стремительная, словно не имеющая возраста, она ведет нас в комнату — келью старца Сампсона. Молитвенный угол с многими иконами, икона на столе, покрытом белой скатертью, вся комната завешана и уставлена большими фотографиями батюшки, он словно нас встречает. Здесь он отошел ко Господу. Разговаривать не хочется, втроем вместе молимся. А уже потом завязалась беседа.
…В свое время для высшего петербургского общества стал шоком уход юного графа Сиверса (из графского рода, происходящего из Дании), в монахи. Его отец – высокопоставленный военный — был личным советником и другом Императора Николая II. Дед – профессор Академии художеств. Прапрадед был министром иностранных дел при Екатерине II. Мать была первой красавицей Лондона, окончила консерваторию, в Петербурге давала уроки Шаляпину. Одна знакомая писала о ней: «У Анны Васильевны есть сын-красавец, предмет ее глубокой скорби и постоянных тревог, так как, несмотря на свои блестящие способности и красоту, он неожиданно ушел в монахи». Православие он открыл для себя милостию Божией в 12 лет. 1917 и 1918 год батюшка провел в обители Саввы Крыпецкого. Там его арестовала бригада латышей, по внешнему виду заподозрили, что он из дворянского рода, и повели на расстрел. Монахи вытащили батюшку из груды мертвецов, переодели в красноармейскую шинель и повезли в Питер к матери. Старчество у батюшки проявилось в Александро-Невской Лавре, ему не было и 25-ти лет, когда он начал духовничество. Он окормлял очень многих глубоких, истинных христиан… В 1928 году Лавру закрыли, а монахов отправили на Соловки. В 34-м году батюшку освободили, а в 36-м вновь арестовали, чтобы покончить с ним навсегда. Но после 44-дневной голодовки, которую он объявил, обвинение было с него снято, ему разрешили работать главврачом в тюрьме. В 44-м году он бежал и прошел 11 тысяч километров из Сибири только благодаря Иисусовой молитве и «Всемилостивой» (эту молитву ко Пресвятой Богородице ему перед самым арестом в видении сообщил Преподобный Серафим Саровский). Потом было служение в Мордовии, Волгограде, на проповеди к батюшке приходили тысячи людей, его называли «огненный проповедник». Потом новые гонения, Псково-Печерская обитель. И везде у батюшки появлялось много духовных чад, Последние годы он прожил в Москве за штатом, непрестанно окормляя своих духовных чад. В поминальном синодике батюшки – перечень всех Митрополитов и Патриархов всероссийских, начиная от 988 года (времени Крещения Руси), Царей (всего 109) и самых разных людей.
— Татиана Викторовна, как вы собираете материал для книг о батюшке?
— Духовные чада батюшки приносят свои воспоминания на его могилку, там постоянно дежурят наши знакомые. Получаем много писем о нем, так собрали большой двухтомник, книги «Твой авва и духовник И.С.», «Дневник», «Воспоминания», скоро выходят «Чудеса». Соберем новый материал — и выпускаем книги.
— Как давно вы знаете батюшку?
— Мы его знаем с 50-х годов, с Мордовии. Мы сами питерцы, были эвакуированы в Мордовию в Великую Отечественную войну, и с тех пор его знаем, вся наша семья (у нас четыре сестры и один брат-священник). Когда батюшка попал в Псково-Печерскую обитель, он благословил нашу семью переехать туда. Многие его чада тоже переезжали в Печоры, он там пять лет жил, и они рядом с ним. А потом Святейший Патриарх Алексий I предложил ему уйти за штат, чтобы больше не было на него гонений со стороны властей, потому что гонения были на него очень большие. Те времена хрущевские были тяжелые, церкви начали вновь закрывать. Проповеди у батюшки были очень сильные. Кто слышал его слова, уже от Церкви не отходил. У него настолько сильный дух, что человек как бы впитывал его слова и для него становилось законом то, что батюшка говорил. Батюшка пошел за штат, вызвал в Москву своих основных духовных чад, и семнадцать последних лет он жил в Москве. И всегда у него был народ, это замечали соседи, и он переезжал с квартиры на квартиру. Тогда Москва была маленькая. 12 лет отдыхал летом в Малаховке на даче. Его духовные чада, которые приехали с Украины, сказали: «Что ж вы все время переезжаете, мы вам купим дом». И купили ему дом на ближайшей станции от Москвы. Но он и полгода там не прожил, дом сгорел, и он переехал к нам. Сказал: «Монах частную собственность не должен иметь».
— Расскажите о его последних годах: как он молился, как с вами общался.
— Как он молился, мы не видели. Мы спали, а он молился. Видели только, как он принимал людей: каждый день к нему очередь была. Его любовь к людям безмерна. Но, конечно, когда шла к нему на исповедь, дрожь забирала, грань между тобой и ним была очень большая. У него дух очень сильный. То, что не можешь ты сказать, он досказывал. Этот его дух настолько отрезвлял. Батюшка очень чувствовал человека, и после его исповеди такая легкость была, тебя ничего не тяготило, и целую неделю ты находился в ореоле того, что он тебе говорил. Исповедывались мы ему еженедельно, приходили с записанными грехами. И потом уже осторожно относились к тем ошибкам, которые делаешь в течение дня. Писали ему почти каждый день, ответы получали. Эти вопросы и ответы мы потом выписывали в общую тетрадь, чтобы оставалось на всю жизнь. В правило обязательно входило чтение духовных книг с выписками. После прочтенного предлагалось прочитать то, что мы выписали. Эти выписки помогали как бы вновь прочитать книгу. Он учил, чтобы всегда в нас сохранялась память смертная. После исповеди часто говорил: «А что бы тебе помешало пройти мытарства в случае внезапной смерти?» Его учение отпечаталось в нас навсегда. Он очень смотрел, чтобы язык был целомудренным. Не только какого-нибудь скверного, а и нецеломудренного слова чтобы мы не произносили. Он говорил: «У нас община древнехристианская», приучал нас к любви, жертвенности. Батюшка определил многих своих духовных чад в монастыри, многие сейчас игумении, иеромонахи, протоиереи. У его учеников тоже много духовных чад, мы общаемся с ними. А вот послушайте, как рассказывает о батюшке человек, который встречался с ним только раз в жизни.

И матушка Татиана поставила нам видиокассету, где о встрече с батюшкой рассказывает женщина по имени Лариса:
«Один мой знакомый привел меня к батюшке примерно за три месяца до его блаженной кончины. Мы пришли, и когда я ждала батюшку у входа в коридоре, он вышел и поразил меня своим видом: высокий рост, стройность и исходящая от него благодать, духовная радость. Мне стало как-то и страшно, и одновременно очень радостно. Он сказал мне: «Чем я могу вам служить?» После этих слов я вообще вся растаяла, потому что кто я есть и кто он – и такой человек хочет мне послужить. Затем мы прошли в комнату, он усадил меня рядом с собой и началась исповедь. Он мне начал рассказывать всю мою жизнь и называл мои грехи, помогал мне исповедаться, потому что я исповедаться не умела и до сих пор не умею, конечно, как нужно, а тогда тем более. Он мне помогал, вытаскивал из меня очень тяжелые грехи, которые я без его помощи, без помощи Божией назвать бы не смогла. Я ему очень благодарна и Бога благодарю за то, что Он мне послал такого необыкновенного старца в начале моего духовного пути. Исповедь длилась довольно долго, как мне показалось, часа два. Его присутствие я до сих пор ощущаю, как будто это было только сегодня или вчера. Вначале, когда я вошла, у меня был такой трепет, страх. Затем мне стало хорошо, легко, я все время ощущала его любовь, и любовь Божию ко мне, недостойной. Он дал мне советы, которые мне очень помогли в жизни. Велел мне записывать свои грехи ежедневно. Он мне сказал, что я к нему еще приду. И когда я вышла от него, у меня была такая легкость, такая радость, какие я никогда в жизни не испытывала. Я никак не могла отойти от его дома, долгое время ходила около дома, боясь, что если я отойду, то не будет такой радости, все исчезнет. Прошло несколько месяцев, нам позвонили и сказали, что батюшка умер. Меня не было в Москве, но я успела, приехала и присутствовала на его отпевании и погребении. Потом поехали домой его поминать. Он сказал: «Придешь ко мне еще», — я и пришла к нему попрощаться».
В комнату батюшки зашла сестра Татианы Викторовны Вера Викторовна Молчанова, которая тоже живет в этой квартире. Познакомившись, мы начали расспрашивать и ее о том, какие наставления батюшки она особенно запомнила.
— Однажды он мне сказал: «Если ты когда–нибудь будешь иметь какие-то поношения, ущемления твоей чести, то знай, что это бывает с людьми, которые говорили плохое про родителей». Мы были еще молодые, шла борьба за нас от всяких проявлений лукавства, неточностей. Приучал нас к правде. Говорил, что если в какой-то день ты не молился, чтобы Господь тебя сподобил христианской кончины, — считай, что день потерян. Когда сильные нападения вражьи бывают или ссора произойдет, советовал убегать от этого обстоятельства, не давать волю своим чувствам. Если помыслы осаждают, наперекор кричи: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!», — чтобы эти помыслы мы не принимали. Борьба шла с помыслами. Все время нам объяснял, что как есть гигиена и чистота комнаты, так и должна быть чистота души, чистота помыслов, желаний. Чистота души дает радость и ликование. Кроме чистоты, ничто не даст ликование. Он говорил: посмотри, какие старушки бывают простые, непосредственные, открытые, они никогда чужого не возьмут. Эти задатки детской души должен человек сохранить.
— Как батюшка переехал к вам?
— Он к нам прибыл уже больным. У него дом сгорел, там была авария с газом, он чудом остался жив. Это случилось в 3 часа ночи, а у него ночевал священник из Риги, и он его вывел. Батюшка сказал: «Поехали к Молчановым, переночуем». А приехали сюда, он почувствовал, что у него очень плохо со здоровьем. И сказал, что, видимо, Господь его спас таким образом. Так получилось, что там почему-то никто не замечал, что у него очень плохое здоровье. Мы эту комнату отдали в его распоряжение. Он принимал народ, уже боли, конечно, испытывал, но все равно у него день очень насыщенный был, человек по двадцать он принимал. Сейчас к старости начинаешь особенно удивляться тому, что никто не ощущал его возраст. Он всегда был веселый, очень подвижный, с юмором. Он говорил, что себя надо «жать и зажимать», и сам делал это очень искусно. Когда встал вопрос, что ему надо больницу покинуть, вдруг он заявляет, что никуда не поедет: «Я не могу быть людям в обузу». Было много уговоров, что он никому не в обузу. Он до последнего дня принимал народ, нас всех несколько раз ночью собирал, говорил, как нам дальше жить. Он скончался от отека легких в полном сознании.Он боялся лишь милиции, потому что знал, что он умрет от удушья, думал, что на него нападут и его лишат жизни. Перед смертью здесь оказался священник по имени Александр, он его причастил, батюшка попросил свой постригальный крест и зажженную свечу. Священник тут же стал читать после Благодарственных молитв Канон молебный при разлучении души от тела, и буквально на третьей песне батюшка сделал три глубоких вздоха – и успокоился. Ни одной судороги, ни клокотания в горле – только три вздоха. Это было 24 августа 1979 года, примерно в 16.30.
На отпевании в храме Николы в Кузнецах было полно народу, много было протоиереев, семинаристов.
Первое время он часто снился, оповестил, что у него мощи: «Не бойся туда идти, посмотри, как я усох». А сейчас часто бывает сильное благоухание на его могиле.
В Мордовии две женщины – его духовные чада — сподобились необыкновенной кончины. Они жили строго по указанному батюшкой, в церкви стояли – головы не поднимали, много слез проливали. Одна из них двух своих сыновей водила к батюшке. Один из ее сыновей, Игорь, очень полюбил батюшку, и когда приезжал к батюшке в Москву, всегда его уговаривал сфотографироваться для него на память. Вот откуда у нас так много снимков батюшки.
Над постелью старца у стены, противоположной окну, находится изображение Спасителя, которое называется «Искушение дьяволом». Когда батюшку привезли из больницы, он сказал: «Поставьте передо мною моего Судью, пусть Он на меня смотрит, какой я есть». Перед этим изображением Спасителя он скончался.
На следующий день мы с Марией поехали к батюшке на кладбище. Он похоронен на Николо-Архангельском кладбище, участок 33-А. Проезд от метро «Выхино» на автобусе 706 или от метро «Щелковская» — автобус 760. Был пасмурный будний день, небо все заволокло белой пеленой облаков. Кладбище было почти пустынным, и мы довольно долго шли по дороге вглубь его. Сосновый лес становился гуще и как-то веселее, словно оберегая под своими кронами и между корней нашедших здесь вечный покой. Очень скоро со стенда на дороге на нас глянули внимательные и живые батюшкины глаза. Фотографии иеросхимонаха Сампсона с выдержками из его высказываний указывали, что мы на правильном пути. Через какое-то время мы на повороте увидели еще один стенд, посвященный батюшке. Текст гласил: «Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали. Он был духовником советских академиков Павлова, Филатова, Карпинского. Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном, уникальны». И цитата из писем батюшки: «Кто дорожит именем раб Божий, тот самый свободный человек в мире. В нем он нашел свободу от всех земных мелочей и земных уз, в которых бился человек так называемый «свободный». Тут же его молитва «Всемилостивая».К могилке батюшки пролегла народная тропа. И вот мы у цели. Синяя часовенка с высоким крестом на луковке обтянута полиэтиленом – от снега. Тонкие рябины среди сосен тянут к часовне свои ветви, украшенные гроздьями красных ягод. В часовенку – очередь, внутри помещается не больше двух человек. Да и люди приезжают сюда издалека не на минуту. Вот и мы с Марией, дождавшись своей очереди, ставим свечки, кладем земные поклоны, целуем крест, пишем записки о упокоении – их прочитает священник на ближайшей панихиде, пишем записочки с просьбами к дорогому батюшке о себе и своих близких и кладем в специальные для этого ящички, освящаем на могилке конфеты. Молодая женщина Галина, которая сегодня дежурит в часовне, дает нам земельку с его могилы. Уходя, замечаю на стене часовенки записку: «16-го февраля – день тезоименитства в монашество иеромонаха Симеона в честь святого Симеона Богоприимца. Батюшка Сампсон приглашает всех на праздник к себе на могилку».
Я расспрашиваю Галину о ее послушании в часовне. Часовня построена три года назад. Их четверо – она, Анна, еще Галина и Евгения. Все где-то работают, кроме одной, поэтому дежурят по очереди, Рядом с батюшкой в часовне похоронен иерей Виктор Аданичкин, духовное чадо старца Сампсона (старец благословил его на священнический путь). Иерей Виктор умер раньше старца — в 1974 году, и батюшка завещал похоронить себя рядом с ним. Одна женщина рассказывала, что приехала на могилку к старцу и заплутала, полтора часа ходила, измученная взмолилась батюшке, и вдруг увидела два огонечка, один побольше, другой поменьше, пошла на них и пришла сюда. Она поняла сердцем, что большой огонечек – старец Сампсон, а поменьше – иерей Виктор. Люди идут сюда постоянно, едут из Санкт-Петербурга, Благовещенска, Волгограда, Нижнего Новгорода, с Кавказа, Ставрополья, Украины, летом приезжали из Чехословакии. К старцу притекают с различными скорбями, становятся на колени, припадают к могилке и высказывают все, что на сердце. Говорят, что если задать вопрос и тихонечко постоять на коленках у могилы, старец даст ответ. Люди уходят от его могилки с успокоенной душой. Приходят сюда с различными просьбами, а если просьба исполняется, идут к батюшке на могилку с благодарностью, пишут свидетельства исцелений, их очень много собрано. Например, не так давно приходила молодая женщина, акушер по специальности, у нее была опухоль молочной железы, к операции уже все было подготовлено. Она пришла на могилу старца примерно за две недели до операции, приходила неоднократно. Когда она пошла на операцию, оказалась, что опухоль исчезла и операция стала не нужна, это засвидетельствовано медицинскими документами. Сюда часто приходят одержимые, а крест на могилке старца – чудотворный, и злая сила, которая в человеке находится, его боится. Галина сама видела, как женщина верующая, певчая в храме, хочет приложиться к кресту и не может, стоит под наклоном в 60 градусов, какая-то сила не дает ей приложиться к кресту. И цветов на могилке боится нечистая сила. А был еще такой случай. Галина возвращалась вечером с могилки, идет впереди женщина одержимая, которая кричала на могилке. Перед самыми воротами она вдруг опять как закричит грубым мужским голосом: «А, Сампсон, ты нас провожаешь!» Галине открылось, что батюшка всех принимает и всех провожает до самого выхода. 10 июля — день рождения батюшки и одновременно день странноприимца Сампсона, имя которого он носит в схиме. 24-го августа – день упокоения батюшки. Народу здесь в эти летние дни – море, просто не передать словами, особенно на день памяти. С рассвета идут, дежурные уходили прошлым летом уже около 12-ти часов ночи, а люди еще оставались. Чтобы подойти к старцу, надо стоять несколько часов – такая была очередь. Панихиды служатся с раннего утра и до позднего вечера, священники приезжают из разных областей, из Троице-Сергиевой Лавры обязательно приезжают с певчими и служат панихиды, приезжают с Афона священники, очень почитают старца Сампсона на Афоне.

На снимке на стенде батюшка стоит рядом с цветущей яблоней, в руке держит кулич и крашеные яички, как бы провожая уходящих от него приведенными на стенде его словами: «Знайте, что большего счастья нет, чем быть Православным. Если бы я умер, а потом вновь ожил, и меня бы спросили, кем бы ты хотел быть, я бы опять ответил: непременно монахом, непременно русским Православным священником и непременно схимником. Высшего блага и высшей награды на земле от Бога человек не имеет».
г. Москва – г. Самара
На фото: Иеросхимонах Сампсон (Сиверс); Иконописное изображение Спасителя, перед которым скончался иеросхимонах Сампсон; Часовня на Николо-Архангельском кладбище г. Москвы над могилами иеросхимонаха Сампсона и иерея Виктора Аданичкина, духовного чада старца; Крест на могиле иеросхимонаха Сампсона, сколько он слышал слез и просьб. Людмила Белкина 14.02.2003
Не зарастает народная тропа к могилке истинно народного, московского старца Сампсона Сиверса на Николо-Архангельском кладбище. Старое и самое большое закрытое ныне кладбище в Европе не заброшено, и там всегда много людей в осенне-летний период, несмотря на то, что доехать туда долго и муторно. Большинство ищут исцеления от мучающих болячек, и огромное число зажигающих свечки на его могилке просят старца ходатайствовать на небесах, чтобы обрести собственный угол, выплатить ипотеку, помочь в судах с жилплощадью. Испортил москвичей квартирный вопрос. Сейчас и в СССР тоже собственная квартира была если не роскошью, то гарантией стабильности и признаком состоявшегося взрослого человека. Смог ты заработать на собственный угол, или до пенсии проживаешь с родителями и никакая жена-дети не идут в твой шалаш вить гнездо, простите за каламбур.
Сампсон Сиверс истинно московский иеросхимонах, несмотря на то, что родился не в Москве. Он сам удивительным образом проходит по краешку рядом с нашей семьей, нигде видимо не пересекаясь, но почему-то всегда мы его вспоминаем и иногда говорим про него. Он воспринимается, как свой, вешняковский. Рядом с молигкой отца Сампсона находится погост моих предков — прабабушка, дедушка, бабушка. Когда они были еще живы, в 70-х годах, старец служил в старой церкви в Вешняках, туда же ходила моя прабабушка и бабушка. Церковь либо не закрывалась, или была открыта в брежневские времена, когда гонения на верующих были уже в прошлом, верующие вполне спокойно ходили в храм на тогдашней окраине Москвы. Советская власть не давала ему прописки, маялся батюшка по квартирам друзей и в итоге обрел покой на даче друзей в Малаховке. Только здесь на него не писали жалоб и доносов, никому не мешали многочисленные друзья и посетители. Здесь он нашел покой на склоне лет, хотя так и не обрел постоянной прописки. Именно поэтому на могилу старца Сампсона ездят люди, измученные борьбой с государством за квадратные метры, бедолаги, выгнанные родичами с квартиры, мечтающие о собственом жилье москвичи и не только. Удивительно, как похож участок, где долго жил старец Сампсон на дачу, которую получил в конце 80-х мой дед. Старый двухэтажный дом был поделен для проживания двух семей. Всегда щемит сердце, когда смотрю на эту фотографию. Помню подобные вековые сосны и ворота такие же. А вдруг? Но, конечно, вряд ли…

Самое удивительное то, что старец Сампсон необъяснимым образом влияет на жизнь тех, кто его знал, и даже просто слышал рассказы о нем, до наших дней. Я смотрю на фото старца Сампсона, с портрета он сурово смотрит на меня. Эту фотографию привезла моя бабушка, они в изобилии продаются на Николо-Архангельском кладбище в одной свечной лавке, что стоит рядом с его могилкой на развилке

Комиссия по канонизации наткнулась на некие препятствия и не реализовала просьбу почитателей отца Сампсона причислить старца к лику святых. Это никак не мешает народному почитанию и вполне реальным свидетельствам моих ближайших знакомых. Они говорят о необычайных явлениях, настоящих чудесах и пугающих моментах связанных с отцом Сампсоном.
«Я буду стоять за крестом, будете приходить на могилку, я буду видеть кто ко мне приходит» — то ли о ком-то из святых, то ли о себе говорил отец Сампсон на одном старом видео. «Я видел старца Сампсона, такой взгляд у него пронзительный, неприятный, я когда из Малаховки ездил он на платформе стоял. Высокий такой, в черном» — уверяет меня мой отец. «Да как ты мог видеть его? Мы стали ездить в Малаховку в 89 году, а отец Сампсон умер за десять лет до этого, в 1979 году.». Мы даже чуть не поругались из-за того, видел папа старца, или не видел. Вот и думай теперь, верить, или не верить собственному отцу? Кого он видел? В самом ли деле явился в Малаховке после своей кончины отец Сампсон, или похожий на него седой длинноволосый высокий худой священник сурово смотрел, стоя на платформе в ожидании электрички на Москву?
«Мы все боялись его, молодые иереи подходили под благословение, он молча стоял в алтаре, служил редко. Когда подходил к нему — испытывал робость.Меня только рукоположили тогда и я начинал служить в Вешняках. Когда старец стоял в алтаре все также благоговейно молчали.» — рассказывает настоятель одного из московских храмов, ныне почтенный протоиерей отец Алексий Ч., крестивший меня в отрочестве. Объяснить, почему он боялся старца, батюшка так и не смог, но то, что старец Сампсон в храме одним своим присутствием устанавливал тишину, а в алтаре никто не смел зубоскалить — непреложный факт. Под взглядом старца большинство людей испытывали непонятное беспокойство, трепет и даже страх.
«Я видел его в 70-х, если он приходил на службу в храм, стоял всегда в черном подряснике, у стены, или в углу. Высокий, длинный и худой, как палка. Служил редко, болел.» — так неполиткорректно, но очень исчерпывающе описал внешность старца дядя Коля, ныне отец Николай, пожилой иерей из глубинки. Эти истории не единственные, слышанные мной. Одна старая дева рассказала мне, как ездила со своим родственником на кладбище, и он не смог подойти к могиле старца, хотя и хотел — вроде здоровый мужик вдруг оказался бесноватым, страшно дергался. Истории, как не могут семь здоровых мужиков подвести к могиле старца одного чахлого мужичка, или субтильную даму — уже хрестоматийные. Вы и сами, если поедете туда, сможете насмотреться (если «повезет») на такие вещи.
Моя знакомая не пропускает ни одной памятной даты, всегда ездит на кладбище к старцу три раза в год. Она же рассказала историю, как на кладбище рабочие, чтоб им не скучно было, включили не то магнитофон, не то радио. Увещевания собравшихся помолиться на могилке старца были безуспешны. Гости из ближнего зарубежья не собирались проникаться благоговением к почитаемому покойнику и выключать свой музон. Однако кто-то из них вдруг увидел вдалеке за могилками фигуру в черном, она стремительно приближалась к месту, где ковырялись рабочие и даже как будто не шла, а быстро-быстро плыла между деревьев. Инфернальный страх заставил рабочих побросать все и уносить ноги, хотя ничего вроде страшного не происходило. На следующий день вся бригада дружно уволилась, хотя с этой хлебной должности мало кто уходит самостоятельно. Верить, или нет? Дело ваше.
Как отец Сампсон будущему батюшке невесту пообещал: «История такая. Я из неверующей семьи, ну как вроде как и крещеные, но время такое было в храм конечно не ходили. Крестили меня в 11 лет, это отдельная история, и вот я стал очень интересоваться, меня тянуло в церковь. У нас были соседи, две сестры, одна Мария (сейчас её нет в живых), другая Надежда. Они постоянно ходили в храм, как их тогда называли — богомольные. Заметили они и меня в церкви, на весь район было 2 храма, так что все друг-друга знали конечно. И Вот стали мне рассказывать о вере. Потом стали приглашать в гости, а у бабы Маши и святой угол, и вся стена в фотографиях батюшки Сампсона. Вот я от них и узнал, кто он такой. Они часто ездили к нему в Москву. У Надежды был сын и дочь, впрочем и сейчас есть. Так вот дочь Наталью они брали с собой часто к батюшке и, как-то батюшка говорит им: «Наташу я замуж не отдам». Прошло много времени, Наталья все же вышла замуж, но жизнь не сложилась никак. Так вот до сих пор одна. Я стал своими словами молиться о.Сампсону, каждый вечер. Просил просто:» Батюшка Сампсон помоги мне своими молитвами и предстательством в том-то и том-то…», ну вот в общем какя-то детская молитва, но все же, как ни странно всегда прошения мои были услышаны. Я подростал, в государстве началась «перестройка», я уже не прогуливая уроков ходил в храм, родители уже не были против и я начал алтарничать во вновь открывшемся храме. Я парень был, ну может не скромно, но как есть, застенчивый, и подруг у меня не было, да и целью не ставил с кем-то вот познакомиться и за ручку ходить.

Все же время шло, я заканчивал школу и предстоял выбор, я очень хотел в семинарию, мама настаивала на медицинском. Это вообще отдельная история. Так вот я начал задумываться, что если стать священником, нужно принимать монашество, или жениться. Я начал просить теперь каждый вечер батюшку, указать мне мой путь. Вот молился я, просил, ну какое-то время. Помню было лето. Я спал дома и проснувшись утром посмотрел на часы, помню время на часах было без 5-ти 9-ть. И вот тут я не могу сказать закрывал я глаза или нет, но меня кто-то коснулся плеча я посмотрел….. Стоит батюшка в схиме (как на фото, на тот момент у меня уже была фотография). Я вот это чувство и испуга и трепета и сейчас помню. Факт — я перекрестился. А батюшка смотрит на меня и так пальчиком грозит, и говорит:»Спрашивал? Больше говорить не буду, её зовут Галина.» В тот же момент все пропало я вскочил с постели. Время было без 3-х минут 9-ть. И вот с того момента я начал перебирать, Галина, одноклассниц с таким именем нет, знакомых нет, че та я напутал наверно и продолжал просить батюшки. Маловерный. Прошло несколько месяцев, в нашем храме был Престольный праздник вмц.Екатерины (7декабря). На клиросе пели две сестры-близняшки, они старше меня 13 лет, и как-то мы с ними сдружились давно и по святым местам ездили, и друг про друга знали почти все. Самое интересное, я никогда не знал, что у них есть младшая сестра на Украине. Так вот приехала эта сестра к ним в гости и как раз на праздник. Пришли они в храм…. и я с первого взгляда влюбился, подошел познакомился. А зовут её — Галина. Так начали дружить, переписываться. Дружили, общались 5 лет. Она потом рассказывала, что тоже с первого взгляда влюбилась, плакала зачем приехала, меня увидела, она с подругой в монастырь собиралась. Вобщем я поступил в семинарию, на втором курсе женился. Ни она, ни я в монастырь не пошли. Сейчас уже 13 лет служу, растим с Галей 3-х дочек и до сих пор каждый вечер молюсь нашему батюшке. Его же молитвами Господь да помилует и всех нас. Ну вот такая у меня чудесная история, может кому-то покажется банальным…. А впрочем всем по вере.» — пишет иерей Олег О.

Еще более мистические рассказы можно прочитать у некоторых почитателей старца. Многие из них даже не знали кто такой отец Сампсон, пока не столкнулись случайно с информацией о нем: «Хочу рассказать вам случай. У меня был муж он умер, у нас был свои ломбард. Как-то вечером ко мне подбегает парень, я не испугалась открыла дверь. По виду понимала только освободился, или сидел. Говорит: «Девушка, дайте мне все полумесяц, что угодно только не крест». Меня как осенило, спрашиваю «что случилось? Ты веришь в Бога?». Он сказал: «Верю, но пока сидел там в тюрьме мне Бог не помогал» и всякую ерунду, а я ему и говорю: «И где же вера твоя, парень, нет веры у тебя. Хоть ты полумесяц, хоть что на себя повесишь, не поможет.» Поговорила полчаса с ним, понимала, денег нет у него, сняла с витрины самый большой крест серебряный, водичкой святой освятила и говорю ему: «Вот крест — ты отказываешься от него, или ты его берешь и идешь в жизнь не унывая, или ты парень пропадешь». Ему было лет 40 может. Он почитает когда нибудь. Я — та девушка из Новогиреево. К чему все это — я каждый год еду к батюшке на кладбище на день рожденья, на день кончины. Мне нравится там быть. Немного неприятно, что там прямо на месте вымаливают бесноватых и в этой тишине бывает страшно. Как вы думаете, через 4 года на молебен к старцу Самсону попала. Смотрю — поет мужчина так красиво, поднимаю глаза и вижу стоит тот мужчина которому я крест одела и от души поет. На нем виден тот самый крест. Подходить не стала, улыбнулась старцу и Слава Богу за все, и за все что делают для нас святые Божие угодники. Вот такие чудеса. Дом я получила в дар по молитвам старца, просила ближе к Москве. Верите и по вере вашей все воздастся — не зря было сказано .»
«Мой любимый батюшка (Сампсон — прим.ред). В 2005 году мне приснился сон, стоит передо мной гроб и я заглядываю в нему, думая «кто умрет?». Перед гробом явился батюшка, убрав его сказал: «Этого не будет!». Моя дочь с зятем на машине падают с обрыва семь метров на острый камень. Машина разбивается вдребезги, а дети остаются без одной царапины! Люди говорили им: благодарите Бога! После аварии зять принял православие, покрестился. Слава Богу за все!»
«У меня старшая дочь Ксения,жила в Черкассах (Украина), приняла украинское гражданство, 10 лет прожила с мужем. Он загулял, запил, жизнь стала невыносимая, я забрала её к себе. 5 лет не могли сделать Российское гражданство. Я стала молиться, просить помощи от Бога. Снится мне старичок с белыми длинными волосами, говорит: «Едь в Ростов» и я прснулась, бужу Ксюху, поехали, сами не знаем куда, но в Ростов. Из автобуса вышли — ноги идут к зданию, где когда-то делали перевод документов с украинского языка на русский. Заходим, а там совсем уже гостиница «Интурист», швейцара спрашиваем: «где же сейчас делают переводы?». Оказывается рядом. Заходим, очереди нет, сделали перевод быстро и едем домой. Вдруг дочка говорит: «Мама, давай зайдём в магазин», выходим на остановке в Ростове из автобуса, прямо напротив православной лавки. Заходим, и в глаза сразу большая книга красная. И старичёк на фотографии, который мне приснился. Сразу покупаю, оказывается 2-х томник иеросхимонаха Сампсона, я такого и не знала. Домой приезжаем, открываю первый том и сразу 44-я страница, читаю, что иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс), жил в Мордовии и не мог сделать гражданство, над ним издевались, но потом какой-то, не помню кто, помог ему. А у меня всё это время была какая-то благодать, лёгкость, пока я это читала. Потом всё пошло как по маслу, из кабинета в кабинет , нас везде принимали и быстро сделали паспорт. Вот такое чудо было в моей жизни. Извини, что я выговорилась. Целую. Мы так долго не могли сделать гражданство, нас гоняли из кабинета в кабинет, по замкнутому кругу, а тут такое чудо, так быстро всё оформили, в каждом кабинете нам выдавали нужный документ и объясняли, какие документы ещё нужны. Я благодарю Иеросхимонаха Сампсона за помощь.»
Возможно, у истории про старца Сампсона будет продолжение. Всех с праздником! Tags: РПЦ, православие, старец Сампсон Сиверс, старинное фото

Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс)

Акафист в формате pdf в формате doc

Родился 27 июня (10 июля н.с.) 1898 г., день престлвления 11 августа (24 августа н.с.) 1979 г.
Прошедший путем христианских подвигов, — начиная с Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря (под Псковом), откуда он был взят на расстрел и чудом выжил, — он был келейником отца Серафима Вырицкого в Александро-Невской Лавре. Далее — Соловки, лагеря, гонения, истязания, мытарства, болезни, страдания, нужды и печали — они только укрепляли веру, упование и молитву исповедника и молитвенника за землю Русскую и народ наш. Он, испытав на себе все муки, истязания и искушения, возрос до Богообщения, Боговедения и дерзновения о предстательстве за нас и по преставлении своем не оставляет всех притекающих к нему.
К могилке Старца и с молитвами к нему обращаемся мы в бедах, скорбях, гонениях, — семейных и прочих нестроениях, — в материальных затруднениях и всяческих лишениях, — с просьбой о крова обретении, — в странствиях и путешествиях покровительстве, — в воспитании чад помощи и — в вере православной укреплении. — Злблудших к истине обращении, -пастырей восставлении и укреплении, — расколов, раздоров и нестроений искоренении, — от преследователей и гонителей избавлении и их вразумлении. — Душевных болезней и беснования врачевании, — от наветов злых человек спасении, — об оставленных врачами — попечении, — от недугов и Болезней неисцельных излечения.
Батюшка похоронен на Николо-Архангельском кладбище, участок 33-А. Проезд от метро «Выхино» — авт.706, маршрутное такси 706; от метро «Щелковская» — авт. 760 до ост. «2-ой Московский крематорий».

Дополнительные записи

  • Сценарий сказки аленький цветочекСценарий сказки аленький цветочек
  • Лори из ходячихЛори из ходячих
  • Отзывы матрона МосковскаяОтзывы матрона Московская
  • Галкин Максим в детствеГалкин Максим в детстве

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes