Соколова микитова улетают журавли
СодержаниеКомплексная работа «Улетают журавли»Занятие 6. Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»Ход занятияДополнительные записи [ Комплексная работа «Улетают журавли» Комплексная работа для 1 класса Прочитай текст Улетают журавли В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружили они над родным болотом, над рекой и потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города …
Содержание
[
Комплексная работа «Улетают журавли»
Комплексная работа для 1 класса
Прочитай текст
Улетают журавли
В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружили они над родным болотом, над рекой и потянулись в дальние теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились они на отдых.
Чуть брезжит над рекой ранняя зорька. Журавли поднимаются с болота. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет и перемениться в осеннем лесу. С высокого ясного неба мы услышим прощальные голоса журавлей. До свидания, журавли! До радостной встречи весны!
И. Соколов — Микитов
Выполни задания
-
Отметьте, в какое время года происходит действие в рассказе
— весна
— лето
— осень
— зима
2. Вставьте пропущенное слово. Покружили они над родным болотом, ____________________________ и потянулись в дальние теплые страны.
3. Отметьте, где журавли остановились на отдых.
— на краю болота
— в шумном городе
— в заповеднике
— на реке
4. Выпишите восклицательное предложение
5. Слово журавли разделите на слоги и для переноса.
6. Выберите группу слов, в которой нет ошибок.
— залотые, города, болота, скоро
— золотые, города, болота, скоро
— залатые, гарада, балота, скора
— золотые, горада, балота, скоро
7. На болоте остановились 10 журавлей. Улетели 3 журавля. Сколько журавлей осталось на болоте? Запиши пример, с помощью которого ты ответил на вопрос.
8. К кормушке прилетели 9 синиц. Это на 3 больше, чем снегирей. Сколько снегирей прилетело к кормушке? Запиши решение задачи.
9. Журавли летели в теплые страны 1 неделю и 3 дня. Сколько дней птицы были в пути? Запиши ответ.
10. Подчеркни красным карандашом зверей, а зеленым птиц.
Заяц, цапля. Ёж, куропатка, аист, белка, ворона, акула.
11. Отметьте, в какой строчке правильно перечислены перелетные птицы.
— аист, цапля, журавль
— аист, воробей, голубь
— снегирь, цапля, ворона
— утка, дятел, сорока
12. Запиши приметы осени, используя слова для справок.
Температура _________________________________________________________________
Осадки ______________________________________________________________________
Природные явления ____________________________________________________________
Слова для справок: град, дождь, повышается, снег, листопад, понижается.
Повышенный уровень сложности
13. Установи последовательность событий, происходящих в рассказе.
-
Птицы остановились на отдых
-
В осенние дни журавли готовились к отлету
-
Услышим мы прощальные голоса журавлей
-
До радостной встречи весной
14. Напиши, каких птиц можно встретить зимой в наших краях. Как ты помогаешь им в зимнюю стужу?
Использован текст из книги Г. Н. Сычевой «Диктанты для 5 – 9 классов»
Пояснительная записка.
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 1 классов по итогам освоения программы за 1 класс начальной школы. Можно использовать в работе по любому УМК.
Задачи комплексной работы – установить уровень сформированности навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции.
1 – 3 задания проверяют сформированность читательских умений, навыки работы с текстом, понимание прочитанного текста.
4 – 6 задания направлены на проверку навыков освоения програмного материала по русскому языку – нахождение в тексте предложения по цели высказывания, умение делить слова на слоги, анализ написания словарных слов.
7 – 10 задания проверяют сформировнность математических умений и навыков. Проверяем умение решать задачи на нахождение неизвестной части, задачи на сравнение, записанные в косвенной форме, умение ориентироваться в величинах времени.
10 – 12 задания проверяют знания детей по окружающему миру: умение различать зверей, птиц, рыб, приводить примеры перелетных птиц, называть времена года и их признаки.
13 задание – задание повышенного уровня сложности. Проверяет умение на основе прочитанного текста устанавливать последовательность событий.
14 задание носит творческий характер и имеет практическое значение.
Задания 1 – 12 оцениваются 1 баллом за каждое. 13 – 14 задание – по 2 балла.
Максимальное количество баллов – 16 баллов.
Менее 8 б. – низкий уровень сформированности метапредметных УУД
9 – 13 б. б. – средний уровень сформированности метапредметных УУД
14 – 16 б. – высокий уровень сформированности метапредметных УУД
Занятие 6. Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
Цели:
коррекиионно-образовательная:
— обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
коррекционно-развиваюшие:
— закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
— закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
— упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
коррекиионно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к окружающей
природе и ее обитателям.
Оборудование:текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы {подбирает логопед).
Предварительная работа:чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Паршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»
— У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.
— У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.
— У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.
— У цапли длинные лапы — …
— У грача черные крылья — …
— У аиста тонкая шея — …
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
26 Конспекты занятий по развитию связной речи
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.
— Куда собрались улететь журавли?
— В какое время года птицы улетают в теплые края?
— Как собираются журавли для полета?
— Как сказать по-другому: «косяк»? … («журавлиный ключ»)
— Над чем пролетали журавли?
— Где останавливались на отдых?
— Какой был лес? (Мрачный, темный.)
— Когда журавли продолжили свой путь?
— Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
— Когда можно ждать журавлей обратно?
4.Физкультминутка. «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).
Конспекта/ занятий по развитию связной речи____________________ 27_
в. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
— Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
— Полет каких птиц был описан в рассказе?
— Как выстраиваются журавли для полета?
Занятие 7. Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Цели:
коррекиионно-обоазовательная:
— обучать детей пересказывать рассказ близко ктексту с помощью сюжетных картин;
коррекиионно-развиваюшие:
— уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
— упражнять в согласовании числительных с существительными;
— развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
коррекиионно-воспитательная:
— воспитывать и прививать интерес к художественному слову.
Оборудование:текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4—7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).
Предварительная работа:чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка; «Грибы в лукошке».
28 Конспекты занятий по развитию связной речи
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2.Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.
— Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
— Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
— Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
— Как вы оцениваете их поступки?
— Кто больше насобирал грибов?
— Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
— Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
— Что увидела мама в ее корзинке?
— Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111—112).
Конспекты занятий по развитию связной речи____________________ 29
4.Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,… семь боровиков и т.д.»
5.Физкильтминитка, «По грибы».
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Боровик нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
Мы идем искать опять. (В. Волина) | Наклоны вперед, руки касаются носков. |
в Повторное чтение с истановкой на пересказ. |
Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
Ход занятия
1 Прослушайте стихотворение.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
-О ком это стихотворение?
. 2 Организационный момент. Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.
У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.
У цапли длинные лапы —.
У грача черные крылья —.
У аиста тонкая шея —.
3 Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною! И. Соколов-Микитов
4. Чтение рассказа с последующим обсуждением (Куда собрались улететь журавли?
В какое время года птицы улетают в теплые края?
Как собираются журавли для полета?
Как сказать по—другому: «косяк»?. («журавлиный ключ»)
Над чем пролетали журавли?
Где останавливались на отдых?
Какой был лес? (Мрачный, темный.)
Когда журавли продолжили свой путь?
Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
Когда можно ждать журавлей обратно?
5. Физкультминутка. «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку,
С утра поет кукушка: Ку—ку! Ку—ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
У леса на опушке, Высоко на суку,
С утра поет кукушка: Ку—ку! Ку—ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
У леса на опушке, Высоко на суку,
С утра поет кукушка: Ку—ку! Ку—ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Повторное чтение текста и пересказ путем договаривания предложений на основе текста рассказа.
-Я начну читать предложения, а вы назовите последнее слово.
В последние золотые осенние дни собирались к отлету …
Готовясь в далекий путь, покружили они над родным …
Собравшись в стройные косяки, полетели журавли в теплые…
Через леса, через поля летят …
В глухом лесу, остановились журавли на …
Еще до рассвета собрались журавли в дальнюю …
С высокого ясного неба слышен их прощальный …
До свидания…
Журавли
-Болотом
-Страны
-Журавли
-Отдых
-Дорогу
-Крик
-Журавли
Итог занятия.
Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
Полёт каких птиц был описан в рассказе?
Как выстраиваются журавли для полета?
— Журавли! Журавли! — громко кричали мы, радуясь прилету весенних гостей.
Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далеких теплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы после далекого пути.
Во время прилета журавлей уже оживала, теплым дыханием дышала земля. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки, цвела черемуха, над золотыми пуховками ивы гудели пчелы. Журавли летели на север к знакомым родным болотам, где каждый год они выводили и выращивали своих долгоногих птенцов.
Уже поздней осенью, когда с деревьев опадал золотой и багряный лист, журавли возвращались на юг. Они летели такими же стройными косяками, и нам казались печальными прощальные их голоса.
— Прощайте!.. Прощайте!.. — кричали нам с неба улетавшие журавли.
Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого зыбкого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы, громко кричат на болоте журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в густых кустах, я наблюдал в бинокль за журавлями. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это был весенний свадебный журавлиный праздник. Я не тревожил журавлей, готовивших свои семейные гнезда. В летние и осенние ясные дни в поисках корма журавли вылетали с болота на соседние крестьянские поля, бродили по ним вместе с деревенским стадом.
Пойманного молодого журавля очень легко приручить. Ручные журавли ходят вместе с курами и другими домашними птицами. В прежние времена таких ручных журавлей нередко держали для охраны домашних молодых птиц. Зоркий наблюдательный журавль не позволял крылатому хищнику — ястребу или вороне — убить или похитить цыпленка. Ступая на длинных своих ногах, одним глазом все время поглядывал ручной журавль в небо и, если показывалась хищная птица, издавал тревожный крик, который куры, индюшки, цыплята хорошо понимали.
Путешествуя некогда по Северу нашей страны, на лесном аэродроме, где стояли небольшие самолеты, я увидел ручного журавля. Он безбоязненно ходил по аэродрому, как бы следя за общим порядком. Иногда он улетал в лес на болото и скоро возвращался. Об этом ручном журавле мне уже приходилось однажды писать. Знакомые летчики рассказали мне, что в осенние дни, когда над аэродромом пролетали косяки журавлей, их любимец-журавль беспокоился, издавал призывный крик. Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал — поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.
ЛЕБЕДИ
Прошло много лет, когда почти каждой весною я уезжал охотиться на волховские широкие разливы. Найдя удобное местечко на каком-нибудь островке, окруженном водою, я старательно устраивал шалаш, вытаскивал из воды и прятал в кустах лодку. Выпустив подсадную утку, забирался в шалаш и терпеливо ждал добычи. Подсадная ручная утка плавала, охорашивалась и, поглядывая одним глазком ввысь, начинала призывно и страстно крякать. На ее зов откуда-то с небес, свистя крыльями, падали красавцы женихи-селезни, начинали ухаживать за коварно призывавшей их уткой. Выждав некоторое время, я осторожно высовывал из шалаша стволы ружья, прицеливался и стрелял в красавцев селезней-ухажеров. Теперь мне стыдно вспоминать об этой весенней жестокой охоте. Подсадная утка продолжала призывно крякать, а вокруг нее плавали мертвые ее женихи. Я не выходил из шалаша, пока над разливом не поднималось солнце, и утренняя охота кончалась.
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще невиданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с далекого юга на север, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили над разливом, стали садиться на воду. Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Я сидел на маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянули дальше на север. Я остался с моей подсадной уткой и уже больше ничем не интересовался.
Закрыть
На всей земле вряд ли есть птицы красивее наших северных лебедей. Весною и осенью пролетных лебедей можно видеть у берегов Финского залива под Ленинградом, где иной раз они собираются в большие стаи. Недаром одно из рыбачьих селений на берегу залива и теперь называется Лебяжьим. Над берегом моря пролегает воздушный путь птиц. В темные ночи лебеди пролетают над освещенными городами, над широкой Невою и Ладожским озером.
Некогда, уже в давние времена, путешествуя по пустынному Заонежью, где еще не было проезжих дорог, а нетронутые топором и пилою старые деревья умирали своей естественной смертью, на маленьких и больших лесных озерах я не раз любовался гнездившимися там лебедями. Вечером по узкой лесной тропинке я подходил к древней Даниловской Пустыне, где в петровские времена скрывались от гонений раскольники-староверы. Надо мной высились огромные мертвые, пропитанные смолою сосны с сухими сучьями, обломанными ветрами. Как в настоящей сказке, над самой моею головою бесшумно пролетали огромные филины с кошачьими круглыми головами. Я долго бродил по Заонежью, любуясь древними шатровыми церквушками, расписными могильными крестиками на старых кладбищах, лебяжьими чистыми озерами, встречался с людьми, помнившими старинные русские песни и сказки.
Жители Заонежья, еще сохранявшие быт и уклад старинной жизни, любовно рассказывали мне о лебедях, о привязанности их к родным озеркам, о том, что на каждом озерке живет лишь одна пара лебедей и что других лебедей на свое озерко они не пускают. Рассказывали и о супружеской верности лебедей, о том, что, если один лебедь погибнет, другой никогда его не забывает и долго печально кружит над родным озерком. Лесные жители-охотники никогда не стреляют прекрасных лебедей, считая убийство лебедя большим грехом. Рука не поднималась и у меня на красивую сказочную птицу, и за всю мою охотничью жизнь я не сделал ни одного выстрела по лебедям.
Прилет лебедей доводилось мне наблюдать и на далеком Севере — в Лапландском заповеднике, куда они прилетали в самом начале северной поздней весны. Они грациозно плавали в первых открывшихся полыньях, иногда выходили на покрытый снегом лед, теряя свою грациозность. Весною я один жил в маленьком домике на берегу озера Чуна и всякий день любовался плававшими в полынье лебедями. Сотрудники заповедника в начале лета находили гнезда лебедей, расположенные в скрытых местах на кочках и островках, окруженных водою. Открытое людьми гнездо лебеди иногда покидали. Молодые подрастающие лебеди непохожи на взрослых лебедей. Они покрыты сероватым оперением и не так грациозны.
На птичьих зимовках у Ленкорани зимою я наблюдал много лебедей, спокойно плававших по широкому птичьему заливу. В районе заповедника лебеди почти не боялись людей. Молодые, еще не совсем побелевшие лебедята жались к береговым отмелям, мешаясь с другими птицами.
На самый дальний Север, на озера полярной тундры, лебеди не долетают. Они гнездятся лишь на лесных закрытых таежных глухих озерах. Недалеко от Ленинграда, у восточной части Ладожского озера, я знал небольшое глухое лесное озерко, на котором из года в год гнездилась пара лебедей. К сожалению, эту пару убили безжалостные охотники-браконьеры, и лебедей я больше там не видел.
ЦАПЛИ
Лето мы проводили на берегу глухой и очень рыбной небольшой реки Жиздры. В старинном сосновом бору там сохранилась большая колония цапель. В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Сколько лет существовала здесь колония цапель? Наверное, еще в давние времена стали селиться в сосновом бору цапли. Под высокими соснами, на которых жили цапли, скопилось много птичьего известкового помета.