Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Слова с противоположным значением

27.08.2019 by admin

Содержание Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Слова, противоположные по значению» Ход урокаУпражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением Глаголы – синонимы, глаголы – антонимыУпражненияДополнительные записи [ Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Слова, противоположные по значению» Тип урока: интегрированный (комбинированный) Цель: познакомить учащихся со словами, противоположными по …

Содержание

  • Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Слова, противоположные по значению»
    • Ход урока
  • Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением
  • Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы
  • Упражнения
    • Дополнительные записи

[

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Слова, противоположные по значению»

Тип урока: интегрированный (комбинированный)

Цель:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению,
  • учить подбирать антонимы к данным словам;
  • развивать речь учащихся, формировать навык каллиграфического письма;
  • прививать любовь к родному языку.

Оборудование: 2 иллюстрации “Зима” и “Лето”, слова-антонимы, учебник, ТСО, карточки с заданиями №1 и №2, пословицы, обучающая программа “Учись рисуя”, звёзды с цифрами от 1 до 12 для учащихся, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся:

— Кому нравится урок обучения грамоте — похлопайте в ладоши. Если вы хотите, чтобы урок получился интересным, познавательным — кивните головой.

Что необходимо для этого?

Игра “Не скажу, а покажу”

-Мы будем на уроке думать? (Да)
-А может, будем спать? (Нет)
-Мы будем рассуждать? (Да)
-А в облаках летать? (Нет)
— Друг другу будем помогать? (Да)

— Надеюсь, вы будите активными участниками урока, а все действия, выбранные вами, реализуются.

  1. Ситуация успеха.

— Ребята, перед вами 2 иллюстрации. Посмотрите на них внимательно и найдите 3 отличия (отличия фиксируются на доске)

  • Зима – лето
  • Чёрная – белая
  • Большая – маленькая

— Что обозначают эти слова? Какие это слова по отношению друг к другу? Знаете ли вы, как они называются?

  1. Ситуация разрыва. Введение нового понятия.

Слова, которые вы выделили, называются антонимы. (Название вывешивается на доске)

— Это слово произошло от греческих слов анти – против и онима – имя. Таким образом, антонимы – это слова противоположные по смыслу. Можете ли вы привести свои примеры слов – антонимов?

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Для чего нам необходимо изучить данную тему?

  1. Первичное закрепление:
  1. Работа в тетради:
  • Каллиграфическая минутка: Ая Бю Вэ … …

— Определите закономерность, которой я следовала, записывая сочетания букв. Сравните буквы в паре, что вы замечаете? Для чего служат заглавные буквы? Продолжите данную запись ещё двумя сочетаниями. (Гь Ды )

  • Словарная работа. (Звучит отрывок из песни кота Леопольда)

— Прослушайте отрывок из известной детской песни, вспомните имя героя мультфильма и выделите среди слов текста антонимы.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот плохо.

— Как имя героя, исполнявшего эту песню? Какие слова – антонимы вы услышали? Почему это антонимы?
— Написание нового словарного слова “хорошо” вы видите на доске и сможете найти в орфографическом словарике, так же как и многие другие словарные слова.
— На какую орфограмму в этом слове надо обратить внимание? (-оро-)
— Составьте устно предложения с новым словом.

  • Письмо с образца.

— Найдите на столе карточку № 1. Прочитайте и перепишите данное предложение с образца в тетрадь.

  • Один ум хорошо, а два лучше.
  • Как хорошо уметь читать!

— Какие предложения вы записали? Что это за предложения? Откуда эта строчка? В чём значение пословицы?
— Ребята, для чего мы выполнили эту работу? Какое противоположное по смыслу слово мы подобрали к слову хорошо?

  • Упр. № 2, стр. 134

— Найдите пару в книге из упр.№2 к словам, которые даны у вас в карточках под №2. Время выполнения задания 3 мин.

Высокий — низкий, далеко — близко, добрый — злой, сильный — слабый, тёплый — холодный, весёлый — грустный.

— Какие пары слов вы записали? Какие это слова? Почему?

  • Физминутка.

— Сегодня на уроке мы разучим новую минутку отдыха, а провести нам её поможет…

(Дети не только сопровождают стихотворение показом, но и дополняют подходящими по смыслу антонимами)

Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”

— Вы обратили внимание на то, что и минутка отдыха тоже перекликалась с темой нашего урока? Что вы заметили?

  1. Работа по учебнику стр.133.

— Ребята, слова – антонимы часто встречаются и в литературных текстах. Я предлагаю вам в этом убедиться, прослушав текст В.Коржикова “Два охотника”, который прочитает нам …

  • Чтение – образец 1 уч-ся текста “Два охотника”.
  • Беседа по содержанию:

— Поднимите руки те, кому понравился текст? Как он называется? Почему?

  • Словарная работа:

— Встретились ли в данном тексте слова, значение которых вам не известно? (Великан)
— Кого мы называем великаном? (Опора на опыт учащихся )
— Давайте узнаем значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова

1 ученик: Здесь автор объяснил значение огромного количества слов. И этот словарь всегда придёт вам на помощь в трудную минуту.

— Подберите к данному слову антоним (Карлик)

  • Воспитательный фрагмент.

— Как вы думаете, почему такие разные охотники, тем не менее, дружат между собой? Может ли повлиять рост людей на их взаимоотношения? Какой вывод мы можем сделать?

“Жужжащее” чтение текста + работа с простым карандашом

— Прочитайте текст самостоятельно, отмечая по ходу чтения встретившиеся вам антонимы.
— Какие слова – антонимы вам встретились в тексте? Фиксация противоположных по значению слов на доске и в тетради уч-ся:

  • Побольше – поменьше
  • Большой – маленькая

— Докажите, что эти слова действительно являются антонимами.

Выберите из 3-х данных пословиц ту, которая выражает главную мысль данного произведения:

  • Мал золотник да дорог.
  • Хорошее дело лучше плохого безделья.
  • Друг ценен не внешностью, а верностью.
  1. Итог урока (Работа в парах)

— Для того чтобы закрепить свои знания по данной теме, предлагаю вам поработать в парах. А поможет нам в этом обучающая программа “Учись рисуя”. Определить свою пару вы сможете, найдя среди ребят того, у кого на груди звезда с такой же цифрой, как и у вас. Время выполнения задания 3 минуты.

— Поднимите руки те, кому понравилось это задание? А теперь те, кто испытывал трудности в его выполнении?

Вывод: Какой теме мы посвятили наш сегодняшний урок? Какие пары слов в течение урока мы образовывали и выделяли на доске? Прочитайте? Что такое антонимы?

— Что понравилось вам на уроке? Что нового вы узнали?

  • Рефлексия.

— Оцените то, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, прикрепив свою звезду под одним из слов на доске “не очень хорошо”, “хорошо”, “отлично”.

Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением

Юлия Поплова
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением

Упражнение «Что лишнее?».

Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.

Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные.

Черный, синий, белый.

Добро, нежность, зло.

Бедный, денежный, богатый.

Быстро, медленно, тихо

Сладкий, горький, кислый.

Грусть, печаль, радость

Глупый, веселый, умный.

Зима, осень, лето

Сильный, храбрый, слабый.

Правда, ложь, вранье.

Упражнение «Вредный щенок».

Цель: учить детей подбирать глаголы — антонимы, понимать их значение.

Воспитатель: В одном городе живет маленький вредный щенок, он делает все наоборот. Просят его подойти — он отходит; просят принести тапки – он их прячет; скажут «повернись ко мне» — он отворачивается. Теперь представь, что бы сделал такой щенок, если бы его попросили: сесть? Принести палку? Поднять голову? Поймать мяч? бежать? лечь? лаять? (дети подбирают глаголы — антонимы)

Упражнение «Измени предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с глаголами — антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ, активизировать употребление антонимов в речи.

Воспитатель: ребята, внимательно послушайте предложения и замените действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от.

(При трудностях построения предложений воспитатель уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.)

Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.

Затем воспитатель читает предложения, а дети их изменяют:

по смыслу.

Алексей подошел к тренеру. Плот подплыл к берегу. Зайчик подпрыгнул к капусте. Ящерица подползла к мосту. Грузовая машина подъехала к магазину. Футбольный мячик подкатился к вратарю. Голубь подлетел к крыше дома. Ирина подбежала к санкам.

(Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы — антонимы и называет «маленькое слово» в обоих предложениях без ошибок).

Упражнение «Наоборот» (игра с мячом).

Цель: упражнять детей в подборе слов — антонимов, активизировать их употребление в речи.

Материал: мяч.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.

1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка

2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.

3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.

Упражнение «Сравни наоборот».

Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.

Используются слова: тверже — мягче, длиннее – короче, сильнее – слабее, длиннее – короче.

Воспитатель: сравни камень и песок. Что чего тверже? Что чего мягче?

Ребенок: Камень тверже, чем песок. Песок мягче, чем камень.

Далее дети сравнивают следующие пары:

Заяц и кошка. У кого уши длиннее? У кого уши короче?

Слон и обезьяна. Кто сильнее? Кто слабее?

Змея и ящерица. Кто длиннее? Кто короче?

Упражнение «Волшебство».

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.

Материал: два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (рваные штаны, грязные тетради, разбросанные игрушки, Вова сломал машину, грязные руки, бабушка больна) и расколдованные (Зашитые штаны, чистые тетради, собранные игрушки, Вова починил машинку, вымытые руки, бабушка здорова).

Воспитатель: Ребята, передо мной заколдованные картинки, их заколдовал злой волшебник. Давайте попробуем их расколдовать. Сделать это можно так: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной и назвать слова –»противники». Вот так: берем картинку «рваные штаны», находим расколдованную «зашитые штаны» и кладем ее сверху. Находим слова — «противники»: рваные – зашитые.

Упражнение «Продолжи за мной».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова — «неприятели».

Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.

Упражнение «Самый внимательный?»

Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.

Воспитатель: Ребята, расскажите, мне пожалуйста, какие вы знаете пословицы? (дети вспоминают знакомые пословицы). Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова. Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и быстро найдет слова — «противники».

• Ученье — свет, а неученье — тьма. (Дети находят антонимы и называют их: ученье – неученье – свет — тьма).

• Подальше положишь, поближе возьмешь.

• Нет худа без добра.

• Делу — время, а потехе -час

• Умей взять, умей и отдать!

• Глупый осудит, а умный рассудит.

• Умная ложь лучше глупой правды.

Примечание:

После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.

Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные

по смыслу глаголы.

2. закреплять знания о глаголе, как части речи.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Доброе утро всем утро!

1 слайд: Здравствуй, школа!

Здравствуй, класс!

Ты опять встречаешь нас!

— Повторите эти слова.

— Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

— Тихонько сядьте.

II. Введение в тему.

2 слайд:

— Прочитайте слова:

пробраться

проникнуть

пройти

строить

разрушать

— Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

— Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

— Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

(это глаголы близкие по смыслу).

— Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

— Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

— Совершенно верно, слова – друзья.

— Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

( Это глаголы противоположные по значению)

— Как понять «противоположные»? (наоборот)

— Верно, это слова — спорщики.

— Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

— Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

— Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

— И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд:

— Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

ссориться – драться

(Показываю на доске).

— Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV. Работа над новым материалом.

— Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).

— Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

— Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

— Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд: «Узелки на память».

6 слайд: — Прочитай Лена.

— Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

( Узелок)

— Прочитайте ещё раз и запомните.

— Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

работать передвигаться плакать

смеяться глядеть трудиться

бросить хохотать лениться

смотреть поднять

идти стоять

Проверка:

— Что такое синонимы? + пример

— А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

— Если я вам скажу: » сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

— Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

— Что такое антонимы?

— Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

— Немного отдохнём.

8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:

— Предлагаю вам «Аукцион слов».

— Что такое «аукцион»?

— Аукцион — это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

— В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

бранить ругать — хвалить

спешить бежать — стоять

сооружать строить — ломать

заступиться защитить — обидеть

вечереет темнеет — рассветает

веселиться радоваться — огорчаться

брать взять — отдать

— Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

— Подводим итоги.

10 слайд: — Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

— Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

— Молодцы.

— Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

-Труд молодит, а лень старит.

— Объясните орфограммы.

11 слайд:

— Проверьте правильное написание.

— Назовите только глаголы.

— Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).

— Докажите.

( открываю проверку)

— Что такое синонимы? + примеры

— Что такое антонимы? + примеры

— Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

— Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,

потому что:

12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

— Как понимаете смысл пословицы?

— Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

— Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

— Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

-Умнички!

Работа в группах:

Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

— Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т. е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

Задание группе «Букетик».

1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)

сломал – (?) (сделал, наладил)

2. Подчеркните глаголы – синонимы.

Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

— Замените синонимами глаголы:

Солнце село — (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

Мальчик бежит – (несётся, мчится)

Река бежит – (течёт, струится)

— Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.

Построен, сооружён, воздвигнут?

— — О каких предметах можно так сказать?

2 Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

ПРОВЕРКА!

-Что вам помогло в выполнении всех заданий?

(знание правил)

— Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

— Для чего нам они необходимы?

— Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

-Кому было интересно на уроке?

Упражнения

Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.

1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда сидят на одном месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, совсем не близко.

А высоко, не очень низко.

И как приехать, не уехав.

И съесть орех, раз нет орехов.

Никто лежать не хочет стоя.

Лить из порожнего в пустое.

Не написать на белом мелом

И не назвать безделье делом.

2. Вставьте вместо точек антонимы:

  1. … человека кормит, а … портит.
  2. … … не разумеет.
  3. … телом, да … делом.
  4. … на еду, да … на работу.
  5. … оседлали, но … поскакали.
  6. День дню рознь: нынче …, а завтра …
  7. Готовь телегу …, а сани …
  8. Один брат …, а второй …
  9. Сегодня море …, а вчера было совсем …
  10. У Алеши легкий характер: он помнит … и забывает …
  11. Ты всегда так …, почему же сегодня …?
  12. Корень учения …, зато плоды …

Ответы

Упражнение № 1: молчат — говорят; далеко — близко; высоко — низко; приехать — уехать; лежать — стоять; безделье — дело.

Упражнение № 2:

  1. Труд, лень.
  2. Сытый, голодного.
  3. Мал, велик.
  4. Здоров, хил.
  5. Рано, поздно.
  6. Тепло, мороз.
  7. Зимой, летом.
  8. Молчун, говорун.
  9. Бурное, тихое.
  10. Добро, зло.
  11. Весел, радостен.
  12. Горек, сладки.

Дополнительные записи

  • Занятие на тему мебельЗанятие на тему мебель
  • Сенсорные игры для детейСенсорные игры для детей
  • Конструирование 1 младшая группа картотекаКонструирование 1 младшая группа картотека
  • Мероприятия по толерантностиМероприятия по толерантности

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes