Сказка про этикет
СодержаниеЧто должен знать дошкольник?Речевой этикетСтоловый этикетГостевой этикетСемейный этикетПравила поведения на улицеПоведение в транспортеПравила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятииОбщие правила поведенияОбучаемся, играяРодителям на заметкуСказка об этикетеЗанятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возрастаДополнительные записи [ Что должен знать дошкольник? Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – …
Содержание
[
Что должен знать дошкольник?
Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.
Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.
Речевой этикет
Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:
- здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
- здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
- здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
- употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
- к чужим людям обращаться на «Вы»;
- не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
- извиняться, если сделал пакость;
- говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.
Столовый этикет
Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.
За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:
- кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
- во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
- кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
- не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
- не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
- жевать с закрытым ртом;
- не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
- неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
- неприлично класть локти на стол, толкаться;
- некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
- нельзя ковыряться во рту за столом;
- нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
- брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
- тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
- перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
- нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.
Гостевой этикет
В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:
- не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
- не напрашиваться на чай без приглашения;
- всегда здороваться с хозяевами дома;
- нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
- категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
- не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
- соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
- спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
- обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.
Семейный этикет
Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.
Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:
- к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
- ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
- если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
- ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
- важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.
Правила поведения на улице
Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:
- для мусора существует урна;
- запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
- неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
- нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
- нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
- запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
- нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
- двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
- не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.
Поведение в транспорте
Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:
- в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
- предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
- в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
- не кричать, не стучать по стене купе поезда;
- в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
- в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
- запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.
Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии
Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:
- не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
- прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
- если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
- не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
- не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.
Общие правила поведения
Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:
- чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
- лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
- кричать, бегать, хлопать дверями;
- грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
- кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
- кричать в общественном транспорте;
- бегать и наступать на ноги;
- шаркать ногами при ходьбе;
- жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.
Обучаемся, играя
Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.
Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:
- «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
- «Правила поведения», Э. Бомон;
- «Вежливые слова», О. Корнеева;
- «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
- «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
- «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
- «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
- «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
- «Этикет для непосед», издательство Clever;
- «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.
В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст | На что обратить внимание |
До 1 года | Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи») |
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать | |
1-3 года | Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки |
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость | |
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой | |
3-5 лет | Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя |
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки | |
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы») | |
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду | |
5-6 лет | Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом |
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы | |
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением | |
Школьный возраст | Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах |
Сказка об этикете
— Сегодня, ребята, мы постараемся с вами обобщить все, что мы знаем
об Этикете. Вы послушайте сказку и подумайте, может ли она нам
помочь овладеть правилами этикета.
Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех.
Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое,
что сделало бы меня заметным среди людей. Это поможет обрести свое лицо, свою индивидуальность».
-
Хорошо,— сказал волшебник.— А как ты хочешь прославиться: доб ром или злом?
-
Добром.
-
Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слы шал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спра шивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запоминали, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удоб но для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так кра сиво делает?», «Так привлекательно выглядит»? И услышав в ответ «Этикет»,— запомнят твое имя и тебя.
-
Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае. Я ведь не умею.
-
А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.
-
Не могу себе представить.
-
Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, стул с резной спинкой и выгнутыми ножками.
— Садись,— пригласил волшебник.
Юноша подошел к столу и попробовал сесть на этот красивый стул. Но никак не мог приспособиться к нему и, чтобы было удобнее, облокотился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос:
-
Нельзя ложиться грудью на стол — это не пляж. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям.
-
Но здесь нет соседей, — растерянно сказал юноша, оглядываясь по сторонам.
-
Но они могут быть. А в твоем путешествии будут обязательно,— ска зал требовательный голос.
И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смягчился и сказал:
— Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях раз ных государств, чтобы научить юношей сидеть за столом, вкладыва ли между туловищем и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Долго приходилось им так тренироваться, чтобы научиться красиво сидеть.
-
Что еще я должен сделать? — спросил приободренный этим разгово ром юноша.
-
Следить за своей осанкой: плечи расправить, сесть прямо, но не на пряженно, а в естественной позе.
Юноша попробовал, но у него не очень получилось.
— Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты сумеешь это усвоить, тебе можно будет двигаться дальше.
И перед юношей оказалось прямо на поляне чудесной красоты зеркало. Оно заговорило нежным голосом:
— Смотри на меня внимательно и запоминай.
Перед юношей сначала появилась прелестная женщина, она легкой походкой прошла к столу и села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти прижатыми к себе.
— Как красиво,— подумал юноша.
А девушка уже исчезла, и появился юноша. Он так же красиво и просто подошел к столу, сел. (Дети изображают зеркало и по желанию проходят и садятся за стол.)
-
Это действительно очень красиво и приятно,— воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу. Ему стало очень удобно и радостно. И тут же он увидел себя в волшебном зеркале и сам себе очень понравился.
-
Понравилось? — спросил волшебник.
-
Да, очень.
-
А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит красиво? (Дети думают, почему?)
-
Верно, молодец. Такая поза подчеркивает целесообразность, красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других. И если ты всегда будешь сле довать этим принципам, то люди обратят внимание и запомнят твое имя. Дарю тебе волшебный голос и волшебное зеркало. Они помогут тебе. И пусть тебе везде сопутствуют благородные помыслы и поступки. С этими словами напутствия и отправился юноша по имени Этикет
в путь. Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город, где царили свои обычаи и правила. Так, при входе в город стоял красиво сервированный стол, и в город мог войти только тот, кто выдерживал предложенный экзамен по сервировке стола и умению пользоваться приборами, есть предложенные кушанья.
— Здравствуйте, люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?
в Этическая грамматика. Часть I
— Добрый день, юноша,— отвечал церемониймейстер.— Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.
Представился Этикет, подошел к столу и сел так, как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.
-
Красиво и хорошо ты сидишь,— сказал церемониймейстер.— Ска жи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы положить?
-
Дети, если бы вы были на месте Этикета, какие бы вы кушанья зака зали?
-
Какими приборами вы умеете пользоваться?
Учитель дает возможность ребятам высказаться, благодаря чему получает представление о воспитанности детей и о быте их семей.
Дети пытаются продолжить сказку, используя те знания, которые у них есть. Пусть ребята попробуют назвать любимые кушанья и определить, какими приборами надо пользоваться. Можно предложить им изобразить рассказываемое в сценках или подготовить рисунки.
— На следующем занятии мы продолжим сказку об Этикете и поучим ся правильно пользоваться приборами. Хорошо? Если у кого-то бу дет желание, можно нарисовать иллюстрации к сказке.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ ОБ ЭТИКЕТЕ
Занятие можно начать с выставки детских рисунков и комментарием к ним. Хорошо, если учитель сумеет подобрать к занятию картинки, иллюстрирующие правильное поведение за столом, пользование приборами. Можно использовать диапозитивы.
— Ну, а как же повел себя Этикет в сказке? Заглянем опять в сказочный город.
Задумался Этикет, какие же блюда ему заказать. А голос шепчет: «Заказывай те, которые умеешь правильно и красиво есть, пользуясь приборами».
— Дай-ка я загляну в волшебное зеркало,— подумал Этикет.— Может быть, там я увижу и пойму, как мне надо вести себя дальше.
И тут же перед ним в зеркале появился красиво сервированный стол. Он выглядел очень аппетитно. А голос при этом внушал: «Правила поведения за столом строятся на основе разумности, гигиены и красоты. Поэтому скатерть должна быть всегда чистой». (Учитель может в процессе урока обыгрывать сказку, выбрав по желанию детей Этикета, голос, установить в классе «волшебное зеркало». В итоге по мере повествования сказки действие ее происходит и в классе.)
«Чтобы сохранить чистоту скатерти, можно пользоваться салфетками, подставками для приборов.
Наиболее употребительны за столом нож, вилка, десертная и чайная ложки».
-
А как надо есть вилкой и ножом? — шепотом спросил юноша. «Вол шебное зеркало» (дети) отвечает и показывает.
-
А когда ими нужно пользоваться? (Дети отвечают.)
И голос прошептал юноше, а в зеркале девушка и юноша продемонстрировали его ответ:
V.*
-
Когда едят котлету или мелко нарезанную пищу, нож не нужен.
-
А когда едят рыбу, нож нужен? — спросил юноша. (Дети отвечают.)
-
Рыбу ножом не едят, пользуются либо специальными приборами, либо двумя вилками, из которых одна переносит куски в рот, другая помогает отделять кости. Чаще в левой руке держат небольшой ку сочек хлеба, которым помогают отделить кости и поддевать на вилку куски рыбы. (Дети показывают.)
-
А какие главные правила сервировки стола?
-
Вся посуда ставится по прямой линии. Все должно быть под рукой. То, что потребуется раньше, стоит дальше от тарелки, такудобнее брать.
-
Нож для мяса кладется справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним — рыбный нож и закусочный (он меньше).
Слева в таком же порядке вилки.
Ложка, выпуклостью вниз, может лежать за тарелкой, ручкой вправо, или правее ножа.
-
А вы, ребята, что запомнили из этих правил?
-
Кто хочет побыть «волшебным зеркалом» и показать, как нужно поль зоваться приборами?
-
Следующее занятие у нас будет практическое, мы сможем потрени роваться в пользовании приборами и умении сервировать стол. Мы отправимся с вами в путешествие в страну Этикета, а вы попробуйте сами продолжить сказку.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА
Занятие проводится за импровизированным столом.
-
Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в страну Этикета.
-
Чем же закончилось путешествие Этикета?
Дети фантазируют, пытаясь закончить сказку. Те, кто высказывается, пытаются показать, как правильно сидеть за столом, пользоваться приборами.
С этой целью на столе должны быть хотя бы бутерброды и основные приборы.
-
Видите, какое интересное у нас получается путешествие. Подумаем вместе, чему же мы уже научились и что знаем?
-
Какие правила этикета вам известны?
Выделим некоторые из них. Для этого попытаемся поиграть в игру «Продолжи предложение».
Учитель читает предложение, а дети по желанию пытаются закончить его, высказав правила этикета.
-
Когда учитель входит в класс, дети… (встают).
-
Почему? (так они подчеркивают свое уважение к нему).
-
Когда кто-то из ребят входит в класс, он… (здоровается).
-
Почему? (он этим как бы желает всем здоровья и выражает свое доб рое отношение к ним).
-
Когда звучит приглашение к столу, то мальчик… (пропускает девоч ку вперед, отодвигает стул, освобождая ей место. Затем, когда девоч ка подходит к столу, придвигает стул).
-
За столом надо сидеть… (прямо, не облокачиваться, локти на стол не класть).
-
На столе должны лежать следующие приборы…
-
Если мешаешь ложечкой сахар в чашке, ложка не должна… (стучать о края чашки) и т.д. (на усмотрение учителя).
-
Как вы думаете, ребята, нужны ли нам эти правила?
-
Конечно, нужны. Эти правила позволяют нам красиво, просто и ра зумно оформить свое поведение.
-
А теперь пригласим каждого желающего к волшебному зеркалу, око ло которого сидел Этикет. Желающий может подойти к нему и ска зать: «Свет, мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: с этике том я дружу? Этикетом дорожу?»
-
А вы скажете, что у него получается по правилам этикета, а чему надо еще учиться. Договорились? Ну кто желает встать перед зеркалом первым?
Дети играют в эту игру, постепенно определяют наиболее существенные пробелы в этике поведения. Учитель тактично руководит игрой, старается скорректировать замечания.
Заканчивая игру, учитель подводит итоги высказанного.
-
На нашем следующем занятии мы постараемся с вами быть еще бо лее умелыми в соблюдении основных правил этикета.
-
Следующее занятие праздничное. Мы проведем Новогодний огонек за столом.
ПРОСИМ К СТОЛУ (НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК)
Занятие проводится как коллективный новогодний праздник, где учитель и приглашенные взрослые помогают детям накрыть стол по правилам этикета, а дети в своем поведении стараются закрепить усвоенные правила.
III. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ
-
Сегодня, ребята, мы с вами вновь отправимся в путешествие. Вам нравятся наши путешествия?
-
Куда мы с вами путешествовали?
-
А сегодня мы с вами отправимся в волшебную сказку, согласны?
-
Мы навестим добрых волшебников и постараемся узнать у них, по чему они добрые. Но чтобы мы могли поговорить с волшебниками, нужна фея и, конечно, добрая. Знаете ли вы такую фею?
Ребята вспоминают знакомую им фею «Здрасте», сопровождающую их в «школе вежливости». Можно предложить кому-то из ребят по желанию быть феей «Здрасте» и сопровождать класс в сказочном путешествии.
— В какую сказку мы отправимся?
Дети предлагают сказки. Фея «Здрасте» как бы вводит путешественников в ту сказку, на которой дети остановились. Ребенок, вспомнивший сказку, как бы на время превращается в ее героя — доброго волшебника. Дети рассказывают о добром волшебстве и пытаются объяснить, почему волшебник решил помочь герою.
Так можно вспомнить несколько сказок. Более подробно можно остановиться на сказке «Золушка» и «Волшебник Изумрудного города». Детям можно показать иллюстрации, попросить их описать внешность доброй феи в этих сказках, может быть, прочитать небольшой отрывок из «Волшебника Изумрудного города», где фея листает книгу мудрости.
Основное, к чему должно быть направлено внимание детей,— что значит добрый, что содержит в себе понятие доброта.
-
Почему фея помогла Золушке или Элле? (Они понимали нелегкое положение девочек, сочувствовали им и потому хотели помочь.)
-
Значит, они желали им добра, верно? А будучи волшебниками, они могли это добро им сделать, правильно?
-
Что же значит быть добрым? (Желать другому добра, видеть состоя ние другого человека и хотеть ему помочь.)
-
А будут ли добрые волшебники помогать злу, недоброму человеку?
-
Конечно нет. Ведь недобрый человек не желает другому добра, не помогает в беде. Более того, он даже способен радоваться, что друго му плохо, что он попал в беду.
-
Что же лежит в основе доброты, доброго поступка?
-
Да, желание добра другому, умение заметить, что кому-то нужна помощь, и оказать ее, т.е. расположение к человеку, уважение к нему.
-
Народная мудрость, ребята, отраженная в пословицах, поговорках, присказках, афоризмах, славит добро и доброе отношение к чело веку.
-
Подумайте над такими пословицами.
Учитель раздает листочки с половиной пословицы. Ученик читает свою часть пословицы, а другие смотрят, у кого вторая часть. Когда пословица правильно прочитана, дети задумываются над ее смыслом.
Можно взять такие пословицы.
С добрым жить хорошо. Поспешай делать добро. Доброе дело и в воде не тонет. Не устоять худу против добра. На свете не без добрых людей. Доброму добрая память.
-
Вот и народная мудрость славит доброту в человеке. Значит, добрый человек может быть немного волшебником.
-
Как вы думаете, может каждый из вас тоже быть немного волшебни ком?
-
В чем будет его волшебство? (Другому рядом с ним станет легко, просто, теплеет на душе благодаря доброму отношению, внима нию.)
-
Следовательно, чтобы немного быть волшебником, важно по-доб рому относиться к окружающим тебя людям: и дома, и на улице, и в школе, и в общественных местах. Постарайтесь подумать над этим и попробовать стать волшебником, а на следующем занятии мы по смотрим, что у вас получилось.
-
Интересным было наше путешествие?
-
Какие волшебники вам понравились?
-
Нарисуйте, если будет желание, свои иллюстрации к сказкам. На сле дующем занятии мы откроем выставку рисунков о добрых волшеб никах.
-
В заключение попробуем сформулировать с вами волшебное прави ло, которое поможет нам тоже стать волшебниками.
После того, как дети попытаются сформулировать такое правило, учитель подытоживает их формулировки: поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Ольга Третьякова
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Обучающая задача:
Совершенствовать себя как личность через общение с людьми; закрепить зна-ния об основных правилах, по которым живут люди, дать понятие что главное — правила не знать, а выполнять; способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка.
Умственная задача:
Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; раз-вивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависи-мости; подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желае-мого результата; стимулировать активность детей для решения проблемной ситуа-ции; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.
Воспитательная задача:
Формировать коммуникативные навыки; учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить согласовы-вать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем; воспи-тывать чувство взаимопомощи; учить быть честными, мужественными; формиро-вать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стой-кость перед искушениями, критическое отношение к своему «я»; умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.
Демонстрационный материал:
Символы: тучка, тучка из-за солнца, тучка с дождем. Открытки с изображени-ем некоторых государственных праздников. Рисунки волшебных предметов: шап-ки-невидимки, ковра-самолета, туфлей скороходов, меча кладенца, пера жар-птицы, волшебного клубка. Книга со сказкой О. Уайльда «Мальчик — звезда». Ри-сунки к сказке «Мальчик-звезда»: нищенка, мальчик, королева, принц. Иллюстра-ция русской избы, изображения пахаря, гончара, дружинника, ткачихи, кузнеца, охотника.
Раздаточный материал:
Пиктограммы: радость, спокойствие, грусть, удивление. Розовые сердечки; Листья для дуба мудрости. Цифры для игры «Найди пару». Листы белой и копиро-вальной бумаги, ручка. Цветы для обводки. Кольца для пирамидки. Принадлежно-сти для сервировки стола (скатерти, тарелки, столовые приборы, стаканы, чайные пары, бокалы на выбор; элементы праздничного убранства: свеча в подсвечнике, цветочки, пайетки, конфеты, корабль с пиратами, ваза с цветами.) Вазы с конфета-ми и кусочками хлеба.
Музыкальное сопровождение:
Отрывки из сказок: «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работ-нике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солда-тик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского. Русская народная музыка для танца Фоновая музыка на начало, конец занятия и во время работы с копироваль-ной бумагой и сервировки столов.
Ход занятия:
— Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Какой воздух? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Какое солнце? Солнце яркое и лу-чистое. Какое небо? Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудес-ное утро?
— Настроение это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И когда настроение похоже на (солнце) – показ воспитателя. Пиктограмма «весе-лый человек».
— А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, слов-но капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на «тучку с до-ждем». Пиктограмма «грустный человечек»
— А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И настроение похоже на «солнце из-за тучки» Пиктограмма «спокойный человек».
— Ребята, каждый из вас может почувствовать свое настроение. Давайте поиг-раем в игру «Угадай, какое настроение». Воспитатель читает ситуацию, а дети по-казывают настроение пиктограммой
— С каким настроением ты:…
Встречаешь маму;
Идешь по парку
Гладишь кошку
Упал в лужу
Рисуешь в альбоме
Идешь к зубному врачу
Разговариваешь с другом
Смотришь на испачканную одежду
Читаешь книгу
Танцуешь на празднике
Любуешься природой
Мажешь зеленкой разбитую коленку
Покупаешь мороженой?
— Ребята, наше настроение постоянно меняется от радостных или грустных событий. А вы хотели бы попасть в сказку? В этом нам могут помочь волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете? (Ковер-самолет, меч — кладенец, шапка невидимка, лампа Алладина, волшебный клубок, туфли скороходы). С по-мощью волшебного клубка мы отправимся в сказку.
Сейчас я пущу клубок, а вы будете отгадывать какое настроение было у героев сказки. Если будет веселое настроение, то вы будете хлопать в ладоши, а если грустное, то топать ногами.
Звучат музыкальные отрывки сказок «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского.
— Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Многие русские народные сказки начинаются так: «Жили-были старик со старухой. И было у них три сына». Крестьянские семьи на Руси были большими, вся семья жила в одной избе, но у каждого человека было свое занятие.
Ткачиха – ткала на ткацком станке холсты.
Гончар — изготавливал глиняную посуду.
Пахарь – пахал сохой землю
Охотник – занимался добычей зверей
Кузнец – ковал железо
Дружинник – защищал свою семью и деревню.
Русский народ был очень мудрым. Недаром говорят: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сочинил русский народ и составим пирамиду из них.
Бояться ненастья – и счастья не будет
Сердце веселиться и лицо цветет
Весело поется – весело прядется
Всякая ссора красна мировою
Гнев – плохой советчик
Кончил дело – гуляй смело
С людьми браниться – никуда не годится
Горе, не горе – лишь бы не было боле
За хлебом, солью – всякая минутка хороша
Молодцы! Не только пословицы и поговорки передают настроение человека но и музыка. Послушайте заиграла музыка. Что хочется делать? (танцевать) Давайте потанцуем.
Хорошо танцевали, а теперь давайте вспомним названия цифр от одного до десяти. А теперь поиграем в игру «Найди пару» каждый ищет себе пару и они вместе идут за стол, на котором стоит такая же цифра.
А когда у нас ещё бывает отличное настроение? На праздники. Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют знакомые праздники). Трое из ответивших детей выбирают себе пару и идут сервировать столы к праздникам: 8-е марта, день рожденья, новый год.
Вы все любите праздники. А с чем нужно ходить на праздники? (с подарками). Лучший подарок – цветы.
— У вас много друзей, с помощью чего можно быстро сделать много подарков? (с помощью копировальной бумаги)
— А для чего она нужна? (чтобы получить копию, повторить рисунок)
— Берем два листа белой бумаги. Между ними кладем лист копировальной бу-маги. Какой стороной вниз? (жирной, на ней краска). Ваша задача обвести цветок ручкой, а кто хочет дорисуйте ему стебелек и листочки. Старайтесь, чтобы рисунки были одинаковыми нельзя сдвигать листы с копиркой в другое место. Молодцы, вы справились с заданием, а теперь обменяйтесь друг с другом копиями. Теперь наши подарки готовы и мы идем в гости, посмотрим как ребята справились с заданием. Подарим им подарки.
Продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места.
Вы через год расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надол-го в вашей памяти останутся игрушки, друзья, вы будете помнить как мы вас вос-питывали, учили правилам, по которым нужно жить.
— Какие же правила вы запомнили?
— Чтобы их лучше запомнить, давайте повесим чудесные листья на дерево. Это у нас необыкновенное дерево. Это дуб мудрости.
Будь щедрым
Будь бережливым
Будь трудолюбивым
Будь аккуратным
Люби животных и растения
Будь любознательным и наблюдательным
Помогай маленьким и слабым
Уважай взрослых
Не обижай людей
Будь вежливым и гостеприимным
Будь честным
Слушай старших
— Посмотрите внимательно на дуб мудрости и запомните эти правила на всю жизнь.
— Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым. Правила нужны нам не только в детском саду, они пригодятся вам в школе, институте, когда вы будете взрослыми, станете папами и мамами, вы научите этим правилам своих детей.
Продолжим наше путешествие. Сейчас вы услышите отрывок из сказки Оска-ра Уайльда «Мальчик — звезда»
1 отрывок
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод принес его в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селе-ние пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить что женщина – нищенка его мать.
— Кому понравился мальчик – звезда? Почему?
— Кому понравилась нищенка?
— Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравиться (Дети дарят ро-зовые сердечки)
Воспитатель молча анализирует ситуацию, какие дети, какому герою подарили сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.
— Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гос-тинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень понра-вился. Мальчик – звезда угощает вас конфетами. А у бедной женщины нет денег, но она хочет угостить вас хлебом. (Дети самостоятельно берут гостинец. Они подарили сердечки тому, кто нравится и гостинец взяли у понравившегося героя).
1 вариант
— Ребята, ведь вы же подарили свои сердечки женщине нищенке, а почему же решили взять сердечки у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и вам очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.
2 вариант
— Какие вы ребята молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все же выбра-ли хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.
Вам интересно, что произошло дальше? Послушайте продолжение сказки
2 отрывок.
Но после того, как нищенка – мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедли-вым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
— Ребята, вам теперь нравиться мальчик-звезда?
У нас было условие, что гостинцы можно брать у того, кто тебе очень нравиться. Теперь, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.
— Запомните ребята:
Для всех на планете живущих существ
Я верю в закон сохраненья веществ:
Ничто не проходит бесследно…
И, значит, добро – это то вещество –
Уж если ты ближнему отдал его –
К тебе возвратится ответно.
Н. К. Доризо