Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Сказка про этикет

03.09.2019 by admin

СодержаниеЧто должен знать дошкольник?Речевой этикетСтоловый этикетГостевой этикетСемейный этикетПравила поведения на улицеПоведение в транспортеПравила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятииОбщие правила поведенияОбучаемся, играяРодителям на заметкуСказка об этикетеЗанятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возрастаДополнительные записи [ Что должен знать дошкольник? Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – …

Содержание

  • Что должен знать дошкольник?
    • Речевой этикет
    • Столовый этикет
    • Гостевой этикет
    • Семейный этикет
    • Правила поведения на улице
    • Поведение в транспорте
    • Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии
    • Общие правила поведения
  • Обучаемся, играя
  • Родителям на заметку
  • Сказка об этикете
  • Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста
    • Дополнительные записи

[

Что должен знать дошкольник?

Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.

Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

Речевой этикет

Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:

  • здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
  • здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
  • здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
  • употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
  • к чужим людям обращаться на «Вы»;
  • не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
  • извиняться, если сделал пакость;
  • говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

Столовый этикет

Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.

За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:

  • кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
  • во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
  • кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
  • не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
  • не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
  • жевать с закрытым ртом;
  • не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
  • неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
  • неприлично класть локти на стол, толкаться;
  • некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
  • нельзя ковыряться во рту за столом;
  • нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
  • брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
  • тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
  • перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
  • нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.

Гостевой этикет

В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:

  • не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
  • не напрашиваться на чай без приглашения;
  • всегда здороваться с хозяевами дома;
  • нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
  • категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
  • не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
  • соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
  • спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
  • обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

Семейный этикет

Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.

Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:

  • к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
  • ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
  • если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
  • ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
  • важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

Правила поведения на улице

Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:

  • для мусора существует урна;
  • запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
  • неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
  • нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
  • нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
  • запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
  • нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
  • двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
  • не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.

Поведение в транспорте

Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:

  • в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
  • предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
  • в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
  • не кричать, не стучать по стене купе поезда;
  • в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
  • в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
  • запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.

Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии

Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:

  • не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
  • прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
  • если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
  • не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
  • не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

Общие правила поведения

Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:

  • чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
  • лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
  • кричать, бегать, хлопать дверями;
  • грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
  • кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
  • кричать в общественном транспорте;
  • бегать и наступать на ноги;
  • шаркать ногами при ходьбе;
  • жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

Обучаемся, играя

Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.

Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:

  1. «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
  2. «Правила поведения», Э. Бомон;
  3. «Вежливые слова», О. Корнеева;
  4. «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
  5. «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
  6. «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
  7. «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
  8. «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
  9. «Этикет для непосед», издательство Clever;
  10. «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.

В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.

Родителям на заметку

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.

Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»

Возраст На что обратить внимание
До 1 года Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 года Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 лет Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 лет Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возраст Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах

Сказка об этикете

— Сегодня, ребята, мы постараемся с вами обобщить все, что мы знаем

об Этикете. Вы послушайте сказку и подумайте, может ли она нам

помочь овладеть правилами этикета.

Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех.

Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда по­шел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое,

что сделало бы меня заметным среди людей. Это поможет обрести свое лицо, свою индивидуальность».

  • Хорошо,— сказал волшебник.— А как ты хочешь прославиться: доб­ ром или злом?

  • Добром.

  • Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слы­ шал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спра­ шивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запоминали, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удоб­ но для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так кра­ сиво делает?», «Так привлекательно выглядит»? И услышав в ответ «Этикет»,— запомнят твое имя и тебя.

  • Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае. Я ведь не умею.

  • А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.

  • Не могу себе представить.

  • Давай попробуем.

Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, стул с резной спинкой и выгну­тыми ножками.

— Садись,— пригласил волшебник.

Юноша подошел к столу и попробовал сесть на этот красивый стул. Но никак не мог приспособиться к нему и, чтобы было удобнее, облоко­тился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос:

  • Нельзя ложиться грудью на стол — это не пляж. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям.

  • Но здесь нет соседей, — растерянно сказал юноша, оглядываясь по сторонам.

  • Но они могут быть. А в твоем путешествии будут обязательно,— ска­ зал требовательный голос.

И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смяг­чился и сказал:

— Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях раз­ ных государств, чтобы научить юношей сидеть за столом, вкладыва­ ли между туловищем и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Долго приходилось им так тренироваться, чтобы научиться красиво сидеть.

  • Что еще я должен сделать? — спросил приободренный этим разгово­ ром юноша.

  • Следить за своей осанкой: плечи расправить, сесть прямо, но не на­ пряженно, а в естественной позе.

Юноша попробовал, но у него не очень получилось.

— Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты сумеешь это усвоить, тебе можно будет двигаться дальше.

И перед юношей оказалось прямо на поляне чудесной красоты зер­кало. Оно заговорило нежным голосом:

— Смотри на меня внимательно и запоминай.

Перед юношей сначала появилась прелестная женщина, она легкой походкой прошла к столу и села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти прижаты­ми к себе.

— Как красиво,— подумал юноша.

А девушка уже исчезла, и появился юноша. Он так же красиво и про­сто подошел к столу, сел. (Дети изображают зеркало и по желанию про­ходят и садятся за стол.)

  • Это действительно очень красиво и приятно,— воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу. Ему стало очень удобно и радостно. И тут же он увидел себя в волшебном зеркале и сам себе очень понравился.

  • Понравилось? — спросил волшебник.

  • Да, очень.

  • А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит красиво? (Дети думают, почему?)

  • Верно, молодец. Такая поза подчеркивает целесообразность, красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других. И если ты всегда будешь сле­ довать этим принципам, то люди обратят внимание и запомнят твое имя. Дарю тебе волшебный голос и волшебное зеркало. Они помогут тебе. И пусть тебе везде сопутствуют благородные помыслы и поступки. С этими словами напутствия и отправился юноша по имени Этикет

в путь. Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невидан­ный им ранее город, где царили свои обычаи и правила. Так, при входе в город стоял красиво сервированный стол, и в город мог войти только тот, кто выдерживал предложенный экзамен по сервировке стола и уме­нию пользоваться приборами, есть предложенные кушанья.

— Здравствуйте, люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?

в Этическая грамматика. Часть I

— Добрый день, юноша,— отвечал церемониймейстер.— Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.

Представился Этикет, подошел к столу и сел так, как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.

  • Красиво и хорошо ты сидишь,— сказал церемониймейстер.— Ска­ жи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы положить?

  • Дети, если бы вы были на месте Этикета, какие бы вы кушанья зака­ зали?

  • Какими приборами вы умеете пользоваться?

Учитель дает возможность ребятам высказаться, благодаря чему по­лучает представление о воспитанности детей и о быте их семей.

Дети пытаются продолжить сказку, используя те знания, которые у них есть. Пусть ребята попробуют назвать любимые кушанья и опреде­лить, какими приборами надо пользоваться. Можно предложить им изо­бразить рассказываемое в сценках или подготовить рисунки.

— На следующем занятии мы продолжим сказку об Этикете и поучим­ ся правильно пользоваться приборами. Хорошо? Если у кого-то бу­ дет желание, можно нарисовать иллюстрации к сказке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ ОБ ЭТИКЕТЕ

Занятие можно начать с выставки детских рисунков и комментари­ем к ним. Хорошо, если учитель сумеет подобрать к занятию картинки, иллюстрирующие правильное поведение за столом, пользование при­борами. Можно использовать диапозитивы.

— Ну, а как же повел себя Этикет в сказке? Заглянем опять в сказочный город.

Задумался Этикет, какие же блюда ему заказать. А голос шепчет: «За­казывай те, которые умеешь правильно и красиво есть, пользуясь при­борами».

— Дай-ка я загляну в волшебное зеркало,— подумал Этикет.— Может быть, там я увижу и пойму, как мне надо вести себя дальше.

И тут же перед ним в зеркале появился красиво сервированный стол. Он выглядел очень аппетитно. А голос при этом внушал: «Правила поведения за столом строятся на основе разумности, ги­гиены и красоты. Поэтому скатерть должна быть всегда чистой». (Учитель может в процессе урока обыгрывать сказку, выбрав по же­ланию детей Этикета, голос, установить в классе «волшебное зерка­ло». В итоге по мере повествования сказки действие ее происходит и в классе.)

«Чтобы сохранить чистоту скатерти, можно пользоваться салфетка­ми, подставками для приборов.

Наиболее употребительны за столом нож, вилка, десертная и чайная ложки».

  • А как надо есть вилкой и ножом? — шепотом спросил юноша. «Вол­ шебное зеркало» (дети) отвечает и показывает.

  • А когда ими нужно пользоваться? (Дети отвечают.)

И голос прошептал юноше, а в зеркале девушка и юноша продемон­стрировали его ответ:

V.*

  • Когда едят котлету или мелко нарезанную пищу, нож не нужен.

  • А когда едят рыбу, нож нужен? — спросил юноша. (Дети отвечают.)

  • Рыбу ножом не едят, пользуются либо специальными приборами, либо двумя вилками, из которых одна переносит куски в рот, другая помогает отделять кости. Чаще в левой руке держат небольшой ку­ сочек хлеба, которым помогают отделить кости и поддевать на вилку куски рыбы. (Дети показывают.)

  • А какие главные правила сервировки стола?

  • Вся посуда ставится по прямой линии. Все должно быть под рукой. То, что потребуется раньше, стоит дальше от тарелки, такудобнее брать.

  • Нож для мяса кладется справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним — рыбный нож и закусочный (он меньше).

Слева в таком же порядке вилки.

Ложка, выпуклостью вниз, может лежать за тарелкой, ручкой впра­во, или правее ножа.

  • А вы, ребята, что запомнили из этих правил?

  • Кто хочет побыть «волшебным зеркалом» и показать, как нужно поль­ зоваться приборами?

  • Следующее занятие у нас будет практическое, мы сможем потрени­ роваться в пользовании приборами и умении сервировать стол. Мы отправимся с вами в путешествие в страну Этикета, а вы попробуйте сами продолжить сказку.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА

Занятие проводится за импровизированным столом.

  • Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в страну Этикета.

  • Чем же закончилось путешествие Этикета?

Дети фантазируют, пытаясь закончить сказку. Те, кто высказывает­ся, пытаются показать, как правильно сидеть за столом, пользоваться приборами.

С этой целью на столе должны быть хотя бы бутерброды и основные приборы.

  • Видите, какое интересное у нас получается путешествие. Подумаем вместе, чему же мы уже научились и что знаем?

  • Какие правила этикета вам известны?

Выделим некоторые из них. Для этого попытаемся поиграть в игру «Продолжи предложение».

Учитель читает предложение, а дети по желанию пытаются закон­чить его, высказав правила этикета.

  • Когда учитель входит в класс, дети… (встают).

  • Почему? (так они подчеркивают свое уважение к нему).

  • Когда кто-то из ребят входит в класс, он… (здоровается).

  • Почему? (он этим как бы желает всем здоровья и выражает свое доб­ рое отношение к ним).

  • Когда звучит приглашение к столу, то мальчик… (пропускает девоч­ ку вперед, отодвигает стул, освобождая ей место. Затем, когда девоч­ ка подходит к столу, придвигает стул).

  • За столом надо сидеть… (прямо, не облокачиваться, локти на стол не класть).

  • На столе должны лежать следующие приборы…

  • Если мешаешь ложечкой сахар в чашке, ложка не должна… (стучать о края чашки) и т.д. (на усмотрение учителя).

  • Как вы думаете, ребята, нужны ли нам эти правила?

  • Конечно, нужны. Эти правила позволяют нам красиво, просто и ра­ зумно оформить свое поведение.

  • А теперь пригласим каждого желающего к волшебному зеркалу, око­ ло которого сидел Этикет. Желающий может подойти к нему и ска­ зать: «Свет, мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: с этике­ том я дружу? Этикетом дорожу?»

  • А вы скажете, что у него получается по правилам этикета, а чему надо еще учиться. Договорились? Ну кто желает встать перед зеркалом первым?

Дети играют в эту игру, постепенно определяют наиболее сущест­венные пробелы в этике поведения. Учитель тактично руководит иг­рой, старается скорректировать замечания.

Заканчивая игру, учитель подводит итоги высказанного.

  • На нашем следующем занятии мы постараемся с вами быть еще бо­ лее умелыми в соблюдении основных правил этикета.

  • Следующее занятие праздничное. Мы проведем Новогодний огонек за столом.

ПРОСИМ К СТОЛУ (НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК)

Занятие проводится как коллективный новогодний праздник, где учитель и приглашенные взрослые помогают детям накрыть стол по правилам этикета, а дети в своем поведении стараются закрепить усво­енные правила.

III. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ

  • Сегодня, ребята, мы с вами вновь отправимся в путешествие. Вам нравятся наши путешествия?

  • Куда мы с вами путешествовали?

  • А сегодня мы с вами отправимся в волшебную сказку, согласны?

  • Мы навестим добрых волшебников и постараемся узнать у них, по­ чему они добрые. Но чтобы мы могли поговорить с волшебниками, нужна фея и, конечно, добрая. Знаете ли вы такую фею?

Ребята вспоминают знакомую им фею «Здрасте», сопровождающую их в «школе вежливости». Можно предложить кому-то из ребят по же­ланию быть феей «Здрасте» и сопровождать класс в сказочном путеше­ствии.

— В какую сказку мы отправимся?

Дети предлагают сказки. Фея «Здрасте» как бы вводит путешествен­ников в ту сказку, на которой дети остановились. Ребенок, вспомнив­ший сказку, как бы на время превращается в ее героя — доброго вол­шебника. Дети рассказывают о добром волшебстве и пытаются объяснить, почему волшебник решил помочь герою.

Так можно вспомнить несколько сказок. Более подробно можно ос­тановиться на сказке «Золушка» и «Волшебник Изумрудного города». Детям можно показать иллюстрации, попросить их описать внешность доброй феи в этих сказках, может быть, прочитать небольшой отры­вок из «Волшебника Изумрудного города», где фея листает книгу муд­рости.

Основное, к чему должно быть направлено внимание детей,— что значит добрый, что содержит в себе понятие доброта.

  • Почему фея помогла Золушке или Элле? (Они понимали нелегкое положение девочек, сочувствовали им и потому хотели помочь.)

  • Значит, они желали им добра, верно? А будучи волшебниками, они могли это добро им сделать, правильно?

  • Что же значит быть добрым? (Желать другому добра, видеть состоя­ ние другого человека и хотеть ему помочь.)

  • А будут ли добрые волшебники помогать злу, недоброму человеку?

  • Конечно нет. Ведь недобрый человек не желает другому добра, не помогает в беде. Более того, он даже способен радоваться, что друго­ му плохо, что он попал в беду.

  • Что же лежит в основе доброты, доброго поступка?

  • Да, желание добра другому, умение заметить, что кому-то нужна помощь, и оказать ее, т.е. расположение к человеку, уважение к нему.

  • Народная мудрость, ребята, отраженная в пословицах, поговорках, присказках, афоризмах, славит добро и доброе отношение к чело­ веку.

  • Подумайте над такими пословицами.

Учитель раздает листочки с половиной пословицы. Ученик читает свою часть пословицы, а другие смотрят, у кого вторая часть. Когда по­словица правильно прочитана, дети задумываются над ее смыслом.

Можно взять такие пословицы.

С добрым жить хорошо. Поспешай делать добро. Доброе дело и в воде не тонет. Не устоять худу против добра. На свете не без добрых людей. Доб­рому добрая память.

  • Вот и народная мудрость славит доброту в человеке. Значит, добрый человек может быть немного волшебником.

  • Как вы думаете, может каждый из вас тоже быть немного волшебни­ ком?

  • В чем будет его волшебство? (Другому рядом с ним станет легко, просто, теплеет на душе благодаря доброму отношению, внима­ нию.)

  • Следовательно, чтобы немного быть волшебником, важно по-доб­ рому относиться к окружающим тебя людям: и дома, и на улице, и в школе, и в общественных местах. Постарайтесь подумать над этим и попробовать стать волшебником, а на следующем занятии мы по­ смотрим, что у вас получилось.

  • Интересным было наше путешествие?

  • Какие волшебники вам понравились?

  • Нарисуйте, если будет желание, свои иллюстрации к сказкам. На сле­ дующем занятии мы откроем выставку рисунков о добрых волшеб­ никах.

  • В заключение попробуем сформулировать с вами волшебное прави­ ло, которое поможет нам тоже стать волшебниками.

После того, как дети попытаются сформулировать такое правило, учитель подытоживает их формулировки: поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Третьякова
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающая задача:

Совершенствовать себя как личность через общение с людьми; закрепить зна-ния об основных правилах, по которым живут люди, дать понятие что главное — правила не знать, а выполнять; способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка.

Умственная задача:

Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; раз-вивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависи-мости; подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желае-мого результата; стимулировать активность детей для решения проблемной ситуа-ции; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Воспитательная задача:

Формировать коммуникативные навыки; учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить согласовы-вать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем; воспи-тывать чувство взаимопомощи; учить быть честными, мужественными; формиро-вать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стой-кость перед искушениями, критическое отношение к своему «я»; умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Демонстрационный материал:

Символы: тучка, тучка из-за солнца, тучка с дождем. Открытки с изображени-ем некоторых государственных праздников. Рисунки волшебных предметов: шап-ки-невидимки, ковра-самолета, туфлей скороходов, меча кладенца, пера жар-птицы, волшебного клубка. Книга со сказкой О. Уайльда «Мальчик — звезда». Ри-сунки к сказке «Мальчик-звезда»: нищенка, мальчик, королева, принц. Иллюстра-ция русской избы, изображения пахаря, гончара, дружинника, ткачихи, кузнеца, охотника.

Раздаточный материал:

Пиктограммы: радость, спокойствие, грусть, удивление. Розовые сердечки; Листья для дуба мудрости. Цифры для игры «Найди пару». Листы белой и копиро-вальной бумаги, ручка. Цветы для обводки. Кольца для пирамидки. Принадлежно-сти для сервировки стола (скатерти, тарелки, столовые приборы, стаканы, чайные пары, бокалы на выбор; элементы праздничного убранства: свеча в подсвечнике, цветочки, пайетки, конфеты, корабль с пиратами, ваза с цветами.) Вазы с конфета-ми и кусочками хлеба.

Музыкальное сопровождение:

Отрывки из сказок: «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работ-нике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солда-тик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского. Русская народная музыка для танца Фоновая музыка на начало, конец занятия и во время работы с копироваль-ной бумагой и сервировки столов.

Ход занятия:

— Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Какой воздух? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Какое солнце? Солнце яркое и лу-чистое. Какое небо? Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудес-ное утро?

— Настроение это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И когда настроение похоже на (солнце) – показ воспитателя. Пиктограмма «весе-лый человек».

— А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, слов-но капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на «тучку с до-ждем». Пиктограмма «грустный человечек»

— А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И настроение похоже на «солнце из-за тучки» Пиктограмма «спокойный человек».

— Ребята, каждый из вас может почувствовать свое настроение. Давайте поиг-раем в игру «Угадай, какое настроение». Воспитатель читает ситуацию, а дети по-казывают настроение пиктограммой

— С каким настроением ты:…

Встречаешь маму;

Идешь по парку

Гладишь кошку

Упал в лужу

Рисуешь в альбоме

Идешь к зубному врачу

Разговариваешь с другом

Смотришь на испачканную одежду

Читаешь книгу

Танцуешь на празднике

Любуешься природой

Мажешь зеленкой разбитую коленку

Покупаешь мороженой?

— Ребята, наше настроение постоянно меняется от радостных или грустных событий. А вы хотели бы попасть в сказку? В этом нам могут помочь волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете? (Ковер-самолет, меч — кладенец, шапка невидимка, лампа Алладина, волшебный клубок, туфли скороходы). С по-мощью волшебного клубка мы отправимся в сказку.

Сейчас я пущу клубок, а вы будете отгадывать какое настроение было у героев сказки. Если будет веселое настроение, то вы будете хлопать в ладоши, а если грустное, то топать ногами.

Звучат музыкальные отрывки сказок «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского.

— Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Многие русские народные сказки начинаются так: «Жили-были старик со старухой. И было у них три сына». Крестьянские семьи на Руси были большими, вся семья жила в одной избе, но у каждого человека было свое занятие.

Ткачиха – ткала на ткацком станке холсты.

Гончар — изготавливал глиняную посуду.

Пахарь – пахал сохой землю

Охотник – занимался добычей зверей

Кузнец – ковал железо

Дружинник – защищал свою семью и деревню.

Русский народ был очень мудрым. Недаром говорят: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сочинил русский народ и составим пирамиду из них.

Бояться ненастья – и счастья не будет

Сердце веселиться и лицо цветет

Весело поется – весело прядется

Всякая ссора красна мировою

Гнев – плохой советчик

Кончил дело – гуляй смело

С людьми браниться – никуда не годится

Горе, не горе – лишь бы не было боле

За хлебом, солью – всякая минутка хороша

Молодцы! Не только пословицы и поговорки передают настроение человека но и музыка. Послушайте заиграла музыка. Что хочется делать? (танцевать) Давайте потанцуем.

Хорошо танцевали, а теперь давайте вспомним названия цифр от одного до десяти. А теперь поиграем в игру «Найди пару» каждый ищет себе пару и они вместе идут за стол, на котором стоит такая же цифра.

А когда у нас ещё бывает отличное настроение? На праздники. Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют знакомые праздники). Трое из ответивших детей выбирают себе пару и идут сервировать столы к праздникам: 8-е марта, день рожденья, новый год.

Вы все любите праздники. А с чем нужно ходить на праздники? (с подарками). Лучший подарок – цветы.

— У вас много друзей, с помощью чего можно быстро сделать много подарков? (с помощью копировальной бумаги)

— А для чего она нужна? (чтобы получить копию, повторить рисунок)

— Берем два листа белой бумаги. Между ними кладем лист копировальной бу-маги. Какой стороной вниз? (жирной, на ней краска). Ваша задача обвести цветок ручкой, а кто хочет дорисуйте ему стебелек и листочки. Старайтесь, чтобы рисунки были одинаковыми нельзя сдвигать листы с копиркой в другое место. Молодцы, вы справились с заданием, а теперь обменяйтесь друг с другом копиями. Теперь наши подарки готовы и мы идем в гости, посмотрим как ребята справились с заданием. Подарим им подарки.

Продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места.

Вы через год расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надол-го в вашей памяти останутся игрушки, друзья, вы будете помнить как мы вас вос-питывали, учили правилам, по которым нужно жить.

— Какие же правила вы запомнили?

— Чтобы их лучше запомнить, давайте повесим чудесные листья на дерево. Это у нас необыкновенное дерево. Это дуб мудрости.

Будь щедрым

Будь бережливым

Будь трудолюбивым

Будь аккуратным

Люби животных и растения

Будь любознательным и наблюдательным

Помогай маленьким и слабым

Уважай взрослых

Не обижай людей

Будь вежливым и гостеприимным

Будь честным

Слушай старших

— Посмотрите внимательно на дуб мудрости и запомните эти правила на всю жизнь.

— Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым. Правила нужны нам не только в детском саду, они пригодятся вам в школе, институте, когда вы будете взрослыми, станете папами и мамами, вы научите этим правилам своих детей.

Продолжим наше путешествие. Сейчас вы услышите отрывок из сказки Оска-ра Уайльда «Мальчик — звезда»

1 отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод принес его в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селе-ние пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить что женщина – нищенка его мать.

— Кому понравился мальчик – звезда? Почему?

— Кому понравилась нищенка?

— Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравиться (Дети дарят ро-зовые сердечки)

Воспитатель молча анализирует ситуацию, какие дети, какому герою подарили сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.

— Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гос-тинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень понра-вился. Мальчик – звезда угощает вас конфетами. А у бедной женщины нет денег, но она хочет угостить вас хлебом. (Дети самостоятельно берут гостинец. Они подарили сердечки тому, кто нравится и гостинец взяли у понравившегося героя).

1 вариант

— Ребята, ведь вы же подарили свои сердечки женщине нищенке, а почему же решили взять сердечки у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и вам очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

— Какие вы ребята молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все же выбра-ли хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

Вам интересно, что произошло дальше? Послушайте продолжение сказки

2 отрывок.

Но после того, как нищенка – мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедли-вым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

— Ребята, вам теперь нравиться мальчик-звезда?

У нас было условие, что гостинцы можно брать у того, кто тебе очень нравиться. Теперь, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

— Запомните ребята:

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ:

Ничто не проходит бесследно…

И, значит, добро – это то вещество –

Уж если ты ближнему отдал его –

К тебе возвратится ответно.

Н. К. Доризо

Дополнительные записи

  • Телеграммы от сказочных героевТелеграммы от сказочных героев
  • Стихи о поведенииСтихи о поведении
  • Лепет во сколько месяцевЛепет во сколько месяцев
  • Почему ребенок не разговаривает?Почему ребенок не разговаривает?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes