Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Система школа надсистема

03.09.2019 by admin

СодержаниеЧасть 3 Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей» методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему Особенности изучения раздела «Человек и общество» (в рамках курса «Окружающий мир» в начальной школе)Дополнительные записи [ Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный …

Содержание

  • Часть 3
  • Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей» методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
  • Особенности изучения раздела «Человек и общество» (в рамках курса «Окружающий мир» в начальной школе)
    • Дополнительные записи

[

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела… на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой…».

По материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.

Ключи Вариант 4

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
АЗ А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20

Часть 2

№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста/Озаглавьте каждую из них

(составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) что такое культура; 2) два подхода к окружающему миру. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть приведены следующие фразы: 1) «культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам»; 2) «культура всегда развертывается и существует только на основе природы»; 3) «если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры; 4) «в состав культуры входит и отношение человека к природе».
Приведены две фразы
Приведена одна фраза
Ответ неверный
Максимальный балл

С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например: 1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии; 2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы два подхода, объяснена сущность каждого подхода
Названы один-два подхода, объяснена сущность одного любого подхода.
Названы два подхода без объяснений, ИЛИ приведены объяснения без указания подходов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам». Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Фраза текста может быть проиллюстрирована такими примерами: 1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде; 2) общество искусственно выработало нормы, регулирующие деятельность людей; эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человека; 3) язык, искусство, наука не существуют сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды. Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами.
Фраза текста проиллюстрирована тремя примерами
Фраза текста проиллюстрирована двумя примерами
Фраза текста проиллюстрирована одним примером
Ответ неверный
Максимальный балл

С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: рассказ Г. Фехнера соответствует мифопоэтическому подходу; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) приведен фрагмент текста: «…я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой».
Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста
Дан правильный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения: 1) человек, обладающий высокой внутренней культурой, способен воспринимать красоту природы, осознавать ее неутилитарное значение в жизни общества; 2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе; Он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде. Могут быть приведены другие объяснения.
Приведены два объяснения
Приведено одно объяснение
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей» методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Слайд 1

Урок информатики 10 класс Учитель информатики МОУ » Лянторская средняя общеобразовательная школа №3″ Тремасова Наталья Владимировн а

Слайд 2

Тема: «Системный подход в моделировании»

Слайд 3

Цель: определить основные понятия «системы», выяснить сущность системного подхода в моделировании Задачи: — сформировать у учащихся представления о системе, статических и динамических информационных моделей; — развивать учебно-познавательные компетенции учащихся: умение определять объекты сравнения, выделять основные признаки, соотносить, сопоставлять, противопоставлять, устанавливать сходство и различие; — воспитывать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся

Слайд 4

Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: — основные понятия «система», «системный анализ», «подсистема», «надсистема», «информационная модель»; — статические , динамические информационные модели; — какие связи существуют между элементами системы. Учащиеся должны уметь: — систематизировать объекты; — осуществлять системный анализ; — определять статические , динамические информационные модели

Слайд 5

Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная работа с классом и индивидуальная за компьютером) Оборудование, необходимые материалы: учебник «Информатика и информационные технологии 10» Н.Угринович ; компьютеры учащихся, имеющие выход в Internet ; интерактивная доска, сайты http://www.imperialhouse.ru/ и http :// nakarte . ru , программа «Вектор Сургут», видеоматериал «Из истории» , файл с тестом «Системный подход к модели», карта учащихся (для выполнения теста) Тип урока: изучение нового материала (по Конаржевскому Ю.А.)

Слайд 6

Пояснительная записка к использованию презентации Данная презентация является интерактивной Для выбора структурного элемента урока используются гиперссылки. Для этого необходимо подвести указатель мыши и нажать на выбранный элемент. Для работы внутри презентации используются управляющие кнопки : Вперед на следующий слайд Назад на предыдущий слайд Возврат к выбору структурного элемента Закончить показ презентации Оргмомент Актуализация знаний Изучение нового материала Физминутка Закрепление Промежуточный контроль первичного усвоения знаний Итог урока Источники информации Самоанализ уро ка выход выход

Слайд 7

Оргмомент Задача: обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию Содержание: приветствие определение отсутствующих проверка готовности учащихся к уроку организация внимание

Слайд 8

I . Актуализация знаний Задача: подготовить учащихся к восприятию нового материала, повторить понятие «объект», «множество», основные свойства и признаки объекта, множества На интерактивной доске выполнить задание ( по 1 уч-ся): Задание 1. Установите соответствие между словами левого и правого столбцов : газета радуга прогулка стадион чтение мираж явление процесс предмет

Слайд 9

Задание 2. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов Канада, Бразилия, Япония Канада, США, Мексика Волга, Амур, Иртыш Принтер, монитор, клавиатура Клавиатура, сканер, мышь Береза, жасмин, ромашка Яблоня, груша, вишня

Слайд 10

Задание 3. Заполните таблицу. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения: «является разновидностью». Запишите для каждого подмножества одно дополнительное свойство Гриб, человек, здание, школьник, школа, врач, растение, дерево, яблоня, подосиновик. Множество Подмножество Дополнительный признак подмножества

Слайд 11

II . Изучение нового материала Задача: познакомить учащихся с понятиями «система», выяснить сущность системного подхода, познакомиться с динамическими и статическими информационными моделями Объяснение нового материала учителем: Окружающий мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют друг с другом. Например, планеты Солнечной Системы имеют различную массу, геометрические размеры и т.д. и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Из элементарных частиц состоят атомы, из атомов -химические элементы, из химических элементов — планеты, из планет — Солнечная система, а Солнечная система входит в состав нашей Галактики. Таким образом можно сделать вывод о том, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему.

Слайд 13

Система – это целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных между собой.

Слайд 14

Типы систем материальные нематериальные смешанные примеры

Слайд 15

Деятельность учителя Деятельность учащихся Беседа с учащимися: Приведите примеры объектов, которые можно рассматривать в качестве систем человек, дерево, дом, экосистема, ученический коллектив класса, школы, учебники, тетради, наша Вселенная, самолёт, аквариум с рыбками, компьютер и т.д.) Является ли системой живая клетка? Является ли системой груда разбросанных кирпичей? А стена, сложенная из этих кирпичей? Является ли компьютер системой? Почему? Назовите элементы данных систем. Ответ учащихся Элементы системы – объекты (части) системы, которые можно рассматривать как неделимые. Запись в тетради

Слайд 16

Деятельность учителя Деятельность учащихся Рассмотрим в качестве системы 10а класс, назовите элементы системы? ученики, учителя, доска, парты и т.д. Можно ли рассматривать ученика в качестве системы? Почему? Ответ учащихся Если элементы какой-либо системы, сами являются системами, то их называют подсистемами. Подсистема – это элементы какой – либо системы, сами являющиеся системами. Запись в тетрадь Наряду с понятием «подсистема» существует понятие «надсистема». Что будет являться «надсистемой» для системы класс? Сформулируйте понятие «надсистема». Школа Надсистема – система, включающая в себя рассматриваемую подсистему как элемент Запись в тетрадь

Слайд 17

Деятельность учителя Деятельность учащихся Таким образом, как можно рассматривать один и тот же элемент? может быть одновременно надсистемой и подсистемой , например – класс Какие части системы можно назвать её элементами и какие подсистемами ? неделимые части, элементы сами являются системами В чём различие искусственных и естественных систем ? созданы руками человека, созданы самой природой Что является важнейшим признаком системы? целостное функционирование взаимосвязанных элементов системы Чем характеризуется состояние системы? составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой Структура – это характер отношений и связей между элементами системы. запись в тетрадь Что произойдёт с системой, если изменится её структура? Приведите пример. перестанет существовать (функционировать ) как целое. Учащиеся приводят примеры

Слайд 18

Деятельность учителя Деятельность учащихся Историческая справка по систематизации знаний в различных науках Аристотелем, Евклидом, Линнеем, Менделеевым ( видеоматериал) Просмотр видеоматериала Систематизация -это процесс превращения множества объектов в систему Запись в тетрадь Задание учащимся: изучить самостоятельно понятие статические и динамические информационные модели ( страница 244 учебника ) Учащиеся самостоятельно изучают, записывают ключевые понятия и примеры Обсуждение: С помощью каких информационных моделей можно описывать состояние систем? Статических и динамических информационных моделей В чём разница между статическими и динамическими информационными моделями? Статические информационные модели – модели , описывающие состояние системы в определенный момент времени. Динамические информационные модели – модели , описывающие процессы изменения и развития системы.

Слайд 19

Статические информационные модели – одномоментный (на данный момент времени) срез информации по объекту Динамические информационные модели – позволяют увидеть изменения состояния объекта во времени Системный подход – это метод исследования какого-либо объекта как системы.

Слайд 20

Физминутка Задача: снять усталость и напряжение Выполнить сидя упражнения под музыку: закрыть глаза, расслабиться; вытянуть руки вперед; дотронуться до кончика носа правой, левой рукой; встряхнуть кистями рук; наклонить голову вперед, назад; повернуть голову налево, направо (не поворачивая туловища); выпрямить спину, сесть прямо.

Слайд 21

III . Закрепление изученного материала Задача: закрепить в памяти учащихся новые знания. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать умения и навыки по систематизации объектов, определение типов информационных моделей. Задание 1. Заполните таблицу (на доске) Система надсистема подсистема Школа Больница Автомобиль Река планета

Слайд 22

Задание 2 ( на интерактивной доске). Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие материальными (соедините стрелками) Математическая формула манекен муляж чертеж Оглавление книги Блок-схема алгоритма авиамодель Программа телепередач Карта местности Натуральная модель Информационная модель Математическая формула манекен муляж чертеж Оглавление книги Блок-схема алгоритма авиамодель Программа телепередач Карта местности

Слайд 23

Задание 3. Компьютерный практикум «Информационные системы» Цель работы: Познакомиться с типами информационных моделей, освоить приемы работы и поиска информации в информационных системах. Аппаратные и программные средства: компьютер; сайт Династия Романовых, программа «Вектор Сургут» -карта города Сургута. Выполните следующие задания: 1 .Запустите браузер Mozilla Firefox , загрузите страницу web -сайта http://www.imperialhouse.ru/ 2. Ознакомьтесь с генеалогическим деревом династии Романовых 3. Закройте сайт. 4. С помощью ярлыка программы «Вектор», расположенным на рабочем столе, запустите геоинформационную систему Карта Сургута. 5. Введите команду . 6. В диалоговом окне Поиск организаций выберите Высшие учебные заведения. 7. Найдите адреса 1-2 вузов. Запишите адреса в рабочую тетрадь. 8. Если объект найден, щелкните по кнопке Показать . На появившемся фрагменте карты найденный объект будет выделен более темным цветом. Щелчком по кнопкам Ближе и Дальше можно изменять масштаб карты. Щелчок по кнопке Сдвинуть позволяет производить перемещение видимого фрагмента карты. 9. Закройте карту Сургута. Определите типы рассмотренных информационных моделей. Дополнительное задание: Найти в Интернете интерактивную карту России ( http :// nakarte . ru ) и вывести карту своего региона.

Слайд 24

Подведение итогов выполнения практической работы Деятельность учителя Деятельность учащихся К какому типу информационной модели относится модель » генеалогическое дерево династии Романовых » карта Сургута? динамическая статическая

Слайд 25

IV . Промежуточный контроль первичного усвоения знаний Задача: выявить уровень усвоения нового материала Тест «Системный подход в моделировании» Вариант 1 1.Подсистемой системы «Класс» является: 1) «Школа»; 2) «Школьная доска»; 3) «Директор»; 4) «Кабинет директора». 2.Дан список элементов нескольких систем: а) «Переключатель»; б) «Проводник»; в) «Кислота»; г) «Газовая плита»; д ) «Диэлектрик»; е) «Кислород»; ж) «Колба»; з ) «Конденсатор»; и) «Амперметр»; к) «Холодильник»; л) «Электрометр»; м) «Калий». Элементами системы «Физика» как учебного предмета, являются: 1) а), г), к), е); 2) а), б), з ), и), к); 3) а), б), д ), з ), и), л); 4) а), ж), з ), и), д ), л), е). 3.Определить закономерность. Дан числовой ряд: 15 13 16 12 17 11 … . следующая пара чисел: 1) 10, 18; 2) 18, 10; 3) 10, 20; 4) 20, 10. 4.Лишним словом в предложенном списке а) лопата; б) молоток; в) ботинок; г) грабли; д ) стамеска. является слово: 1) б) ; 2) в) ; 3) г) ; 4) д ) . 5.В предложенном списке а) библиотека; б) наука химия; в) тайга; г) система счисления; д ) самолет; е) облака ; ж) кошка ; з ) книга; и) вулкан; к) болото. искусственными системами являются: а), г), е); а), г), е), и); а), б), г), д ), з ); а), б), г), з ), е), и). Вариант 2 1.Надсистемой системы «Класс» является: «Школа»; «Школьная доска»; «Директор»; «Кабинет директора». 2.Дан список элементов нескольких систем: а) ключ; б) колба; в) проводник; г) конденсатор; д ) кислота; е) амперметр; ж) газовая плита; 3) холодильник; и) диэлектрик; к) электрометр; л) кислород; м) калий. Элементами системы «Химия» как учебного предмета, являются: б), д ) ; б), д ), ж) ; б), д ), ж), л) ; б), д ), л), м ) . 3.Определите закономерность. Дан числовой ряд: 1 2 4 8 16 … . следующая пара чисел: 1) 18, 24; 2) 24, 32; 3) 32, 64; 4) 64, 72. 4.Лишним словом в предложенном списке а) береза; б) сосна; в) дерево ; г) дуб ; д ) ель ; является слово: 1) а); 2) в); 3) г); 4) д ). 5. В предложенном списке а) библиотека; б) наука «химия»; в) тайга; т) система счисления; д ) болото; е) самолет; ж) облака; з ) кошка; и) книга; к) вулкан. естественными системами являются: б), в), ж) ; б), д ), ж), к) ; в), д ), ж), з ), к) ; б), г), д ), ж), з ), к) .

Слайд 26

Карта учащихся ( для выполнения теста) Класс _____________ Фамилия _____________ Вариант __________ Критерии оценивания: «5» — 5 «4» — 4 «3» — 3 № вопроса Вариант ответа 1 2 3 4 5

Слайд 27

Закончили работу. Выполнили самоконтроль с помощью таблицы Поднимите руки, кто поставил себе оценку «5». Поднимите руки, кто поставил себе оценку «4» Поднимите руки, кто поставил себе оценку «3» Какие вопросы вызвали затруднение? Выставьте оценки в дневники и сдайте работы. Подведение итогов : — с какими основными понятиями вы познакомились сегодня? — в какой сфере деятельности человека применимы ваши знания по данной теме? 1 вариант 2 вариант № вопроса ответ № вопроса ответа 1 2 1 1 2 3 2 4 3 2 3 3 4 2 4 2 5 3 5 3

Слайд 28

Итог урока Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока. 1 ) Домашнее задание : — §5.3, выучить определения основных понятий; — составить в тетради генеалогическое дерево своей семьи. 2) Рефлексия: ( на ученических компьютерах) Выберите одно изображение, которое соответствует вашему настроению по окончанию урока. (Для этого необходимо подвести указатель мыши и нажать на выбранный элемент .) При нажатие на изображения выходят на экране следующие высказывания: Спасибо за урок! До свидания выход Твой завтрашний успех начинается сегодня. Успехов! Спасибо за урок! До свидания . Не бойся расти медленно, бойся стоять на месте и не расти совсем. Успехов! Спасибо за урок! До свидания. Успех- это ряд преодоленных неудач. Успехов! Спасибо за урок! До свидания.

Слайд 29

Источники информации учебник Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10», Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г Учебное пособие И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер «Информационные систем и модели», Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2005 г Л.Л. Босова «Объекты, системы, модели в курсе информатики» Журнал «Информатика в школе №5-2008», Москва, «Образование и Информатика», 2008г. http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm http://www.metod-kopilka.ru/page-ugri_bu.html

Слайд 30

Самоанализ урока учителя информатики Тремасовой Н.В. Урок изучение нового материала по теме «Системный подход в моделировании» проведен в 10 а классе (базовый уровень) Данная тема изучается в начале раздела «Моделирование и формализация» и является одной из основных тем. Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса информатики должно быть связано с углублением этой содержательной линии. Линия моделирования является сквозной для многих разделов базового курса. Класс среднего уровня обученности . Поставленная цель по определению основных понятий «системы» и выяснению сущности системного подхода осуществлялась на всех этапах урока с помощью фронтальной, индивидуальной, самостоятельной, практической форм работы. На уроке были применены следующий методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, модельный. Все структурные этапы урока логически взаимосвязаны и направлены на решение поставленных задач. Каждый этап урока конкретизирован задачей деятельностью учителя и учащихся Урок имел форму фронтально-познавательной и индивидуально-практической деятельности. На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала повторяются основные понятия «объект», «множество», основные свойства и признаки объекта, множества, которые необходимы при изучении нового материала. Устраняются обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуются предметные компетенции. Для решении задачи повторения применялся фронтальный опрос с использованием интерактивной доски. Основным этапом данного урока является этап изучения нового материала. Перед учителем стояла задача : познакомить учащихся с понятиями «система», выяснить сущность системного подхода, познакомиться с типами информационных моделей. Данная задача направлена на формирование у учащихся учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций. Были использованы эвристическая беседа с элементами исследования, элементы технологии проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом. При объяснении нового материала приводились наглядные примеры из жизни. Для повышения интереса к данной теме и расширения кругозора учащихся был продемонстрирован видеоматериал о знаменитых ученых, внесших вклад в систематизацию различных наук На этапах закрепления и промежуточного контроля первичного усвоения знаний учащихся устраняются проблемы в понимании материала через задания, ориентированные на сравнение, выделение основных признаков, сопоставление, установление сходства и различий. Был использован индивидуально-практический подход к учащимися, позволяющий освоить приемы самостоятельной работы и поиска информации в информационных системах, используя информационно-коммуникативные технологии. Учащиеся выполнили компьютерный практикум, освоили приемы поиска информации в информационных системах, ответили на поставленные вопросы, успешно выполнили тест по данной теме. На всех этапах урока формировались ключевые компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования. Домашнее задание дано творческого уровня. При рефлексии учащиеся выбирают одно изображение на экране своего компьютера, которое соответствует настроению по окончанию урока и получают одну из формул успеха. На уроке были реализованы основные психологические и валеологические требования, соблюдены санитарно-гигиенические требования к уроку. Микроклимат в классе хороший, на уроке царит атмосфера сотрудничества учителя и учеников. Цель урока была достигнута. выход

> Теоретические подходы к проблеме использования метода проекта при изучении раздела «Человек и общество» (в рамках курса «Окружающий мир» в начальной школе)

Особенности изучения раздела «Человек и общество» (в рамках курса «Окружающий мир» в начальной школе)

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности .

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • — сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  • — формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и проводить обобщение; умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
  • — проведение наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • — изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • — воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • — охрана и укрепление психического и физического здоровья детей .

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа — растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) — труд человека — образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения — наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств .

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике . Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира. Они учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоционально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла.

В 3-м классе формируются умения наблюдать изменения в окружающем мире и выявлять их причины, исследовать процессы и свойства веществ через опытно-экспериментальную деятельность, осваивается умение моделировать предметы и явления, пользоваться условным языком. Ученики приобщаются к систематическим фенологическим явлениям. Развивается рационально-логическое мышление.

В 4-м классе развиваются умения сопоставлять слово и образ предмета или явления, умения видеть единство в многообразии, целенаправленно выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, связи между живыми организмами, проектировать деятельность человека в зависимости от условий окружающей среды и прогнозировать возможные негативные последствия этой деятельности. Формируются пространственно-временные представления об окружающем мире, умение видеть за условными знаками реальные объекты и пространства, умение пользоваться планами и картами, развиваются умения отображать, обобщать и систематизировать знания в схемах и таблицах .

При организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе учителю необходимо учитывать важные возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста, на которые указывают педагогика и психология.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • — осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • — осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • — установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • — способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • — способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • — осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • — способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • 1)усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • 2) владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • 3) умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества .

Анализируя учебно-методические комплексы по курсу «Человек и общество» можно выделить несколько авторов, чьи разработки чаще используются учителями:

  • 1. Н.Ф. Виноградова ;
  • 2. А.А. Плешаков ;
  • 3. О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин :
  • 4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова .

Общая черта, присущая данным учебно-методическим комплексам перечисленных авторов — это интегративность курса «Окружающий мир». Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

  • · продолжение разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание),
  • · развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
  • · последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • · ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества;
  • · освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания — для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  • · воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе;
  • · формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Виды и типы уроков, применяемые при изучении этого раздела самые разнообразные:

  • o комбинированный урок;
  • o открытие новых знаний;
  • o обобщающий урок;
  • o урок закрепления;
  • o нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
  • o работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • o проведение фенологических наблюдений;
  • o выполнение практических работ и мини-исследований;
  • o моделирование объектов и процессов;
  • o дидактические игры;
  • o уроки в музеях;
  • o уроки на улицах города;
  • o уроки-путешествия;
  • o уроки с элементами исследования;
  • o кратковременные предметные экскурсии .

Урок может быть организован различно: в форме коллективной, фронтальной, групповой или индивидуальной работы, работы в парах.

Задачами изучения раздела «Человек и общество» являются:

  • — систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • — освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

В процессе изучения раздела «Человек и общество» младший дошкольник научится:

  • — различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, Санкт-Петербург, свой регион (Забайкальский край) и его главный город (г. Чита), некоторые другие города России, страны мира;
  • — используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • — оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • — использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • — соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» — государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» — семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.

Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощенному в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях . В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни, с памятниками культуры, созданными творчеством многих поколений жителей нашей планеты.

При изучении раздела «Человек и общество» реализуется личностно-ориентированный подход в обучении . Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

В данном разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Один из способов взаимодействия людей в обществе является труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность — особенность жизни человека. Результатами изучения раздела будут: воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей, оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны.

Общественно-полезная деятельность может быть реализована в форме:

  • 1. Акция «Чужих стариков не бывает»;
  • 2. Мои ручки — не белоручки (помощь маме, беседа);
  • 3. Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?);
  • 4. Акция «Поздравь ветерана».

Возможно решение следующих проектных задач:

  • 1. День любимых бабушек и дедушек»;
  • 2. «Как поздравить наших мам, пап»;
  • 3. «Мама — главное слово»;
  • 4. «Слава героям!».

Исходя из вышесказанного, очевидно, что основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства.

Для успешного изучения курса «Окружающий мир» (в частности, раздела «Человек и общество») вполне применимы активные методы обучения, например, метод проектов. О его особенностях расскажем ниже.

Дополнительные записи

  • Мероприятия по толерантностиМероприятия по толерантности
  • Золотое правило этикиЗолотое правило этики
  • Классный час здравствуй человекКлассный час здравствуй человек
  • Экологические игры в подготовительной группеЭкологические игры в подготовительной группе

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes