Схемы для ткачества
Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:
Расчёт ниток:
В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит — 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:
Теперь считаем нитки:
Белых ниток — 16
Чёрных ниток — 6
Красных ниток — 7
Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») — она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.
Предварительная подготовка:
1. Нарезаем нитки нужной длины.
2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы — справа и слева от узорной нитки.
4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.
5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.
Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.
6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.
7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике — искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.
8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи — нитка белого цвета.
Техника ткачества:
Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.
Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.
У нас должна получится вот такая шахматка.
Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.
Шаг 4. Теперь смотрим второй ряд схемы узора: узор формируется за счёт 1,2,6 и 7 узорной нитки.
1 и 7 нитка у нас внизу, поэтому их мы поднимаем снизу, а 4 опускаем, так как по схеме она не нужна. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.
Шаг 5. Работаем дальше по схеме, поднимая нужные и опуская ненужные узорные нитки.
Шаг 6. Периодически сотканную часть изделия подтягиваем на скобе/ планке.
Этот мастер-класс родился, когда мой знакомый попросил научить ткать его дочку. Весь вопрос заключался в том, что живут они в другом городе.
Начнем немного издалека. Еще на лекциях по философии культуры мне запомнилось, что не во всех культурах и не во все времена мир был трехмерным, а время текло линейно, как у нас. Например, в средние века, время текло не только из прошлого в будущее, но и из будущего в настоящее. Именно так, на мой взгляд, оно течет у каждого мастера.
Когда рождается образ изделия, это изделие уже есть в будущем. И вот, вы находите материалы, подбираете инструменты, садитесь его воплощать, — через какое-то время изделие оказывается в ваших руках, в настоящем. То есть из будущего пояс проступает в настоящем.
Вот с этого мы и начнем. С того, какой поясок у нас с вами задуман.
Немного о самой технике ткачества на бердышке.
Тут существуют два варианта. Один перекликается с нитовыми поясами (на ниту, на сволочке), когда для основы берется нечетное количество узорных нитей и две тонкие нити, которые вместе с утком создают фон пояска. Раньше узор обычно ткался шерстяной ниткой и получалось, что на одну узорную шерстяную нить приходилось две льняных. Я, чаще всего, беру в качестве узорных толстые хлопковые нити, и чередую с нитками «ирис». То есть 1 хлопковая, 2 «ирис» (заправка 1к2). К сожалению, современная шерстяная пряжа очень красива, но не всегда прочна, — не каждая выдерживает натяжку, а я люблю, когда нити пояса «звенят».
Вот так это выглядит на практике, во время снования.
Тем, кто только начинает, нужно учесть, что чем толще нити основы, тем шире пояс и тем легче ткать. В свое время, когда я училась, узорной нитью у меня был «ирис», а две фоновые — нитки №10. Тот, кто ткет, тот поймет каким героем я была, соткав метровый поясок и не забросив ткачество. С другой стороны, ткачество — процесс трудоемкий и мастер, которая меня обучала, была права, задав мне такую задачку в самом начале пути. Ручная работа… она вообще редко бывает легкой в современном понимании, это всегда время, и всегда труд.
Я сама так бердышко не использую, и с перебором 1к2 тку на сволочке.
Другой вариант, когда основу пояса составляют нити (обычно) двух цветов, взятые поровну четное число раз. В готовом поясе уточная нить не видна совсем.
Тут суть в том, что в первом варианте узор состоит из нечетного количества нитей, а во втором – из четного. Обучаться мы будем второму варианту (заправка 1к1).
И так, предисловие наконец-то завершено.
Чтобы наш поясок попал к нам в руки нам потребуются:
1. Нити трех/четырех цветов (два цвета на узор и один/два на кромку, которая будет оберегать наш узор).
2. Собственно бердышко.
3. Пояс от махрового халата.
У меня еще есть:
4. Крючок (нашла среди хозяйственных товаров).
И мой 5. Деревянный нож, которым я перебираю узор и прибиваю нити. Кто-то не использует косарик (бральницу) и прибивает все руками, кто-то использует для этих целей линейки… Я же своим косариком, надышаться не могу и, полагаю, что раз нашлись время и деньги на покупку бердышка, то и косарик не помешает. В свое время, когда я только начинала ткать, найти мастеров, которые делают инструменты для ткачества, было сложно, — сейчас найти «своего» мастера не составляет труда. И, несмотря на то, что мастер-класс рассчитан на начинающих и соответственно, многое можно сделать из подручных материалов, без инструментов и уважения к собственной работе, мастером не стать.
Вот наш узор, который мы перенесли на бумагу.
Берем 10 нитей одного цвета, и 10 нитей другого цвета + 8 ниток кромки. Длину нитей определяете вы сами, если решились ткать пояс, то не меньше двух метров (длина готового изделия + 50-70 см.). Длина вашего пояска будет зависеть от качества нитей и того, насколько плотно вы будете ткать.
N.B. В начале вашего пути как ткачеи, нити берите одной толщины и качества. Например, не стоит сочетать обычные хлопковые нити и мерсеризованный хлопок. Это поможет вам, чтобы и узор лег ровно, и натяжку все нити держали одинаково, и чтобы часть нитей не закончилась намного раньше других, так как в процессе ткачества ложатся они по-разному. Экспериментировать конечно можно и нужно, но чуть позже. Задача вашего первого пояска — вас радовать, а не прятаться стыдливо в закрома.
Продеваем нити в бердышко: все нити зеленого цвета у нас в отверстиях, все нити желтого цвета у нас между планками. Кромка на ваше усмотрение.
На фотографии у меня один вариант кромки, я же заправила в итоге:
с |
б |
б |
б |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
б |
с |
с |
с |
||||||||||||||||||
с |
с |
с |
б |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
б |
б |
б |
с |
Верхний ряд: нити между планками, нижний ряд — в отверстиях.
У меня цвет кромки скорее бирюзовый, но обозначим его буквой «с», дабы не путать с бежевым.
с — синий; б — бежевый; ж — желтый; з — зеленый.
Закрепляем один конец пояса на себе (я для этого раньше использовала поясок от обычного махрового халата, зарекомендовал он себя на ура, до сих пор «жив» и выдюжил не один тканый пояс), а второй конец «на стену», а точнее на все, что выдержит натяжку и не оборвется (тут мне помогает крючок). Ненужные нам нити, т.е. «хвостик», который остался «за крючком», собираем в косичку, чтобы основа не путалась и не грязнилась волочась по полу.
Мне рассказывали, что нити основы собранные в такие «косички» могли храниться в сундуке до того момента, как придет время их ткать.
Натяжение основы должно быть равномерным, в этом случае всегда образуется натуральный зев, — расстояние между верхней (нити между планками) и нижней (нити в отверстиях) частями основы.В этот зев вкладывается конец уточной нити, запас которой намотан на челнок (или в клубочек, который по размеру спокойно пройдет в зев).
Берем уточную нить и продеваем ее.
Меняем зев (поднимаем бердо) и прокидываем уток, а также закрепляем пояс, возвращая свободный конец нити.
Собственно ткем: прокидываем уток, меняем зев и прибиваем предыдущий ряд косариком.
Пояс представляет собой жизнь человека от рождения до смерти, поэтому и узор на поясе рождается из простейшего элемента («зернушки» при заправке 1к2, полос — при заправке 1к1) к сложной форме основного узора, а завершается снова «зернушкой»/полосами.
Итак, семь дней творения завершены, и начинается жизнь. Кладем поближе тетрадку со схемой и нужные нам нити поднимаем, ненужные — опускаем.
Второй ряд узора.
Важно! Так как вы перебираете нити справа налево, сначала всегда идет желтая нить, потом зеленая. То есть, если вам нужно опустить нити верхнего ряда (зеленые), то сначала вы поднимаете желтую нить, только потом опускаете зеленую, и наоборот — сначала опускаете желтую и потом поднимаете зеленую нити.
Поясню, почему так.
Напоминаю, что заправка у нас выглядит следующим образом:
с |
б |
б |
б |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
б |
с |
с |
с |
||||||||||||||||||
с |
с |
с |
б |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
б |
б |
б |
с |
Следовательно, на одну клеточку узора у нас две узорных нити, и если вы сначала поднимите/опустите зеленую, а потом желтую, то вы и нити перепутаете и со счета в узоре собьетесь.
Вот так у нас выглядит первый ряд (кромочные нити я убрала, чтобы не отвлекали, они у нас как заправлены, так и ткем):
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
||||||||||
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
После перебора у вас должно получиться:
ж |
ж |
ж |
з |
ж |
ж |
ж |
з |
з |
з |
||||||||||
з |
з |
з |
ж |
з |
з |
з |
ж |
ж |
ж |
Второй ряд узора. Дано изначально:
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
||||||||||
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
Перебираем и получаем:
ж |
ж |
з |
з |
з |
ж |
ж |
ж |
з |
з |
||||||||||
з |
з |
ж |
ж |
ж |
з |
з |
з |
ж |
ж |
Третий ряд изначально:
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
з |
||||||||||
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
После перебора:
ж |
з |
з |
з |
ж |
ж |
ж |
ж |
ж |
з |
||||||||||
з |
ж |
ж |
ж |
з |
з |
з |
з |
з |
ж |
Напоминаю, что на десять клеточек узора мы с вами заправили двадцать узорных нитей, соответственно, чтобы не путаться при счете — зеленую и желтую нити считайте как одну. То есть первый ряд: «три отодвигаем, три меняем, одну оставляем, три меняем».
Если запутались и забыли, поднимать вам бердышко или опускать, то, как ориентир, вам помогут кромочные нити.
Следует помнить, что уток не должен быть толще узорных нитей, так как это сильно вытянет узор, но и намного тоньше — в начале вашего пути, тоже нежелателен. Узор будет получаться мельче, а для начинающих имеет значение, за час вы соткете 5 см или 1 см. Всегда радостно видеть, как много вы уже прошли и, что заветный поясок стал на несколько сантиметров к вам ближе.
Если у вас нет никаких добавочных приспособлений, то тонкий поясок можно закрепить обычной булавкой, главное, чтобы была ровная натяжка нитей основы. В свое время я именно так и ткала.
Ну и на последок. Сотканный таким образом поясок по толщине и добротности очень близок к поясам тканым на дощечках. Для сравнения один и тот же узор с заправкой 1к1 и 1к2 (профиль и анфас).
Кромка пояска сделана специально таким образом, чтобы подчеркнуть объем узорной части.
Что еще мне хочется сказать. Я очень не люблю слово «образец» применительно к народным ремеслам, оно напоминает мне школьные уроки труда. Если вы решились ткать, но боитесь замахнуться на двухметровый традиционный пояс, начните с очелья, с браслета, с пояска в метр длинной к современной одежде, но не оставляйте у себя на задворках мысль: «я сейчас учусь, и так сойдет». Ошиблись, вернулись на шаг назад, распустили до верного места и дальше продолжаем ткать. Меня учили именно так.
Не относитесь к поясам как к уроку, который необходимо сдать на пять, но и пренебрежение здесь неуместно. Все же ваша работа должна доставлять вам радость и удовольствие, в ином случае — зачем оно вам? А ошибки, которые могли быть исправлены, всегда вызывают досаду и желание спрятать неказистый образец.
Могу сказать про себя. Свой первый поясок я ткала в подарок. Спустя много лет я снова его увидела, — подруга, которой я его подарила, все еще его носила. Мне были видны все его недостатки, но она носила его как гашник, с поневой, и эти недостатки видела только я. А вещи, которые ткутся как образец, редко находят себе применение в жизни.
Надеюсь мой мастер-класс был вам полезен, и поясок для себя любимой у вас получился.
Маленькая преамбула.
Для ткачества поясов на бердо требуются схемы. Казалось бы, чего проще – найти ткацкую схему в Интернете, или взять схему для вышивки крестом, или просто начертить узор по клеточкам. Но просто все только на словах, а когда начинаешь пробовать это ручками, возникают всякие нюансы и сложности. Во-первых, схемы для вышивки крестом далеко не всегда годятся для ткачества. Хотя ткацкие схемы, безусловно, подходят для вышивки, такой вот парадокс. Во-вторых, схемы для ткачества из Интернета могут не подойти для вашего бердышка. К примеру, если в вашем бердышке 31 планка, а схема рассчитана на большее количество планок. В-третьих, при создании своих, авторских схем, стоит знать некоторые «хитрости». Именно ими я и хочу с вами поделиться.
Танцуем от берда.
Главное, что нужно определить в самом начале – сколько нитей можно заправить в бердо. Допустим, если в вашем ткацком инструменте 31 планочка с дырочками, то в него можно заправить 61 нить (31 – в дырочки, 30 – в промежутки между планками). Если бердо такое, как у меня, то нитей 63 (два дополнительных промежутка по бокам). Небольшое пояснение: для правильного ткачества в бердо заправляется строго нечетное количество нитей.
Фото бердо.
Определяемся с техникой ткачества.
Теперь стоит выбрать, какую технику вы будете использовать. Для создания сложных браных поясов используются три варианта техники – 2 к 1, 1 к 1 и ткачество с узорным утком. Первый вариант – самый распространенный, на одну узорную нить основы приходится две фоновых. Делим количество нитей, заправляемых в бердо, на 3. Получается 20 узорных нитей (у меня 21). То есть ширина узора (схемы) не может быть больше 20 клеточек. Если же вы выбираете технику брань 1 к 1, то количество нитей делится пополам. В этом случае ширина узора может составлять не более 30 клеточек. Для ткачества с узорным утком (двухуточного ткачества) из 30 нитей отнимаются две кромочные нити, и ширина узора составляет 28 нитей. Стоит отметить, что для традиционных орнаментов характерна продольно – осевая симметрия, поэтому число клеточек по ширине берется нечетное (19, 29 и 27 клеточек соответственно). Но это правило соблюдать не обязательно.
Теперь вы можете достаточно точно определить, подходит ли готовая схема из Интернета для вашего бердышка и выбранной техники ткачества. Так бывает не всегда, но огорчаться не стоит – широкую схему можно несколько модифицировать, «ужать» под свой инструмент. Если же вы решили создать свою схему, то вы можете определить, какой ширины она будет, и начертить сетку. Рисовать схему можно и в обычной тетради в клеточку, но лично мне лень. Я использую простенькую программу, которая изначально предназначалась для создания японских сканвордов. Но можно воспользоваться и другими подобными программками. Да, ширина узора в картинке соответствует высоте сетки, а длина сетки берется произвольно (но лучше сразу взять побольше).
Пример сетки для создания схемы.
А теперь самые сокровенные хитрости.
В большинстве русских традиционных орнаментов используется правило 1 – 3 – 5. То есть число клеточек узора на непрерывном участке (не разделенном клетками фона) может быть равно 1, 3 или 5 клеткам. Три клетки – это стандартная ширина линии узора, пять клеток – соединение двух линий в одну, одна клетка – «зубчики» по краям фигур. Также наблюдается относительное равновесие фона и узора (то есть количество фоновых и узорных клеток схемы примерно равное).
Пример традиционного узора.
Правило 1 – 3 – 5 соблюдать необязательно, особенно если вы хотите выткать что-то типа реалистичных изображений животных и птиц, или буквы (руны). Но непрерывное количество клеток узора (или фона) не должно превышать 5 клеток! Иначе либо на лицевой стороне, либо на изнанке, узорные нити будут провисать, и изделие будет выглядеть не слишком аккуратно. Причем для брани 2 к 1 и 1 к 1 это правило относится к клеткам по горизонтали (по вертикали может быть сколько угодно клеток узора непрерывно). Для двухуточного ткачества правило относится к клеткам по вертикали (по горизонтали количество клеток не ограничивается). Такое различие связано с тем, что в первом случае узор образуется нитями основы, которые идут горизонтально, а во втором случае – нитью утка, которая идет вертикально.
Пример авторской схемы для брани 2 к 1.
Пример авторской схемы для двухуточного ткачества.
Чтобы не допустить провисания нитей на лицевой стороне, или на изнанке, можно использовать небольшие «перехватки». То есть размещать на белом фоне, или на узорном пространстве, одиночные клеточки узора или фоновые «крупинки». И еще необходимо учитывать, что при ткачестве узор несколько растягивается по длине пояса. Поэтому величина фигур по вертикали (по высоте схемы) должна быть больше, чем по горизонтали. Тогда они будут выглядеть более реалистично.
P.S. Надеюсь, мои объяснения были достаточно понятными и пригодятся людям, которые только начинают знакомиться с ткачеством.
Поделиться:
Мастер класс ткачества поясов на бердо.
Ткачество поясов на бердо сходно с ткачеством на ниту – процесс заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего вверх. Особенность состоит в том, что для зевообразования используется специально изготавливаемое приспособление – бердо (или бердечко). Оно представляет собой тонкую пластину размером около 13–14 см в высоту и 24–26 см в ширину, поделенную на перегородки щелеобразными прорезями шириной 1,5 –2 мм. Посреди каждой перегородки имеется круглое отверстие диаметром 1,5–2 мм (рис. 1). Бердо может быть выполнено из дерева, пластика либо очень плотного картона.
Процесс изготовления тканых поясов на бердо, так же, как и при других способах ткачества, состоит из нескольких этапов: расчет длины ниток для снования; снование; заправка нитей в бердо; ткачество и оформление концов пояса.
Расчёт длины нитей для снования.
Длина нитей рассчитывается по формуле: длина готового изделия + 20% на уработку + 60 см на на свободу передвижения бердо и оформление концов пояса.
Снование.
Снование и заправка в бердо, как и при ткачестве на ниту, может вестись «пучками» (получится рисунок с продольными полосками), «парками» (получится рисунок из поперечных полосок) и «тройками» (можно выполнить орнаментальный рисунок).
В последнем случае для снования необходимо посчитать количество узорных нитей (оно определяется орнаментальной схемой), затем к каждой узорной нити насновать по 2 фоновые нити + 2 нити по краям узорных и добавить нити для кромки.
Например, по схеме на рис. 2 необходимо насновать 5 узорных нитей (красных) + 12 фоновых (белых) и нити кромки (коричневые).
Нити снуются в необходимом количестве по кругу (фото 1), а заправляются в бердо «тройками».
Для этого сновку необходимо разрезать, на одном конце завязать узел и заплести нити в косу (фото 2) для уменьшения длины и избежания спутывания.
Заправка (пробор) нитей в бердо.
Пробор нитей начинается от центральной прорези, продвигаясь по очереди вправо и влево и вдевая нить попеременно то в отверстие, то в прорезь. Для облегчения заправки нити в отверстие можно использовать сложенный пополам отрезок тонкой проволоки, пользуясь ей как иглой (фото 3).
Итак, в центральную прорезь, помеченную сверху отдельной ниткой, вдеть узорную (красную) нить (фото 4).
В отверстие справа вдеть фоновую (белую) нить (фото 5). Фоновую нить также вдеть в следующую прорезь справа.
Слева от центральной прорези с узорной нитью также вдеть 2 фоновые нити (последовательно в отверстие и в прорезь).
Затем справа и слева заправить в отверстие узорные (красные) нити и т. д., пока не закончатся все нити сновки. Для схемы на рис. 2 заправка нитей в бердо показана на
фото 6.
После того, как все нити заправлены, собрать их в один пучок, завязать дальний конец узлом и привязать его к чему-то неподвижному. Выровнять нити при помощи бердо – при этом они чётко распределяются на слои (фото 7).
Завязать узел с рабочего конца, привязать его к поясу или спинке стула, на котором ведётся ткачество.
Ткачество.
При ткачестве на бердо зев образуется за счет того, что нити, которые протянуты в прорези, перемещаются по длине отверстия, поднимаясь или опускаясь над нитями, которые заправлены в круглые отверстия.
Для выравнивания ширины пояса вначале необходимо соткать несколько рядов заработки.
— Открыв зев, проложить нить утка (фото 8).
— Затем поменять зев, опустив или подняв бердо (фото 9).
— Разделить слои ладонью и прибить нить утка предыдущего ряда (фото 10). Проложить новый уток и опять поменять зев.
— Так повторить до нужной ширины заработки (фото 11).
Перебор рисунка при заправке тройками происходит точно так же, как и при ткачестве поясов на ниту (об этом подробнее читайте в Уроке №4): при закрашенной клеточке схемы узорная нить должна находиться вверху зева (её необходимо пальцами поднять с нижнего слоя вверх), при пустой клеточке – снизу (пальцами опустить с верхнего слоя вниз).
Рисунки (орнаментальные схемы) для ткачества поясов на ниту и на бердо одинаковые, здесь отличаются только способы механизма зевообразования. Однако бердо, в отличие от нита, имеет ограничение по количеству нитей. Их может быть ровно столько, сколько прорезей и круглых отверстий в сумме.