Санпросвет работа темы
СодержаниеПлан санитарно-просветительской работы в ДОУПеречень тем учебно-исследовательской работы студентовКак выбрать темы бесед в санпросветработе медсестрыОбщие темыКак организовать школу для пациентовСпециальные темы беседПсихологическая подготовка в санпросветработе медсестрыИнформированиеРазъяснениеАргументацияДоказательствоКак убедиться, что пациент понял рекомендацииКак медицинской сестре быть убедительной при ведении беседыСанпросвет работа медсестры в поликлиникеОбязанности медсестры по формированию здорового образа жизниДополнительные записи [ План санитарно-просветительской работы в ДОУ …
Содержание
- План санитарно-просветительской работы в ДОУ
- Перечень тем учебно-исследовательской работы студентов
- Как выбрать темы бесед в санпросветработе медсестры
- Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры
- Как медицинской сестре быть убедительной при ведении беседы
- Санпросвет работа медсестры в поликлинике
[
План санитарно-просветительской работы в ДОУ
Елена Гребенщикова
План санитарно-просветительской работы в ДОУ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий БМАДОУ
Протокол № ___от ___2016 г. «Детский сад № 17»
___Н. А. Пономарева
Приказ № ___от ___2016 г.
ПЛАН САНИТАРНО –ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
БМАДОУ «Детский сад № 17»
на 2016 – 2017 год
№ п/п Сроки Форма работы Тема Место Ответственные Отметка о выполнении
1 Сентябрь
Октябрь
Январь
Февраль
Март
Май
Июнь
Август Оформление
«Уголков для родителей»
«Уголков здоровья»
«Прививка защита от болезней»
«Профилактика ОРВИ и гриппа»
«СПИД» и его профилактика»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
«Профилактика ОЖКЗ»
«Адаптация детей среднего возраста к ДОО «
«Как нельзя кормить ребенка»
«Методические мероприятия по закаливанию в каждой возрастной группе»
«Без лекарств и докторов»
«Как уберечь ребенка от несчастья»
«Точечный массаж при ОРЗ»
«Наши привычки –привычки наших детей»
«Как предупредить весенний авитаминоз» Медицинский блок Медсестра
2 Сентябрь
Февраль
Март
Апрель
Выпуск буклетов (санбюллетений) «Профилактика педикулеза»
«О пользе профилактических прививок»
«Профилактика острых кишечных заболеваний»
«Профилактика клещевого энцефалита»
Медсестра, врач –педиатр
3 Сентябрь –октябрь Организация помощи воспитателям по оформлению «Уголков здоровья» на группах В соответствии с годовым планом Инфорационные стенды в группах Медсестра, врач -педиатр
4 Постоянно Систематическое пополнение «Уголка здоровья» популярной литературой и наглядными пособиями В группах Медсестра, врач –педиатр воспитатели
5 Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Январь
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Проведение занятий с воспитателями и младшим обслуживающим персоналом «Закаливание детей в детском саду»
«Грипп и его профилактика»
«профилактика ОЖКЗ»
«Инфекционные болезни: скарлатина, краснуха, ветрянка, корь»
«Гельминтозы и их профилактика»
«Профилактика детского травматизма»
«Маркировка постельного белья, столовой посуды в группах»
«Прогулка на улице»
«Охрана здоровья в период адаптации к детскому саду»
«Правила работы с дезсредствами»
«Клещи. Как обезопасить себя во время прогулки по лесу»
Методический кабинет Медсестра, врач –педиатр
6 Постоянно Обеспечение своевременного прохождения санминимума воспитателями, младшим обслуживающим персоналом, работниками пищеблока Медблок Медсестра
7 Постоянно Проведение вводного инструктажа (санитарно –гигиенического) для вновь поступающих на работу в ДОО Медблок, кабинет Зам. зав по АХЧ Медсестра, Зам. зав по АХЧ
8 Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль Консультации для родителей «Одежда ребенка в детском саду»
«Требование к детской зимней одежде и обуви»
«Как уберечься от простуды»
«повышаем иммунитет»
«Формирование здорового образа жизни у детей»
«Одежда детей в весенний период»
«Значение профилактических прививок»
«Своевременная диагностика туберкулеза у детей»
«Закаливание детей в летний период»
«Вода, вода –питьевой режим в летний период» Информационные стенды, сайт ДОО Медсестра, врач-педиатр
9 Ноябрь Педсовет «Обеспечение сохранение и укрепления здоровья воспитанников, повышая эффективность использования здоровьесберегающих технологий» Методический кабинет Ст. воспитатель
Медсестра
Заведующий
10 1 раз в квартал Психолого –медико –педагогический консилиум Логопедический кабинет Врач – педиатр
Учитель-логопед
Педагог — психолог
11 Октябрь
Декабрь
Февраль
Май Взаимодействие с родителями:
Лекции для родителей
«Профилактика туберкулеза»
Готовимся к школе»
«Прививка –болезням надежный щит»
«Подготовка детей к детскому саду» Методический кабинет Медсестра, врач-педиатр
12 Ноябрь
Декабрь
Май Родительский всеобуч «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»
«Организация питания в ДОО»
«Оздоровительная работа в летний период» Музыкальный зал Инструктор по физической культуре
Медсестра
Врач –педиатр
13 Октябрь
Май Посещение групповых родительских собраний -Психологические и возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения на 2015-2016 учебный год
— Адаптация детей раннего возраста
— Готов ли ваш ребенок к школе
— Растить детей здоровыми Группы Воспитатели групп, ст. воспитатели медсестра, педагог – психолог,
учитель-логопед
14 Декабрь Общеродительская конференция «Физкультурно –оздоровительная работа в ДОО и семье» Музыкальный зал Заведующий
Медсестра
Врач
Ст. воспитатель
15 В течении года Совместные физкультурные мероприятия
Проведение инструктажей по ТБ детям и персоналу перед спортивными мероприятиями Музыкальный и физкультурный залы Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
16 Постоянно Индивидуальные консультации для родителей По запросу Медблок Медсестра, врач
7 апреля
1 раз в квартал
Ноябрь Работа с детьми:
День здоровья
Физкультурные досуги
Месячник здоровья
«В здоровом теле здоровый дух»
«Наши олимпийские надежды
Физкультурный зал
Инструктор по физической культуре
Медсестра
18 В течении года Участие в городских спортивных мероприятиях «Кросс Наций»
«Лыжня России»
«Мама, папа и я – спортивная семья»
«Малая Березиада»
«Зарничка» (осенняя и зимняя» Инструктор по физическому развитию
19 Октябрь
Декабрь
Февраль
Май Беседы с детьми «Чтобы зубы не болели»
«Я прививок не боюсь, если надо уколюсь»
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам!»
«Рациональное питание» Группы Медсестра,
Врач-педиатр
20 Ноябрь
Февраль Физкультурно – музыкальный досуг
Физкультурно-музыкальный праздник Мама и я – здоровая семья»
«День защитников Отечества»
«Мама, папа, спортивная семья» Физкультурный зал Инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель
21 Ноябрь Выставка детских рисунков и коллажей «Мы растем здоровыми, крепкими и смелыми» Группы Инструктор по физическому развитию, воспитатели
22 В течении года Контроль:
-за санитарным состоянием групп
— режимными моментами (прием пищи. прогулка, сон) Группы Медсестра. Старшие воспитатели
Перечень тем учебно-исследовательской работы студентов
-
История и развитие сестринского дела.
-
Вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.
-
История становления и развитие сестринского дела в России.
-
Ятрогенные заболевания. Действия медицинского персонала при ятрогениях.
-
Медицинские ошибки и правонарушения. Юридическая ответственность медицинского персонала.
-
Права пациента. Медицинское вмешательство без согласия пациента.
-
Особенности биомедицинской этики в практике палатной медицинской сестры.
-
Организация работы и обязанности медицинской сестры приемного отделения.
-
Организация медицинского поста. Медицинская документация в работе палатной (постовой) медицинской сестры.
-
Оценка тяжести состояния больного, клиническое наблюдение за больным.
-
Искусственное парентеральное питание.
-
Правила термометрии, основные виды температурных кривых при важнейших состояниях в клинике внутренних болезней.
-
Простейшие физиотерапевтические процедуры. Показания и противопоказания к применению физиотерапевтических методов воздействия на кровообращение.
-
Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания. Правила сбора мокроты на исследование.
-
Особенности ухода за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правила измерения пульса и артериального давления.
-
Особенности ухода за больными с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
-
Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста в стационаре.
-
Особенности ухода за больными с психическими заболеваниями.
-
Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине.
-
Подготовка больных к инструментальным исследованиям желудочно-кишечного тракта.
-
Пролежни и способы их профилактики. Уход за больными с пролежнями.
-
Гирудотерапия. Показания, противопоказания.
-
История инъекций.
-
Средства для ингаляционной терапии заболеваний органов дыхания. Правила проведения ингаляций. Устройства для ингаляций.
-
Небулайзеры: механизм действия, виды, преимущества и недостатки применения, методика применения, используемые лекарственные средства.
-
Обучение пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры.
Приложение 4
Академическому руководителю практики в качестве помощника младшего медицинского персонала
доценту кафедры пропедевтики внутренних болезней
(ФИО)__________________________________
Р А С П И С К А
Я, студент __________________________ факультета, 2 курса, ____ группы
(ФИО полностью)
информирован о программе предстоящей производственной практики, условиях допуска к ней и обязуюсь своевременно до 01.03.2014 года предоставить все необходимые документы для её прохождения курсовому руководителю (сотруднику профильной кафедры через старост групп):
а) оформленную согласно действующего Приказа Министерства здравоохранения медицинскую книжку (даты действительны до окончания практики);
б) сведения в анкете группы о предполагаемом месте прохождения практики;
в) полностью оформленную первую страницу программы и дневника практики для допуска к практике (подпись и личная печать академического курсового руководителя практики – сотрудника профильной кафедры);
г) только для студентов, желающих пройти практику не в Смоленске и студентов, обучающихся по целевым направлениям от профильных Департаментов, Министерств – Гарантийные письма от руководителей конкретных учреждений здравоохранения СТРОГО СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ФОРМЕ (приложение 5).
Приложение 5
Ректору ГБОУ ВПО СГМА
Министерства здравоохранения России
профессору И.В. Отвагину
от ________________________________
(должность, наименование учреждения, ФИО)
Гарантийное письмо
Я, _______________________________________________________________,
ознакомлен с программой практики, требованиями к её организацию и не возражаю против прохождения студентом(кой) ГБОУ ВПО СГМА Министерства здравоохранения России ___________________ факультета, 2 курса, ___ группы _______________________________________________
(ФИО студента)
практики в качестве помощника палатной медицинской сестры персонала в сроки, установленные учебным планом академии.
Непосредственное руководство практикой, контроль оформления медицинской книжки перед началом практики, подлинности сведений, предоставленных в Программе и Дневнике практики студента о выполнении практических навыков и графике работы возложить на ______________________________________________________________.
(должность, ФИО, контактный телефон отделения)
Подпись______________________________________ М.П.
Как выбрать темы бесед в санпросветработе медсестры
Чтобы санитарно-просветительная работа медсестры с населением была эффективной, ее необходимо упорядочить.
Лечебное учреждение, в свою очередь, должно наладить взаимодействие врачей и сестринского персонала, определить круг тем, представляющих особую важность для всех участников санитарно-просветительской деятельности, а также выделить специфичные темы в зависимости от конкретных заболеваний.
Чтобы грамотно выстроить работу по санпросветработе, внедрите СОПы.
Общие темы
Частью обучения пациента и его близких обязательно должны входить вопросы безопасного использования лекарственных препаратов, терапии боли, реабилитации, правильного питания.
Плакаты для санпросвет работыскачать / распечатать >>
Общие темы для санпросвет работы медсестры:
- права больного и его представителей;
- особенности диетического питания;
- безопасное использование лекарственных средств;
- контроль и лечение боли;
- реабилитация;
- религиозное сопровождение;
- правила внутреннего распорядка лечебного учреждения.
Все пациенты, находящиеся на лечении и давшие согласие на такое обучение, а также их представители и близкие, проходят занятия по данным тематикам. Как правило, обучение проводится дважды в неделю с 17 до 18 часов вечера. Практика показывает, что данное время удобно для большинства участников.
Как организовать школу для пациентов
Пациенты туберкулезного диспансера, прошедшие обучение в школе для пациентов, больных туберкулезом, реже прерывают свое лечение. К такому выводу пришла главная медсестра ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер».
Опытом управления Школой пациентов специалист поделилась с журналом «Главная медицинская сестра». В статье «Опыт работы школы для пациентов, больных туберкулезом» эксперт разъяснила:
- в чем суть санпросветы работы медсестры, какие темы бесед выбрать:
- как организовать школу для пациентов
- что включить в программу обучения;
- как понять, эффективны ли занятия;
- как отчитаться перед руководством
Специальные темы бесед
Пациентам, имеющим конкретное заболевание, необходимо рассказывать о его особенностях, течении, лечении, профилактике, реабилитации. Для этого администрация учреждения определяет профиль отделений, по которым необходима дополнительная санитарно-просветительная работа медсестры, темы.
Эти занятия различаются в зависимости от профиля болезни, но, тем не менее, имеют похожую структуру и включают в себя следующие темы в рамках санитарно-просветительской работы медсестры:
- особенности питания при заболевании;
- особенности соблюдения режима и ухода при заболевании;
- особенности подготовки к оперативному вмешательству;
- правила послеоперационного ухода;
- реабилитация больного после лечения.
Занятия могут иметь форму индивидуального или группового консультирования, или самостоятельного обучения по методическим пособиям. Для этого заведующие отделения совместно со старшими медсестрами и средним медперсоналом готовят памятки, презентации, буклеты, обучающие видеофильмы.
Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры
Рассмотрим подробно 4 основных этапа убеждения больного:
- Информирование.
- Разъяснение.
- Аргументация.
- Доказательство.
Эти этапы последовательно разворачиваются в процессе общения медсестры и пациента. Убеждение пациента можно считать успешным, если он может самостоятельно обосновать принятое им решение, дать оценку его положительным и отрицательным сторонам.
Пример плаката для санпросвет работы:
Информирование
Под информированием понимается предоставление больному всей информации по конкретной теме доступными для него методами, средствами и формами. Данный этап крайне важен, так как пациенту необходимо контролировать лечебный процесс при подготовке к любому медицинскому вмешательству и манипуляции.
Потеря контроля над ситуацией влечет за собой усиление тревожности, способствует появлению необоснованных страхов, препятствует принятию решения.
Чтобы пациент мог адекватно воспринять информацию, которую выдает медсестра, она должна соответствовать «принципу трех А»:
- адаптированность к возрасту, интеллектуальному уровню и образованию больному;
- актуальность – информация должна быть нужной, своевременной и отвечать потребностям больного;
- альтернатива – право выбора действий и решений должно оставаться за пациентом.
Следующие этапы детализируют этап информирования, однако рассматриваются все же как самостоятельные этапы убеждения.
☆ Каким пациентам нужны школы здоровья, узнайте из Системы Главная медсестра.
Разъяснение
Данный этап представляет собой уточнение и углубление предоставленных ранее сведений. Он необходим для того, чтобы пациент лучше понял содержание и смысл проблемы.
Позиция медсестры в итоге должна стать понятной пациенту. Для этого необходимо опираться на его личный опыт, использовать конкретные модели поведения, ситуации и образы.
Аргументация
Аргументация – это объяснение взаимосвязи между единицами информации. Необходима для дополнительной мотивации больного.
Аргумент для пациента – это значимые для него сведения. Определить интерес к беседе можно определить по его реакции – взгляд и поза направлены в сторону говорящего (в данном случае это медицинская сестра), он поддерживает зрительный контакт, задает интересующие его вопросы. Логический стиль убеждения помогает аргументации.
Доказательство
Доказательство являет собой показ преимуществ одной или двух альтернатив по сравнению с другими. Оно необходимо, чтобы направить выбор пациента. Однако если медсестра пытается убедить больного в своей правоте, доказательство часто является разрушительным для ее позиции.
Поэтому целесообразнее рассматривать доказательство в качестве обоснования возможных выборов больного с передачей ему определенной доли ответственности за принятое решение. Предложение альтернатив укрепляет позицию медсестры и делает ее более убедительной, так как само по себе право выбора снижает сопротивление пациента.
Как убедиться, что пациент понял рекомендации
При обучении пациента навыкам введения препаратов или ухода за собой не спрашивайте: «Вы поняли меня?» Он ответит утвердительно, даже если ничего не понял. Чтобы удостовериться в том, что пациент все правильно понял, задайте несколько наводящих вопросов:
- Через какое время после еды вы будете принимать лекарство?
- Чем вы будете его запивать?
Если у пациента проблемы со слухом, не рассказывайте ему правила приема лекарств устно – напишите ему подробную инструкцию.
Посмотрите подборку правил общения медперсонала с пациентами, скачайте памятку >>
Как медицинской сестре быть убедительной при ведении беседы
Даже если в поведенческом арсенале медсестры присутствуют навыки убеждения, это не гарантирует их использования при живом общении с больными.
Рассмотрим поведенческие модели, демонстрирующие внутреннюю готовность медсестры быть убедительной:
- уверенная речь (темп – размеренный, громкость речи достаточна для того, чтобы быть услышанной и др.);
- заинтересованная речь (благодаря ей беседа приобретает характер неформального общения, эмоционально окрашивает информацию, которую медсестра стремится донести до аудитории);
- поведенческая гибкость (является показателем ее уверенности в себе и сохранения контроля над ситуацией общения; она способна признать ошибочность своих суждений или неполноту своего знания, может брать лидерство в свои руки или же передавать инициативу собеседнику);
- наличие собственного мнения (медсестра не должна стесняться открыто высказывать свою позицию по тому или иному вопросу; стойкость ее мнения проверяется критикой со стороны аудитории – отказ от взглядов свидетельствует о том, что личность медсестры конформна, однако это не говорит о том, что это плохо, так как позиция не статична и может меняться со временем).
Таким образом, способность открыто высказывать свои взгляды говорит о силе личности медсестры.
Санпросвет работа медсестры в поликлинике
Основа работы по гигиеническому воспитанию и просвещению в условиях поликлиники – привлечение населения на медосмотры (как здоровых, так и больных, находящихся на диспансерном учете).
Важнейший компонент профилактики – исправление гигиенического поведения здоровых людей, имеющих риски развития тех или иных заболеваний, а также пропаганда и формирование потребности в ведении ЗОЖ.
К санпросветработе в поликлинике следует подключать всех специалистов, использовать все доступные методы, формы и средства обучения:
-
беседы;
- лекции;
- семинары;
- «Школы здоровья»», «Школы диабета»;
- подготовку и раздачу различных информационных материалов.
Темы бесед в рамках санпросветработы медсестры в поликлинике следует определять в соответствии с задачами, которые ставит перед собой лечебное учреждение. В плане обязательно указываются название и темы материалов, сроки исполнения и исполнители.
Профилактика неинфекционных заболеваний, проводится в форме группового или индивидуального тематического консультирования и обучения. В первом случае в занятии принимают участие целевые группы, разделенные по половому, возрастному, профессиональному, образовательному признаку или же по сходной симптоматике и наличию тех или иных факторов риска (нозологическая форма патологии, ожирение, травмы, другие нарушения здоровья).
Обязанности медсестры по формированию здорового образа жизни
Что входит в обязанности по санпросвещению и гигиеническому воспитанию среднего медперсонала, узнайте из Системы «Главная медицинская сестра».
В Едином квалификационном справочнике должностей перечислены основные должностные обязанности среднего медперсонала в отношении санпросвещения и гигиенического воспитания пациентов.
Профилактика неинфекционных патологий на индивидуальном уровне проводится в персональном режиме в ходе общения медика и больного.
Она включает в себя такие формы и методы, как:
- опрос;
- анкетирование;
- консультация (очная, по телефону, посредством почтовой или электронной корреспонденции и др.);
- беседа;
- инструктаж.
Индивидуальная профилактическая работа должна учитывать состояние здоровья, образ жизни, режим дня и другие особенности конкретного пациента, а также характер и нюансы протекания его заболевания.
В лечебных учреждениях применяются устные, наглядные, печатные и смешанные методики санитарно-гигиенического просвещения и воспитания.
Все используемые формы, средства и методы должны быть наглядными, доступными, нести актуальные сведения и выполнять не только обучающую, но и мотивирующую функцию.
Организовать просветительскую работу по здоровому образу жизни поможет зарубежный проект Everydayhealth. Там вы найдете разделы о физкультуре, режиме сна, правильном питании, а также опыт тех, кто живет с хроническими заболеваниями.
Экспертные статьи по санпросвету читайте в Академии Google.
Материал проверен экспертами Актион Медицина