Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Роль школы в воспитании

17.05.2020 by admin

Содержание

  • Проектный семинар для родителей будущих первоклассников
  • Сценарий мероприятия
    • День первый
    • План мероприятий:
    • Ход работы:
    • День второй
    • План мероприятий.
    • Ход работы.
    • Дополнительные записи

1УДК 37.064.1 ББК 74.9

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

М. М. Прокопьева, А. З. Дьяконова, М. Н. Попова

Аннотация. В настоящее время не всегда прослеживается система работы с родителями по повышению их педагогической культуры. Характерные для советской школы формы работы с родителями — педагогический всеобуч, педагогическое просвещение — потеряны. Нет конкретного представления о феноменологии педагогической культуры родителей, путях, формах, методах и необходимости ее повышения в новых социально-экономических условиях. Стало ясным, что парадигма концепции повышения педагогической культуры родителей требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, опыта психолого-педагогической работы с родителями в современной школе.

Ключевые слова: воспитание, школа, родители, сотрудничество, семья, педагогическая культура.

FAMILY AND SCHOOL COOPERATION AS A CONDITION FOR PARENTS’ PEDAGOGICAL COMPETENCE

M. M. Prokopeva, A. Z. Dyakonova, M. N. Popova

Keywords: upbringing, school, parents, cooperation, family, pedagogical culture.

Одной из важных функций государства является просвещение семьи в вопросах обучения и воспитания ребенка. Модернизация образования предполагает укрепление роли семьи в системе дошкольного и школьного образования, что отражено в основных документах образования, в том числе в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. В Докладе экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в средне-

срочной перспективе» 2012 г. отмечается, что родители остаются недостаточно используемым ресурсом в сфере образования . Данные документы подтверждают необходимость переосмысления статуса семьи в образовании, совершенствования системы работы с родителями, в частности, в вопросах формирования педагогической компетентности семьи с целью укрепления ее педагогического потенциала.

Актуализация семьи как ресурса сферы образования обуславливает необходимость повышения уровня педагогической компетентности родителя. Педагогическая компетентность — это совокупность педагогических качеств родителя, основанная на педагогическом знании, опыте, обеспечивающая возможность быть не

только родителем (биологическим воспроизводителем), но и воспитателем высоконравственной личности, полезной для общества.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, уровень педагогической компетентности родителей имеет низкие показатели, что отрицательно сказывается на результатах воспитания подрастающего поколения и, следовательно, оказывает существенное влияние на состояние всего общества. Родители в воспитании ребенка опираются чаще на собственную интуицию, семейные этнопедагогические традиции, популярные телепередачи, не руководствуются научно обоснованными закономерностями воспитания и мало обращают внимание на психофизиологические особенности развития детей. Также отмечается, что педагогическая неграмотность родителей, недопонимание важности процесса воспитания детей влияет на качество взаимодействия с образовательной организацией. Так, родители с низким уровнем педагогической компетентности, вступая в долговременные отношения «семья — школа», встречают различные социально-психологические проблемы: недопонимание современных подходов в обучении и воспитании, неправильное осмысление деятельности педагогов, ведущее к негативной оценке работы всей школы, конфликтам с педагогами и другими родителями и др.

Таким образом, проблема формирования педагогической компетентности родителей сохраняет свою актуальность, и ее решение зависит от целенаправленной работы школы, педагогов. Педагогизация родителей предполагает разработку единых подходов, разработку программ просвещения родителей, организацию совместной деятельности с учетом социокультурных условий и мониторинга образовательных потребностей семьи, что позволит согласованно решать задачи воспитания и развития детей в современном обществе.

Следовательно, проблема формирования педагогической компетентности родителей остается актуальной. Исходя из вышесказанного, мы обозначили тему нашего исследования следующим образом: «Сотрудничество семьи и школы как условие формирования педагогической компетентности родителей».

Объектом исследования является система просвещения родителей обучающихся общеобразовательной организации.

Предмет исследования: процесс формирования педагогической компетентности родителей через сотрудничество со школой.

Цель исследования: определение условий повышения педагогической компетентности родителей.

Задачи исследования: 1) изучить процесс сотрудничества семьи и школы как условие формирования педагогической компетентности родителей; 2) выявить и обосновать педагогические условия повышения педагогической компетентности родителя; 3) подготовить методические рекомендации по организации педагогического просвещения родителей через сотрудничество.

Просвещение семьи в вопросах обучения и воспитания ребенка в современных условиях реализуется через самообразование родителей, платные образовательные услуги специалистов, а также образовательные организации, где обучается ребенок.

Формирование у родителей необходимой педагогической основы благодаря различным формам просветительской деятельности — одна из приоритетных задач школьного образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС ООО) утверждается, что «…программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей» .

В настоящее время существует много проблем в педагогизации семьи. Так, самыми актуальными проблемами являются:

• нехватка времени у родителей на посещение всеобучей, организуемых школой (загруженность работой, занятость своими делами и т. д.);

• недостаточная компетентность педагогов в вопросах организации просветительской деятельности со взрослой аудиторией;

• устаревшие формы работы с семьей, родителями: лекции, собрания, круглые столы, семинары;

• низкий уровень педагогической компетентности родителей.

Просвещение через сотрудничество рассматривается нами как один из новых подходов в организации педагогического просвещения родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудничество семьи и школы — это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их добровольной совместной равновыгодной деятельности, направленной на решение задач обучения и воспитания в условиях диалога, взаимоуважения, взаимосодействия . Безусловно, школе отводится координирующая роль в организации системы педагогиза-ции родителей. Одним из результатов успешного построения просвещения через сотрудничество в школьной среде является повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Сотрудничество рассматривается нами как важное условие формирования педагогической компетентности родителей. Каждому родителю приходится взаимодействовать с педагогами, другими родителями, обучающимися. Безусловно, плодотворным может быть взаимодействие, основанное на сотрудничестве. Под сотрудничеством мы понимаем совокупность качеств, способствующих совершению совместно значимых действий для эффективного решения проблем воспитания полноценной духовно и физически развитой личности. Школа по новым стандартам вступает с семьей в субъект-субъектные отношения, и в связи с этим перед школой стоит задача создания условий для активизации и включения семьи в образовательный процесс, одним из которых является организация позитивного сотрудничества с родителями обучающихся .

Безусловно, в современном коммуникационно-информационном социуме причиной многих проблем является низкая культура сотрудничества личности. В рамках исследования нами выявлены следующие личностные

качества, характерные для проявления сотрудничества: способность оказать доверие в процессе взаимодействия, умение находить общий язык при совместной деятельности, способность к консолидирующему началу, свободному выражению и реализации новых идей, стремление личности к конструктивному разрешению конфликтов.

В практической части исследовательской работы приняли участие 118 родителей МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска. Ввиду отсутствия единой методики оценки уровня сформиро-ванности культуры сотрудничества и для более объективного исследования был использован комплекс нескольких видов диагностики, подобранный С. А. Харченко: экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга), экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышов, С. В. Сарычев), определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфри-ева), шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновский), самооценка конструктивного поведения в конфликте (Н. П. Фе-тискин), диагностика принятия других (по шкале Фейя) .

Анализ результатов диагностики показал, что большинство респондентов имеют в основном средний и низкий показатели сформиро-ванности культуры сотрудничества по каждому критерию. Следует отметить, что особое внимание вызвали результаты диагностики уровня доверия (по шкале Розенберга), где у 61,5% родителей установлен низкий уровень проявления доверия. Таким образом, результаты анализа указывают на наличие проблемы, которую можно сформулировать как преобладание тенденций недоверия современных родителей не только к школе, но и к обществу в целом. Выявленная проблема является причиной возникновения деструктивных моделей поведения у родителей, препятствующих возможности реализации их личностного потенциала в условиях сотрудничества со школой. Таким образом, результаты диагностики подтвердили необходимость организации деятельности, направленной на формирование культуры сотрудничества у родителей.

Ведущую роль непосредственного организатора взаимодействия играет педагог — класс-

ный руководитель, который при организации сотрудничества с семьей должен уметь:

• принять сотрудничество с родителями как основную форму взаимодействия;

• проводить мониторинг образовательных потребностей семьи;

• создать информационную базу о каждой семье (состав и тип семьи, образование родителей, возраст всех членов семьи, бытовые условия проживания, этнокультурный фон семьи, особенности воспитания в семье, семейные приоритеты и др.);

• создать атмосферу доверия и уважения;

• сформировать осознание сопричастности родителей к общности педагогов и обучающихся школы (общая символика, традиции и др.);

• превращать конфликт в конструктивный диалог;

• проводить систему мероприятий по формированию культуры сотрудничества;

• привлекать семьи к совместному обсуждению идей и выполнению действий для создания комфортной воспитательной среды;

• дать возможность родителям ощутить чувство удовлетворения продуктом взаимодействия.

Разрешение проблем формирования педагогической компетентности родителей возможно через организацию в школе Психолого-педагогического консультативного центра семьи, основанного на принципах сотрудничества, взаимоуважения и доверия, добровольного включения в совместную деятельность с целью взаимного обмена опытом воспитания, знаниями о физическом и психологическом развитии ребенка, где активными формами организации совместной деятельности педагога с родителями выступают групповые и индивидуальные формы. Концептуальная идея Психолого-педагогического центра семьи — учиться вместе сотрудничать, помогать друг другу. Основными направлениями работы Центра являются: обучение родителей и детей, педагогические консультации семьи по вопросам воспитания, помощь в решении жизненных проблем семьи, привлечение узких специалистов из числа родителей для проведения консультаций (юристов, медицинских работников, психологов, аниматоров и др.).

В ходе комплексной работы происходит осмысление и совершенствование системы взаимодействия семьи и школы, изучение взаимоотношений родителей и детей, гармонизация детско-родительских отношений, а также развитие навыка сотрудничества педагога и родителей. Нами предлагается следующая тематика и формы работы по формированию культуры сотрудничества семьи:

«Основы конструктивного общения», ворк-шоп, 2 ч.

«Принципы сотрудничества», вебинар, 1 ч.

«Как избежать конфликтов», тренинг, 2 ч.

«Давайте говорить друг другу комплименты…», тренинг, 1 ч.

«Проектируем сотрудничество со школой», мастерская для совместной работы педагогов и родителей, 2 ч.

«Семейный опыт успешного сотрудничества со школой», конференция, 3 ч.

«Сотрудничать — значит…», мозговой штурм, 1 ч.

«Модель родителя XXI в.», ток-шоу, 2 ч.

Обучение родителей проходит во взаимодействии с использованием различных активных методов (проектный, мозговой штурм, тренинг, дискуссия, воркшоп и др.) и приемов моделирования ситуаций реального общения с целью формирования культуры сотрудничества и совместного решения проблемных, творческих и коммуникативных задач. Психолого-педагогические центры семьи при школах и других социальных институтах — современное требование жизни, где совместные действия педагогов, родителей, обучающихся становятся основой понимания единства основных субъектов воспитания, эффективности сотрудничества в созидании актуальных задач воспитания.

Можно отметить положительный опыт работы Центра психолого-педагогической помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «Тэрчи» г. Якутска под научным руководством М. М. Прокопьевой. Центр в течение последних пяти лет оказывает социальную поддержку малоимущим, многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. При Центре активно работает Школа для родителей, где различными специалистами (психологи, опытные педагоги, ученые, меди-

цинские работники, юристы, люди творческих профессий и др.) систематически проводятся занятия, тренинги, дискуссии, семинары, круглые столы, мастерские по проблемам семейного воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сотруднический подход в организации просвещения родителей с социально-педагогической точки зрения является актуальным условием формирования общей культуры личности педагога и родителя. Для формирования педагогической компетенции семьи требуется создание необходимых условий подготовленными педагогами, специалистами, а также самими родителями по их желанию, способными в духе взаимного доверия, уважения, со-развития, со-творчества, содействия организовать совместно со школой актуальную воспитательную среду для подрастающего поколения, их родителей, всего общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

2. Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. — 2007. — № 9. -С. 86.

5. Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учеб. пособие. — М.: Прометей, 2013. — 164 с.

5. Kim T. K. Semya kak subyekt vzaimodeystviya so shkoloy: ucheb. posobie. Moscow: Prometey, 2013.164 p.

Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: prokmary@list.ru

Дьяконова Александра Захаровна, специалист Республиканского ресурсного центра «Юные Якутяне»; аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: Aleksandra-kulakovskaya@mail.ru

e-mail: aleksandra-kulakovskaya@mail.ru

Попова Марфа Николаевна, Учитель Муниципального образовательного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Саха гимназия»; аспирант кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: afram@list.ru

Родители и школа — сотрудничество или противостояние? Этот вопрос можно назвать вечным. Родители обязаны воспитывать ребенка, школа тоже должна. Казалось бы, и те и другие заняты одним делом, но вот только находятся они по разные стороны баррикад. Как же взаимодействовать этим двум социальным институтам, чтобы максимально эффективно способствовать развитию ребенка.

Напомним, в советское время у родителей не было необходимости принимать на себя ответственность за образование детей. Эта ответственность практически полностью лежала на государстве. Всем давалось одинаковое общее образование, и принимать решения связанные с выбором школы и выбором образовательной программы и т.д. не нужно было. Сейчас из-за разнообразия образовательных услуг от родителей требуется гораздо больше внимательности и осведомленности. Однако взрослые не готовы принимать на себя эту ответственность в полном объеме. Отчасти это связано с высокой занятостью родителей и недостатком времени. В последнее время даже возник парадокс – родители интенсивно зарабатывают деньги на образование детей, но заниматься образованием своих чад им некогда. К тому же все родители нынешних школьников плохо понимают, что представляют собой образовательные учреждения (чем отличается лицей от гимназии и от общеобразовательной школы, школы-интерната и т.д.). Тем более родители не имеют ни малейшего представления о том, чем отличаются друг от друга различные образовательные программы.

Чаще всего, выбирая школу для своего ребенка, родители руководствуются соображениями комфорта и престижа ОУ. Между тем это не имеет прямого отношения к качеству образования и результатам обучения. Получается, что современные родители зачастую не готовы к тому, что школа уже не несет как раньше полной ответственности за обучение и воспитание ребенка.

Со своей стороны школа столкнулась с тем, что авторитет учителей и работников образования резко упал. Воздействие на сознание ребенка общественных институтов теперь ослабло, родители имеют авторитет гораздо больший, чем педагоги и мнение пап и мам гораздо более значимо.

Таким образом, вопрос распределения ответственности между родителями и школой можно решить, т наладив отношения между ними. Прежде всего, школам необходимо информировать родителей об особенностях различных ОУ и образовательных программ. Для решения этой задачи можно использовать различные формы взаимодействия ОУ с родителями. Этот вопрос надо обсуждать на родительских собраниях внутри класса и общешкольных, в личных консультациях с родителями. Но наибольший эффект имеют методы, направленные на совместную работу коллектива школы и родителей в жанре сотрудничества, поиск решений проблем из позиции «на равных».

Такие формы могут быть различными в зависимости от специфики школы, целей и актуальных проблем. В данной статье мы хотели бы описать одну из возможных формы работы с родителями. Это проектный семинар с родителями будущих первоклассников. Мы надеемся, что сценарии данных мероприятий будут полезны при организации подобной работы в других школах.

Необходимо отметить, что разработку и проведение подобных мероприятий желательно проводить совместными усилиями администрации школы, заинтересованных педагогов и школьного психолога. По возможности, желательно подключать к этой работе и родительский актив школы. Только в таком случае можно учесть все нюансы и сделать мероприятие по-настоящему полезным и актуальным для всех участников.

Проектный семинар для родителей будущих первоклассников

Семинар проводится в летний период до начала учебного года. В семинаре участвует администрация школы, педагоги, психологи родители будущих первоклассников.

Цель — совместное формирование образа ученика и разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования учащихся.

Семинар очень важен, поскольку помогает определиться со всеми важными вопросами взаимодействия еще до начала образовательного процесса, помогает войти в него уже с определенными позициями, согласованными установками и т.д. Кроме того, семинар дает возможность родителям лучше узнать школу и педагогов, познакомиться между собой. Опыт показывает, что родители, прошедшие через такой вводный семинар, становятся сплоченной командой, что помогает и в дальнейшем.

Задачи семинара:

  • Информирование родителей о целях, задачах, особенностях образовательного процесса конкретного ОУ (знакомство с документами, регламентирующими деятельность ОУ – уставом и концепцией ОУ);
  • Формирование социального заказа на образовательные услуги со стороны родителей;
  • Формирование единого представления об образе ученика у администрации школы, педагогов, родителей;
  • Разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание учащихся;
  • Согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика.

Время необходимое для проведения семинара – 2 дня по 8 часов (всего 16 часов).

Сценарий мероприятия

День первый

Задача дня – формирование единого образа ученика, формулирование социального заказа школе со стороны родителей.

План мероприятий:

  1. Установочный доклад – 1 час;
  2. Работа в группах по формированию «образа ученика» – 4 часа;
  3. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 3 часа.

Ход работы:

Установочный доклад делается на общем пленарном заседании, где присутствуют администрация школы, педагоги, родители. В установочном докладе организатор (это может быть директор школы или ее научный руководитель) объясняет цели, задачи первого дня семинара и дает задание для работы в группе. Задание: сформировать образ ученика (выпускника) начальной, основной и средней школ. Для того, чтобы обсуждать образ ученика необходимо задать определяющие его рамки. Такими рамками на наш взгляд являются:

  • Социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе;
  • Возрастные особенности учащихся начальной, основной, средней школ;
  • Образовательная система конкретной школы.

Каждая из этих рамок предъявляет к учащимся определенные требования: задает позиции, которые должен уметь занимать учащийся; определяет виды деятельности, которые должен освоить учащийся, и характеристики, которыми он должен обладать.

Подробная информация об этих рамках должна быть представлена в установочном докладе. Это может сделать как организатор семинара, так и узкие специалисты (например, о возрастных особенностях может рассказать психолог, а об образовательной системе – заместитель директора школы).

После установочного доклада все присутствующие делятся на три группы (например, как представлено ниже):

  1. Педагоги начальной школы, завуч начальной школы и часть родителей;
  2. Педагоги основной школы, завуч основной школы, часть родителей;
  3. Педагоги средней школы, завуч средней школы, часть родителей.

Каждая группа обсуждает образ ученика своей школы исходя из обозначенных в установочном докладе рамок. В процессе групповой работы могут обсуждаться следующие вопросы:

  • Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте?
  • Какие виды деятельности он должен освоить?
  • Какими категориями мышления он должен уметь пользоваться (какие категории организуют его мышление)?
  • Какие мыслительные действия он должен уметь совершать?
  • Какие нормы и ценности он должен освоить в этом возрасте?
  • Какие личностные качества необходимо развивать в детях в этом возрасте?
  • На что необходимо делать упор при воспитании детей данного возраста?
  • Чему необходимо учить детей в этом возрасте (на что делать упор в образовании)?

Директор и научный руководитель при этом являются консультантами и могут оказывать организационную, информационную помощь группам.

По итогам своей работы, каждая группа готовит доклад на тему «Образ ученика начальной (основной, средней) школы». Эти доклады представляются на пленарном заседании и обсуждаются с представителями других групп. При этом в обсуждении необходимо сделать акцент на преемственности школ. Как продолжается работа, начатая на предыдущей ступени в последующих школах, и готовит ли предыдущая ступень необходимую для эффективной работы площадку.

Результатом первого дня семинара должен стать образ ученика начальной, основной, средней школы, представленный в виде конкретных характеристик (компетенций).

День второй

Задача дня — разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание учащихся; согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика.

План мероприятий.

  1. Установочный доклад – 30 минут;
  2. Работа в группах по определению зон ответственности администрации школы, педагогов, родителей – 2 часа;
  3. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа;
  4. Работа в группах по составлению плана действий по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика – 2 часа;
  5. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа;
  6. Подведение итогов семинара – 30 минут.

Ход работы.

На общем пленарном заседании в установочном докладе организатор представляет обобщенный результат первого дня и дает задание для работы в группах.

Задание – определить зоны ответственности администрации школы, педагогов, родителей в воспитании и образовании детей и представить результаты в следующей таблице:

Зона ответственности администрации школы Зона ответственности педагогов Зона ответственности родителей

Для того, чтобы обсуждение зон ответственности было конструктивным, необходимо в установочном докладе ввести понятие ответственности. Можно предложить следующее семантическое понимание этого термина. Ответственность – от слова «ответ», значит ответственное поведение – это поведение, при котором человек ставит перед собой вопросы, прогнозирует некоторые результаты, а потом стремится к ним. Иначе говоря, человек отвечает на все те вопросы и вызовы, которые ставит перед ним окружающая среда, а не «плывет по течению». Так в какой зоне родители видят для себя подобные вопросы, а в какой вопросов у них не возникает, поскольку они неосознанно (или осознанно) полагаются на чью-то волю, чьи-то решения? На основании этого понимания ответственного поведения можно предложить участникам семинара заполнить предложенную таблицу.

После установочного доклада участники делятся на три группы:

  1. Администрация школы;
  2. Педагоги;
  3. Родители.

Каждая группа заполняет таблицу, исходя из представленного в установочном докладе подхода к ответственности. По итогам своей работы каждая группа готовит доклад, который представляет на пленарном заседании. При обсуждении докладов необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Представления о зонах ответственности у разных групп сильно различаются;
  • Зоны ответственности явно несбалансированны;
  • При обсуждении зон ответственности группы не стараются договориться между собой, а спорят, конкурируют, перекидывают друг на друга ответственность за результат обучения.

Здесь можно вернуть участников к модели ответственного поведения, указав на то, что у них есть общая цель – воспитание и обучение детей в соответствии с образом ученика. А действия, которые они совершают в данный момент, не приведут к желаемому результату. Таким образом, можно повернуть ситуацию в сторону разработки единой сбалансированной системы распределения ответственности. Хорошо, если в процессе обсуждения участники обратят внимание на то, что вся ответственность распределяется между взрослыми, а ее необходимо постепенно отдавать детям. Тогда в таблице должна появиться еще одна колонка – зона ответственности учащихся.

После того, как на пленарном заседании будет разработано единое представление о зонах ответственности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, организатор дает следующее задание для работы в группах – составить план образовательно-воспитательных мероприятий в рамках своей зоны ответственности. После того, как каждая группа составила свой план, на пленарном заседании происходит критический анализ каждого плана и составление единого плана воспитательно-образовательного процесса.

В завершении семинара организатор собирает с участников обратную связь. Для этого в письменной или устной форме им можно предложить ответить на следующие вопросы:

  • Оцените семинар по 10-балльной системе.
  • Что для вас было в семинаре наиболее полезным?
  • Что для вас было новым? Какое открытие для себя вы совершили за эти 2 дня?
  • Удовлетворены ли вы результатом семинара?
  • Готовы ли вы выполнять план воспитательно-образовательной работы?
  • Нужны ли на ваш взгляд подобные семинары для вас в будущем?
  • Пожелания предложения по организации семинара.

В конце учебного года для того, чтобы оценить насколько план, составленный на семинаре, был реализован можно провести анкетирование среди родителей:

Пример анкеты:

  1. Какие требования к результатам образования своего ребенка Вы предъявляете?
  2. Оцените результаты образования Вашего ребенка.
  3. Какие положительные результаты образования своего ребенка вы можете отметить?
  4. Какие отрицательные результаты образования своего ребенка Вы видите?
  5. Какие на Ваш взгляд существуют нерешенные проблемы в образовательном учреждении?
  6. Какие собственные нерешенные проблемы в воспитании своего ребенка Вы видите?
  7. Кому и за что вы бы хотели сказать спасибо?

Елена Плотко, психолог, Кемерово

Елена Плотко — психолог высшей квалификационной категории. Более 10
лет работает в психологии образования. Автор статей в газете «Школьный
психолог», журнале «Абитуриент», разработчик авторской программы по
коррекции тревожности у детей на основе гештальт-подхода.

Ведущий тренинговых групп. Проводит тренинги для школьников и
студентов. За время работы была награждена благодарственными письмами
от руководства организации, от администрации г. Кемерово и от
администрации Кемеровской области.

Файлы для скачивания:

» Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский

Семья – это мир, в котором ребенок живет, делает открытия, действует, учится любить, радоваться, сочувствовать. Являясь членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые оказывают на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому часто ребенок растет либо доброжелательным, общительным, либо грубым, лживым, тревожным, циничным.

Семья – самая первая ступень в жизни любого человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В семье ребенок проводит большую часть всей жизни.

Самое сложное в работе с семьей – это работа с их родителями. Главными задачами являются: установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности. Многие родители перекладывают с себя воспитание на школу. Школа не должна заменять ребенку семью. Она должна помочь ему взрослеть, приобретать опыт и знания, расширять кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои возможности. Многие родители неохотно идут в школу за советом, помощью, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

Более 10 лет работаю в железнодорожной школе – интернате. До этого я была сельским учителем начальных классов и классным руководителем. Каждый раз, строя работу с родителями, задумывалась о тесном сотрудничестве между школой и семьей. Из опыта работы в обычной школе поняла, что в большинстве своем, родители, выбрав родительский комитет на первом родительском собрании, возложив на него всю помощь классному руководителю, мало принимают участие в жизни класса и школы. Иногда все вопросы с организацией досуга решает сам классный руководитель.

В школе – интернате, где обучаются дети железнодорожников, работа с семьей построена по этому же принципу. Вся работа строится на тесном сотрудничестве с родительским комитетом класса и в целом с родителями. Роль классного руководителя в нашей школе – интернате несут на себе воспитатели. С первого класса начинается работа с детьми и их родителями. Учитывая специфику работы родителей — железнодорожников очень трудно выбрать в родительский комитет 3- 4 постоянных человек. Бывает так, что присутствие представителя родительского комитета класса необходимо, но каждый из них мог быть на смене, в поездке, командировке. Приходилось разыскивать и приглашать того родителя, который в этот момент был не занят. В результате таких моментов пришло решение: в родительский комитет в начале года выбирать не 3-4 человека, а гораздо больше.

Набрав 5 лет назад первоклашек, предложила всем родителям разбиться на родительские комиссии: спортивно – оздоровительную, культурно – массовую, учебно – воспитательную, производственно — хозяйственную. На первом родительском собрании рассказала о том, какую помощь классу или школе могут оказать каждая из этих родительские комиссии. В классе есть родители, которые не работают на железной дороге. Каждой семье было предложено подумать и обсудить их участие в жизни класса и помощи в воспитании детей. Кроме родителей в жизни класса решили принять участие старшее поколение семей. Эти комиссии функционируют до сих пор. Помимо этого мы выбрали представителей в Совет школы из родителей, не работающих на железной дороге. Из 27 семей активно принимают участие в жизни класса 24, стараясь быть нужными своим детям, не смотря на специфику работы на железной дороге.

Постараюсь кратко охарактеризовать деятельность родительских комиссий. Спортивно – оздоровительная комиссия родителей организовывает и проводит ежегодно походы на природу осенью, зимой на лыжах, санках и выходы на каток, весной — шуточные веселые старты, соревнования по футболу (команда мальчишек и пап), в боулинге, лазертаге, на батутах, скалолазании, преодоление веревочного городка. Дети эти мероприятия воспринимают очень оживленно, так как большинство воспитанников в классе подвижные спортивные дети, и все это проходит вместе с родителями. Даже мероприятие, посвященное окончанию начальной школы, родители решили организовать на природе со спортивными эстафетами, в которых участвовали не только дети. В течение трех лет у нас в классе сформировалась своя футбольная команда, которая активно принимает участие в соревнованиях разного уровня. Не без помощи родителей, и даже дедушек и бабушек, наши футболисты победили сначала в городе, затем области, регионе и заняли 3 место в Москве на Всероссийских соревнованиях по мини футболу. Сейчас команда готовится к Всероссийским соревнованиям «Кожаный мяч» в Краснодаре, снова став первыми на предыдущих этапах.

Культурно — массовая комиссия родителей помогает организовывать выходы в драмтеатр и кинотеатр, на выставки, концерты, цирковые представления, экскурсии в музеи не только нашего города; помогает составлять сценарии для классных мероприятий; делает видео и фотосъемки с последующим размещением материала в социальных сетях в группе класса, предназначенной для информирования родителей; ставят для детей театральные представления. Например, «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой», «Праздник первой оценки», новогодние сказки – квесты, выпускной бал (торжественная часть). В школе проводится директорский бал, на котором мамы и папы моих воспитанников с удовольствием принимают активное участие. Мамы – рукодельницы неоднократно поражали своим мастерством: изготовление декора для оформления кабинета на новогодние праздники, театральных костюмов. Не отказывали в помощи организации участия в различных музыкальных и танцевальных конкурсах разного уровня. Например, для участия в региональном танцевальном конкурсе «Первые шаги» изготовление некоторых реквизитов, костюмов и доставку детей на конкурс взяли на себя родители. В межрегиональном конкурсе «Самоцветы Севера» родители поддерживали своих детей при множественных репетициях, вселяя уверенность в победе.

Родители из учебно – воспитательной комиссии помогают в проведении классных часов: приглашают интересных людей на беседы с детьми, в том числе и железнодорожниками; сами проводят беседы о соблюдении правил поведения на дорогах, в общественных местах; помогают организовать экскурсии на предприятия железной дороги и свое рабочее место. Родители помогают обучать детей правильно маршировать, четко выполнять команды при подготовке к участию в ежегодном смотре строя и песни. Ежегодно дети участвуют в олимпиадах всероссийского уровня «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Пегас», «Английский бульдог», «КИТ», «Гелиантус». Активно принимают участие в муниципальных олимпиадах, занимая первые места. Не малую роль в этих победах сыграли родители. Начиная со 2 класса воспитанники принимают участие в написании и защите исследовательских работ на школьном и муниципальном уровне. Вместе с родителями дети подробно изучили такие темы: «Моя семья и железная дорога», «Сколько весит твой портфель», «Железнодорожная династия моей семьи» на английском языке, «Теория происхождения человека», «Какие бывают календари», «Интернет – вирусы», «Куда исчезает мусор?». Родители помогают вести наш интернет – сайт, куда помещают интересные статьи о воспитании детей, профилактические статьи, статьи о здоровье, о проблемах подросткового возраста.

Производственно — хозяйственная комиссия родителей радует и удивляет детей мастер – классами, которые проводят вместе с детьми. Например, изготовление поздравительных открыток в форме «ангелочков» к Дню матери и пасхальных сувениров из природного материала, оформление букета из конфет для бабушек и дедушек на День пожилого человека, создание панно в технике «квиллинг» для учителей на 8 марта. Родители всегда помогают детям в оформлении кабинета к новому году (из 5 учебных лет мы четыре раза занимали первые места!), причем в последний раз родители помогали только советом, воспитанники делали все сами. Дети вместе с родителями делают различные поделки из всевозможного материала на конкурсы в школе, муниципалитете, занимая призовые места. Например, «Город мастеров», «Неопалимая купина», конкурс новогодних поделок в драмтеатре. Поделки воспитанников участвуют в железнодорожных конкурсах. На каждое чаепитие класса у нас всегда есть торты домашнего производства.

Стараемся сохранить и традиционные формы работы с родителями. Не реже одного раза в четверть проводим родительские собрания и индивидуальные консультации, которые организуются по инициативе не только педагогов, но и родителей. В конце учебного года предлагаю каждой семье выбрать из представленного списка темы для родительских собраний на будущий год. Приветствую предложенные родителями варианты для встреч.

Использование различных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам и родителям в направлении развития гармонично развитой личности ребенка.

Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Влияние работы с родителями на дальнейшее развитие творческой спортивной активности воспитанников нашей школы планирую изучать и в дальнейшем. И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все — таки являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Успех в конкурсах стимулирует деятельность детей и родителей. Ведь каждому родителю приятно, когда его ребенка хвалят, отмечают за высокие творческие, интеллектуальные и спортивные достижения. А каждый ребенок гордится тем, что его родители приходят в школу не только на родительское собрание, но и для того, чтобы чему-нибудь научить, чем – то помочь педагогам и одноклассникам.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

    Уразгалиева Татьяна Мусановна учитель начальных классов
    Муниципального автономного образовательного уч-реждения — «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Альметьевска Республики Татарстан

    Аннотация

    Что же такое воспитание? В чем его суть? И поче-му сейчас так много об этом говорят? Работая, учителем все чаще и чаще приходится сталкиваться с родителями, которые считают, что главное в этой жизни они сделали, это дали жизнь ребенку. А воспитанием пусть занимается школа. Это ее прямая обязанность. Я с этим в корне не согласна. Роль семьи очень велика.

    Воспитание возникло с появлением человечества, и оно всегда будет существовать, пока существует человечество. Это обусловлено самой природой и социальными причинами. Родители заботятся о том, чтобы их дети успешно овладевали знаниями и опы-том, были подготовлены к труду и общественной жизни. Таким образом, старшее поколение готовит себе замену. И какой будет эта замена, зависит, прежде всего, от семьи. Семья – это как отдельный социум, где ребенок с детства учится как вести себя, что мож-но делать, что нельзя. Учатся культуре речи, приоб-щаются к своим традициям почитаемых в семье. Весь основной багаж воспитания ребенок получает именно в семье. И если семья неблагополучная, то этот ребенок, как правило, будет с проблемами в воспитании. Это не говорит о том, что он будет совершать плохие поступки и в конце концов «плохо кончит». Нет, про-сто этому ребенку будет тяжелее понять себя, найти свое место в жизни. К сожалению, очень часто встречаются родители, которые вроде и любят своих детей, но вся любовь и забота укладываются в два пункта:

    1.Что бы был всегда сытым.
    2.Что бы дома было «не хуже, чем у людей».

    Очень часто родители негодуют на свое чадо:

    -Что ему еще надо? Ведь все есть! Посмотри, как живут твои друзья? Ты с жиру бесишься!

    Что же надо этим детям, у которых все есть? Наверное, родительской любви, понимания, или просто разговора по душам. Кроме материальных благ есть еще и духовные ценности, о которых в последнее время, почему то часто забывают. Родители считают, что это не для таких «маленьких людей» как они. По-этому и перестали ходить вместе с детьми в театры, на выставки, в музеи, на общественные мероприятия, мо-тивируя это своей занятостью, усталостью. А потом оказывается, что родители совсем не знают своего ре-бенка. Он вырос чужим. И здесь начинается самое интересное. Кто виноват? Конечно школа! Школа не воспитала! Он в школе стал таким! А ведь именно школа, пытается восполнить пробелы семейного вос-питания. Это посещение музеев, парадов, кинотеатров. Организуются благотворительные акции и посещение домов престарелых, детских домов. Учителя в ущерб своим семьям выезжают с детьми на природу, посещают спортивные мероприятия. Каждый учитель стремиться дать своим ученикам только хорошее, и гордится когда из неблагополучного ребенка вырастает сильный и цельный человек. А если случается, что подросток оступился, то учитель зачастую корит себя. Значит, что-то он не додал, что-то упустил. Очень важно чтобы у наших детей все сложилось. Ведь от этого зависит вся их жизнь. И только совместная работа семьи и школы даст положительный результат. Хорошие дети – это наше будущее. И ради этого стоит жить.

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
    1. Автор Уразгалиева Татьяна Мусановна

    Вам понравился материал?
    Пожалуйста, поставьте свою оценку.

    «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

    В.А.Сухомлинский

    Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

    Права и обязанности родителей определены:

    • в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
    • в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
    • в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании”.

    В законе Российской Федерации «Об образовании” говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

    Понятие «воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

    Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

    Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

    «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)

    Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

    Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

    Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

    Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: «День открытых дверей”, «Давайте познакомимся”. Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

    Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

    Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

    Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

    Взаимодействие с родителя строю на основе таких идей-принципов, как:

    • обращение к чувству родительской любви;
    • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
    • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

    Придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой”, для предупреждения об опасности «если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

    Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: – психолого-педагогическое просвещение родителей;

    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
    • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

    Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

    • родительские лектории;
    • конференции;
    • индивидуальные или тематические консультации;
    • родительские собрания.

    Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

    • дни творчества детей и их родителей;
    • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
    • помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

    Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

    • участие родителей класса в работе Совета школы;
    • участие родителей в работе родительского комитета.

    Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

    Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.

    Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:

    1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
    2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
    3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
    4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
    5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
    6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
    7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
    8. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
    9. Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

    Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

    К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов.

    Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

    Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка – школьника.

    Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

    По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

    Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

    Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

    Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

    Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

    Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся.

    Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива

    Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

    Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

    Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты и многое другое.

    Хорошей традицией школы являются ежегодные конференции родительских комитетов классов. Такие конференции могут проводиться два раза в учебном году.

    К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

    Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

    Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

    • необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
    • родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
    • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
    • родители не должны ждать под дверью своей участи;
    • желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
    • необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
    • родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
    • все доводы родителей, их аргументы «за” и «против” должны быть внимательно выслушаны;
    • в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
    • если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
    • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

    Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

    Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

    Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

    Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

    Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

    Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

    По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

    Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

    Положение о родительском комитете класса

    1. Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
    2. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
    3. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
    4. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
    5. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
    6. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
    7. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
    8. Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.
    9. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

    Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

    Родительский комитет класса обязан:

    • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
    • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
    • влиять на формирование культуры родительского общения;
    • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
    • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
    • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

    Родительский комитет имеет право:

    • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
    • помогать классному руководителю и школе в приобретении пособий;
    • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
    • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
    • воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
    • проводить беседы с проблемными учащимися;
    • поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

    Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

    Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

    К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.

    Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чте6иях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

    Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

    Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

    Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

    Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

    Данный материал о семье располагается на сайте школы «Родительская страничка”.

    Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

    Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

    • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
    • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
    • в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
    • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
    • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

    Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

    Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

    «Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

    Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

    Дополнительные записи

    • Факторы влияющие на качество образованияФакторы влияющие на качество образования
    • Дифференциация звуковДифференциация звуков
    • Отзывы о президентеОтзывы о президенте
    • Педагогическое наблюдениеПедагогическое наблюдение

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Свежие записи

    • Варенье по английски
    • Поделки из цилиндра
    • Польза вулканов
    • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
    • Реклама рюкзаков

    Архивы

    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    © 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes