Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Родильные обряды на Руси

05.05.2020 by admin

Содержание

  • Выбор имени
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Древний Египет
  • Русь
    • Дополнительные записи

Изучая любую нацию очень интересно знакомиться с родильными обрядами. Все, что связано с появлением в семье ребенка всегда отражает не только глубину верования народа, но и отношение людей к беременности и родам. В Азербайджане существуют довольно интересные родильные обряды и традиции, которые не всегда встретишь в других странах.
Рождение ребёнка в азербайджанских семьях также торжественно отмечается и имеет свои обычаи и традиции.

Когда девушка выходит замуж, люди, наряду с благословением и пожеланием удачи, дают невесте подержать в руках младенца ближайших родственников. По прибытии молодой жены в дом мужа с её головы снимают вуаль, которую набрасывают на ветки плодоносного дерева, а на приготовленную для молодых постель укладывают вначале ребенка. Всеми этими наполненными глубоким символическим смыслом действиями родственники выражают невесте свое пожелание видеть ее матерью.

Во время беременности азербайджанская женщина старается все время быть приветливой и обходительной, почаще задерживать свой взгляд на красотах природы: цветах, воде, небе. Считается, что это будет способствовать рождению красивого и здорового ребёнка.

После родов и обрезания пуповины, младенца купают. В воду при купании добавляли соль: чтобы ребенок был правдивым, отличался смелостью и сообразительностью. Мать не приближается к новорожденному во время купания. Младенца приносят к ней уже после купания, чтобы с этой минуты уже больше не разлучаться.

Как только ребенок появляется на свет, бабушка начинает праздничные приготовления: готовит шелковую постель, покупает колыбельку и всё это украшается алыми лентами. Также 40 дней после рождения ребёнка не принято навещать его . Навещать внука или внучку приходят через 40 дней после рождения: ребенку дарят подарки, а в колыбельку кладут деньги.

Когда у ребенка прорезываются первые зубки, в семье готовят cпециальное блюдо хядик (hədiy) из семи видов зерновых культур и проводится обряд. Согласно верованию, благодаря этому зубы у младенца прорезаются быстрее и безболезненно.

Только после того, как ребенок достигает годовалого возраста, ему стригут ногти и впервые состригают волосы…

Выбор имени

При рождении ребенка одним из самых спорных моментов является выбор имени. По обычаю, если в семье родился первый ребенок-мальчик, то ему дают имя дедушки (по отцовской линии). Также выбор может остановиться на имени, более подходящего к именам родителей или старших детей в семье. Редко обращается внимание на значение имени.

Вот такие родильные традиции существуют в Азербайджане, стране, которая славится своей самобытностью и уникальными традициями.

В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так. Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица. «МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.

Древняя Греция

Фото: Базальтовая фигура женщины, дающей рождение Фото: барельеф изображение родов в Древней Греции

В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений. Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству. Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор. Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.

Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.

Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.

Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.

Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины. Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом. Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.

Древний Рим

Фото: Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)

На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.

Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.

Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.

После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.

Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.

В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.

Древний Египет

Фото: Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Русь

Фото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох

Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.

Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.

Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.

Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.

Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.

Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:

Смерть не помеха

«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.

К геморрою, варикозу, болям в спине, недержанию мочи, послеродовой депрессии и другим последствиям родов прибавилось еще одно — ускоренное старение. Исследователи из Университета Джорджа Мэйсона в США выяснили: у рожавших женщин укорачиваются теломеры, концевые участки хромосом, которые защищают ДНК и укорачиваются по мере старения организма. Результаты работы были опубликованы в журнале Human Reproduction.

Реклама

В исследовании приняли участие 1954 женщины, примерно поровну распределенных по возрастным группам: 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года, 35-39 лет и 40-44 года. 37,6% имели нормальный вес, 27,9% — избыточный, 31,3% страдали от ожирения, 3,3% имели недостаточный вес. Более половины никогда не курили, остальные либо курили на момент исследования, либо бросили. 444 женщины никогда не рожали, у остальных было от одного до пяти детей. 377 женщин были беременны на момент исследования.

По сравнению с нерожавшими женщинами, те, у кого был хотя бы один ребенок, имели теломеры как минимум на 4,2% короче —

это равно примерно 11 годам клеточного старения (т. е. потери клетки способности к делению) или, по оценкам исследователей, трем годам биологического старения.

Короткие теломеры ассоциированы с повышенным риском раковых заболеваний, болезней сердца, слабоумием.

Роды влияли на длину теломер сильнее, чем курение или ожирение, которые ускоряли клеточное старение на 4,6 и 8,8 лет соответственно. Чем больше детей родила женщина, тем, соответственно, сильнее были укорочены ее теломеры. Так, у женщин с пятью детьми они были на 12,7% короче, чем у нерожавших.

«Мы обнаружили, что женщины, у которых было пять или более детей, имели теломеры более короткие, чем те, кто не рожал или родил одного, двух, трех, даже четырех детей», — отмечает эпидемиолог Анна Поллак, автор исследования.

Исследователи отмечают, что укорачивание теломер в связи с родами может быть вызвано множеством факторов. Так, например, значительную роль может играть стресс — ранее было установлено, что он также способствует сокращению длины теломер.

«Мы не призываем не заводить детей», — подчеркивают авторы работы.

Также они избегают говорить о какой-либо причинно-следственной связи между количеством родов и длиной теломер — возможно, женщины с изначально более короткими теломерами просто способны родить меньше детей. Ученые отмечают, что дальнейшие исследования этого феномена должны учитывать изменение длины теломер на протяжении определенного срока.

«Даже обсуждая детей с друзьями, мы отмечаем, что дети нас старят, — говорит Поллак. — И это подтверждается наукой. Мы знаем, что рождение детей связано с повышенным риском развития болезней сердца и диабета. А многие крупные исследования связывают длину теломер с риском развития других серьезных заболеваний или смерти».

Не исключено, что укорочение теломер действительно вызвано стрессом — ранее «Газета.Ru» писала, что новоиспеченные матери проводят в два раза больше времени, чем отцы, в заботах о ребенке и выполнении домашних обязанностей, даже если оба партнера работают. В течение трех месяцев после родов 52 пары вели дневник, где отмечали, в какое время и чем они занимались.

В рабочие дни женщины занимались домом и ребенком лишь немного больше мужчин, но в выходные разница вырастала в два раза.

Также исследования подтверждают и расхожее мнение об ухудшении когнитивных функций во время беременности. Симптомы включают забывчивость, потерю концентрации и сообразительности. Ухудшение памяти при беременности знакомо четырем женщинам из пяти: они отмечают появившуюся рассеянность — не могут вспомнить, куда положили ту или иную вещь или во время какого-либо занятия забывают, что же они делали, чаще теряют нить разговора, им сложнее сконцентрироваться и, чтобы оставаться организованными, им приходится делать заметки. Некоторым бывает сложно даже сосредоточиться на чтении.

Мета-анализ 20 исследований, посвященных этому явлению, показал: у беременных женщин когнитивные функции оказались заметно хуже, чем у небеременных.

Память страдает на протяжении всей беременности, а в третьем триместре подключаются проблемы с исполнительными функциями — способностью планировать действия и избирательно реагировать на внешние стимулы.

Однако, по мнению ученых, изменения укладываются в пределы нормы. «Мы не говорим об ухудшениях, способных серьезно помешать беременным женщинам заниматься их повседневными делами или работать. Речь скорее о том, что они чувствуют себя не так, как обычно», — отмечает исследователи.

Ранее ученым с помощью МРТ удалось выяснить, как с течением беременности уменьшается объем серого вещества будущей матери. Результаты сканирования мозга показали четкое различие между будущими матерями и остальными участниками исследования: у первых наблюдалось сокращение серого вещества в медиальной фронтальной и задней теменной коре, а также в префронтальной и височной. Эти области мозга отвечают за чувство эмпатии, способность к пониманию других и прочие социальные процессы. Изменения сохранялись в течение двух лет после родов.

Практически у каждого народа России есть свои обряды и поверья, связанные с беременностью. Современная наука подтверждает мудрость этих традиций, ведь основаны они не столько на суевериях, сколько на вековом опыте и понимании физиологических процессов в организме женщины. Показательно, что «беременные» приметы у разных этносов очень похожи. «НацАкцент» сделал небольшую подборку национальных обычаев, связанных с зарождением новой жизни.

Славяне

У славян рождение человека считалось одним из величайших таинств. Поэтому беременную старались беречь от чужих глаз и потусторонних сил. Она до последнего держала свое положение в тайне даже от близких родственников. Расспрашивать женщину о беременности было не принято. Считалось, что открыто интересоваться этим может только тот, кто желает навести порчу. Скрыть живот женщинам помогала просторная одежда, присобранная под грудью.

Славяне верили, что душа бессмертна и после смерти физического тела может вернуться в этот мир в облике другого человека. Существовало представление, что души родственников могут возрождаться только в пределах своего рода. То есть в каждом новом ребенке славяне видели души бабушки, прадедушки или дедушки. А беременную воспринимали как «связующее звено» между этим и «иным» миром, носительницу магической силы. Обижать ее боялись, ведь это приравнивалось к оскорблению всего рода. Никто не хотел навлекать на себя и свой дом гнев предков. Плохой приметой считалось отказать женщине на сносях в просьбе. Говорили, что отказавшему мыши прогрызут в одежде дыру в форме предмета, который он пожалел.

От потусторонних сил беременные защищали себя оберегами: иголками без ушка, продетыми в ворот, бусами с ягодами пиона, поясами из шерстяной нити или рыболовной сети. На ночь женщина могла надеть штаны или рубаху мужа, чтобы нечистая сила приняла ее за мужчину. На порог комнаты, где она спала, клали топор острием к выходу, втыкали нож, вешали на дверь икону.

Существовали и народные приметы, связанные с беременностью. Если женщине хотелось соленых или острых продуктов, ждали мальчика («Ешь редьку, принесешь Федьку»). Сладких – девочку. Если беременная предпочитала хлебные горбушки – будет мальчик («Ешь горбушку – принесешь Илюшку»), мякиш означал девочку. Легкие три месяца беременности — мальчик родится, тяжелые – девочка. Пол будущего ребенка определяли также по волосам предыдущего. Если волосы новорожденного заканчивались хвостиком, следующей должна быть девочка. Ровные – мальчик. Рождение близнецов связывали с тем, что мать во время беременности ела плоды-двойчатки или яйца с двумя желтками.

Перед родами беременной нельзя было стричь волосы, так как в них заключается жизненная сила человека. Мыть их и расчесывать можно было только в специально отведенные дни. Нельзя было смотреть на страшное: ребенок родится некрасивым. Беременная не должна была ничего шить и латать, иначе у малыша будет родимое пятно (заплата на щеке) или путь при рождении ему «будет зашит». По этой же причине на одежде будущей родительницы не должно было быть узелков. Считалось, что узел завязывает ребенку выход в мир. Ожидающая младенца женщина не должна была сидеть на пороге. Дело в том, что порогу приписывались магические свойства как границе между двумя мирами. Впрочем, за этой приметой в первую очередь просматривается забота о будущей матери, ведь порог опасен сквозняками. Нельзя было пролезать в окно и шагать через полено: роды будут трудными. Кроме того, мать не должна была сама готовить приданое для малыша.

Чтобы вызвать дождь во время засухи, беременную обливали водой. Если же женщина на сносях трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия.

Татары

Как и у большинства других народов, у татар бесплодие считалось великим горем, а беременность – счастьем и подарком свыше. Если в семье долго не появлялся ребенок, главной виновницей считали женщину. Сибирские татары называли ее корык («сухая»). Для спасения от бездетности обращались к знахарям и повитухам, носили написанные муллами амулеты, ходили по святым местам, был распространен специальный массаж живота.

Наступление же беременности было связано с целым рядом правил поведения и всевозможными запретами. При этом женщине на сносях всячески потакали и по возможности выполняли все ее гастрономические запросы. Помочь, услужить беременной считалось «савап», то есть богоугодным делом.

Угадать пол ребенка сибирские татары пытались по внешнему виду беременной. Если женщина дурнела, выглядела бледной и больной, считалось, что родится девочка, которая забирает красоту матери. Пышущей здоровьем румяной женщине пророчили мальчика. Кстати, эта старая татарская примета актуальна среди беременных по сей день. Был метод определения при помощи яйца. Для этого будущая мама отваривала несколько яиц, выбирала и чистила понравившееся. Углубление на макушке обещало рождение мальчика, сбоку – девочки. Боль в пояснице во время беременности тоже предвещала рождение девочки.

Чтобы ребенок родился красивым будущей маме советовали есть больше яблок. Появление же на свет близнецов считалось двойным счастьем, и маме двойняшек прощались все грехи.

Вообще, по нормам народного этикета, у сибирских татар не было принято обсуждать положение женщины, вынашивание ребенка или сам процесс родов. Это было сакральной темой, не предназначенной для мужских ушей. Если татарки и говорили между собой на тему беременности, то украдкой и полушепотом.

Башкиры

Кормить беременную можно было только честно заработанной пищей, иначе ребенок вырастет лентяем. Ей запрещалось ходить по гостям и есть чужую еду, так как ребенок может родиться с дурным нравом.

Беременной нельзя было прясть, вязать спицами, крючком. Согласно суевериям, завязывание узлов могло спровоцировать тугое обвитие пуповины вокруг шеи ребенка. Нельзя было сидеть, сложа ногу на ногу, скрещивать ноги, так как это могло привести к осложнениям во время родов.

Все болезни и недомогания беременной башкиры связывали с нечистой силой, для изгнания которой использовались амулеты и обереги, например «бетеу» (бумагу с изречениями из Корана, обшитую тканью или кожей). Иногда под порог дома зарывали голову волка или собаки.

В башкирских селах Саратовской области до сих пор сохранились обычаи и обряды, связанные с предсказанием пола ребенка, например «елгв бесеу» («кройка выреза платья»). Перед родами мать или свекровь беременной выкраивали из ткани горловину платья, складывали пополам и клали под кошму. Если первым в дом входил мужчина, ждали рождения мальчика. Если женщина – девочка. Хорошим знаком считалось, если в дом заходили маленькие дети. Это означало легкие и скорые роды.

Жители Крыма

Крымские татары рассказывали о беременности только родным, чтобы уберечься от сглаза. По этой же причине женщина «в положении» старалась поменьше появляться на людях. На самих родах присутствовала только повитуха или близкий человек (мать, сестра, свекровь). Татары считали, что чем меньше людей знают о родах, тем легче они пройдут.

Беременной не рекомендовалось выходить на улицу ночью, смотреть на людей с физическими недостатками, посещать похороны. Нельзя было ничего на себе прятать, иначе, согласно поверьям, у ребенка будет родимое пятно. Для будущего малыша нельзя было ничего шить, вязать или покупать. Все необходимое готовила мать беременной и дарила только после родов.

Караимы, религию которых считают одним из ответвлений иудаизма, своим беременным запрещали входить в храм.

Казахи

Главной задачей молодой женщины казахи считали рождение детей. Бесплодие же воспринималось как величайшее горе и нередко становился причиной разводов и многоженства. Вину за бездетность практически всегда возлагали на женщину.

Множество обрядов у казахов было связано с защитой невесты от бесплодия. Существовал даже обычай кормления собаки в подоле девушки, что должно было способствовать ее многодетности: «Невеста будет много рожать, как собака».

Своих беременных казахи берегли, разрешали не соблюдать религиозный пост («ораза»), потакали их прихотям в еде («жерик»). При этом ожидающая ребенка женщина до последнего продолжала трудиться по хозяйству.

Свекровь по поводу первой беременности невестки устраивала угощение для женщин аула, которые поздравляли молодуху и приносили ей подарки. В гости к будущей матери нельзя было ходить без гостинцев, то есть «с пустыми руками», иначе у нее воспалится горло.

Нежелательной для беременной считались мясо зайца, верблюда, рыбы, печень волка. По представлениям казахов, эта пища могла повредить здоровью ребенка. Беременная избегала есть мясо со щиколотки животного, а предпочитала мясо с голени.

Пол ребенка тоже пытались угадать по пищевым предпочтениям его матери. Если беременной хотелось сладостей, значит, ждали девочку. Предвестником появления на свет мальчика считалось желание женщины поесть мясо диких животных: тигра, медведя.

Казашки во время беременности не стригли волосы, с наступлением темноты старались не выходить из дома, не присутствовали на похоронах, избегали контактов с бездетными и больными людьми.

Народы Севера

Многие северные народы верили, что до зачатия душа ребенка живет птицей на небесном дереве. Поэтому увидеть птицу во сне считалось предзнаменованием скорой беременности. От матери к дочери северяне передавали специальных кукол — символы божеств материнства. Иногда во время схваток такую куклу держали на животе, а после родов шили ей новую одежду.

Так же как у многих других народов у чукчей материнство было почетной обязанностью женщины. Не способную к деторождению чукчанку называли презрительным словом «эскыко» – яловая. В былые времена она фактически становилась рабыней, выполняла самую грязную работу и не имела никаких прав в стойбище. Беременность же тщательно скрывалась, так как чукчи боялись привлечь внимание злого духа Келе.

Нганасаны и вовсе запрещали своим женщинам на последних месяцах беременности отлучаться из чума. Никому не разрешается проходить между будущей матерью и ее мужем. При этом мужчина должен был спать отдельно от жены. Нганасанке было запрещено есть зайцев, чтобы ребенок не стал пучеглазым и косым, мясо уродливого теленка, чтобы ребенок не родился с физическими изъянами. Представители этого народа были уверены, что удачные роды зависят от духа-хозяина луны, поэтому молились ему по утрам и вечерам.

У нганасанов, так же как и у ненцев, роженица считалась «нечистой». Но нганасанки рожали в семейном чуме, а для ненки ее сородичи ставили отдельный, так называемый «поганый» чум (сямай мядико). Или же беременная выходила из чума и рожала на нарте.

Чуваши

Чуваши называли беременную женщину «тяжелой», «с грузом», или указывали на то, что в человеке теперь живут две неотделимых друг от друга души. О женщине на сносях чуваши заботились и освобождали от тяжелой работы. Но это не касалось забеременевших вне брака. Незаконнорожденного ребенка приравнивали к «заложным покойникам» (умершим не своей смертью, самоубийцам, проклятым родителями и т.д; их не тела не закапывали, а закладывали — оставляли на поверхности земли, прикрывая ветками, листвой). Считалось, что его рождение может привести к неурожайному году.

Однако к прерыванию беременности чуваши относились очень плохо. «Не мать, а змея та, которая позволяет себе пить коренья или порох, или хну, чтобы выжить ребенка», — говорили о таких в народе.

Во время беременности чувашки продолжали вести домашнее хозяйство, ухаживать за огородом. В народе бытовало мнение, что женщина должна двигаться, иначе ребенок будет слишком большим, а роды — тяжелыми. Если же случался выкидыш, это не всегда становилось поводом для беспокойства. Считалось, что таким образом организм избавляется от «лишнего» и «ненужного». Только когда беременность прерывалась повторно, чуваши подключали магию: читали специальные молитвы, делали обереги.

Чтобы уберечься от злого глаза чувашки старались скрывать свое положение от окружающих. Они прятали живот под одеждой, не носили новых, привлекающих к себе внимание вещей, не распространялись о своем самочувствии, старались не появляться на людях.

Тэги

  • беременность
  • Женщины
  • традиции

Дополнительные записи

  • Смотрины ребенкаСмотрины ребенка
  • 2 сосуда в пуповине2 сосуда в пуповине
  • Свадебные платья приметыСвадебные платья приметы
  • Кто друг другу крестные?Кто друг другу крестные?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes