Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Рисование граттаж в детском саду

29.05.2020 by admin

Содержание

  • Граттаж как нетрадиционный способ рисования
  • Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ
    • Материалы для работы
    • Граттаж с элементами аппликации
    • Способы оформления основы
      • Натирание восковой свечой
      • Фон цветной гуашью
      • Фон восковыми мелками
  • Подходящая тематика занятий в технике граттаж
  • Граттаж поэтапно
    • Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»
    • Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»
    • Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж
    • Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии
    • Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж
  • Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж
  • Видео: комплексное занятие по теме «Космос»
  • Фотогалерея: детские работы в технике граттаж
    • Полезные материалы для больших и маленьких гравёров.
  • Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — «Зимний вечер». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» в подготовительной группе
    • Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — Граттаж как нетрадиционная техника рисования
    • Дополнительные записи

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.

Граттаж как нетрадиционный способ рисования

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности

Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад».

М. Добужинский первым в России использовал граттографию

В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).

Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж

Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ

В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.

Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение.

При рисовании каждый раз происходит маленькое чудо — на тёмном фоне постепенно появляются образы

Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:

  1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
  2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
  3. Активно развивается фантазия.
  4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.

Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.

Вначале процарапываются контуры, которые потом закрашиваются

При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.

Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности.

Закрашивание листа разноцветными восковыми мелками обычно доставляет ребятам большое удовольствие

Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.

Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Материалы для работы

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
  6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.

Рисование в технике граттаж предполагает определённый набор инструментов

Граттаж с элементами аппликации

Воскографию можно успешно сочетать с аппликацией. Причём, это могут быть не только бумажные элементы, но и вата, рваные салфетки, насыпь крупой и пр. Например, при создании композиции «Северное сияние» дошкольники процарапывают светящееся разноцветное небо. Затем педагог раздаёт готовые шаблоны медведей и вату для создания снежных сугробов. Рисунок получится просто волшебным.

Граттаж красиво сочетается с аппликацией

Способы оформления основы

Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному.

Натирание восковой свечой

Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами:

  1. Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом).
  2. Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью.
  3. Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу.

Самое простое — натереть лист восковой свечой

Кстати, профессиональные художники вместо воска применяют мел, особую глину, яичный желток. Конечно, в детском саду применение таких материалов нецелесообразно.

После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.

Гуашь должна полностью высохнуть

При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа.

Фон оформлен с помощью восковой свечи

Фон цветной гуашью

Фон можно оформить цветной гуашью. Это могут быть фрагменты разных цветов. После высыхания первого слоя его можно дополнительно покрыть воском.

Каждый фрагмент закрашивается своим цветом, основа выглядит очень ярко

Также можно исходить от содержания будущего рисунка, например, «Звёздное небо над морем». При этом лист следует разделить по горизонтали на две части, нижняя закрашивается синим, верхняя — жёлтым цветом.

Фон здесь — это один слой гуаши поверх другого

После высыхания цветной краски основа покрывается сверху чёрной гуашью. Рисование происходит аналогично с помощью процарапывания.

Фон восковыми мелками

Интересный вариант оформления основы — закрашивание её восковыми карандашами. Это могут быть цветные пятна, полоски и пр. Цвета выбираются опять-таки согласно «настроению» будущего рисунка. В отличие от работы с гуашью, процесс здесь идёт намного быстрее, и дошкольники легко справятся с заданием. Главное — оставлять поменьше пробелов. После раскрашивания мелками лист бумаги также покрывается чёрной гуашью.

Закрашивать нужно фрагментами — каждый цвет на отдельном участке

При работе с гуашью можно использовать маленькую хитрость. Если краска скатывается с первого слоя, обработанного восковыми мелками или свечой, то можно обезжирить его с помощью талька. Порошок посыпается по всей поверхности листа и растирается ватным диском.

Подходящая тематика занятий в технике граттаж

Для рисования в технике граттаж воспитатель может предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:

  1. Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
  2. «Северное сияние».
  3. Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр.
  4. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).
  5. Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок».
  6. Натюрморт «Фрукты в вазе».
  7. «Подводный мир».
  8. «Космос».
  9. Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».

При создании осеннего пейзажа основу лучше окрасить в жёлто-оранжевые тона

Граттаж поэтапно

Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».

Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.

Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая

Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.

За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными

После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.

В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным

Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.

Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей

После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.

Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой

Как вариант можно нарисовать птицу вначале на обычном листе тонкой бумаги. Затем он кладётся на чёрную основу и вновь прорисовывается — только уже шариковой ручкой. В результате очертания рисунка будут хорошо заметны, и останется только проработать их острым предметом.

После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).

После проработки мелких деталей рисунок готов

Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»

1. При закрашивании основы восковыми мелками следует выбирать нежные весенние тона 2. При нанесении гуаши воду нужно использовать минимально 3. Вначале процарапывается самая крупная деталь — ствол дерева 4. Дети кропотливо прорисовывают мелкие детали — пышную крону, травку, птичек на ветках

Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»

1. Закрашивать основу нужно узкими полосами 2. В гуашь перед использованием желательно добавить мыло 3. Зубочисткой прорисовываются залпы салюта, направленные в разные стороны 4. В окнах домов нужно отражаются залпы салюта 5. Чтобы рисунок был ещё эффектнее, на небе можно добавить множество звёзд

Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж

Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии

Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж

https://youtube.com/watch?v=JDwls-WO1Ms

Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж

Автор и название занятия Ход занятия
Савчук Л.
«Цветы для феи»
Старший дошкольный возраст
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ:
«Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома — разноцветные».
— Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле — волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником).
— Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно?
Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях (закрашивать яблочки в технике по мокрому слою бумаги; рисовать сказочную поляну в технике монотипия и набивной жёсткой кистью: рисовать разнообразные образы в технике кляксографии; рисовать дерево саксаул способом выдувания кляксы трубочкой).
— Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Причитаем, что она пишет? (Да).
«Здравствуйте дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять зимой? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея».
(Читать письмо можно под музыку).
— Поможем доброй Фее? (Конечно). Тогда за дело!
— Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём….
«А, вы решили, что победили? Не тут — то было! Я — великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.»
— Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей).
— Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками!
Показать способ процарапывания заострённой палочкой.
— Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрного исчезнет. Получается? (Да). Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги.
— Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха.
Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obrazovatelnoi-oblasti-hudozhestvenoe-tvorchestvo-netradicionaja-tehnika-risovanija-gratazh.html
Почанина Е.А.
«Космический пейзаж»
Подготовительная группа
1. Организационная часть
Педагог: — Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:
Он чёрен как ночь
И звёзд в нем не счесть
Планет и созвездий
В нём множество есть
Что же это за место,
Возникает вопрос
И каждый ответит
Ведь это же……………………….(космос)
Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят — очень много звёзд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и т. д,).
Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе
Игра: «Космическое путешествие»
Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.
— Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчёт времени. Пять, четыре, три, два, один… Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идём на посадку.
Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.
Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!
Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?
Ответ детей: Нашу планету, звёзды, луну, спутники, комету и др.
Внимание!!!
Ракета идёт на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что увидите, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).
Педагог:
А теперь пора прощаться
И на Землю возвращаться
Командиры по местам!
Старт, давайте кораблям.
Внимание!!! Начинается обратный отсчёт времени: Пять, четыре, три, два, один…. Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)
Педагог: Вот вернулись из полёта.
Наши храбрые пилоты.
Понравилось вам путешествовать?
Вы увидели много интересного, вам будет о чём рассказать землянам, а ещё лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. — Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)
2. Практическая часть:
— Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объёмными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребёнка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».
3. Итог занятия
Выставка рисунков.
Педагог: О чём вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребёнком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»
Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.
Самую лучшую выберу звезду
И в пути, конечно, я вспомню милый дом
И пятиконечные звезды над Кремлём.
Где планеты кружатся, мой корабль пройдёт.
Там со мной подружится солнечный народ.
И мальчишки местные встретятся со мной,
Я спою им песенку о Земле родной!
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/cons/4601-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-posredstvom-tekhniki-risovaniya-grattag.html

Видео: комплексное занятие по теме «Космос»

Фотогалерея: детские работы в технике граттаж

Бабочка на лугу (старший дошкольный возраст) Бабочки над цветком старшая группа Дельфин (старший дошкольный возраст) Зима: рисунок выполнен на голубом фоне Космические просторы (Коваль Маша, подготовительная группа) Красота подводного мира (Смирнова Екатерина, 5 лет) Лес (Алдашенко Алёша) Мишка на севере: граттаж сочетается с аппликацией (средняя группа) На морских просторах (Светлицкая Маша, подготовительная группа) Парусник в море (старший дошкольный возраст) Пингвины на льдине (Алдашенко Алёша, подготовительная группа) Подводный мир (Игнатов Саша, подготовительная группа Праздничный салют в ночном небе (средняя группа) Прогулка в осеннем лесу (средний дошкольный возраст) Рыбка (подготовительная группа) Салют над городом (Кондрашова Альфия, 5 лет) Сказочная птица (подготовительная группа) Улитка (Светлицкая Маша, подготовительная группа) Цветы в вазе (старший дошкольный возраст) Цветы для феи: фон закрашен только жёлтым цветом, что придаёт композиции особую оригинальность

Техника граттаж привлекает простотой исполнения и оригинальным эффектом. Поэтому она идеально подходит для занятий в детском саду. Задача педагога — подать их максимально интересно. Следуя простым инструкциям, дошкольники смогут создать настоящее произведение искусства и поверить в свои способности. Им захочется творить с помощью воскографии снова и снова.

Научиться самим и научить детей в своё удовольствие царапать, скрести и «плести кружева» на картинах в графической технике граттаж помогут Вам полезные материалы коллег, собранные в этом тематическом разделе. Рассказы педагогов об освоении данного нетрадиционного вида искусства проиллюстрированы здесь множеством фотографий и пошаговых мастер-классов.

Обратите внимание на такие практические советы, как: какие материалы лучше всего использовать в качестве грунтовки и основной краски (есть варианты, для детских и взрослых творческих занятий). И тому подобные советы, полученные из реального опыта. Такой вид рисования нравится детям. Ребёнка всегда захватывает «волшебный» процесс «проявления» гравюры на листе картона. И мы с удовольствием дарим своим подопечным эту радость творчества!

Полезные материалы для больших и маленьких гравёров.

Содержится в разделах:

  • Нетрадиционные техники рисования

По группам:

  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 289.
Все разделы | Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия

Новое

Рисование кленового листа в технике «Граттаж» по мотивам фрагмента картины «Золотая осень» И. Остроухова За окном осень ! Буйство красок! Так и хочется , что нибудь создавать своими руками. Пришло время изучать новые техники. Сегодня для моих ребят день знакомства с техникой «Граттаж». Основу подготовила сама , решила не выдавать секрет детям. 1слой покрывала акварельными пятнами…

Нетрадиционной техники рисования «граттаж» Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию…

Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — «Зимний вечер». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» в подготовительной группе

Публикация «»Зимний вечер». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной…» Начальная школа — детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала КОНСПЕКТ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ ДЛЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ” «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР” Программые задачи:Образовательные: Познакомить детей с техникой”граттаж” Ознакомить детей с различными…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Подводный мир». Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир». Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж» Задачи: -Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о…

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе в технике «граттаж» на тему «Подводный мир» Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе в технике граттаж на тему «Подводный мир» Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж» Задачи: закреплять у детей технические навыки рисования; -продолжать учить выстраивать композицию…

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы в технике граттаж «Мастерская греческой вазописи» Цель: Познакомить детей с искусством Древней Греции – вазопись Закрепить навыки рисования элементов греческого орнамента в нетрадиционной технике — граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения); Задачи: Образовательные: учить детей строить…

Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия — Граттаж как нетрадиционная техника рисования

Статья «Граттаж как нетрадиционная техника…» МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска Сообщение по теме «Граттаж — как нетрадиционная техника рисования». Выполнила: Логвиненко Е.В. воспитатель г. Сальск, 2020г Тема: «Граттаж — как нетрадиционная техника рисования» Цель: знакомство с техникой рисования «Граттаж». Задачи: • развивать…

6 июня — Пушкинский день России. Граттаж на тему «Сказки А. С. Пушкина» Что такое «граттаж»? Граттаж — это древняя техника нанесения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью (гуашью. Граттаж на тему: «Сказки А.С. Пушкина». Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь….

Мастер-класс по рисованию в технике граттаж «Праздничный салют» Дорогие друзья, скоро в нашем городе прогремит праздничный салют. Предлагаю создать чудесный рисунок на эту тему в технике граттаж, которая очень нравится детям (1 и 2 варианты! Вы можете создать совместную работу (родитель + ребенок) — вариант 1, или предоставить ребенку…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Салют Победы» в технике граттаж в разновозрастной группе Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в разновозрастной группе (5-7 лет) Тема: «Салют Победы» в технике граттаж Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №56 «Мозаика» ГОЩ МО Чекункова Ирина Петровна Цели: Воспитывать патриотические…

Страницы: 2 3 4 … 29

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ «Г Р А Т Т А Ж» Подготовила и провела: Воспитатель Жук Г. И. Мастер-класс для педагогов Попробовав технику «Граттаж» один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова!

Цель: Знакомство участников мастер-класса с техникой нетрадиционного рисования «граттаж» для повышения педагогической компетенции в художественно-эстетической области образования. Цель: Знакомство участников мастер-класса с техникой нетрадиционного рисования «граттаж» для повышения педагогической компетенции в художественно-эстетической области образования. Задачи: Образовательные: расширить знания педагогов об использовании нетрадиционной техники рисования «граттаж» в изобразительной деятельности детей; Формировать умение рисовать процарапыванием контурный рисунок, дорисовывая дополнительные детали. Развивающие: создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов. Развивать интерес к художественному творчеству. Воспитывающая: воспитывать неторопливость, аккуратность, целеустремлённость, любознательность, усидчивость, доводить начатое дело до конца.

АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.

ТЕРМИНАЛОГИЯ Это вид изобразительного искусства. Это искусство изображения предметов линиями, штрихами, без красок. Это и сами произведения данного искусства. Это рисунок или надпись на каком-либо твёрдом предмете. Гравюра на дереве. Гравюра на металле. Графика — Гравюра- Ксилография- Офорт-

ТЕРМИНАЛОГИЯ Название данной техники происходит от французского слова «gratter», что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография. Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

ИЗ ИСТОРИИ М. Добужинский первым в России использовал граттографию

Американская художница Кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике «Граттаж»

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСКОГРАФИИ В ДОУ Практиковать технику стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук. Рисование в этой технике приносит массу пользы дошкольникам: Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст. Активно развивается фантазия. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

! Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике «Цап-царапки» в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности. Граттаж-техника рисования больше всего способствует подготовке ребёнка к школе. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через чёрный, и в итоге рука ребёнка привыкает делать мелкие внимательны движения, процарапывая рисунок. !

В средней возрастной группе вначале предлагается трафаретные и шаблонные рисунки. В средней возрастной группе вначале предлагается трафаретные и шаблонные рисунки. При подготовке материалов к занятию в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе. Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый). Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь). Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использован- ный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

«ГРАТТАЖ» ПОЭТАПНО Этап 1. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.

Этап 2. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка. Этап 2. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.

Этап 3. После полного высыхания заготовки берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону. Этап 3. После полного высыхания заготовки берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

ПОДХОДЯЩАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ» Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». «Северное сияние». Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа). Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок». Натюрморт «Фрукты в вазе». «Подводный мир». «Космос». Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».

Этап 1 «ГРАТТАЖ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Этап 2 Этап 3 Итог

Работа, выполнена в технике «Граттаж» воспитанником Сапаркиным А. Г. на республиканский конкурс «Любимый сердцу уголок», посвященный празднованию 100-летия Чувашской автономии. Работа, выполнена в технике «Граттаж» воспитанником Сапаркиным А. Г. на республиканский конкурс «Любимый сердцу уголок», посвященный празднованию 100-летия Чувашской автономии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

И так творите! И так творите! Возьмите в руки шпажку, зубочистку И лист бумаги непростой, И словно фокусник — царапкой Рисунок вы создайте свой. И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

История возникновения техники граттаж.

Граттаж (от фр. grater – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография. Произведение выполненные в технике граттаж отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Чаще других граттаж применяли графики начала XX века в России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский в работах 1920-х гг. создавая свои фантастические, повышено экспрессивные произведения. Его так же применяла литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, она обратилась к гратажжу при работе над иллюстрациями книги «сто народный баллад».

Так вот граттаж – это что-то вроде рисунка наоборот: изображение появляется благодаря удалению краски, а не нанесению. Нижний слой обязательно нужен гладкий: это может быть картон на меловой основе, бумага, какая – либо другая твердая поверхность (например виниловая пластинка). Второй слой – воск /грифельный карандаш/ масляная постель. Последний слой тушь, акрил, гуашь контрастного с фоном цвета. Затем – выцарапывание нужного изображения.

Фон не обязательно должен быть черным, а верхний слой белым. Экспериментируя с цветной палитрой можно добиться интересных и эффектных результатов, оригинальных и загадочных переливов. Инструментов же у граттографии невероятно множество. От формы режущего элемента зависит и результат, вид узора. Главная, чтобы предмет был острый.

Таким образом, техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый не опытный человек или маленький ребёнок сможет создать настоящее произведение искусства. В этой консультации вы узнаете всё о граттаже и сможете самостоятельно рисовать в этой технике с детьми раннего возраста.

Техника граттаж в детском саду.

Увлекательная необычная техника «Граттаж» будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей раннего возраста основа для рисования подготавливает воспитатель, а дети старшего возраста способны самостоятельно подготовить основу для рисунка. Техника состоит из трех этапов и проста в выполнении. Все этапы подготовки листа к работе интересна и вызывает у детей интерес. Воспитывают внимания, усидчивость, чувства последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Дети познают многообразие окружающего мира, а также расширяют кругозор и проводят познавательно-исследовательскую деятельность.

Для лучшего восприятия детей название этой техники можно изменить на «Цап-царапки». Детям понравиться это смешное название, они легко запомнят эту технику. Попробовав технику «граттаж» один раз, вам захочется вернуться к ней снова и снова. Технику «граттаж» можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1 (самый простой)

1 Шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона или бумаги для рисования и тщательно без пробелов натереть его восковой свечой.

2 Шаг. Нанесите с помощью широкой кисти или губки густой (как сметана) слой гуаши черного цвета (или другого темного) на весь картона так, чтобы не было пробела.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампунь, моющего средства или клея ПВА) тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 Шаг. Процарапывание. Возьмите заостренный предмет (зубочистку, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные лини или штрихи. В общем то, что вам хочется.

Вариант №2

1 Шаг. Делаем фон гуашью. Белый лист картона или бумаги можно разделить на две или три части в зависимости от замысла основного рисунка по горизонтали. На части наносится гуашь нужного цвета.

Второй и третий шаг повторите как в варианте №1 в итоге получиться яркий цветной рисунок.

Вариант №3 (делаем фон восковыми карандашами)

1 Шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна. Второй третий шаг повторить как в варианте №1. Оригинальность этому варианту можно добиться если зарисовать лист цветными пятнами.

Второй и третий шаг повторите как в варианте №1 в итоге получиться яркий цветной рисунок.

Совет: если вы хотите перенести на «граттаж» рисунок из книги, то переведите его на кальку, аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте.

Вариант №4 Гратаж + аппликация

1 Шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.

Второй третий шаг повторить как первом варианте.

Шаг 4. Выполнить аппликацию с заранее подготовленных форм.

Совет: если вы хотите придать работе блеск – равномерно нанесите по всему листу лак для волос.

Дополнительные записи

  • Факторы влияющие на качество образованияФакторы влияющие на качество образования
  • Экологические игры в подготовительной группеЭкологические игры в подготовительной группе
  • Мыслительные карты тони бьюзен в ДОУМыслительные карты тони бьюзен в ДОУ
  • Развитие творческих способностей младших школьниковРазвитие творческих способностей младших школьников

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes