Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Режим дня

01.09.2019 by admin

СодержаниеЧто такое режим дня?Поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение здоровья, называется:Гигиенические требования к режиму дня школьника.Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возрастаЧто такое распорядок дня?В чем польза распорядка дня?Как составить идеальный распорядок дня?Какой распорядок дня великих людей?Дополнительные записи [ Что такое режим дня? Режим дня — это определенный распорядок …

Содержание

  • Что такое режим дня?
  • Поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение здоровья, называется:
  • Гигиенические требования к режиму дня школьника.
  • Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста
  • Что такое распорядок дня?
    • В чем польза распорядка дня?
  • Как составить идеальный распорядок дня?
    • Какой распорядок дня великих людей?
    • Дополнительные записи

[

Что такое режим дня?

Режим дня — это определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, различных дел и отдыха. Режим дня может быть разным в зависимости от предпочтений и возможностей конкретного человека. Так, например, кому-то удобнее просыпаться позднее, но при этом работать до ночи. И наоборот, человек, который спешит на работу в 5 утра, уже к вечеру будет чувствовать привычную усталость и желание поскорее лечь спать. Режим дня человека зачастую связан с его биоритмами. В связи с этим придумали обобщенную классификацию, делящую всех людей на «жаворонков», «голубей» и «сов».

  • «Жаворонки» привыкли просыпаться уже в 6-7 утра и активно работать до обеда, ложиться спать примерно в 21.00.
  • «Голуби» просыпаются чуть позже «жаворонков», после обеда активно трудятся весь день, а засыпают примерно в 23.00.
  • «Совы» предпочитают спать все утро, «раскачиваться» днем, зато становятся активными и работоспособными ближе к вечеру.

Наиболее здоровым считается режим «жаворонков» и «голубей». Соблюдение режима дня очень полезно для человека по следующим причинам:

  • Организм привыкает функционировать в определенном распорядке дня, что благоприятно сказывается на здоровье в целом.
  • Вырабатывается здоровый сон — не нужно каждый раз заставлять себя засыпать и просыпаться, так как организм уже привык к режиму. Распорядок дня у многих людей также предусматривает режим питания, который тоже весьма полезен для здоровья.
  • Режим дня позволяет спланировать свои дела наиболее благоприятным образом. Так, в первую половину дня можно учиться/работать, решать важные дела и вопросы, а вечером отдыхать, посвятить время своим интересам, хобби и развлечениям. Деятельность человека, который живет в режиме, становится более продуктивной, он многое успевает сделать.

Если вы заинтересованы в организации своего режима дня, то вам может быть полезна статья Как организовать свой день.

Поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение здоровья, называется:

А Закаливание
Б Гигиена
В Аутогенная тренировка
Г Культура здоровья

11. В футболе иностранного игрока клубной команды называют…

А Страйкер
Б Легионер
В Буер
Г Трейсер

12. Результатом выполнения упражнений с отягощением является…

А Увеличение объёма латеральных мышц
Б Повышение уровня функциональных возможностей организма
В Опорно-двигательного аппарата
Г Рост абсолютной силы

13. При физической нагрузке боли в мышцах , вызванные накоплением в них токсинов ( молочной кислоты ), называют…

А Крепатура
Б Метаболизм
В Патогенез
Г Актин

14. Резкое кратковременное увеличение темпа движения как тактический прием в скоростных видах спорта ( бег , гребля , велогонка и др.) называют …

А Синтагм
Б Спурт
В Модерато
Г Драйв

15. Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью…

А 3 минуты
Б 5 минут
В 7 минут
Г 10 минут

16. В пляжном волейболе партия продолжается до…

А 12 очков
Б 15 очков
В 21 очка
Г 25 очков

17. Проштрафившейся команде футболистов судья назначает…

А Штрафной удар
Б Штрафные санкции
В Красную карточку
Г Штрафное очко

18. Волейболист, пасующий мяч партнерам и выбирающий для них направление атаки обозначается как…

А Ведущий
Б Принимающий
В Атакующий
Г Разводящий

19. Гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения относятся к категории…

А Задач физического воспитания
Б Средств физического воспитания
В Принципов физического воспитания
Г Форм физического воспитания

20. Искривление позвоночника в правую или левую сторону называют…

А Кифоз
Б Сколиоз
В Спондилез
Г Остеопороз

Ответы:

1 в 11 б
2 б 12 г
3 г 13 а
4 в 14 б
5 а 15 б
6 г 16 в
7 в 17 а
8 б 18 г
9 а 19 б
10 г 20 б

Подведение итогов олимпиады

В общем зачете школьного этапа олимпиады определяются победители и призеры. Для определения победителей и призеров олимпиады, а также общего рейтинга участников олимпиады, рекомендуем использовать 100-бальную систему оценки результатов участниками олимпиады. То есть, максимально возможное количество баллов, которое может набрать участник за оба тура олимпиады, составляет 100 баллов. Теоретический тур оценивается в 20 максимальных баллов. Задания по баскетболу и гимнастики оцениваются по 40 максимальных баллов. Итоги каждого испытания оцениваются по формулам:

K*Ni

1) Xi= M

2) Xi= K*M

Хi– «зачетный» балл i –го участника; К – максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании (по регламенту); Ni – результат i участника в конкретном задании; М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании. Зачетные баллы по теоретико-методическому заданию и гимнастике (акробатике) рассчитываются по формуле (1). Например, результат участникав теоретико-методическом задании составил 8 баллов (Ni=8) из 14 максимально возможных (М=14). Организатор школьного этапа установил максимально возможный «зачетный» балл по данному заданию в 20 баллов (К=20). Подставляем в формулу (1) значения Ni,К, и М и получаем «зачетный» балл: Хi= 20*8/14 =11,4 балла. Аналогичным образом рассчитываем «зачетные» баллы по гимнастике: Ni=8.5 М=10 и К=40. Получаем: Хi= 40*8.5/10 =34 балла. Расчет «зачетных» баллов участника по баскетболу производится по формуле (2), так как лучший результат в этих испытаниях в абсолютном значении меньше результата любого другого участника. Например, при Ni=53,7 сек (личный результат участника), М=44,1 сек (наилучший результат из показанных в испытании) и К=40 (установлен предметной комиссией) получаем: 40*44,1/53,7=32,84 балла. Для определения лучших участников в каждом конкурсном испытании результаты ранжируются. Личное место участника в общем зачете определяется по сумме баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний(теория, баскетбол, гимнастика). Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем. В случае равных результатов у нескольких участников, победителями признаются все участники, набравшие одинаковое количество баллов. При определении призеров участники, набравшие равное количество баллов, ранжируются в алфавитном порядке. Окончательные результаты всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с установленной квотой, жюри определяет победителей и призеров школьного этапа олимпиады.

Гигиенические требования к режиму дня школьника.

123456

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей.

Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 — 4-х классов — 2 — 3-м уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов на 2 — 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4-м уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков — в 5 — 11-х классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день — четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

— организованных подвижных игр на переменах;

— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (приложение 7).

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатического пояса — вторую половину дня (16 — 17 ч.) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 — 13 лет составляет 2 часа; для подростков 14 лет и старше — 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.

При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.

Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста

Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

  • время пребывания на воздухе в течение дня;

  • продолжительность и кратность сна;

  • продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

  • в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;

  • в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;

  • в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5 – 6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5 – 2 ч.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю – 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет и подготовительную – 6 – 7 лет.

Программами воспитания и обучения в детском саду, согласованными с Управлением Роспотребнадзора, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:

в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин,

в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин,

в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 мин;

в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин

Продолжительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3 – 4 ч, а летом – весь день.

В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается, и характер их несколько усложняется. С детьми старшей группы ежедневно проводится 2 – 3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и, особенно во второй половине дня после дневного сна – отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным профилактическим осмотром.

При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую – провести в спокойных прогулках.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3 – 4-х классах – до 2 ч, в 5 – 6-х классах – до 2,5 ч, в 7-м классе – до 3 ч, в 8 – 11-х классах – до 4 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 – 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3 – 3,5 ч, в среднем – 2,5 – 3 ч, в старшем – 2 – 2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1 — 1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть распределено равномерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. При этом у детей должно оставаться достаточно времени для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям детей. Во время каникул целесообразно оздоровление детей в различных лагерях.

Литература:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001 – 384с.

Что такое распорядок дня?

Распорядок дня — это точное планирование действий с момента пробуждения и до позднего вечера. С самого детства нас пытаются приучить к определенному расписанию дел. Нашу повседневность формируют привычки или традиции, которые мы придумываем сами, либо заимствуем у окружающих. Иногда они приносят пользу, в других случаях – мешают. Например, привычка чистить зубы однозначно полезна. Если же, речь идет о регулярных перекурах, то от такой традиции лучше избавиться.

В целом, распорядок дня помогает структурировать все наши задачи, выработав четкую последовательность их выполнения. Но можно ли утверждать, что правильный распорядок дня определяет нашу эффективность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Дело в том, что у каждого свой индивидуальный ритм жизни. Это заложено еще на генетическом уровне, обуславливая физиологические особенности и уникальность психики. Поэтому одни люди склонны к длительной, монотонной работе, а другие к творческим задачам.

Например, эффективность одного работника обусловлена количеством произведенных деталей. Такому человеку необходимо четко и методично выполнять свои обязанности в строго отведенное время. Кто-то другой работает над масштабным политическим проектом. Инсайт (озарение) может посетить его после нескольких месяцев размышлений. Но это окупится в десятки раз выше, чем рутинные усилия первого сотрудника. Это две диаметрально противоположные модели.

Чаще всего, люди нуждаются в определенном распорядке дня. Но даже в таком случае, существует деление на «жаворонков» и «сов». Первые рано ложатся и так же рано встают. Циркадный (суточный) ритм вторых смещен к бодрствованию в более позднее время.

В чем польза распорядка дня?

Упорядочивание всех аспектов своей жизни имеет целый ряд преимуществ:

  • Нормализация психики человека;
  • Повышение общего эмоционального фона;
  • Укрепление здоровья;
  • Снижение утомляемости и склонности к депрессиям;
  • Воспитание усидчивости, пунктуальности;
  • Повышение общей эффективности;
  • Усиление жизненной энергии.

Неписаные правила, под названием «мой распорядок дня», позволяют внести ясность в список своих дел, не отвлекаться на бытовые мелочи, аккумулировать энергию для выполнения масштабных заданий.

Как составить идеальный распорядок дня?

Возьмем усредненный типаж. Самым оптимальным можно считать распорядок, построенный в соответствии со световой частью дня. От Солнца зависят многие физиологические процессы организма. Итак, идеальный распорядок дня с научной точки зрения:

  • 6.45 – прекращение выработки мелатонина (гормон сна), пробуждение организма, усиление мозгового кровообращения;
  • 8.30 – активизация органов пищеварения и перистальтики кишечника;
  • 9.00 – пиковые показатели уровня тестостерона (оптимальное время для секса);
  • 10.00 – улучшение мозговой деятельности (отличный период для интеллектуальной или творческой работы);
  • 12.00 – время обеда, восстановления сил;
  • 14.30 – повышение скорости реакции и принятия решений (можно проводить совещания или мозговые штурмы);
  • 17.00 – пик мышечной силы и работы сердечнососудистой системы (удачное время для занятий спортом и физической активности);
  • 18.30 – максимальные показатели артериального давления (лучше не перегружаться);
  • 19.00 – время для ужина и отдыха;
  • 21.00 – выработка меланина, постепенная подготовка ко сну.

К слову, до часу ночи у спящего человека вырабатываются вещества, помогающие бороться с ожирением. Чем позже кто-то ложится спать, тем выше вероятность появления проблем с избыточным весом.

Самыми важными этапами циркадного ритма можно считать сон и потребление пищи. Поэтому, стоит уделить максимум внимания этим аспектам своей жизни. Если приучить себя ложиться в одно и то же время, намного проще будет соблюдать правильный распорядок дня. Стоит сформировать определенный график потребления пищи. Если удастся это упорядочить, то больше сил энергии останется для выполнения ежедневных заданий.

Желательно, чтобы распорядок дня включал такие компоненты:

  • Рабочая деятельность;
  • Физическая активность;
  • Саморазвитие, самосовершенствование;
  • Личная гигиена;
  • Полноценное питание;
  • Отдых, восстановление сил;
  • Общение с друзьями и родственниками.

Если эти составляющие будут ежедневно присутствовать в жизни человека, можно говорить, что у него идеальный распорядок дня.

Какой распорядок дня великих людей?

Практически у каждого есть свои примеры для подражания. Нам интересно изучать их жизнь, узнавать секреты. Вполне вероятно, что один из рецептов их успешности – именно правильный распорядок дня. Хотя, далеко не все захотели бы жить в подобном ритме.

Например, французский писатель Гюстав Флобер принимался за написание очередного произведения только ночью. Днем его раздражали любые звуки. Его соотечественник, ученый и философ Рене Декарт спал не менее десяти часов в день, считая, что чрезмерная напряженность вредна для мыслительного процесса.

Американский изобретатель, архитектор и дизайнер Бакминстер Фуллер сформировал весьма оригинальный режим дня. Он засыпал на короткое время в любой момент, когда чувствовал усталость.

Еще один французский писатель Оноре де Бальзак в порыве творчества мог выпить до 50 чашек кофе за один день.

Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен, после обеда любил совершать длительные прогулки, которые порой занимали весь день. Любителями прогулок были Серен Кьеркегор и Бенджамин Франклин.

Творческий день американского писателя и журналиста Эрнеста Хемингуэя начинался с шести утра и продолжался до полудня. Дальше он прекращал работу, не возвращаясь к ней до следующего дня.

Можно критиковать или не соглашаться с подобными традициями, считая их причудливыми. Как уже указывалось ранее, главное, чтобы человек составил распорядок дня, подходящий под его ритм жизни. И не важно, сколько он будет работать, во сколько вставать и ложиться. Куда важнее – ощущение счастья и удовлетворения. Если они есть, значит – все делается правильно.

Дополнительные записи

  • Схема вязания совыСхема вязания совы
  • Как отучить засыпать с грудью?Как отучить засыпать с грудью?
  • Интервал кормления в 3 месяцаИнтервал кормления в 3 месяца
  • Что делать если ребенок сова?Что делать если ребенок сова?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes