Пролайферы
6 марта в пресс-центре «Московского комсомольца» состоялась встреча общественного движения «За жизнь!», посвященная «десятитысячному спасенному ребенку», которого они «спасли» от аборта. СПИД.ЦЕНТР, выступающий с противоположных позиций, пришел на пресс-конференцию послушать про «святость материнства», крайнюю бедность, нужду и одиночество.
За час конференции слова «ребенок», «малыш» прозвучат неоднократно. А вот слов «плод» или «эмбрион» не произнесли ни разу. Хотя именно о них и идет речь. Так называемые спасенные дети — это дети женщин, которых, благодаря работе движения, отговорили прерывать беременность. Тот самый десятитысячный ребенок еще даже не родился. Примерная дата родов намечена на конец августа — начало сентября, когда организация планирует устроить еще какое-нибудь торжественное мероприятие.
Выступать перед дюжиной журналистов приехали координатор Благотворительной программы помощи кризисным беременным и нуждающимся женщинам «Спаси жизнь» Сергей Чесноков (он же учредитель и президент АНО «Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь»») и руководительница программы Екатерина Маркова. На столе также видны таблички: Олег Аполихин (это специалист Минздрава по репродуктивному здоровью) и Татьяна Цыбизова (член Комитета Госдумы по охране здоровья), но их стулья пустуют.
Пресс-конференция «Спасенные от абортов дети: как улучшить демографию России», организованная движением «За жизнь!». 6 марта, Москва, пресс-центр «Московского комсомольца». Источник: социальные сети движения.
Чесноков начинает с поздравления присутствующих женщин с 8 марта и сразу переходит к печальному факту: 5 марта в очередной раз отложили исполнение поручения Президента Правительству, рекомендующее «принять меры в отношении поддержки социально ориентированных НКО, занимающихся профилактикой абортов».
Движение «За жизнь», работающее с 2015 года, постоянно пытается добиться государственного внимания, и в 2017 году им удалось собрать более миллиона подписей граждан за запрет абортов, а также задать вопрос Путину на прямой линии. В ответ президент высказался довольно обтекаемо: «То, что вы делаете с точки зрения поддержки беременных женщин, которые принимают решение оставить ребенка, — абсолютно точно правильно. Нужно только точно понять направления деятельности этих организаций, в том числе и вашей. Я готов сделать все, чтобы в этой части работы вас безусловно поддержать».
«Обещанного три года ждут, но трех лет еще не прошло… Но мы не жалуемся! — спохватывается Сергей. — Спасение утопающего — дело самого утопающего».
И переходит к успехам.
«За жизнь» работает в 86 населенных пунктах России и занимается профилактикой абортов среди «кризисных беременных», то есть среди тех, кто находится на грани совершения аборта. Подготовленные консультанты по официальному соглашению с медицинскими учреждениями ведут беседы с женщинами и стараются убедить их не прерывать беременность. От консультации, сухо отвечает Екатерина Маркова на вопрос ведущей конференции, можно и отказаться.
Так как программа имеет дело в первую очередь с женщинами, желающими сделать аборт, находясь в тяжелых бытовых и жизненных обстоятельствах, как то отсутствие жилья, средств, поддержки близких, то важная часть консультирования — это составление маршрута помощи беременной. Программа может предложить услуги юриста, социального работника, психолога, материальную помощь.
«За жизнь» гордится своими успехами: по их словам, около 15 % консультируемых отказываются от аборта, в отличие от 10—12 % в обычных консультациях.
Чесноков и Маркова напирают на государственную важность их работы. Сергей убежден в том, что успешная профилактика абортов способна восполнить «естественную убыль населения России». Екатерина предполагает даже, что их организация снижает социальную напряженность в стране — ведь большинство их подопечных крайне бедны, так что неудивительно, если они становятся несколько «напряженными».
Пресс-конференция «Спасенные от абортов дети: как улучшить демографию России», организованная движением «За жизнь!». 6 марта, Москва, пресс-центр «Московского комсомольца». Источник: социальные сети движения.
«Цена ребенка — 27 тысяч рублей»
За рассказами об успехах скрывается мрачная история о тяжелейшей бедности. Многие женщины, попадающие в программу, живут не просто за чертой бедности, а где-то глубоко на дне. По расчетам движения, цена одного «их» ребенка — 27 тысяч рублей. Столько в среднем стоят услуги специалистов и помощь, оказанная одной женщине, согласившейся не прерывать беременность. Многим достаточно выдавать продуктовые корзины в течение полугода во время беременности, чтобы женщина согласилась выносить.
Средний доход подопечных программы — 2 758 рублей. Бывает и меньше, женщины могут и вовсе не иметь дохода, документов, жилья, жить в долг, в опасности, под угрозой, что социальные службы заберут старших детей. Иногда это несовершеннолетние.
Более половины подопечных организации (57 %) испытывают трудности с покупкой продуктов, 30,74 % — живут впроголодь.
Пока Екатерина Маркова — сама мать пятерых — рассказывает о своей работе, на задние ряды конференц-зала начинают подтягиваться новенькие. Это несколько женщин в длинных платьях, девушка с крошечным ребенком и аккуратно ступающая беременная. Заносят информационный стенд «Спаси жизнь» с телефоном доверия. Возле группы усаживается мужчина с карандашами и начинает набрасывать какой-то скетч на листе большого формата.
В настоящее время в «Спаси жизнь» работают около 750 волонтеров, большинство из них — женщины, часто консультантками становятся те, кто сами раньше получали помощь. Среди спонсоров, напротив, преобладают мужчины — в соотношении 9 к 1. «Женщины-спонсоры, — рассказывает Екатерина, — чаще всего пенсионерки, сожалеющие о бедах своей юности. Порой они накапливают заветные 27 тысяч и отдают их, чтобы целенаправленно «спасти ребеночка»».
Как отмечает Екатерина: «Мы не берем в консультанты тех, кто хочет только ходить и промывать мозги. Это кощунственно. Ищем тех, кто хочет помочь чем-то конкретным». Мнение об абортах у представителей движения, впрочем, однозначное: «Аборт — не решение проблем, а всегда их начало, — добавляет она. — Нам известны случаи, когда из-за аборта разрушалась семья. А бывает, наоборот, отец ребенка, например, бросил женщину, узнав о беременности, а на 8-9 месяце она находит нового супруга».
Представитель журнала «Русский врач» интересуется статистикой и динамикой абортов в стране. Выясняется, что динамика, в общем-то, оптимистичная: число абортов сократилось «с полутора миллионов до восьмисот тысяч», по словам Екатерины. (По данным Росстата, количество абортов в 2012 году составляло приблизительно миллион, а в 2017 — 627 тысяч. Также следует учесть, что сюда включаются выкидыши и прерывание беременности по медицинским показаниям).
Пресс-конференция «Спасенные от абортов дети: как улучшить демографию России», организованная движением «За жизнь!». 6 марта, Москва, пресс-центр «Московского комсомольца». Источник: социальные сети движения.
Однако представители движения не разделяют этого оптимизм. Они объясняют сокращение количества абортов, во-первых, сокращением населения страны в целом, во-вторых, невынашиванием (ухудшением репродуктивного здоровья), в третьих, «уходом в частный сектор» (использованием услуг частных клиник) и, наконец, «заменой на контрацепцию» («Спаси жизнь» борется не только с абортами, но и со средствами контрацепции абортивного действия, к которым они относят гормональные и внутриматочные средства).
Представительница журнала «Медицинская сестра» переживает: оказывают ли медицинские учреждения помощь движению. «Конечно», — отвечает Екатерина. По ее словам, если главврачи и не соглашаются на открытие кабинета консультирования, то движению почти всегда удается договориться и разместить стенд с телефоном доверия и прочей информацией.
«История каждой женщины — боль»
Нам наконец раскрывают главный секрет мероприятия — на заднем ряду сидит та самая будущая мать десятитысячного ребенка, Виктория из Новгородской области. Она сохранила беременность благодаря организации «Покров» (одной из 47 организаций-участниц программы «Спаси жизнь»). На счету «Покрова», по словам организаторов, «168 спасенных детей» и более 2500 женщин, которым была оказана помощь. Художник Борис Заболоцкий, активный сторонник движения, рисует в качестве подарка ее портрет. Девушка с малышкой на руках — Анастасия — разумеется, тоже оказывается участницей программы. Обе они готовы поделиться своими историями.
Модератор встречи Маркова переходит от общего к конкретным женским историям — стоит отдать ей должное, движение накопило информацию о невероятном и трагическом женском опыте, который заслуживает исследования и внимания. Правда, в движении смотрят на все эти трагедии лишь с одной точки зрения. Для программы «За жизнь» причин сделать аборт, кажется, не существует вообще. Они поддерживают в решении не прерывать беременность женщин, которым известно о патологии плода. Консультируют переживших изнасилование — и говорят, что отговаривают до 25 % пострадавших. Екатерина приводит в пример 16-летнюю девушку, которая подверглась изнасилованию, благодаря программе родила, а теперь живет в социальном приюте со своим малышом, так как дома ее домогался отчим.
Анастасия, мама четырехмесячной девочки, забеременела в 18, и на аборт ее отправила собственная мать. Так что консультантка в итоге работала с обеими женщинами. А у мамы-рекордсменки уже есть трое детей и аборт она собиралась сделать из бедности. Рассказывая о своем решении, Виктория заметно волнуется и едва не начинает плакать.
Екатерина и Сергей вручают женщинам подарки: деньги, вещи и ярко-оранжевые вязаные пинетки (цвет логотипа движения) — теперь их будут дарить каждой новой участнице программы, решившей сохранить беременность.
Под щелканье фотоаппаратов Виктория торжественно подписывает «Декларацию жизни», обещая сохранять жизнь своему ребенку, так как материнство — свято, а дети — смысл жизни. Затем она признается, что теперь и сама будет деньгами, вещами и продуктами помогать другим матерям. «Но вы же находитесь в тяжелой финансовой ситуации? Как же вы будете помогать другим?» — спрашивает ведущая конференции. «По возможности», — решительно уточняет женщина.
Поделившись еще несколькими историями о своих подопечных, Маркова заявляет, что «каждая история — история со счастливым концом, ведь все они заканчиваются счастьем материнства». «По крайней мере, — как она повторяет несколько раз за пресс-конференцию. — Никто еще не приходил к нам и не говорил: забирайте, зачем вы только меня отговорили… Иногда благодарят даже отцы».
Пресс-конференция «Спасенные от абортов дети: как улучшить демографию России», организованная движением «За жизнь!». 6 марта, Москва, пресс-центр «Московского комсомольца». Источник: социальные сети движения.
Виктория и Анастасия с ее дочкой, тоже Викторией, фотографируются на память с коллегами из движения, художник дарит свой скетч, наконец, мама-рекордсменка дает отдельное интервью на камеру, и всем присутствующим вручают подарки с яркими оранжевыми логотипами в виде зрелого человеческого плода.
Пресс-конференция «Спасенные от абортов дети: как улучшить демографию России», организованная движением «За жизнь!». 6 марта, Москва, пресс-центр «Московского комсомольца». Источник: социальные сети движения.
Самое интересное в наборе от «Спаси жизнь» — книга с душераздирающими женскими историями. Она начинается с рассказа об Алле, которая не прислушалась к консультантке, но так и не смогла сделать аборт, просто потому что работала в две смены и пропустила сроки. Она родила преждевременно, у ребенка были проблемы со здоровьем, но — хэппи-энд — она все-таки любит своего сына.
Примечательно, что представители Минздрава и Госдумы так и не приехали, чтобы высказать свое мнение о том, является ли профилактика абортов среди кризисных беременных социально значимой услугой.
Поговорим о двух очень противостоящих друг другу движениях.
«Пролайф»
Пролайф — это общественное движение «за жизнь», нацеленное на запрет абортов. Сторонники движения считают, что эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия.
У христиан аборт рассматривается как тяжкий грех, который приравнивается к убийству. Кроме того, они считают, что на основе безусловной ценности человеческой жизни, выражено отрицательное отношение к целому ряду иных проблем: «абортивным средствам контрацепции», многим вариантам экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), фетальной терапии, эвтаназии.
Для обозначения сторонника движения иногда используют слово пролайфер.
Сторонники движения «за жизнь» считают, что эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия
В XVII веке на Руси для женщин, сделавших аборты, предусматривалась высшая мера наказания — смертная казнь. Уже в XIX наказание смягчили — прерывание беременности грозило каторжными работами в течение 4-5 лет, ссылкой в Сибирь.
При всем этом Советская Россия одной из первых в мире легализовала аборты — произошло это после Октябрьской революции.
Советская Россия одной из первых в мире легализовала аборты
Движение «Пролайф» зародилось в США после того, как и в этой стране в 1973 году аборты были официально разрешены.
Есть несколько вариантов борьбы против абортов.
Информирование: чтение лекций, демонстрация тематических фильмов.
«Недели тишины»: учреждения здравоохранения на протяжении семи дней отказываются делать аборты. В Логойске дело зашло еще дальше: все врачи районной больницы отказались проводить искусственное прерывание беременности.
Благотворительность: сюда относится работа кризисных центров, куда женщина может обратиться за психологической помощью; «телефонов доверия»; пунктов благотворительной помощи, где можно взять необходимые для ребенка вещи (кроватку, коляску, одежду); центров усыновления, куда можно передать новорожденного.
«Прочойс»
Ошибочно считать прочойс («за выбор») современным явлением.
Один из лозунгов движения «Прочойс»: «Ее тело, ее выбор»
На самом деле, история движения за репродуктивный выбор началась задолго до наступления нашей эры. Еще Аристотель советовал решиться на аборт паре, в которой «должен родиться ребенок сверх положенного числа».
В то же время, первоначальный вариант знаменитой клятвы Гиппократа запрещал медикам проводить аборты. Правда, с тех пор текст клятвы неоднократно менялся.
В частности, в Северной Америке и Европе в 2006 году клятву Гиппократа официально заменили на профессиональный кодекс. Его авторы заявили: мир слишком изменился, поэтому текст, написанный более 2,5 тысяч лет назад потерял свою актуальность. Гиппократ писал, например, о корректном обращении с рабами — но в современном обществе это уже звучит нелепо.
Теперь во многих странах признано, что женщина имеет право самостоятельно принимать решение о сохранении или прерывании беременности. В 27 статье Закона Республики Беларусь о здравоохранении написано: Женщине предоставляется право самостоятельно решать вопрос о материнстве».
Далее идет: «В организациях здравоохранения должны быть созданы условия и обеспечено проведение предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности».
Правозащитники отмечают, что пролайферы не редко используют второй пункт для манипуляций: в учреждениях здравоохранения часто «забывают» упомянуть о том, что для женщины прохождение предабортной консультации не является обязательной — она имеет полное право отказаться от беседы с любым специалистом.
Вот какие аргументы озвучивают прочойсеры.
Ни один человек не имеет право решать за другого, как тот должен распоряжаться своим телом, здоровьем и будущим. Пролайферы часто говорят о том, что мужчина, участвовавший в зачатии, должен иметь право запретить женщине делать аборт. Однако прочойсеры считают это несправедливым: все-таки именно женщине приходится переживать беременность и роды. Кроме того, в большинстве случаев и забота о ребенке ложится именно на ее плечи. Также мужчина, получивший официальное право наложить вето на решение женщины прервать нежелательную беременность, может использовать его для шантажа.
Права женщины выше прав эмбриона. В отличие от эмбриона женщина обладает сознанием, может думать, чувствовать и мечтать.
Право на жизнь не обозначает право использовать чужое тело. Общество не может принудить человека стать, например, донором почки для другого: право одного человека на жизнь не перекрывает право другого человека сохранить здоровье.
Точно так же и в случае беременности: право эмбриона на жизнь не дает ему права на использование тела женщины.
Официальный запрет абортов не ведет к увеличению рождаемости. Он ведет к увлечению смертности среди женщин — тех, кто все же решился на подпольный аборт.
В Чили, к примеру, в Интернет заливались видеоуроки, как самостоятельно прервать беременность в домашних условиях. Также запрет абортов приводит к увеличению смертности среди новорожденных.
В России аборты были легализованы декретом Советской власти ещё в 1920 году. Все годы тоталитарного режима у общественных сил не было возможности открыто выступать в защиту жизни.
И только в 90-х годах в России начали свою деятельность активисты движения в защиту жизни. Как и за рубежом, первыми о моральной недопустимости аборта заявили верующие христиане. В 1992 году начал свою работу по распространению правдивой информации об абортах Православный медико-просветительский центр «Жизнь». В 1996 начала просветительскую работу организация «Право на жизнь и защиту», руководитель – акушер-гинеколог Ирина Сергеевна Калашникова, мать пятерых детей. В 2000 г. по инициативе Благотворительного Фонда защиты семьи начала свою работу служба психологической поддержки беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации. Сначала в Москве, а потом и других городах (Иркутске, Петербурге), в Брянской, Тюменской и др. областях появились организации, занимающиеся издательской, лекционной работой и социально- психологической помощью беременным. В Архангельской, Белгородской, Самарской, Новосибирской областях эта деятельность поддерживается местными органами власти.
Опыт показывает, что проблемы, с которыми сталкиваются беременные женщины, не столько материального, сколько этического и психологического характера. Они бывают связаны с неумением выстроить защиту в ситуации психологического насилия в семье, нарушением эмоциональной связи с матерью, неуверенностью в своих силах.
Нередко в абортарий приходят женщины, которые имеют страх перед общественным мнением и поэтому не решаются стать многодетными матерями. Большинство российских семей сегодня ориентированы на рождение не более 1-2 детей, женщина, родившая даже третьего, вызывает недоумение окружающих, а нередко становится объектом травли. «Зачем тебе лишние проблемы?», «Вот, нарожала, и теперь мается» – слышит многодетная женщина в свой адрес, а порой бывает и огорошена вопросом: «Что же ты, милая, аборт-то не сделала?» – говорит какая-нибудь «доброжелательница», показывая на гуляющего рядом ребёнка.
Часто в нашем обществе женщина, ждущая ребенка, не получает поддержки от окружающих, а, напротив, оказывается в плотном кольце агрессивно настроенных родственников, коллег и подруг, твердящих ей: «Зачем тебе лишние хлопоты? Зачем плодить нищету? Несчастной будешь и ты и ребенок!» В подобных случаях женщине может быть достаточно встречи хотя бы с одним человеком, относящимся к ней с участием и пониманием, чтобы её материнское чувство вновь возродилось.
Зачастую, особенно в Москве, бывает достаточно консультации психолога, чтобы женщина отказалась от аборта и решилась сохранять беременность. В регионах ситуация несколько иная – там зачастую решающим фактором оказывается предоставление беременной женщине материальной помощи 1000 – 1500 руб. ежемесячно в последние месяцы беременности и первые месяцы после родов.
Некоторым из женщин удается помочь также в вопросах жилья или трудоустройства, устраивая для них консультацию юриста.
Зачастую женщины боятся иметь детей, не желая «быть выброшенными из жизни», отказаться на долгое время от привычных работы, учебы, развлечений. Исходя из этого, важно дело создания клубов многодетных, клубов родительского опыта, в рамках которых не только происходит общение по интересам, но может оказываться всесторонняя помощь.
Суть одного из мифов, о том, что главная причина, по которой женщина решается на аборт – финансовые проблемы, выяснилась на опыте одной PRO-LIFE организации, создавшей службу помощи беременным в кризисной ситуации.
В результате работы кризисной службы выяснилось, что не все так однозначно в решении женщины. Очень часто на решение сделать аборт влияет давление ближайшего социального окружения. Т.е. это: невыясненные отношения с отцом ребенка, свекровью, которая переживает из-за жилплощади, старшей сестрой, которая понимает, что если младшая родит, то перестанет помогать с ее пятилетним сыном, начальством, которое уволит женщину, чтобы не оплачивать ей декретный отпуск, советы подруг с неудавшейся личной жизнью и т.д. Первая по распространенности причина – неуверенность в отце ребенка. Далее – психологическая неготовность к материнству. Т.к. эти молодые женщины сами вырастали в однодетных семьях не видели близко младенца, не знают, как за ним ухаживать, они просто боятся взять его в руки, боятся, что не справятся с ролью матери.
Что делать?
Можно определить основные направления, в которых можно действовать для снижения числа абортов.
1. Просветительское направление.
Издание и распространение информационных материалов о сути аборта. Нужно отметить один нюанс, связанный с деятельностью подобного рода. Первый опыт движения Pro-life как за рубежом, так и в России был связан именно с подобными проектами: распространением информации о внутриутробном развитии ребенка (описание с иллюстрациями стадий его развития), а также информации о методах проведения аборта с ужасающими иллюстрациями их результатов – разорванными телами неродившихся младенцев.
Надо сказать, что подобная деятельность имела свой результат. Теперь большинство населения понимает, что при производстве аборта, даже на ранних сроках, убивается не сгусток биомассы, а ребенок с более или менее сформировавшимся телом. Однако, чрезмерное и неразумное использование информационного материала, показывающего растерзанные детские тела, может вызвать отрицательный эффект. А именно – подобную зрительную информацию противопоказано предоставлять детям и людям со слабой психикой. В случае с детьми, подобные изображения могут глубоко затронуть детскую психику и служить причиной дальнейших психологических проблем, в частности, связанных со сферой деторождения. Однако в некоторых случаях (например, при показе материала взрослому человеку, решившему сделать аборт, или толкающего на то своего близкого) использование подобного материала приносит свои благотворные плоды – спасается человеческая жизнь.
Кроме того, надо иметь в виду, что в последнее время организации «планирования семьи» и концерны по производству контрацептивов, сменив тактику и лицемерно «перезаписавшись» из сторонников абортов в их противников, стали использовать материал, иллюстрирующий внутриутробную жизнь человека, для рекламы контрацептивных средств. При этом контрацептивные средства выставляются как альтернатива абортов, не столь жестокая, или как социальное средство снижения числа абортов (о влиянии распространения контрацепции на число абортов см. здесь).
Помимо разъяснения сути абортов, последствий распущенного образа жизни и лживости рекламы контрацептивов необходимо (особенно для подрастающего поколения и молодежи) давать положительные ориентиры – традиционные семейные ценности. В этой сфере активно действуют христианские организации, понимающие необходимость воспитания подрастающего поколения на основе христианских добродетелей чистоты и целомудрия.
Именно такая просветительская деятельность даст долговременные результаты и будет содействовать не только делу защиты жизни, но и оздоровлению общества в целом.
2. Помощь беременным женщинам в кризисной ситуации.
За рубежом развита сеть частных абортариев, где и производится подавляющее большинство абортов. В России же большинство женщин для проведения аборта обращаются государственные медицинские учреждения. И, как показывает опыт, там где аборты делаются бесплатно и по предварительной записи, договорившись с руководством мед. учреждения, удается наладить работу по снижению числа абортов в стенах самого мед. учреждения.
Однако, следует отметить, что такая работа затруднительна в тех случаях, когда мед. персонал имеет прибыль за проведение абортов, либо если мед.персонал данного мед.учреждения «обработан» агентами организаций «планирования семьи» и дилерами контрацептивных фирм, которые ведут работу прямо противоположную помощи беременным женщинам в кризисной ситуации и защите жизни.
Суть работы заключается в создании службы психологического консультирования. Договорившись с руководством мед. учреждения и мед.персоналом о том, что женщины, пришедшие на аборт прежде операции направляются врачом, выписывающим направление на психологическую консультацию.
Психолог-консультант в данном случае должен выяснить мотивы, по которым женщина собирается прервать жизнь ребенка в своей утробе. Очень часто оказывается, что причина во внутренних психологических противоречиях, в проблемных отношениях с родственниками, в давлении ближайшего социального окружения. Кроме того, консультант может рассказать о развитии ребенка в утробе и о сути аборта, о его возможных последствиях для физического и психического здоровья самой женщины (статью «Последствия аборта» см. здесь). Надо отметить, что в данном случае психологи-консультанты выполняют работу, которую по закону должны вести сами медицинские работники – речь идет об информированном согласии пациента на проведение мед.операции (раздел «Врачебная этика» см. здесь). Зачастую женщине оказывается важным просто найти в лице психолога-консультанта отзывчивого собеседника, который высказал бы своё одобрение желанию женщины не делать аборт, а сохранить жизнь ребенка и родить его.
В некоторых случаях (особенно это касается условий работы в регионах) решающим аргументом становится возможность выплачивать женщине пособие в размере 1500-2000 руб в месяц до родов и в течение первого года жизни ребенка. Для изыскания возможности предоставления пособий для беременных женщин необходим поиск благотворителей.
Кроме того, помощь женщине, отказавшейся от аборта, может производиться другим путём: изыскание возможность обеспечения женщины детской кроваткой, коляской, детскими и женскими вещами (пусть даже бывшими в употреблении), поиск недорогой няни или привлечение для патронажа волонтеров из числа добровольных помощников.