Произведения про труд
СодержаниеДетям про трудДарья – золотое веретёнце. Антон ПараскевинКак рубашка в поле выросла. Константин УшинскийIIIIllКартотека художественных произведений о труде для детей средней группы (буклеты)Тема трудаСписок литературы«Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы» Составить перечень литературных произведений для дошкольников о труде. Подобрать пословицы и поговорки о труде для детей разных возрастных групп.Дополнительные записи [ Детям …
Содержание
- Детям про труд
- Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы (буклеты)
- Тема труда
- Список литературы
- «Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы»
- Составить перечень литературных произведений для дошкольников о труде. Подобрать пословицы и поговорки о труде для детей разных возрастных групп.
[
Детям про труд
Рассказы о труде для детей среднего школьного возраста. Эти рассказы помогут учителям в трудовом воспитании детей.
Дарья – золотое веретёнце. Антон Параскевин
Жил в давние времена на хуторе близ нашей деревни кузнец Фома со своей женой Агриппиной. Кузнецы в старину были в большом почёте: о них и песни пели, и поговорки слагали, и чести им было на селе не меньше, как у старосты. Когда первая жена Фомы умерла, Агриппина, хоть и девкой была, а за вдовца с двумя детьми пошла замуж с охотой, потому как говорили люди: «У кузнеца что ни стук, то гривенник».
У Фомы-то подрастали сын Василёк трёх лет да дочка Дашутка — пятнадцати. Мачеха Агриппина была с характером: всё с упрёками и подковырками. Падчерицу часто бранила: «Вымахала что жердь, а ни в лице красы, ни в руках сноровки. А сватовство- то не за горами. Красавицу да мастерицу и без приданого возьмут, а вот на тебя, корчевина ты неуклюжая, половина хозяйства уйдёт. Ни ткать, ни прясть, ни холсты белить не умеешь».
Девушка это и сама знала. Не получалось у неё прядение ну никак! За пряжу возьмётся, а пальцы — как деревянные. Ведь скоро станет ей семнадцать, пойдёт она с девчатами на село на вечорки, где молодёжь собирается. Все сверстницы будут показывать свои мастерство и красу, а ей тогда как быть? «И прозовут тогда меня кривое веретено», — часто думала Дашута. Только и было у неё сокровищ, как-то братец Василёк, серебряный рубль да небольшой образок святой Параскевы, что оставила ей мать. Та часто рассказывала девушке об этой святой, о том, что она покровительница домашнего мастерства. Дашута даже молитву выучила ко святой заступнице и часто шептала её перед сном.
Серебряный рубль ей прошлой зимой купец подарил, который у их хутора заблудился, а она вывела его коня на дорогу. Берегла она рубль для Василька, чтобы купить ему к Рождеству валенки, что часто видела в сельской лавке. Батюшке-то было невдомёк, дома он бывал редко, а всё чаще в кузнице да на богатых дворах работал. Мачеха Агриппина весь заработок себе забирала: «Походит и в лаптях, не панич», — говорила она. «Эх, научиться бы мне прясть, — мечтала Дашута, — я бы брату босовики связала, да такие тёплые, что и в мороз выйти было бы не страшно».
Как-то перед днём святого Николая Угодника зашла в деревню нищенка. Была она седая, согбенная, в худом армяке да с холщовой сумой на плечах, ходила по хатам и собирала милостыню. А в такое время, когда уже нивы сжаты, травы скошены и урожай в закромах, каждому есть что подать. Не зря говорят в народе: «На зимнего Николу и грач богач». Нищенка подошла к их хуторку под вечер. Шёл мокрый снег, в ольховнике завывал ветер. Двери открыла мачеха: «Бог подаст, милая, а ночевать-то у нас негде, на печь тесто поставила, на полатях детям постелила, так что не обессудь!»
Нищенка и ушла, а Дашута глянула на неё, и сердце сжалось — куда же в таком армяке да против ночи, вот-вот наползёт темень, и останется нищенка в поле одна. Побежала девушка в запечье, схватила серебряный рубль, что хранила под сенником, и, выбежав во двор, стала догонять нищенку. Догнала её возле гумна: «Прости, матушка, вот возьми, это всё, что у меня есть». А та по голове девушку погладила и улыбнулась. Дашута аж удивилась: такой холод на дворе, а ладонь у старицы — тёплая. Домой воротилась, а мачеха давай её ругать: «Ты что ей подала, небось, овсяный калач? Так вот теперь голодная спать и ложись!»
Долго не могла уснуть от обиды девушка. О рубле не думала. Сплетёт она Васильку двойные лапотки да вырежет суконные оборы из старого материнского платка. Зиму братец переходит. Но вот почему она такая неумёха? Достала она из-под подушки икону, аккуратно завёрнутую в тряпицу, и, поцеловав её, стала молиться: «Святая мученица, матушка Параскева, научи меня прясть, милая, я бы тогда братцу босовики связала, и мачеха меня бы неумёхой не называла, и в деревне надо мной никто бы не смеялся». Дашута молилась и плакала, тихонько всхлипывая, вытирая тряпицей слёзы. Стала думать о святой мученице, затем о покойной матушке и не заметила, как уснула.
И снится ей сон, что сидит она на лавке возле окна, что уже светает, но солнце ещё не взошло. Снег перестал, и небо чистое, словно сиреневое стекло. Вот заходит в дом нищенка, а в руке у неё — серебряный рубль. Выводит она Дашутку по двор: «Погляди, — говорит, — как солнце вставать будет». И смотрит девушка на тёмный лес, куда указала нищенка, но ничего не видит. Вдруг солнечными лучами выкатилось из-за леса золотое веретёнце и, упав на рыхлый снег, запрыгало-заиграло. Подхватила его нищенка и подаёт Дашуте: «Возьми его и держи крепко, из рук не выпускай». А рядом упало второе, третье… И вот уже тысячи веретён покатились по кустам, деревьям, крышам — вставало солнце. А нищенка стоит рядом, и уже не в армяке с холщовой сумкой, а в дивном одеянии с блёстками. «Вот так, — говорит, — ты каждое утро веретёнце и подхватывай, тогда и мастерицей станешь». Хотела Дашута ещё что-то спросить, но старица исчезла, и она проснулась.
Было ещё темно, но за стеною уже кричал петух и мычала корова. Девушка быстро подсела к печурке, где стояла прялка, зажгла лучину, закрепила пучок кудели и взяла веретено. Только пальцы по-прежнему не слушались, и пряжа получилась неровная. Но вот солнечный луч упал на веретено, на прялку, пробежал по полатям, где спал Василёк. Дашута, боясь дышать, изо всех сил выводила нитку. Вдруг что-то стало открываться пальцам, вроде бы простое, но чего раньше не чувствовала, и она, боясь всколыхнуть воздушный пучок кудели, стала вытягивать ровную нить. Пучок вдруг закончился, и девушка испугалась, что потеряет то, что ощутила. Закрепила новый, но он был жёстче, и пальцы снова не слушались. Так повторялось несколько раз.
Через неделю нитка уже текла сквозь пальцы, как ручеёк. Мачеха даже руками развела: «Вот тебе и сиротинка, неумёхой прикидывалась!» А через год Дашута уже и ткала, и холсты белила, и вышивала на них узоры и то, что вокруг себя видела: и берёзовую рощу, и ель с боровиками, и скачущий ручей. На вечорках стала она первой: «Ох, и любит тебя веретено, словно мать родная», — вздыхали ровесницы. Мачеха Агриппина успокоилась и язвить перестала, зауважала падчерицу. Девушку же с тех пор стали в народе называть Дарья — золотое веретёнце.
Как рубашка в поле выросла. Константин Ушинский
I
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, батюшка, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
— Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
II
Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .
Ill
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.
Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы (буклеты)
Художественные произведения
1. Г.Сапгир «Садовник».
2. Б. Заходер «Портниха», «Строители».
3. С.Маршак «Пожар», «Почта».
4. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».
5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
6. Е. Пермяк «Мамина работа».
7. Н. Найденова «Ольга Павловна».
8. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».
9. С. Баруздина «Кто построил этот дом?».
10. А. Бродский «Мой брат».
11. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы».
12. Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
-
Без труда нет плода.
-
Воля и труд дивные всходы дают
-
Маленькое дело лучше большого безделья.
-
Советы хорошо, а дело лучше
-
Поспешишь — людей насмешишь.
-
Не спеши языком — торопись делом.
-
Умелые руки не знают скуки.
-
Дело мастера боится.
-
Сделал дело — гуляй смело.
-
Скучен день до вечера — коли делать нечего.
-
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
-
В деле не сила нужна, а умение.
МБДОУ «Детский сад №2»
Ардатовский муниципальный район Нижегородской области
Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы
Подготовил: воспитатель
Яшнова Л.Ю.
СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРУДЕ
Помощник
Мама усталой с работы придет,
Маме и дома хватает забот.
Веник возьму я и пол подмету
Дров наколю и сложу под плиту.
Свежей воды принесу два ведра
Ну а теперь за уроки пора!
Мама сегодня с работы придет.
Будет у мамы по меньше хлопот.
П. Жанэ
*****
Не мешайте мне трудится
Не мешайте мне работать
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте!
Не жалейте!
А хотите в лейку лейте –
Поливайте огород
Он ведь тоже воду пьет!
Шоферы
Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины.
А в кузове важные, срочные грузы
цемент и железо, изюм и арбузы
Работа шоферов трудна и нужна
Но как она людям повсюду нужна.
*****
Весёлая работа
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.
ЗАГАДКИ
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно,
А зовут его… (Зерно)
*****
Широко, а не море
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра — на столе. (Хлеб)
*****
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.
(воспитатель)
*****
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он … (артист)
****
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.
(Фотограф)
Тема труда
Тема труда всегда была в творчестве русских писателей и поэтов преобладающей, описывая жизнь и быт крестьян и рабочих, они пытались донести до высших классов боль низших классов.
Так, например, в произведении Н.А. Некрасова «Железная дорога» представлена картина угнетённого и покинутого Богом народа, такого же, как и в рассказе Горького «На соли». Сравнивая эти два произведения, мы видим людей, у которых нет выбора, они выполняют тяжелейший, нечеловеческий труд, чтобы прокормить семьи. Измученные и голодные люди уже не помнят другой жизни. Портреты рабочих в обоих произведениях схожи: и там, и там лица осунулись, вечно согнутые спины, молчание, пропитанное смирением.
В пьесе Горького «На дне» мы также наблюдаем жизнь людей, оказавшихся в самом низу социальной лестницы. Глубокая проблематика данного произведения заставляет задуматься о смысле существования этих людей. На самом деле каждый из них хочет жить и занимать своё «место под солнцем», так же, как и герои «На соли». Даже названия произведений схожи: одни оказались в таком положении, другие же вынуждены тут работать из-за такого же положения. Большинство героев «На дне» и «На соли» уже упали духом, потеряли смысл существования, но так или иначе продолжают трудиться.
Таким образом, все три произведения объединены общей тематикой – тяжёлый, порой почти каторжный труд за кусок хлеба; проблематикой – показывают причины подобного положения рабочих и крестьян (подразумевается социальное неравенство), а также сходством мотивов и образов (тоска, безысходность, ощущение забытости Богом; согнутые спины, осунувшиеся лица).
Список литературы
- 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.
- 2. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 — № 11. — С. 34.
- 3. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. — М.: Просвещение, 2002.-336с.
- 4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. — № 4 — с. 16.
- 5. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -2003-№ 12-68-69с.
- 6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.
- 7. Белая К.Ю. Модель образовательной программы ДОУ. журнал «Управление ДОУ»/ №1,2011.
- 8. Белая К.Ю. Еще раз об образовательной программе ДОУ. Журнал «Управление ДОУ»/ №5,2011.
- 9. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.. Михайлова З.А. Программа «Детство» — новая жизнь в соответствии с ФГТ. Журнал «Управление ДОУ»/ №5,2011.
- 10. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. — с.67
- 11. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 — 134 c.
- 12. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 1998.
- 13. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
- 14. Брагин А. Жизнь растений. Все обо всем. Популярная Энциклопедия для детей. Изд. АСТ, Астрель, Планета детства, 2004 — 356с.
- 15. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. — . — Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html
- 16. Венгер Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. — М. : Академия, 2007. — 446 с.
- 17. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айресс-Пресс, 2009. — 128с.
- 18. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 2003.
- 19. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.
- 20. «Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. З.А.Михайлова и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.
- 21. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей/Т.Н.Доронова// Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 63.
- 22. Доронова Т.Н., Гербова В.В, Гризик Т.И. и др. Программа «Радуга». / под ред. Т.Н. Дороновой. — М,: Просвещение, 2006. — 98 с.
- 23. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
- 24. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.- М., 2006.
- 25. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Метод-ический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
- 26. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина . — Балашов, 2004. — 64 с.
- 27. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- 28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов педагогических ВУЗов / С.А. Козлова. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
- 29. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : МарТ, 2005. — 448 с.
- 30. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. — М. ДиС. — 2004.
- 31. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 48с.
- 32. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.
- 33. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. — 2000. №7. — С.101-105.
- 34. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 276с.
- 35. Курпатов А. Дети. Психология. М. : ОлмаМЕдиа Групп. 2010. — 480 с.
- 36. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ./Л.Б. Ларионова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 131 с.
- 37. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем // Дошкольное воспитание. — 2005. № 4 — 33-37.
- 38. Лесина С.В. Индивидуальное развитие детей в ДОУ. (диагностика, планирование, конспекты занятий) Волгоград: Учитель, 2006
- 39. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
- 40. Логинова В.И., Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Детско-Пресс, 2008
- 41. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. — М.: АРКТИ, 2002. — 78 с.
- 42. «Мониторинг в детском саду» Научно — методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010К. ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.
- 43. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. — 2008. — №8. — С. 13-16.
- 44. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 1-50.
- 45. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. — М.: Современное слово, 2005. — 116 с.
- 46. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. — М, 2004. — 67 с.
- 47. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ,дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А. Соломенникова. — М.: Просвещение, 2003. — 214 с.
- 48. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 208 с.
Здесь вы найдете русские народные пословицы о труде ⚒
Труд человека кормит, а лень портит.
Тот не член артели, кто прячется от работы во все щели.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Терпение и труд всё перетрут.
Труда много, а добычи мало.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Трудовая денежка всегда крепка. Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
Трудовая денежка до веку живет (кормит, служит).
От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
Без труда и отдых не сладок.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Без труда нет добра.
Без хорошего плода нет добра.
В труде рождаются герои.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Кто труд любит, долго спать не будет.
Трудовая копейка впрок идет.
Труд кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
Также рекомендуем загадки про труд, русские народные трудовые песни и припевки, пословицы про лень, пословицы о жизни человека.
В виде еще пословицы и поговорки о труде и лени.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Дело шутки не любит.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
- Крепкое слово делом вертит.
- От слова до дела — бабушкина верста.
- Любишь наряжаться, люби и наряды на работу.
- Не говори, что делал, а говори, что сделал.
- Не замочив рук, не умоешься.
- Пчела далеко за каплей летит.
- Пчела мала, а и та работает.
- Счастье не в богатстве, а в труде.
- Каков мастер, такова и работа.
- Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.
- Легче руками работать, чем головой.
- В труде — наше счастье.
- Ищи дела, как хлеба.
- В труде рождаются герои.
- Вдохновение приходит во время труда.
- Утреннюю работу не оставляй до вечера.
- Поменьше толкуй, да побольше работай.
- Дорогá не работа — дорого умение.
- Без работы день годом станет.
- Без работы и печь холодна.
- Без труда и отдых несладок.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Берись — не торопись, а работай — не ленись.
- Благо жизни в труде.
- Бог труды любит.
- Живи своим умом, а честь расти трудом.
- Где труд, там и счастье.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
- Железо ищи в руде, а счастье — в труде.
- Каждое дело надо с утра начинать.
- Велик телом, да мал делом.
«Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
При ознакомлении с трудом взрослых (строителей, хлеборобов, животноводов, врачей и пр.) у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Осуществление этих желаний детей возможно лишь при непосредственном включении их в трудовую деятельность.
Наблюдая за трудом взрослых, ребенок приходит к пониманию того, что труд является источником существования человека, производителем благ, условием удовлетворения его потребностей.
Если взрослые, окружающие ребенка, положительно относятся к труду, выказывают свое уважение, восхищение трудолюбием, если ребенок постоянно находится в атмосфере труда, то вскоре он начинает чувствовать его необходимость. Труд становится такой же жизненно важной потребностью как потребность в пище, еде, активности.
На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.
У детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах, поговорках, сказках заключены важные мысли о ценности труда. Авторские произведения в зависимости от содержания используются по-разному. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Картины, отображающие труд людей разных профессий, чтение художественных произведений, просмотр диафильмов — все это воспитывает у детей положительное эмоциональное отношение к труду.
Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие — важное моральное качество личности. Но чтобы ребенок полюбил труд, необходимо постоянно усложнять его содержание и форму, сделать положительным в оценке взрослых. Успешно решить эту задачу можно только при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.
Составить перечень литературных произведений для дошкольников о труде. Подобрать пословицы и поговорки о труде для детей разных возрастных групп.
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества — быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), широко используются потешки, например:
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Стихи, например, как А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р.н.с «Репка» — трудовой коллективизм.
Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б. Заходера:
«Шофер» «Сапожник»
Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,
Я сам — шофер. И сам — мотор. Помоги — прохудились сапоги.
Нажимаю на педаль — Забивай покрепче
И машина мчится вдаль! Гвозди — мы пойдем сегодня
В гости!
А. Кардашовой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.
Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий», например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» — маляр, каменщик и т.д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.
Широко использовали произведения, рекомендованные программой М.А.Васильевой: Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходер «Портниха», «Строители». Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака — пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает — сделаем вместе». С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»).
Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.
В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.
Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвящены одной теме — самоотверженному труду советских людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.
Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».
Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др. В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А.Барто «У фотографа», загадка:
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас.
У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», — говорят аварцы, «Друг сделал — телу легче, сам сделал — душе легче», — говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», — говорят даргинцы.
И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.
Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Потешки
Чистая водичка моет Вове личико.
Танечке — ладоши, пальчики — Антоше.
Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, друг другу улыбаемся.
Саша у нас зайчик, зайчик — побегайчик!
Зайчик Саша — скок — поскок, подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет и на место убирает.
Как у солнышка лучики горят, так у Светочки волосики блестят.
Если девочка опрятна — на нее смотреть приятно!
Если мальчик аккуратный — будет он всегда опрятный!
Была бы охота, заладится любая работа!
Буль — буль — буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица, мы умеем сами мыться.
Зайчик в туалет ходил, потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай — руки мыть не забывай.
Бобик, ты такой лохматый! Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу и поправь прическу.
Зубы чистые всегда у веселого бобра,
Потому что наш бобренок чистит их еще с пеленок.
Если носик твой сопит, значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай, нос получше вытирай.
В небе солнышко гуляет, с ясным днем нас поздравляет.
Собирайся, детвора, — нам давно гулять пора!
Будем быстро одеваться, на прогулку собираться.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Глаз, купайся! Грязь, сдавайся!
Для чего нужны колготки? Чтобы ножки согревать.
Мы во всем порядок любим, быстро раздеваемся.
Мы совсем уже большие — В школу собираемся.
Никогда не забываем мы одежду просушить
И почистить, и повесить, аккуратно в шкаф сложить.
Мы с игрушками играем, их на место убираем.
Кто любит трудиться, работы не боится!
Чешу, чешу, волосыньки, расчесываю косыньки.
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся — маму, дочка, слушайся.
Русские пословицы о труде
Без дела жить, только небо коптить
Где труд, там и счастье.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лентяй да шалопай — два родных брата.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
Глаза страшатся, а руки делают
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
Труд человека кормит, а лень портит.
Пчелка маленькая, а и та работает.
Поспешишь — людей насмешишь.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.