Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Права детского сада

18.05.2020 by admin

Содержание

  • Шаг 1. Обратитесь к заведующему детским садом с жалобой (заявлением) о нарушении прав вашего ребенка
  • Шаг 2. Обжалуйте ответ заведующего детским садом в уполномоченный орган
  • Шаг 3. Обратитесь в суд с иском о возмещении причиненного ребенку вреда (в том числе морального вреда)
  • Шаг 4. Обеспечьте исполнение решения суда
  • Дополнительные записи

Родители находятся в постоянной тревоге, когда отдают своих детей в детский сад. Поводов много — психологическая атмосфера в коллективе, обеспечение правил безопасности, комфортные условия проживания. Бывает так, что права маленьких граждан могут быть нарушены, но вследствие возраста они не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Если в дошкольном образовательном учреждении (детском саду) нарушают права вашего ребенка, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к заведующему детским садом с жалобой (заявлением) о нарушении прав вашего ребенка

Жалоба (заявление) составляется в свободной форме на имя заведующего детским садом.

Подать жалобу можно лично, или направив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если вы подаете жалобу лично, рекомендуем составить ее в двух экземплярах: один экземпляр передайте в детский сад, а на втором попросите поставить отметку о принятии у вас жалобы. Обязательно сохраните второй экземпляр жалобы с отметкой о принятии или почтовое уведомление.

Шаг 2. Обжалуйте ответ заведующего детским садом в уполномоченный орган

Если вы не согласны с ответом заведующего детским садом или не получили от него ответ, подайте жалобу (заявление) в уполномоченный орган.

Жалоба (заявление) должна содержать, в частности:

  1. наименование органа, в который подается жалоба, либо Ф.И.О. соответствующего должностного лица, либо его должность;
  2. адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес;
  3. ваши Ф.И.О.;
  4. изложение сути жалобы (описание особенностей нарушения прав ребенка);
  5. просьбу провести проверку и принять меры к устранению нарушений прав ребенка;
  6. вашу личную подпись и дату.

По возможности приложите к жалобе доказательства нарушения прав ребенка (документы, фото- и видеоматериалы, свидетельские показания).

Следует также учитывать, что нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в дошкольном образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья) либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение.

Подать обращение о нарушении прав ребенка в детском саду можно, в частности, в органы контроля (надзора) в сфере образования, прокуратуру, а также в территориальное подразделение Роспотребнадзора при наличии соответствующих оснований.

Уполномоченный орган должен рассмотреть обращение в течение 30 дней со дня его регистрации. Если уполномоченный орган отказал в удовлетворении вашей жалобы, вы вправе обратиться за защитой прав в суд.

Шаг 3. Обратитесь в суд с иском о возмещении причиненного ребенку вреда (в том числе морального вреда)

Если в детском саду жизни (здоровью) вашего ребенка причинен вред, обратитесь в районный суд по месту вашего жительства или по месту нахождения детского сада с иском о взыскании расходов, понесенных вами на лечение ребенка (стоимость медицинских услуг, лекарств, транспортировки), а также о компенсации морального вреда.

Справка. Размер госпошлины

При подаче исков о возмещении вреда, причиненного здоровью, госпошлина не уплачивается.

При заявлении требования о возмещении морального вреда потребуется уплатить госпошлину в размере 300 руб. При этом истец освобождается от уплаты госпошлины в случае взыскания морального вреда, причиненного преступлением.

Шаг 4. Обеспечьте исполнение решения суда

Получите решение суда о возмещении вреда и исполнительный лист (если вы не обращались к суду с просьбой направить в службу судебных приставов исполнительный лист для исполнения). Если должник отказался добровольно исполнить ваше требование, обратитесь в службу судебных приставов по месту нахождения должника с заявлением о возбуждении исполнительного производства и исполнительным листом.

Подготовлено специалистами ГК «Земля-СЕРВИС» по материалам электронного журнала «Азбука права» (СПС КонсультантПлюс)

Вопрос: Здраствуйте!Из всех родителей я оказалась самой дотошной и интересующейся всем, что быть должно в садах. Как-то я зашла посмотреть их полотенца и обнаружила, что на группу (15 человек) висело всего 3 полотенца. Меня, естественно, это смутило и когда я в следующий раз попросилась посмотреть — они мне отказали, обосновав это тем, что «если каждому они будут показывать, то что это будет».

Подскажите мне, пожалуйста, есть ли нормативы, позволяющие родителям осматривать спальное место, туалет и столовую?

Отвечает Олеся Богданова, юрист:

Здравствуйте! Четко установленных нормативов, позволяющих родителям осматривать спальню, туалет, столовую детского сада, который посещает их ребенок, нет. Однако, это не означает, что педагогический персонал может чинить препятствия родителям и не позволять осмотреть места, где находится их ребенок большую часть дня.

Поэтому Вы можете уверенно требовать допуска, ведь препятствуя Вам, воспитатели тем самым нарушают права ребенка. Тем более, что Ваша тревога не беспочвенна: полотенец — и тех не хватает на всех ребятишек. Это значит, что Вы имеете право подать письменную жалобу на действия администрации детского сада в Департамент образования округа, в котором находится Ваш детский сад. В жалобе подробно изложите положение дел в саду, действия/бездействия воспитателей, заведующей детским садом, опишите халатное отношение персонала к исполнению их обязанностей и, в частности, к детям. Ведь очевидно, что сложившаяся ситуация в данном детском саду противоречит правам детей и их родителей.

«… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. С нашей помощью им предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, т.к. ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди — родители.

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Семья — это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родители обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

Особое внимание уделено проблеме соблюдения и защите прав и интересов детей в дошкольных образовательных учреждениях города Салавата.

Социальная картина по городу Салавату такова:

В г. Салавате 34 076 детского населения, из них 10717 детей дошкольного возраста. В 2003 году родилось 1578 детей, а в 2004 году на 64 ребенка меньше. Увеличивается число внебрачных детей в г. Салавате 327 многодетных семей, в них воспитывается 1269 детей, из них 607 детей дошкольного возраста. 193 неблагополучных семей, из них 63 семьи, дети которых посещают детский сад.

В городе функционируют 45 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 6650 человек. 2740 детей от 1 до 7 лет не посещают дошкольное образовательное учреждение, что составляет 29 %.

Продолжает рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в городе выявляются более 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете в отделе опеки состоят 685 детей, из них 398 детей находятся под опекой и попечительством; 206 детей — на усыновлении; 27 детей — в детском доме «Росточек”, 54 человека – в сиротских группах при школе – интернат.

Специалистами проводится определенная работа по управлению деятельностью по охране прав несовершеннолетних. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема нарушения прав детей.

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”, – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

— защиту его от всех форм жестокого обращения,

— права на охрану здоровья,

— защиту его права на образование,

— права на игру,

— права на сохранение своей индивидуальности.

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада № 49 определили задачу создания системы работы по защите прав ребенка в саду как приоритетную.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

Молодеет возраст родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, если еще пять лет назад лишали родителей родительских прав в отношении детей, возраст которых достигал 10 лет и более, то в последние годы из общего количества лишенных родителей родительских прав составляют 1/3 часть матерей, дети которых дошкольного возраста.

За последние 5 лет количество семей группы социального риска увеличились почти на 15 %. Число одиноких матерей вырос, в ДОУ их составляет 3,3 %. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Если проследить динамику случаев лишения родительских прав в нашем городе, то картина будет безрадостной.

2003 г. — 33 родителя было лишено родительских прав в отношении 47 детей;

2004 г — 49 родителей было лишено родительских прав в отношении 61 ребенка; из них 15 детей дошкольного возраста.

2005 г — 47 родителей было лишено родительских прав в отношении 65 детей.

2006 г — 48 родителей было лишено родительских прав в отношении 75 детей.

87 родителей были подвергнуты мерам административного воздействия за злостное неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. В 2004 году был один случай привлечения родителя к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Основной причиной детского сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Ежегодно в городе Салавате более 30 детей отбирается из неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртным, через лишение родительских прав. А сколько их еще продолжает жить в таких условиях?

За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.

Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.

Нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребенок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребенку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: «Мама!”.

В последние годы участились случаи, когда детей разных возрастов от новорожденного и до 5 летнего возраста оставляют в подъездах домов, на берегу реки Белой и у малознакомых людей и забывают о них.

Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов.

Отказ матери от своего ребенка … несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времен. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорожденных, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна — бытовая неустойчивость, такое заявляют матери-кукушки. А, на мой взгляд, это просто женское бездушие и черствость.

Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность.

II. Практическая часть.

Родители по очереди зачитывают вопросы, отвечают. После ответа на вопрос педагог предлагает дополнить его ответ желающим.

Вопрос. Как записывается фамилия, имя и отчество ребенка при государственной регистрации ребенка?

Ответ. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенку определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия по соглашению отца и матери, а при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия решаются органом опеки и попечительства.

Вопрос. Как определяются сведения о родителях при рождении ребенка?

Ответ. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.

Запись о матери ребенка, родившегося у родителей, не состоящих в браке между собой, при регистрации ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери или по заявлению отца ребенка, или по решению суда. При отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка — по ее указанию (статьи 17, 18 закона РФ «Об актах гражданского состояния”).

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы ребенка, зафиксированные в Конвенции.

Ответ. В Конвенции изложены следующие гражданские права и свободы ребенка на:

  1. Имя и гражданство, а также насколько это возможно знать своих родителей и на их заботу.
  2. Индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Свободу выражения своего мнения.
  4. Свободу мысли, совести и религии.
  5. Свободу ассоциаций и собраний.
  6. На защиту личной жизни.
  7. Информацию.
  8. Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Вопрос. Имеются ли ограничения, изложенные в Конвенции, на право ребенка: свободно выражать свое мнение; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ответ. Ограничения на эти права ребенка предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и защиты населения или защиты основных прав или свобод других лиц.

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Ответ. Основные гражданские права человека и ребенка, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, включают право каждого на гражданство, свободное выражение своего мнения, свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений и мирных собраний, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, доступ к информации, не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Вопрос. В каких законодательных документах конкретизированы конституционные нормы в отношении ребенка?

Ответ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «Об общественных объединениях”, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах.

Решить эту сложную проблему мы сможем только благодаря совместной работе всех заинтересованных структур. Наша главная задача -создать систему по профилактике и предупреждению процессов разрушения семьи, работать не только с неблагополучными, но и со здоровыми семьями. Наша задача — воспитывать будущих матерей и отцов.

Защита прав и достоинства ребенка в семье .

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Дополнительные записи

  • Отказ от манту, образецОтказ от манту, образец
  • Очередь в детский сад КалининградОчередь в детский сад Калининград
  • Логопедическая комиссия в детском садуЛогопедическая комиссия в детском саду
  • Детский сад почемуДетский сад почему

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes