Польза вулканов
Вернуться в начало Следующий материал
Конспект образовательной деятельности на тему:
«Извержение Вулкана»
(для детей старшей группы)
Направление: познавательно-речевое.
Образовательная область: познание.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Программное содержание:
1. Воспитывать аккуратность, взаимопомощь.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
3. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
4. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Оборудование и материал:
— Мультимедийное оборудование;
— слайды с изображением вулканов;
— карта России;
— поддоны;
— картон,
— клей;
-сода;
— уксус;
— сухая красная краска;
— моющая жидкость;
— листы бумаги;
— цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
-чайные ложки;
— пипетка.
Предварительная работа:
Изготовление макета гор.
(Дети вместе с воспитателем изготавливали в течение 2х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)
Ход образовательной деятельности:
(К детям в гости приходит сказочная девочка Знайка.Она знает, что дети закончили изучение темы «Камни», а теперь изучают «Горы»)
Знайка:
Здравствуйте, ребята! Я так давно ждала встречи с вами, чтобы поделиться новыми открытиями! Новыми впечатлениями!
Воспитатель:Здравствуй, Знайка, ребята очень тебя ждали, чтобы спросить у тебя, очень интересующий их вопрос!
Знайка:
Ой, как интересно! Ну задавайте, ребята! Если я знаю, то обязательно расскажу!
Дети:
— Что же такое вулкан? (при предварительной работе обсуждаются вопросы)
— Как он действует?
— Как он извергается?
— Что происходит внутри горы?
Воспиататель:
Посмотри,Знайка, какой мы сделали макет гор.
В одной горе у нас вулкан, но мы не знаем, как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь, а то мы мало, что знаем о вулканах.
Знайка:
-Да, конечно, я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане…
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», — со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель:
-Вот это да, Знайка, какая интересная легенда.
Знайка:
Ребята, а чтобы вам было понятнее, я принесла вам и покажу картинки с изображением вулканов.
— Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
— Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель:
— Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети:
-На большую яму, воронку.
Воспитатель:
— Верно, ребята, скажи, как называется эта часть вулкана?
Дети:
(предположительные ответы)
Знайка:
— Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель:
-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Знайка:
— Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы, я смотрю, у вас тут и кратер в ней имеется?
Дети:
-Конечно, хотим.
Знайка:
-Сначала я научу Наталью Евгеньевну, а она научит вас.
(Знайка и воспитатель «шепчутся»)
Воспитатель:
-Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.
(Знайкасадиться на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми)
Динамическая пауза
Воспитатель:
— Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана.
— Из чего сделаем жерло? …(ответы детей)
— Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта.
— Из чего же нам сделать лаву?…
Мне,Знайка, дала формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком.
— Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.)
-Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому.
— Я добавляю 5 капель уксуса.
— Ребята, что происходит? (ответы)
— Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель, когда дети делают шаг назад.
Воспитатель:
— Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, а Знайка посмотрит, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана.
Наблюдаем «извержение» вулкана.
Знайка:
Молодцы ребята, у вас всё получилось, потому, что вы были внимательны и осторожны.
Знайка:
— Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
Воспитатель:
— Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт. А мы с ребятами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме «Вулкан».
Дети рисуют, воспитатель собирает рисунки подходящие для заполнения «Папки исследователя» (Дети работают с ней по разным темам)
Итог мероприятия.
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира, показать родителям значение занятий кружка «Окошко в природу».
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).
4. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.
5. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.
Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.
Технологии: игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, эстафетная игра), мультимедийные (презентации, видеоматериалы.
Словарь: вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло, пемза, туф
Материалы и оборудование: Глобус, магнитная доска с картинками календаря, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», презентация «Фото из разных занятий кружка», видео «Шишкина школа» — урок природоведения «Вулканы» 6 мин., документальное видео «Путешествие на вулкан Толбачик на Камчатке» 2 мин, красные конусы с бумажным пламенем, мягкие игрушки для игры-эстафеты «Спасатели», музыка.
Оборудование для экспериментирования:
- макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, десертная, чайная и столовая ложки;
- прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.
Предварительная работа.
Изготовление макета горы вулканического происхождения.
Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.
Ход досуга
Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.
Ведущий: Меня зовут Татьяна Андреевна. Я веду кружок «Окошко в природу». Сегодня мы пригласили на свое занятие всех ребят нашего сада и родителей. Вначале мы всегда делаем календарь погоды. Но сегодня я его сделала сама, а ребята расскажут о погоде.
(на магнитной доске — карточки календаря)
Дети: Время года — зима, осадки — снег, ветер слабый, на небе — пасмурно, на улице — холодно.
Ведущий: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:
Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
Ведущий: Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Отправляемся в «Шишкину школу» на урок природоведения.
Видео с мультимедиа из серии «Шишкина школа» «Вулканы» 6 мин.
Ведущий: Где же находятся вулканы?
Дети: В горах.
Ведущий: Как найти горы?
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).
Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? Каким цветом обозначают горы? (ответы детей).
Физкультминутка «Вулкан»
Стихотворение (Движения)
Вулканы начали «играть» —
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать —
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул —
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Повторить — 2 раза. (сайт maam.ru)
Ведущий: Сейчас оправляемся в путешествие по планете Земля в поисках вулканов.
Презентация «Вулканы».
Слайд 1
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”
— Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
Слайд 2
Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.
Слайд 3
Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 4
Вместе с лавой из кратера выходит много вулканической пыли.
Слайд 5
Посмотрите, что случилось с автобусом, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.
Слайд 6,7,8
Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Слайд 9
Большая часть вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко — один раз в 100 или 1000 лет, другие чаще.
Слайд 10
Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.
Экспериментирование «Плавучесть пемзы и гранита» — проверить плавучесть пемзы и гранита. В прозрачную вазу дети опускают по очереди камешки гранита и пемзы.
Слайд 11
Также застывшая лава со временем становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома.
Слайд 12
Какую еще пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.
Ведущий: А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да. Их много на полуострове Камчатка. Сейчас совершим туда путешествие на вертолете.
Видеопутешествие на Камчатку вулкан Толбачик 2.5 мин.
Ведущий: А сейчас давайте с вами сделаем извержение вулкана. Нам потребуется макет вулкана, который помогли сделать ребята подготовительной группы. И различные вещества: сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, воронка, ложки.
Экспериментирование «Извержение вулкана».
2-3 человека из подготовительной группы помогают насыпать ингредиенты, кроме уксуса. (Звучит тревожная музыка)
Ведущий: Начались извержения вулканов. В зону бедствия попали маленькие зверушки. Надо их спасти.
Игра-эстафета «Спасатели» (под музыку)
2 красных конуса, на верхушках которых пламя из красной гофрированной бумаги. Вокруг конусов небольшие мягкие игрушки. Дети в командах по очереди бегут к вулкану, обегают конус, берут одну мягкую игрушку и несут в больницу (обруч на противоположной стороне зала)
Ведущий: Молодцы. Всех спасли. На нашей планете Земля все связаны друг с другом. Главной задачей кружка является формирование экологического сознания детей, понимания, что все взаимосвязано. В заключение дети расскажут стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете». (Одеть шапочки разных зверей чтецам)
Все-все —
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны —
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Ведущий: Посмотрите, что еще ребята делают на кружке «Окошко в природу»
Презентация «Фото из разных занятий кружка «Окошко в природу»» (Звучит красивая музыка)
Ведущий: До новых встреч!
Под песню «Все, все, все на свете нужны…» дети покидают зал.
Литература.
Вулкан — Гоибниу
То, что в свидетельстве Цезаря о галльских богах не упомянут бог моря, которого можно было бы назвать Нептуном, вполне объяснимо: с морем скорее была связана жизнь островных кельтов, а не галлов, живших на континенте. Странно то, что среди галльских богов Цезарь не назвал бога кузнечного ремесла Вулкана, ведь кузнечное ремесло в Галлии было развито весьма высоко. В традиционных цивилизациях кузнец считался сакральным персонажем: он работает с металлом и огнем, постоянно путешествует в поисках сырья и заказов. Даже народы с достаточно развитой культурой наделяли железо особыми магическими свойствами. Например, Плиний писал, что железо помогает против «вредных веществ», а также «против ночных страхов». Сакральное могущество и магические свойства приписывались не только металлам, но и магическим инструментам. Искусство изготовления орудий изначально превышает человеческие возможности, оно идет или от бога, или от демона (ведь кузнец выковывает и смертоносное оружие).
Вероятно, представления о сверхъестественных свойствах металлов уходят корнями в каменный век. Каменное орудие было наделено таинственной силой: оно ударяло, ранило, высекало искры, как это делает молния. Двойственная магия каменных орудий, смертоносных и благотворных, была передана новым металлическим орудиям. Молот, наследник каменного топора, становится атрибутом могучих громовержцев, поэтому боги грозы и плодородия изображались как кузнецы. Иногда небесный кузнец играет роль культурного героя63: он приносит с неба семена «полезных» растений и обучает людей земледелию. Магическое значение кузнеца увеличивается еще и потому, что он — «хозяин огня». Более того, кузнец изготовляет оружие богов и героев и вкладывает в него магию. Именно таинственное искусство кузнеца превращает оружие в магические предметы. И наконец, ремесло кузнеца связано с космогоническим актом: нанося удары по наковальне, кузнец повторяет соответствующий жест могучего бога-творца.
В свете всего вышесказанного становится ясно, что такой «кузнечный народ», как кельты, должен был почитать бога-кузнеца. Цезарь, который ничего не говорил о галльском Вулкане, утверждал, что Вулкана почитали германцы. Но поскольку, совершая набеги на германцев, Цезарь не слишком отдалялся от Рейна, то, по-видимому, он имел в виду жителей той же долины Рейна, которые почти ничем не отличались от галлов. Другой античный автор оставил свидетельство о галльском племени инсубров, жившем в Цизальпинской Галлии, с давних пор совершавшем жертвоприношения какому-то кельтскому богу, которого этот автор называет Вулканом.
В римское время среди посвящений Вулкану, найденных в западных римских провинциях, наиболее значительную и однородную группу представляют надписи галльского происхождения. Особенно Вулкана почитали на востоке и северо-востоке. Галло-римский Вулкан ничем не напоминает прежнего кельтского бога: он во всем подобен греко-римскому Гефесту-Вулкану. Однако в Галлии римского времени Вулкан, по-видимому, стал великим богом, каковым он не являлся в римской мифологии. На рельефе из Парижа Вулкан изображен рядом со своей супругой Венерой и Марсом. Гомер, как известно, смеется над Гефестом (Вулканом), которому Афродита (Венера) изменила с богом войны Аресом (Марсом). Но парижский рельеф, возможно, наоборот, прославляет победу бога-кузнеца над неверной женой и ее возлюбленным, одержанную с помощью мастерства и хитрости (Гефест поймал Афродиту и Ареса в искусно сплетенную им сеть). Это единственное в своем роде изображение подчеркивает исключительно важную роль Вулкана в кельтских странах римской империи.
Литература и законы островных кельтов свидетельствуют о том, что кузнец в их обществе был весьма значимой фигурой, наделенной сакральным могуществом. Эти представления переняла и ирландская христианская церковь, относившаяся к кузнецам и их «магическим способностям» весьма настороженно. Недаром гимн VIII в. призывает божью помощь «против чар женщин, кузнецов и друидов». Ирландские же крестьяне, наоборот, с почтением и благоговением относились к кузнецам, которые якобы могли излечить с помощью своей магии любую болезнь. Как и в других традиционных цивилизациях, в Ирландии престиж кузнеца объяснялся не только его искусством, но и его тесной связью с магическими свойствами железа.
Естественно, что у островных кельтов имелся бог — покровитель кузнечного ремесла — двойник галльского Вулкана. В Ирландии его звали Гоибниу, а в Уэльсе Гофаннон (оба имени происходят от слов, обозначающих «кузнец»). Гоибниу был первым из триады богов-ремесленников (два других — это плотник Лухта и медник Кредне). Во время второй битвы при Маг Туиред изготовляли не знавшее промаха магическое оружие для Луга и воинов Туата Де Дананн.
Гоибниу был также связан с целительством. Мы знаем, что во время второй битвы при Маг Туиред смертельно раненный Гоибниу бросился в Источник Здоровья и исцелился; в древнем ирландском заклинании Гоибниу призывают помочь вытащить колючку. Но особенно важной была роль Гоибниу как хозяина Потустороннего Пира — «Пира Гоибниу». Участники праздника становятся неподвластны болезням и старости и смерти, отведав чудесного опьяняющего напитка, дарующего вечную жизнь. Можно вспомнить, что Гефест (греческий аналог Гоибниу) тоже разносит гостям на олимпийских пирах нектар — божественный напиток бессмертия. Отзвуком этого древнего мифа о божественном кузнеце — хозяине потустороннего пира является, может быть, странная статья в законах средневекового Уэльса, согласно которой придворному кузнецу первому подавали напитки на королевских пирах. Главенство на потустороннем пиру богов сближает Гоибниу с Дагдой и ставит его в один ряд с великими богами, но для ирландского народа он остался прежде всего божественным кузнецом.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Не всегда вулканы несут угрозу жизни и опустошение. Извержения порождают газы и горные породы, которую человек использует в своей жизни. Эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни. Так что, вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.
Крепкие строительные материалы. Горные породы, порождаемые извержениями вулканов, уже давно используются человеком для строительства домов и церквей. Например, во Франции построен собор Клермон-Ферран из камней Вольвика, темной лавы, которая сегодня используется скульпторами. А базальт из-за его прочности всегда использовался для мощения дорог. Шлаки, или мелкие частички лавы, используются для производства бетона и чтобы фильтровать воду на очистных станциях. Пемза, испещренная дырочками, оставленными газами магмы, служит прекрасным звукоизолятором. Обладая очень шероховатой поверхностью, она входит в состав канцелярских резинок, некоторых видов зубной пасты, а также используется для придания джинсам потертого вида.
Вулканы извергают большое количество таких металлов, как медь, железо и цинк, столь необходимых для промышленности. Что касается серы, то ее собирают (особенно в Индонезии) для того, чтобы производить спички, красители и удобрения. Также ее добавляют в каучук, чтобы сделать его более износостойким.
Приносят пользу вулканы и как источники энергии.
Чем глубже в почву, тем она становится теплее: с каждым километром ее температура повышается на 30 С. А в зонах вулканической активности, где присутствует магма, ее температура подскакивает с каждым километром на 100 С. Когда дождевая вода просачивается на глубину и встречается с нагретой породой, она также нагревается. Иногда она закипает или бьет источником через равные промежутки времени: это явление называется гейзером. Подобными источниками изобилует Исландия, Камчатка и национальный американский парк Йеллоустон. Также вода течет и просто в горячих источниках. Получаемая естественным путем или при помощи бурения, она дает энергию на геотермальных станциях. Есть подобные станции и в России.
Алмазы родились на глубине 150 км в недрах земли 2,5 или более миллиардов лет назад. Благодаря извержениям вулканов они поднимаются по их жерлам. Люди раскапывают потухшие вулканы на глубину, иногда превышающую 1 км. Самые знаменитые шахты находятся в Южной Африке. Также в вулканах находят золото и полудрагоценные камни, такие как опал, топаз и аметист.
Лечебная вода. Проходя через горную породу, вода вбирает в себя такие химические элементы, как сера, углекислый газ, кремнезем, известные своими лечебными свойствами в борьбе с астмой, болезнями дыхательных путей, кожными заболеваниями и аллергиями. На термальных станциях пациенты пьют целебную воду или купаются в источниках, принимают грязевые ванны и проходят курс массажа. Купальщики тоже пользуются этими прекрасными теплыми бассейнами, подаренными природой.