Почему акварель медовая?
Сегодня мы хотим рассказать о том, как выбрать одну из самых популярных красок для рисования – акварель. И чем отличаются художественная акварель от медовых аналогов.
Акварельные краски бывают разные, отличаются они типом связующего вещества, например это может быть гуммиарабик (водорастворимый растительный клей), крахмал, разбухающая глина, декстрин или мед (фруктоза).
Акварельные краски отличаются нежностью и прозрачностью текстуры, они наполнены светом и воздухом. Такими красками даже начинающий художник может создать красивые светлые картины.
Медовая или обычная акварель?
Традиционная художественная акварель сделана на основе гуммиарабика и считается профессиональной. У этой акварели богатая цветовая палитра, позволяющая создать рисунок с множеством оттенков и полутонов.
Медовая акварель обладает более ярким насыщенным цветом, легче в использовании, так как ровно и равномерно ложится на бумагу и отлично подойдет начинающим художникам. Благодаря входящему в состав меду такая акварель устойчива к выгоранию под воздействием солнечных лучей.
А еще медовая акварель почти в десять раз дешевле, чем художественная.
Советуем вам к акварельным краскам приобрести мольберт или специальный планшет, чтобы пока сохнет акварель, лист не покоробился и не испортил картину.
Давайте подведем итоги. Если вам нужны акварельные краски для эпизодических непрофессиональных занятий рисованием, то лучше приобрести медовую акварель. С ней легко можно освоить технику рисования, научиться смешивать цвета для получения необходимых оттенков. Для более серьезного уровня, например занятий в художественной школе, советуем купить традиционные акварельные краски с широким ассортиментом цветов. Не лишним будет и мольберт.
Творческих вам успехов!
Я знаю, что мед давно добавляют в краску, но не была до конца уверена в пользе этого, поэтому обратилась с этим вопросом к M Graham по электронной почте. Мне пришел такой ответ от Дианы Грэхем (с ее разрешения мы его опубликуем):
«Большинство акварелей имеют в составе сахар в качестве связующего вещества. Чаще всего используется сироп. Мы вернулись в то время, когда художники сами создавали краски, и открыли преимущества добавления меда. Он позволяет наносить больше краски и способствует гладкости нанесения мазков».
Акварельные краски торговой марки M Graham содержат мед в качестве связующего вещества
«Мед впитывает влагу из воздуха, поэтому цвет всегда остается влажным и вязким на акварельной палитре, даже если она долгое время простоит на открытом воздухе. Такая краска не засыхает на палитре или в тюбике как в других торговых марках. Достаточно добавить в нее воды, и она уже готова к использованию».
«Небольшой недостаток краски заключается в том, что если у вас мокрая палитра или вы рисуете в очень влажном месте, смешивание красок на палитре должно выполняться при ровном ее положении, так как при наклоне краска может растечься».
«Еще один важный момент использования нашей краски – вы не можете наносить много слоев, потому что в этом случае краска не высохнет. Если хотите выполнить рисунок более густой и насыщенной краской, у нас есть огромный выбор гуаши».
Внимание: никогда не облизывайте кисти и не пробуйте на вкус медовую акварель. Некоторые пигменты токсичны!
В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок: 1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки, 3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках, и 4) гуашь — жидкие краски, заключенные в стеклянные банки.
Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей: гумми-арабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, сахар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы — бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы придавать краскам способность не так легко размываться по высыхании, в чем, безусловно, нуждаются те из них, которые содержат в своем составе слишком большое количество меда, глицерина и т. п.
В более дешевые сорта акварельных красок, а также красок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.
Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено. К такого рода нововведениям нужно отнести и два вида акварели: «акварель, фиксируемую огнем», и «акварель на саркоколе». Связующим веществом красок в данном случае служат воск и смоло-камеди. Обе названные техники мало похожи на акварель и, как видим, успеха не имели.
Вся красота и сила акварели заключается в ее прозрачных красках, и потому естественно, что она нуждается в особом красочном материале, который или по своей природе уже наиболее отвечал бы запросам акварели, или же становился таковым после известной обработки. Так как даже непрозрачные по своей сущности краски при тонком измельчении получают известную степень прозрачности, то одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их размельчение.
Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельченных красках, как акварель; вот почему и приготовление хороших акварельных красок ручным способом — дело нелегкое.
Но кроме тонкого измельчения красок при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия — краски должны быть составлены таким образом, чтобы порошок их при самом обильном разжижении акварели водою «висел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу вещества краски получается равномерная ее раскладка; в противном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.
Приготовление хороших акварельных красок достигается, таким образом, наиболее тонким размельчением их и составлением отвечающего делу связующего вещества.
Чтобы дать некоторое понятие о составе различных видов акварельных красок, ниже приводится в общих чертах их описание.
Твердые плиточные краски
В старину приготовлялись исключительно твердые акварельные краски, в настоящее время твердые краски предназначаются главным образом для чертежных работ, для выполнения проектов, планов и т. п.; у немцев они носят название «Tushfarben». Высший сорт красок этого вида служит, впрочем, и для живописных целей; таковы, например, краски для живописи миниатюр. Наиболее дешевый сорт красок предназначается для школ и детей.
Твердые акварельные краски вырабатываются обыкновенно в различных сортах (feine, extrafeine и т. д.), причем как подбор красочного материала, так и состав связующего вещества их всецело зависит от сорта красок. Здесь чаще применяются дешевые связующие вещества: животный клей, растворяющийся в холодной воде, и картофельная патока, но пользуются также и гумми-арабиком, трагантом, медом и пр.
Чтобы приготовить твердые акварельные краски, готовят связующее вещество для них в трех видах. Главнейшим из них является раствор гумми-арабика в соединении с сахаром-леденцом (в пропорции 2 ч. гумми на 1 ч. сахара); кроме того, составляется раствор чистого леденца в воде и, наконец, раствор декстрина. Делают это на том основании, что некоторые из красок, например бистр, кармин и гумми-гут, не требуют вовсе гумми-арабика, а для связи их достаточно одного леденца; хромовые краски, в том числе и изумрудная зелень, в связи с гумми-арабиком с течением времени становятся совершенно нерастворимыми в воде, и потому для их приготовления употребляется декстрин. Количественное отношение между порошком краски и связующим веществом должно быть таково, чтобы проба изготовленной краски возможно меньше изменялась при высыхании. Это отношение достигается лучше всего опытным путем. Краски в тончайшем порошке размешиваются со связующим веществом, и затем тесто их просушивается настолько, чтобы можно было формовать его с помощью металлической формы.
Краски в плитках, таблетках и пр. не должны быть ни хрупкими, ни мягкими. Большое содержание гумми-арабика в красках делает их очень хрупкими; хрупкость эта исчезает, если краски содержат, кроме гумми-арабика, достаточное количество сахара. В том случае, когда связующее вещество красок состоит главным образом из животного клея, краски при некотором отсырении мнутся в руках.
Китайская тушь
Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.
Эта популярная краска в продажу поступает в готовом виде, т. е. в соединении со связующим веществом. Приготовление ее — специальность Китая — родины краски, где она фабрикуется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабрикуется и в Европе.
Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, получаемой при сгорании кунжутного масла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибавляется и животный клей, и вся смесь ароматизируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, китайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев.
Из сказанного видно, что тушь в Китае производится различными способами и из различных материалов, почему и качества продукта весьма разнообразны.
В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.
Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончайшем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механической или химической обработки обратить в коллоидальное состояние, то величина крупинок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наибольшую красящую силу и приобретает красно-коричневый оттенок. Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги, и после высыхания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели применяются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый коллоидальный углерод.
В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, причем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре, который при высыхании нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.
Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде — во флаконах. Хорошей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным, слегка буроватым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворяется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сохнет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края мазков ее не растекаются.
Мягкие краски
Couleurs moites.
Для приготовления мягких красок, которые значительно легче разводятся водою, нежели твердые краски, главнейшим основным материалом для связующего вещества служат те же гумми-арабик и декстрин, к которым присоединяется значительное количество меда (на 1 ч. гумми до 1 ч. меда). Мед вводится в некристаллизующихся своих частях, т. е. в виде левулозы. Кроме меда, или вместо него, применяется и глицерин.
Связующее вещество мягких акварельных красок составляется таким образом: сперва очищается мед, смешивающийся для этого с водою, которой берется в четыре раза по весу больше, нежели меда; образующуюся при этом пену снимают с меда, и затем выпаривают воду, обращая медовый раствор в сиропообразную жидкость. Обработанный таким образом мед смешивается с раствором гумми-траганта, который берется в количестве 1/3 всего объема меда.
Медовые краски
Название красок уже указывает на то, что они должны содержать в составе своего связующего вещества мед. Последний действительно составляет большую часть его; гумми-арабик же — меньшую часть. Но, кроме меда, сюда же входит и глицерин, которым заменяют некоторое количество меда, а при желании удешевить краски мед заменяется картофельной патокой, которая не кристаллизуется.
Краски с большим содержанием меда и подобных ему веществ должны были бы по высыхании легко растворяться водою и даже расплываться в сыром воздухе. Во избежание этого в раствор гумми-арабика и меда вводят копайский бальзам, а также воск или мастику, растворенные в эфирных маслах. Смолы и воск составляют с раствором гумми-арабика и меда эмульсию; медовая акварель, таким образом, очень близка по типу состава своего связующего вещества гумми-арабиковой темпере.
Копайский бальзам, воск и пр. вводятся в связующее вещество акварели таким образом: нагревают в фарфоровой чашке 4 части копайского бальзама и кладут в него 1 часть смолы мастики и 1/4 части отбеленного воска. Держат эту смесь на огне до тех пор, пока все совершенно в ней не растворится. В полученный раствор вливается затем 5 частей густого раствора гумми-арабика, и все перемешивается до тех пор, пока не получится однообразная масса, напоминающая белую мазь и представляющая собой эмульсию.
Гуашь
Состав этих акварельных красок, заключенных в стеклянные баночки, приближается к медовым краскам, но они жидки и содержат больше воды, чем медовые.
Связующее вещество гуаши может быть тождественным с акварельными, но может представлять собой и эмульсию. В последнем случае гуашь будет иметь темперный характер, но краски ее будут высветляться при высыхании значительно сильнее, чем то наблюдается в темпере.
Под именем «гуаши для декоративной живописи» (gouaches pour la décoration artistique) фирма Лефрана выпустила в продажу краски для живописи панно, макетов и тому подобных декоративных работ. О связующем веществе этих красок сведений не имеется. Большая часть ассортимента их состоит из красок, по-видимому, каменноугольного происхождения.
Потребность в такого рода красках у художников несомненна, так как обыкновенные акварельные и гуашные краски для названных выше целей совершенно непригодны.
Связующее вещество декоративной гуаши может быть разнообразно, во всяком случае, оно должно быть дешевле гуммиарабика. Здесь может быть применим обыкновенный столярный клеи, у которого особой обработкой отнимается способность студениться, или тот же клей в смеси с растительным клеем. Наиболее лучшим связующим веществом подобной гуаши будет пшеничный крахмал, обработанный щелочью.
Пшеничный крахмал является, как известно, одним из наиболее ценных видов крахмала. Состав его более сложен, нежели состав картофельного крахмала, и клей, полученный из него, обладает хорошей связующей способностью, которая при известных условиях сохраняется продолжительное время. Таким образом, клей, полученный из одного пшеничного крахмала, может уже служить хорошим связующим веществом для декоративной гуаши. Он не темнит краски подобно декстрину и гумми-арабику, вследствие чего они приобретают бархатную матовость, чего не дают другие связующие вещества.
Рецептура связующего вещества из крахмала будет такова:
Пшеничного крахмала……………….. 100 г.
Воды к нему………………… 1300 — 1350 г.
Едкого натра………………………………… 7,2 г.
Приготовленные на этом связующем веществе краски ровно и хорошо ложатся — раскладываются на бумагу, грунтованный картон, холст и всякую матовую поверхность, причем сильно светлеют, приобретая легкий и звучный тон.
Красочный материал для декоративной гуаши может быть весьма разнообразным: здесь пригодны и минеральные краски и краски-лаки, не изменяющиеся от слабых щелочей. Для красок же, страдающих от щелочей, связующее вещество подвергается нейтрализации посредством соляной кислоты, которая вводится в связующее вещество тотчас же по окончании его приготовления малыми порциями при постоянном помешивании. Для консервирования клея в этом случае добавляется в него на 100 частей крахмала 3,5 части формалина.
Для плакатов и тому подобной живописи, кроме минеральных красок, можно применять краски искусственные, органического происхождения, обладающие большой звучностью, каковы: литоль, пара-красная, гераниум-лак, зеленая виридин, фиолетовые, синие, желтые лаки, малахитовая зелень и т. п. При желании придать большую крепость связующему веществу декоративной гуаши можно ввести в раствор крахмального клея столярный клей. Рецептура при этом изменится таким образом:
Долгое время пыталась научиться рисовать акварелью, но у меня ничего не получалось. Решила, что акварель — не для меня, и вернулась к маслу и акрилу. Но тут мне попался набор медовой акварели Классика 32 цвета фирмы Луч, и я поняла — это МОЯ акварель!
Красивые, чистые цвета, на бумагу ложатся гладко и укрывисто, отлично смешиваются и растушевываются — Белые ночи отдыхают. Правда, выявился серьезный недостаток — оказалось, что белая краска в наборе расходуется очень быстро. Белоснежная и укрывистая в этом наборе краска, в наборах других производителей оказывается желтоватой или кремовой, и менее укрывистой, и сами краски хуже по качеству, особенно Гамма. (Кроме Енота, эти краски нормального качества). Импортная белая акварель в кюветах вообще никакая (прозрачная). В тюбиках — не знаю, пока не покупала.
Новый набор купить недорого, но жалко, что такие красивые цвета останутся почти неиспользованные.
Оказалось, что аналог медовой акварели можно сделать из белой гуаши. И пусть некоторые пишут, что гуашь и акварель отличаются наличием в их составе белил — на самом деле у них разные связующие. Некоторые используют в акварельной живописи гуашь, но эта краска рыхлая, частицы пигмента почти не связаны между собой, и краска на рисунке может расплыться от случайно попавшей капельки воды или потрескаться. В акварель добавляют клей, поэтому она лучше держится на бумаге.
Делается медовая акварель из гуаши Белила титановые (самые белые — Луч, но можно взять и другие — Спектр, Гамма и т.д.) с добавлением меда белой акации и бесцветного средства для смешивания акварели. Точные значения не измеряла, но меда кладется немного, а средства — капелька пипеткой.
Чистый мед белой акации практически бесцветный и не засахаривается, так что не обязательно ждать нового урожая, можно купить прошлогодний (на фото).
Если подходящего меда нет, можно взять густой сахарный сироп, это будет аналог Гаммы соответствующего качества (Гамма кладет в краски вместо меда сахар и честно указывает это в составе).
В качестве средства для смешивания я использую медиум фирмы Winsor & Newton.
Все это дело хорошо перемешивается и сушится не менее недели. Рисовать можно сразу, но крышку пока не закрывать. Краску лучше брать мастихином и мокрой кисточкой в баночку не лазить.
На дне кюветы оставались следы пищевого красителя, при добавлении свежеизготовленной белой краски и последующего перемешивания получилась красивая небесно-голубая краска.
А это картинка для кукольного домика, нарисованная с использованием такой белой краски и недорисованная картина (остались пена, песок и камни) формата А5.