Пэп Комаровский
Содержание
Обширная группа состояний, синдромов и заболеваний нервной системы плода и новорожденного, развивающихся вследствие действия повреждающих факторов в перинатальный период. ПЭП принято называть время с 28 недели внутриутробного развития до 8-го дня жизни новорожденного.
Уровень заболеваемости и смертности новорожденных повышен у определенной группы беременных и рожениц, которые составляют группу высокого риска (30 % беременных). Существуют различные классификации факторов риска патологии, причем число их колеблется от 40 до 100. Наиболее важными из них являются социально-биологические условия, экстрагенитальные заболевания, акушерско-гинекологические факторы риска, осложнения беременности и родов, отмеченные в анамнезе. Часто наблюдается сочетание нескольких факторов риска, что повышает вероятность развития перинатальной патологии и ухудшает прогноз состояния плода и новорожденного.
Среди социально-биологических факторов риска большое значение имеет возраст матери (моложе 18 и старше 30 лет к моменту рождения первого ребенка), профессиональные вредности (работа на химическом производстве или связанная с радиацией, вибрацией, тяжелый физический труд), вредные привычки родителей (алкоголизм, курение, наркомания и др.), семейная отягощенность по наследственным заболеваниям и др. Экстрагенитальные заболевания беременной женщины, протекающие с обострениями и декомпенсацией, врожденные и приобретенные пороки сердца, гипертоническая болезнь, эндокринные заболевания, хроническая почечная недостаточность, анемии, полостные хирургические операции и другая патология нарушают нормальное внутриутробное развитие плода. Характер и выраженность этих нарушений зависят от степени тяжести имеющейся патологии. Значительно ухудшается прогноз для плода при присоединении поздних токсикозов к имеющемуся хроническому заболеванию беременной женщины.
К акушерско-гинекологическим факторам риска относят частые медицинские аборты, длительное бесплодие, повторные выкидыши. Среди факторов риска, связанных с осложнениями беременности и родов, наиболее частыми являются тяжелые токсикозы первой и второй половины беременности, угроза прерывания беременности, групповая или резус-несовместимость крови плода и матери, многоводие, многоплодие, невынашивание и перенашивание плода, патологическое предлежание плаценты, плода, акушерские пособия или оперативные вмешательства, затяжные или стремительные роды, длительный безводный период (свыше 6 ч) и др. Особое место среди факторов риска занимают проведение медикаментозной терапии во время беременности, различные инфекционные заболевания матери — токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха, сифилис.
Признаки перинатальной энцефалопатии (ПЭП)
Клиническая картина поражений нервной системы ребенка в новорожденный период при указанных выше заболеваниях матери протекает как острое состояние с симптомами угнетения ЦНС, судорогами и другими неврологическими проявлениями, нарушениями дыхания и кровообращения. В остром периоде заболеваний можно выделить, в зависимости от степени тяжести неврологических расстройств, три клинические формы: легкую, среднетяжелую и тяжелую В структуре перинатальной энцефалопатии большое место занимают интранатальные поражения: острая асфиксия (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная родовая травма). Нередко интранатальные повреждения возникают на фоне предшествующего нарушения развития плода.
В ранний постнатальный период (после родов) у новорожденных встречаются вторичные гнойные менингиты, абсцессы головного мозга, кровоизлияния в головной мозг и другие осложнения.
Вторичные повреждения нервной системы у новорожденных чаще всего возникают при гнойно-септических состояниях, нейротоксикозе, гипертермии. Возникающие гематоликвородинамические нарушения, гипоксия и гиперкапния могут, привести к метаболическим нарушениям, расстройству дыхания и кровообращения, способствующим появлению судорог, расстройств сознания и других неврологических изменений.
Диагностика перинатальной энцефалопатии
Осмотры детского невролога. НСГ (нейросонография — УЗИ мозга).
Сходство клинических синдромов у новорожденных при воздействии различных этиологических факторов вызывает значительные диагностические трудности, тем более что поражение головного мозга ребенка нередко обусловливается воздействием нескольких факторов.
Лечение ПЭП
При раннем комплексном лечении у большинства детей наблюдается значительное, а иногда и полное восстановление нарушенных функций к 1-2 годам жизни. В некоторых случаях сохраняются симптомы минимальной церебральной дисфункции, гидроцефалия, микроцефалия, органические формы поражения ЦНС очагового характера, детский церебральный паралич, судорожный синдром и др.
Лечение детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) проводится в два этапа. В острый период назначают патогенетическую (гемостатическая, дегидратационная, дезинтоксикационная; устранение метаболических нарушений, гипофункции надпочечников, дыхательных расстройств) и симптоматическую (устранение сердечно-сосудистой недостаточности, гипертермии, дыхательной недостаточности, судорог, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) терапию. В восстановительный период продолжают патогенетическую и симптоматическую терапию и назначают стимулирующие средства. При судорогах необходимы подбор противосудорожных препаратов и их комбинация в зависимости от характера судорог. Важное место в восстановительной терапии занимают массаж и ЛФК, которые нормализуют мышечный тонус, улучшают обменные процессы, восстанавливают врожденные двигательные рефлексы и устраняют патологические синергии. Только комплексный патогенетический подход к лечению поражений ЦНС новорожденного с соблюдением принципов этапности и непрерывности в значительной мере способствует восстановлению нарушенных функций.
При сохранении неврологической симптоматики на 2-м году жизни выставляется диагноз минимальная мозговая дисфункция.
Слабо выраженная форма детской энцефалопатии — минимальная церебральная дисфункция (МЦД) (органическая мозговая дисфункция, гиперактивность, гиперкинетический синдром, хронический мозговой синдром, минимальный церебральный паралич и т. д.). Число детей с М. ц. д. колеблется в широких пределах — от 2 до 21 %.
Причины возникновения перинатальной энцефалопатии (ПЭП)
Основная роль принадлежит разнообразным вредным факторам пре- и перинатального периода и, вероятно, прежде всего данный синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию. Обращают также внимание на роль недоношенности.
Признаки ПЭП
М. ц. д. крайне вариабельна и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко выступают у школьников, особенно в первые 2—3 года обучения. Большинство детей отличаются повышенной моторной активностью, особенно в раннем возрасте. Они не могут длительное время сосредоточиться на чем-нибудь одном, легко отвлекаются различными раздражителями. Настроение их быстро меняется от приподнятого до депрессивного; иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе. Они предпочитают играть с детьми младшего возраста. Плохо засыпают, сон их неглубокий, часто просыпаются, вскрикивают во сне. В первых классах школы у некоторых детей возникают трудности в обучении, которые не связаны с умственным дефектом или нарушениями поведения. Может быть нарушено восприятие пространственных взаимоотношений, нарушены счет и чтение. Некоторые дети или не могут писать совсем, или их письмо, как и чтение, носит зеркальный характер. С возрастом появляются и нарастают трудности в абстрактном мышлении. Особенно частыми бывают речевые нарушения (задержка развития речи, артикуляционные недостатки, замедленность или наоборот,’ взрывчатость и т. д.). У многих детей с М. ц. д. наблюдаются черты дисплазии (деформации черепа, лицевого скелета, ушных раковин, высокое небо, неправильный рост зубов, прогнатизм и т. д.). Часто отмечаются нарушения черепной иннервации: косоглазие, в частности косоглазие. Многочисленны двигательные нарушения: мышечная дистония, асимметрия мышечного тонуса, наличие патологических рефлексов. Более чем у 25 % больных детей развивается вегетативная дисфункция. Дети часто неловки, неуклюжи, у них имеются трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в дальнейшем возникают затруднения в манипулировании ножницами, в письме. Могут обнаруживаться неустойчивость при ходьбе. Перечисленные признаки М. ц. д. не являются строго специфичными, часто варьируют, степень их выраженности различна.
Поскольку эти признаки наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и пр.), правильную оценку состояния ребенка можно дать только при динамическом наблюдении с обязательной консультацией психиатра, психолога.
Лечение перинатальной энцефалопатии
Требуется создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку как дома, в яслях, детском саду, так и в лечебном учреждении. Родителям следует избегать излишней строгости, требовательности к ребенку, воздержаться от применения каких-либо мер наказания и в то же время не опекать чрезмерно ребенка. Для коррекции нарушений поведения ребенка применяют успокаивающие средства. Назначают также ноотропные и общеукрепляющие средства, витамины. Обязательна консультация детского невролога, психиатра.
Консультации специалистов | Цена приема (руб.) | ||
в центре | повт. | на дому | |
Консультация педиатра | 1500 | 1400 | Вызов педиатра (консуль тация, неотлож. помощь) 24/7, от 2500 |
См. детская неотлож. помощь | |||
Консультация детского уролога | 1500 | 1400 | |
Консультация эндокринолога | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация невролога | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация нефролога | 1500 | 1400 | |
Консультация хирурга-ортопеда | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация ЛОР-врача | Прайс | Прайс | 2500 |
Консультация логопеда | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация кардиолога | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация гастро- энтеролога | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация аллерголога-иммунолога | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация офтальмолога | прайс | прайс | 2500 |
Консультация хирурга | 1500 | 1400 | 2500 |
Консультация психиатра | прайс | прайс | |
«Ложный выезд» (20-50км от МКАД) | 2200 | ||
«Ложный выезд»-до 20км от МКАД | 1600 | ||
«Ложный» выезд в пределах МКАД | 900 | ||
В/в инъекции (в центре) | 350 | ||
В/м инъекции (в центре) | 350 | ||
Выдача медицинской карты в дошкольно-школьное учреждение | 150 |
Коэффицинты, действующие за пределами МКАД: | |
до 5 км от МКАД | 1,3 |
от 5 км до 10 км | 1,5 |
от 11 до 20 км от МКАД | 1,7 |
от 20 до 40 км от МКАД | 2,0 |
свыше 40 км от МКАД | договорная |
Сложное словосочетание перинатальная энцефалопатия встречается в лексиконе детских врачей, а следовательно, и родителей удивительно часто. По крайней мере, у половины читателей, заглянувших в амбулаторную карточку своего ребенка, есть реальные шансы обнаружить там знаменитую аббревиатуру ПЭП — что, собственно, и расшифровывается как перинатальная энцефалопатия.
Перевод на русский язык этого медицинского термина не очень прост. Но мы попробуем.
«Пери-» — (греч. peri-) приставка, означающая «расположение вокруг, снаружи, при чем-либо». «Натальный» — от лат. natus — рождение. Несложно сделать вывод, что суть понятия «перинатальный» — связанный с родами, имеющий место до, во время, после родов, есть даже такое словосочетание — «перинатальный период» и наука «перинатология». Имеет, по-видимому, смысл сразу же уточнить, что перинатология называет перинатальным периодом интервал, начиная с 28-й недели внутриутробной жизни плода и заканчивая седьмым днем после рождения1.
Слово «патия-«, происходящее от греческого pathos-, переводится как «болезнь», «страдание». Также греческое enkefalos — головной мозг. Ну а вместе получается «энцефалопатия» — болезнь мозга.
Болезнь мозга — понятие неконкретное, неудивительно, что и энцефалопатия — не конкретная болезнь, а термин, объединяющий целый ряд самых разнообразных болезней головного мозга. Становится очевидным, что диагностировать, лечить и вылечить энцефалопатию нельзя в принципе, ибо как можно лечить неконкретное понятие.
Отсюда следует, что если уж термин «энцефалопатия» произнесен, то надобно добавлять и другие пояснительные слова. Так обычно и поступают — для уточнения имени болезни к слову «энцефалопатия» добавляется соответствующее прилагательное, указывающее на причинный фактор, вызвавший болезнь (повреждение) мозга.
Например, билирубиновая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с высоким уровнем билирубина), гипоксическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с дефицитом кислорода), ишемическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с нарушением мозгового кровообращения). Вполне понятны и не нуждаются в подробных объяснениях такие словосочетания, как диабетическая энцефалопатия, травматическая энцефалопатия, алкогольная энцефалопатия.
Несомненно, что без уточняющего прилагательного слово «энцефалопатия» не имеет никакого смысла и означает примерно следующее: «с мозгами что-то не так». И в этом аспекте слово «перинатальный» выглядит, по меньшей мере, странно, ибо никоим образом не уточняет природу повреждения головного мозга. Этот термин всего лишь указывает на временной интервал, когда эти изменения произошли.
Вот и получается, что словосочетание «перинатальная энцефалопатия» вразумительно перевести на русский язык просто невозможно — ну, ориентировочно, «с мозгами что-то не так из-за повреждения перед родами, во время или непосредственно после родов». Что не так? Да кто его знает…
С учетом приведенной информации, читатели, пожалуй, и не удивятся тому факту, что диагноз «перинатальная энцефалопатия» отсутствует в международной классификации болезней и не используется нигде в мире, за исключением, разумеется, стран СНГ.
Назвать болезнь конкретным именем или пусть и завуалировано, но сказать «с мозгами что-то не так» — принципиально разные вещи.
Нервная система ребенка вообще и головной мозг в частности развиваются очень быстро. В процессе развития эпизодически возникают всякие непонятности, появляются, исчезают и угасают рефлексы, стремительно меняются реакции на окружающую среду, совершенствуются органы чувств, значительные изменения претерпевает объем движений и т. д. и т. п. Медицинская наука изрядно потрудилась и постаралась все эти изменения систематизировать. Отсюда многочисленные труды с информацией о нормах, о том, что положено, а что нет, о том, что может быть, что допустимо, чего не может быть никогда. А поскольку анализируемых и подвергнутых учету факторов сотни, что-нибудь обязательно выйдет за рамки отведенных сроков и норм.
И тогда на повестку дня встанет вопрос о диагнозе…
А поставить диагноз, руководствуясь международной классификацией болезней, не удастся. Но ведь есть конкретные жалобы и проблемы: у нас подбородочек дрожит, мы плакали 30 минут без остановки, а вчера срыгнули целых четыре раза, а на прошлой неделе очень сильно дрыгали ногами и т. д.
Алгоритм взаимоотношений детского врача и родителей в рамках отечественной ментальности совершенно не предусматривает фразы типа «все нормально, оставьте дитя в покое» или «успокойтесь, перерастет». Стандартная процедура любого врачебно-родительского контакта начинается с вопроса «на что жалуетесь?» и заканчивается конкретным диагнозом. Ситуация, при которой родители всем довольны, — удивительная редкость. Врачебный осмотр, в ходе которого не будут обнаружены никакие отклонения от норм, сроков и стандартов, — явление уникальное. Сочетание редкого и уникального — это уже вне комментариев.
В то же время и жалобы, и выявленные в ходе осмотра ненормальности сплошь и рядом на диагноз, собственно говоря, не тянут. Ну не все замечательно, ну не так кое-что, ну не совсем так кое-где, но это ж не повод лечиться-спасаться-обследоваться… Но произнести, а тем более написать фразу «что-то не так» или «с мозгами что-то не так» — это ж окончательно и бесповоротно подорвать доверие к медицинской науке вообще и к конкретному врачу в частности.
И тут приходит на помощь замечательный диагноз — «перинатальная энцефалопатия». Диагноз чрезвычайно удобный в силу своей внешней учености и неопределенности.
Здесь есть еще один очень интересный нюанс. Конкретный неврологический диагноз — реальный повод для серьезного лечения, очень часто в условиях стационара. Отсюда отчетливая тенденция к тому, что чем ближе к больнице — тем больше ясности и определенности. Неудивительно в этой связи, что в роддомах, отделениях патологии новорожденных и детских неврологических стационарах диагноз «перинатальная энцефалопатия» не встречается практически никогда. Там, где есть повод серьезно лечить, нельзя без серьезного и осмысленного диагноза.
Проиллюстрируем это следующими примерами.
Наиболее распространенный вариант энцефалопатии у детей раннего возраста — т. н. гипоксически-ишемическая энцефалопатия — повреждение мозга из-за нехватки кислорода и нарушений мозгового кровообращения в перинатальном периоде. А теперь цифры: по данным авторитетных зарубежных медиков и отечественного учебника «Основы перинатологии», гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) встречается у доношенных новорожденных с частотой 1,8—8 случаев на 1000 детей, т. е. 0,18—0,8%.
По тем же данным, на долю ГИЭ приходится примерно половина всех перинатальных повреждений нервной системы.
Здесь имеется в виду следующее. Среди выявляемых в перинатальном периоде болезней нервной системы выделяют: уже упомянутую нами гипоксически-ишемическую энцефалопатию; родовые травмы, инфекции, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ. Так вот, примерно половина — это ГИЭ, вторая половина — все остальное.
Несложно посчитать, что если на долю ГИЭ приходится 0,8%, то все вместе — 1,6%, максимум 2%. Приведенные цифры относятся к доношенным детям. У недоношенных, а их около 10%, поражения нервной системы встречаются намного чаще, так что итоговую цифру можем смело увеличить еще в 2 раза.
Подведем итог всей этой арифметики. Конкретный диагноз перинатального поражения нервной системы может быть установлен у 4% детей, в то же время перинатальная энцефалопатия выявляется в детских поликлиниках нашей страны у 50% детей, а в некоторых лечебных учреждениях эта цифра достигает 70%!!!
Еще раз прошу вдуматься в эти фантастические цифры: конкретные, требующие лечения болезни нервной системы имеют место максимум у 4% детей, но каждая вторая мама отправляется в аптеку за лекарствами «для мозгов».
Именно эти походы в аптеку представляют собой важнейшее звено в рассматриваемой теме. Ведь что получается: половина детей имеют диагноз «у вас с мозгами что-то не так», что в переводе с русского языка на медицинский звучит как «перинатальная энцефалопатия». Казалось бы, ну и что тут такого страшного? Ну поговорили, написали, разошлись по домам в конце концов! Но ведь так не получается, ибо как из жалобы вытекает диагноз, так из диагноза вытекает лечение. Ибо, коль уж сказано «А» (перинатальная энцефалопатия), так приходится говорить «Б» (— попейте эти таблеточки). А если вышеупомянутое «Б» не сказать, так это значит быть равнодушным и невнимательным. Как же можно ничего не делать, если такой страшный диагноз!!!
Лечение перинатальных поражений нервной системы лекарствами — это вообще отдельная тема. Дело в том, что после воздействия на мозг ребенка повреждающего фактора (травма, кислородное голодание и т. д.) начинается острый период энцефалопатии, который длится 3—4 недели. Именно в остром периоде необходима активная лекарственная терапия, которая способна серьезным образом повлиять на исход болезни. Далее следует т. н. восстановительный период, когда эффективность фармакологических средств очень невелика и акцент делается на принципиально другие методы помощи — массаж, физиопроцедуры и т. п.
Несложно заключить, что визиты в детскую поликлинику никогда не происходят в остром периоде болезни, так что даже при серьезных неврологических проблемах лечение лекарствами в большинстве случаев не нужно и бесперспективно. Что уж говорить про болезни несерьезные или про неболезни в принципе…
И в этом аспекте неопределенное, умно-ученое, но ничего не требующее и ни к чему не обязывающее понятие «перинатальная энцефалопатия» представляет собой конкретное зло. Именно зло, поскольку сплошь и рядом инициирует действия и явления совершенно ненужные, иногда опасные — эксперименты с лекарствами, ограничения нормального образа жизни, хождения по медицинским учреждениям, материальные потери, эмоциональные стрессы.
Искоренить это зло практически невозможно. Можно лишь изменить к нему отношение. Изменить отношение и понять самое-самое главное: перинатальная энцефалопатия — это не повод спасаться и грустить. Ведь если у вашего малыша обнаружили перинатальную энцефалопатию, так это значит, что нет у него серьезных, конкретных и опасных болезней. Это временно, это мелочи, это само пройдет, образуется, перерастется.
И это повод улыбнуться и потерпеть.
Вы можете обсудить статью на форуме.
1 Именно таким интервалом характеризует перинатальный период Энциклопедический словарь медицинских терминов (1983 г). В то же время учебник «Основы перинатологии» (2002 г) отсчитывает перинатальный период с 22-х недель.
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 24/09/2007 17:40
обновлено 27/09/2016
— Болезни и лечение
Аббревиатура ПЭП (перинатальная энцефалопатия) знакома многим родителям детей первого года жизни. К сожалению, в нашей стране этот диагноз очень распространен и активно ставиться детскими неврологами. Помимо страхов и волнений родителей из-за возможных отрицательных прогнозов состояния здоровья ребенка, такой диагноз влечет за собой медикаментозное лечение, медотводы от прививок, долгую череду внеплановых неврологических осмотров и массажей.
Что же такое ПЭП и насколько она опасна для малыша?
Сегодня термин ПЭП не применяется, как устаревший. Современная неврология использует определение – перинатальная асфиксия или гипоксически-ишемическая перинатальная энцефалопатия.
Причиной перинатальной асфиксии является дефицит кислорода в крови и/или снижение показателей мозгового кровотока у плода перед родами или новорожденного в родах или первые часы жизни.
В России данный диагноз выставляют каждому 5-му младенцу, в то время как в странах Европы и Северной Америки от 1 до 8 случаев на 1000 новорожденных. Налицо огромная гипердиагностика.
По данным крупных западных исследований, прогноз перинатальной энцефалопатии зависит от степени тяжести данного состояния, которую примерно можно соотнести с оценкой по шкале Апгар.
-
Легкая степень (Апгар 6-7 баллов) – в 97-100% случаев полное восстановление без последствий и без медикаментозного лечения.
-
Средняя степень (Апгар 4-5 баллов) – в 20-35% случаев приводит к неврологическим нарушениям.
-
Тяжелая степень (Апгар 0-3 балла) – крайне высокий риск стойкой неврологической патологии
Таким образом, если у Вашего ребенка оценка по Апгар была выше 7 баллов, не было никаких осложнений после рождения, ребенка вовремя выписали из роддома без дополнительных обследований и лечения, малыш развивается в соответствии с возрастными нормами, хорошо ест, прибавляет в весе и т.д., однако врач ставит Вашему ребенку диагноз ПЭП, то правомочность такого диагноза под большим сомнением.
Назначение в данном случае медикаментозной терапии (актовегин, кавинтон, циннаризин, энцефабол и др.) никак не обосновано. Как было сказано выше, исследования показали, что у 97-100% пациентов при шкале Апгар 6-7 баллов и обоснованно выставленной легкой степени тяжести ПЭП без какого-либо медикаментозного лечения полностью отсутствуют какие-либо неврологические последствия. А в оставшихся менее 3% случаев изменения минимальны и не проявляются ни снижением IQ, ни задержкой развития или двигательными нарушениями.
Если Вы думаете, что Вашему ребенку возможно поставили необоснованный диагноз ПЭП и назначили медикаментозное лечение, не стоит полностью игнорировать данную ситуацию. Ради его здоровья подумайте об альтернативной консультации детского невролога, который руководствуется принципами доказательной медицины. Это поможет принять правильное решение, избежать приема ненужных лекарств и сохранить спокойствие в Вашей семье в такие важные первые месяцы жизни малыша.
В Детской клинике ЕМС опытные детские неврологи всегда готовы прийти на помощь детям и их родителям с первых дней жизни малыша, в том числе, если малыш родился с низким весом и/или перинатальными нарушениями нервной системы. В распоряжении врачей клиники современное оборудование для диагностики и лечения маленьких пациентов по стандартам мировой доказательной медицины (УЗИ головного мозга, ЭЭГ, КТ, МРТ и др.).
Перинатальной энцефалопатией называют расстройства детской центральной нервной системы, которые развиваются из-за поражения головного мозга еще до рождения ребенка (внутриутробно) или же в период родов. Перинатальным периодом называется отрезок времени от 28-й недели беременности до восьмого дня жизни малыша.
К причинам перинатальной энцефалопатии относят: многочисленные медаборты, слишком раннее или же позднее рождение ребенка (возраст роженицы), заболевания матери при беременности, стрессы, внутриутробные инфекции, конфликт резус-фактора, патологии плаценты, а также вредные привычки, употребление лекарственных препаратов, осложнения при родовой деятельности и т.п. Среди факторов, влияющих на развитие ПЭП, можно назвать: гемолитическую болезнь новорожденного, гнойные инфекции, хирургические операции, врожденные пороки развития.
Диагноз ПЭП – симптомы
Клиника заболевания может носить разнообразный характер и зависит от того насколько серьезно и какой отдел головного мозга пострадал, а также от повреждающего фактора и возраста малыша.
Клинические синдромы ПЭП:
Синдромы острого периода (у деток до месяца).
- синдром двигательных нарушений;
- коматозный синдром;
- судорожный синдром;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости;
- синдром общего угнетения центральной нервной системы.
Синдромы восстановительного периода (у детей после месяца до одного—двух лет):
- судорожный синдром;
- церебрастенический синдром;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- синдром двигательных нарушений;
- синдром вегето-висцеральных расстройств;
- задержка в темпах развития (речевого, двигательного и психического).
Так как мы не являемся медицинским учреждением, мы не будем в статье описывать подробности каждого синдрома и методы их лечения. Скажем только, что при серьезных поражениях центральной нервной системы, ребенок может столкнуться с такими неприятными диагнозами, как ДЦП, эпилепсия, умственная отсталость и прогрессирующая гидроцефалия.
Менее существенные повреждения приводят к задержке психического, двигательного, речевого и физического развития; ММД (минимальной мозговой дисфункции); астении; негрубой энцефалопитии; неврозоподобным состояниям и пр.
Комплексное лечение ребенку с ПЭП назначает детский врач-невролог. В терапию, кроме медикаментов, при необходимости, включают: массаж, ЛФК, физиотерапию, ортопедическую коррекцию, занятия с нейропсихологом и занятия логопедом, социальную реабилитацию.