Нитки картинки для детей
СодержаниеРазвитие творческих способностей детей посредством выполнения поделок из ниток разной структуры«Разновидовая аппликация с детьми старшего дошкольного возраста из ниток разной текстуры и шерсти» Урок технологии в 4 классе Тема: Изонить. Рамка для фотографий. план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками»Что такое ниткография и ниткописьЗадачи использования …
Содержание
- Развитие творческих способностей детей посредством выполнения поделок из ниток разной структуры
- Урок технологии в 4 классе Тема: Изонить. Рамка для фотографий. план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему
- «Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками»
- Что такое ниткография и ниткопись
- Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду
- Необходимые материалы для занятий
- Основные приёмы ниткографии
- Основные приёмы ниткописи
- Перспективный план по ниткографии и ниткописи
[
Развитие творческих способностей детей посредством выполнения поделок из ниток разной структуры
наталья пуляк
Развитие творческих способностей детей посредством выполнения поделок из ниток разной структуры
Такой материал для изготовления поделок, как нитки, очень распространен и доступен каждому. Поделки из ниток разной структуры и шерсти — наиболее доступный способ создания художественных работ. Поделки из нитей и шерсти необычайно привлекательны. Нитки, шерсть — имеют мягкую структуру, пластичные, объёмные и имеют красивое переплетение волокон. Могут располагаться в любом направлении в зависимости от того, как падает свет. Но самое главное дети учатся видеть прекрасное и создавать его своими руками.
«Разновидовая аппликация с детьми старшего дошкольного возраста из ниток разной текстуры и шерсти»
Цель: воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом, развитие логического мышления и пространственного представления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
— дети знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой.
— с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров;
— знакомятся с художественными промыслами;
— развитие творческих способностей.
— развитие мелкой моторики;
— ознакомление с основами знаний в области композиции, формообразовании, цветоведении;
— формирование потребностей использования графического изображения (наброска, эскиза) на подготовительном этапе и процессе изготовления изделия;
— обучение технологии декорирования изделий из шерстяных ниток и шерсти;
— формирование собственного стиля в декорировании изделий;
— развитие образного мышления, наблюдательности и воображения.
В своей работе с детьми я стараюсь создавать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка для формирования его нравственно — личных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям мировой художественной культуры, содействовать развитию духовно-нравственных основ личности, его творческих способностей.
Методика проведения НОД предусматривает теоретическую подачу материала (словесным методом) с демонстрацией уже декорированных вещей, репродукцией, показ видео презентаций и презентаций выставок, музеев, а также практическую деятельность, являющуюся основной.
Дети учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу.
Ожидаемые результаты:
-выполняют несложные декоративные изделия по готовым схемам, рисункам, эскизам;
-создают предметы декоративного искусства.
-используют линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
-применяют процесс стилизации природных форм в декоративные.
-применяют различные виды декорирования.
— навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
-учитывают взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
-применяют полученные знания на практике.
-экономно расходуют материалы;
-качественно с технологической точки выполняют изделия;
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап — знакомство со свойствами материалов.
2 этап — обучение приемам изготовления.
3 этап — изготовление поделок.
В процессе НОД декоративной работой мы последовательно и целенаправленно формируем чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей. Опорные качества способностей, формируемых НОД декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет, с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Техники:
*Аппликация из пряжи
Для знакомства лучше всего начать с самого простого — аппликации из резаных шерстяных ниток.
Материалы:
• цветной картон;
• цветные клубочки и моточки разных шерстяных ниток;
• клей ПВА;
• ножницы.
Приступаем к работе.
1. Выбираем рисунок или рисуем сами. Для тех деток, которые впервые будут браться за подобную работу, лучше всего подобрать что-нибудь однотонное, например солнышко.
2. Теперь переносим наш сюжет на цветной картон.
3. Когда рисунок готов, начинается самое интересное. От клубка нужного цвета необходимо отрезать нитку и приложить ее на картинку, смазанную клеем. После этого хорошо прижать пальчиком. Длина отрезаемой нитки будет зависеть от фрагмента, на котором вы хотите видеть эту нитку. Таким образом, приклеивая ниточку за ниточкой нужно заполнить всю картинку.
Работа с контуром
Еще одним интересным занятием может стать работа над контуром. Это поможет сделать ярче и интереснее любой обычный карандашный рисунок, в нашем случае это тюльпаны. На первый взгляд, что может быть сложного? Но, оказывается, что не все дети умеют ровно и аккуратно накладывать линию. А эта работа, как раз и направлена на то, чтобы развить у детей такие умения.
Аппликация из скрученных ниток
Данный вид работы отличается от предыдущих тем, что здесь нитка, словно заменяет фломастер – ее не нужно резать, из нее одной нужно выложить одну деталь целиком. И так с каждым цветом. В качестве примера приводим вам очень яркую и забавную божью коровку, сидящую на цветке, выполненную т в технике скрученных ниток.
Аппликация с использованием простого карандаша.
Если дети уже уверенно выкладывают простые картинки, то самое время перейти к работе над сложными шедеврами. Например, попробовать сделать из скрученных ниток аппликацию «улитка». Весь секрет такой работы заключается в том, что перед тем, как наклеивать нитку на картон, ее необходимо намотать на карандаш. После этого очень аккуратно снимаем намотанные столбики и приклеиваем их на рисунок. Чтобы улитка получилась ярче, нитки для каждого круга ракушки можно взять разные.
Смешанная аппликация
Сочетая вместе описанные выше техники можно сделать очень много оригинальных работ. Очень хорошо можно развернуться, делая из ниток аппликации цветов. Чтобы помочь проснуться вашему вдохновению, мы приводим, в качестве наглядного примера, парочку работ с изображенными цветами.
Аппликация из шерсти /шерстяная живопись/
Эта техника то же проста, за основу взято элемент валяния из шерсти. Первый этап раскладки шерсти (оттягивание из целого куска) и выкладывание шерсти на основе (х/б ткани или бархатной бумаги).
Материал: шерсть для валяния, ткань или бархатная бумага, паетки, рамка для фото.
Аппликация «Пушистые помпоны»
Материалы: картинка (готовая или нарисованная детьми, помпоны разного цвета, клей ПВА.
Работа с нитью помогает развивать моторику пальчиков, фантазию и координирует движения детей. И к тому же это очень увлекательное и интересное занятие, которое пополнит коллекцию работ маленьких гениев.
Урок технологии в 4 классе Тема: Изонить. Рамка для фотографий. план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему
Ход урока
Организационный момент.
Каждый из вас любит рисовать. Вы рисуете карандашами, красками, палочкой на снегу, мелом на асфальте и другими инструментами и материалами.
-Оказывается можно научиться и рисовать ничью. Это еще один вид ДПИ, который выполняется на плотной основе. Как она называется, мы узнаем разгадав кроссворд:
1) У тети Моти
Всегда в почете-
Штучка — одноручка:
Нос – стальной,
А хвост льняной.(Игла)
2) Кулик- не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань и разойдись.(Звонок)
3)На стебле белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки.(Хлопок)
4)На одной яме-
Сто ям с ямой.(Наперсток)
5)Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.(Ножницы)
6)Пройдусь слегка горячим я
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.(Утюг)
7) У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные
Ростом разные.(Пальцы)
-Подготовка рабочего места :картон, нитка, иголка, линейка, карандаш, фотография.
ІІ. ТБ
-Но прежде чем выполнить вышивку повторим правила ТБ.
1) Правила пользования иглой.
• хранить иглу только в игольнице и с ниткой;
•передавать друг другу только тупым концом вперед;
•нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту;
•нитку нельзя откусывать зубами.
2) Правила пользования ножницами.
•нельзя держать ножницы острыми концами вверх;
•передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.
ІІІ. Изложение нового материала.
Изонить появилась в Англии. Они работали так. В плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом натягивали нить. В наше время используют картон.
В технике изонить можно выполнить поздравительные открытки, сувениры, панно, украшения для жилья, а мы сегодня изготовим рамку для обычной фотографии.
Техника изонити достаточна проста. В этом вы убедитесь сами.
- Значение: для оформления картины.
- Устройство: -из каких материалов сделаны?
-какие инструменты использованы?
3. Показ образца заполнения угла(круг)
ІV. Физкультминутка.
V. Последовательность работы.
1. Взять картон.
2. Отступив с каждой стороны на 4 углах начертить прямой угол со сторонами 5 см, и разделить каждую сторону на 10 равных частей, пронумеровать их.
3. Сделать иглой проколы во всех точках кроме вершины.
4. Вдеть нить в иглу.
5. Закрепить нить на изнан. Стороне скотчем.
6. Заполнить угол по схеме.
VІ. Практическая работа.
-оказание индивидуальной помощи
VІІ. Итог урок.
-Чем мы сегодня занимались?
-Из чего мы сделали рамку?
-Уберите рабочие места.
-Оценивание. Анализ работ.
VІІІ. Д/з. Сделать елочку.
«Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками»
«»Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками»
Актуальность:
Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Актуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Цель: использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей.
Задачи:
-
Формировать представления о различных видах ниток;
-
Обучать детей нетрадиционным способам работы с нитками, формировать представления о различных видах ниток;
-
Развивать интеллектуальные качества, инициативность, самостоятельность, ответственность и творческие способности ребёнка;
-
Воспитывать у детей чувство света, эстетический вкус, интерес к занятию, к своей работе.
Я в своём занятии старалась научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в работе с нитками и тканью, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Новизна моего занятия состоит в том, что ребята узнают о свойствах и их характеристик различных материалов, что картины можно создавать не только карандашами и красками, но и при помощи ниток и ткани. Поделки стану замечательным подарком для друзей и близких, картины украсят интерьер группы в детском саду.
Для проведения моего занятия я использовала компьютерные технологии ИКТ. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в ДОУ первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения педагогами информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.
Теоретическая обоснованность, системность:
Занятия разными видами декоративно — прикладного творчества, как показывают исследования, успешнее развивают когнитивные способности ребенка, активизируют интеллектуальную деятельность. Через занятия творчеством ребёнок усваивает сенсорные эталоны, учится пространственно и образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает навыки общения. Занятия воспитывают мотивацию, волю и дисциплину.
Во время практической работы дети знакомятся с разнообразными материалами – нитками, пряжей, клубками различного цвета, вязаными рукавичками; инструментами – кисточки, картонные шаблоны рукавичек и т.д.; и техникой работы с ними, тем самым обогащая и расширяя свои познания и возможности в будущем, так как каждый из используемых материалов обладает своими выраженными особенностями и непосредственно влияет на развитие художественно — творческих способностей, индивидуальности и самовыражению ребят.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Этапы реализации моего занятия:
1) На подготовительном этапе: определение проблемы, цели и задач занятия; изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспекта, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2) На содержательном этапе: отбор наиболее доступных нетрадиционных техник работы с нитками; познакомить детей с техникой аппликация из резаных ниточек; непосредственная образовательная деятельность, игры, трудовая деятельность, выставки.
3) На аналитическом этапе: открытое занятие, творческие выставки.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; пальчиковая игра «Кулачки –ладоши»; наблюдения; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; оформление выставки.
Ожидаемый результат:
— Знания о различных видах ниток и их происхождении;
— умения нетрадиционной работы с нитками;
— выставка творческих работ детей;
— развитие творческих способностей детей.
Также заключается в применении групповой формы занятий с обязательным присутствием родителей. Коллективная форма обучения способствует формированию навыков общения, взаимодействию с членами группы, взрослыми в различных ситуациях. Группа позволяет создать интегративную среду взрослых и детей, в которой возможность формирования навыков совместной деятельности и общения со сверстниками становится наиболее существенной и эффективной.
На занятии я использую нетрадиционную работу с нитками – это вид деятельности, основанный на созидании. Взрослым следует проявлять терпение своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. Все это даст возможность творческого общения как воспитателя так и родителя с ребенком и станет подарком тем кто любит творить и созидать.
Совместная деятельность по художественному ручному труду комплексно действуют на развитие ребенка:
— Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, сочетания цветов.
— Развивают воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
— Синхронизирует работу обеих рук.
— Согласовывают в работе глаза и руки (сенсомоторика).
— Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
— Развивают волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
— Способствуют развитию художественных способностей и эстетического вкуса изображения предметов: рукавички, яблоко, шапки.
— Пряжа, нитки придают картине объемность, что привлекает детей.
Результативность:
В результате занятия воспитанники научатся:
I. Образовательные:
-
Будут иметь представления о видах и жанрах декоративно-прикладного искусства;
-
Освоят правила пользования инструментами и материалами;
-
Усвоят процесс создания декоративной композиции, и разнообразные способы художественно-декоративного оформления;
-
Усвоят приемы самостоятельной работы.
II. Развивающие:
-
Разовьют изобразительные задатки и способности (зрительную память, чувства цвета, линии, композиции);
-
Разовьют творческое воображение и фантазию;
-
Разовьют наглядно — образное мышление и произвольное внимание;
-
Активизируется общая и мелкая моторика детей.
III. Воспитательные:
-
Воспитывать инициативность и интерес ко всему новому;
-
Чувство любви к окружающему миру, и бережное отношение, желание помочь;
-
Любознательность, творческую активность, самостоятельность.
Что такое ниткография и ниткопись
Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.
Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью
Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.
Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.
Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции
При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.
Конкретные детали образа дополняются кистью
К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.
По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки
Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду
Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:
- Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
- Совершенствование зрительного восприятия. Малыши внимательно вглядываются в предметы, выделяют их конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия. Кроме того, тренируется глазомер: ведь нужно прикинуть, какую нить по длине нужно взять для каждого элемента.
- Развитие мелкой моторики. Это очень важно, ведь у многих современных дошкольников наблюдаются проблемы в этой сфере: родители недостаточно занимаются с детьми дома, стараются покупать обувь на замках и липучках, а не на шнурках, пуговицы на одежде заменяются кнопками и пр. Развитая же мелкая моторика — это залог умения правильно и красиво писать в школе.
- Развитие творчества и фантазии. Есть ребята, которые боятся «чистого листа», неуверенные в своих возможностях. Необычная же техника раскрепощает их, превращает в маленьких волшебников.
- Совершенствование внимания, усидчивости. Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.
Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость
Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент — корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).
Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы
Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».
Необходимые материалы для занятий
Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:
- Основа — любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.
Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками
- Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический (он не должен скользить). Нитка может быть заранее нарезана на кусочки, старшие дошкольники делают это самостоятельно на занятии. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.
Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую
- Клей ПВА.
- Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
- Тонкие деревянные палочки или зубочистки — для того чтобы нить ложилась ровнее.
- Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.
Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:
- Альбомный лист формата А5.
- Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
- Гуашь.
- Баночки для разведения краски с водой.
- Кисточки.
Гуашь не должна быть старой и засохшей — жидкую разводить водой проще
Основные приёмы ниткографии
Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники — самостоятельно.
После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.
В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).
Нитки можно выкладывать эффектными волнами — это создаст эффект объёма
Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные — параллельными линиями. Главное — избегать пространства между нитками.
Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями
Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.
Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной
После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.
Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии
- На основе рисуются простым карандашом вишни на веточке.
Рисовать вишни нужно простым карандашом
- Затем на контур нужно нанести клей.
Клей наносится непосредствено на графический рисунок
- На клей прикладывается нитки чёрного цвета. Уложить её ровно поможет зубочистка.
Уложить нитку ровно поможет зубочистка
- Затем нужно заполнить внутреннее пространство каждого элемента (ягоды, листики, веточка) клеем.
Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали
- Черенки заполняются параллельными линиями, а небольшие пространства короткими отрезками светло-зелёной пряжи.
Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями
- После этого тёмно-зелёные нити приклеиваются на листочки соответственно их форме, а коричневые — на веточку. Вишенки готовы.
Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен
Видео: девочка-дошкольница изображает рыбку с помощью ниткографии
Основные приёмы ниткописи
Для рисования методом ниткописи вначале нужно немного распушить шерстяную нитку (её ворс создаст интересный эффект).
Затем нить окунается в разбавленную водой гуашь и выкладывается на листе бумаги в виде произвольной фигуры.
Нитку нужно смочить в краске, слегка разбавленной водой
Затем основа накрывается другим листом, и изображение слегка растирается. После этого сначала убирается верхний лист, а потом аккуратно снимается нитка. Получается причудливое изображение. Остаётся дополнить его, подключив фантазию.
Полученное изображение нужно дополнить деталями до получения желаемого образа
Можно просто сложить лист пополам — получится сочетание ниткописи с монотипией. Результатом творчества станет изящная симметричная композиция.
Ниткопись часто сочетается с монотипией — получаются изящные симметричные изображения
Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи
- Нить нужно окрасить в насыщенный голубой цвет и извилисто разложить на бумаге так, чтобы кончике её свисали.
Нить нужно причудливо сложить и оставить снаружи её кончики
- Изображение накрывается вторым листом, сверху нужно придавить его чем-то тяжёлым, например, книгой. Затем нитка резко выдёргивается за кончики. В результате, когда уберётся второй лист, получатся два одинаковых рисунка.
После прижатия листа к основе получается два одинаковых изображения
- Затем нужно дополнить изображением оттиском нити другого цвета, например, фиолетового (проделываются аналогичные действия).
Аналогичные действия проделываются с использованием нити, окрашенной в фиолетовый цвет
- Остаётся проявить фантазию и дополнить образ деталями, создав красивый цветок.
Цветок дополняется деталями и становится похожим на гладиолус
Перспективный план по ниткографии и ниткописи
Творить в технике ниткографии и ниткописи дошкольники могут в процессе различных видов деятельности: непосредственно на занятиях, в свободное время, в рамках кружка.
Ниткография или никтопись вполне может стать темой для самообразования воспитателя: это масса идей для творчества и профессионального развития.
Если педагог ведёт кружок по технике ниткографии, то он заранее составляет перспективный план своей работы на год. В качестве примера можно рассмотреть планирование воспитателей С. В. Шевчук, Т. А. Ефремова (г. Бердск, 2016 г.) в рамках кружка «Волшебная ниточка» для средней группы.
Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Волшебная ниточка» для средней группы (техника ниткография)
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Сентябрь | |||
1 –2 неделя | Знакомство детей с техникой рисования ниткография», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Мяч» | Познакомить детей с техникой рисования «ниткография», учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам. |
Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. |
3–4 неделя | Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Овощи» | Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Октябрь | |||
1–2 неделя | «Зонтик» | Учить детей создавать изображение (зонтик), использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
3 неделя | «Косточка для Собачки» | Вызвать у детей желание изготовить «лакомство для собачки — косточку», проявляя своё творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Воспитывать любовь к животным. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого цвета, ножницы. |
4 неделя | «Морковка для зайчика» |
Продолжать учить детей создавать изображение, используя нити нужного цвета. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. Воспитывать заботливое отношение к животным | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити оранжевого и зелёного цвета, ножницы |
С полной версией перспективного плана можно ознакомиться .
Что касается конкретной техники ниткописи, то обычно она не выносится в отдельное направление работы. Занятия проводятся в рамках кружка по ниткографии либо кружка по нетрадиционным изобразительным техникам (они чередуются в течение года).
Техника рисования нитками интересна и доступна дошкольникам. Работы всегда получаются яркими и необычными, тем более ели воспитатель предлагает интересные темы для занятий. Многие ребята настолько вдохновляются творчеством, что продолжают и дома создавать оригинальные образы.