Народные промыслы России матрешка
СодержаниеПрезентация к уроку технологии на тему «Народные промыслы. Матрёшка»Русская матрёшкаИстория русской матрёшкиАвтор русской матрёшкиПочему матрёшка так называетсяИз чего сделана русская матрёшкаРоспись русской матрёшкиМеждународное признание русской матрёшкиСергиево-посадские матрёшкиСемёновская матрёшкаМатрёшка из Полховского МайданаМатрёшка, инкрустированная соломкойАвторская матрёшкаСовременная матрёшкаРусская матрёшка. Архитектурная роспись Русские народные промыслы.Матрёшка. презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему Дополнительные записи [ …
Содержание
- Презентация к уроку технологии на тему «Народные промыслы. Матрёшка»
- Русская матрёшка
- История русской матрёшки
- Автор русской матрёшки
- Почему матрёшка так называется
- Из чего сделана русская матрёшка
- Роспись русской матрёшки
- Международное признание русской матрёшки
- Сергиево-посадские матрёшки
- Семёновская матрёшка
- Матрёшка из Полховского Майдана
- Матрёшка, инкрустированная соломкой
- Авторская матрёшка
- Современная матрёшка
- Русская матрёшка. Архитектурная роспись
- Русские народные промыслы.Матрёшка. презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
[
Презентация к уроку технологии на тему «Народные промыслы. Матрёшка»

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

Гжель

Городецкая роспись

Хохлома

Жостово

Дымковская игрушка

Узелковый батик

У матрёшки дед — японец
Вот как это было!
С острова Хонсю привезли японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” — она разымалась на две части. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия .

Эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки

ПЕРВАЯ МАТРЕШКА
- Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин . Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

История возникновения матрёшки.
Почти всегда они имеют яйцевидную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке.

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы
Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково — то Матрёшка.
Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щеки, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Технология изготовления матрёшки Как же появляется на свет матрёшка?
Деревянную матрёшку зачищают и грунтуют
Расписывают гуашью, акварелью или акрилом
Основа рисунка выполняется карандашом
После раскраски лакируют

Традиционные матрешки
Сергиев Посадская
Полохов
Майданская
Семёновская

Сергиев Посадская матрешка (Загорская)
- Сергиев Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана чистыми яркими цветами. Черные линии подчеркивают детали одежды и черты лица Матрешки.

Семёновская матрешка
- У матрешек из Семёнова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

Полохов Майданская матрешка
Полохов Майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом — темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера из Полохов Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

АВТОРСКАЯ МАТРЁШКА
Появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в
своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет.

Современные авторские матрешк и
С живописными пейзажами
С памятниками архитектуры
С сюжетами из народных сказок
С цветочными мотивами

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве.

Их высота 30 метров , они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Матрешка – это постоянный источник народного творчества, она обладает большим потенциалом из-за своего уникального устройства вложения одной куклы в другую.

Найдите пять отличий

Домашнее задание:
Всем: нарисовать свою авторскую матрёшку.
Желающим: подготовить сообщение или слайд-презентацию «Художественные промыслы России».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Русская матрёшка
Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.
История русской матрёшки
Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».
А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.
Автор русской матрёшки
Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.
Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.
Почему матрёшка так называется
Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.
Первая русская матрёшка выглядела примерно так.
Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.
Из чего сделана русская матрёшка
Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская»Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.
Роспись русской матрёшки
В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.
Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).
Матрёшка “Тарас Бульба”
К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.
Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:»Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.
Международное признание русской матрёшки
Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.
Сергиево-посадские матрёшки
В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.
Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Семёновская матрёшка
Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).
Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.
Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.
Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.
Матрёшка из Полховского Майдана
На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит
Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.
Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.
Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.
Матрёшка, инкрустированная соломкой
Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.
Авторская матрёшка
С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.
Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время , пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.
Современная матрёшка
Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.
Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.
«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.
С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.
Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны.
Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.
Русская матрёшка. Архитектурная роспись
Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.
Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.
О русских национальных традициях опубликована статья “Приём иноземных послов в Москве”
Одним из уникальных видов декоративно-прикладного искусства является матрёшка, ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы России: русская матрёшка».
Берникова Людмила Васильевна
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы России: матрёшка»
для обучающихся 2–4-х классов
Вариант проведения занятия
Презентация
Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.
Задачи:
- прививать любовь к родному краю и своему народу;
- формировать осознанное уважительное отношение к труду и творчеству;
- развивать интерес к изучению культурно-исторического наследия своей родины.
Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.
Задание № 1.
Посмотрите видеофрагмент. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Весёлый счёт».
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую, –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»
1. Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии?
2. Сформулируйте тему занятия.
Задание № 2.
По одной из распространённых версий, история матрёшки берёт своё начало отнюдь не в России. Прочитав стихотворение и разгадав ребус, вы узнаете название страны, из которой была привезена игрушка, послужившая прототипом матрёшки.
Прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.
Задание № 3.
Посмотрите видеофрагмент.
Замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
1. Подумайте, о чём написал Михаил Пришвин.
2. Какая традиция была на Руси, подобная японской игрушке?
3. Поразмышляйте, почему пасхальные яйца называли «писанки».
Задание № 4.
1. Вспомните сказку про Кощея Бессмертного. Где была спрятана смерть Кощея? Что должен был сделать Иван-царевич, чтобы достать её? Расположите действия в хронологическом порядке.
«Далеко-далеко, на море-океане, на острове Буяне стоит зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук. В том сундуке спрятан заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – иголка».
2. Порассуждайте, могла ли идея создания матрёшки быть навеяна русскими народными сказками.
Задание № 5.
Посмотрите видеофрагмент.
1. Расположите по порядку процесс изготовления матрёшки.
Задание № 6.
Рассмотрите представленную на слайде матрёшку.
1. Постарайтесь сформулировать, что такое матрёшка.
2. Из чего изготовлена матрёшка?
3. Посмотрите, из скольких частей она состоит. Какую имеет форму?
4. Подумайте, почему матрёшку называют игрушкой с секретом.
5. Всегда ли в матрёшке одинаковое число вложенных кукол?
Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно три и более. Чаще они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.
Задание № 7.
Производят матрёшек в нескольких городах и сёлах России, и в каждом из них есть свои особенности.
1. Пользуясь описанием матрёшек, постарайтесь определить их принадлежность.
Сергиево-Посадская матрёшка
Главная отличительная черта Сергиево-Посадской матрёшки – стремление отразить в росписи крестьянскую жизнь. Часто мастера рисуют в руках матрёшки какой-либо предмет: цветы, кувшин и т. д. Роспись фартука может быть любой: однотонной, в цветочек и т. д. Платок матрёшки так же, как и фартук, может быть однотонным или на нём рисуются растительные мотивы – цветы, листья…
Семёновская матрёшка
Её основой считается фартук. Мастера используют контрастные цвета и обводку чёрной краской. На фартуке могут быть крупные и мелкие цветы, геометрические фигуры. Чтобы они выделялись на фоне фартука, их обводят чёрной краской.
Полхов-Майданская матрёшка
Основной элемент росписи этой матрёшки – цветок шиповника или, как его называют мастера, розы на фартуке. Рядом с цветком часто рисуют полураскрытые бутоны на ветках. Роспись более крупная, чем у Сергиево-Посадской и Семёновской матрёшек. Платок закрашивают одним цветом или рисуют завитушки чёрной краской.
Вятская матрёшка
Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Особое своеобразие вятской матрёшки в инкрустации (украшении) соломкой. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка.
Авторская
Основной элемент росписи изображают на фартуке. Это может быть пейзаж или памятник архитектуры, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки.
1 – Сергиево-Посадская;
2 – Полхов-Майданская;
3 – авторская;
4 – Семёновская;
5 – Вятская.
Задание № 8.
Рассмотрите представленные на слайде картинки.
1. Назовите некоторые темы росписи матрёшек.
На сегодняшний день темы для росписи матрёшек разнообразны: это исторические и сказочные персонажи, девушки, семьи, есть матрёшки с изображением портрета.
Задание № 9.
Рассмотрите матрёшек, представленных на слайде.
1. Назовите сказки, изображённые на куклах.
По щучьему веленью. Гуси-лебеди. Сказка о царе Салтане. Репка. Курочка Ряба. Колобок. Жар-птица.
Задание № 10.
Рассмотрите представленных на слайде матрёшек.
1. Проанализируйте, что общего у традиционных типов матрёшек. Шаль, передник, сарафан.
2. Как вы думаете, матрёшка – это детская игрушка или национальный сувенир?
3. Можно ли считать матрёшку символом России? Аргументируйте свой ответ.
Задание № 11.
Выполните творческое задание.
1. Выберите образец матрёшки.
2. Раскрасьте шаблон в соответствии с образцом.
3. Или создайте свой эскиз и распишите матрёшку яркими красками.
4. Организуйте выставку работ.
Русские народные промыслы.Матрёшка. презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Слайд 1
Русские народные промыслы. Матрёшка. Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 76» Пальчикова Мария Константиновна
Слайд 2
РУССКАЯ МАТРЕШКА Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть Разрумянилась немножко. Это … русская матрёшка
Слайд 3
Матрёшка — самый популярный русский сувенир. Перевод слова «Матрешка» нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Матрешка — уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия
Слайд 4
Погляди скорее – Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.
Слайд 5
ИСТОРИЯ появления МАТРЕШКИ В 1898 году жена известного промышленника и покровителя искусств, Саввы Мамонтова — Елизавета Мамонтова привезла в Россию точеную фигурку японского святого Фукурумы . Она оказалась с сюрпризом — разымалась на две части и представляла собой пять вложенных одна в другую фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Слайд 6
Фукурума Древние Японские мудрецы считали, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал один бог. Поэтому в конце XIX столетия неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок одна в другую. Так возникла фигурка буддийского мудреца Фукурумы и вместе с тем пра-матрешки . Фукурума – добродушный старик, который покровительствовал счастью, процветанию и мудрости.
Слайд 7
В усадьбе Мамонтовых Абрамцево, русские художники Виктор Васнецов, Валентин Поленов, Илья Репин и их товарищи решили возрождать национальные традиции в искусстве. В России издавна были вкладные игрушки – пасхальные яйца. Раскрываешь яичко, а там может быть ещё одно яичко, и ещё одно. Гости дома Мамонтовых увидев забавную фигурку, задумали сделать такую же, но свою, российскую Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки.
Слайд 8
Наша Матрена В конце XIX века в Абрамцево Сергей Малютин — абрамцевский художник нарисовал эскиз новой русской игрушки. По эскизу художника местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куклу. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Когда-то в России имя Матрена было одним из самых распространенных.
Слайд 9
Русская матрешка стала символом плодородия, изобилия, многодетности. Мать, дочь, внучка, и так далее… Не случайно, что традиционное количество вкладок – это семь. Семь – сказочное число и символ семьи: » семь-Я «.
Слайд 10
Первая матрешка цела до сих пор и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде В самой первой матрешке было 8 кукол. Высота старшей куклы 19 см. Они представляли собой детишек из большой крестьянской семьи: 6 девочек и 2 мальчика.
Слайд 11
. Появилась матрешка в Москве, но ее настоящей родиной стал подмосковный Сергиев Посад. Это крупнейший в России центр производства игрушек, настоящая игрушечная столица. В старинном особняке, похожем на терем находится Музей игрушки. Там много старинных игрушек, особенно большая коллекция матрешек.
Слайд 12
В музее есть матрешки – неваляшки. В нижнюю часть таких кукол вставляется металлическая сердцевина, превращая их в неваляшек. Народные умельцы делают музыкальных матрешек с затейливыми механизмами. «Исполняют» матрешки русские народные мелодии.
Слайд 13
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешку наградили бронзовой медалью » За лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи». Игрушка так понравилась в России и за границей, что началось массовое производство матрешек
Слайд 14
Популярность матрешки привела к тому, что их стали делать не только в Сергиевом Посаде , но и в других областях России. Постепенно появились разные стили росписи любимой народом игрушки. Кроме сергиево-посадских , появились семёновские матрёшки, вятские , полхов-майданские .
Слайд 15
Сергиево-посадская матрёшка Я из Сергиева Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой. Сергиево-посадская похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой. В посадской матрешке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно.
Слайд 16
Загорская матрешка Загорские матрешки — круглолицые девушки в платках, передниках и сарафанах. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным.
Слайд 17
Матрёшка семеновская Эта матрёшка появилась в селе Семеново, в поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской . Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семеновская матрёшка была почти в каждой семье.
Слайд 18
Полховская матрешка А я, подружки, из Майдана. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками. И ягодами разными, Спелыми и красными. Формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик. Полховская матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Роспись полховских матрешек строится на сочетании несочетаемых цветов: малинового – красного, зеленого- желтого, лилового и черного.
Слайд 19
Вятская матрешка Вятская матрёшка самая северная матрёшка. Это голубоглазая девушка с мягкой застенчивой улыбкой. Жители Вятки издавна занимались производством игрушек. Особенность вятской матрёшки в том, что ее не только расписывают красками, но и украшают соломкой. Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком весь народ на ярмарке. Мы, матрешки вятские, всех на свете краше, Расписные, яркие сарафаны наши.
Слайд 20
Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях.
Слайд 21
Как рождается матрешка. Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Слайд 22
Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку . Заготовку надо выточить из дерева, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было . Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше… Самой популярной является пятиместная матрешка. Но часто встречаются матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест.
Слайд 23
Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости . После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. Заключительный этап — сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает от влаги и пыли и придает особый блеск сувениру.
Слайд 24
Современные художники делают матрешек в стиле лаковой миниатюры Палеха или Федоскинской росписи. Сейчас в жизни матрешек самый интересный период. Наступило время авторской игрушки. Но места ее производства остались прежними.
Слайд 25
Очень популярны матрешки и по мотивам сказок: Сказка о царе Салтане , Сказка о мертвой царевне Алексанра Пушкина, Конек-Горбунок Павла Ершова и многие другие…
Слайд 26
Самая большая матрешка высотой один метр состоит из 72-х кукол. Это семёновская матрёшка. По мастерству исполнения её можно сравнить с блохой, которую подковал Левша: стенки каждой куколки полмиллиметра! Самая маленькая матрешечка размером с пшеничное зёрнышко.
Слайд 27
Собрания матрешек находятся более чем в 30 странах. В одной американской коллекции их более 6 000. Матрешка обошла не только земной шар, она даже в космосе побывала. Ее взял в полет космонавт Андриян Николаев. Семеновская матрешка «Космос взят!»
Слайд 28
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.
Слайд 29
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. Чем больше в ней мест и чем интереснее роспись, тем быстрее это произойдет! Наша русская матрёшка Не стареет сотню лет! В красоте, в таланте русском Весь находится секрет!
Слайд 30
Работы детей
Слайд 31
Спасибо за внимание!
Слайд 32