Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Наблюдения осенью в природе

31.08.2019 by admin

СодержаниеКартотека наблюдений на улице «Осень»Наблюдение на прогулке за природными изменениями осеньюПрогулка «Наблюдение за осенними изменениями в природе»Ход наблюденияДополнительные записи [Из опыта работы урок – экскурсия .Окружающий мир. 3класс. УМК «Перспективная начальная школа».Тема: Осенние изменения в живой и неживой природе.Цель: расширить представления учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:-учить детей устанавливать связь между явлениями …

Содержание

  • Картотека наблюдений на улице «Осень»
  • Наблюдение на прогулке за природными изменениями осенью
  • Прогулка «Наблюдение за осенними изменениями в природе»
  • Ход наблюдения
    • Дополнительные записи

[
Из опыта работы урок – экскурсия .Окружающий мир. 3класс. УМК «Перспективная начальная школа».
Тема: Осенние изменения в живой и неживой природе.
Цель: расширить представления учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе.
Задачи:
-учить детей устанавливать связь между явлениями в живой и неживой природе;
-развивать умение наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе;
-воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.
Оборудование: карточки-задания, лупы, савок детский, тетради для записи наблюдений.
План:
1.Подготовительная работа (в классе).
2.Наблюдения — в школьном дворе.
3.Выводы по наблюдениям (в классе).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1) -Сегодня у нас урок-экскурсия, мы отправляемся в гости к природе в прекрасное время года – осень.
-Чем же это время года прекрасно? ( Разноцветием нарядов деревьев, богатством урожая)
-Есть люди, которые любят смотреть на дождь, он им помогает мечтать.
2)-В зависимости от месяца осень называют по-разному. Как?
Ранняя осень-сентябрь.
Золотая осень- октябрь.
Поздняя осень- ноябрь.
-Почему ранняя? (осень напоминает лето)
_ Почему «золотая»? Поздняя? (в ноябре растения готовятся ко сну)
-Осень подразделяют на подсезоны:
1-23 сентября — Начало осени;
24 сентября — 14 октября — Золотая осень;
15-22 октября — Глубокая осень;
23 октября -26 ноября — Предзимье;
27-30 ноября — Первозимье.
У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».
3)- Самыми внимательными к природе всегда были поэты, они подмечают особенности осени.
— Определите о какой осени пишут поэты?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф. Тютчев)
— Какое чувство передает Федор Тютчев? Как он воспринимает раннюю осень?
Ему грустно от того, что уходит лето, птиц не слышно, хлеба собрали, воздух пустеет; насекомые прячутся, готовятся к зимнему сну. Поэт восхищается красотой природы: день – хрустальный, вечера – лучезарные, на полями – чистая и теплая лазурь.- Очень много стихов о “золотой осени” у Александра Сергеевича Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…
— Какое чувство передает автор? Чувство восхищения и тоски.
— Да, ноябрь – “поздняя осень” должна быть самая унылая и печальная: дожди льют часто, на улице мокро и холодно. Вот как описал эту пору Сергей Есенин:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
4)- Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы.Древний землепашец, наблюдая за изменениями в природе, предсказывал сроки полевых работ. Люди учились составлять прогноз погоды. Так появились сезонные приметы.
— Какие приметы вы знаете?
-Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
-Листопад проходит скоро – зима будет холодная.
-Пока лист с вишен не опал, выпавший снег растает.

(Дети предсказывают погоду по приметам)
5) — Такие наблюдения за явлениями живой и неживой природы, позволяющие составлять прогнозы, важные для хозяйственной деятельности людей, стали основой науки фенологии. Так фенология – наука, основанная на наблюдениях за явлениями природы, – остается незаменимым подспорьем для человека.
III.Цель наблюдений.
-Будем наблюдать за осенним явлениями в живой и неживой природе.
Работать будете в группах.(5групп)
-Задания для групп раздаются в классе. (см. приложение)
.Повторение техники безопасности.
Идти парами, работать по заданию в своей группе, отвечает один человек, слушать товарищей, не шуметь и не отвлекаться.
IV.Наблюдения. Групповая работа.
Результаты наблюдений ученики записывают в тетради.
Подготовленные дети рассказывают научные сведения.
– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет?
– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
Учитель:
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
V .Наблюдения. Коллективная работа.
«Осеннее явление – ветвепад».
– Еще одна загадка жизни растений осенью …
– Присмотритесь к тополям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. никакой поломки не было.)– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
– Еще одна загадка жизни растений осенью- «ветвепад».
VI.Повторение правил поведений в природе.
-Можно ли у деревьев ломать ветки?(они сами «сбрасывают лишние ветви»).
VII.Выводы по наблюдениям.(в классе).
Вписать в таблицу.
Что наблюдали?
Осень .Неживая природа. Живая природа.
1.Стояние солнца. 1.Состояние растений.
(Солнце ниже). (Листопад.2.Температура. Ветвепад.
(похолодало) Прекращается сокодвижение.)
3.Продолжительность
Дня(день короче) 2.Особенности жизни растений.
4.Виды осадков. (Отлет птиц. Спячка.)(дождь, снег)
5.Повехность
Почвы.
(мерзлая,нет насекомых,
Иней, заморозки на почве)VIII. Итог урока. Рефлексия.
-О каких изменениях в живой и неживой природе говорили?
-Что вас особенно заинтересовало?
IX. Дом.задание. Решить кроссворд (карточки).
Задания группам (даются карточки в классе на подготовительном этапе)
Группа №1
Наблюдать за погодой.
Расскажите о погоде сегодня:
-ясно, облачно или пасмурно
-осадки или без осадков. Какие осадки?
-ветрено или безветренная погода?
— тепло или холодно?
-температура утром?
-Как изменится температура днём?
Группа №2
Назовите предметы неживой природы.
Вспомните погоду летом и определите осенние изменения.
Летом небо , лишь кое-где небольшие облака. Осенью
небо затянуто , оно кажется .
Летом ветер , а осенью ветер .
Летом погода ; ясных дней ,осенью температура воздуха ; ясных дней .
Группа №3
Наблюдать за почвой.
Покопать землю и определить:
— рыхлая или вязкая
-мёрзлая или рассыпчатая
-есть ли насекомые
Что бывает по утрам на поверхности повы?
Группа №4
Наблюдайте за деревьями, травами.
— Что произошло с многолетними травянистыми растениями?
-Почему листья на деревьях изменили цвет?
Группа №5
Наблюдайте за деревьями.
— Почему происходит листопад?
-Легко ли отделяется лист от ветки?
Посмотрите в лупу на черешки листьев :-Есть ранки на черешках листьев?
-Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени?
-Как опадают листья после заморозков?

Картотека наблюдений на улице «Осень»

Живая природа

Наблюдение за осенними цветами

Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия » высокий — низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

Ход наблюдения: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».

Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)

Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Наблюдение за насекомыми осенью

Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.

Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.

Наблюдение за собакой

Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.

Ход наблюдения: понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак?

Наблюдение за березой

Цель: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.

Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.

Наблюдение за осенними листьями

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.

Наблюдение за отлетом птиц

Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.

Наблюдение за кошкой

Цель: учить различать характерные признаки внешнего вида животного. Понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей.

Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?

Наблюдение за увядающими цветами

Цель: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: продолжать рассматривать цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли, отцвели (мы их убираем), а другие начинают только цвести, это осенние цветы.

Наблюдение за георгинами, ноготками

Цель: продолжать знакомство с осенними цветами. Рассмотреть строение цветка, учить запоминать название его частей.

Ход наблюдения: рассмотреть цветы на клумбе. Вспомнить и закрепить части цветка: стебель, корни, листья, лепестки. Эти цветы цветут осенью. Георгины крупные. Какого они цвета? (Красные). Как называются эти цветы? (Ноготки). Какого они цвета? (Желтые)

Наблюдение за воробьями

Цель: продолжать знакомить детей с повадками воробьев. Отметить внешний вид. Ввести в активный словарь слова: стайка, щебечут.

Ход наблюдения: рассмотреть с детьми воробья, назвать части тела. Понаблюдать за воробьями. Рассказать, что воробьи живут стайкой, очень веселые, шумные. Предложить покормить их и рассказать, что они делают.

Наблюдение за насекомыми

Цель: познакомить детей с жизнью насекомых осенью. Развивать любознательность, память.

Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Куда они исчезли? Напомнить детям, что насекомые осенью прячутся в щели домов, в норки, под опавшими листьями, потому, что на улице стало холодно. Они там спят до весны, тревожить их нельзя, они могут погибнуть.

Наблюдение за кленом

Цель: учить детей запоминать строение дерева, его отличительные особенности (листья). Активизировать в речи слово: кленовые.

Ход наблюдения: рассматривание веток, листьев, коры клена. Обратить внимание детей, что листья клена самые большие на нашем участке, сравнить с листьями березы.

Наблюдение за дикорастущим виноградом

Цель: продолжать знакомить детей с растениями детского сада. Рассмотреть лозу винограда, осенние листья. Активизировать словарь детей: вьется, лоза, виноград.

Ход наблюдения: предложить рассмотреть лозу винограда, обратить внимание на листья, их красивый цвет. Какого цвета? Виноград вьется по земле, забору детского сада. Рассмотреть как он красиво вьется, спускается по забору.

Наблюдение за вороной

Цель: расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения: рассмотреть ворону, отметить ее части тела, поведение. Ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, мусорных контейнерах, она всеядная. Ворона кричит «кар – кар».

Неживая природа

Наблюдение за солнцем

Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.

Ход наблюдения: поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком.

Наблюдение за тучей

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей.

— Какая туча? (большая, тяжелая).

Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.

Наблюдение за ветром

Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.

Наблюдение за песком

Цель: познакомить детей с особенностями песка. Развивать любознательность, память.

Ход наблюдения: рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его, рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь. Какой песок? Из чего состоит? (Из мелких песчинок) Легко ли сыплется? Что можно построить из него?

Наблюдение за почвой

Цель: развивать способность к целенаправленному наблюдению. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от природы.

Ход наблюдения: предложить детям потрогать рукой почву.

— Какая она? (теплая)

— Почему земля теплая? (ее нагрело солнце)

— А еще, какая почва? (Сухая, рассыпается в руке)

— Какого цвета? (коричневого)

— посмотрите, что растет в почве? (трава, деревья, цветы)

Наблюдение за приметами осени

Цель: учить детей находить и называть приметы осени, запоминать их.

Ход наблюдения: Рассмотреть одежду детей, учить рассказывать какую одежду дети надели сейчас (куртки, шапки – это первая примета). Обратить внимание на листья деревьев. Какие они? (Желтые, падают на землю – вторая примета).

Наблюдение за небом, солнцем

Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.

Почему солнце не блестит? Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного. Спросить, греет ли оно?

Наблюдение за погодой

Цель: учить детей различать погоду: солнечная, пасмурная, дождливая

Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за погодой. Есть ли на улице солнце? Какое небо? Закрепить понятия, когда светит солнце какая погода? (солнечная). На небе облака и тучи? (пасмурная). Идет дождь? (дождливая).

Явления общественной жизни.

Наблюдение за работой дворника

Цель: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.

Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассмотреть его орудия труда. Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.

Ход наблюдения: рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.

Наблюдение за старшими детьми

Цель: развивать наблюдательность, связную речь, внимание.

Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за детьми старшей группы, как они самостоятельно трудятся в цветнике. Выяснить, какие у них орудия труда, что они делают.

Наблюдение за пешеходом

Цель: познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать правила дорожного движения.

Ход наблюдения: рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне, чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить детей узнавать грузовой транспорт, называть его части, назначение. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: понаблюдать за самосвалом. Рассмотреть какие большие части у машины (кабина, колеса, кузов). Рассказать, что грузовики перевозят разные грузы. Какие? (песок, кирпичи).

Наблюдение за строительным краном

Цель: познакомить детей со строительным краном, рассказать какие части у него есть, его назначение.

Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть строительный кран. Рассказать, что у него есть стрела, которая поднимает груз на высоту. Что строят рабочие? (дом). Кран помогает строить дом, он поднимает кирпичи. Рассказать, что нельзя близко подходить к строящемуся дому, очень опасно.

Наблюдение за машиной (привозит продукты в д/с)

Цель: закреплять знания о грузовой машине, ее назначение.

Ход наблюдения: понаблюдать с детьми за машиной, которая привозит продукты в детский сад. У машины есть кабина, кузов, колоса. Что привозит машина? (Молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты). Машина большая, потому что много продуктов. Кто работает на машине? (Шофер).

Наблюдение за осенними работами на огороде

Цель: закрепить знания детей об овощах, называть орудия труда. Активизировать глагольный словарь: копать, собирать.

Ход наблюдения: понаблюдать с детьми за работой взрослых на огороде. Что делают взрослые? (собирают сухую траву, копают землю). Какие орудия труда у них? (лопаты, грабли). Какие овощи росли на огороде?

Наблюдение на прогулке за природными изменениями осенью

Удалова Татьяна
Наблюдение на прогулке за природными изменениями осенью

Наблюдение в природе осень

Старшая группа

Наблюдение 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Загадка: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я — … (осень)

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).,

Наблюдение 2

Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду.

Наблюдение 3

Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Стихотворение А. С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Наблюдение 4

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Стихотворение С. Егорова «Осень»:

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет.

Наблюдение 5

Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е. Трутневой «Туман»:

Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Загадка: Спрятал луга,

Спрятал стога

В синий карман,

Синий… (туман)

Наблюдение 6

Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Загадка: Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных).

Наблюдение 7

Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Наблюдение 8

Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

Наблюдение 9

Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю. Капустиной «Осень»:

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается.

Наблюдение 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ

ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

Подготовила учитель-дефектолог Садикова Е.А.

Рекомендации для наблюдений с детьми 4-5 лет

На прогулке с ребенком отмечайте изменения, происходящие в природе осенью:

небо все чаще становится серым, пасмурным; небо плотно закрыто тучами;

часто идут осенние моросящие дожди;

листья меняют цвет — становятся желтыми, оранжевыми, красными;

часто дует сильный ветер, который срывает

листья с деревьев;

листья кружатся в воздухе и ложатся на землю.

Собирайте листочки в букеты и называйте их цвет (зеленые, желтые, красные,

багряные). Угадывайте, с какого дерева упали листочки. Определяйте их названия, давая ребенку речевой образец — березовый лист (лист с березы), дубовый лист (лист с дуба), кленовый лист (лист с клена), рябиновый лист (лист с рябины), липовый лист (лист с липы) и пр.

Было бы хорошо заприметить вместе с ребенком какое-нибудь одно деревце

недалеко от дома (пусть он сам выберет то, которое ему больше по душе) и

наблюдать за ним. Если подходить к дереву во время ежедневных прогулок, то изменения будут не особо заметны. А если прийти после недельного перерыва, можно будет увидеть, как изменился цвет листвы и обнаружить под деревом множество опавших листьев.

Поздней осенью посмотрите на дерево и вместе с ребенком охарактеризуйте изменения (все листья опали, ветки голые). Расскажите ребенку, почему деревья сбрасывают листву (если листья останутся на дереве, то когда выпадет снег, веткам будет тяжело и они сломаются, а дерево может погибнуть).

Если недалеко от вашего дома растут дубы или каштаны — интересное занятие во время прогулки вам обеспечено. Кто же из малышни не любит собирать желуди, каштаны? А их вон уже сколько нападало! Хорошо бы захватить с собой из дома небольшую корзиночку или детское ведерко специально для того, чтобы набрать для поделок и игры желуди и каштаны. Из них получатся славные человечки, зверушки, птички, если проявить чуть-чуть фантазии. Желудь побольше — это туловище. Другой, поменьше, в «шапочке» — голова. Соединяем их с помощью кусочка спички, добавляем ручки-ножки из веточек или зубочисток, для устойчивости надеваем на «ножки» ботинки из желудевых «шапочек» — и лесной человечек готов. Замечательные поделки получатся, если сочетать разные природные материалы: каштаны, шишки, кусочки коры и мха, целые орешки и скорлупу, листья, ягоды, птичьи

перья, семена и др. Подобное творчество — замечательное осеннее занятие. Когда на улице сухо, отправляемся на сбор «запчастей», а если погода испортилась — мастерим дома веселые фигурки.

Чем заняты птицы и насекомые в осеннее время года, особенности их поведения. Расскажите, что все звери и насекомые делают запасы на зиму. Например, белка запасает на зиму орехи и прячет их в дупле или закапывает в землю.

Расскажите о птицах. Перелетные птицы готовятся отправиться в теплые места

(ласточка, жаворонок, скворец, зяблик, стриж, соловей). Некоторые птицы никуда не

улетают, а остаются зимовать в наших краях (ворона, синица, воробей, голубь).

Расширяйте знания об овощах и фруктах. Осенняя пора это время сбора урожая. Расскажите, какие овощи вы вырастили на своем огороде или огороде бабушки.

В ноябре, когда уже начнутся первые заморозки, ведя ребенка в детский сад,

обратите внимание на иней, который покрывает по утрам всю землю и траву.

Остановитесь около лужицы покрытой коркой льда. Детям очень нравится раскалывать на них лёд.

Не забывайте указывать на взаимосвязь между живой и не живой природой.

Заметьте, какую одежду одевают люди осенью, сравните ее с летней одеждой

Рекомендации для наблюдений с детьми 5-6 лет

Сентябрь

Постарайтесь использовать прогулки на свежем воздухе для общения с ребёнком и развивающих занятий. Учите наблюдениям за изменениями в природе. Обратите внимание ребёнка на то, что с наступлением осени стало прохладнее, солнце уже не так ярко, исчезли бабочки и другие насекомые, начался отлёт птиц в тёплые края, на многих деревьях и кустарниках пожелтели или покраснели листья, отцвели цветы, засыхает трава, часто дует холодный ветер, идут моросящие дожди.

В парке или сквере найдите и рассмотрите ель, берёзу, липу, клён, дуб, рябину.

Обратите внимание ребёнка на характерные особенности коры, листьев, плодов

семян этих деревьев. Предложите собрать из опавших листьев осенний букет. Дома

поставьте букет в вазу. Пусть ребёнок попробует обвести и раскрасить отдельные

листочки, а потом вместе с ним нарисуйте натюрморт с букетом из листьев.

Октябрь

Погода становится все хуже. Стало холодно, ветрено. Небо все чаще затягивают облака, сеет мелкий дождь. Но вы ежедневно гуляете с ребёнком во дворе, в сквере или парке. И не случайно медики говорят, что не бывает плохой погоды, бывает неправильная одежда. В такую погоду выручат непромокаемый комбинезон или куртка с капюшоном и резиновые сапожки с теплым меховым вкладышем. Вы оделись по погоде и теперь можете провести с ребёнком на воздухе положенные два часа. За эти два часа так много можно успеть!

Посчитаёте разноцветные листья в лужах, на дорожке. Потренируйте ребёнка в

количественном и порядковом счёте. (Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев. Первый лист, второй лист, третий лист, четвёртый лист, пятый лист.)

Предложите ребёнку вспомнить названия деревьев и сначала перечислить короткие названия (дуб, клён, вяз, ель), а потом длинные (берёза, осина, рябина).

Наберите семена репейника и объясните ребёнку, что зимой вы насыплете их в

кормушку для птиц. Острыми палочками порисуйте на песке, попишите буквы и цифры, поиграйте в игру «Дорисуй картинку».

Если есть возможность, понаблюдайте с ребёнком за стаями улетающих на юг

птиц. Расскажите, какие птицы улетают в тёплые края (ласточки, стрижи, соловьи,

скворцы, грачи, гуси, утки, лебеди), а какие остаются зимовать (воробьи, голуби, вороны, сороки, галки). Знает ли ваш ребёнок, что улетающих птиц называют перелётными, а остающихся – зимующими?

Ноябрь

Стоит поздняя осень. Самая грустная пора. Но вы продолжаете свои ежедневные прогулки с ребёнком на свежем воздухе и наблюдения за погодой и природой.Обратите его внимание на серое небо, низкие и тяжёлые облака, голые и

прозрачные парки и скверы. Они стали тихими и пустыми. Последние птицы забились под крыши.Не слышно ни весёлых трелей, ни звонкого чирикания. Только в редкие погожие дни можно увидеть на рябинах стаи готовящихся к отлёту и лакомящихся ягодами дроздов. Так же тихо и в лесах. Уже впали в спячку ежи, готовится залечь в берлогу медведь.

Рекомендации для наблюдений с детьми 6-7 лет

Сентябрь

Во время прогулок в парке или сквере продолжайте вместе с ребёнком наблюдать за изменениями в природе. Обратите его внимание на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, начали изменять окраску листья деревьев, исчезают насекомые, собираются в стаи и готовятся к отлёту птицы. Поговорите о том, что с наступлением осени становится прохладнее, все чаще идут холодные дожди, дует сильный ветер.

Проверьте, знает ли ваш ребёнок названия и очередность осенних месяцев:

сентябрь, октябрь, ноябрь.

Познакомьте будущего первоклассника с поговорками об осени и с народными

приметами:

o — В сентябре лето кончается, осень начинается.

o — От осени к лету поворота нету.

o — В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.

Расскажите ребёнку, что осенью в лесу поспевает последняя ягода – клюква.

Выясните, знает ли ребёнок:

o какие изменения происходят осенью в жизни диких животных (линька, подготовка к зимовке);

o кто из них готовится к спячке (медведь, ёж);

o кто готовит на зиму запасы съестного (белка, бурундук).

Октябрь

Обратите внимание ребёнка на то, что начались первые заморозки. Идя в детский сад ранним утром, рассмотрите иней, покрывающий траву. Пусть ребёнок потрогает его. Объясните, что иней нестоек, он растает, как только появится солнце, и вместо инея на траве заблестят капельки росы.

Привлеките внимание ребёнка к осеннему карнавалу листьев. Расскажите, что

начало октября называют золотой осенью. Спросите у ребёнка, как он думает, почему. (Листья на деревьях стали золотыми, алыми, багряными. Леса и парки кажутся золотыми.)

Рассмотрите вместе листья и плоды разных растений: каштана, дуба, рябины,

клёна, ясеня, шиповника, калины. Побеседуйте о том, какие они разные. Соберите и для поделок и подкормки птиц зимой.

В дождливый день побеседуйте с ребёнком об осенних дождях. Расскажите, что

осенью дождь не похож на летний. Он холодный, моросящий, может сыпать маленькими капельками и день, и два, и неделю подряд.

Обратите внимание ребёнка и на то, что исчезло большинство насекомых. Одни

отложили яички и погибли, другие забрались под кору или зарылись в землю и уснули.

Выясните, понимает ли ребёнок, почему осенью начинается массовый отлёт птиц. (стало холодно, исчезли насекомые, которыми питались птицы.) Понаблюдайте за стаями, которые летят над вашим населённым пунктом. Расскажите, что в октябре из наших краёв улетают скворцы, утки, гуси, журавли.

Если есть такая возможность, понаблюдайте за белками в осеннем парке. Белки

заняты сейчас не только заготовками еды на зиму, но и утеплением жилья. Можно увидеть белочку, которая тащит в своё дупло увядшую траву или мох.

Ноябрь

Обратите внимание ребёнка на то, что в ноябре заметно сократилась

продолжительность светового дня, ночи стали длиннее, а дни короче; всё реже светит

солнце, небо плотно закрыто низкими тучами, и иногда нудный осенний дождь сменяется мокрым снегом; в ясные дни по утрам лужи покрываются льдом; засохла трава, отцвели последние цветы; окончательно исчезли насекомые, улетели перелётные птицы. Всё это –приметы поздней осени.

Расскажите сыну или дочери о том, что звери в лесах уже поменяли редкий летний мех на зимний – густой и тёплый. В пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица. Перелиняла и белка, её зимний мех серого цвета. Белый зимний наряд уже надел заяц-беляк. В сугробах, которые скоро появятся в лесу, его ни за что не увидишь. Медведь выбрал себе место для берлоги, нагрёб туда мху, опавшей листвы, мелких веточек ели. Когда пойдёт первый снег, медведь будет уже в своём зимнем доме.

Прогулка «Наблюдение за осенними изменениями в природе»

Прогулка «Наблюдение за осенними изменениями в природе»

  • Бобрикова Наталья Владимировна

  • Волгоград

  • муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 Центрального района Волгограда» воспитатель (старшая группа)

Задачи.

1.Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими.

2. продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.

3. Систематизировать знания детей о деревьях.

4. Учить различать виды деревьев по форме листьев (береза, клен, вяз)

5. Учить образовывать прилагательные от существительных.

6. Развивать у детей культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей.

7. воспитывать любовь к родному краю.

8. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения старательно, аккуратно, на пользу и благо окружающих.

9. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

10. Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу.

11. Упражнять в беге, лазании.

12. Использовать подвижные игры способствующие психофизическим качествам (ловкость, сила, быстрота, выносливость)

Ход прогулки.

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик,

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот…? (Осень)

— Правильно, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, но клумбах, много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень – называют золотой. Давайте повторим – золотая осень.

— Ребята, а какое осеннее солнце ? (солнце греет слабо, солнечных лучей стало мало)

— Какое небо осенью? (хмурое, пасмурное, серое, дождливое)

— Что происходит с деревьями осенью? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

-Пойдемте, тихо побродим по листьям. Слышите, как они шуршат. Подул ветер, и много листьев с шуршанием, полетело на землю. Это листопад. Давайте повторим – листопад.

Воспитатель кладет сухой листик на ладонь и предлагает: «Подуй. Листик тихо кружась, опускается на землю. Почему» (они легкие)

— Дети, давайте мы с вами покружимся, как листочки.

Листья осенние, тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

— Дети, а что происходит у птиц осенью? (улетают в теплые края)

— Как называют этих птиц? (перелетные)

— Какая, погода бывает, ребята осенью? (дождливая, холодная, ветреная)

— Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Перелет птиц».

— Дети, все знают, как это называется? (воспитатель показывает вертушки). А зачем они нужны? ( с их помощью мы узнаем направление и силу ветра)

— Давайте, еще с вами поиграем в игру «Листопад».

— Ребята, посмотрите вокруг и скажите мне, какие деревья растут на территории нашего детского сада? (ответы детей)

— Молодцы, ребята, мы сегодня с вами беседовали о погоде, птицах, деревьях. Поиграли в замечательные игры. А теперь давайте возьмем грабли и соберем листву с нашего участка.

Список использованных источников.

Ход наблюдения

Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки.

• Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

• На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

• Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Воспитатель задает детям вопросы.

• Почему сентябрь называют «златоцветником»?

• Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

• Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Опыты, эксперименты Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Игры Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомонеправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а по-том перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Можетсобака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Подвижная игра «Пробеги тихо».

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине зала. По сигналуодна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои

места и снова бегут. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.

Карточка №2

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за вороной

Цели:— расширять знания о вороне;

— воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

— Как выглядит ворона?

— Чем она питается?

— Зимующая или перелетная эта птица?

— Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона Давно живет в саду моем. В густых зеленых ветках клена Она построила свой дом.

Опыты, эксперименты Опыт «Свойства песка».

Ход опыта: Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Игры Русская народная игра «Утка и селезень».

Цель: развитие быстроты движения.

Ход игры: Все дети становятся в круг, в середине «утка» — за кругом — «селезень», ловит «утку» (как в игре «Кошки-мышки»,

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утка, ты домой.

Поди, серая, ты домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой — селезень.

Словесная игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и ветерка.

Подвижная игра «Ворона и собачка»

Цель игры. Учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу.

Описание игры. Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» (Дети прыгают и каркают.)

Воспитатель показывает собачку и говорит:

Тут собачка прибежала и ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» (Вороны разбегаются.)

Карточка №3

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за цветником

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какими стали цветы на клумбе?

• Почему они завяли?

• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Опыты, эксперименты Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Игры Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая.

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный.

Подвижная игра «Кто скорее до флажка?».

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги, на расстоянии 3 м флажки на подставке.

Задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны.

Подвижная игра «Овощи»

Цель — развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать. Разбегаются, приседают, водящий ищет.

Карточка №4

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за собакой

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки;

• воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

• Как выглядит собака?

• Где она живет?

• Чем питается?

• Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Опыты, эксперименты Опыт «Бумажные кораблики».

Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.

Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.

Игры Дидактическая игра «У кого кто?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Словесная игра «Каравай»

Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Как на Ванин день рожденья испекли мы каравай.

Вот такой вышины, вот такой ширины, вот такой нижины.

Каравай, каравай! Кого хочешь выбирай!

Подвижная игра «Собачка и воробьи»

Цель игры: Закрепить знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Описание игры. Воспитатель: Скачет, скачет воробей:

Скок – скок! Скок – скок! (Дети скачут.)

Кличет маленьких детей:»Чив! Чив! Чив! Чив! (Дети повторяют.)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик – чирик! Чик – чирик!» (Дети повторяют.)

Воспитатель: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко – громко».

Ребенок – собачка: «Ав – ав!» Дети — воробьи разлетаются.

Карточка №5

Название деятельности Содержание, цель

Целевая экскурсия в парк Цель: формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре, сезонных изменениях; закреплять знания народных примет;воспитывать любовь к природе.

Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их покроет тень, станет пасмурной река —

Третья верная примета осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди —- моросящие дожди

Пеленой затянут просинь. Значит, наступила осень.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (Дождь.)

Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.

Одним проходу не дает, других он прогоняет. (Ветер.)

• Как называют осень?• Как называют раннюю осень?

• Как называют середину осени?• Как называют позднюю осень?

• Какие вы знаете приметы осени?• Какие изменения произошли в природе?

Опыты, эксперименты Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать. обмахивая лицо.

Игры Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Словесная игра «Где были не скажем, а что делали покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры. Водящий выходит из комнаты, дети договариваются, что они будут делать.

— Давайте все будем пилить дрова. (Дети изображают действие)

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

—- Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Карточка №6

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за состоянием погоды

Цели:— формировать представление о природном явлении — тумане;

— учить наблюдению за сезонными явлениями;

— подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Осенью над лесом и болотом Туча пролетела самолетом. Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка. А за ней сейчас же и другая, И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое небо во время тумана?Как вам дышится?Какой воздух — влажный или сухой?Густой ли туман?Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Опыты, эксперименты Опыт «Что в пакете?».

Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства водыи воздуха.

Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства — прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом.

Игры Дидактическая игра «Да или нет».

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Загадка.

Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем мы сапоги?Туманы осенью плывут?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом, ,. (не бывает). Мороз летом. (не бывает).

Снег зимой. (бывает). Капель летом. (не бывает).

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цели: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные флажки. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

Карточка №7

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за перелетными птицами Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;воспитывать любовь и заботу о птицах.

Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какие птицы улетают в теплые края?

• Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

• Воробей маленький, а журавль. (большой).

• Утка серая, а лебедь. (белый).

Опыты, эксперименты Опыт «Песчаный конус».

Цель: показать свойство песка — сыпучесть.

Материал: песок.

Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: свойство песка — сыпучесть.

Игры Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у. (зверей). Я (тигренок, а не (.).

Ветер по морю (.)

И (.) подгоняет. И т. д.

Подвижная игра «Воробушки».

Цели: активизация звука в звукоподражании; развитие ловкости.

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».

После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» — возвращаются на свои места.

Карточка №8

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Воспитатель подводит детей к березе для беседы.

• Какое это дерево?

• Покажите ствол березы.

• Какой он — толстый или тонкий?

•Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какогоцвета?

• Погладьте ствол березы.

• Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

• Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

• Какие изменения произошли с березой?

• Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

• Где лежат листочки?

• Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

• Какое время года?

• Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Опыты,

эксперименты Опыт «Свойства солнечных лучей».

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Игры Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Подвижная игра «Замри».

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ход игры: Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» — остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Карточка №9

Название деятельности Содержание, цель

Наблюдение за собакой и кошкой

Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире; прививать любовь к домашним питомцам; познакомить с историей приручения собак человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

— Это хозяин собаки, которую он держит на поводке. Рас-смотрите ее внешний вид, повадки. У кого из вас есть домашний питомец? Расскажите о нем (его кличка, порода, привычки, любимая еда).

Педагог знакомит с историей приручения собак.

Собаки — верные помощники человека, они помогают охранять границу, спасают людей во время пожаров, живут вместе с плохо видящим человеком (переводят его через дорогу, помогают найти путь домой, собаки очень преданные, умные животные.

— Посмотрите на кошку. Рассмотрите ее внешний вид. У кого есть домашний питомец? Расскажите о нем.

Педагог знакомит с историей одомашнивания кошки.

У кошки есть дикие родственники: тигры, барсы, львы, гепарды.

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко — погода переменится; солнце в туман садится — к дождю; если вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному ветру; осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

Загадки.

Заворчал живой замок, Отворилась тихо дверь,

Лег у двери поперек. И вошел усатый зверь,

Две медали на груди. Сел у печки, жмурясь сладко,

Лучше в дом не заходи! (Собака.) И умылся серой лапкой. (Кот.)

Опыты,

эксперименты Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Игры Словесная игра «У кого кто?».

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Подвижная игра «Птички и кошка».

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Подвижная игра «Не попадись!».

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

Ход игры: Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40 секунд воспитатель прекращает игру.

Подвижная игра «Ловишки».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

Дополнительные записи

  • Сценарий осеннего бала для студентовСценарий осеннего бала для студентов
  • Экологические игры в подготовительной группеЭкологические игры в подготовительной группе
  • Сенсорные игры для детейСенсорные игры для детей
  • Беседы старшая группа картотекаБеседы старшая группа картотека

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes