Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Мыслительные карты тони бьюзен в ДОУ

02.09.2019 by admin

СодержаниеМетод построения «Интеллект-карт». Тони Бьюзен (Tony Buzan) — автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики. — презентация Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ» методическая разработка по теме «Модель трех вопросов» — основа взаимодействия одаренных детей и взрослых 2-й этап — планирование3-й этап — реализация проектаИ заключительный, 4-й этап …

Содержание

  • Метод построения «Интеллект-карт». Тони Бьюзен (Tony Buzan) — автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики. — презентация
  • Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ» методическая разработка по теме
  • «Модель трех вопросов» — основа взаимодействия одаренных детей и взрослых
  • 2-й этап — планирование
  • 3-й этап — реализация проекта
  • И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта
  • Метод ментальных карт в ДОУ
    • Рекомендуем посмотреть:
  • Семинар-практикум
  • Мастер — класс на тему «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Ход занятия
  • Педагогические проекты
  • Любимые животные
  • Физкультура
    • Зима
    • Осень
    • Разное
    • Дополнительные записи

[

Метод построения «Интеллект-карт». Тони Бьюзен (Tony Buzan) — автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики. — презентация

1 Метод построения «Интеллект-карт»

2 Тони Бьюзен (Tony Buzan) — автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. Тони Бьюзен наиболее известен благодаря своей книге «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума». В общей сложности Тони является автором и соавтором более 100 книг. Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте. Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он является основателем и президентом «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad».

3 Интеллект-карты «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

4 Законы построения интеллект-карт В основе построения интеллект-карт лежат лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры. Законы содержания и оформления формулируются следующим образом: Используйте эмфазу (от греч. emphasis — выразительность). Ассоциируйте. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Вырабатывайте собственный стиль. Законы структуры сводятся к двум императивам: Соблюдайте иерархию мыслей. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

5 Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации: всегда используйте центральный образ; как можно чаще используйте графические образы; для центрального образа используйте три и более цветов; чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы; пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия); варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики; стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте; стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

6 Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями: используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты; используйте цвета; используйте кодирование информации.

7 Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений: придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; используйте печатные буквы; размещайте ключевые слова над соответствующими линиями; следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова; соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом; делайте главные линии плавными и более жирными; отграничивайте блоки важной информации с помощью линий; следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными; держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»; старайтесь располагать слова горизонтально.

8 Правила создания интеллект-карт: Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

11 От центрального образа отходят четыре толстых изогнутых цветных линий, соединяющих его с основными ассоциациями (темами), названия которых записываются над соответствующими линиями. Эти ассоциации можно пронумеровать, чтобы подчеркнуть нужный порядок их следования. С каждой из основных ассоциаций может быть связано несколько ассоциаций второго уровня (подтемами). Связи между ними изображаются более тонкими кривыми, над которыми одним словом названа основная идея каждой вторичной ассоциации. С каждым объектом интеллект-карты желательно связать какой-то графический образ, который обогащает каждую ассоциацию. Получившиеся группы ассоциаций целесообразно объединить какой-либо замкнутой фигурой, форма и цвет которой также служат для обогащения ассоциативной сети. Наконец, некоторые элементы интеллект-карты могут быть соединены дополнительными линиями различных формы, толщины и цвета, подчёркивающими ассоциативные связи между ними.

13 Области применения интеллект карт. Заметки. Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.

15 Запоминание. Использование интеллект карт способствует более быстрому запоминанию и последующему вспоминанию информации. Используя карты памяти, вы с большей лёгкостью извлекаете информацию из своей памяти. Карты памяти служат также в качестве быстрого и эффективного средства анализа.

17 Творчество. Интеллект карты помогают вам освободиться от линейного мышления, что позволяет вашим идеям появляться с большей лёгкостью и с большей быстротой. Просто начните думать о каждом пункте вашей интеллект карты как о центре другой интеллект карты, тогда идеи начнут литься из вас потоком.

19 Решение проблем. Если вы столкнулись с проблемой, не важно, какого характера, личной или профессиональной, интеллект карты могут помочь вам увидеть все вопросы, а также то, как они соотносятся друг с другом. Кроме того, они помогают получить обзор того, как вы видите различные аспекты ситуации, и их относительную важность.

21 Планирование. Карты памяти могут помочь вам и в планировании. Благодаря картам разума вы собираете в одном месте всю необходимую информацию в организованном виде. Вы можете использовать интеллект карты для создания плана любого рода: плана мероприятия или выступления, плана книги, или плана достижения вашей цели.

23 Советы по созданию Интеллект-карт Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше — постарайтесь сгруппировать между собой. Интеллект карта должна быть логична: соблюдены отношения между элементами, что за чем идет, что к чему и как относится. Лучше, если на интеллект-карте будет много разных визуальных образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки, символы. Всегда удобно, когда интеллект-карта симметрична: так, запомнив одну ее часть вы легко сможете восстановить другую. Центральное место в карте мышления должен занимать ключевой элемент. Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева — обозначают прошедшее время, справа — будущее.

24 Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат A4. Лист необходимо расположить горизонтально.A4 В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания. От центра исходят толстые основные ветви с подписями они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие Использовать желательно печатные буквы Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме

Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ» методическая разработка по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №1 с. Раевский муниципального района Альшеевский район РБ

Семинар- практикум

«Способы разработки проектов в ДОУ»

Разработала:

Ст. воспитатель Гильманова Т.М.

2016 год

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.

Задачи: — познакомить коллег с различными способами разработки проектов в ДОУ,

— способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук; 3 стола, 3 листа бумаги формата А4, упаковка фломастеров, ручки, смайлики трёх видов по количеству участников, круги (красный, жёлтый, зелёный) по количеству участников.

План семинара- практикума:

1. Способы разработки проектов в ДОУ.

2. Мастер- класс «Интеллект- карта как один из способов составления проекта».

Ход семинара- практикума:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с внедрением в образовательный процесс ДОУ метода проектов, поговорим о способах разработки проектов и попробуем спланировать проекты разными способами. В начале для настроя на работу предлагаю игру на сплочения коллектива.

Организационная игра.

Игра «Поменяйтесь местами». Всем участникам нужно пройти в круг. Я буду называть некий признак, если он к вам относится — меняетесь местами между собой, не возвращаясь на прежнее место:

-кто пришел сегодня в юбке;

— у кого подавленное настроение;

-у кого короткая стрижка;

— кто испытывает трудности в работе по проектам со своей группой;

— кто любит золотые украшения;

-кто испытывает затруднения в составлении ежедневных планов;

-у кого карие глаза;

— кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

— кто не знает, как общаться с родителями;

-кто любит играть роли;

— кто не жалеет, что выбрал профессию воспитателя;

— кто любит заниматься с детьми.

Теоретическая часть. Своё сообщение я хочу начать с китайской притчи, которая гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать, и я пойму». Эта притча ещё раз нам напоминает, как важно формировать у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество. Все эти качества позволяет успешно реализовать проектная деятельность.

Что же такое проект? Кто его организовывает — ребёнок или взрослый? А кто его выполняет?

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Существуют разные способы разработки проектов. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Вы знаете какие- нибудь способы разработки проектов?

Существует несколько способов разработки проектов:

• «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»

• СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

• МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )

• ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (по Е. С. Заир-Бек).

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

А) Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Б) Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

В) Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

Давайте подробнее рассмотрим эту модель разработки проектов на примере проекта «Ягоды».

!Полезно будет придумать с детьми разные символы сбора информации.

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов?

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Т.к. мы только начинаем вводить проекты, я взяла картинку из интернета.

В идеале в заполнении модели принимают участие и родители детей. Так, «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, и родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

Рассмотрим способ «Системная паутинка по проекту».

Начиная работу по методу проектов, очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС.

Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

В этом поможет нам системная паутинка.

Чтобы было более понятно, рассмотрим системную паутинку по проекту «посуда».

Указываем ведущий вид деятельности в каждой области.

Рассмотрим способ «Образ «Семь мы» ( по Заир-Бек)». Заир-Бек Елена Сергеевна, доктор педагогических наук.

Как вы думаете, почему так назвали?

Рассмотрим метод «Мыслительных карт».

Для ознакомления с этим методам я представю вам свой мастер- класс «Интеллект- карта как один из способов составления проекта».

Встречаются также название «Карты ума», «Ментальные», «Интеллектуальные карты». Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

Основателем техники «Мыслительных карт» является американский специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен. Мыслительные карты помогают выявить у детей имеющие знания, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно — в дошкольное образование.

Научимся составлять их по образцу мыслительной карты на тему «Наши друзья животные».

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.

Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Например, у нас – олень (как символ животного).

Каждая главная ветвь имеет свой цвет. В детском саду рисуют не более 5 ветвей. Над каждой линией – ветвью пишется печатными буквами только одно ключевое слово.

Детьми подрисовывается рисунок- маркер. Например, дикие животные- рисуем дерево, домашние- домик и т.д.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями таким же цветом.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Далее в ходе обсуждения рисуют ветви второго, третьего и т.д. порядка, дети ставят рисунок- маркер.

Вот- готовый вид карты. Глядя на нее, дети смогут в любой момент рассказать о том, что изображено, вспомнить большой объём информации.

Глядя на неё, давайте попробуем охарактеризовать свойства мыслительных карт, благодаря которым она поможет нам в работе:

— Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

— Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

— Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

— Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

— Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

— Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Практическая часть.

Прошу каждого участника взять карточку- смайлик и пройти за стол с соответствующим маркером- таким образом мы разделимся на 3 группы.

Попробуем применить данный метод на практике и разработать проект «Вода» различными способами:

1 группа — способом «Системная паутинка проекта»;

2 группа — способом «Модель трёх вопросов»;

3 группа — способом «Метод мыслительных карт».

Давайте ещё раз посмотрим на слайды и вспомним все рассмотренные сегодня способы составления проектов.

У вас на столах листы формата А4, цветные фломастеры, ручки.

Вам в помощь — выведенная на слайд подсказка по способам составления проектов.

Время выполнения- 5 минут. Команды представляют свои проекты по окончанию времени.

Презентация разработанных педагогами способов составления проектов.

Как вы думаете, достаточно ли будет интересен и полон проект, разработанный лишь по одному из этих способов? Конечно, более полным будет проект при использовании нескольких из рассмотренных способов.

Прошу оценить качество вашего участия в семинаре.

Зелёный круг: узнала много нового, информация полезная, буду использовать в работе;

Жёлтый круг: информация знакомая, буду использовать в работе;

Красный круг: узнала много нового, но мне не интересно, не буду использовать в работе.

>Журналы

Из опыта работы Практика управления ДОУ • 2017 • № 5

«Модель трех вопросов» — основа взаимодействия одаренных детей и взрослых

Алена Александровна Прокопьева, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 18 „Прометейчик“», г. Якутск, Республика Саха

В Республике Саха (Якутия) идет работа над созданием модели раннего выявления и развития детской одаренности. Для этой цели сформирована сеть пилотных образовательных организаций, объединяющая 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ. Предлагаем вниманию читателей один из таких опытов.

PDFDOC 25.07.2017 ⦾ 1529

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, ихпознавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  1. Что мы знаем?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Планирование.
  3. Реализация проекта.
  4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.

В соответствии с нашей основной образовательной программой детского сада «Прометейчик», основанной на теоретических и практических разработках модели «Открытое образовательное пространство „Чудеса вокруг нас“»:

  1. План — это утренний групповой сбор.
  2. Дело — это работа в центрах активности.
  3. Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.

Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:

2-й этап — планирование

Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Для этого также можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о???» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода на картинке с его иллюстрацией.

Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

3-й этап — реализация проекта

Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.

В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.

Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. Таблица — «Паутинка» с видами запланированной деятельности всегда доступна ребенку, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказывая необходимую помощь.

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Здесь можно использовать авторский метод ПИН Розы Хачатрян (что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового). Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности.

Работа по основной образовательной программе с учетом программы «ОткрытиЯ» и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

  1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
  2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
  3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта.

Метод ментальных карт в ДОУ

Методическая разработка для воспитателей ДОУ. Тема: «Метод ментальных карт в деятельности ДОУ»Данная статья предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт Тони Бьюзена.
2. Познакомить с технологией построения и использовании ментальных карт
3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе.
В поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому называются «Карты ума» , «Интеллект карты»,»Карты знаний»»Мыслительные карты» , «Карты головы» . Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном
Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения. Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для закрепление и обобщение материала. Так же создание обобщенной интеллект — карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется умения составлять и распространять предложения
В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления. Особенности построения метальных карт. Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.
5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
6. Длина линии должна равняться длине слова.
7. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче
8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
Карта по теме «Осень», как первая работа, получилась небольшой по содержанию. Ребята сами проводили веточки, вырезали из предложенного материала необходимые картинки.

Темами последующих работ стали «Профессии», «Транспорт», «О природе родного края», «О лете»

Дети предлагали новые тропинки-веточки, основанные на неожиданных вопросах. На пути исследования шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.
Итак, в завершении хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. И самое главное – технологии интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.
Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.
Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие. Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.
Литература
1. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М.: 2010
2. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия.Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философияКонспект совместной деятельности с детьми младшей группеТребования к качеству речи педагога детского сада

Семинар-практикум

Старший воспитатель

Чуркина Екатерина Яковлевна

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.

Задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии проекта.
  • Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
  • Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

Ход семинара-практикума

  1. Настрой на работу.

Упражнение «Ассоциации».

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа — быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций-слов может быть такой: автобус – час — пик — толкучка — джинсы — тысяча рублей — деревянный — Буратино — Папа Карло — …
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

  1. Теоретическая часть.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка,
как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Уникальным средством обеспечения саморазвития ребёнка, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь). Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:

1 — детские интересы – главное;
2 — проекты копируют различные стороны бытия;
3 — дети сами себе назначают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4 — проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Типология проектов в ДОУ

По количеству

· индивидуальные

· групповые

По содержанию

· Монопроекты (одна образовательная область)

· Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

· Краткосрочные (1-4 недели)

· Среднесрочные (до 1 месяца)

· Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

· Информационные

· Исследовательские

· Творческие

· Проектно-ориентированные

Типы проектов в ДОУ
(по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Возраст детей

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна

Старшая группа

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Вторая младшая

группа

Информационно–практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Средняя группа

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Вторая младшая

группа

Этапы разработки проектов:

Проблема — I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель, либо ребёнок выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Проектирование проекта — II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Способы разработки проектов:

  • Системная паутинка по проекту;
  • Модель трёх вопросов
  • Образ «Семь мы» ( по Заир-Бек)
  • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Модель трёх вопросов

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний т. е. средства

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

Системная паутинка по проекту

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей — результатов).
  • Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Поиск информации — III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Продукт проекта

Презентация проекта V этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Портфолио проекта

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. — это долгосрочный проект.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • могут реализовать свои творческие способности.

  1. Шесть «П» проекта

Таким образом проект можно представить как «Шесть П»

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.
  1. Практическая часть.
    1. Участникам семинара разбиться на группы. Разработать план проекта и презентовать его
    2. Презентация опыта работы по разработке и реализации проекта «Зачем ёжику иголки»
    3. Работа в фокус-группах. Определить основные отличия организации проектной деятельности от организации тематического планирования.

Правила работы в фокус-группах:

Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.

Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная

внутренняя позиция.
5. Рефлексия

Упражнение «Рефлексивный круг»

Литература:

  1. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск «Проектная деятельность в ДОУ», МЦФЭР, ресурсы образования.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. — № 4. С. 99-101.

Мастер — класс на тему «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

МКОУ «Кокоринская СОШ»

ДОУ «Солоны»

Мастер — класс на тему:

«Проектная деятельность с детьми

старшего дошкольного возраста»

Воспитатель ДОУ «Солоны»

Чичинова Эркелей

Станиславовна

2015

Мастер-класс «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов ДОУ к овладению проектной деятельностью

Задачи: 1. Познакомить педагогов с технологией проектной деятельности, создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

2. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», ножницы, цветные карандаши, фломастеры, белая и разноцветная бумага формата А4, кусочки ткани, пластилин, белый и цветной картон, клей ПВА, кисточки, гуашь, баночки с водой, природный материал, магнитная доска, магниты, влажные салфетки, клеенчатая скатерть, энциклопедии и журналы на тему «Зубы человека»

План проведения мастер-класса: Раздача брошюр

1. Проектный метод в деятельности дошкольников (презентация — 5 мин ; раздача брошюр).

2. Организация проектной деятельности: Исследовательский проект 2 минуты. Постановка задачи.

Творческий проект 4 минуты. Постановка задачи.

Нормативный проект 3 минуты. Предлагается реальная ситуация, возникшая в жизни детей.

Творческий проект 3 минуты. Рассматриваем зарисовки их идей, выбираем самую интересную идею с помощью голосования.

Нормативный проект 2 минуты Рассматриваем знак, схему или алгоритм, придуманный в ходе проектной деятельности.

Исследовательский проект 5 минут. Защита проекта.

3. Рефлексия. Форма организации: три подгруппы по 4-5 человек. Педагогам предлагают сесть за столы в форме «круга».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Чичинова Эркелей Станиславовна, воспитатель д/с «Солоны» МКОУ «Кокоринская СОШ» рада приветствовать вас на мастер-классе, посвященном проектной деятельности дошкольников.

Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю многие уже знают, поэтому не будем сильно углубляться в теорию, для этого я раздам вам брошюры. Ни для кого не секрет, что условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, информировать, тренировать и т.д.» своего ребенка. Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. В таких условиях, цель взрослого — помочь ребенку научится находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей дошкольника.

Основоположником метода проектов стал американский педагог У. Х. Килпатрик. По его мнению, проект предлагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Что такое проект? Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы. Проектная деятельность — специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов. Классификацию проектов, формы и методы работы над проектом, характерные черты и другое вы прочитаете в ваших брошюрах, а мы сейчас с вами остановимся непосредственно на организации проектной деятельности.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи на этом этапе можно выделить несколько стратегий педагога:

а) педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, так вопрос о том откуда берется электричество может обсуждаться всей группой; б) внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, затем создается особая ситуация, которое помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.

в) привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют задачу для проекта.

2. Оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта, является — ребенок.

3. Защита проекта.

4. Выставка результатов проектной деятельности, организованная педагогом.

Пример: проект «Почему собаки кусают».

Творческий проект выделяет такие этапы:

1. Подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов.

2. Определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

3. Высказывание детьми своих идей по реализации проекта.

4. Зарисовка детьми идей, которые они высказали.

5. Демонстрация своих работ сверстникам, выбор наиболее интересной идеи. 6. Информирование родителей.

7. Организация работы по реализации общего замысла.

8. Продумывание того, как представить полученный продукт.

9. Презентация продукта творческого проекта.

Пример: Поздравления ко дню Святого Валентина.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы: 1. Выявление воспитателем достаточно часто повторяющихся ситуаций, которые характеризуются нежелательными формами поведения детей.

2. Инициация педагогом обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации.

3. Изображение детьми, нежелательных последствий неприемлемого поведения.

4. Беседа о рисунках, на которых дети изобразили последствия.

5. Обдумывание того, как надо себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий.

6. Зарисовка правила, в том виде, в котором оно будет понятно всем (знак, алгоритм, схема).

7. Объяснение детьми своего «знака».

8. Выполнение «знака» правила всеми детьми, и вклеивание правила в «Альбом правил». Пример: «Как вести себя в ходе игры».

А сейчас я предлагаю вам примерить на себя роль детей, и мы разыграем с вами все 3 типа проектов (деление на 3 группы). Представим, что 1 группа- это семья: мама, папа, ребенок-дошкольник и старшая сестра. Ребенок уже озадачен в детском саду вопросом, который его интересует (стоит отметить что подход к детям индивидуальный, в этом и заключатся залог успеха будущего проекта) и родителям предложено помочь ребенку в создании своего проекта. Родители должны быть готовы к предстоящей работе: консультации, собрания.

Примерный диалог с родителями «Самыр заинтересовался вопросом, почему болят зубы. Мы с Самыром уже выяснили, что информацию по данному вопросу можно прочитать в энциклопедии, в интернете, узнать мнение всех членов семьи и может быть даже задать вопрос врачу. Но Самыр без вашей помощи справиться не сможет, Вы, т.е. семья «Самыра», можете помочь ему получить ответ на этот вопрос. И очень хорошо было бы, чтоб Самыр оформил свое исследование в виде альбома, а потом рассказал об этом всей группе. Это было бы очень интересно и увлекательно».

Возьмите коробку, с необходимым материалом и приступайте к работе. Результатом вашей деятельности должен быть альбом с выводами и умозаключениями разных членов семьи. И презентация ребенка перед всей группой. Вы работаете и одним глазом смотрите на другие проекты, а к вам мы вернемся чуть позже.

А мы приступим к работе над творческим проектом. И работа будет происходить со 2 группой. Мы представим, что вы все дети одной группы, а я ваш воспитатель. Диалог происходит незадолго до наступления Дня Святого Валентина.

«Представляете, я зашла вчера в магазин, а там невероятное столпотворение: и взрослые и дети выбирают и покупают различные сувениры. Вероятно, у кого-нибудь день рождения, как вы думаете?

(Ответы детей ) Ребята, а что это за праздник? Кого поздравляют, и почему? Как вы себе его представляете? (Ответы детей) Ребята, а вы хотели бы поздравить друг друга, или может быть вы хотите поздравить кого-то из своих близких и родных? (Ответы детей) Давайте подумаем, как мы с вами можем это сделать? Ответы детей, высказывание идей, при этом если дети затрудняются педагог может начать первым «Мне кажется, что можно сделать открытку в форме Сердечка. А сейчас я предлагаю каждому из вас зарисовать свою идею, вот вам карандаши и бумагу. А также подумайте, что нам необходимо для того, чтобы сделать такой подарок?» (зарисовка идей).

А мы вас ненадолго оставим и перейдем к примеру нормативного проекта. Мы с вами возьмем типичную ситуацию, где в ходе занятий дети свободно передвигаются по группе с ножницами в руках. Общаясь друг с другом, ребята жестикулируют руками, в которых зажаты ножницы. Необходимо упражнять детей в умении анализировать ситуацию с точки зрения ее безопасности, и сформировать правило пользования ножницами.

Ребята послушайте пожалуйста историю: «Дети мастерили игрушки. Маша вырезала платья для своей куклы. В группу зашла Сайана. В руках у нее была музыкальная шкатулка. Ребята подошли к ней посмотреть шкатулку. Маше тоже захотелось посмотреть. Она побежала с зажатыми в руке ножницами и споткнулась. Ножницы упали Эрмену на ногу».

Ребята, нарисуйте пожалуйста, эту историю. Возьмите карандаши и бумагу. Пока рисует 3 группа, мы вернемся ко второму проекту. Итак, что у нас получилось, давайте посмотрим. Расскажите о своем рисунке. Каждый рисунок обсуждается, например такими вопросами «А как мама догадается по рисунку, что ты ее любишь» и т.д., для того чтобы ребенок имел возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. Путем голосования давайте выберем наиболее понравившуюся идею. Возьмите фишки и проголосуйте. Естественно, реализовывать до конца проект мы не будем, но проговорим, что дальше происходит информирование родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешивается на стенд. Затем педагог вместе с детьми организует работу по реализации проекта, продумывает, как представить полученный продукт, и осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Вернемся к 3му проекту. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. Какой персонаж, по – вашему мнению, поступил неправильно, почему? Как должна была поступить Маша? А ведь в нашей группе очень часто ребята также ходят с ножницами или вам ничего не напоминает эта ситуация? Что мы можем сказать таким ребятам? Давайте придумаем правило, и придумаем знак, который будет напоминать нам о правильном поведении с ножницами. или Давайте придумаем правило. А что мы можем сделать, для того, чтобы вспоминать это правило, если вдруг кто-нибудь забыл? (Нарисовать знак). Зарисовка знака.

Ну и результат нашего 1 проекта. Вы готовы показать ваш проект? (презентация проекта).

Рефлексия. Мы посмотрели на примере 3 разных проекта. Что вам понравилось, или не понравилось? Что было непонятным? Какие у вас есть вопросы?

Спасибо за внимание!

Ход занятия

1. Организационное начало.

-Добрый день, уважаемые коллеги.

Моя тема выступления вам покажется несовместимой с деятельностью детского сада. Но она считается одной из злободневных тем нашего времени. И я хочу донести её для педагогов.

2. Мотивационное начало.

-Я предлагаю вам универсальную игру «Да-нетку». Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” и “нет”. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к здоровью детей. Ваши вопросы.

(Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом занятии, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.

3. Знакомство с новым материалом.

Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом «ПРОЕКТ»?

Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы.

Каждый педагог регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне -и я забуду, покажи мне- и я запомню, вовлеки меня– и я научусь”.

Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектной деятельности. Чему учить сегодняшних детей? Какие знания в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям- это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию,

выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения,

самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.

А теперь вспомним этапы над проектом:

1 этап – мотивационный.

2 этап – планирующий- подготовительный.

3 этап — информационно-операционный

4 этап — рефлексивно-оценочный.

Кому же станет лучше, если в ДОУ будет активно использован метод

проектов?

Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь: детям.

Они учатся:

•

применять знания в измененной и новой ситуации;

•

демонстрировать свою икт-компетентность;

•

осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;

Родителям, у которых

•

формируется позитивное отношение к ДОУ;

•

появляется удовлетворённость образовательными услугами ДОУ.

Педагогическому сообществу воспитателей, т. к. они могут использовать мой опыт, как ресурс к своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.

А теперь я хотела бы привлечь вас к разработке презентационного мини-проекта «Дети в виртуальной реальности в рисунках», который возможно будет востребован.

Я предлагаю вам посмотреть видеоматериал (слайды, мультфильм «Компьютерные игры».

Итак, мы посмотрели с вами видеоматериал, какое впечатление он на вас произвёл? Увидели ли вы проблему, которую нужно обсудить с родителями и детьми, в чем она заключается? Как наглядно можно рассказать детям об угрозе компьютерных игр их здоровью?

А) Распределение по группам.

1 группа «Виртуалы», а 2 группа «Реалисты».

Задание группам: с позиции «Виртуалов» и «Реалистов» наглядно изобразите на листе ватмана, чем отличается виртуальный мир от реального.

Какие плюсы и минусы видит каждая команда в виртуальном мире.

Что может потерять ребенок, погружаясь в виртуальный мир, и чем это грозит для его здоровья.

Во время защиты мини-проекта каждая группа должна объяснить:

-Что они изобразили на своих рисунках?

-Что на рисунке говорит о страшной беде? интернет- зависимости детей.

-Какие пути решения данной проблемы вы предлагаете?

5. Защита проектов

А теперь, я прошу «детей» поделиться результатами своей работы и представить свой проект (выступления представителей групп).

Уважаемые коллеги, пусть ваш проект пока ещё только на бумаге, но я

надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и воспитанниками.

Порой в жизни ребёнку кажется, что окружающие его люди, происходящие события и прочее- все это либо черное, либо белое. Но реальный мир многоцветен. Давайте же учить детей видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для них.

Давайте поможем детям приобрести уверенность в реальном, а

не в виртуальном мире!

6. Рефлексия

В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями, и я отвечу на вопросы «да или нет».

1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?

2. Считаете ли вы данную технологию перспективной в работе с

обучающимися?

Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия “Скажи мне–и я забуду, покажи мне– и я запомню, вовлеки меня –и я научусь” сработал.

Спасибо за внимание и за сотрудничество!

>Персональный сайт 

Педагогические проекты

Образец написания проекта для воспитателей ДОУ

Долгосрочный проект для детей 5- 7 лет по социально — коммуникативному развитию «Доброе сердце»

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Краткосрочный массовый проект «Малые Олимпийские игры»

Краткосрочный информационно -практико -ориентированный проект для старшего дошкольного возраста «Космические дали»

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Человек и космос»

Проект «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Проект по образовательной области «Познание » на тему»Животные наших лесов»

Паспорт проекта «Овощи, ягоды и фрукты — полезные продукты»

Педагогический проект на тему «Волшебница вода» в старшей группе детского сада

Педагогический проект в подготовительной группе «День дошкольного работника»

Долгосрочный познавательный групповой проект «Россия — моя Родина»

Проект по художественно — эстетическому развитию на тему «В гости к сказке»

Краткосрочный практико — ориентированный проект «День Земли в детском саду»

Краткосрочный групповой проект «День рождения детского сада»

Краткосрочный групповой фронтальный проект «Мир бабочек»

Педагогический краткосрочный проект «Профессии твоих родителей»

Краткосрочный практико — ориентированный проект в ДОУ «Любимые стихи»

Проект в средней группе по теме «Перелетные птицы»

Проект в средней группе детского сада «Волшебные пуговицы»

Проект дня здоровья в детском саду на тему: «Семья»

Проект «Любимым бабушкам и дедушкам»

Информационно — творческий краткосрочный проект «Здравствуй ,Осень»

Краткосрочный информационно — практико — ориентированный проект «Дорога — друг или враг»

Проект «Дом современного человека»

Среднесрочный фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет на тему «Мир моря»

Проектная деятельность на тему «Молоко — это здоровье»

Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет на тему «Наши соседи — насекомые»

Среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет на тему «Моя семья»

Долгосрочный проект «О чем молчат деревья»

Долгосрочный познавательно — исследовательский проект «Хлеб всему голова!»

Долгосрочный проект «С чего начинается родина»

Творческо– информационный познавательно – игровой краткосрочный проект «Герои Отечества»

Долгосрочный проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приложения к проекту.

Длительный проект в старшей группе «Осень в рисунке»

Краткосрочный групповой смешанный проект для детей 2-3 лет «Осень в гости к нам пришла»

Практико — ориентированный проект для детей 4-5 лет «По дорогам сказок»

Среднесрочный открытый фронтальный информационно — познавательный проект по «Физическому развитию» на тему «Азбука здоровья»

Краткосрочный проект для детей старшего возраста детского сада по образовательной области «Познание» на тему «Главная книга природы»

Внимание! Мы также предлагаем бесплатно скачать для детей наши игровые программы:
Угадай детеныша животного и Угадай цветочек по картинке и Арифметика в картинках.

Нам часто писали родители, которые просили придумать простые и в то же время интересные темы для проектов их детей, посещающих детский сад. Действительно, теперь в ДОУ дети часто занимаются наблюдениями, проводят маленькие эксперименты, исследования.

Представленные темы проектов в ДОУ разработаны для детей средней группы, старшей группы и подготовительной группы детского сада, выполняются с помощью воспитателей и родителей. Темы проектов рассчитаны для детей 3, 4, 5 и 6 лет и старше.

  • Темы проектов в младшей группе
  • Темы проектов в средней группе
  • Темы проектов в старшей группе

В процессе исследовательской работы после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.

Очень важно воспитателям подобрать для воспитанников ДОУ тему детского проекта простую, понятную и очень интересную, ведь главное — это вовлечь ребенка в детском саду в исследовательскую деятельность, научить наблюдать, понимать и делать свои первые выводы. Казалось бы элементарные вещи, явления и процессы в рамках проектной деятельности с детьми могут удивить и заинтересовать.

  • Темы проектов в подготовительной группе
  • Темы мини-проектов в ДОУ

Разработанные для детского сада темы исследовательских работ дошкольников актуальны, их можно использовать в качестве тем проектов в группах ДОУ для проведения интересных и увлекательных занятий, исследовательской деятельности на площадке и на экскурсии за пределами дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольники средней и старшей группы ДОУ, которые выбрали темы исследовательских проектов и выполнили творческую работу в детском саду, могут принять участие в детских конкурсах «Я исследователь», «Юный исследователь» и многих других исследовательских и творческих конкурсах.

Любимые животные

Темы проектов в детском саду о животных:

Дельфин – доктор?!
Для чего слону такой длинный хобот?
Зачем жирафу длинная шея?
Зачем коту усы?
Зачем овечке столько шерсти?
Зачем слону большие уши?
Зачем ежу иголки?
Как видят летучие мыши?
Как научиться понимать лошадь?
Какой он ежик.
Кто живет в моем лесу?
Кто живет в норе?
Кто под бугорком живёт?
Кто сказал мяу?
Кто такие тюлени?
Кто такой белёк?
Лесные жители нашего края.
Лисица — рыжая плутовка.
Любимые лакомства белочки.
Мама, хочу собаку!
Мое любимое домашнее животное.
Мои котята
Мои любимые крольчата.
Мои любимые пушистики.
Мои пушистые чудики.
Мой домашний питомец.
Мой кот Васька
Мой любимый мистер Кис.
Моя кошка стала мамой.
Моя любимая собака.
Моя ручная черепашка.
Повадки моего кота Тимки.
Почему лягушки квакают перед дождем?
Почему медведь так любит спать?
Почему моя кошка не любит наряды?
Самые добрые животные — дельфины.
Собака — друг и помощник человека.
У меня живет Морская свинка.
Удивительный мир динозавров.
Хомка, хомка, хомячок!
Хомячки-пуховички.
Эта сказочная лягушка.

Физкультура

Темы проектов по физкультуре в ДОУ:
Спортивная жизнь моей семьи.
Эти разные мячи.
Мои любимые спортивные игры.
Спортивные игры нашего детского сада.

Зима

Темы проектов в ДОУ на тему Зима:
Какого цвета зима?
Кормушка для птиц зимой.
Новогодние игрушки.
Удивительный снег.
Чьи это следы на снегу?

Осень

Темы проектов в ДОУ на тему Осень:
Какого цвета осень?
Разноцветная листва.
Почему осенью много луж?
Путешествие волшебной капельки.

Разное

Быт крестьянской избы.
Вода — удивительное вещество.
Волшебство мыльных пузырей.
Витаминное мыло.
Знаки зодиака.
Знакомьтесь! Это обычные иллюзии.
Как лучше отремонтировать машинку?
Мой любимый детский сад.
Обнаружение воздуха в различных объектах.
Скоро в школу я пойду.
Удивительная работа моей мамы.
Удивительный мир звезд.
Удивительный мир минералов.
Удивительный мир книг.
Чудесные способности магнита.

Перейти к разделам:
Исследовательские проекты для ДОУ
Темы исследовательских работ для начальной школы

Если Вам полезна информация с этой страницы, Вы можете разместить у себя на сайте, блоге или форуме ссылку на эту страницу, установив один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Темы проектов для ДОУ»:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/660″ target=»_blank»>Темы проектов для детского сада</a>

Код ссылки на форум:
Темы исследовательских работ для детского сада

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Дополнительные записи

  • Мнемоническая математикаМнемоническая математика
  • Факторы влияющие на качество образованияФакторы влияющие на качество образования
  • Роль определений в речиРоль определений в речи
  • Педагогическое наблюдениеПедагогическое наблюдение

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes