Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Мутация у девочек

01.09.2019 by admin

СодержаниеМеханизм звукообразованияЭмбриогенез гортаниФилогенез гортаниИзменение механизма голосообразования в период мутацииДополнительные записи [ Механизм звукообразования Звук в гортани формируется при выдохе. Разница давления между саvum infraglotticum и vestibulum laryngis способствует быстрому прохождению воздуха, что вызывает колебания голосовых связок, порождающие звуковые волны. При выдохе давление воздушной струи в cavum infraglotticum выше, чем в vestibulum laryngis; особенно оно повышается …

Содержание

  • Механизм звукообразования
    • Эмбриогенез гортани
    • Филогенез гортани
  • Изменение механизма голосообразования в период мутации
    • Дополнительные записи

[

Механизм звукообразования

Звук в гортани формируется при выдохе. Разница давления между саvum infraglotticum и vestibulum laryngis способствует быстрому прохождению воздуха, что вызывает колебания голосовых связок, порождающие звуковые волны. При выдохе давление воздушной струи в cavum infraglotticum выше, чем в vestibulum laryngis; особенно оно повышается в узкой голосовой щели. В результате разности давления воздушной струи между голосовой щелью и преддверием гортани колебание голосовых связок усиливается. Мышцы гортани во время образования звука также оказывают регулирующее влияние на напряжение голосовых связок и ширину голосовой щели, что создает определенную интонацию и нюансы звуков. Окончательное формирование звуков совершается за счет резонаторов (глотка, ротовая и носовая полости, воздухоносные пазухи черепа).

Механизм закрытия гортани. При акте глотания вход в гортань герметически замыкается надгортанником. Закрытие гортани совершается при прохождении пищевого комка через глотку. В этот момент гортань и глотка поднимаются, а корень языка смещает надгортанный хрящ назад. Этому способствует сокращение m. aryepiglotticus. Вслед за прошедшим пищевым комком наступает расслабление мышц и гортань вместе с глоткой вновь опускается. В результате упругая основа надгортанника расправляется и он принимает вертикальное положение, открывая вход в преддверие гортани. Расправлению надгортанника способствует m. thyroepiglotticus.

Эмбриогенез гортани

Закладкой эпителия для всей дыхательной системы является вентральный вырост глотки. Вокруг эпителиальной закладки на 8-9-й неделе внутриутробного развития мезенхима передних концов II-III жаберных дуг формирует хрящи гортани и мышцы. Голосовые и преддверные связки возникают на 11-12-й неделе. Надгортанник по происхождению не связан с жаберным аппаратом, а возникает из складки слизистой оболочки, находящейся впереди гортанной щели.

Филогенез гортани

У хвостатых амфибий обособленная гортань в системе дыхательной трубки содержит парный хрящ, выполняющий функцию опоры. В гортани у бесхвостых амфибий уже обособлены пара хрящей и один перстневидный хрящ, а черпаловидные хрящи ограничивают гортанную щель. Черпаловидные хрящи поддерживают зачаток голосовых складок, являющихся производными слизистой оболочки.

У рептилий и птиц существенных преобразований в строении гортани не происходит, только у птиц наступает редукция голосовых связок.

Гортань млекопитающих приобретает щитовидный хрящ и надгортанник становится звукообразующим органом. Следовательно, у млекопитающих хорошо развиты голосовые и преддверные связки, а также гортанные желудочки, достигающие значительной величины у человекообразных обезьян. У китообразных и сумчатых надгортанник и черпаловидные хрящи вытянуты и могут вставляться в носоглотку, что способствует проглатыванию пищи без перерыва акта дыхания. Подобное наблюдается у верблюдов и слонов. Эти филогенетические особенности в некоторой степени сохраняются у новорожденного, у которого гортань приближена к хоанам, а грушевидные карманы глотки хорошо развиты. Все это обеспечивает одновременно дыхание и прием пищи.

Оглавление Краев А.В. Анатомия человека. Том 1 — 1978 — с.496 Механизм звукообразования

Звук в гортани формируется при выдохе. Разница давления между саvum infraglotticum и vestibulum laryngis способствует быстрому прохождению воздуха, что вызывает колебания голосовых связок, порождающие звуковые волны. При выдохе давление воздушной струи в cavum infraglotticum выше, чем в vestibulum laryngis; особенно оно повышается в узкой голосовой щели. В результате разности давления воздушной струи между голосовой щелью и преддверием гортани колебание голосовых связок усиливается. Мышцы гортани во время образования звука также оказывают регулирующее влияние на напряжение голосовых связок и ширину голосовой щели, что создает определенную интонацию и нюансы звуков. Окончательное формирование звуков совершается за счет резонаторов (глотка, ротовая и носовая полости, воздухоносные пазухи черепа).

Механизм закрытия гортани. При акте глотания вход в гортань герметически замыкается надгортанником. Закрытие гортани совершается при прохождении пищевого комка через глотку. В этот момент гортань и глотка поднимаются, а корень языка смещает надгортанный хрящ назад. Этому способствует сокращение m. aryepiglotticus. Вслед за прошедшим пищевым комком наступает расслабление мышц и гортань вместе с глоткой вновь опускается. В результате упругая основа надгортанника расправляется и он принимает вертикальное положение, открывая вход в преддверие гортани. Расправлению надгортанника способствует m. thyroepiglotticus.

Закладкой эпителия для всей дыхательной системы является вентральный вырост глотки. Вокруг эпителиальной закладки на 8-9-й неделе внутриутробного развития мезенхима передних концов II-III жаберных дуг формирует хрящи гортани и мышцы. Голосовые и преддверные связки возникают на 11-12-й неделе. Надгортанник по происхождению не связан с жаберным аппаратом, а возникает из складки слизистой оболочки, находящейся впереди гортанной щели.

У хвостатых амфибий обособленная гортань в системе дыхательной трубки содержит парный хрящ, выполняющий функцию опоры. В гортани у бесхвостых амфибий уже обособлены пара хрящей и один перстневидный хрящ, а черпаловидные хрящи ограничивают гортанную щель. Черпаловидные хрящи поддерживают зачаток голосовых складок, являющихся производными слизистой оболочки.

У рептилий и птиц существенных преобразований в строении гортани не происходит, только у птиц наступает редукция голосовых связок.

Гортань млекопитающих приобретает щитовидный хрящ и надгортанник становится звукообразующим органом. Следовательно, у млекопитающих хорошо развиты голосовые и преддверные связки, а также гортанные желудочки, достигающие значительной величины у человекообразных обезьян. У китообразных и сумчатых надгортанник и черпаловидные хрящи вытянуты и могут вставляться в носоглотку, что способствует проглатыванию пищи без перерыва акта дыхания. Подобное наблюдается у верблюдов и слонов. Эти филогенетические особенности в некоторой степени сохраняются у новорожденного, у которого гортань приближена к хоанам, а грушевидные карманы глотки хорошо развиты. Все это обеспечивает одновременно дыхание и прием пищи.

Оглавление Краев А.В. Анатомия человека. Том 1 — 1978 — с.496

Изменение механизма голосообразования в период мутации

Галина Семененко
Изменение механизма голосообразования в период мутации

В публицистической литературе многие авторы затрагивают проблему изменения механизма голосообразования в период мутации. Изучением этого процесса занимались с давних пор. Этой проблеме посвящены публикации (1960 года) статей лучших учителей пения того времени: Н. М. Шереметьевой (руководителя хора Толмачёвского детского дома Ленинградской области); Холм Лук (руководителя хора базовой школы педагогического училища г. Тарту); В. Томингас (Таллин); Г. Вейе (Караганда) и других. Многие авторы по разному дают описание этого процесса. Одни считают, что в этот период нужно прекратить занятия в хоре, другие наоборот. Не совпадают деления мутационных периодов по возрастам. В связи с изменением экологии, условий жизни, акселерацией и другими явлениями – более поздние, авторы заметили, что мутация (перемена, ломка) у современных подростков наступает гораздо раньше, чем у подростков прошлых поколений. В связи с развитием нейрохирургии, медицины, возрастной психологии специалисты дали научное обоснование этому явлению.

Вопрос мутации голоса не отделим от голосового режима у детей в мутационном периоде с точки зрения охраны голоса. Он приобретает у нас особое значение, так как именно в этом периоде больше, чем когда-либо наши дети подвергаются опасности порчи и срыва голоса.

В публикации «Детское пение и охрана голоса детей» (Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе) И. И. Левидов пишет, что на основании литературных данных период мутации, то есть полного перехода из детского в мужской, может длиться от нескольких недель (4-6, месяцев (3-6 до 2-3, а иногда и до 5 лет.

Разница между проявлениями мутации у мальчиков и девочек настолько значительна, что перемены, происходящие в голосе последних, по мнению Левидова, определить термином «Эволюция голоса», в отличие от «мутации», которая должна обозначать быстрый, резко проявляющийся у мальчиков перелом голоса. Наиболее часто мутация у мальчиков продолжается около 1 года. Формы протекания весьма разнообразны. Говоря о необходимости осторожного обращения с голосом в мутационном периоде, надо иметь в виду, главным образом мальчиков, для которых при мутации, а в особенности в остром периоде, пение очень вредно и разрушает голос (считает автор).

В отношении девочек переходного возраста также необходимы практические меры, но по иной причине, а именно потому, что у них как раз в это время пробуждается неудержимая потребность к пению. Не испытывая обычно каких-либо заметных затруднений при пении, девочки переходного возраста много поют, совершенно не считаясь с трудностью исполняемых произведений и их характером, ни с тесситурой и так далее. Чтобы преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть необходимой звучности голоса, они, не зная и не учитывая естественных возможностей своего ещё недостаточно окрепшего голосового аппарата (всё же переживающего в мутационном периоде кое-какие, хотя бы и слабо выраженные, патологические изменения, перегружают голос, тем самым, приобретая ряд вредных навыков, крайне отрицательно отражающихся на качестве голоса, а во многих случаях окончательно его губят .

В публикации «Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса» В. И. Сафоновой говорится о необходимости дозировки пения, гигиене голоса подростков, но не прекращений занятий в период мутации. Он рекомендует мальчикам щадящую методику, чтоб не допустить перегрузки голоса. Голосовой аппарат девочек также претерпевает существенные изменения: появляются сипота и хрипота, а в редких случаях на короткое время может наступить полная потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость.

Малевская Т. Д. в публикации «Опыт работы по сольному пению с детьми» проанализировав сведения, полученные от руководителей ряда хоров и фониатрические наблюдения в лаборатории целиком, подтверждает необходимость продолжать регулярное пение в эти годы. Ряд юношей, певших в мутационный период, имеют профессиональные голоса, и все испытывают большое удовольствие от пения (по утверждению автора, но нацеливает на необходимость соблюдения щадящего режима, говоря о том, что кто не выполняет режима голоса, лучше в эти годы не петь совсем, чем петь неправильно.

Дмитриева Л. Г. и Черноиваненко Н. М. в «Методике музыкального воспитания в школе» отметили свои наблюдения, что в последние десятилетия часто наблюдаются случаи, когда мутация начинается у мальчиков в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он у них не одинаково .

Характеризуя особенности работы с детским хором Л. Шамина в монографии «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» так же рекомендует соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам.

Подробная характеристика изменения механизма голосообразования в период мутации у подростков дана в монографии А. Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» . Автор констатирует, что после 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. В связи с этим, возникают изменения и в голосовом аппарате. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба (у мальчиков, развивается подвижность мягкого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полости, увеличивается объём этих полостей. Происходит смена голоса — мутация, то есть переход детского голоса во взрослый.

Мутация протекает очень различно. Она в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья человека и от климатических условий. У детей, живущих в средней полосе, половое созревание охватывает в среднем возрасте от 14 до 17 лет. У подростков южных национальностей оно протекает раньше. Детский организм, ослабленный частыми инфекционными и различными общими заболеваниями, мутирует позднее.

В одних и тех же климатических условиях, в зависимости от индивидуальных особенностей организма (от состояния здоровья и главное от развития психики) мутация может быть ранней (с 11 лет) или запоздалой (позже 17 лет). Это – отклонение от общей закономерности, аномалии мутации.

Смена голоса у мальчиков и девочек происходит различно. Этот процесс у девочек протекает менее заметно и менее болезненно, чем у мальчиков. У девочек он обычно развивается постепенно, спокойно, в то время как у мальчиков наблюдается резкое скачкообразное изменение голоса. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. Формирование взрослого женского голоса происходит в основном на базе крепнущего среднего регистра (первой октавы). В период полового созревания отмечается быстрый рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1/2. А гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения у мальчиков выражены ярче и потому вызывают более резкие нарушения в голосообразовании.

В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную, собственно мутационную и стадию завершения мутации, которые характеризуются определёнными признаками. Все признаки мутации выявляются:

— по изменениям в звучании голоса;

— по субъективным ощущениям поющих детей;

— при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, даёт возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации.

Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляются неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается лёгкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого количество слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.

В средней, собственно мутационной стадии все явления прогрессируют. Усиливается охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. Значительно укорачивается диапазон детского голоса. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука – это является самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо, тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучания к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие» призвуки, отмечается резкая стёртость тембра и падение силы звука (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми1 – си1; фа1 – до2).

В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых складок, отёчность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани, воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми, покрытыми обильной слизью, иногда отёчными, в состоянии несмыкания, особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей заканчивается позже мутации.

Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (ре м – ре1, иногда и больше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. Бывает трудно отличить баритон от тенора.

Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса ещё и не имеют полного диапазона.

Мутация в среднем длится около 1 лет. Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. «Мускулатура, управляющая голосовыми связками (складками – А. М., развивается и крепнет под влиянием пения: чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением». Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, то есть возможной средней силы; их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать (через 3-5 минут, почти столько же, сколько пели.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяца после появления первых менструаций.

Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья — завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль учителя пения в этот период особенно значительна.

Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно ощущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, то есть поют ещё несвойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчику можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре м – ре 1.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и лёгкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования.

При работе с такими подростками следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за детьми в период мутации и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя пения.

Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутация проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь лёгким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.

В развитии певческих голосов школьников ясно выражены три периода.

1. Домутационный:

до 9-10 лет – период фальцетного звукообразования (I-III классы);

с 9-10 лет до мутации – период наиболее полного выявления всех возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (III-V классы);

2. Период мутации (VI-VIII классы);

3. Период возмужания взрослого голоса (IX-X классы). Это послемутационный период, в который ещё могут сохраняться остаточные явления мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты, неровность звучания на протяжении всего голоса и так далее). Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают ещё формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идёт дальнейшее развитие взрослого голоса.

В современной музыкальной педагогике появилось новое направление – учёт в работе практиков новых экспериментальных данных о развитии детского певческого голоса. В 1994 году Ю. Е. Юцевич – педагог-исследователь, наблюдая за уроками музыки в школе, детской художественной самодеятельности, отметил, что у современных школьников ярко наблюдается изменение картины развития певческого голоса. Обусловлено это рядом факторов, связанных:

— с экологическим состоянием в регионах;

— нервным переутомлением и развитием хронической депрессивностью ребёнка;

— с процессом акселерации, существенно отразившимся на всём растущем человеческом организме: сердечно-сосудистой, костно-мышечной и эндокринной системах.

В течение ряда лет педагогами и учёными обследовались школьники от 7 до 17 лет, по методике В. Морозова (1958, в основу которой положено изменение уровня высокой певческой форманты (ВПФ) в спектре голоса. Показатели современных детей сопоставили с показателями детей 60-х годов ХХ века. Результата подводились раздельно у девочек и мальчиков.

Процесс развития певческого голоса у современных девочек заметно отличается от протекания аналогичного в 60-е годы и имеет три периода:

от 7 до 11 лет – когда голос развивается наиболее интенсивно;

от 12 до 14 лет – когда проявляются и обостряются эволюционные изменения, которые приобретают массовый характер; хотя первые признаки эволюционных изменений наблюдаются в 8-9 лет. У школьников 60-х годов период 12-14 лет был периодом голосового расцвета;

с 14 лет, когда постэволюционные процессы протекают неярко выражено и замедлено.

Затянутый мутационный период менее всего отражается на изменении голоса у девочек астенического телосложения с неярко выраженными вторичными половыми признаками. Поэтому с педагогической точки зрения наиболее благоприятным для вокального обучения является период с 7 до 12 лет. Начиная с 5 класса, вокальная нагрузка у девочек должна снижаться, а работа по певческому развитию проводится по щадящей методике с соблюдением норм охраны и гигиены голосового аппарата. С 8 класса (15 лет) рекомендуется возобновлять работу в прежнем режиме.

Развитие голосов у мальчиков имеет родственный характер. Мальчики 90-х годов, 7-8 лет превосходят по уровню высокой певческой форманты своих сверстников на 2,5%. Но уже в 8-9 лет происходят предмутационные изменения. 10-11 лет – пик расцвета голоса, по уровню высокой певческой форманты выше на 7,3%, чем в 60-е годы (тогда расцвет 15-16 лет).

13-14 лет – пик мутации у мальчиков 90-х.

В 15 лет – начинается постмутационый период.

У школьников 90-х в 16-17 лет начинается вторичная мутация. Ранние признаки мутации наблюдаются у упитанных мальчиков гиперстенического сложения. Они продолжаются на протяжении нескольких лет, протекают вяло и малозаметно.

У нормастенических мальчиков с хорошим мышечным развитием мутации протекает более бурно и быстро (около года, хотя постмутационные явления наблюдаются очень долго.

У мальчиков астеников, слабо развитых физически, «детский» голос сохраняется очень долго. Именно они, как правило, долго поют в хорах, хотя они часто болеют, быстро устают.

Сравнение уровней ВПФ у девочек и мальчиков показало, что голоса мальчиков 1-4 классов примерно в 2-2,5 раза богаче ВПФ у девочек. Поэтому создание хоров мальчиков в начальных классах перспективнее в художественном отношении.

Пик мутации у всех современных школьников, связанный с акселерацией приходится на 6-7 классы (12-13 лет). Голоса этих детей нуждаются в щадящем режиме работы.

На голосовой аппарат учащегося ложится большая нагрузка. Поэтому ученик должен, прежде всего, сам хорошо осознавать опасность голосового перенапряжения и строго следовать правилам режима и гигиены голоса, то есть профессионально относиться к своему голосу.

Все правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении детских голосов. Детям свойственна эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике в повседневной жизни. Постоянная громкая речь и крик наносит непоправимый вред детским голосам.

От того, как будет развиваться голос ребёнка и, особенно от режима во время мутации зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса, так как красивый тембр может сохраняться и после мутации. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.

Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, то есть овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию. Охрана детского голоса в основном сводится:

— к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;

— к воспитанию правильных певческих навыков;

— к необходимому режиму во время занятий пением;

— к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.

Факторы, отрицательно воздействующие на развитие голоса в период мутации:

— Несвойственная детскому голосу тесситура высокая или низкая.

— Неправильная организация и режим занятий (необходимо учитывать физиологические особенности: возрастные и индивидуальные).

— При некоторых пороках сердца и заболеваниях лёгких петь нельзя (голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении).

— Неправильный режим сна (не менее 7 часов в сутки).

— Режим и качество питания (переполненный пищей желудок ограничивает подвижность, свободу движений диафрагмы и тем самым затрудняет певческое дыхание); нельзя в пищу употреблять пряности: корицу, гвоздику и так далее; орехи, семечки. Их размельчённые частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки. Употребление холодных напитков и мороженного после пения очень вредно, когда гортань разгорячена, ткани переполнены кровью. Постоянное употребление горячей пищи вызывает сухость слизистой оболочки, что затрудняет пение.

Особый вред приносит употребление алкоголя, который обладает обжигающим действием на слизистую оболочку горла. Голосовые складки краснеют, отекают и покрываются слизью. При частом употреблении алкоголя появляются охриплость в голосе, это ведёт к серьёзным заболеваниям голосового аппарат. Кроме того, алкоголь, как яд, истощает и разрушает нервную систему.

Табак и табачный дым ведёт к хроническим воспалительным процессам.

Злоупотреблением голосом.

Фонастения – это функциональное заболевание, связанное с нервным переутомлением голосовых органов.

Несмыкание голосовых складок (как самостоятельное заболевание, или следствие ларингита).

Узелковое заболевание голосовых складок.

Кровоизлияние в голосовую складку может произойти у певцов при пении в менструальные дни. Наилучшим лекарством при всех острых заболеваниях голосового аппарат является полный покой, строгий режим молчания.

Простудные и другие заболевания дыхательных путей.

Насморк – отключение носа, как резонатора.

Грипп – даёт осложнения на гортань, несмыкание складок, ларингит.

Катар верхних дыхательных путей – вызывает сухость, ощущение жжения.

Хронические ангины, тонзиллиты – воспаление гортани, при длительном воспалении миндалин – операция; что повреждает мышцы, поднимающие мягкое нёбо (появление гнусавости).

Воспаление трахеи – тяжесть, неудобство, боль, форсированное дыхание, перенапряжение голоса, ухудшение качества глосса: силы звука, тембра.

Нужно укрепление организма, закаливание, спорт.

В проблеме изменения механизма голосообразования в период мутации затронут вопрос охраны и гигиены детского голоса. Эта тема хорошо освещена в публицистической литературе под редакцией Соколова «Работа с детским хором» В. И. Сафоновой. В публицистике И. И. Левидова «Детское пение и охрана голоса детей». В методике работы с детскими вокально-хоровыми коллективами под редакцией М. С. Осеннева.

Рассмотрев позицию педагогов по вокально-хоровому исполнительству, медиков, психологов, относительно пения подростков в период мутации мы приходим к выводу:

— не только допустимости, но и желательности пения в эти годы;

— важность роли систематических и правильных занятий в мутационный период;

— соблюдения гигиенических и охранных мер во время репетиций.

У девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность, скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность (и у мальчиков, и у девочек) петь в строе. Чаще они понижают, реже повышают. Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов, и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы.

Н. Д. Орлова подчеркивает, «что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его». В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42)

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка.

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению».

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

— температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

— пульс становится более редким,

— кровяное давление понижается;

— дыхание замедляется,

-жизненная емкость легких уменьшается,

— кожная чувствительность понижается,

— вес тела падает;

— усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, «существенных») мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 — 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Дополнительные записи

  • Боковой сигматизм шипящихБоковой сигматизм шипящих
  • Ломается ли голос у девочек?Ломается ли голос у девочек?
  • Как поставить ребенку звуки без логопеда?Как поставить ребенку звуки без логопеда?
  • Значение дыхательной гимнастикиЗначение дыхательной гимнастики

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes