Методика секрет репиной
СодержаниеОбщение в дошкольном возрастеМетодика Т.А. Репиной «Секрет»Программа «От рождения до школы» является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. АнтоновойMetodika (1)Дополнительные записи [ Методика «Секрет» (Т. А. Репина) Особенности проведения методики Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. …
Содержание
[
Методика «Секрет» (Т. А. Репина)
Особенности проведения методики
Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.
Психолог находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.
Далее психолог дает ребенку три картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Психолог просит ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставит условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор).
Затем психолог говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики, а другие ребята положат картинки тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить картинки тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть или с которыми ты хотел бы играть».
После того как испытуемый положит все картинки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил… Маше?» (Называет имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку А.)
В заключение взрослый задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей может подарить картинки тебе?»
В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки сверстникам; имена детей, которым испытуемый отдал свои картинки, и время реакции выбранных детей; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в игру „Секрет”?»
На результаты исследования особенно с детьми дошкольного возраста влияет то, в какой степени испытуемые принимают предложенную им задачу. Поэтому большое внимание следует уделить тому, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к методике. Для этого игре придается характер таинственности, секретности. Для того чтобы дети, уже принявшие участие в проведении методики, не общались с теми, которые еще в ней не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.
Особое внимание при выполнении данной методики необходимо уделять предупреждению возможного отрицательного воспитательного эффекта. Для этого по окончании проведения методики взрослый просматривает все шкафчики, вынимает из них картинки, фиксирует в протоколе все обозначения, имеющиеся на их оборотной стороне, подсчитывает общее количество баллов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевалку, могли их забрать.
Понятно, что в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам не пользуются симпатией сверстников. Некоторые из них уже осознают и эмоционально переживают свое положение среди сверстников. Поэтому детям, не получившим ни одной картинки, психолог подкладывает в шкафчик один-два подарка.
Вместе с тем слишком большое число подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях группы. В этом случае следует несколько уменьшить число подарков, полученных этими детьми.
Интерпретация методики
Для удобства обработки полученных данных рекомендуется сделать таблицу, в которой напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса (таблица 9). В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, количество баллов, при начислении которых учитывались как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности выборы первой степени, обозначенные в таблице буквой А, оцениваются в 5 баллов, второй степени (выбор Б) – в 4 балла, третьей (В) – в 3 балла. При взаимности цена выборов удваивается.
Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе – значение полученного количества баллов, которое высчитывается по формуле:
m (индекс социометрического статуса) = m/5 (N+2),
где m – суммарная оценка полученных выборов (выраженная в баллах), а N – число детей в группе.
По величине индекса социометрического статуса (значению, полученному по формуле) все дети делятся на 3 группы: высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные.
При обработке полученных данных также высчитываются коэффициенты взаимности выборов, выражаемые отношением взаимных выборов ребенка к общему количеству полученных выборов, и общегрупповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении. Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов на общее число выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа дошкольников, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выбор.
Таблица 9
Также информативным является соотношение ожидаемых выборов и выборов, полученных ребенком в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Степень осознанности ребенком своего социометрического статуса в группе определяется как соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми. Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Общение в дошкольном возрасте
На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
Глава II Результаты изучения общения
дошкольников
2.1 Экспериментальное изучение проблемы взаимоотношения дошкольников 6-7 лет со сверстниками
Методика «Секрет»
Цель: определить уровень взаимодействия в группе дошкольников.
Подготовка исследования: Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.
Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 6 — 7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется 2 раза в год (в октябре — ноябре, апреле — мае) в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого ( один стул для ребенка, другой — для взрослого). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу. «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку. (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.
Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УВЫ) в группе. Данные заносят в таблицу. Выбор обозначают +, взаимный выбор — ++. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» — 6-7 выборов;
II «принятые» — 3-5 выборов;
III «непринятые» — 1-2 выбора;
IV «изолированные» — не получившие ни одного выбора.
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях(3-4). УБВ высокий при 1 + 2 и 3 +4; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся 8 неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB): KB = (Р1/Р) х100%, где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 — число взаимных выборов.
На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).
Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.
Методика «Изучение причин изоляции дошкольников в группе детского сада»
Цель исследования: выявить причины изоляции дошкольников в группе.
Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента выделяют «изолированных», «непринятых» детей и наблюдают за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах, а также за реакциями взрослых на те или иные ситуации. На каждого «изолированного» ребенка заводят дневник наблюдений, куда записывают все факты его поведения. Кроме этого. Анализируют условия семейного воспитания детей, их поведение и особенности общения в предыдущие годы пребывания в детском саду, их взаимоотношения не только со сверстниками, но и взрослыми. Исследование дополняют индивидуальной беседой с каждым «изолированным» ребенком: «Расскажи мне, пожалуйста, что ты знаешь о детях группы, о своих друзьях» и т.д.
Обработка данных. Фактический материал наблюдений заносят в таблицу.
Выясняют причины изоляции дошкольников, которые могут быть скрыты:
• в личностных качествах;
• в трудностях взаимоотношений со сверстниками.
В большинстве случаев — это трудности операционального и мотивационного характера. Трудности операционального характера (I тип): недостаточная развитость игровых навыков и умений, отсутствие положительных форм взаимодействия и общения со сверстниками. Трудности мотивационного характера (II тип): несовпадение ведущих потребностей ребенка и сверстников в группе; эгоистическая направленность в поведении. Могут сочетаться оба типа.
Методика «Изучение лидера группы детского сада»
Цель исследования: изучения лидера в группе.
Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента выявляют лидирующих детей в группе, за которыми наблюдают в разных режимных моментах и в разных видах деятельности. Для этого на каждого ребенка-лидера заводят дневник наблюдений, где фиксируют способы общения, его содержание и широту, проявления активности. В дневнике отмечают и особенности общения лидера с взрослыми (воспитателями, родителями). Кроме этого при составлении характеристики лидера учитывают условия и характер воспитания дома и в детском саду в предыдущие годы.
Обработка данных.
При обработке данных выясняют:
1) качества личности, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе в целом или в отдельной группировке детей;
2) качества, формированию которых способствует положение лидера;
3) причины лидерства в разных видах деятельности.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось в МДОУ д/с № 2 с. Погорелки, г. Шадринска, с детьми 6-7 лет подготовительной группы. Было продиагностировано 14 детей: семь детей шестилетнего возраста и семь семилетнего возраста.
В результате методики «Секрет» были получены следующие данные, на основе которых построена таблица 1.
Таблица № 1
Ф.И.ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1.Мезенцева Настя,6лет | + | + | + | |||||||||||
2.Юшковец Полина,7лет | ++ | + | ++ | |||||||||||
3.ЧерениченкоПолина,7лет | + | + | + | |||||||||||
4.Уткин Илья,7лет | ++ | ++ | + | |||||||||||
5.Сидоров Кирилл,7лет | ++ | ++ | + | |||||||||||
6.Сливницин Саша,7лет | ++ | ++ | ++ | |||||||||||
7.Гааг Игорь,7лет | ++ | + | + | |||||||||||
8.Николаев Кирилл,6лет | + | + | + | |||||||||||
9.Шустикова Галя,6лет | ++ | + | ++ | |||||||||||
10.Самойлов Миша,6лет | + | ++ | + | |||||||||||
11.Новикова Вика,6лет | + | + | + | |||||||||||
12.Кирпичёва Анна,6лет | + | + | + | |||||||||||
13.Халупа Лиза,5лет | + | + | + | |||||||||||
14.Яковенко Света,7лет | + | + | ++ | |||||||||||
Сумма выборов: | 3 | 7 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 |
Взаимный выбор | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Примечание: + — обозначает выбор, + + — взаимный выбор.
На основании данных определим статусное положение каждого ребёнка и распределим всех детей по условным статусным категориям:
«предпочитаемые» (6-7выборов) — Юшковец Полина.
«принятые» (3-5выборов) — Мезенцева Настя, Уткин Илья, Игорь Гааг, Николаев Кирилл, Шустикова Галя, Новикова Вика, Самойлов Миша.
«непринятые»(1-2 выбора) — Халупа Лиза, Яковенко Света, Кирпичёва Анна, Черениченко Полина, Сливницин Саша, Сидоров Никита.
«изолированные»(0 выборов) – нет.
Уровень благополучия взаимоотношений в группе – это соотнесение 1+2 и 3 и 4.Значит:1+7 и 7+0, т.о. получается высокий уровень взаимодействия, т.к. 1 и 2 показатель больше, чем 3 и 4 это свидетельствует о высоком уровне благополучия в группе.
Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личностных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов, определяется коэффициент взаимности (КВ): КВ=(Р1/Р)*100%, где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 – число взаимных выборов. Значит: КВ = 13/42*100%=31% — это говорит об эмоциональном благополучии и о высоком проценте взаимности, что говорит о наличии микрогруппы в коллективе. Выявлено 4 микрогруппы:
1.Юшковец Полина, Гааг Игорь, Шустикова Галя;
2. Самойлов Миша и Гааг Игорь;
3. Шустикова Галя, Яковенко Света;
4.Уткин Илья, Сидоров Кирилл, Сливницин Саша.
2-ой эксперимент на основе 1-ого эксперимента, выделяют «изолированных» и «непринятых» детей. Т.к. «изолированных» детей нет, будим изучать «непринятых».
Таблица № 2.
ФИО и возраст ребёнка | Особенности игровых умений | Особенности владения коммуникативными средствами | Характер общения со сверстниками | Успех в какой-либо деятельности | Отношение воспитателя к «непринятым» |
Халупа Лиза,6л. | Пытается играть со всеми, преимущественно с девочками | Стесняется общаться со взрослыми, а во общем общается со всеми. | Непринуждённый, деловой. Некоторые дети называют её «малявкой», т.к она недавно перешла из младшей группы и ей меньше всего лет. | учебная | Помогают в любом виде деятельности |
Яковенко Света,7л. | Активно проявляет себя в игре, подчиняет к себе других | Эгоцентрическая направленность в поведении | Некоторые трудности при взаимодействии — агрессия | игровая | Как ко всем детям |
Кирпичёва Анна,7л. | Играет преимущественно с девочками | Стесняется некоторых сверстников | Непринуждённый, свободный, но иногда неуверенный. Часто болеет. | учебная | Как ко всем детям |
Черениченко Полина,7л. | В игре лидер, все делают то, что она захотела | Общается со всеми и с мальчиками и с девочками | Пытается быть первой и часто спорит со сверстниками | игровая | Часто хвалят, ставят примером |
Сливницин Саша, 7л. | Пытается лидировать над другими, подчиняет к себе | Очень грубое общение, если его не слушают, то он может ударить | Эгоцентрическая направленность в поведении | игровая | Строгое отношение: повышение голоса, наказания |
Сидоров Никита,7л. | Часто играет один | Мало общается со сверстниками, но часто общается с воспитателем | Неохотно разговаривает, пытается выглядеть в глазах окружающих меньше, чем есть на самом деле | учебная | Более чем положительное понимающие |
Методика Т.А. Репиной «Секрет»
Цель: изучить взаимоотношений детей в группе детского сада.
В эксперимент могут быть включены дети с 4 лет. Работа проводится со всеми детьми группы. С каждым ребенком индивидуально, в отсутствие других детей. Непременное условие – ребенок не должен после эксперимента встречаться с теми детьми, которые в нем не участвовали.
Материал: по 3 переводные картинки (открытки) для каждого ребенка. На обратной стороне ставится номер ребенка по списку.
Перед началом эксперимента ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 картинки. Ты можешь их подарить тем детям, которым хочешь, только каждому по одной.
Ребенок получает картинки, экспериментатор спрашивает, какая из 3 картинок ему больше нравится, затем – какая их двух. «Подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики. Почему ты подарил картинку … (имя ребенка)? В протоколе фиксируется номер выбора, имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку, мотивы выбора.
После окончания эксперимента детям, не получившим картинок от товарищей, экспериментатор должен сам их положить.
Таблица 1
Форма протокола
№ | Имя, возраст ребенка | Выборы, обоснования | ||
Надя М., 6 лет 1 мес. | Саша М. добрый | Валя К. дарит мне игрушки | Тамара С. дружим | |
Оля Н., 6 лет 3 мес. |
Имя и возраст детей вносятся в протокол перед началом эксперимента (сначала девочки, потом мальчики).
Для обработки экспериментальных данных составляются социометрические матрицы, неупорядоченная, упорядоченная, социограмма.
Таблица 2
Неупорядоченная социометрическая матрица
№ | Имя ребенка | ||||||
Надя М. | + | + | + | ||||
Оля Н. | + | + | + | ||||
Саша Г. | + | + | + | ||||
Оксана Д. | + | + | + | ||||
Вадим Р. | + | + | + | ||||
Сережа И. | + | + | + | ||||
Всего выборов | |||||||
Статусная группа | III | II | II | II | II | II | |
В том числе взаимных |
Число выборов, полученных каждым ребенком, характеризует его положение в системе личностных отношений – социометрический статус. Выделяют 4 статусные группы детей: I – «звезды» (5 и более выборов); II – «предпочитаемые» (3-4 выбора); III – «оттесненные» (1-2 выбора), IV – «изолированные» (нет выборов). Дети первых двух групп имеют неблагоприятный социометрический статус.
Взаимные выборы обводятся кружками, можно выделять первые и последующие выборы. В приведенной матрице взаимные выборы выделены цветом.
В упорядоченной матрице взаимные выборы сосредоточиваются по главной диагонали так, чтобы было видно, какие дети по результатам выборов образуют внутренние интегративные группы.
При составлении упорядоченной матрицы из неупорядоченной выбирают любого ребенка, имеющего взаимный выбор. Его порядковый номер вносят в первую строку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку. Его порядковый номер вписывают во вторую строку. Этот же номер заносится во вторую колонку. В соответствующие клетки матрицы вносят значок, обозначающий взаимный выбор. И так далее. Того, кто не имеет взаимного выбора, вписывают в конце матрицы.
Таблица 3
Упорядоченная социометрическая матрица
№ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | ||||||
+ | + | |||||
+ | + | |||||
+ |
Проводится количественная и качественная обработка данных. На основе количественной обработки определяются уровень благополучия взаимоотношений, индекс изолированности, коэффициент взаимности, удовлетворенность взаимоотношениями (формулы смотреть ниже).
Выполняется анализ мотивов выборов: подсчитывается количество мотивировок, которые можно отнести к следующим группам:
1 тип – общее положительное эмоциональное отношение без достаточного осознания (нравится, хороший);
2 тип – положительные качества: внешние качества, качества, обеспечивающие успешность деятельности, нравственные качества;
3 тип – интерес к совместной деятельности;
4 тип – дружеские отношения.
Преобладающий тип мотивов характеризует ценностные ориентации детской группы, общественное мнение.
Качественный анализ показателей предполагает ответы на следующие вопросы:
1) почему одни дети получили много выборов, а другие – нет (личностные качества ребенка, общественное мнение группы, определенное отношение воспитателю к этому ребенку и т.д.);
2) что обеспечивает ребенку определенное место в структуре межличностных отношений группы (анализ мотивировок выборов наиболее популярных детей);
3) какие качества (добрый, хороший и т.д.) и формы поведения (дерется, делится игрушками и т.д.) дети осознают как наиболее важные, что в товарищах ценят, что осуждают.
По результатам проведенного исследования дается характеристика межличностных отношений в группе, определяются возможные причины неблагополучия в отношениях детей, делаются педагогические выводы о направлениях дальнейшей работы по формированию взаимоотношений в группе.
УРОВЕНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ
УБВ= I+II?III+IV
I, II, III, IV – число детей, входящих в группы с разным социометрическим статусом
> высокий уровень благополучия
= средний уровень благополучия
< низкий уровень благополучия
Пример: 0+5>1+0 – высокий уровень благополучия
КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ
В ГРУППЕ
КВ= (число взаимных выборов : общее количество выборов)х100%
40% и выше – сверхвысокий уровень взаимности
31-40% — высокий уровень взаимности
21-30% — средний уровень взаимности
15-20% — низкий уровень взаимности
Пример: (8:18)х100%=44% — сверхвысокий уровень взаимности
Программа «От рождения до школы» является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Методика «Секрет» (Т. А. Репина)
Особенности проведения методики
Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.
Психолог находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.
Далее психолог дает ребенку три картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Психолог просит ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставит условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор).
Затем психолог говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики, а другие ребята положат картинки тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить картинки тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть или с которыми ты хотел бы играть».
После того как испытуемый положит все картинки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил… Маше?» (Называет имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку А.)
В заключение взрослый задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей может подарить картинки тебе?»
В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки сверстникам; имена детей, которым испытуемый отдал свои картинки, и время реакции выбранных детей; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в игру „Секрет”?»
На результаты исследования особенно с детьми дошкольного возраста влияет то, в какой степени испытуемые принимают предложенную им задачу. Поэтому большое внимание следует уделить тому, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к методике. Для этого игре придается характер таинственности, секретности. Для того чтобы дети, уже принявшие участие в проведении методики, не общались с теми, которые еще в ней не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.
Особое внимание при выполнении данной методики необходимо уделять предупреждению возможного отрицательного воспитательного эффекта. Для этого по окончании проведения методики взрослый просматривает все шкафчики, вынимает из них картинки, фиксирует в протоколе все обозначения, имеющиеся на их оборотной стороне, подсчитывает общее количество баллов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевалку, могли их забрать.
Понятно, что в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам не пользуются симпатией сверстников. Некоторые из них уже осознают и эмоционально переживают свое положение среди сверстников. Поэтому детям, не получившим ни одной картинки, психолог подкладывает в шкафчик один-два подарка.
Вместе с тем слишком большое число подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях группы. В этом случае следует несколько уменьшить число подарков, полученных этими детьми.
Колледж евразийского гуманитарного института
Организация работы психолога
Среди должностных обязанностей
Годовой план работы.
Аналитический отчет.
Психологическая карта ребенка.
Рекомендуемая литература
Психолого-педагогические параметры определения
Рекомендации к проведению диагностики
Схема проведения
Познавательная сфера
Детский апперцептивный тест (д. беллак, с. беллак)
Интерпретация методики
Анализ восприятия
Анализ мотивационно-потребностной сферы
Методика «два дома» (и. вандвик, п. экблад)
Цветовой тест отношений (а. эткинд)
Оценочная методика (т. а. репина)
Особенности проведения методики
Рисуночные методики в работе психолога
Как уже отмечалось, при анализе эмоционально-личностной сферы достаточно часто используются проективные рисуночные методики
Коэффициент интеллекта
Психологическая коррекция детского развития
Снежная баба.
Коррекционные игры и упражнения,
Занятие 1 игра «знакомство»
Упражнение «брыкание»
Занятие 2 игра «съедобное – несъедобное»
Упражнение «подбери узор»
Игра «кто позвал?»
Занятие 4 1- я подгруппа
Упражнение «пирамида»
Занятие 5 1 – я подгруппа
Игра «четвертый лишний»
Игра «что изменилось?»
Игра «жмурки»
Игра «карлики и великаны»
Игра «ворона»
Упражнение «найди отличия»
Игра «ветер дует на…»
Упражнение «собери квадрат»
Игра «чего не хватает?»
Занятие 10 игра «на что похоже настроение»
Игра «запрещенное движение»
Занятие 11 игра «чей голос?»
Игра «земля, воздух, вода, огонь»
Занятие 12 упражнение «как ты себя чувствуешь?»
Игра «ухо – нос»
Упражнение «опиши по памяти»
Упражнение «доброе слово»
Игра «летает, не летает»
Проблема психологической готовности ребенка
Мотивационная готовность
Обработка результатов
Волевая готовность.
Обратимся к примерному циклу занятий,
Игра «не шевелись»
Занятие 3 игра «закончи слово»
Игра «запомни свое место»
Игра «в гости к зайчику»
Занятие 5 игра «скажи наоборот»
Упражнение «головоломки»
Занятие 7 игра «земля, воздух, вода, огонь»
Упражнение «сложи узор»
Диалог с родителями
Игра «знакомство»
Игра «собери целое»
Приложения приложение 1
Сведения о родителях
Взаимоотношения в семье:
Физическое состояние ребенка:
Анкета для родителей 2
Приложение 4 карта нервно-психического развития ребенка
Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
Консультирование
Эмоциональное состояние ребенка в дошкольном учреждении
Литература к «программе воспитания и обучения в детском саду» и к программе «от рождения до школы»
Список пособий к программе
Рабочая (учетная) документация:
Номенклатура папок педагога-психолога детского сада
Аналитические записки и справки
Наглядно-дидактические пособия
Методические пособия
Формирование элементарных
Серия «мир в картинках» (мир природы)
Серия «рассказы по картинкам»
Плакаты большого формата
Серия «грамматика в картинках»
Подготовительная к школе
Серия «мир в картинках»
Поделитесь с Вашими друзьями:
Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевалку), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.
Инструкция: Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?
Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевалке.
Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему? А третью?
После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: «Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?»
Ответы фиксируются в протоколе. По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.
Просмотров: 40093
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей
Другие новости по теме:
—
Metodika (1)
Методика «Секрет», детский вариант социометрической методики адаптированный Т.А. Репиной.
Цель методики: изучение и оценка межличностных отношений в группе детского сада, так как в социометрической структуре наиболее полно отражаются групповые межличностные отношения.
Включен игровой момент, чтобы вызвать больший интерес к деятельности (игра называется «Секрет», в задание вносился элемент таинственности: сделать подарки так, чтобы никто не видел).
Облегчалось принятие задачи, которая сама по себе для маленького ребенка имеет часто конфликтный характер — подарить другому то, что нравится самому (в данном эксперименте заверялось, что не только он сам будет делать подарки, но и другие дети что-то подарят ему).
Предупреждалась возможность сговора (дети, прошедшие эксперимент сразу изолировались, поскольку дошкольникам хранить секрет очень трудно).
Особо фиксировать скрытый период реакции выбора, уверенность действий ребенка и то, насколько помнит он своих избранников через несколько дней (отграничить случайные выборы от неслучайных).
Предупреждался возможный отрицательный эффект (детям, не получившим выборов, экспериментатор сам подкладывал картинки в шкафчик).
Подготовка и проведение исследования: подготавливались переводные картинки (красочные, сюжетные) по три штуки на каждого ребенка и шесть-восемь запасных. Перед началом эксперимента каждому ребенку говорилось: «Сейчас мы будем с тобой играть в интересную игру. Она называется «Секрет». Все дети вашей группы по очереди, по секрету будут дарить друг другу подарки. Делать это надо так, чтобы никто не видел. Я дам тебе три картинки, и ты подаришь их кому захочешь, только каждому ребенку по одной. Если захочешь, можно положить и тем детям, которые болеют» (последнее говорилось между прочим, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное).
Затем ребенку предлагалось три картинки, и экспериментатор спрашивал, какая из трех ему больше всего нравится, затем из оставшихся двух. После этого ребенка просили «на минутку» дать ему посмотреть и на оборотной стороне каждой картинки рядом с номером ребенка по групповому списку ставились условные обозначения. После того как ребенок сделал свой выбор, его спрашивали: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку…(называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?». Затем говорили: «Если бы у тебя было много-много картинок и кому-нибудь из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Затем ребенка спрашивают: «А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может подарить картинку тебе?» В протоколе фиксируется следующее:
1 ) Как ребенок принимает задачу подарить картинки другим;
2) Имена детей, которым отдал 1, 2, 3 выборы;
3) Обоснование первого выбора;
4) Ожидаемые выборы;
5) Воспроизведение выбора.
Через несколько дней ребенка спрашивали: «Кому из детей группы ты сделал подарки, когда играл в игру «Секрет»?
Обработка данных: подсчитывалось число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе.
Полученные данные заносились в социоматрицу .Проводился сравнительный анализ выборов и на основании данных определялось статусное положение каждого ребенка и все дети распределялись по условным статусным категориям:
1 «предпочитаемые» — 6-7 выборов;
2 «принятые» — 3-5 выборов;
3 «непринятые» — 1-2 выбора;
4 «изолированные» — не получившие ни одного выбора.
Далее определялся уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносилось число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I, II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III, IV). Уровень благоприятных взаимоотношений (УБВ) высокий при I+II>III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определялся коэффициент взаимности (KB) по формуле: КВ=(Р1/Р)100%, где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте, Р1 -число взаимных выборов.
На основе определения статуса каждого члена группы делался вывод о наличии микрогрупп в коллективе (если KB ниже 20%, то он рассматриваться как отрицательный показатель). Отдельно вычислялся коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями каждого ребенка индивидуально (КУ) — процентное соотношение числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. По данному показателю делался вывод о том, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определяя процентное отношение числа сверстников, к которыми у отдельно взятого ребенка наличествуют взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал, можно узнать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок.
При анализе мотивации социометрических выборов, используется следующая градация типов мотивации:
1 тип — общая положительная оценка сверстника, эмоционально-положительное
отношение к нему («он хороший, нравится»).
2 тип — выделяют положительные качества ребенка: внешние; качества, обеспечивающие успешность деятельности; нравственные.
3 тип — интерес к совместной деятельности («интересно втроем», » строим вместе гараж и дом» и т.д.).
4 тип -дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»).
Поскольку социометрическая матрица не позволяет получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе, то кроме нее для графического представления результатов используется групповая социограмма — «мишень», которая представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно числу статусных категорий (т.е. 4). Вертикальной линией сверху вниз через центр социограммы мишень делится на две половины — мужское и женское полушарие. Выбираются условные обозначения и распределяются по концентрам. В центральном круге помещаются «звезды», в первом круге — «предпочитаемые», во втором — «пренебрегаемые», в третьем -«изолированные». Символические изображения детей соединяются линиями выборов. При помощи социограммы — мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но также о том, какие взаимоотношения сложились между всеми членами группы.