Лекарственные растения кубани
СодержаниеИсторические особенностиСушка, сборка и заготовкаМать-и-мачеха (другие названия: мужской цветок, табачная трава)КрапиваРазработка урока и презентация по кубановедению «Лекарственные растения Кубани» Лекарственные растения Краснодарского края презентация к уроку (2 класс) по теме Дополнительные записи [ Исторические особенности Использовать растения для лечения разных недугов начали ещё первобытные люди, которые заметили, что больные животные выздоравливали при поедании некоторых трав. …
Содержание
[
Исторические особенности
Использовать растения для лечения разных недугов начали ещё первобытные люди, которые заметили, что больные животные выздоравливали при поедании некоторых трав. Ещё в Древнем Египте, Индии и Китае существовали письменные трактаты, где рассказывалось о видах и способах применения трав в лечении. Тибетская медицина, которая возникла на основе древнейшей индийской, появилась более 3 тыс. лет до нашей эры. То же самое можно сказать и о русской народной медицине, которая накопила многовековой опыт и теперь активно используется людьми.
Давайте рассмотрим виды лекарственных растений Краснодарского края и их применение. Их можно условно разделить на следующие группы:
- Лекарственные травы, помогающие при желудочно-кишечных недомоганиях.
- При болезнях печени.
- При сердечно-сосудистых заболеваниях.
- Сборы трав, которые хорошо влияют на нервную систему.
- Отхаркивающие настои.
- Мочегонные.
- Противовоспалительные и противовирусные.
- Травы, которые улучшают обмен веществ.
- Противоаллергические.
- Для лечения кожи и волос.
- Противопаразитные.
- При болезнях глаз.
Как видно на фото, лекарственные растения Краснодарского края чаще всего используются в виде сборов, где, как правило, одно растение усиливает воздействие другого. Есть много пациентов, в особенности из сельской местности, которые сохранили рецепты народной медицины и с удовольствием прибегают к лечению хворей настоями из чудодейственных трав. Свойства лекарственных растений Краснодарского края просто удивительны. Травы способны не только остановить, но и предотвратить развитие воспаления на любой стадии.
К тому же лечение травами не наносит абсолютно никакого вреда человеческому организму, способствует выздоровлению при тяжёлых травмах, ожогах, ранениях, инфаркте миокарда, инсульте. Фитопрепараты, сделанные из трав, имеют характерные особенности: постепенный терапевтический эффект, мягкое и размеренное действие.
Сушка, сборка и заготовка
Правильная заготовка лекарственных растений, Краснодарского края или любых других, – основной фактор получения необходимого сырья. Заготовкой лучше начать заниматься в тёплую, солнечную, сухую погоду, когда растения уж высохли от дождя и росы. Если они покрыты влагой, тогда дольше высыхают и меняется их натуральный цвет. Днём принято заготавливать основную часть растений, в которых полезные вещества находятся в наземных органах. Что касается корней и корневищ, их заготовка разрешается в любое время, поскольку перед сушкой их обычно промывают в воде.
Собирать нужно лишь те органы и части растения, где больше всего накапливается биологически активных веществ. Обычно самое большее их содержание — в цветках и листьях в период цветения, в почках, когда они набухают, в корнях и корневищах в пору созревания плодов. Что же касается коры, она наиболее полезна и полноценна весной. Те растения, которые удалось собрать, тщательно сортируют, удаляют лишние примеси, от корней и стеблей отрезают омертвевшие частички. Ёмкость для сбора должна быть чистой, сухой и без посторонних запахов. Заготовленные растения рыхло укладывают, чтоб они не потеряли свои лечебные свойства.
Мать-и-мачеха (другие названия: мужской цветок, табачная трава)
Это многолетнее растение распускается ранней весной желтыми соцветиями с запахом мёда. До появления листьев корневище выбрасывает цветоносы с красными чешуйками и жёлтыми соцветиями. Цветёт это растение с февраля по март, возможно — апрель. Растет на пустырях, окраинах полей или обочинах дорог. Цветы нужно собирать в хорошую погоду, когда они уже распустились. Чтоб они сохранили товарный вид, их нужно побыстрее высушить. Но для лечебных целей больше используют листья. Собирать их лучше в марте — июне, и желательно чистые, их рекомендуется не мыть.
Те листья, которые растут на солнце, содержат больше полезных компонентов, чем те, которые растут в тени. Мать-и-мачеха – прекрасное средство от кашля, в особенности при коклюше. Чай из этого цветка облегчает откашливание. Также его используют при болезнях лёгких и при раздражении желудка и кишечника. Кроме этого, чай из мать-и-мачехи применяют при обработке открытых ран, воспалениях кожи, высыпаниях и для очистки крови.
Крапива
Вряд ли можно себе представить, что есть такие люди, которые бы ни разу в жизни не обжигались крапивой. Из этого следует, что нет такого человека, который бы не знал, каков её внешний вид. Обычно заготавливают два вида крапивы – жгучую и двудомную. Крапива жгучая немного меньше и нежнее, хотя и агрессивна. Крапиву двудомную чаще используют в лечебных целях.
Цветение крапивы начинается в мае и заканчивается в июле. Цветочки ее мелкие, зеленые. Оба вида растут неподалёку от человеческих домов, в садах, огородах, на пустырях. Листья крапивы собирают с мая по август. Срывать их необходимо аккуратно, в рукавичках, а затем сушить на воздухе. Всю траву используют при изготовлении крапивного сока. Корень выкапывают весной или осенью, убирают налипшую грязь и сушат на воздухе.
Может быть, по причине того, что крапива — распространённый сорняк, её начали использовать давно, еще до появления научной медицины. Сейчас листья крапивы применяют для улучшения обмена веществ в организме. Кроме того, эта трава является главной составляющей чайного сбора, который назначают при ревматизме, подагре, болезнях печени. Входит в состав чайных сезонных лечебных курсов.
Разработка урока и презентация по кубановедению «Лекарственные растения Кубани»
Пояснительная записка
к уроку кубановедения
«Лекарственные растения Кубани».
1. Информация об авторе.
Коптева Светлана Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ№2
Староминского района Краснодарского края
2. Информация об уроке:
предмет: Кубановедение
класс: 2 класс
Учебник – тетрадь по кубановедению:учебное пособие для 2 класса автор Е.Н.Еременко
1 час в неделю
Тема: «Лекарственные растения Кубани».
11-ой урок по программе.
Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Кубани; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; развивать связную речь детей; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного края.
Оборудование: презентация «Лекарственные растения Кубани», высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний учащихся
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки
И коротки, и колки (ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту (сосна).
Русская красавица
Стоит на полянке:
в белом сарафане,
в зелёном полушалке. (берёза).
Красненька матрёшка, беленько сердечко. (малина).
Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет.
(чёрная и красная смородина) .
-Как это всё назвать одним словом? (растения)
-
Работа по теме урока
— Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего Краснодарского края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).
— За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки , таблетки и микстуры из трав.
-Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
-Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
-Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
-Кто назовет тему сегодняшнего урока? Что узнаем и чему научимся на уроке?
Слайд 2.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Слайд 3.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги. (подорожник)
Слайд 4.
Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником?
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
Работа с текстом Рабочей тетради стр. 20
Слайд 5.
Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
Слайд 6.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)
Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? У кого на парте аптечная упаковка со сбором ромашки? Прочитайте, при каких заболеваниях применяется эта трава?
Слайд 7.
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (крапива)
Слайд 8.
Давайте познакомимся с её целебными свойствами.
Слайд 9.
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый… ( одуванчик)
Одуванчик – первенец весны, его считают сорняком, но это не так.
Слайд 10.
Желтый одуванчик – луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи, и одуванчик накроется зеленым «платочком». Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!
Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней. Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимают усталость. Отвар из листьев одуванчика применяют при лечении желудка, кожной сыпи.
-На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят)
Слайд 11.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На короткой, толстой ножке
Все дремал он на дорожке,
А проснулся, улыбнулся:
Вот пушистый я какой!
Удивляю я всех красой! (мать-и-мачеха)
Слайд 12.
Настоем мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
Слайд 13.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты)
Слайд 14.
Из нее делают многие лекарства, и вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах, и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.
Слайд 15.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает…(ноготки)
Слайд 16.
Из календулы готовят настойки и мази. Препараты из цветочных корзинок применяют наружно для лечения ожогов, длительно не заживающих ран, для полоскания полости рта и горла при стоматите и ангине. Календулу рекомендуют при сердечных заболеваниях, заболеваниях печени и желчных путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите, гипертонии.
Слайд 17.
Вышли в поле пастушки,
За спиной у них — мешки,
А мешочки-котомочки
На тугой тесёмочке. (пастушья сумка)
Слайд 18.
На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
Слайд 19.
Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (полынь)
Слайд 20.
Название этого лекарственного растения в переводе с греческого означает «здоровье”?
Слайд 21.
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав… (тысячелистник)
Слайд 22.
Тысячелистник очень полезен для пищеварительной системы, он стимулирует аппетит, улучшает пищеварение и всасываемость веществ. Благодаря вяжущим свойствам, тысячелистник рекомендуется при диарее и дизентерии, в качестве кровоостанавливающего средства. Антисептические и противовоспалительные свойства помогают лечению инфекций и воспалительных процессов, таких как гастрит и энтерит. Отвар из тысячелистника стимулирует функцию печени, тысячелистник проявляет полезные и целебные свойства при лечении простуды и гриппа.
Слайд 23.
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? ( чистотел)
Слайд 24.
Чистотел применяют для лечения многих заболеваний: нарушений функции печени, желчного пузыря, желудка, кишечника, почек; воспалений носоглотки и ротовой полости, мочевыводящих путей; гипертонии, аллергии и даже рака.
Больше всего людям, далёким от народной медицины, известно о том, что чистотел с успехом применяют в лечении кожных болезней и проблем: удаляют папилломы, бородавки, лечат экземы, прыщи, грибковые заболевания, псориаз.
Слайд 25.
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой… ( зверобой)
Слайд 26.
Желтый цвет, дыряв листок,
но, как доктор Айболит
всех излечит, исцелит.
Слайд 27.
О зверобое говорят, что он помогает от 99 болезней.
Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть.
-Мы познакомились только с некоторыми лечебными растениями, а всего их на Кубани более 160 видов. Еще очень много лекарственных растений можно найти на Кубани на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
2. Правила сбора лекарственных растений.
1) Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2). Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3). Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4). Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5). Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6). Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7). Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
IV.Рефлексия:
-Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.
V.Итог урока.
VI.Домашнее задание: Задания в Рабочей тетради стр. 22 -23.
Лекарственные растения Краснодарского края презентация к уроку (2 класс) по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53
» Лекарственные растения Краснодарского края»( травы)
( 2 класс. 10 урок)
Учитель: Канюка Г.Т.
Краснодар
Тема: Лекарственные растения нашего края
Цель:
1.- обобщение и расширение знаний учащихся о лекарственных растениях;
2.- привитие любви к родному краю, природе;
3.-расширять кругозор учащихся;
4.-Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру.
Оборудование: карта » Растительный мир Краснодарского края», энциклопедия » Библиотечка лекарственных растений» составитель Зимин В.Н., диск со слайдами, компьютер, учебник-тетрадь, ребус, плакат
» Правила сбора лекарственных растений»
Ход урока:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания:
-Рассказы учеников о понравившихся растениях нашего края по плану (желательно, чтобы были использованы иллюстрации).
Слайд №1
План рассказа
-О каком растении ты хочешь рассказать?
-Его внешний вид.
-Характер
-Настроение.
-Какую пользу приносить это растение?
- Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим с вами о лекарственных растениях. Болеть могут все: и люди и животные. Но где бедному животному взять лекарство? Вот и лечатся они сами. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что исцелит. Люди еще в древние времена наблюдали за животными и тоже стали использовать растения.
В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберемся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд №2
Лекарственные растения
кустарники деревья травы
Слайд №3
Части растений, используемые для лечения
-корни, корневища, клубни
-почки, листья
-кора, цветы
-плоды. семена
4. Работа по учебнику на странице 20-21
-Кто из вас знает какие-либо лекарственные растения нашего края?
-Давайте откроем учебники на странице 20 и запишем некоторые растения на строчках, которые для этого начертили в нем.
( Как только кто-то из учеников называет подорожник или крапиву, читаем об этом на странице 20-21)
Слайд №4 Подорожник ( СТР.20)
Слайд №5 Крапива ( СТР.21)
Хоть и жжется,
Но красива,
Всем известная ….. ( крапива)
Лекарства, в состав которых входит крапива применяют при кровотечении. Свежие листья исцеляют гнойные раны. Используют крапиву и для приготовления красок.
5. Рассказы о лекарственных растениях ( рассказывать может учитель или подготовленные дети)
-Слайд 6
Чистотел –сок чистотела применяется при лечении различных кожных заболеваний, для прижигания бородавок, добавляют в воду в которой купают маленьких детей, чтобы не было никаких кожных заболеваний
Слайд 7
Ромашка аптечная – настои из ромашки обладают кровеостанавливающим , противовоспалительным, потогонным свойством; при заболеваниях горла, десен готовят полоскание
Слайд 8
Валериана – многолетнее травянистое растение. Запах валериановых капель мы знаем с детства. Если кто-то из родных, соседей или знакомых чем-то взволнован, если у него болит сердце или мучает головная боль, ему советуют выпить настойку валерианы. Это благородное лекарственное растение было известно еще в Древней Греции. В переводе с латыни это слово означает «здоровая».
У валерианы короткое и толстое корневище, от которого отходит множество корней. Лечебны именно корни валерианы.
Слайд 9
Календула ( ноготки лекарственные)– используется как дезинфицирующее средство, для промывания ран и язв. Против укусов пчел и ос.
Слайд 10
Ландыш – при заболеваниях сердца, в виде примочек для глаз,
Слайд 11
Мать и мачеха – свое название растение получило из-за листьев. Нижняя поверхность листьев теплая, мягкая – ее сравнивают с матерью, верхняя более холодная — ее сравнивают с мачехой. Настоем мать и мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухоли, нарывам.
Слайд 12
Мята перечная – из нее делают многие лекарства. И ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках.
Слайд 13
Кавказский морозник – как мочегонное, при нарушениях кровообращения, при болезнях сердца.
Слайд 14
Одуванчик – растет на лугах, у дорог по всей территории России. Он улучшает деятельность пищеварительного тракта, обладает противоглистным, слабительным свойствами. Одуванчик обладает жаропонижающим, и потогонным действием
Слайд 15
Цикорий луговой ( Петров батог ) – считается средством
» кровеочистительным» и улучшающим обмен веществ. Отвар применяют в виде примочек для лечения застарелых ран, язв. Отвар обладает противомикробным и вяжущими свойствами. Содержит вещество инулин, важное для больных сахарным диабетом.
6. Просмотр фрагментов фильма о лекарственных растениях
( Видеофильм, 1 минута)
7. Правила заготовки лекарственных растений.
Слайд №16
-Собирать утром, когда высохла роса
-Растения должны быть чистыми
-Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
-Цветки – в начале цветения
-Листья –перед цветением или в самом начале цветения
-Корни, корневища – весной и осенью
-Кору – весной, в самом начале сокодвижения.
8. Для закрепления предлагается ребус
на странице 22
Р |
О |
М |
А |
Ш |
К |
А |
Е |
Ж |
Я |
Ь |
Я |
У |
П |
П |
А |
Т |
Ш |
А |
К |
И |
Е |
Р |
А |
Л |
О |
У |
Л |
Й |
А |
З |
У |
Б |
Р |
О |
Н |
П |
Н |
Д |
Ц |
У |
П |
И |
М |
Е |
А |
Щ |
З |
У |
К |
А |
Л |
И |
Н |
А |
Х |
9. Итог урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Пользовались ли вы лекарственными растениями при болезни? Какими? Как?
10. Домашнее задание:
-Записать рецепт на стр. 23; на стр.24 нарисовать ( или наклеить картинку) это растение.
Правила заготовки
лекарственных растений.
1.Собирать утром, когда высохла роса
2.Растения должны быть чистыми
3.Нельзя собирать на улицах городов , скверов.
4. Время сбора:
-Цветки – в начале цветения
-Листья – перед цветением или в самом начале цветения
-Корни, корневища – весной и осенью
-Кору – весной, в самом начале сокодвижения.