Круть и верть сказка
СодержаниеКолосок — украинская народная сказка Украинская народная сказка «Колосок» презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему СЕНТЯБРЬ. Украинская сказка «КОЛОСОК»СказкаЗАНЯТИЕ 1 ЗАНЯТИЕ 2 ЗАНЯТИЕ 3 ЗАНЯТИЕ 4Дополнительные записи [ Колосок — украинская народная сказка Сказка Колосок читать: Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели …
Содержание
[
Колосок — украинская народная сказка
Сказка Колосок читать:
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал один.
— Только не я!-закричал другой.
— Ладно,-сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал Круть.
— Только не я!- закричал Верть.
— Ладно,-сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.
— Только не я!-запищал Круть.
— Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
Украинские народные сказки читать
Украинская народная сказка «Колосок» презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературному чтению.
Тема урока: «Украинская народная сказка «Колосок».
Цели:
- Познакомить со сказкой, написанной украинским народом, закреплять знания детей о литературных жанрах, знания о видах сказок.
- Развивать навыки выразительного чтения, мышление, речь и обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности.
- Осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, воспитывать чувство взаимопомощи, прививать любовь к чтению.
Оборудование:
• учебник “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
• модели обложек;
• рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
• компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока:
- Орг. Момент
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
А сейчас проверь дружок…….
- Проверка дом. работы (кроссворд)
КАКАЯ ЭТО СКАЗКА?
- Изучение нового материала
Какие бывают сказки?
Сказки каких авторов мы читали?
Какие народные сказки мы читали?
Сегодня мы будем читать украинскую народную сказку «Колосок» слайд
А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина) слайд
- Первичное чтение сказки учителем слайд
Почему сказка называется «Колосок»
- Беседа по содержанию
Понравилась ли вам сказка?
- Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)
- Как звали петушка?
- Как жил петушок?
- Как звали мышат?
- Как жили мышата?
- Кто нашел колосок?
- Что сделал петушок с колоском?
- Почему мышата не захотели ему помочь? Что они делали в это время?
- Как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл на стол?
- Почему петушок не угостил их пирогами?
- Как вы думаете, правильно ли он поступил?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Как вы думаете, легко ли было петушку одному выполнять всю работу?
- Чему учит нас эта сказка?
- Какие пословицы о труде и хлебе вы знаете? слайд
ФИЗМИНУТКА
6. Вторичное чтение ( по ролям)
7. Укажи кто что делал. ( в тетради) слайд
8. Итог
• Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).
• Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).
• А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).
• Почему меняется тон их речи? ( Стало стыдно за своё поведение).
Как вы думаете, в следующий раз они будут помогать петушку?
Тест слайд
9. Рефлексия.
• С каким произведением познакомились на уроке?
• Легко ли вырастить хлеб
• Как нужно относиться к хлебу?
• Чему учит нас сказка?
10. Дом. задания. Оценки
СЕНТЯБРЬ. Украинская сказка «КОЛОСОК»
Сказка
1
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голоси¬стое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пше¬ничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят: «Нужно его обмолотить».
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
2
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муку намолоть.
— А кто понесет? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем време¬нем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
3
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодей! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. Мышата опять за свое:
— Только не я, — запищал Круть.
— Только не я, — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
4
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мы¬шата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох, и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох. И есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
— Ты нашел! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
— Все ты. Все ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего.
Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Цели и задачи: обучать детей рассказыванию с опорой на на¬глядность; развивать память, мышление, внимание. Закрепить зна¬ния о животных и птицах. Воспитывать уважение к труду.
Дидактические пособия:
- набор коллажей
- набор мнемодорожек, мнемотаблиц
- набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисти, краски, альбом¬ные листы, пластилин.
- мельница, зерно, мука.
ЗАНЯТИЕ 1
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами ездили на поезде в деревню Сказкино? Мы пели волшебную песенку:
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню Сказкино
Компанию ребят.
Было очень интересно. Мы читали новые сказки, выполняли сложные задания, а потом рассказывали эти сказки по картинкам и таблицам. А помните, кто путешествовал вместе с нами? Конечно, домовенок Кузя. (Раздается стук в дверь). Кто-то пришел. (Входит Кузя).
Кузя: Здравствуйте, ребята, я рад, что вы меня помните. Возьмите меня в новые путешествия.
Воспитатель: Возьмем, ребята, Кузю с собой? А у меня есть интересная украинская сказка, которая называется «Колосок». Садитесь в поезд, отправляемся в путь. Ребята, давайте споем вол¬шебную песенку. (Дети поют песенку). А пока мы едем, я начну вам читать сказку «Колосок».
(Чтение первой части сказки).
Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка? Хотите уз¬нать, что было дальше? Тогда выходите из поезда, и будем выпол¬нять задания.
Задание 1. Физминутка.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался громкий звон
-Убежали мыши вон.
Задание 2. Мнемотаблица.
(Воспитатель вместе с детьми расшифровывает мнемотаблицу)
Воспитатель: Серого цвета, мягкая шерстка, четыре лапки, длинный тонкий хвост, любит сыр, называется на М. Кто же это? (Мышка).
(Воспитатель предлагает повторить рассказ 2-3 детям).
Воспитатель: А петушок, ребята, загрустил. Давайте про него тоже расскажем.
Воспитатель помогает детям расшифровать мнемотаблицу, 1-2 ребенка повторяют рассказ по таблице.
Задание 3. Выучи потешку.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку!
Задание 4. Аппликация «Петушок и мышата» (в подгруппах из 3 человек).
Воспитатель предлагает решить, кто будет вырезать петушка, а кто мышат. Показывает, как срезать уголки.
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, из какого квадрата нужно вырезать голову? Туловище?
(Фломастером дети дорисовывают мордочки, хвосты…)
Воспитатель: Какие замечательные получились мышата и пе¬тушок. Вы не помните, как их зовут?
А теперь нам пора возвращаться в группу. Кузя, ты помнишь волшебные слова?
Кузя: Конечно, помню! Раз, два, три — снова в группе мы!
ЗАНЯТИЕ 2
Ход занятия
Воспитатель предлагает продолжить путешествие в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. Вот только Кузя опаздыва¬ет… Дети зовут Кузю.
Кузя: Ребята, а я забыл, какую сказку мы начали читать.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, с героями какой сказки мы начали знакомиться?
Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.
Воспитатель показывает коллаж, размером в два альбомных листа, на котором изображено содержание 1 части сказки: два мы¬шонка, петушок, колосок.
Воспитатель:
— Как называется сказка?
— Кто жил-поживал в украинской сказке «Колосок»?
— Чем целый день занимались мышата?
— Что делал петушок?
— Кто нашел колосок?
— Почему петушок пошел молотить колосок?
Кузя: А что же было дальше?
Воспитатель: А давайте отправимся в деревню Сказкино и узнаем, что было дальше. Садитесь в поезд и запевайте песенку. А пока мы едем, я прочитаю вам продолжение.
(Чтение второй части сказки).
Воспитатель: Вот мы и приехали, а чтобы узнать, что будет дальше, нужно выполнить задание.
Задание 2. Выложи буквы.
Воспитатель предлагает детям из палочек выложить буквы «П», «М».
— Чья буква «П»? (Петушка). «М»? (Мышат).
Задание 3. Опыт «Получение муки».
Воспитатель: Ребята, а кто пошел на мельницу муку молоть? Давайте поможем петушку намолоть муки. Вот у меня — мельница, вот у меня — зерно.
(Дети по очереди насыпают зерно в ручную мельницу или ко¬фемолку и мелют муку).
Воспитатель: Вот сколько муки получилось.
(Воспитатель ставит рядом тарелку с зерном и тарелку с му¬кой).
Воспитатель: Ребята, что мы положили в мельницу? (Зерно). Что делали? (Мололи). Что получилось? (Мука).
Задание 4: Подвижная игра «Мыши в кладовой».
Задание 5: Рисование «Закрась петушка».
Воспитатель предлагает детям раскрасить петушка двумя цветами: желтым и красным, не выходя за контур рисунка.
Кузя зовет детей на поезд: Раз, два, три — снова в группе мы.
ЗАНЯТИЕ 3
Ход занятия
Кузя загадывает детям загадку:
«Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят». (Колосок).
Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.
Воспитатель задает наводящие вопросы по первой и второй частям сказки «Колосок».
— Чем занимались Круть и Верть?
— Кто всех песенкой будил, двор подметал?
— Почему петушку пришлось молотить колосок?
— Повторите, как кричали мышата: «Только не я!»
— Что делали мышата, пока петушок зерно молол?
Воспитатель: Хотите, ребята послушать продолжение сказки? Тогда садитесь в поезд, приглашайте Кузю и запевайте песенку волшебную. (Дети поют песню). А пока мы едем, я прочитаю вам продолжение сказки. (Чтение третьей части сказки).
Воспитатель: Ну а чем закончилась вся история, мы узнаем, когда выполним все задания.
Задание 2. Физминутка «Осенние листочки».
Мы — листочки, мы — листочки, Мы — осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали, А потом летать устали! Перестал дуть ветерок — Мы присели все в кружок. Ветер снова вдруг подул, И листочки быстро сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели.
Задание 3. Мнемодорожка «Осень».
Дети вспоминают приметы осени, опираясь на мнемодорожку. 1-2 ребенка повторяют рассказ.
Задание 4. Лепка «Пирожки».
Воспитатель вместе с детьми из муки замешивает тесто, лепят пирожки, пекут на кухне.
ЗАНЯТИЕ 4
Ход занятия
Кузя приносит две буквы «П», «М».
— Ребята, чьи это буквы?
— Мне очень хочется узнать, чем же закончилась сказка.
Воспитатель приглашает всех в поезд, предлагает спеть вол¬шебную песенку, чтобы попасть в деревню Сказкино. (Дети поют песню).
Воспитатель: Пока мы едем, я вам дочитаю сказку. (Чтение четвертой части). Выходите, ребята, будем выполнять интересные задания.
Задание 1. Д/и «Хорошо — плохо».
Петушок всех будил? — Хорошо. Мышата пели, плясали? — Хорошо. Мышата не захотели молотить? — Плохо. Петушок нашел колосок? — Хорошо.
Задание 2. Этюды
— Веселые мышата.
— Петушок за работой.
— Мышатам стыдно.
Задание 3. Д/и «Что изменилось»?
Воспитатель выставляет 5 игрушек домашних птиц. Давая за¬дание, меняет две из них. После отгадывания, возвращает игрушки в первоначальное положение. Только потом предлагает следую¬щее задание.
Усложнение задания:
— поменять 2 игрушки местами;
— поменять 1 игрушку по размеру;
— поменять 1 игрушку по цвету;
— поменять местами и по размеру.
Задание 4: Итоговая мнемотаблица.
Дети рассказывают всю сказку разными способами: один на¬чинает, другой продолжает; по ролям и т. д.
Воспитатель: Вот и прочитали мы всю сказку. Пора возвра¬щаться в детский сад. Раз, два, три — снова в группе мы.