Как сороки подают голос
СодержаниеЛогопедические упражнения на развитие словаря ребенка НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему «Зимующие птицы» Ход занятияI. Организационный момент II. Игра «Силуэты» (голоса птиц) III. Игра «Кто как голос подает?» IV. Упражнение «Посчитай-ка». V. Игра с мячом.VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».VII. Рефлексия.Дополнительные записи [ Логопедические упражнения на …
Содержание
[
Логопедические упражнения на развитие словаря ребенка
Здесь представлены следующие направления работы по развитию словаря ребенка:
1. объяснение смысла слов.
2. глагольный словарь.
3. словарь существительных.
4. словарь прилагательных.
Объяснение смысла слов
Проще всего начать с объяснения сложных слов: «Почему самолет называется самолетом? Самокат? Самовар?» — Сам летает, сам катается, сам варит чай… Лучше выбирать слова, которые состоят из тех слов, значение которых ребенку уже известно: рыболов – ловит рыбу; спортзал – зал для спорта. Слово для объяснения предъявлять лучше, произнося его по частям, через небольшую паузу: «рыбо лов». После того, как объяснение сложных слов будет освоено, можно переходить к словам, образованным с помощью приставок и суффиксов.
А) рыболов, вездеход, ледокол, водопой, снегопад, водопад, листопад, самолет, самовар, самокат, самосвал, сенокос, сеновал, водолаз, скалолаз, пылесос, мясорубка, соковыжималка, бледнолицый, краснокожий, светловолосый…
Б) подорожник (по дорожник), подоконник (под оконник), холодильник, снеговик, снежинка, Снегурочка, подосиновик, дождевик, ….
Подобные забавы со словами позволяют в дальнейшем избежать множества проблем с усвоением русской орфографии, потому что один из принципов орфографии (морфологический) предполагает, что части слова (корни в том числе) всегда пишутся одинаково, но первым делом, нужно эти самые корни слышать и узнавать в словах.
Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов
Способы передвижения животных:
Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают. По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?»
Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают
Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают
Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают
Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают
Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают.
В дальнейшем можно добавить «Кроме животных, кто (что) еще умеет летать, прыгать, плавать…(вертолет, самолет, мячик…)
Действия одного и того же животного.
Пример: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.
Кто как голос подает
В самом начале своего речевого развития ребенок пользуется так называемыми звукоподражаниями, т.е. животных обозначает не именами существительными – кошка, собака – а теми звуками, которые издают эти животные. В дальнейшем звукоподражания заменяются настоящими словами, но очень долго ребенок произносит так: «Собака говорит Гав!» Свяжите два знакомых понятия «Собака» и «говорит» новым понятием «лает».
Ребенок: «Собака говорит Гав!»
Мама: «Да! Собака лает Гав! А кошка?…»
Корова мычит
Лошадь ржет
Коза блеет
Свинья хрюкает
Собака лает
Кошка мяукает
Тигр рычит
Волк воет
Медведь ревет
Змея шипит
Лягушка квакает
Утка крякает
Жук жужжит
Комар пищит
Ворона каркает
Кукушка кукует
Голубь воркует
Соловей поет
Что чем делают?
Пилой пилят
Молотком забивают
Топором рубят
Ножницами режут
Иголкой шьют
Ручкой пишут
Карандашами рисуют
Метлой подметают
Лопатой копают
Словарь существительных
3 года: одежда, обувь, игрушки, посуда, животные,
4 года: дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи
5 лет: деревья, ягоды, дикие и домашние птицы,
6 лет: транспорт, инструменты, электроприборы, бытовые приборы, профессии
Данное разделение тем по возрастам не значит, что раньше 4-х лет не давать детям слова «береза», «пила»…, если эти понятия встретились в жизни. Точно также не стоит трехлетнему малышу втискивать в голову жуткие слова, значения которых не каждый взрослый знает: «кардиган», «жакет»… (Вообще лучше давать своему ребенку те слова, которыми вы пользуетесь сами, потому что вам с ним жить всю жизнь и желательно понимать друг друга).
Возрастные рамки предполагают, что к указанному возрасту ребенок должен знать обобщающее слово, предметы, которые входят в обобщающее понятие и могут исключить лишний предмет.
Первоначальное накопление словаря проходит в повседневной жизни:
Мама: «Малыш, помоги маме убрать со стола посуду. Тарелки, чашки, блюдца – это посуда. А еще: сахарница, хлебница – тоже посуда, их тоже нужно убрать со стола».
Мама: «Сложи свою одежду на стул. Сложил? Молодец! Положи на стул свои носочки, они ведь тоже одежда».
В дальнейшем можно поиграть с мячом, как в «Съедобное – несъедобное»: «Я тебе бросаю разные слова, а ты лови только фрукты, а остальные слова не лови».
Игра «Кто больше назовет предметов на заданную тему»
«Исключение 4-го лишнего» развивает не только словарный запас, но и мышление.
Классификация предметов: «Назови одним словом»
Группы предметов
Одежда: платье, пальто, куртка, шуба, рубашка, майка, брюки, штаны, футболка, кофта, плащ, ветровка, юбка, майка, джинсы, шорты, свитер, трусы, шарф, варежки, перчатки, носки, гольфы, колготки, дождевик, пыльник, кардиган, жакет, пиджак, жилет, комбинезон, купальник, плавки.
Головные уборы: шапка, кепка, шляпа, панама, бескозырка, фуражка.
Обувь: сапоги, туфли, ботинки, полуботинки, кеды, кроссовки, валенки, сандалии, тапочки, босоножки, галоши, боты, мокасины.
Фрукты: яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, ананас, кокос, киви, слива, абрикос, персик, хурма.
Овощи: капуста, огурец, морковь, перец, репа, редька, баклажан, помидор (томат), лук, картофель (картошка), редис (редиска), репа, свекла (свёкла),
Ягоды: виноград, клубника, черешня, вишня, крыжовник, малина, смородина, брусника, черника
Дикие животные: заяц, лиса, волк, медведь, ёж, барсук, хомяк, хорёк, енот, олень, лось, кабан, ласка, белка, обезьяна, тигр, лев, жираф, буйвол, газель, слон, барс, зубр, рысь, бобр, нутрия, шакал, гиена, леопард, ягуар, гепард, антилопа, крокодил, бегемот, пума, коала, панда, песец, соболь.
Домашние животные: корова, коза, лошадь, свинья, кошка, собака, овца, осел, свинья, кролик.
Домашние птицы: курица, петух, индюк, утка, гусь
Дикие птицы: чайка, голубь, ворона, сорока, синица, сокол, ястреб, гриф, орел, воробей, попугай, цапля, страус, колибри, трясогузка, канарейка, павлин, кондор, грач, соловей, кукушка, зяблик, скворец, иволга, удод, чибис, цапля, аист, лебедь.
Мебель: стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать, сервант, комод, табурет, скамейка, лавка, полка, буфет, сервант, секретер, бюро, пуфик, тахта, софа, кушетка, колыбель, люлька.
Транспорт: машина, автомобиль, самосвал, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус, метро, поезд, самолет, пароход, электричка, аэроплан, лодка, велосипед, корабль, теплоход, шхуна, фрегат, яхта, баржа, самокат, скутер.
Посуда: тарелка, вилка, ложка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце, сковорода, кастрюля, дуршлаг, бокал, фужер, самовар
Игрушки: кукла, машинка, мишка, зайчик, пирамидка, мяч, юла, скакалка, кубики,
Деревья: береза, ель, сосна, дуб, ива, тополь, яблоня, сирень, груша, каштан, кедр, пихта, кипарис, пальма, клён, черёмуха, верба, липа, ирга, лиственница
Инструменты: пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель, долото, кисть, мастерок, отвес, напильник, игла, метла, веник, ножницы, лопата, грабли, коловорот, лом, отвертка, клещи, кусачки, штангенциркуль.
Электрические приборы: пылесос, холодильник, стиральная машина, фен, телевизор, музыкальный центр, магнитофон, видеомагнитофон, дивидиплеер, миксер, блендер, кухонный комбайн, компьютер, ноутбук, принтер, сканер, ксерокс.
Профессии: учитель, строитель, врач, ветеринар, парикмахер, продавец, спасатель, писатель, журналист, артист, художник, музыкант, танцор, певец, актёр, дирижёр, билетёр, сапожник, портной, швея, инженер, слесарь, пекарь, аптекарь, звонарь, писарь, библиотекарь, косарь, столяр, булочник, кондитер, кондуктор, водитель (шофёр), маляр, дизайнер, программист, пианист, флейтист, органист, виолончелист, скрипач, трубач, солдат, офицер, артиллерист, танкист, сапёр, шахтёр, кузнец, садовод, доярка, птичница, кинолог.
С 4-х лет начинают осознанное изучение названий детенышей. Сначала предлагаются для запоминания слова, которые образуются от той же основы: тигр – тигренок. Позже детеныши домашних животных – они наиболее сложны для образования и запоминания: корова – теленок.
Детеныши животных и птиц
У тигра – тигренок
У льва – львенок
У слона – слоненок
У лисы – лисенок
У мышки – мышонок
У лягушки – лягушонок
У козы – козленок
У осла – осленок
У утки – утенок
У вороны – вороненок
У орла – орленок
У медведя – медвежонок
У верблюда – верблюжонок
У волка – волчонок
У зайца – зайчонок
У кролика – крольчонок
У белки – бельчонок
У кошки – котенок
У индюка – индюшонок
У коровы – теленок
У лошади – жеребенок
У свиньи – поросенок
У овцы – ягненок
У курицы – цыпленок
У собаки – щенок
Словарь прилагательных (признаков)
А) размер
Б) цвет
В) вкус
Г) антонимы
Д) синонимы
А)Размер:
Понятия «большой – маленький» ребенок усваивает достаточно рано – еще до двух лет. Помочь ему в этом можно изменяя интонацию: «Медведь – большой (произносим басом, как медведь), а мышка – маленькая (высоким голосом, как мышка)
Б) Какие ты знаешь цвета?
Сначала необходимо научиться соотносить предметы по цвету: «Выбери кубик такого же цвета». «Выбери все кубики одного цвета, потом другого». Первоначально берем 2 цвета, выбираем из них. Затем из трех. Постепенно вводят названия цветов. «Возьми желтый карандаш. Желтый, как солнышко. Какой карандаш ты взял?» — «Желтый»
Три первых цвета – основные цвета – красный, желтый, синий.
Из каких цветов состоит радуга? Нарисуй (соблюдайте последовательность: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан –
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Какого цвета небо (синее, голубое, серое…), солнце (желтое, оранжевое, красное…), трава (зеленая, желтая, коричневая…), …». «Какого цвета твоя куртка, шапка, любимая рубашка,… Какого цвета у тебя была вчера рубашка?»
Дополнительные цвета:
Черная черника,
Зеленая зелень,
Голубая голубика,
Сиреневая сирень,
Фиолетовая фиалка,
Розовая роза,
Малиновая малина,
Желтый желток,
Коричневая кора,
Белая побелка (белила),
Синяя синька (слива)
В) Каковы продукты на вкус? – соль (соленая), сахар, лимон, лук.
(Дайте ребенку попробовать эти продукты)
Что ещё бывает соленое, сладкое, кислое, горькое, пресное?
Г) Слова – антонимы (противоположные по значению)
Предварительно уточнить понимание значений слов «одинаковый», «разный», «похожий», «противоположный».
Игра «Скажи наоборот»: «Я говорю хороший, а ты говоришь плохой».
Дерево высокое, а кустик – (какой?) – низкий.
Слон большой, а мышонок маленький.
Дорога широкая, а тропинка узкая.
Книга толстая, а тетрадка тонкая.
У девочек волосы длинные, а у мальчиков короткие.
Ночь темная, а день светлый
Большой – маленький.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий.
Длинный – короткий.
Толстый – тонкий (о книге)
Толстый – худой(о человеке)
Полный – худой(о человеке)
Полный – пустой.
Старый – молодой (о человеке)
Старый – новый (о журнале)
Светлый – темный.
Черный – белый.
Пушистый – колючий.
Гладкий – шершавый.
Сладкий – горький.
Трудолюбивый – ленивый.
Чистый – грязный.
Весёлый – грустный.
Трусливый – смелый, храбрый.
Добрый – злой.
Лживый – честный.
Умный – глупый.
Грубый – вежливый.
Болтливый – молчаливый.
Сильный – слабый.
Горячий – холодный.
Яркий – тусклый.
…
Дикие животные
- это дикие животные (лиса, белка, заяц, ёж, лось, волк, медведь). Они живут в лесу, поэтому их ещё называют лесными. Они сами заботятся о своих детёнышах, сами добывают себе корм, строят жилища.
- какого цвета? Многие животные почти всегда одного цвета: лиса – рыжая, медведь – коричневый (бурый). Но у некоторых животных цвет шерсти зимой и летом разный. Заяц зимой белый, а летом – серый. Белка летом рыжая, а зимой – серая.
- кто где живёт?
Белка живёт в дупле. Дупло – это отверстие в стволе дерева.
Медведь живёт в берлоге,
лиса живёт в норе,
волк – в логове.
- кто чем питается? Животные которые питаются травой, листьями, корой называются травоядными, а животные, которые питаются животными называются хищными. Что ест лиса? Волк, ёж, …….
- кого как назовём?
Заяц всех боится, значит, он какой? трусливый
Лиса осторожно пробирается, значит она какая ? осторожная (хитрая,
Медведь любит сладкое (косолапый, неуклюжий, сластёна)
У ежа иголки, он какой? Колючий
Белка (проворная, быстрая, прыгучая)
6. Угадай кто это?
— мохнатый косолапый – (медведь)
— серый колючий – (ёж)
— рыжая прыгучая – (белка)
— рыжая хитрая хищная – (лиса)
— серый злой – (волк)
И т.д.
Загадай мне загадку.(ребенок называет признаки – мама отгадывает)
Про ёжика – колючий, маленький…
Овощи:
План:
1. цвет
2. форма
3. величина (большой – маленький, длинный короткий)
4. вкус (сладкий, горький, кислый, хрустящий, саленный, вкусный)
5. где растёт (овощи – на земле или в земле, фрукты – у нас или в тёплых странах)
6. что можно приготовить (сок, пюре, добавлять в щи, суп, борщ, есть свежим).
Загадки:
— большой, зелёный, овальный, хрустящий, растёт на земле, едят свежим. (огурец)
— зелёная, большая, круглая, хрустящая, растёт на земле, едят свежей. (капуста)
— красный, маленький, круглый, вкусный, растёт на земле, едят свежим. (помидор)
— красная, большая, круглая, сладкая, растёт в земле, добавляют в борщ. (свёкла)
Тема: Посуда
· Какая посуда бывает?
Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда
Чашка, блюдце, — чайная посуда
Вилки, ложки, ножи – столовые приборы
· Части
Кастрюля состоит из: стенок, донышка, ручек и крышки
Сковорода: стенки, донышко, ручка
Чайник: стенки, донышко, крышка, носик, ручка
ФРУКТЫ
Придумать загадки про фрукты:
жёлтый, кислый, овальный (лимон)
большое, красное, вкусное, сладкое (яблоко)
большая, треугольная, зелёная, сладкая, вкусная (груша)
маленькая, круглая, синяя, сладкая (слива)
колючий, овальный, жёлтый, сладкий (ананас)
домашние животные
· Назвать все части тела животного:
— корова (копыта, ноги, хвост, туловище, голова, рога_
— лошадь (голова, туловище, копыта, хвост, грива)
· Какую пользу приносят?
— корова даёт молоко
— лошадь перевозит людей
— свинья даёт мясо
— собака охраняет дом
— кот ловит мышей
— овца даёт шерсть,
· Кто, где живёт?
Лошадь в конюшне
Корова в коровнике
Овцы в овчарне
Свиньи в свинарнике
Собака в конуре
Кошка в доме
· Когда собирается много коров – стадо
Много лошадей – табун
Много овец – отара
Много собак – стая
· Кого я загадала?
— голова, туловище, копыта, рога, живёт в коровнике, даёт молоко
— голова, туловище, копыта, грива, живёт в конюшне, перевозит людей
Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький)
Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький)
Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький)
Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький)
Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький)
Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький)
Боров – свинья – поросёнок (
Птицы:
1. покажите птиц, обращая внимание на её характерные признаки: «это синичка, у неё жёлтая грудка с чёрным «галстуком»; это грач, он весь чёрный…..».
Покажи и назови птиц.
Как называется птица, у которой красная грудка, птицу у которой длинные ноги и длинный клюв….
Как ты догадался, что это снегирь, это грач (ребёнок указывает самые яркие признаки птицы)
2.Части тела
· У птицы есть две лапки; клюв, которым она клюёт зёрна червяков; два крылышка, хвост; тело покрыто пухом и перьями.
· Покажи, где у птички клюв, хвост, и т.д.
· Назови части тела птиц
3. кто как голос подаёт?
· Ворона кричит «кар». Она каркает. Сова кричит «ух». Она ухает. Воробей «чик – чирик». Он чирикает. Синица – «тинь». Она тинькает. Голубь – «Ур». Воркует.
4. Птицы перелётные и зимующие.
· Некоторые птицы улетают осенью в тёплые края. Это перелётные птицы: грач, скворец, ласточка, снегирь, и т.д. птицы, которые остаются зимовать в наших краях, — это зимующие птицы: воробьи, синицы, вороны и другие.
5. чей дом?
· Где живут птицы? (гнёздо – это место для жилья)
6. чем питаются?
7. птенцы.
· У совы – совёнок
У грача – грачонок
У вороны воронёнок
У аиста – аистёнок
У скворца – скворчонок
8. придумаем слова:
· Если у птицы длинный хвост она – длиннохвостая
Если длинные ноги — длинноногая
Если чёрные крылья – чернокрылая
Если у птицы белые бока – белобокая
Если у птицы красная грудка – красногрудая
Если у птицы круглая голова – круглоголовая
· Почему снегиря называют красногрудым? Сороку – длиннохвостой, и т.д.
НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
- побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
- обогащать сенсорный опыт;
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- упражнять в согласовании существительных с глаголами;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
- приобщать к словесному искусству через сказки;
- формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
- формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
- формировать умение выполнять самомассаж;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
- совершенствовать навык различения звуков;
- развивать музыкальную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций к сказке;
- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
- создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
- подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
- корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
- подобрать речевой материал к физкультминутке.
Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.
Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,
Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)
Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?
– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)
II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)
– Чьи это голоса, ребята?
– Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
– Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты, каких птиц вы видите?
(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)
– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).
Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.
III. Игра «Кто как голос подает?»
В. – Как подает голос воробей?
– Чик-чирик.
В. – Что он делает?
– Чирикает.
В. – Как подает голос ворона?
– Кар-кар.
В. – Значит, она что делает?
– Каркает.
В. – Как подает голос синица?
– Тинь-тинь-тинь.
В. – Что она делает?
– Тинькает.
В. – Как подает голос сова?
– Ух-Ух-Ух.
В. – Что она делает?
– Ухает.
В. – Как подает голос сорока?
– Тр-тр-тр.
В. – Что она делает?
– Трещит, стрекочет.
В. – Что делает дятел?
– Стучит.
В. – Как подают голос голуби?
– Гур-гур-гур.
В. – Что они делают?
– Воркуют.
– Кто это? (Воробей)
– Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать? (Чик-чирик)
– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)
– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)
– А сова? (Ухать) и т.д.
– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.
Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).
Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.
IV. Упражнение «Посчитай-ка».
– Посмотрите — на дерево прилетело много птиц.
– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..
V. Игра с мячом.
В. – Поиграем с мячом.
В. – Если у сороки белый бок, то она какая?
– Белобокая.
В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?
– Желтогрудая.
В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?
– Красногрудый.
В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?
– Длиннохвостая.
В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?
– Чернокрылая.
В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?
– Сизокрылый.
– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».
– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).
– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».
Да-Да-Да Наступили холода. |
Потереть ладони друг о друга |
Да-Да-Да Превратилась в лед вода. |
Мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз. |
Ду-Ду-Ду Поскользнулся я на льду. |
Указательными пальцами помассировать крылья носа. |
Ду-Ду-Ду Я на лыжах иду. |
Растереть ладонями уши. |
Ды-Ды-Ды На снегу видны следы |
Приставить ладони ко лбу козырьком, энергично растереть |
– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.
VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».
В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.
В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Н. Нищева |
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. На каждое название птицы загибают по одному пальчику. Опять сжимают и разжимают кулачки. |
В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?
– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.
В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
В. – Все мешочки положите на поднос.
– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).
– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.
– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.
– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
– А сейчас будем наших друзей угощать.
– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)
– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?
VII. Рефлексия.
– Понравилась вам сказка, ребята?
– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?
– Что нового вы узнали сегодня?
– А кто сегодня был самый активный?
– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.