Как ребенка отучить кусаться?
Содержание
- Что делать, если ребенок кусается?
- Почему ребенок кусается?
- Кусается грудной ребенок
- Кусается ребенок дошкольного возраста
- Что не работает?
- Что работает?
- Подбирайте подходящее подкрепление
- Как разговаривать с маленьким ребенком?
Если ребенок кусает других людей (грудь мамы при кормлении, сверстников в детском саду), это не говорит о какой-то психической или неврологической болезни. Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.
Что делать, если ребенок кусается?
Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention)1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.
Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.
Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Почему ребенок кусается?
Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.
Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.
Кусается грудной ребенок
У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».
Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:
-
Плохое поведение — грудь сразу отнимается.
-
Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.
-
Возобновилось — грудь сразу снова отняли.
Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.
Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
-
ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
-
не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
-
на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
Например:
«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»
«Я позову маму»
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»
«Нет»
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии2,3
Автор Фёдор Катасонов |
Научный редактор Мария Гантман |
Список литературы:
-
«Behavior or Conduct Problems in Children»;
-
Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
-
«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.
Кусание — распространенное поведение среди детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Зачастую кусание говорит о том, что ребенок испытывает отрицательные эмоции, но еще не умеет выразить их словами. Пятилетний ребенок может сказать: «Не трогай! Это мое!», — тогда как ребенок помладше будет защищать свою территорию зубами.
Почему дети кусаются
Укусы — чувствительная тема для родителей. Это выглядит так примитивно и неприлично, что многим родителям такое поведение кажется показателем неуравновешенности. Слава кусаки — это наиболее частая причина, по которой ребенка исключают из детского сада или списка приглашенных на день рождения. Иногда дети кусаются, когда они возбуждены или даже рады, ведь в этом возрасте дети обычно не задумываются о последствиях. Часто случается, что укусивший ребенок так же шокирован и испуган, как и тот, кого он укусил.
Как отучить ребенка кусаться
Не раздумывайте ни секунды, если ваш ребенок кого-то укусил, — поговорите об этом сразу же. Дети младшего возраста не могут долго концентрироваться на одном предмете, поэтому ответная реакция должна быть четкой и незамедлительной. Избегайте таких общих выражений как «Будь добрым к своей сестре», потому что ребенок может не увидеть связь между этим замечанием и кусанием.
Попробуйте следующее:
«Нельзя! Можно кусать яблоки или бутерброды, но людей кусать нельзя!»
Укусить ребенка в ответ — плохая идея. Это лишь покажет ребенку, что кусаться — это нормально. Он не поймет агрессии своего родителя и скорее всего просто испугается, ничего для себя не усвоив.
По материалам книги «Дети ясельного и дошкольного возраста» (Toddlers and Preschoolers) д-ра Лоуренса Кутнера (Lawrence Kutner), (Avon, 1994).
Кусание – это одна из самых досадных и смущающих форм детского поведения. Утешением служит то, что такие проблемы в большинстве случаев – временны и встречаются намного чаще, чем Вы думаете. В детском саду №89 педагоги проводят профилактические беседы на тему «Почему нельзя кусаться?». Малыши часто кусаются, чтобы облегчить боль при прорезывании зубов. Двухлетние детки иногда просто считают, что это игра. Но обычно, дети кусаются, потому, что еще не научились справляться со стрессом или у них не хватает словарного запаса для выражения своих чувств. Конечно, такое поведение расстраивает всех окружающих, нужно принимать меры:
1. Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок кусается: «Ты кусаешься! Нельзя!»
2. Утешьте того, кого он укусил: ребенок должен знать, что другому больно.
3. Научите кусаку другому поведению. Если он кусается потому, что ему не хватает слов: научите, что именно надо сказать или как объясниться жестом, если причина в зубках – дайте что-то погрызть: «Людей кусать нельзя, а морковку можно». Потренируйте новые навыки до тех пор, пока он не сможет их использовать самостоятельно.
4. Старайтесь предугадать намерение укусить. В такой момент прикройте малышу рот и скажите: «Нельзя кусаться. Скажи словами». Помогите ребенку сами. Помните, чтобы Вам не советовали другие, не кусайте своего ребенка в ответ! Ведь так Вы дадите ему понять, что кусаться можно.
Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех-или даже четырехлетний ребенок, и родители все чаще слышат от воспитателей в детском саду или возмущенных мам других малышей фразу: «Ваш ребенок кусается!» – возникает неловкая ситуация правда? Что делать в такой момент? Как отучить ребенка кусаться?
Если предыдущие привычки довольно безобидны и носят характер самонацеленности, то привычка кусаться гораздо менее безобидна, так как направлена она на причинение боли окружающим. И воспринимается она чаще всего не с пониманием, а с гневом, который является следствием неожиданности этого действия, присутствия болевых ощущений, а также подсознательного восприятия этой привычки другого индивида как агрессии. Актом агрессии такая привычка является даже для родителей, которые недовольны, сердятся, вместо того чтобы понимать и исправлять причину такого поведения ребенка. Кроме того, у взрослых появляется также чувство стыда и вины перед посторонними, которые подверглись таким нападкам или просто увидели эту ситуацию.
Большинство детей младше 3-х лет могут как минимум раз кото-то укусить, но это действие при благополучном воспитании будет единичным. Обычно малыши прекращают кусаться сами по себе. О привычке кусаться можно говорить, если кусание происходит периодически, причем после 3-лет это может стать действительной проблемой. Иногда кусающимся детям могут назначать специальное лечение, если от кусания страдают другие либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.
Кстати, здесь стоит упомянуть и о стремлении ребенка ударить кого-либо. Привычка ударять окружающих также является актом агрессии и может замещать кусание. Психологи говорят, что дети старше 3-х лет, которые часто кусаются и агрессивно себя ведут, могут страдать от проблем со здоровьем или от тяжелого эмоционального состояния. В этом случае необходима консультация терапевта или детского психолога.
Причины появления привычки.
1.Режутся зубки. В возрасте 5-7 месяцев кусание может быть естественной реакцией на то, что у детей имеется дискомфорт вокруг рта, или же когда у них чешутся десны, или есть сильные болевые ощущения при прорезывании зубов. Чаще всего малыши кусают родителей и родственников, но при виде болевой реакции чаще всего дети перестают кусать людей.
2.Познание мира. Некоторые малыши при помощи укусов экспериментируют, познают таким образом мир. Ребенок может укусить руку взрослого или сверстника так же, как он кусает погремушку или резиновое колечко. В первые несколько укусов он может даже не осознавать, что причиняет тем самым боль.
3.Неудовлетворение основных физиологических потребностей. Агрессивной реакцией не считается, если ребенок укусил, когда разозлился, расстроился или возмутился. Если его главные потребности, такие же как голод, жажда, желание сходить в туалет. Желание поспать, остаются не замеченными взрослыми, то это также может спровоцировать злость и укус. Таких реакций не будет наблюдаться, если родители будут внимательны к потребностям малыша и будут должным образом заботиться о его физиологических потребностях.
4.Невозможность адекватно выразить свои желания. Маленькие дети прибегают к укусам тогда, когда не могут добиться своей цели иным путем по причине невозможности адекватно выразить свои желания. Это не может быть проблемой, пока ребенок еще маленький. Но когда он переступил порог 3-х лет, это уже говорит о некоторых психологических проблемах. Такая ситуация может случиться, если малыш хочет получить игрушку, а ему не хватает слов, чтобы его поняли. Или же он расстраивается, что башня, которую он ставит, все время падает. Такого рода действие можно расценивать как попытку утвердить свои права или же переживание из-за невозможности что-то сделать.
Кусание, как правило, не является запланированным действием. Оно спонтанно, становится реакцией ребенка на то, что ему не нравится. Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.
5.Сильное нервное возбуждение. В возрасте до 1,5 лет дети обычно кусают других людей в состоянии сильного возбуждения. «Под удар» чаще всего попадают родители, родственники или другие дети. Это не признак агрессии, а всего лишь нервное перевозбуждение, которое можно направить в иное русло, чаще всего помогает твердое «Нет! Мы не кусаемся!».
6.Психологические причины. В возрасте от 1,5 до 3-х лет дети могут кусать окружающих из-за раздражения или желания контролировать действия другого человека. Чаще всего они начинают кусать других детей, реже – родственников и родителей. Подавляющее большинство детей кусают своих приятелей по детским играм, когда происходят ссоры из-за игрушек, соски, еды или места на коленях у взрослого. Это своего рода защита и даже самозащита. Крайней степенью такого состояния является враждебный настрой ко всем вокруг, желание сделать всем вокруг больно.
Бывают дети, которые кусание используют для того, чтобы поиздеваться над окружающими, например сверстниками. Такое поведение основывается на желании показать себя сильнее других детей и может стать причиной серьезной проблемы с психологической устойчивостью ребенка. После 3-х лет дети могут кусаться, когда ощущают беспомощность или страх. Например, если они проигрывают в драке, то наносят предупреждающий укус, чтобы им не пришлось испытывать боль. Они не умеют пока утвердить свои права более продуктивным способом.
Часто бывает так, что кусание родителей – это выход подсознательной агрессии ребенка, недовольства родителями, нежелания подчиняться требованиям. Кроме того, малыш может таким образом привлекать внимание взрослых, если ему недостаточно их ласки, положительного отношения.
7.Неврологические причины. Неврологические причины кусания у детей встречаются довольно редко. Диагностировать такого рода расстройство может только детский невролог.
Физические и психологические способы борьбы с привычкой.
Многие дети кусаются в период, когда у них режутся зубы из-за боли и дискомфорта. Кроме этого у них могут проявляться такие симптомы, как опухоль десен, повышенная чувствительность и неприятные ощущения в области прорезывания зубов, высокое слюноотделение, сыпь на подбородке, лице или животике, отказ от пищи и питья, раздражительность, прерывистый и беспокойный сон. На фоне всех этих симптомов неудивительно, что ребенок может начать кусаться. Избежать такого помогут специальные кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки, различные сертифицированные приспособления. Перед покупкой нужно обязательно убедиться, что такие изделия не представляют опасность и что ребенку можно брать их в рот. Кроме того, снизить боль от прорезывания зубов может кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани. В первую очередь способом борьбы с периодическим кусанием, является профилактика этого явления – родители не должны допускать проявлений агрессии. Очень важно, чтобы они каждый раз адекватно реагировали на резкое поведение малыша. Не нужно ждать, когда ребенок начнет злиться и нервничать, лучше проследить ситуации, в которых происходит выброс агрессии и купировать их, снимая нервное напряжение. Такие превентивные меры будут хороши не только для психики малыша, но и для психики его родителей. Можно, например, забрать ребенка с детской площадки, пока он не покусал рядом находящихся малышей. В качестве воспитательного момента можно выбрать время и забрать у него игрушку или еду, которую он не может поделить с кем-нибудь из детей. Нужно убедиться, что ребенок понимает, что недовольство родителей – прямой результат его укусов. Они должны прямо объяснить малышу, почему они недовольны, чтобы он ясно понял, что причиной является то, что он кусается. Далее нужно напоминать ему, что если он и дальше будет так себя вести, то это приведет к нежелательным последствиям. Если ребенок старшего возраста кусается, то можно расспросить его, почему у него появилось желание укусить. Иногда они могут сами сказать, какие чувства или действия довели их до инцидента. В таких случаях с ребенком нужно провести беседу, постараться объяснить, что есть более эффективные способы показать свои мысли, чувства и желания, а также справиться с расстройством и чувством гнева. Можно поговорить с ним о чувствах, например, пусть ребенок возьмет мячик и пнет его ногой. Он поймет, что такой способ поможет отвлечься им и переключить внимание на другое. Можно найти еще один способ отвлечь ребенка – дать поиграть ему с любимой игрушкой, пока его гнев не сойдет, потанцевать. Кроме того, требуется поощрять деятельность, соответствующую возрасту и навыкам ребенка. Чтоб избежать раздражения, родители должны стараться не использовать активные игры, которые могут быть слишком сложными или носят соревновательный характер.
Взрослые должны хвалить ребенка за каждый случай, когда он взял себя в руки и справился с чувством гнева и расстройства и поборол свое желание кусаться. Можно даже придумать способ поощрения.
Если малыш все же кусается, каждый случай должен быть удостоен замечания, разговора, нельзя оставлять такое поведение безнаказанным. Нужно строго говорить ему, что кусаться не хорошо и он не должен этого никогда делать. Нужно объяснить малышу, что он должен владеть своими чувствами в любом месте, где бы он ни находился, есть ли родители рядом или же их нет. Если причиной является неумение общаться со сверстниками, то помогут разговоры, игровая форма, в которой взрослые рассказали бы и показали, как можно играть и общаться с ровесником ребенка. Нужно указать на то, что дети не будут общаться с ним, если он будет проявлять агрессивное поведение. Хорошо подействует поощрение попытки ребенка использовать для самовыражения словесные формы, нужно говорить о том, чтобы он выражал свои чувства словами, а не кусался. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребенка. Он просто пока не может в силу каких-либо причин словами выразить то, что он хочет. Причиной может быть задержка речевого развития в связи с пониженной тактильной чувствительности ротовой полости.
Диагностирует такую проблему врач. А решается она при помощи развития моторики речи и физических возможностей ротовой полости. Родители должны обязательно ввести в ежедневный рацион питания ребенка твердые виды пищи вроде морковки или яблок, которые нужно прожевывать. Можно учить малыша пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке, придумывать различные «обезьяньи» упражнения и игры с деланием смешных рожиц или показыванием каких-то отдельных эмоций на лице (это развивает мимику, актерские способности, упрощает родителям жизнь, так как дети часто закрепляют эти выражения и используют их в повседневной жизни – по ним точно можно сказать, что ребенок чувствует в данный момент), упражнения на укрепления мышц ротовой полости. Главное – объяснить ему, что эти упражнения не стоит делать публично, иначе ребенок может заработать вредную привычку корчить рожицы, сидя на уроке или просто находясь на улице.
Родители должны моделировать поведение, которое хотят видеть у своих детей. У малышей очень силен элемент подражания. Взрослым самим нужно избегать вспышек гнева и других проявлений агрессии, требуется быть хорошим примером, показывать ребенку, как можно спокойно справляться с ежедневным раздражением. Если в семье в норме грубые способы общения и обращения друг с другом, используется физическое наказание детей, то вероятность того, что ребенок усвоит подобные способы поведения и будет использовать такие меры при возникновении у него негативных переживаний, равна практически 100 %.
Агрессивное поведение вроде кусания может стать реакцией на недостаток родительского внимания и поддержки, которые являются главной социальной потребностью у маленьких детей. Например, если малы послушен, родители нечасто замечают его и хвалят за хорошее поведение. Преимущественно родительское внимание достается ему тогда, когда он делает что-то плохое. И ребенок извлекает из такого урок – чем хуже он себя ведет, тем больше внимания родители на него обращают. Тот факт, что взрослые сердятся или наказывают его, значит мало по сравнению с тем удовольствием, которое приносит это внимание. В таком случае поможет только пересмотр воспитательных методов и количества времени и внимания, которое родители ему уделяют. Малыша нужно поддерживать, хвалить, помогать засыпать.
Если кусание родителей или окружающих было спровоцировано какими-то запретами, которые тормозят стремление ребенка к свободе, его любознательность, самостоятельность или активность, то также требуется пересмотреть характер воспитания и сделать его более мягким, гибким, не облекать запреты в категорические формы. В любом случае, запреты чаще всего связаны с нежеланием родителей что-либо делать (например, мама не велит бегать, потому что штанишки запачкаются), поэтому потребуется всего лишь увеличить долю внимания и заботы о ребенке, снять часть запретов и дать ему чуть больше свободы.
В воспитательных целях малыша нужно попросить принести извинения тому, кого он укусил. Взрослые должны объяснить ему, что его укусы вредны не только для физического здоровья другого человека, но и эмоционально делают ему плохо. Важно приучать ребенка к сопереживанию, умению понимать чувства окружающих.
Кстати, агрессивное поведение вроде укусов, шлепков, битья родителей по лицу может быть результатом того, что малыш рос в атмосфере потворства любым своим желаниям, не имел отказа в своих требованиях, и затем родители начали его «воспитывать».
Естественно, что устоявшаяся модель, когда ребенок все получает, начинает рушиться, из-за чего он может пытаться добиваться своего агрессией, криками, укусами, истериками, разбрасыванием и «избиением» игрушек, агрессивными нападками на окружающих.
Родители в таком случае должны набраться терпения и начать потихоньку искоренять привычную для ребенка форму поведения, потому что преодолена она может быть далеко не сразу и не при помощи резкого увеличения количества запретов. И чем дольше родители потакали ребенку во всем, тем труднее будет справиться с агрессией. В таком случае взрослые часто выбирают тактику подождать, пока малыш подрастет и начнет ясно понимать, что же от него требуют и объяснить, почему они этого требуют. Но чаще всего такая методика не оправдывает себя, у ребенка окончательно утверждается модель поведения «желание-отказ-агрессия-получение желаемого».
Поэтому в отношении ребенка, который укусами пытается добиться своего, нужно действовать последовательно и постоянно придерживаться своих требований. Взрослые должны также поговорить и договориться, сообща корректировать поведение малыша. Потому что разнобой в требованиях взрослых не приведет к желаемому изменению поведения. Например, если папа наказывает ребенка за то, что он кусается, а бабушка защищает его и жалеет, или же дома малышу запрещают кусать близких, а в магазине ребенок может начать кусать маму в ответ на отказ купить игрушку и в итоге получает игрушку, потому что мама испытывает за его поведение неловкость перед окружающими, ребенок не усвоит основные требования взрослых. Он лишь поймет, что в разных ситуациях можно вести себя по-разному, применять укусы или агрессию безнаказанно и начнет манипулировать взрослыми для достижения желаемого. Уступать требованиям ребенка в таких случаях – значит лишь искажать его представления о том, что дозволено, а что нет, и равносильно поражению в борьбе с его вредной привычкой.
Ребенок на протяжении развития постоянно исследует границы дозволенного не только в своем поведении по отношению к окружающему предметному миру, но и в отношениях с людьми. Именно поэтому взрослые должны понять. Что нужно «сплотиться» против вредной привычки и создать общее негативное мнение к агрессивному поведению ребенка, скорректировать уже собственное поведение. Поэтому отношение в семье к кусанию других людей должно быть однозначным, малыш должен понимать, что его негативное поведение, которое родители уже не раз осуждали, всегда будет иметь неприятные для него последствия, например, отказ взрослых с ним играть или лишение возможности играть с другими детьми.
Часто родители не выдерживают и начинают добиваться послушания от ребенка при помощи наказаний. Он, возможно и перестанет кусаться. Но остается вероятность, что появится «откат» от такого воспитания, например, через некоторое время у него может нарушиться сон, или он начнет писать в штанишки. Жестокое поведение и наказание может спровоцировать стойкий невроз у малыша. Он может начать испытывать стойкий гнев, но при этом не иметь возможность выплеснуть его наружу. Такие переживания будут разрушать его психическое здоровье. Также не рекомендуется кусать своего ребенка, показывая, как это больно и неприятно, так как такой пример может быть причиной моделирования у него нежелательного поведения.
Психологи категорически против, если родители принимают жестокость и физические наказания за основу воспитания. А при проявлении первых признаков агрессии у малыша многие родители, до этого момента не принимавшие такие меры, вдруг начинают проявлять ответную жестокость. Делать этого категорически нельзя, так как данная вредная привычка и способ избавления от нее при помощи ответной агрессии противоречат друг другу. Если ребенок проявил агрессию в ответ на то, что он недоволен родителями, а родители не хотят, чтобы малыш таким образом поступал, и применяют агрессию к нему, так как им недовольны – появляется замкнутый круг. Ребенок усваивает данную глубинную модель поведения и даже может отказаться от привычки кусаться. Но это приведет к более глубоким изменениям в психике, которые могут проявиться самым неожиданным образом.
Материал подготовлен по данным: Ю.В. Потапова, М.П. Шаталина «Кризисы детского возраста: навязчивые детские привычки».
Читайте так же на нашем сайте: «Ребенок сосет палец, что с этим делать?», «Навязчивые детские привычки». Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
На правах рекламы.
Чтобы понять, почему малыш стал кусаться, надо оценить ситуацию, в которой это произошло, а также учитывать возраст ребенка. Причины, по которым кусается ребенок в 10 месяцев, будут кардинально отличаться от причин, по которым двух-четырехлетний ребенок начал кусаться. И способы справиться с таким поведением тоже будут разными.
Рассмотрим причины того, почему маленькие дети кусаются.
Ребенок кусается в 5-8 месяцев
Скорее всего, причина этому — дискомфорт и боль, связанные с прорезыванием зубов. Ребенок становится капризным, плаксивым, он готов кусать и грызть все, что попадется под руку. Когда ребёнок кусает, он тем самым пытается понизить нагрузку на десны, либо избавиться от неприятных ощущений, возникающих во рту во время прорезывания зубов. Если маленький ребенок кусается, потому что его десны набухли и покраснели, пусть у него под рукой всегда будут игрушки-прорезыватели. Но до года-полутора проблема с болезненным прорезыванием зубов в любом случае может сохраняться, поэтому этот период можно просто переждать, не предпринимая особых мер.
Ребенок кусается в 1 год
Если зубки ребенка уже не беспокоят, но годовалый ребенок кусается во время игры или просто так — это может говорить о переутомлении, потребность укусить у годовалого ребёнка возникает, когда он злится или устал. Детям, в силу возраста, еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить нахлынувшие чувства и эмоции словами, например, такие чувства как: раздражение, страх, беспомощность. Переизбыток эмоций, с которыми малыш не может справиться, становится причиной, почему годовалый ребенок кусается. Если Ваш малыш в радостном или гневном порыве может больно укусить родителя или товарища по игре, нельзя оставлять это без внимания. Для того, чтобы отучить ребенка кусаться в этом возрасте, покажите свое недовольство, скажите ребенку твердое «нельзя», прервите игру, покажите, что обижены и не намерены продолжать игру. Если ребенок кусает других детей — заберите его из игры и объясните, что так будет всякий раз, когда он будет кусаться.
Еще один способ как отучить годовалого ребенка кусаться: предложить ему интересные и одновременно успокаивающие, требующие созидательного труда занятия (лепку, конструктор, игры с песком и водой, рисование карандашами и мелками и т.д.), а также почаще предлагать погрызть твердую пищу, например, сушки, морковку или яблоко.
Ребенок кусается в 2 года
В возрасте 2-х лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего чувства раздражения. Двухлетним детям также сложно выразить свои чувства словами. Из-за нехватки языковых навыков кусанием дети выражают свои чувства, дают выход накопившимся эмоциям.
Для того, чтобы отучить ребенка 2-х лет кусаться, ему необходимо дать понять, что такое поведение недопустимо. Если Ваш ребенок укусил товарища, вместе с ним подойдите для того, чтобы пожалеть пострадавшего и попросить прощения: малыш должен знать, как следует поступить, чтобы исправить положение.
Ребенок кусается в 3-4 года
Если кусается ребенок 3-х лет и старше, обратите пристальное внимание на его отношения со сверстниками. Может быть, у ребенка есть проблемы в общении, и ему приходится таким образом защищаться.
Если же ребенок не защищается, а именно атакует, у него могут быть проблемы с самоконтролем. В таком случае, чтобы определить, как отучить ребенка кусаться, необходимо проконсультироваться со специалистом (неврологом и психологом).
Уважаемые родители! Попытайтесь понять причину, почему кусается маленький ребенок. С одной стороны, укусы для ребенка – это замена вербального способа выражения отрицательных эмоций. При неразвитой речи в определенном возрасте сложно объяснить, почему ты злишься или обижен, что тебе не нравится, что ты хочешь, чтобы этот малыш вернул твою игрушку. С другой стороны, укусы – это проявление агрессии как способа заявить о чем-то, чего не замечают. А вот на что ребенок так реагирует – надо выяснять родителям. Понаблюдайте внимательно за вашим малышом: когда, где и на что, на какое поведение окружающих он начинает кусаться. Ведь укусы – это реакция малыша на то неблагополучие в отношениях, в которых в данный момент ребенок находится. Источник может быть и в семье, и в детском саду. И чем больше ласки и заботы Вы проявите к ребенку, тем больше шансов, что кусаться он не будет. Снижению агрессивности ребенка также будут способствовать психологический комфорт в семье, здоровый распорядок дня, достаточный сон и продолжительные прогулки.