Как объяснить ребенку про окончание?
Содержание
- 2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь
- 3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами
- 4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом
- 5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.
- 6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова
- 7. Тренировка «крестики-нолики»
- 8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.
- 9. Создать паук-карту «падежи»
- Видео про склонения
- Корень
- Суффикс
- Приставка
- Окончание
В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.
Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.
Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.
И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.
О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.
1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой
Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги «Веселая грамматика”
Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.
Вместо «Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска
Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов
Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)
Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?
Как составить предложение, чтобы было понятно?
3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами
Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)
Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.
4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом
Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни
5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.
На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово
Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю
Когда ребенок выучит, проверьте его.
Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос
Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова
Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.
Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.
Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова
Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.
7. Тренировка «крестики-нолики»
Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.
Первый раз я рассказала такую историю:
Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)
Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.
Таких тренировок надо делать несколько.
Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом «жопа”
Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)
Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)
Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.
Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?
Наверное потому, что жопа вместо головы?
Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»
8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.
Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи
В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.
В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.
Играет в шахматы — о шахматах
Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе
Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.
Тогда обучение будет простым и увлекательным.
9. Создать паук-карту «падежи»
Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.
Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.
К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.
Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.
Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.
Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.
До 14 февраля мы объявляем акцию.
Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.
Это значит, что Вы сможете получать все уроки и все обновления уроков, которые будут появляться в школе в дальнейшем бесплатно.
Присоединяйтесь к школе прямо сейчас и получить доступ к базе знаний школы навсегда.
Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.
Получить пожизненный доступ к урокам Школы умных детей>>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Всего найдено: 1
Вопрос № 268826 | ||
Здравствуйте!
К сожалению, Вы не ответили на мой вопрос, который я задавал 28 марта. Поэтому повторю его.
***
Уважаемые специалисты, вся надежда на вас!
На одном из форумов разгорелся жаркий спор по поводу некоторых слов русского языка.
Я высказываю свою мысль, подкрепляя её словарями, что:
РЕБЕНОК — единственное число, множественного числа нет. В значении множественного числа используется слово ДЕТИ.
ДЕТИ — множественное число, единственного числа нет. В значении единственного числа используются слова ребенок, дитя, мальчик, девочка, в зависимости от ситуации.
ДИТЯ — единственное число, множественного числа нет.
РЕБЯТА — множественное число, единственного числа нет. В значении единственного числа используются слова ребенок, дитя, мальчик, девочка, в зависимости от ситуации.
Многих сбивает выражение «в значении множественного числа», которое дается в словарях. Они считают, что единственное число РЕБЕНОК, а множественное — ДЕТИ или РЕБЯТА, ДИТЯ (ед.ч) соответственно ДЕТИ (мн.ч). И так в каждом примере.
Но необходимо отметить, что только в толковом словаре Кузнецова я встретил следующее:
ребенок — РЕБЁНОК нка; мн. ребята, бят, (также в зн. мн.: дети).
В этом же словаре слово РЕБЯТА стоит с пометой: ребята — бят; мн. 1. к Ребёнок.
Правильно ли понимание, что слова РЕБЕНОК, ДИТЯ имеют ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО и слова РЕБЯТА, ДЕТИ не являются множественным числом, произведенным от единственного числа, а слова ДЕТИ, РЕБЯТА имеют ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО?
Благодарю вас за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Функционально и стилистически эквивалентом мн. ч. для слова ребенок является слово дети. Ср.: ребенок играет — дети играют; у них есть ребенок — у них есть дети. Но словари, действительно, приводят слово «ребята» с пометой «в значении мн. числа» в словарной статье «ребенок».
Можно считать, что лексемы «ребенок — дети» находятся в таких же отношениях, как лексемы «человек — люди», то есть являются супплетивными формами одного слова.
Склонение имён существительных
Склонение — это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.
Основные типы склонения имён существительных в русском языке
Тип склонения |
Пояснения и примеры |
Обратить внимание |
1 склонение |
Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка. |
Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и. |
2 склонение |
Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле. |
Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и. |
3 склонение |
Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость. |
У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь. |
Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.
О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.
Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.
Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).
В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. Падежи русского языка (3 класс) — таблица:
Название падежа |
Вопросы |
Вспомогательные вопросы |
Именительный |
кто? что? |
|
Родительный |
кого? чего? |
откуда? |
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? что? |
куда? |
Творительный |
кем? чем? |
|
Предложный |
о ком? о чём? |
где? |
Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи — косвенными падежами.
Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега
Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:
1) многие односложные существительные типа лес — леса, шёлк — шелка, бок — бока, глаз — глаза, снег — снега и т. д.;
2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег — берега, голос — голоса, вечер — вечера, город — города, округ — округа, череп — черепа и т. д.
Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.
Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:
ветры — ветра бункеры — бункера годы — года инспекторы — инспектора инструкторы — инструктора кители — кителя коробы — короба корректоры — корректора кузовы — кузова оводы — овода пекари — пекаря прожекторы — прожектора |
редакторы — редактора секторы — сектора скутеры — скутера слесари — слесаря теноры — тенора токари — токаря тракторы — трактора флигели — флигеля цехи — цеха штабели — штабеля штемпели — штемпеля ястребы — ястреба |
Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:
Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных
В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания — , -ов (-ев), -ей. На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.
Разносклоняемые имена существительные
К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном — окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.
Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).
Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.
Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных
В русском языке есть несклоняемые имена существительные — слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.
Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? — винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? — предложный) пальто тебе будет жарко.
Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких — множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).
Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда — к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:
1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;
3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).
Степени сравнения качественных имён прилагательных
В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, — сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.
красивый — красив-ее (красив-ей)
мудрый — мудр-ее (мудр-ей)
сладкий — слащ-е
низкий — ниж-е
тонкий — тонь-ше
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко — определениями, например:
Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).
Давай найдём место красивее (определение).
Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.
сладкий — более (менее) сладкий
низкий — более (менее) низкий
Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:
Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).
Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).
Запомните!
Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.
Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест — самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.
Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).
мудрый — мудр-ейш-ий
тихий — тиш-айш-ий
Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:
Эверест — высочайшая вершина в мире (определение).
Этот кратер — глубочайший (сказуемое).
Составная превосходная степень образуется двумя путями.
1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый — самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее — только прилагательное.
В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.
Мы подошли к самому красивому парку (определение).
Этот парк самый красивый (сказуемое).
2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.
Этот дом выше всего в округе.
Этот дом выше всех домов в округе.
Этот мальчик выше всех в школе.
Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.
Запомните!
Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.
Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния
Прилагательное. |
Наречие. |
Категория состояния. |
В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному. Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое). Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение). Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое). |
В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия. Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство). Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство). |
Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды. В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое). В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое). |
Склонение числительных, обозначающих целые числа
Числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам и в большинстве своём не имеют рода и числа.
По родам изменяются только числительные два и полтора. Они имеют две формы рода: одну в сочетании существительными мужского и среднего рода, другую — в сочетании с существительными женского рода.
дв-а, полтор-а пакета, cела — дв-е, полтор-ы чашки
Числительное один изменяется по родам, падежам и числам, как притяжательные прилагательные.
Падеж |
Мужской род единственного числа |
Средний род единственного числа |
Женский род единственного числа |
Множественное число |
И. |
один- год мамин- платок |
одн-о село мамин-о кольцо |
одн-а книга мамин-а шуба |
одн-и сани мамин-ы шубы |
Р. |
одн-ого года мамин-ого платка |
одн-ого села мамин-ого кольца |
одн-ой книги мамин-ой шубы |
одн-их саней мамин-ых шуб |
Д. |
одн-ому году мамин-ому платку |
одн-ому селу мамин-ому кольцу |
одн-ой книге мамин-ой шубе |
одн-им саням мамин-ым шубам |
В. |
один- год мамин- платок |
одн-о село мамин-о кольцо |
одн-у книгу мамин-у шубу |
одн-и сани мамин-ы шубы |
Т. |
одн-им годом мамин-ым платком |
одн-им селом мамин-ым кольцом |
одн-ой книгой мамин-ой шубой |
одн-ими санями мамин-ыми шубами |
П. |
об одн-ом годе мамин-ом платке |
об одн-ом селе мамин-ом кольце |
об одн-ой книге мамин-ой шубе |
об одн-их санях мамин-ых шубах |
Числительные два, три, четыре имеют особое склонение.
https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=4 bugaga.net.ru
Числительные от пять до двадцать и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения.
Числительные сорок, девяносто, сто, полтора (полторы) и полтораста имеют только две падежные формы.
И., В. |
сорок- |
девяност-о |
ст-о |
полтор-а полтор-ы |
полтораста |
Р., Д., Т., П. |
сорок-а |
девяност-а |
ст-а |
полутора |
полутораста |
В составе количественных числительных, обозначающих целые числа, много сложных слов, образованных путём сложения основ, например: пятьдесят от пять + десять, шестьсот от шесть + сто, четыреста от четыре + сто и т. д. В этих числительных от пятьдесят до восемьдесят и от двести до девятьсот склоняются обе части. Если числительные, обозначающие целые числа, являются составными, то в них склоняются все слова.
Обобщим сказанное о склонении сложных и составных числительных, обозначающих целые числа, в следующей таблице.
Падеж |
Склонение |
И. |
шестьдесят, триста, пятьсот сорок семь |
Р. |
шестидесяти, трёхсот- , пятисот- сорока семи |
Д. |
шестидесяти, трёмстам, пятистам сорока семи |
В. |
шестьдесят, триста, пятьсот сорок семь |
Т. |
шестьюдесятью, тремястами, пятьюстами сорока семью |
П. |
о шестидесяти, трёхстах, пятистах сорока семи |
Склонение собирательных числительных
Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое. В отличие от числительных, обозначающих целые числа, и от дробных числительных, собирательные числительные могут обозначать совокупное количество лиц и без сочетания с существительными: Вошли трое (нельзя Вошли три или Я начертил две трети).
1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, пятеро солдат;
2) с существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, девятеро поросят;
3) с существительными, имеющими только форму множественного числа, а также со словами ребята, дети, люди: двое суток, четверо детей.
Собирательные числительные изменяются по падежам. В косвенных падежах они имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.
Собирательное числительное оба имеет две формы рода: форму оба в сочетании с существительными мужского и среднего рода (оба мальчика, оба села) и форму обе в сочетании с существительными женского рода (обе девочки). В косвенных падежах это числительное имеет, соответственно, основы обо- и обе-.
Притяжательные местоимения
Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой) отвечают на вопрос чей?, в предложении обычно являются определением и указывают на принадлежность говорящему, слушающему, постороннему или любому лицу (предмету).
Местоимения 1-го лица мой, наш указывают на принадлежность говорящему (говорящим): Мой ответ был хорошим; Наши учителя ушли на концерт.
Местоимения 2-го лица твой, ваш указывают на принадлежность к собеседнику (собеседникам): Твоя машина сломалась; Ваш дом построен в прошлом веке.
В русском речевом этикете местоимение Ваш, пишущееся с прописной буквы, используется как вежливое обращение к одному лицу: Господин Иванов, Ваш запрос получен.
Местоимения 3-го лица его, её, их указывают на принадлежность постороннему (посторонним): Его ручка не пишет; Её подруги уехали на море; Их ребёнок заплакал.
Местоимение общего лица свой указывает на принадлежность к любому лицу: Я доел свой завтрак — Ты доел свой завтрак — Он доел свой завтрак.
1 лицо |
мой — единственное число |
ваш — множественное число |
2 лицо |
твой — единственное число |
ваш — множественное число |
3 лицо |
его, её, их |
|
Общее лицо |
свой |
Притяжательные местоимения 1-го, 2-го и общего лица (мой, наш, твой, ваш, свой) изменяются по родам, падежам и числам и склоняются как притяжательные прилагательные. Это видно из следующей таблицы.
Притяжательные местоимения 3-го лица его, её, их не изменяются. Их следует отличать от форм родительного и винительного падежа личных местоимений он, она, они по вопросу и по роли в предложении:
Я увидел (кого?) её (дополнение) — форма винительного падежа личного местоимения она;
Здесь (кого?) её нет (дополнение) — форма родительного падежа личного местоимения она;
Мой друг пошёл в гости к (чьей?) её сестре (определение) — притяжательное местоимение 3-го лица её.
Покажем в таблице, как отличать личные местоимения его, её и их в родительном и винительном падеже от притяжательных местоимений 3-го лица его, её, их.
Спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам. Глаголы меняются по лицам и числам в настоящем времени и в будущем времени совершенного вида. Различаются два спряжения глаголов.
К I спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:
лицо |
единственное число |
множественное число |
-у (-ю) -ёшь (-ешь) -ёт (-ет) |
-ём (-ем) -ёте (-ете) -ут (-ют) |
Примеры на I спряжение.
Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:
лицо |
единственное число |
множественное число |
-у (-ю) -ишь -ит |
-им -ите -ат (-ят) |
Примеры на II спряжение.
О правописании личных окончаний глаголов см.: Правописание безудaрных личных окончaний глaгола.
Кроме того, в русском языке есть разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, чтить, брезжить, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (захотеть, побежать, почтить, забрезжить и т. п.), которые имеют как окончания первого, так и окончания второго спряжения.
хотеть |
бежать |
чтить |
брезжить |
|||||
I спр. хочу хочешь хочет |
II спр. хотим хотите хотят |
бегу бежишь бежит бежим бежите |
II спр. |
чту чтишь чтит чтим чтите |
II спр. |
II спр. брезжит |
I спр. брезжут |
|
Примечание: у этого глагола в связи с особенностями значения не может быть форм 1 и 2 лица. |
||||||||
бегут |
I спр. |
чтут |
I спр. |
Примечание 1. В литературной норме также допустимо спряжение глагола чтить как глагола II спряжения: чту — чтишь — чтит — чтим — чтите — чтят.
Примечание 2. Глагол I спряжения жечь спрягается следующим образом:
жгу — жжём,
жжёшь — жжёте,
жжёт — жгут.
Так же спрягаются и глаголы, образованные от него с помощью приставок, например: выжечь, прижечь, сжечь. Распространённые в устной речи формы жгёшь, жгёт, жгём, жгёте не являются нормативными.
К особому спряжению относятся глаголы дать, создать, есть, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (отдать, воссоздать, поесть и т. п.). У этих глаголов особые окончания, которые больше нигде не встречаются.
Некоторые глаголы I спряжения могут иметь двоякие формы настоящего и будущего совершенного времени: с чередованиями и без них. Приведём самые употребительные глаголы:
глодать — гложет — глодает
дремать — дремлет — дремает
кликать — кличет — кликает
клокотать — клокочет — клокотает
колыхать — колышет — колыхает
кудахтать — кудахчет — кудахтает
махать — машет — махает
мурлыкать — мурлычет — мурлыкает
плескать — плещет — плескает
полоскать — полощет — полоскает
рыскать — рыщет — рыскает
сыпать — сыплет — сыпает
трепать — треплет — трепает
хлестать — хлещет — хлестает
щипать — щиплет — щипает
Степени сравнения наречий
Наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака: говорил весело — говорил веселее — говорил веселее всех. Качественные наречия образуют сравнительную (веселее) и превосходную (веселее всех) степени сравнения.
Сравнительная степень наречий обозначает большее (меньшее) проявление признака, например: Моя мама печёт пирожные лучше твоей (лучше, чем твоя). Сравнительная степень бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень образуется от наречий с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.
красиво — красив-ее (красив-ей)
мудро — мудр-ее (мудр-ей)
искренне — искренн-ее (искренн-ей)
сладко — слащ-е
низко — ниж-е
тонко — тонь-ше
Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к исходной форме наречия слов более или менее.
сладко — более (менее) сладко
низко — более (менее) низко
Превосходная степень наречий обозначает наибольшую (наименьшую) степень проявления признака, например: Он прыгнул дальше всех; Эта деревня находится ближе всего к лесу. Превосходная степень наречий, как правило, бывает только составная. Формы простой превосходной степени наречия практически исчезли из языка. Остались только три устаревших слова из речевого этикета прошлого: нижайше, глубочайше, покорнейше (например: Покорнейше прошу Вас, сударь, оставить меня одного).
Составная превосходная степень образуется двумя путями.
1. К наречию прибавляются слова наиболее, наименее, например: красиво — наиболее красиво, наименее красиво.
2. К сравнительной степени наречия прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми предметами данного класса.
Эта лампочка светит ярче всего (вообще всего, что светит).
Эта лампочка светит ярче всех (всех остальных лампочек).
Он смеялся веселее всех (вообще всех, кто смеётся).
Простая сравнительная и составная превосходная степень наречий, прилагательных и слов категории состояния звучат и пишутся одинаково: тише, красивее; тише всего, красивее всего. Отличать их друг от друга cледует по вопросу и по роли в предложении.
Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень наречий, прилагательных и слов категории состояния
Наречие |
Прилагательное |
Категория состояния |
В предложении чаще употребляется в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному. Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое). Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение). Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое). |
В предложении относится к глаголу и употребляется в роли обстоятельства образа действия. Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство). Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство). |
Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды. В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое). В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое). |
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности в употреблении грамматических форм существительных
Возможные трудности |
Добрые советы |
Могут возникнуть сомнения при выборе формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода. (напр., инженера вместо инженеры) |
Заимствованные слова, оканчивающиеся на ударяемые –ер, –ёр, образуют форму именительного падежа множественного числа с окончанием –ы: тренеры, инженеры, офицеры, шоферы. Слова на –ор, обозначающие неодушевленные предметы, образуют, как правило, форму множественного числа с окончанием –ы: договоры, выговоры. Одушевленные существительные, оканчивающиеся на –ор, имеют в одних случаях окончание –а, в других — -ы. Слова, получившие широкое распространение и утратившие книжный характер, обычно имеют окончание –а: доктора, директора, профессора. Слова, сохраняющие книжный оттенок, имеют окончание –ы: лекторы, дикторы. Окончание –ы имеют слова торты, возрасты, госпитали, месяцы, ударение в которых, как и в других словах с тем же окончанием, падает на первый слог. |
Трудно бывает установить, в какой форме следует употребить существительное мужского рода в родительном падеже множественного числа. (напр., чулков вместо чулок) |
В большинстве случаев употребляется форма с окончанием –ов: много лесов, пара носков. Однако некоторые существительные имеют в данной форме нулевое окончание: сапог, чулок, солдат, грузин, партизан. Перечислим основные группы таких существительных. 1) нулевое окончание имеют названия парных предметов: (без) ботинок, валенок, сапог, варежек, чулок, погон, эполет (но носков!!!) 2) нулевое окончание имеют названия некоторых национальностей (в основном с основой на –Р и –Н): (много) англичан, армян, грузин, болгар, турок, цыган, башкир, осетин. 3) нулевое окончание имеют названия некоторых воинских групп: (отряд) солдат, партизан. 4) нулевое окончание имеют названия некоторых единиц измерения: (сто) ампер, ватт, вольт. Обратите внимание на нормативные формы (сто) килограммов, граммов (хотя допустимы разговорные варианты килограмм, грамм, но в ЕГЭ они считаются ошибочными). Перечислим также некоторые существительные, имеющие в форме р.п. мн.ч. окончание –ов: (пять) абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов. |
Видео про склонения
Если в виде таблиц вам неудобно воспринимать материал, то просто посмотрите видео, в котором всё объясняется.
← Паронимы. Лексическое значение слов Деепричастный оборот, примеры →
Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ
Сохранить и поделиться ссылкой на эту страницу (ещё можно добавить её в закладки):
Знаменитый спор «о буженине» тянется почти 60 лет. В 40-х годах прошлого столетия два известных лингвиста пытались выделить корень в словах «буженина», «малина».
- Г. Винокур не признавал уникальных корней. В словах «буженина» и «малина» нельзя выделить уникальные корни вроде «бужен» и «мал», так как они не несут смыслового значения.
- Его оппонент, А. Смирницкий, считал, что корень может иметь остаточное значение в случаях, когда основное переносится на суффикс: «конина», «баранина».
Спор идет и по сей день, у каждой теории есть свои сторонники и противники.
Но оставим споры ученым, перед нашим ребенком стоит совершенно конкретная задача — он должен научиться делить слова на морфемы, понимать значение каждой частицы, приоткрыть дверку в чудесный мир словообразования. Но главное — понять, что разбор слов может быть столь же увлекательным, как игровое конструирование.
Споры филологов о корне в слове «буженина» длятся 60 лет!
Фото:
Ведь что такое, по сути, разбор слова? Это расщепление его на мелкие цельные части. А с помощью какого средства можно «оживить» процесс, визуализировать его? Я бы посоветовала воспользоваться конструктором Лего.
Нам потребуется конструктор с довольно большими одинаковыми деталями. Большими для того, чтобы можно было прикрепить стикер, на котором будем писать морфему. В качестве стикера хорошо использовать клейкую ленту ценников. Заранее определяем цвета деталей. Красным обозначаем корень, синим — приставку, зеленым — суффикс, желтым — окончание.
Очень важно сначала использовать слова без чередования в корне. Пишем на листе слово «лес». Просим ребенка рассказать, что значит это слово. Подбираем однокоренные: «лесной», «лесник», «лесок», «перелесок». Обговариваем значения этих слов. Выделяем общую часть. Объясняем, что это корень, основная часть слова.
Начинаем «собирать» слова. В первом слове «лес» мы слышим только корень. Но это не значит, что у этого слова нет окончания. Окончание здесь нулевое. Изменяем слово по числам, падежам: «леса», «в лесу», «о лесе». Окончание проявилось.
Замечаем, что это одно слово, просто окончание всегда характеризуется непостоянством, поэтому его и не взяли в основу. Основа, как помните, часть слова без окончания. Хорошо бы для оформления окончания использовать иное крепление, можно просто приставлять деталь, не сцепляя ее. Важно сначала использовать слова без чередования в корне
Фото:
Переходим к слову «лесной». Берем красный кубик с морфемой корня. Теперь находим окончание. Для этого меняем слово по родам, падежам, числам (лесные, лесная, о лесном, к лесному). Определились с окончанием. Но у нас осталось «н». Это суффикс, который мы написали на стикере зеленой детали. У нас получилась основа из двух фрагментов: лес — н, и окончание — ой.
Не забываем каждый раз говорить о значении слова. Очень важно подвести к пониманию, что морфемы используются для образования определенных частей речи.
Можно поиграть в игру «Подбери похожие слова». Вспоминаем слова с суффиксом «ник». Все эти слова обозначают человека, занимающегося какой-то деятельностью. Лесник — человек, следящий за лесом; ученик — человек, овладевающий знаниями, учащийся; печник — человек, кладущий печи; и т. д.
В такой игре очень просто объяснить ребенку значение приставок. Например, частую ошибку при написании приставки при- и пре-. Просто объясняем слова с этими приставками: прибрежное, прибежать, прилететь, приусадебное. Это показывает близость к объекту. Пре- придает превосходное значение (превеликий, преувеличить) или значение «по-другому» (превращать, преступать). Фото:
Прием конструирования эффективен еще и визуализацией. Известно, что цивилизация движется в сторону визуализации. Зримые объекты воспринимаются и понимаются легче. А в работе с конструктором подключаются еще и тактильные ощущения, тактильная память. Чем больше органов чувств задействовано у ребенка при усвоении нового материала, тем лучше он осознается и запоминается.
Теги: словообразование, морфемы, объяснить ребенку
Продолжим изучать основные правила русского языка и сегодня вспомним, как разбирать слово по составу.
Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ, или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:
Корень
главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.
В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб, метро, перо, остров, погода.
Также, есть слова состоящие из двух корней: теплоход, водопад, самовар.
Из трех корней: водогрязелечебница.
Из четырех корней: электросветоводолечение.
Суффикс
значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.
В некоторых словах может быть два суффикса: подберезовик – суффиксы -ов- и -ик-.
Приставка
это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.
Окончание
это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.
Например, в слове поездка.
Изменяя слово: поездкой, или поездку, то видно – изменяемая часть – а. Обведем её рамочкой, это окончание.
Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – поезд, переезд. Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова езд. Это и есть корень.
Затем найдем приставку, для этого надо опять подобрать однокоренные слова – поезд, подъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по.
И наконец, найдем суффикс, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к.
Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:
суффикс |
пример |
к |
лепка, лапка |
ик |
лучик, пакетик |
ок |
волосок, снежок |
чик |
летчик, кузнечик |
щик |
гонщик, банщик |
ник |
механик, дворник |
ек |
платочек, веночек |
ёк |
кулёк, паренёк |
ишк |
домишко, пальтишко |
ышк |
пятнышко, перышко |
ушк |
веснушки, бабушка |
юшк |
горюшко, полюшко |
очк |
лампочка, дудочка |
ечк |
ситечко, семечка |
оньк |
яблонька, девонька |
еньк |
рученька, ноженька |
ищ |
избища, ручища |
тель |
учитель, строитель |
ист |
таксист, программист |
онок |
зайчонок, волчонок |
ёнок |
лисёнок, тигрёнок |
ат |
галчата, волчата |
ят |
лисята, тигрята |
Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:
суффикс |
пример |
н |
субботний, известный |
ов |
образцовый, холщовый |
ев |
кольцевой, ежедневный |
оват |
бедноватый, маловатый |
еват |
молодцеватый, синеватый |
оньк |
махонький, лёгонький |
еньк |
серенький, беленький |
ск |
белорусский, монгольский |
лив |
счастливый, хвастливый |
чат |
дырчатый, дымчатый |
Суффиксы у глаголов:
суффикс |
пример |
а |
прыгать, дрыгать |
я |
сеять, веять |
е |
твердеть, глядеть |
и |
гладить, ездить |
о |
молоть, колоть |
л |
прыгнула, сеяли |
Образцы разбора слов:
пришкольный
1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольному, пришкольным. Окончание ый.
2. Находим корень: пришкольный – школа, школьник. Корень школь
3. Ищем суффикс: холодный, молодежный – прил. Суффикс в слове пришкольный – н.
4. Теперь приставка: приусадебный, приморский. То есть приставка при.
подосиновики
1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновикам, подосиновиков. Окончание и.
2. Корень: подосиновик – осина, осинник. Корень осин.
3. Суффикс: ореховый, осиновый, -ов-. И суффикс -ик-: подберезовик, моховик.
4. Приставка: пододеяльник, подберезовик. Приставка под.
Спасибо что вы с нами.