Как ежик выручил зайца
СодержаниеПридумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы «Игры со словами»Ход занятияСценарий спортивного праздника «Фестиваль дворовых игр»Заяц и ежСказка Ёж и заяцПридумывание сказки на тему «Как ёжик выручил зайца»».Дополнительные записи [ Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца». Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста по …
Содержание
[
Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста по развитию речи
Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Задачи:
Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, опираясь на внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга.
Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.
Словарь: учить подбирать синонимы, воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значение многозначных слов.
Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.
— Ребята, сегодня к нам пришли два гостя. Угадайте их.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Ежик)
Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушки зайца и ежа.
— Где живут заяц и еж? (В лесу.)
— Какие слова можно образовать от слова ЛЕС? При затруднении задать наводящие вопросы.
— Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная)
— Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник)
— Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)
— А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.
— Сегодня мы будем придумывать сказку про наших гостей. Давайте побольше о них узнаем.
— Еж был смелый, а заяц – какой? (Трусливый.) сейчас слушайте внимательно задание будет трудным.
— Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова по смыслу близкие к слову трусливый(боязливый, пугливый…).
— Еж смелый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный…).
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова:трусливый, боязливый, пугливый? Да похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».
— Ребята, давайте придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случится с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
(Следует спросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты… (храбрец).
Теперь начало я скажу –
Ну, отвечай… (конец).
— Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз.
В заключении дети хором, проговаривают громко, тихо, шепотом первую строфу.
— Ребята нашим гостям очень понравились сказки про них, давайте с ними прощаться.
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы «Игры со словами»
Татьяна Фёдорова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы «Игры со словами»
Цель:
Активизировать речь детей.
Задачи:
1. Продолжать формирование умения составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам.
2. Совершенствовать фонематическое восприятие.
3. Помочь детям вспомнить известные им сказки через загадки.
4. Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, уважение друг к другу.
6. Развивать мелкую моторику рук через художественное творчество.
2. Поощрять активность и самостоятельность.
Материал и оборудование. Сюжетные картинки, фишки, иллюстрации знакомых детям сказок, две корзины, альбомные листы, фломастеры.
Предварительная работа. Отгадывание загадок, составление рассказов по сюжетным картинкам, художественное творчество, составление предложений по заданному слову, чтение сказок.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия
1. Круг общения «Клубочек желаний»
Воспитатель. (Дети стоят в кругу). Ребята, у меня в руках клубочек желаний. Пусть он прокатится по нашим рукам, и мы пожелаем друг другу (доброго здоровья, улыбок и смеха, приятного настроения и т. д.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем играть со словами, выполнять разные задания и немного посоревнуемся. Для этого надо разделиться на две команды. Разделимся по расчету «на первый, второй». Команда под номером «один» присядет на стулья справа, команда под номером «два» — на стулья слева. Каждая команда за правильный ответ будет получать фишки, я их буду складывать в корзины. На корзинах обозначены номера команд. В конце нашей игры подведем итоги.
2. Игры со словами.
«Поймай слог»
Воспитатель. Первое задание. Я буду «бросать» вам слог, а вы должны «превратить» его в слово (Па – папа, ма – мама, ку – кукла, ра – радуга, ар – арбуз, ли – лиса (задание выполняют по очереди обе команды, за правильный ответ получают фишки).
«Придумай предложение со словом»
Воспитатель. Второе задание. Я называю слово для каждой команды, а вы придумываете предложение. (Школа, портфель, карандаш; парта, учебник, звонок).
3. Загадки о сказочных героях
Воспитатель. Ребята, следующее задание: чья команда больше назовет любимых вами сказок? (Дети называют сказки.) А теперь надо отгадать загадки о сказочных героях (каждой команде загадывается по две загадки).
Он герой нам всем известный и с волшебным словом вместе
Может целую неделю на печи лежать (Емеля).
Скрипит зубами, водит носом, и русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовется … (Бабою Ягой).
Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще и зовется царь… (Кощей).
Кощеем заколдована, Иваном очарована,
Зеленая подружка, Царевна… (Лягушка).
4. Физкультминутка
Игра «Передай мяч». Дети стоят в кругу. Воспитатель достает три мяча (большой, средний, маленький). Надо быстро передать мячи друг за другом и не уронить.
5. Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Воспитатель. Ребята, каждая команда должна составить небольшие рассказы по картинкам (детям предоставляется возможность рассмотреть картины и составить небольшие рассказы. Отвечают по два ребенка из каждой команды).
6. Игра «Наоборот»
Воспитатель. Следующее задание. Слушайте внимательно стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко, а ты ответишь(«низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты… («нашел»!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай(«конец».
Сахар сладкий, а лимон… (кислый).
Луна видна ночью, а солнце (днем).
Огонь горячий, а лед (холодный).
Река широкая, а ручей (узкий).
Камень тяжелый, а пух… (легкий).
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием.
7. Художественное творчество.
Воспитатель. Сейчас каждая команда пройдет к своему столу, там лежат альбомные листы и фломастеры. Нарисуйте, пожалуйста, свои впечатления, какие у вас оставила наша игра в слова. (Дети приступают к работе). Объясните свои рисунки? (Дети высказывают свое мнение, обмениваются впечатлениями.)
8. Итог занятия.
Воспитатель. Вот и закончилась наша игра и соревнование двух команд. Возьмите свои корзины и сосчитайте фишки. Победила дружба.
Сценарий спортивного праздника «Фестиваль дворовых игр»
Сценарий спортивного праздника
«Фестиваль дворовых игр»
-
Вступительное слово ведущего:
— Дорогие ребята, уважаемые взрослые, гости нашего праздника, я рада приветствовать Вас на нашей спортивной площадке и празднике, который посвящён дворовым играм XX века, т.е. играм, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки, когда были такими же детьми как и вы. Некоторые из этих игр хорошо известны большинству из вас, и вы с удовольствием играете или играли в них с друзьями, а другие были забыты и утеряны, т.е. мы не знаем их правил или даже названий, хотя они не хуже, а может быть и лучше, интереснее современных игр. И мне хотелось, чтобы вы, ребята, ваши дети и внуки знали эти игры, играли в них, чтобы они приносили вам радость и удовольствие.
А теперь немного о том, что ожидает сегодня нас на нашем празднике.
(Ведущий знакомит участников и гостей с планом проведения праздника, с тем как будут в конце праздника выявляться победители, просит гостей дружно поддерживать игроков и самим участвовать в конкурсах и соревнованиях, напоминает правила безопасности во время игры, желает всем участникам удачи и объявляет начало спортивного праздника).
-
Выступления детей перед началом соревнований, между ними и в конце праздника (стихи, песни, загадки о детстве, играх, шуточные конкурсы и викторины для гостей праздника).
Мой змей
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я, словно птица,
Улететь за сто морей.
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
Я весь мир хочу увидеть,
Всех детей хочу увидеть,
Чтобы за руки нам взяться,
Чтобы вместе нам смеяться.
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей !
-
Игра «Море волнуется раз»
(правила здесь и далее объясняет ведущий).
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.
-
В.Берестов
Велосипедист
Мчат колёса
По дороге.
Над дорогой
мчатся ноги.
Это еду я
Бегом.
Это я бегу
Верхом!
-
Ведущий: И сейчас нашим игрокам придётся продемонстрировать свои ловкость сноровку, и в какой-то степени ковбойские качества. А поможет нам выбрать самого смелого, ловкого и прыгучего игра «Чехарда»
-
Чехарда. Игра, участники которой поочерёдно прыгают, через своих партнёров, стоящих в согнутом положении.
-
Ведущий (загадки о том, во что любят играть дети):
Вверх-вниз, Вверх-вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. (качели)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (санки)
Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня! (велосипед)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встаёт опять
И стоит – качается. (ванька-встанька)
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. ( воздушный шарик)
-
Выше ноги от земли
Выше ноги от земли — один из вариантов игры Салки. Веселая, активная игра, развивающая выносливость и физическую силу играющих.
Описание игры
Выбирают водящего. Остальные разбегаются.
Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли. С этой целью они залезают на какой-либо предмет или дерево, садятся, ложатся на спину, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить. Если же ноги игрока оказываются на земле, его можно осалить.
Осаленный начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми.
Правила игры
Выбирают «салку».
Играющие должны оторвать ноги от земли — залезть на дерево, скамейку или какой-либо другой предмет, лечь, сесть, обязательно подняв ноги.
Не успевшего поднять ноги, осаливают.
-
С. Маршак
Мяч
Мой Веселый,
Звонкий Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой
я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз Подряд Прыгал В угол И назад. А потом
Ты покатился И назад
Не воротился.
Покатился
В огород, Докатился до ворот, Подкатился Под ворота, добежал
до поворота.
Там
Попал
Под колесо. Лопнул, ХлопнулВот И всеl
Раз Подряд Прыгал В угол И назад. А потом
Ты покатился И назад
Не воротился.
Покатился
В огород, Докатился до ворот, Подкатился Под ворота, добежал
до поворота.
Там
Попал
Под колесо. Лопнул, ХлопнулВот И всеl
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился до ворот,
Подкатился
Под ворота, добежал
до поворота.
Там
Попал
Под колесо. Лопнул, Хлопнул –
Вот
И все !
-
Игры на улице с мячом – Съедобное -несъедобное
Игру, как обычно, начинаем с выбора ведущего.
Все игроки садятся на лавочку в ряд (как вариант -становятся в круг).
Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если «это» съедобное — игрок должен поймать мяч. Если несъедобное — отбить его.
Если кто-то «съел» несъедобное, он становился ведущим.
Вышибалы 2
Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера. Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться, и особо хитрые могут прикрываться соседями.
«Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.
Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли — выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
Есть также несколько усложнений (вариаций) кидания мяча:
1. «Свечка».
Вышибала громко говорит «свечка» и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная «жизнь». Игрок может поделиться жизнью с уже выбывшим игроком (поймавший мяч сам определяет, кого из команды ему выручить).
2. «Бомба».
Вышибала громко кричит «бомба» и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока — он выбывает из игры. Передвигаться в момент падения мяча можно, но не вставая с корточек.
3. «Ручеек».
Вышибала громко кричит «ручеек» и катит мяч по земле посередине площадки. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать — выбывает.
4. «Макароны».
Вышибала кричит «макароны» и кидает мяч как обычно. В этот момент все игроки обязаны «прилипнуть к месту» и двигаться «волнами», прижав руки к туловищу. В кого мяч попадет — тот выбывает. Тут важно, чтобы мяч бросался в момент объявления условия (нельзя объявить «макарончики», дождаться пока все прилипнут и потом кидать мяч, это нечестно).
-
Ян Бжехва
Три бабушки
Тары-бары,
Трали-вали,
Три бабушки
На бульваре –
В салочки играли,
Внуков растеряли,
И вся троица ревёт :
– Нам от дочек попадёт!
-
Салки, Пятнашки, Догонялки
Салки – Пятнашки являются одним из прекраснейших видов подвижных игр. Очень демократичная игра, правила предельно просты для усвоения ребенком.
По счету одного из игроков – салки (пятнашки), все остальные разбегаются. Задача салки — водящего – догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит «Я салка!». Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку.
Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держа другую, отведенную назад, ногу двумя руками.
-
ДЖОН ЧИАРДИ
Прощальная игра (читает ведущий)
А вот прощальная игра ..
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен.
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру «НАОБОРОТ».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:
НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: …
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь: …
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:
. . . .. I
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО
Я скажу,
Ну, отвечай: … !!!
-
Ведущий: А теперь подведём итоги нашего праздника.
-
Подведение итогов.
-
Награждение победителей.
-
Песня «Детство» (исполняют все).
-
Вот и закончился наш весёлый праздник. Но вы не унывайте! Ведь в эти игры и во многие другие вы можете играть с друзьями в любое время и в любом месте: дома на улице, во дворе, в школе на перемене. Самое главное при этом соблюдать правила игры и не забывать о технике безопасности. И тогда любая игра принесёт вам радость и удовольствие.
-
Уход с площадки под весёлую музыку
Заяц и еж
Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, — дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:
«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»
А дело было вот как.
Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.
И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку — не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано — сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом — посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:
— Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?
— Гуляю, — говорит еж.
— Гуляешь? — засмеялся заяц. — Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.
Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, — уж очень они были у него кривые.
— Ты, видно, воображаешь, — сказал еж зайцу, — что своими ногами ты можешь лучше управиться?
— Я думаю, — ответил заяц.
— Это надо еще проверить, — сказал еж. — Я готов биться об заклад, что если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.
— Да это прямо смешно — ты-то, со своими кривыми ногами? — сказал заяц. — Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?
— На один золотой луидор и на бутылку водки, — говорит еж.
— Идет! — ответил заяц. — Ну, тогда уж давай начнем сейчас.
— Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, — говорит еж, — ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.
Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».
Пришел еж домой и говорит своей жене:
— Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.
— А что такое случилось? — спрашивает она.
— Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку водки: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.
— Ах, боже ты мой! — стала кричать на него жена. — Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?
— Да ты уж, жена, лучше помолчи, — говорит ей еж, — это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.
Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.
Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:
— А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело — только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»
С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.
— Давай, что ли, начинать? — говорит заяц.
— Ладно, — отвечает еж, — начнем.
И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.
Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:
— А я уже здесь!
Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, — а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» и крикнул:
— Давай побежим еще раз назад!
И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:
— А я уже здесь!
Разозлился заяц и крикнул:
— Давай бежать еще раз назад!
— Как хочешь, — ответил еж, — мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.
Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:
— А я уже здесь!
Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, пошла у него кровь горлом, и не мог он двинуться дальше.
Взял еж выигранные им золотой луидор и бутылку водки, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, то живут они еще и сейчас.
Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.
А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком — хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.
Сказка Ёж и заяц
Повстречал заяц ежа и говорит:
— Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.
Еж рассердился и говорит:
— Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим на перегонку!
Ёж пошёл домой и говорит жене:
— Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонку!
Ежова жена и говорит:
— Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые.
А ёж говорит:
— У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдём в поле.
Ежова жена спряталась в борозде, а ёж с зайцем побежали с другого конца.
Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; ёж и говорит жене:
— Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: «А я уже давно жду». Он тебя от меня не узнает — подумает, что это я.
Как заяц разбежался, ёж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! — а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему:
— А я уже давно жду!
Заяц не узнал ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»
— Ну, — говорит, давай ещё раз побежим!
— давай!
Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! — а ёж уже там, да и говорит:
— Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут.
«Что за чудо! — думает заяц, — уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня».
— Ну, так побежим ещё раз, теперь уж не обгонишь.
— Побежим!
Поскакал заяц, что было духу: глядь! — ёж впереди сидит и дожидается.
И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперёд никогда не будет спорить.
Придумывание сказки на тему «Как ёжик выручил зайца»».
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение
Бутурлиновский детский сад №11
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области.
«Придумывание сказки на тему
«Как ёжик выручил зайца»».
Коммуникация.
Подготовительная группа.
Воспитатель: Данилова И.В
Цель: побуждать детей придумывать сказку на заданную тему.
Задачи: закрепить умение описывать внешний вид персонажей,
их поступки; учить подбирать однокоренные слова,
синонимы, антонимы; упражнять в умении регулировать
силу голоса; развивать речь; воспитывать желание помогать,
заботиться о других.
Материалы и оборудование: ширма, игрушки: ёж. заяц, волк,
запись музыки.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: » Сегодня мы, ребята,
В дремучий лес пойдём.
Кто хочет в путь? пожалуйста!
Мы всех с собой возьмём.
Дети встают и идут друг за другом в «лес», в это время воспитатель читает стихи.
«Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур не забывай!
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
А теперь тихонько сели
И вокруг все посмотрели.
Воспитатель: «Тут под ёлкой кто-то сидит.
«Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками». (ёж)
— А почему ежа называют колючим? (много иголок)
— А какие ещё бывают иголки? (вязальные, швейные, у ёлки, у кактуса и др.)
— Одно слово «иголки», а сколько значений. Здесь кто-то ещё за пенёчком сидит.
«Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы? (заяц)
— У ежа иголки и он никого не боится, значит он какой? (храбрый)
— А как сказать про него по другому? Подберите слова. по смыслу близкие к
слову «храбрый». (смелый, отважный и др.)
— А заяц какой? (трусливый всех боится)
— А как сказать про него по другому? (боязливый, пугливый и др.)
Воспитатель побуждает детей отвечать предложениями, давать полные ответы.
— А давайте вспомним, кто ещё живёт в лесу и расскажем о них какие они.
-Мишка— бурый, косолапый, неуклюжий ….
— Волк — серый, зубастый, злой …..
— Лиса — рыжая, пушистая, хитрая …. и т. д.
Воспитатель: » На лесной полянке
Сегодня спозаранку.
Собрался лесной народ-
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут где чья семья.
Тут сова на ветку села
И сказала: «Я, друзья,
Расскажу где чья семья».
— А мы, ребята, давайте ей поможем.
— Ёж – ежонок и ежиха, (отвечают дети)
— Слон – слонёнок и слониха,
— Грач – Грачонок и грачиха,
— Лис – лисёнок и лисица.
— Тигр – тигрёнок и тигрица
— Гусь – гусёнок и гусыня.
Воспитатель: » Ёжик так расхрабрился, что решил сходить к реке искупаться.
Ребята, а сейчас купаются в реке? Почему? (осень холодно, можно простудиться).
— Давайте мы напомним ёжику об этом.
Артикуляционная разминка:
«Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!» (тихо, громко, шёпотом, простучать)
— Не ходи ёж к реке. а лучше с нами поиграй.
Физ. минутка.
Чтоб размялись наши ножки
Мы пройдёмся по дорожке.
У нас славная осанка
Мы свели лопатки,
Мы походим на носочках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк – волчище,
И как заинька трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
— Пока мы с вами играли, заяц ,кажется. попал в неприятности. (раздаётся тревожный крик из-за ширмы) Ёж поспешил выручать зайца.
— Как вы думаете, что случилось у зайца? Давайте придумаем сказку, как ёжик выручил зайца из беды.
(дети при помощи воспитателя придумывают сказку. 2-3 ребёнка рассказывают) Ёж спас зайца и они вместе вернулись.
Воспитатель: -А теперь давайте поиграем. «Сделал дело – гуляй смело»
Игра » Скажи наоборот»
Скажу я слово – «высоко»
А ты ответишь- «низко».
Скажу я слово – «далеко»,
А ты ответишь –» близко».
Много – мало
Тихо – громко
Злой – добрый
Плохой – хороший
Теперь «начало» я скажу —
Ответишь ты – «конец»
Воспитатель: Давайте прощаться с нашими лесными друзьями. Нам пора
возвращаться в детский сад.
( дети идут друг за другом в «детский сад» , воспитатель читает стихи)
» Тёплый ветер гладит лица
Лес шумит своей листвой
Дуб нам хочет поклонится
Клён качает головой.
А кудрявая берёза
Провожает всех ребят.
До свиданья, лес осенний,
Мы уходим в детский сад.