Как бута?
Содержание
- Выборы 2004 привели к власти Михаила Саакашвили и его Партию Национального Движения.
- Декоративный камень и ресурсы
- Торговые компании
- Неолита Лтд
- Знаки Обществ (Союзов) и Организаций Азербайджана 1916 — 1948 г.г.
- БКФ => БФС — Бакинский Футбольный Союз
- Почетный Пролетарский Нагрудный Знак АССР
- ЦИК АзССР — Центральный Исполнительный Комитет Азербайджанской ССР
- Знак АССР «Все на помощь инвалидам и красноармейцам»
- Азербайджанское Общество Красного Полумесяца
- Общество Друзей Радио
- Юбилейный Знак БакСовета
- Азербайджанское Общество Охотников
- АзЧК => ГПУ Азербайджана
- Оснав {Общество спасания на водах (1925-1931)} => Освод {Союз обществ содействия развития водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях (1931-1943)}
- Аз.ОДВФ {Общество друзей воздушного флота (08.03.1923 – 03.1924)}
- Аз.Доброхим {Общество друзей химической обороны и промышленности (19.05.1924 – 13.03.1925)}
- Аз.Авиахим {Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности (13.03.1925 — 23.01.1927)}
- АзАвтодор {Общество содействия развитию автомобильного транспорта, тракторного и дорожного дела (30.05.1928 — 23.10.1935)}
- Аз.ОСОАВИАХИМ {Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (23.01.1927 — 05.1948)}
- Дополнительные записи
Национальные орнаменты Азербайджана
Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня.
Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров, кялагаи и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.
История
Где берет начало этот символ.
Многое может стать более ясным если мы обратим внимание на историю города Баку. Узор бута — три языка пламени присутствует на гербе города Баку. Итак, город Баку — являющийся одним из древнейших городов мира. И хоть точный возраст его до сих пор вызывает огромные споры в среде ученых-историков, однако по утверждению английского историка — Флиндерса Петри, о существовании Баку было известно уже с 3-го тысячелетия до н. э. О чём также свидетельствуют упоминания в Египетской «Книге мертвых», и в Библии — как о Священном Багуане — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма. Такую силу дает самовозгорающийся огонь в местах выхода на поверхность природного газа и нефти, это место которое даровало имя городу Баку как город огней.
Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зелёной богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», » слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма — один из символов движения, развития, энергии. Не случайно «огуречный» орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис — дерево священное. В Иране изображение «восточного огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.
ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать «огурцы» на индийских шалях.
Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно .Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете «о чем огурец» и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.
Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца, чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.
Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами — оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии — Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде.
Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии — там к нему относятся с большим пиитетом.
Как много версий происхождения этого орнамента.У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
В трех республиках юга Кавказа, камень использовался с древних времен для строительства церквей. И по сей день много разновидностей декоративного камня, добываются в каменоломнях Грузии, Армении и Азербайджана. Рассказывает Пауль Даниэль:
Соседство больших стран всегда было несколько проблематичным, особенно это касается стран юга Кавказа.
У Грузии и Армении за плечами века христианской традиции, в то время как у Азербайджана корни идут из турецких и персидских культур. У всех трех стран есть значительные запасы камня, некоторые из них могут представлять интерес для внешних покупателей.
Грузия
В течение 2006, Грузия сделала больше усилий, чем любая другая страна в мире, чтобы стать привлекательной для международного бизнеса, как видно из последнего доклада Всемирного Банка. Правительственные реформы облегчили развитие бизнеса, получение кредитов, их использование и возвращение.
В Республике Грузии сильна традиция гостеприимства, а климат и национальный темперамент являются реминисценцией средиземноморья. Это один из самых древних производителей вина в мире.
В течение веков, Грузия была объектом соперничества между Персией (Иран), Турцией и Россией. Она стала независимой страной в XII веке, когда Западная Грузия (Колхида) объединилась с Восточной (Картли-Иверия) под царствованием царя Давида. Грузия вошла в состав Русской Империи в XIX веке. Она была независимой в течение трех лет (1918 -1921), но после русской революции была присоединена к Союзу Советских Социалистических Республик (U.R.S.S), до его распада в 1991.
Выборы 2004 привели к власти Михаила Саакашвили и его Партию Национального Движения.
Соединенные Штаты очень заинтересованы в безопасности и стабильности этого района, так как они вложили много средств в нефтепровод, который идет из Баку (Азербайджан) через Грузию в Турцию. Для получения актуальной информации можно проконсультироваться на английской версии Джорджиан Таймс в www.geotimes.ge
Основные данные:
* Столица: Тбилиси
* Население: 4.474.4004 (статистика за 2005г. ).
* Территория: 69.700 km2
* Официальный язык: грузинский
* ВВП на душу населения: $ 3.616
* Время: G+3
* Телефонный код страны: +995
* Интернет TLD:.ge
* Национальная валюта: Лари (GEL)
Декоративный камень и ресурсы
В течение многих лет Грузии добывался мрамор и твердый известняк. Сейчас запасы составляют 40 % от исследованных запасов. По информации Сычова1 существуют сотни запасников декоративного камня, из которых детально изучены только 70. Общий запас оценивается в 260 миллионов кубических метров, однако, не все это блоки.
По древности залежей и связям с геологическими структурами, все мраморы и твердые известняки можно разделить на три главные группы: Палеозойскую, Нижнеюрскую и Высокомеловую. Среди осадочных пород можно выделить известняки и доломиты западной Грузии, которые соответственно образовались в Высоком и Низком Меловом периоде. Эти материалы успешно использовались в строительстве и облицовке фасадов. Среди огненных пород Грузии фигурируют андезиты, базальт и долерит. Особый интерес вызывают запасы серого и темно-серого Марнеульского базальта. На западе Грузии есть группа залежей тешенита серого и зеленовато-серого цвета, представляющая коммерческий интерес. По всей стране появились конгломераты Средне- Юрского и Мелового периодов. Болнинский (Сарачлинский) карьер конгломерата фельзита серо-желтоватого цвета и розовато-серого интенсивно разрабатывался в течение многих лет. Запасов плутонических пород в Грузии очень мало. Запасы гранитоидов еще не получили коммерческого развития. Габбро встречается в форме выхода на поверхность, как в зоне гео-антиклиналя главного гребня Кавказа, так и в Дзирульском кристаллическом массиве, а также в Аджаро-Триалетском складчатом образовании. Запасы темно-серого и черновато-серого Рикотского габбро — заметный пример.
Большие запасы ресурсов камня, а также их локализация вблизи портов Черного Моря предполагают большой потенциал для экспорта декоративного камня в Грузии.
На сайте www.yellowpages.ge можно найти названия и адреса восьми предприятий в разделе Construction & Real EstateMarble & Granite.
Армения
Армения считается первой страной, в которой формально было принято христианство — в 330 году н.э. Согласно Библии, Ноев Ковчег во время Потопа пристал к горе Арарат, в Армении. У страны были периоды независимости, но большую часть своей истории она являлась частью империй, таких как римская, византийская, персидская и оттоманская. В 1991 году Армения получила независимость в связи с распадом Советского Союза.
Десятилетием экономического роста были годы между 1995 и 2005. Промышленный сектор и строительство помогли обеспечить средний годовой рост ВВП почти в 14%.
В лучшие советские годы Армения привлекала более 600000 туристов в год. Катастрофическое землетрясение 1988 года и расставание с Россией в 1991 самым радикальным образом подорвали туристическую отрасль.
У Армении многочисленная и широко распространенная диаспора, и по этому показателю ее можно сравнивать с Израилем, Ирландией и Шотландией.
Около 20% людей, посещающих Армению, приезжают из Соединенных Штатов, что пополняет валютные запасы страны.
До землетрясения в декабре 1988, фабрика в Ленинакане, в Армении, производила большую часть камнеобрабатывающего машиностроения в СССР. Фабрика была разрушена и не восстановлена до сих пор.
Основные данные:
Столица: Ереван
Население: около 3 млн. человек
Площадь: около 30тыс кв. км
Язык: армянский
ВВП на душу населения: $4500 (данные 2005г)
Часовой пояс: G+3
Телефонный код страны: +374
Доменная зона: .am
Валюта: Драм (AMD)
Декоративные камни и резервы
Были разведаны более 200 месторождений декоративного камня в Армении, с резервами, оцениваемыми в 300млн кубометров. Основной декоративный камень страны — вулканический туф. Известны как минимум 100 месторождений этого камня, из которых 30 дают материал пригодного для строительства качества.
Туф, широкого спектра цветов, обнаружен в центре и на северо-западе страны. Существует пять главных типов:
Aniysk самая твердая разновидность ввиду однородной структуры (тонкозернистое вулканическое стекло) и отсутсвия вкраплений. Туф этого типа — желтого, оранжевого и розово-желтоватого цветов.
Artik имеет видимую пористость (продолговатые поры), преобладает окрас от розового до фиолетового.
Yerevan имеет очевидную фрагментарную структуру, низкую пористость и высокую плотность. Может быть красно-кирпичного цвета, коричневый или черный.
Byurakan имеет сложный рисунок с вкраплениями черных вулканических кристаллов на черно-красно-коричневом фоне.
Felsitas имеет высокую плотность и пористость (мелкопористая структура), окрас светло-золотистый, кремовый, розовый, иногда с рисунком.
Первые четыре типа туфа, указанных выше — четверичной эры, в то время как felistas — третичной эры.
Территория Армении очень богата базальтом: его залежи находятся по всей стране. Месторождения обнаружены главным образом в центре и на северо-западе. Самые характерные цвета — серые и темно-серые.
Были оценены запасы мрамора и твердого известняка во многих районах Армении. В провинции Гегаркуник добывается мрамор лилово-розового цвета мелового периода (карьер Агверанск). В каменоломне Иджеван в провинции Тавуш есть твердый известняк розово-коричневатого цвета также мелового периода. Есть две разработки черного очень декоративного известняка в центре Армении (провинция Арарата). Они известны как месторождения Давалин и Хорвирабск и присоединены к осадкам девонских и угленосных периодов.
Разновидностями декоративных осадочных скал в Армении являются травертины. Были оценены две каменоломни, обе в провинции Арарата. Также в этой зоне находится месторождение оникса жемчужно-фисташкового цвета.
По ссылке находятся описания и цветовые палитры 18 декоративных камней Армении.
Торговые компании
GETIN Group Co. была основана в 1958 и известна как активный производитель каменных продуктов и асфальта. По информации на веб-сайте, располагает каменоломнями базальта, туфа, агломерата, мрамора и травертина. Также импортирует блоки. Полный список продуктов на сайте www.spyur.am/getngroup.htm
Компания Мовсисян была создана в 1997 году. Владеет каменоломнями туфа и травертина в нескольких районах Армении. Травертин светлого и темного бежевого цвета, шоколадного и золотого. В 2004 году установлен цепочный резательный станок. В каменоломне туфа в районе Шираки компанией производятся блоки табачного, темно-табачного цвета. Компания также продает импортный материал: греческий мрамор и бразильский гранит. В 1997-2000 годах Мовсисян установил на своей фабрике много нового итальянского оборудования. Продукция компании, как местного материала, так и импортного, имеет спрос внутри страны и за ее пределами. Подробности на сайте: www.movsissyan.am
Карарт Ко
Образована в 2003, занимается добычей и обработкой натурального камня. Каменоломня фельзита находится в районе Тавуш и обладает резаками с алмазной нитью «Бенетти», что позволяет извлекать блоки от 5 до 10 кубометров. Торговая марка камня — Армениан Гольд. Он открыл в Тавуше новую добычу камня сине-зеленоватого цвета, названного Блю Севан.
По структуре и составу это глинистый сланец. Он используется во внешнем и внутреннем декоре, памятниках и архитектурном секторе. Фабрика Карарт находится в Ильеване, на северо-западе Армении. Она оборудована итальянскими станками. Также, компания производит скульптуры. Подробности на сайте : www.karart.am
Неолита Лтд
Считается одним из крупнейших экспортеров натурального камня в Армении. Экспортирует блоки и облицовочные плиты клиентам соо всего мира. Владеет собственными каменоломнями мрамора, фельзита, туфа и травертина, оборудованными итальянской техникой. На фабрике есть линия производства облицовочной плитки «Педрини». mail: newlitallc@yahoo.com
Карастх Ко. Основан в городе Артик (туфовая столица Армении) в 2003г. Предприятие располагает более 50 гектарами каменоломен в долине Арарата.
Среди материалов фигурируют туф, базальт и оникс. На фабрике Артик есть собственная железнодорожная станция. Карастх экспортирует травертин,базальт в любой уголок земного шара, включая европу, США и Россию. В ассортименте продуктов также плитка, колонны и статуи. www.travertin.org
Шен Стоунс ищет инвестиции в 3,5 млн. долларов на оборудование для обработки каменной облицовочной плитки высокого качества. Плитка может быть изготовлена из таких армянских материалов, как туф, фельзит, базальт, мрамор и травертин. Подробнее на www.armeniaemb.org/BusinessEconomy/Investment/Mining/ShenStones.htm
Азербайджан
Слово «Азербайджан» означает «Земля Огня». В течение веков столица, Баку, поражала приезжих феноменом огня, вырывающегося из земли. Марко Поло писал «там огни, которые не могут распространяться”. Более века тут, на берегах Каспийского моря добывались нефть и газ в промышленных масштабах. В течение краткого периода миллионеров в Баку, было больше, чем где-либо еще на земле. Население Азербайджана — это турки, как правило мусульмане, страна получила независимость после распада Советского Союза в 1991.
Страна проходит через все проблемы бывших советских республик, возникающие в период перехода от социализма к рыночной экономике, но его значительные энергетические ресурсы облегчают долгосрочные перспективы. Первая поставка нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Сейхан (BTC) состоялась в июне 2006 года. Газопровод Баку-Тбилиси-Сейхан был открыт в конце 2006г. Говорят, что они принесут в государственные фонды Азербайджана доход в140 миллиардов долларов США в ближайшие 20 лет.
Основные данные:
• Столица: Баку
• Население: 7.392.000
• Территория: 86.600 км2
• Официальный язык: азербайджанский
• ВВП на душу населения: $ 4.800 ( статистика 2005г.)
• Время: G+3
• Телефонный код страны: +994
• Интернет TLD:.az
• Национальная валюта: манат
Декоративный камень и ресурсы
Как и у его кавказских соседей на севере, у Азербайджана сложились вековые традиции использования декоративного камня. Самый знаменитый пример – Девичья Башня (Гыз-Галаси), в окрестностях Баку. Считается, что его нижняя часть восходит к VII или VI векам до н.э. У башни, высотой 29,5 метров, восемь этажей, соединенных каменной лестницей. В течение работ по реконструкции в XII веке были сделаны записи в соответствии с типом камня и его положением. В 1960 была проведена новая реставрация.
Азербайджан — страна со значительными запасами камня1. Известны более 100 материалов, из которых 21 можно отнести к декоративному камню. Оцененные резервы составляют около 54 миллионов кубических метров. Кроме того, были оценены 36 месторождений с запасами в более чем 440 миллионов кубических метров камня для строительства; какая-то часть из них может считаться декоративным камнем. Более 85 % декоративного камня Азербайджана – углесодержащие породы: мрамор, твердый известняк и травертин. Большинство месторождений находится в юго-западе страны.
В автономном районе Нахичевань, есть три важных месторождения травертина кремового цвета (Шахтинск, Бузгов и Карабаглар) и также здесь находится карьер твердого черного известняка Улия-Норашенск. Также заслуживают упоминания декоративные конгломераты Жульфинска. В Гюлаблинском (Килаблы) значительные запасы розово-кремового известняка. Месторождение розового известняка Горовское было очень популярным в прошлом, но сейчас его резервы истощены. На северо-западе от этого месторождения есть карьеры серого известняка Дашкесан и единственное месторождение мрамора, известного как: Амирвар. Известняк для строительства добывается на юго-западе и на востоке Азербайджана, на полуострове Апшерон и пограничных зонах. Известняк-детрит Гульбахтск привлекателен своим желтоватым тоном; некоторые из них используются как облицовка.
В огненных скалах Азербайджана мало карьеров. Они ограничиваются главным образом плутоническими зонами Малого Кавказа. Было исследовано очень мало мест для добычи каменных блоков. В Нахичеване добываются серые тешениты миоценского периода. На северо-западе страны — месторождение черного порфира Мусакейское. На юго-западе был открыто месторождение серо-зеленого габбродиорита Гадрудское. В Едишском месторождении на юге страны, около границы с Ираном добывается черно-серый габбро-диабаз. На северо-западе Азербайджана находится небольшое месторождение желтого туфа Гажалиларск. В списке1 вы найдете описания и палитру цветов 11 декоративных камней страны. Страница на английском www.bakutoday.net — полезный источник местной информации.
Д • 7universum.com
Ж UNIVERSUM:
№ 5 (39) ЛЛЛ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ май, 2017 г.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИЦИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО
КОВРОВОГО ИСКУССТВА
Агамалиева Егана Черкес кызы
канд. архитектуры, доцент кафедры «Дизайн» Азербайджанского государственного экономического университета, AZ1072, Азербайджан, Баку, Гасан Алиев, 135 E-mail: yegana. aghamaliyeva@gmail.com
PECULIARITIES OF THE ARTISTIC COMPOSITIONS OF AZERBAIJAN CARPET ARTS
Yegana Aghamaliyeva
candidate of architecture, associated professor, Department design, Azerbaijan State University of Economics,
AZ1072, Azerbaijan, Baku, Hasan Aliyev, 135
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается искусство ковроткачества Азербайджана. Исследуется история и разновидность Азербайджанских ковров условно разделенных на различные региональные школы ковроткачества. Проводится анализ этих школ, их особенности, характерные типы узоров и техника ковроткачества. Обсуждается современное положение в сфере этого древнего искусства в Азербайджане.
Ключевые слова: Азербайджанский ковер, школы ковроткачества, Тебризская школа ковроткачества, сюжетные ковры, узоры, растительный орнамент, композиция, геометрический орнамент.
На художественное мышление и творчество азербайджанского народа всегда оказывали большое влияние красивые пейзажи, климатические условия, природные ресурсы страны. Несмотря на прохождение долгого и сложного пути развития каждого вида различных форм искусства страны в отдельности, в сочетании они позволяют создать полную картину о культуре и искусстве Азербайджана. Азербайджанское искусство разнообразно, насыщенно и богато как природа нашей Родины.
Одно из самых важных мест в богатом творческом наследии азербайджанского народа занимает народное творчество, которое связано с его жизнью и бытом, с его повседневной жизнедеятельностью Этот вид искусства, с самых древних времен до наших дней, охватывает большую область от народной одежды до различных хозяйственных изделий и украшений.
Декоративно-прикладное искусство в народе называется «народное искусство». К народному искусству относят изобразительное и прикладное искусство, которые являются плодом работы умельцев из народа, обеспечивающие его жизнедеятельность и отражающие в себе художественный вкус народа. Kаждое произведение искусства, созданное в этой
области, наряду с обогащением творческих методов наших художников и мастеров, способствует развитию на высоком уровне произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих и важное идеологическое значение. Азербайджанская земля, богатая природными ресурсами, с древних времен дает прекрасную возможность для развития специфических ремесел.
В странах Ближнего Востока, в том числе на территории Азербайджана (особенно в городе Тебриз), ковроткачество, как отрасль декоративно-прикладного искусства, прошло огромный путь развития.
Ковроткачество Азербайджана считается одним из самых старых видов прикладного искусства. По данным археологических раскопок и письменных источников ковроткачество в Азербайджане возникло в бронзовом веке.
История развития ковроткачества делится на несколько этапов. Изделия, относящиеся к первому этапу развития, были очень просты и без узоров, в это время появились джеджим и паласы. На следующем этапе возникли более сложные методы ткачества килима. Затем начинается этап создания способов сумах, зили. Это этап широкого распространения про-
№ 5 (39)
стого и сложного вязания. Последняя стадия характеризуется развитием вязания крючком ворсовых ковров. Как с технической, так и с художественной точки зрения, этот период можно назвать этапом наивысшего развития ковроткачества.
Безворсовые ковры имеют более древнюю историю, чем ворсовые ковры. Безворсовые ковры отличаются простотой, а также своим колоритом. К таким коврам относятся четен, хесир, палас, килим, зили, верни, сумах, шедде и другие. Безворсовые ковры ткутся проще других.
Производством безворсовых ковров славятся Карабах, Гянджа, Газах и Шемаха. Несмотря на относительно простую и менее украшенную вязку безворсовых ковров, они привлекают внимание выражением цветовой палитры и схематического орнамента. На изделиях безворсовых ковров, как правило, встречаются цветные полосы, четырехугольная пахлава, пересекающиеся изогнутые линии и другие геометрические фигуры. Относящиеся к древности схематические украшения, на самом деле, отражают предметы, которые встречаются в реальном мире. Одной из особенностей элементов украшения безворсовых ковров является то, что они не связаны с другими декоративными элементами, таким как растительные орнаменты на ворсовых коврах. Каждый элемент орнамента наносится относительно свободно.
К ворсовым коврам относятся ковры, которые стелят на землю и вешают на стены, гебе, набор гебе, намазлыг и другие . Ворсовые ковры отражают высшую ступень развития искусства ковроткачества. Богатые многочисленными композиционными схемами и другими орнаментальными мотивами, ворсовые ковры существенно отличаются от других видов ковров. По технике ковроткачества ворсовые ковры являются наиболее сложными. Сегодня ворсовые ковры ткутся в различных размерах.
Гобелен является сюжетным ковровым искусством, который широко распространен во всем мире, а в Азербайджане относится к древней народной культуре.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Это всемирно известное искусство развивалось арабами в двенадцатом веке и постепенно распространилось на многие страны Востока. Наряду с тем, что гобелен был удобным предметом домашнего обихода, используемым в обиходе в то время многими турецкими народами, он, как символ благородства, был широко распространенным как элемент декора в домах богатых людей, был образцом искусства, дающим дивную красоту дворцам и замкам . Основой техники подготовки гобелена является предварительно нарисованный эскиз, отражающий идею автора. На этих коврах часто запечатлены природные мотивы, портреты, рисунки из разных повествований. Первые сюжетные ковры изготавливались в Южном Азербайджане, в городе Тебриз. Развитие этого производства пришлось на XVI век.
Как по географической принадлежности, так и по узорам, композициям, цвету и техническим характеристикам Азербайджанское ковроткачество, как область искусства, разделяется на 7 школ:
1. Губинская школа ковроткачества;
май, 2017 г.
2.Ширванская школа ковроткачества;
3 .Гянджинская школа ковроткачества;
4. Газахская школа ковроткачества;
5. Карабахская школа ковроткачества;
6. Тебризская школа ковроткачества;
7. Апшеронская школа ковроткачества .
Губинские ковры отличаются широким разнообразием узоров. Подавляющее большинство их орнаментов характеризуется стилизованными географическими и растительными мотивами. С учетом Конак-кентского и Девечинского районов, они охватывают около 35 орнаментально-композиционных ковровых образцов. Украшения Губинских ковров составляют стилизованные растительные, а иногда животные мотивы орнаментов, состоящие из геометрических узоров.
Ширванские ковры характеризуются сложными изображениями и большим количеством изображений людей, птиц, сцен быта. Ширванская школа известна своими прекрасными коврами. Эта школа объединяет в себе 25 известных композиций. Богатые и сложные узорчатые композиции Ширванских ковров известны со средних веков. Полезную информацию о художественной ценности Ширванских ковров можно почерпнуть из дошедших до наших дней записей в дневниках немецких, английских торговцев и послов, датируемых VI-VIII веками.
Еще в Х-Х! веках Гянджа была известна как производственный центр шелковых, шерстяных тканей, шелковых ковров. На протяжении многих веков, будучи центром производства высококачественного ковра, Гянджа славилась наличием специальных ковроткаческих мастерских. Ковер для молитвы «Фахралы», входящий в Гянджинскую группу, отличается от других по своим художественным характеристикам, по технике ткачества.
К Газахской школе ковроткачества относятся центры ковроткачества Газаха, Борчалы. На территории Грузии живут азербайджанцы из Гёйчая, исторического места проживания азербайджанцев до 1988 года.
Существует 33 композиции Карабахских ковров. В соответствии с характеристиками местной овечьей шерсти, Карабахские ковры имеют плотный, высокий и мягкий ворс. Оформление Карабахских ковров отличается жизнелюбием и яркими цветами. Они разделены на четыре группы: без медальона, с медальоном, для молитвы и сюжетные. Карабахская школа ковроткачества, находящаяся на юго-западе Азербайджана, развита в двух регионах — в горных и низменных районах. В Карабахе широко распространен набор из 5 ковров, установленных в соответствии с интерьером дома — так называемые, гебе.
В восемнадцатом веке Карабахская школа ковроткачества была сосредоточена в Шуше. Тогда же в Шуше, наряду с классическими образцами, ткали новые ковровые композиции. Цветовая палитра красок Карабахских ковров очень богата. Эта палитра отражает самые тонкие оттенки всех цветов природы Карабаха. С древних времен, фоновые пространства Азербайджанских ковров традиционно обрабатывались красным цветом.
№ 5 (39)
Со средних веков краски, помимо различных растений, стали получать и из насекомых различных видов. Самым распространенным из них для получения красного цвета является кошениль. Среди народа его называли «красный клещ», «насекомое дуба». Мотивы Карабахских ковров по своей художественной ценности и оригинальности интерпретации уникальны. Эти ковры установлены по принципу горизонтальной симметрии в присущей народной манере декорирования.
Если ранее, в карабахских коврах наряду с красивыми картинками, основу составлял сюжет охоты, то впоследствии отчетливо наблюдается снижение интереса к нему. В более поздних образцах почти отсутствуют динамичные сцены охоты, изображаются только охотничьи атрибуты, символы. Позже этот процесс ещё более углубляется, и в первой четверти ХХ века, тема охоты полностью исчезает, уступая свое место изображениям животных, связанных друг с другом композиционно.
Это объясняется влиянием на ткачество ворсовых ковров более древнего вида ковров типа «Шадда». Древние безворсовые ковры «Шадда», с точки зрения композиции, основаны на принципе элементарной, горизонтальной симметрии; человеческие и животные фигуры повторяются в параллельном расположении по площади ковра. Потерявшие интерес к охотничьим мотивам, мастера ворсовых ковров используют эти художественные принципы.
Тебризская школа ковроткачества самая древняя и известная школа ковроткачества Азербайджана. По требованиям композиции в интерпретации сюжетов, колориту и технологии, вязание ковров Южного Азербайджана свидетельствует о высоком развитии традиций декоративного прикладного искусства Тебризской школы ковроткачества в шестнадцатом веке в период высокого развития этой школы.
В этих коврах все еще ощущается влияние миниатюрной живописи классического периода. Но и отход от предыдущих методов уже заметен. Сюжеты как будто разделяются на отдельные фрагменты и эти фрагменты чаще превращаются в формальные элементы общего декора и уже не воспринимаются как мотивы с характером рассказа, повествующие смысл событий. Фигуры охотников, охотничьи мотивы, как правило, заменяются узорами.
Начиная с самого раннего образца шестнадцатого века до изделий, сотканных в середине прошлого века, Тебризские ковры типа «Четыре сезона» обладают единой художественной идеей в раскрытии тем, обращенных к четырем сезонам года, и эти темы обрабатываются точными художественными формами . По композиции средняя область разделена на четыре части, и каждая из них символизирует один сезон. Тема четырех сезонов воплощает в себе созвездия зодиака, восходящие к земледелию, мистическим культам и мифологическим персонажам Востока.
Обратим внимание на Тебризский ковер, относящийся к шестнадцатому веку и хранящийся в настоящее время в музее Мешхед. Здесь, в первую очередь в глаза бросаются символы сезонов в середине ковра:
май, 2017 г.
снег, радуга, дождь, а в центре медальон. На медальоне, вероятно, отражены минареты мавзолея деда шаха Тахмасиба — Имама Реза, ряд религиозных памятников и мотивов. Одним из традиционных признаков Тебризских узоров является отображение на коврах таких памятников Азербайджанской архитектуры, как Голубая Мечеть, «Султания». Этот город сыграл важную роль в развитии богатых традиций декоративно-прикладного искусства. Расцвет ремесла Тебризского ковроткачества относится к XII -XVI вв. Около 200 шедевров миниатюрной живописи Тебризской школы классической или золотой эры XVI века характеризуются гармоничным сочетанием миниатюрной живописи и ковроткачества, высоким мастерством профессиональных художников и ткачей.
Особенно следует отметить крупнейший ковер в мире (общий размер 56,12 кв.м), сотканный в 1530 году в Тебризе по заказу шаха Тахмасиба для мечети Ардебиль (Мечеть Шейха Сафи), который в настоящее время хранится в Лондоне, в музее «Виктория и Альберт».
Бакинские ковры отличаются мягкостью изделия, насыщенностью цвета, высоким художественным вкусом и очаровательной работой. В этой школе сосредоточены 10 композиций.
В композиции ковра часто встречаются медальоны. Они заполняются разными мотивами, как правило, стилизованными изображениями растений, которые потеряли схожесть с исходными объектами после геометрической обработки. В украшениях ковров преобладают узоры геометрической формы, изогнутые растительные элементы. Большинство ковров Бакинской группы, сотканных в деревне, носит имя этой деревни. Некоторые образцы ковров, сотканных в восемнадцатом веке, в настоящее время хранятся в Стамбуле, в «Музее турецкого и исламского искусства» .
Азербайджанские ковры на протяжении веков достойно представляют по всему миру богатое историческое прошлое, культуру и национальную самобытность. В настоящее время одной из главных обязанностей мастеров декоративно-прикладного искусства является создание красивых и искусных произведений, с использованием богатых традиций национального художественного наследия.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Сегодня развитию азербайджанского ковроткачества оказывается большая государственная поддержка. Временно ослабевшее, заметно регрессировавшее ковроделие вновь начало восстанавливаться после приобретения Азербайджаном независимости. Была создана правовая база для развития ковроткачества. 7 декабря 2004 года был принят закон Азербайджанской Республики о «Защите и развитии азербайджанского коврового искусства», а 7 февраля 2005 года издан указ о применении этого закона. С целью продемонстрировать азербайджанские ковры, чтобы получить доступ к продвижению и выставке, в 2014 году на территории Национального Приморского парка города Баку, был открыт музей Азербайджанского ковра, который обладает редкими и уникальными архитектурными особенностями .
Д • 7universum.com
Ж UNIVERSUM:
№ 5 (39) ZYV\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ май, 2017 г.
В проводимых в Великобритании, Франции и России мероприятиях, в рамках Дней культуры и искусства Азербайджана в связи двадцатилетней годовщиной государственной независимости Азербайджана и с целью пропагандировать Азербайджанскую культуру, в том числе развитие ковроткачества
и его достижения на мировом уровне, выставки ковров приобрели большую известность. Все это подтвердило закономерность включения азербайджанского ковра в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 16 ноября 2010 года.
Список литературы:
1. Велиев Ф.И. Материальная культура западной зоны Азербайджана в ХХЬХХ вв. — Ленинград: 1990. —22 с.
2. Дунямалыева С.С. Представление элементов одежды в средневековых образцах декоративно-прикладного искусства. — Баку, 1997. — С. 25-26.
3. Дунямалыева С.С. Формы используемые из древних одежд Азербайджан при подготовке моделей современной. — Баку: Издательство, 2003. — С. 31-35.
4. Керимов К. Искусство Азербайджана. — Баку: Гянджлик, 1992. — С. 45-50.
5. Эфендиев ^ Декоративно-прикладное искусство Азербайджана XIX — начала XX вв. — Баку: Чашыоглу, 2003. — С. 38-39.
6. Эфенди Р. Искусство Азербайджана. — Баку: Шерг-Герб, 2007. — С. 16-18
7. AZЭR-iLMЭ — Режим доступа: http://azerilme.az (дата обращения: 18.03.2017).
Средневековые географы Ближнего Востока считали, что рай находится на территории Азербайджана. Подавляющее большинство азербайджанцев согласны с этим утверждением.
Расположенный между двумя Кавказскими хребтами — Большим и Малым — и Каспийским морем Азербайджан является уникальным уголком планеты. Здесь, на небольшой территории, есть почти все существующие на планете климатические зоны, за исключением тропиков. Буквально за несколько часов можно попасть из пустыни в вечные льды высокогорья, пересекая при этом полупустыню, степь, субтропики, густые лиственные леса и альпийские луга. Естественно, столь же разнообразны флора и фауна. Богата страна и полезными ископаемыми.
Азербайджан издревле называют «страной огней». Причиной тому — месторождения нефти и газа, залегающие близко к поверхности. Природный газ, прорывающийся из трещин, часто воспламенялся из-за удара молнии или же неудачно разведенного костра. Эти факелы огня, вырастающие из земли, потрясали воображение древних людей. Сюда вплоть до конца XIX века совершали паломничество огнепоклонники из Индии. Их храм до сих пор сохранился на Апшеронском полуострове, недалеко от Баку. Отсюда брала нефть для загадочного «греческого огня» Византия.
И сегодня новая независимая страна Азербайджан известна в мире во многом благодаря своим нефтяным месторождениям. Однако у этой молодой страны богатая и древняя история. На ее территории обнаружена одна из наиболее ранних стоянок первобытного человека — Азыхская пещера. Неподалеку от Баку, в горах Карадаг, сохранились наскальные рисунки, возраст которых — около 10 тысяч лет.
В первом тысячелетии до н.э. на территории Азербайджана возникло первое государство — Манна. В начале VI века до н. э. на смену ему приходит одно из могущественных государств древности — Мидия. Официальной религией Мидийского царства становится зороастризм — огнепоклонничество. Внук последнего мидийского царя Астиага, знаменитый Кир, совершив переворот, создает Персидскую империю, в состав которой включает и Мидию. После распада Персидской империи южная часть Мидии выделяется в независимое государство Атропатена (по имени ее первого правителя Атропата). В средние века арабы переиначили «Атропатену» в «Азербайджан» — так родилось нынешнее название страны.
На севере же возникает государство Кавказская Албания, официальной религией которой в V веке становится христианство. В VIII веке обе части страны включаются в состав Арабского халифата, и с тех пор главенствующей религией здесь остается ислам.
В начале XVIII века Азербайджан становится ареной борьбы трех империй — Российской, Иранской и Османской. В 1828 году в местечке Туркманчай был подписан договор между Ираном и Россией, по которому Азербайджан был разделен между этими странами.
В конце XIX — начале XX века в Баку начинается первый нефтяной бум. Баку становится нефтяной столицей мира. Здесь, кстати, сделали свой основной капитал братья Нобели. Вплоть до 60-х годов, когда стали разрабатываться нефтяные месторождения Тюмени, азербайджанская нефть была основой советской экономики.
Бурно развивается экономика, бурлит политическая жизнь. Российская революция 1917 года выводит на авансцену Азербайджана новые силы. 28 мая 1918 года была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Просуществовав 23 месяца, она пала под натиском большевистской 11-й Красной армии. В декабре 1922 года Азербайджан уже юридически был включен в состав СССР.
Независимость Азербайджана была восстановлена в 1991 году. Однако к этому времени страна оказалась втянутой в карабахский конфликт, начавшийся с попытки отделения Нагорно-Карабахской автономной области в феврале 1988 года. В январе 1990 года, стремясь предотвратить поражение промосковских властей республики на парламентских выборах, Москва ввела в Баку части советской армии. В ходе вторжения были убиты сотни мирных граждан.
Независимость страна встретила в условиях нестабильной внутриполитической обстановки и войны с Арменией. В результате череды переворотов и поражений на фронтах Азербайджан потерял 20 процентов своей территории, которые по сей день оккупированы армянскими вооруженными формированиями. В 1993 году раздираемую конфликтами страну возглавил Гейдар Алиев. К апрелю 1994 года удалось стабилизировать ситуацию и в стране, и на фронте. Тогда же было заключено перемирие, которое длится до сих пор.
Благодаря перемирию стране удалось заключить ряд крупных контрактов с зарубежными нефтяными компаниями, привлечь инвестиции и начать восстановление экономики. За эти годы страна окончательно перешла на рыночные отношения, провела глубокие реформы. Одной из первых в СНГ ввела частную собственность на землю.
Флаг Азербайджана — триколор с продольными полосами: голубой, красной и зеленой. В центре красной полосы — белые полумесяц и восьмиконечная звезда. Герб — белая восьмиконечная звезда на фоне щита с цветами национального флага. В центре звезды — красные языки пламени. Нижняя часть герба обрамлена пшеничным колосом и дубовой ветвью.
Нынешняя Конституция страны принята 12 ноября 1995 года. По Конституции Азербайджан — светская демократическая республика. Глава государства — президент, избираемый прямым всеобщим и тайным голосованием сроком на пять лет.
Русские в Азербайджане
Контакты русских и азербайджанцев начинаются еще со времен Древней Руси. В знаменитом «Хождении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина целые куски, включая молитву о спасении Руси, написаны на азербайджанском языке.
Первые русские поселенцы в Азербайджане появились в начале XIX века. Это были в основном крестьяне-сектанты (молокане, адвентисты, толстовцы) из центральных губерний, которых царское правительство переселяло на южные окраины империи. Многие из этих сел сохранились и по сей день. Так, село Ивановка, расположенное в горном Исмаиллинском районе, известно как одно из самых процветающих в стране.
Следующая волна переселенцев из России хлынула во время нефтяного бума конца XIX — начала XX века в Баку, ставший к тому времени одним из промышленных, а также культурных центров Российской империи. Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Хлебников, Есенин и многие другие русские поэты и писатели посвятили этой стране свои произведения. В XX веке переселение русских в Азербайджан было связано с гражданской войной в России, голодом в Поволжье в 20-е годы, второй мировой войной.
Сегодня в Азербайджане проживает около 300 тысяч русских. Большая их часть живет в крупных городах — Баку, Гяндже, Сумгаите. Впрочем, «русскоязычные» в Баку не только «этнические россияне». Русская речь здесь звучит повсеместно. В Баку продолжает функционировать единственный в СНГ институт по подготовке преподавателей русского языка и литературы, а количество русских школ с советских времен практически не уменьшилось.
Знаки Обществ (Союзов) и Организаций Азербайджана 1916 — 1948 г.г.
БКФ => БФС — Бакинский Футбольный Союз
Почетный Пролетарский Нагрудный Знак АССР
Знак выполнен из серебра с позолотой, овальной формы, размерами 3,5 x 4,5 см, с обеих сторон окаймлен листьями (слева — лавровыми листьями, символизирующими военные заслуги, справа — дубовыми листьями, обозначающими гражданские заслуги).
Снизу венки скреплены между собой эмалевой лентой, на которой выгравирована надпись АССР (Азербайджанская Советская Социалистическая Республика).
В центре знака расположен красный полумесяц концами вверх, внутри которого изображен выпуклый земной шар, покрытый голубой и желтой эмалью.
В верхней части помещены цифры «1920».
По всей окружности знака выгравирована надпись арабской вязью «Azərbaycan Şura Cümhuriyyəti» (Азербайджанская Советская Республика).
Эта награда вручалась решением Азербайджанского революционного комитета с лета 1920 по конец 1921 года.
За заслуги перед Республикой «Почетным Пролетарским нагрудным знаком» были награждены около 20 человек.
ЦИК АзССР — Центральный Исполнительный Комитет Азербайджанской ССР
-
Знак члена ЦИК АзССР Первая половина 1920-х г.г. -
Ударнику госкредита от АзЦИК -
Состав: серебро, эмаль.
Год: 1929-1932
Размер: 45х33 мм. -
Состав: серебро, золочение, эмаль.
Год: 1929-1932.
Размер: 44.4х33.9 мм. -
Знак «Ударнику займа АзССР», 1930-е гг.
Состав: Серебро, эмаль.
Вес — 24,74 г.
Размер: 44х34 мм.
Клейма на гайке: женская головка вправо, клеймо мастера «ГС»(?).
Обр.ст-на: надписи штихелем «14», «20».
Награды АзССР за трудовую и общественную деятельность.
Очень Редкий. -
Знак «Ударнику финфронта АзССР», 1924–1927 гг.
Неизвестная мастерская.
Клейма на гайке: Московского окружного пробирного управления в круглом щитке и плохо читаемое именное клеймо.
Состав: Серебро, позолота, эмаль. Вес: 24,78 г.
Размеры: 44,4×33,9 мм.
Награды АзССР героев и ударников труда за трудовую и общественную деятельность.
На оборотной стороне знака над винтом по окружности гравировка в рамке: «УДАРНИКУ ФИНФРОНТА», под винтом вырезан номер «14», правее выгравирован номер «20».
Редкий.
В каталогах встречаются разные названия знака:
- Ударнику госкредита 1-й пятилетки АзССР;
- Ударнику госкредита от АзЦИК’а;
- Ударнику займа АзССР;
- Ударнику финфронта АзССР.
Знак АССР «Все на помощь инвалидам и красноармейцам»
Комитет помощи больным и раненым красноармейцам берет свое начало в октябре 1919 г., когда ВЦИК принял положение о его образовании.
В январе 1922 г. комитет переименован во Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам и инвалидам войны.
Комитет — Азкомпом при Азербайджанском ЦИК — действовал в Азербайджане с 1922/1923 г.
Азкомпом был общественной организацией.
Выпущенные Азкомпом знаки предназначались для продажи с целью сбора средств в помощь больным красноармейцам и инвалидам войны.
Азкомпом при Азербайджанском ЦИК действовал до марта 1930 года.
Знак оформлен в виде щита с изображением инвалида-красноармейца в центре.
Накладка — крепление: Винт
Покрытие: Эмаль
Азербайджанское Общество Красного Полумесяца
«Создание Международного комитета Красного Креста связано с войнами и желанием уменьшить человеческие страдания пострадавших в конфликтах.
10 марта 1920 года исполняющий обязанности министра обороны Азербайджанской Демократической Республики, генерал-лейтенант Алиага Шихлинский обратился к правительству с просьбой о выделении материальной помощи Азербайджанскому обществу Красного Полумесяца.
На основании этого обращения впервые было принято решение об оказании правительством помощи Азербайджанскому обществу Красного Полумесяца.
Поэтому именно эту дату мы считаем началом истории Общества.»
В 1926 году Главное управление Азербайджанского Общества Красного полумесяца располагалось по адресу: г Баку, ул.Зевина, 2.
29 мая 1923 года Председатели обществ Красного Креста РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР и Красного Полумесяца Азербайджанской ССР подписали декларацию об объединении — был создан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР — СОКК и КП СССР.
На 1931 год в состав СОКК и КП СССР входило 5 Республиканских обществ Красного Креста (РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР) и 4 общества Красного Полумесяца (Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР).
В 1931 году Главное управление Азербайджанского Общества Красного полумесяца располагалось по адресу: г Баку, ул.Зевина, 1.
Адрес городского райкома Общества Красного Полумесяца АССР: г. Баку, ул. Коммунистическая, 35.
Общество Друзей Радио
Общество друзей радио СССР было организовано в 1923 году, как ответ на спрос населения страны.
Люди интересовались тематикой, но не знали, как поставить радиовещание на службу и какие преимущества таит в себе данный вид волновых трансляций.
Общество друзей радио — ОДР – добровольная общественная организация граждан СССР, в задачи которой входили пропаганда идей радиовещания, популяризация радиотехнических знаний, содействие развитию радиолюбительства, помощь государственным органам и промышленности в радиофикации страны, организация производства аппаратуры.
Азербайджанское радио было создано 6 ноября 1926-го года.
В тот день из репродукторов, установленных на улицах и площадях столицы, была впервые услышана фраза «Говорит Баку!».
С Ноября 1926 года из Баку началось вещание на азербайджанском, русском и армянском языках.
Общество друзей радио Азербайджана было создано в 1927 году.
На 1931 год ОДР Азербайджанской ССР располагалось по адресу: г. Баку, ул. Коммунистическая, 11.
АзОДР просуществовало до 1933 года.
-
Ошибка в написании названия Общества. Должно быть ОДР -
Ошибка в написании названия Общества. Должно быть ОДР
Юбилейный Знак БакСовета
Азербайджанское Общество Охотников
АзЧК => ГПУ Азербайджана
Наградной знак Государственного политического управления Азербайджанской ССР.
Знак оформлен в виде щита, на котором изображены флаг белого цвета, красный полумесяц и пятиконечная звезда.
1920-е гг. Неизвестная мастерская. Серебро, эмаль, 9,40 г. Размеры 33,6×25,3 мм.
Накладка — крепление: Винт
Покрытие: Эмаль
Материал — старый: Серебро
Форма: Щит
Цвет: Красный Серебрянный Белый
Оснав {Общество спасания на водах (1925-1931)} => Освод {Союз обществ содействия развития водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях (1931-1943)}
Общество спасания на водах — добровольная массовая общественная организация, имеющая целью охрану жизни людей на водах: предупреждение несчастных случаев, содействие массовому обучению населения, особенно детей, плаванию и способам спасания; всемерная помощь спасательной службе; упорядочение использования маломерных судов судоводителями-любителями; создание новых образцов спасательной техники, разработка проблем спасания на водах и др.
- В 1925 году СНК СССР учредил ЦК Общества спасания на водах (ОСНАВ) при Народном комиссариате путей сообщения
- На 1926 год Комитет Бакинского отделения Общества (КБО) располагался в доме № 5 по
ул. Джапаридзе.
Спасательные станции БО имело на пристани № 13 на Набережной Губанова. - В 1928 году состоялся 1-й съезд ОСНАВа, на котором был утверждён Устав Общества.
- В 1930—32 гг. общество издавало журнал «Штурвал».
- В 1931 году ОСНАВ переименован в «Союз обществ содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях» (Союз ОСВОД).
- В 1931 году АзОсвод находился в Баку по адресу: ул. Красноармейская, угол ул. 9 января.
- В 1943 году Союз ОСВОД ликвидирован, функции спасательной службы переданы наркоматам морского и речного флотов.
Аз.ОДВФ {Общество друзей воздушного флота (08.03.1923 – 03.1924)}
Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) основано 8 марта 1923 года. Перед ним ставилась задача пропаганды авиации и оказание материальной и иной помощи в создании отечественной авиации и авиационной промышленности.
Лозунгом ОДВФ был призыв: «Трудовой народ, строй воздушный флот!»
Ячейки ОДВФ действовали и в союзных республиках: в Азербайджане — Аз.ОДВФ = Az.HDDC (Azərbaycan Hava Donanmanın Dostlarının Cəmiyyəti), на Украине — Укр.ОДВФ, в Закавказье — З.С.Ф.С.Р. ОДВФ, в Средней Азии.
В начале 1924 г. все Республиканские общества слились во Всесоюзное.
ОДВФ активно осуществляло сбор денежных средств на строительство самолетов.
Одной из форм было распространение значков.
-
Фото № 1
-
Фото № 2
-
Фото № 3
-
Фото № 4
-
Фото № 5
-
Фото № 6
-
Фото № 7
-
Фото № 8
Разновидности знаков (Фото №№ 1-8): различное положение самолета относительно эмблемы, молотка и вышек; различное изображение левой нефтяной вышки.
Аз.Доброхим {Общество друзей химической обороны и промышленности (19.05.1924 – 13.03.1925)}
Для привлечения населения к военно-химической подготовке 19 мая 1924 года было образовано Общество друзей химической обороны и промышленности (Доброхим).
Доброхим ставил своей целью решение двух основных задач: повышение уровня химических знаний населения и содействие развитию химической промышленности.
Общество проводило большую работу по вопросам противохимической защиты населения: на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях, школах и жилых домах создавались кружки и пункты противохимической обороны.
Доброхим сыграл большую роль в повышении качества допризывной подготовки военнообязанных.
За время своей деятельности ДОБРОХИМ выпустил около 20 наименований значков. В основном это были значки-плакаты агитационного плана.
Эти значки распространялись за плату, а вырученные средства шли на развитие технической базы общества.
Другая часть значков вручалась как членские или за активное участие в работе общества, в том числе и за распространение значков.
Аз.Авиахим {Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности (13.03.1925 — 23.01.1927)}
13 марта 1925 года ОДВФ объединилось с ДОБРОХИМОМ и стало называться АВИАХИМ.
Добровольное общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (АВИАХИМ) ставило своей задачей дальнейшее содействие развитию авиации, подготовку населения к противохимической обороне и развитие химической промышленности.
В своей деятельности АВИАХИМ организовал несколько рекордных перелетов отечественных самолетов.
За время своего существования общество выпустило более десятка различных знаков.
На 1926 год ЦС Аз.АВИАХИМа — Центральный Совет Аз. Общества Авиационно-Химической Обороны и Промышленности – располагался по адресу: г. Баку, Набережная Губанова, 71.
Средства Общества состояли из членских взносов, продажи значков и дохода от эксплуатации кинотеатров «Тейяре» и «Эдиссон».
АВИАХИМ просуществовал с марта 1925 года до 23 января 1927 года.
Знак «Баило-бибиэйбатовцы Ильичу»
Год, период: 1926
Накладка — крепление: Булавка
Покрытие: Эмаль
Форма: Флаг
Цвет: Желтый Черный Белый
«В 1926 г. трудящиеся рабочего района Баку — Баилова и нефтепромыслов в засыпанной бухте Ильича (старое название Биби-Эйбат) решили построить самолет имени Ильича.
Для этого был выпущен памятный знак Авиахима (Общество друзей Авиационной и Химической Обороны и Промышленности СССР) «Баилово-бибиэйбатовцы — Ильичу».
Деньги, вырученные от продажи знака, предполагалось направлять в фонд строительства самолета.
Знак был выполнен в форме флажка, на котором в лучах солнца изображен самолет, на фюзеляже которого надпись: «ББЭ-Ильичу».
Внизу нефтяные вышки и берег моря.»
АзАвтодор {Общество содействия развитию автомобильного транспорта, тракторного и дорожного дела (30.05.1928 — 23.10.1935)}
Республиканское отделение «Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в АССР» — «АзАвтоДор» — было создано 30 мая 1928 года.
На 1931 год ЦС АзАвтодор располагался по адресу: г. Баку, ул. Зевина, 3.
Денежный фонд Общества создавался за счет членских взносов, финансовых сборов во время агитационных авто- и мотопробегов, продажи значков, лотерейных билетов и при помощи кружечного сбора.
При Обществе были созданы секции — организационно-финансовая, агитационно-издательская, автомобильная, мотоциклетно-мотороводная, дорожная и профобразования.
ДО «АзАвтодор» и его отделения в Республике были ликвидированы Постановлением ЦИК СССР от 23 октября 1935 г.
-
Памятный знак в честь юбилея АзАвтодора. -
Наградной знак Зайцева Л. за участие в Закмотопробеге в 1931 г. -
Знак участника автопробега между городами Азербайджана. -
Памятный знак в честь автопробега между городами Азербайджана.
Аз.ОСОАВИАХИМ {Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (23.01.1927 — 05.1948)}
- 13 марта 1925 года добровольное общество (ДО) «ОДВФ» объединилось с ДО «ДОБРОХИМ» и стало называться ДО «АВИАХИМ».
- 23 января 1927 года ДО «АВИАХИМ» объединилось с Обществом содействия обороне — ДО «ОСО» — и получило наименование ДО «ОСОАВИАХИМ».
- 23.10.1935 года «с целью устранения параллелизма в работе общественных организаций» ДО «Автодор» вошло в состав ДО «ОСОАВИАХИМ».
Основные задачи ДО АзОСОАВИАХИМ: патриотическое воспитание своих членов, подготовка их к защите Родины, содействие укреплению обороноспособности страны, распространение авиационных и других военных знаний среди населения.
Ячейки Общества создавались на всех предприятиях Республики, в средних и высших учебных заведениях, и т.п.
В 1931 году ЦС АзОСОАВИАХИМа располагался в Доме Красной Армии по адресу: угол ул. Красноармейской и ул.Свободы, 16.
Городской совет АзОСОАВИАХИМа находился в доме № 35 на ул.Коммунистической.
Средства ДО АзОСОАВИАХИМ состояли из членских взносов, доходов от продажи значков, билетов ежегодных Всесоюзных лотерей Общества, различных сборов и отчислений трудящихся.
С первых дней своего существования АзОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду под лозунгом – «От модели к планеру, от планера к самолету».
В 1930 году в Баку по инициативе ДО АзОСОАВИАХИМ был открыт аэроклуб.
Слушатели и курсанты аэроклуба получали специальности пилотов, парашютистов, мотористов, занимались планеризмом и авиамоделизмом.
ДО АзОСОАВИАХИМ выступало инициатором многих крупных мероприятий — шлюпочных походов, соревнований по парашютному спорту, планеризму, летающих моделей самолетов, и многих других.
За историю существования ДО (1927-1948) было выпущено большое количество знаков.
Примечания:
- Кинотеатр «Тейяре» («Самолет») находился по адресу ул. Джапаридзе, 4 (в бывш. пассаже Тагиева).
Кинотеатр работал с октября по июнь, мест имел 650, цена билетов была от 50 до 75 коп. Начало ежедневных сеансов в 6 ч вечера, касса была открыта с 5 ч.
Театр был подведомствен Центральному Совету Аз. Авиахима. - Кинотеатр «Эдиссон» располагался по адресу- ул. Большая Морская угол ул. Свободы 11/22 . Работал круглый год.
Зимнее помещение вмещало 1000 мест, летнее – 2000 мест, цена билетов от 50 до 65 коп.
Начало сеансов зимой с 6 ч вечера, летом с 8 ч вечера; касса открыта с 5 ч.
Театр был подведомствен Центральному Совету Аз. Авиахима.