Skip to content

Близняшки

  • Карта сайта

Интервал кормления в 3 месяца

05.08.2020 by admin

Содержание

  • Кормление «по требованию”
  • Насколько часто малыш может просить грудь?
  • Нужно ли ограничивать длительность кормления?
  • Нужно ли кормить ребенка ночью?
  • Нужно ли будить ребенка для еды?
  • Режим дня ребенка до года: необходимость установления
  • Режим дня месячного ребенка
  • Режим дня ребенка от 3 месяцев до 5-6 месяцев
  • Режим дня ребенка от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев
  • Режим дня ребенка от 9-10 месяцев до 1 года
  • Режим дня ребенка: как наладить режим дня ребенка
  • Примерный режим дня для детей в возрасте от 1 до 3 месяцев
  • Примерный режим дня для детей в возрасте от 2,5—3 до 5—6 месяцев
  • Примерный режим дня для детей в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев
  • Примерный режим дня для детей в возрасте от 9—10 до 1 года
    • Дополнительные записи

Сколько и как часто нужно кормить ребенка днем и ночью, что лучше — давать грудь или бутылочку по требованию или установить часы кормлений и строго соблюдать промежутки времени между ними? Советы о том, как правильно организовать режим кормления новорожденного на грудном и искусственном вскармливании, дает врач-педиатр, ведущий эксперт онлайн-школы для будущих и состоявшихся родителей «SMART Mama» Полина Александровна Кизино.

— Полина Александровна, чем отличаются режимы кормления детей на грудном, смешанном и искусственном вскармливании?

— Отличия грудного вскармливания от искусственного и смешанного наглядно поясняют, почему отличаются режимы кормления.

Ребенок на грудном вскармливании Ребенок на искусственном или смешанном вскармливании
Съедает разное количество молока в разные кормления. Съедает стандартный объем молочной смеси в каждое кормление.
Состав грудного молока меняется:

  • в течение суток,
  • из месяца в месяц,
  • в процессе кормления — молоко бывает «переднее» (вначале более водянистое и более углеводистое) и «заднее» (спустя 10 минут — более плотное, насыщенное белками и жировым компонентом).
Состав смеси постоянен независимо от времени кормления.
В зависимости от того, сколько ребенок пробыл у груди, молоко будет покидать желудок в разное время. Смесь покидает желудок примерно через три часа после начала кормления.
Режимы вскармливания грудного ребенка
По требованию (малыш может проголодаться чуть раньше или позже). По часам (перерыв между кормлениями — не менее трех часов, так ребенок успеет переварить питание и не будет перекормлен).

— В норме к какому месяцу должен установиться режим кормления?

— Режим кормлений меняется постоянно. Чем старше становится ребенок, тем большую порцию молока он съедает, тем меньше кратность кормлений.

После родов, когда у мамы устанавливается лактация, ребенок тоже вырабатывает свой режим питания. В первые недели все достаточно хаотично и режима как такового нет, а мама следит за тем, чтобы интервал между кормлениями грудью не был больше 2,5 часа (он может составлять и полчаса, и два часа) и ребенок не оставался голодным. Примерно со второй-третьей недели у малыша появляются более или менее регулярные промежутки между кормлениями. Можно сказать, что режим установился. Но этот режим плавно меняется по мере того, как малыш становится старше.

— Какая польза — и какой вред могут быть от вскармливания по часам?

Плюсы

  • Ребенок знает, когда пора есть, — организм подстраивается изначально. Ни для кого не секрет: чтобы переваривать пищу, нужны определенные ферменты. Когда пища поступает в организм ребенка регулярно, его ферментная система и желудочно-кишечный тракт подстраиваются под режим, и ребенку гораздо легче переваривать пищу.
  • Формируется режим бодрствования и сна — в каждую минуту времени ребенок понимает, что с ним будет происходить.
  • Родители не «находятся в заложниках» у малыша, имеют возможность планировать свое свободное время — особенно мамы, которым времени всегда не хватает. Режим кормления и режим бодрствования и сна очень облегчают ситуацию — каждый момент времени мама знает, что ее ждет.

Минусы

  • Мама придерживается режима кормления, но не придерживается режима сна — и сама ставит себе ловушку. Она может попасть в ситуацию, когда ребенок спит, а его пора кормить. И непонятно, будить малыша или дать ему поспать. Если вы выбираете режим, то его надо соблюдать и в кормлении, и в укладывании.
  • Бывают ситуации, когда накормить ребенка вовремя сложно (например, вы оказались далеко от дома и у вас нет смеси). Но стоит все предусмотреть, и проблем не будет. Нужно просто уметь все правильно планировать.

— Как безболезненно приучить ребенка к почасовому режиму кормления?

Для ребенка режим не является чем-то болезненным, и если мы выстраиваем четкий распорядок дня, то, поверьте, комфортно становится не только маме, но и малышу. Это абсолютно нормально. Но для того чтобы выстроить режим, нужно понять, каким в идеале он должен быть — вы должны запланировать, к каким интервалам между кормлениями хотите прийти.

Следующий шаг — оценить ту точку, в которой вы находитесь сейчас. Например, вы хотели бы сделать интервал между кормлениями трехчасовым, но ребенок ест каждые полтора часа. Конечно, если вы просто вдруг начнете выдерживать паузу между кормлениями в три часа, ничего хорошего не получится — для ребенка это будет очень большим стрессом.

Поэтому нужно действовать плавно:

  • определить точку A, из которой вы идете, и точку B, к которой должны прийти;
  • постепенно подстраиваться под режим, который хотелось бы иметь в идеале.

Схема перехода

Сейчас перерывы между кормлениями — 1,5 часа, а мы хотим 3 часа. Прибавляем по пять минут каждый раз, чтобы не травмировать ребенка, и в какой-то момент делаем перерыв не в 1,5 часа, а в 1 час 35 минут, потом в 1 час 40 минут и так далее. Объемы питания тоже немного поменяются.

— Если говорить о ночном кормлении при почасовом режиме, нужно ли будить малыша, когда пришло время поесть?

— Ночные кормления — нормальное явление для ребенка до года.

У новорожденного нет деления суток на день и ночь — есть примерные трехчасовые циклы. Он проснулся — поел — поспал, проснулся — поел — поспал. И так каждый день. Для новорожденного ребенка ночные кормления являются абсолютной нормой.

Для ребенка в возрасте 1 года нормальным будет кормление 1—2 раза за ночь. Но ребенок в год может и не есть ночью.

Для того чтобы понять, стоит ли будить и кормить малыша, нужно знать, сколько он съедает за сутки. У каждого ребенка в каждом возрасте есть определенная норма — объем питания, который он должен съесть за сутки (всегда считаем не за день, а за сутки).

  • Если ребенок за день съел свою норму и спит ночью, то его не нужно будить.
  • Если ребенок за день съел примерно 70 % своей нормы, то ночью его желательно разбудить и докормить.

Мы всегда оцениваем достаточность питания по весовым прибавкам.

  • Если ребенок за один месяц прибавил в весе и росте в пределах нормы для своего возраста, значит, он получает достаточное количество питания.
  • Если ребенок не добирает веса и роста, то ему нужно чаще ночью предлагать питание, чтобы он укладывался в норму.

— Если ночных кормлений слишком много при почасовом режиме или при кормлении по требованию, что с этим делать?

— Ночные «перекусы» не всегда говорят о потребности ребенка в пище. Когда ребенок ночью просит грудь, мамы ошибочно думают, что это только голод и ничего больше. На самом деле ребенок может беспокоиться ночью из-за нарушения режима или так называемой негативной ассоциации на сон (когда он может уснуть только с грудью).

Когда нет режима, ребенок «не высыпает» суточную норму и налицо так называемая накопленная усталость, его нервная система находится в очень сильном возбуждении. В такой ситуации ночные кормления каждый час часто говорят о том, что у малыша имеется нарушение режима — ему тяжело встать, его нервная система перевозбуждена, он физически не может уснуть без маминой груди.

Такие ночные кормления можно выявить легко:

  • ребенок ночью просыпается каждые 40 минут — 1 час и просит есть, а днем обычно ест каждые 3—4 часа — значит, вряд ли он испытывает голод;
  • ребенок ночью ест очень мало — приложился к груди или бутылочке, съел 10—20 г и уснул. Значит, малыш исполнил определенный ритуал: дождался маму, удовлетворил сосательный рефлекс и благодаря этому заснул — в подобном случае у него не было цели поесть.

При таких ночных кормлениях нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Достаточность питания — стоит убедиться, что за сутки ребенок получает необходимое количество питания, не голодает днем и не добирает ночью тот объем пищи, который должен был быть получен в дневное время.
  2. Правильный режим — требуется убедиться, что у ребенка все в порядке с режимом, нет накопленной усталости и негативной ассоциации на сон.

— Нормально ли, что ребенок не ест ночью или ест очень мало?

— Такая обратная ситуация может быть нормой и может не быть нормой. Все зависит от возраста малыша и от того, достаточно ли питания он получает в дневные кормления.

Новорожденный

Для новорожденного ребенка не есть ночью — это ненормально, он должен питаться каждые 2,5—3 часа. На грудном вскармливании это критически важно — чтобы у мамы устанавливалась лактация, а малыш пополнял запасы, которые ему необходимы.

Неприятная ситуация может произойти в первую пару месяцев — мама радуется, что малыш прекрасно спит и не просыпается ночью, а на взвешивании видно, что ребенок не просто мало прибавил, но совсем не прибавил за один месяц, то есть он явно голодает.

У новорожденных малышей есть такая особенность: если они получают очень мало питания, у них нет сил попросить. Поэтому следить за тем, чтобы новорожденный ребенок ел и днем, и ночью, крайне важно!

Младенец

Ребенок старше 1,5—2 месяцев прибавляет вес и рост в пределах нормы, съедает за дневные кормления весь необходимый ему объем пищи, чувствует себя прекрасно, не плаксив и не раздражен и при этом спит ночью — пусть себе спит на здоровье. Самое главное, чтобы он прибавлял в весе и росте — это основные показатели, по которым мы можем оценить, что ребенку хватает питания.

— Если мама предпочла режим кормления по требованию, как максимально щадяще для ее самой его организовать?

— Важно понять, что нельзя уходить в крайности.

Первая крайность:
ребенок очень долго спит, интервалы между кормлениями бывают по 5—6 часов. Маме кажется, что все нормально, а взвешивание показывает — ребенок недобрал. Мама ждала слишком долго и упустила тот момент, когда ребенок просто перестал просить есть из-за истощения.

Вторая крайность:
7-месячный ребенок ест каждый час, то есть порядка 20 раз за сутки. Это, конечно, ненормальная ситуация.

Когда мы говорим о кормлении по требованию, то подразумеваем, что есть определенный интервал между кормлениями. Он варьируется в зависимости от возраста:

  • для новорожденного ребенка это примерно 2 часа;
  • для ребенка старше 1 месяца — примерно 3 часа;
  • ближе к 4 месяцам — 3—3,5 или 3,5—4 часа, у каждого малыша индивидуально.

НОРМА — от 2 до 4 часов на протяжении первого года жизни ребенка, и от этой нормы можно отойти +/- на полчаса. Если интервалы между кормлениями стали очень короткими (каждый час) или очень длинными (5—6 часов), мы их корректируем для того, чтобы придерживаться нормы и не уйти в крайности.

— Если ребенок ест мало, но достаточно часто, то какой режим для него более актуальный?

— Мало, но часто — это не совсем нормально. Важно соблюдать суточный объем питания. Если ребенок за сутки потребляет норму, которая ему необходима по возрасту, и при этом ест мало, но часто, значит, либо у мамы не хватает молока для того, чтобы ребенок ел больше и соответственно выдерживал большие интервалы, либо просто ребенок так уже привык — ему за один раз не съесть больший объем. И в том, и в другом случае нужно постараться интервалы немного увеличить.

Кормить мы можем и по требованию, и по расписанию — здесь нет принципиальной разницы. Но, скорее всего, если мы останемся на кормлении по требованию, ребенок будет продолжать питаться каждый час и его объем питания за один раз будет достаточно маленьким для его возраста. Поэтому нужно пытаться выдерживать чуть больший интервал между кормлениями и смотреть за тем, сколько он будет съедать.

— Бывают ситуации, когда у ребенка режим нарушен по каким-то причинам — аллергия, расстройство желудочно-кишечного тракта. Как скоро можно вернуться к привычному режиму?

— По большому счету, чем раньше вы вернетесь к нормальному режиму, тем лучше. Не стоит слишком переживать, если ребенок не будет питаться несколько дней по режиму, это никак не отразится на вашем состоянии или физическом состоянии малыша. Самое главное — не через силу и не агрессивно, а очень мягко возвращать ребенка к режиму, который у него был. Чем более четким и более долгим был режим, тем легче к нему вернуться.

— Почему важно соблюдать режим кормления?

— Режим кормления важно соблюдать:

  1. Для родителей — чтобы мама не была «заложником» у ребенка и понимала, что будет происходить в ближайшее время, могла что-то планировать или выйти из дома. Это, казалось бы, не так важно для ребенка, но важно для общего климата в семье, чтобы мама чувствовала себя относительно свободной, не «привязанной по рукам и ногам» к своему малышу.
  2. Для малыша — я всегда за режим и всегда призываю родителей к его соблюдению, потому что для ребенка все должно быть предсказуемо — он привыкает к порядку, втягивается в режим и чувствует себя максимально комфортно. Родителям комфортно, когда они знают, что с ними будет происходить — и малышу гораздо легче, когда он знает, что по расписанию еда или сон, — его организм начинает подстраиваться соответствующим образом.

— В каких случаях можно отойти от привычного режима вскармливания?

— Если можно не отходить от режима, то лучше не отходить. Но если так случилось, не переживайте, не вините и не корите себя, критичного ничего не произойдет, даже если ребенок пару дней будет питаться не по режиму. Просто как можно быстрее вернитесь к своему распорядку, и все будет хорошо.

— Полина Александровна, приведите, пожалуйста, примеры режима кормления и суточного рациона для малышей разного возраста.

— Есть несколько моментов, которые нужно учитывать при выстраивании режима кормления и рациона малыша.

  • Объем питания, который ребенок должен получить за сутки.

    Многие мамы, к сожалению, ошибочно полагают, что суточный объем зависит только от возраста малыша. Но универсальной порции нет, она больше соответствует весу младенца. Так, два ребенка одного возраста, но разного веса будут нуждаться в разном объеме питания за сутки. Поэтому достаточно сложно найти четкие указания, сколько миллилитров за один раз ребенок должен есть в каждом конкретном случае.

  • Кратность кормлений.

    Для того чтобы рассчитать объем питания на один раз, необходимо знать, сколько питания нужно в сутки и сколько раз мама будет кормить малыша — то есть кратность его кормлений. При этом всегда нужно ориентироваться на детский вес. Я рекомендую рассчитывать питание с педиатром, чтобы все было подобрано соответственно нуждам конкретно вашего ребенка.

    • для 2-месячного малыша — 6—7 раз за сутки и +/- 120—150 мл съеденного грудного молока за одно кормление,
    • для ребенка 5—6 месяцев — 5—6 раз за сутки +/- 180—210 мл съеденного грудного молока за одно кормление,

Для малышей, получающих прикорм, объем порций больше, но все зависит от веса и кратности кормлений. И нужно помнить: прикорм — это не дополнительный объем питания, он должен укладываться в суточную норму, которая соответствует возрасту и перераспределяется между прикормом и грудным молоком и/или смесью в разных процентных соотношениях.

Режим кормления ребенка на грудном, смешанном или искусственном вскармливании — это большой помощник для мамы и ребенка. Режим не должен приводить к дополнительным трудностям в семье — сидеть с секундомером возле малыша, будить его ночью, когда прошло три часа после кормления. Если вы будете придерживаться правильного режима питания и сна, то и у ребенка, и у вас возникнет понимание того, что будет дальше в каждую конкретную минуту. Это облегчит жизнь всей семье. Врач-педиатр
Полина Александровна Кизино

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Важное значение в формировании здоровья ребенка имеет четкая организация режима дня. Соблюдение режима и последовательности часов сна, кормления, бодрствования способствует выработке определенного динамического стереотипа (рефлекса на время), который помогает нормальному функционированию всех органов и систем организма малыша. Критерием правильности чередования основных режимных моментов является хорошее эмоциональное состояние ребенка при кормлении и бодрствовании, а также спокойный глубокий сон.

Введение ребенка в режим нужно осуществлять уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Преобладающей причиной пробуждения малыша является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме детей до года бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления.

При соблюдении режима кормления у ребенка вырабатывается потребность в сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна — вечером и ночью.

Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.

Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду.

Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или холодно. Важно устранить причины плача.­

Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. По сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.

На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.

1. С рождения до 2,5—3 месяцев ребенка кормят 6—8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3—3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 — 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5—2 часа.

2. От 3 до 5—6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10—11-часовым ночным перерывом. В этом возрасте ребенок спит 4 раза в день, бодрствует по 1,5—2,0 часа. По этому режиму могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

3. От 5—6 до 9—10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0—2,5 часов, дневной сон — 3 раза в день по 2,0 часа, ночной — 10—11 часов.

4. От 9—10 до 12 месяцев. Число кормлений — 5—4, интервал между кормлениями составляет 4—4,5 часа. Время бодрствования 3—3,5 часа, дневной сон — 2 раза в день по 2,0 —2,5 часа, ночной — 10—11 часов.

Для того чтобы обеспечить спокойный сон и бодрствование (до 4—5 недель), следует установить только правильный ритм кормления, то есть кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. В течение первого месяца довольно трудно добиться какого-то определенного режима дня.

Потребность в еде у малышей возникает в зависимости от индивидуального насыщения: малыш может высосать больше или меньше молока, в связи с чем промежуток между кормлениями значительно варьируется от 2,5 до 4,5 часов. Постепенно малыш выработает «свой» определенный режим.

При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу второго месяца ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 минут до 1 часа), а сон более глубоким.

Примерно с 4—6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.

Кормление «по требованию”

Грудное вскармливание » по требованию” отличается от кормления по режиму тем, что ребенок сам определяет количество и продолжительность кормлений. Маме нужно лишь следовать за желаниями малыша и прикладывать его к груди каждый раз, когда он этого хочет.
Кормление «по требованию” рекомендовано ВОЗ.

В то время, как младенец сосет мамину грудь, в ее организме вырабатываются отвечающие за лактацию гормоны пролактин и окситоцин. Таким образом, кормление «по требованию” способствует саморегуляции выработки молока именно в том объеме, который необходим малышу. В то время, как кормление по режиму может уменьшить количество молока, так как при этом грудь недостаточно стимулируется.
Частое и полное опорожнение груди помогает маме избежать застоя молока — лактостаза, который может привести к маститу.

Потребность ребенка в материнской груди объяснятся не только голодом и удовлетворением сосательного рефлекса: для новорожденного младенца это способ общения и взаимодействия с мамой, возможность почувствовать себя защищенным, успокоиться.

Насколько часто малыш может просить грудь?

Новорожденному ребенку нужно не меньше 8 — 12 кормлений в сутки, чтобы поддерживать водный баланс организма и получать питание.
Малыш сам дает понять, когда он хочет есть. Лучше ориентироваться не на крик, а на все, что ему предшествует: чмокание, сосание кулачков, «ищущие» повороты головы («поисковые движения»). Если предлагать грудь уже после того, как ребенок начал кричать, это может затруднить правильное прикладывание к груди и ухудшить отток молока.

Постепенно вырабатывается индивидуальный режим кормлений, потребности ребенка становятся более прогнозируемыми, например, он чаще сосет перед сном и после сна и реже — во время бодрствования.

Грудное молоко усваивается быстрее, чем искусственная смесь. Перерывы между кормлениями могут составлять и 40 минут, тогда как кормление по режиму рекомендуется проводить каждые три часа. Не стоит опасаться «перекормить” малыша. Срыгивания избавляют желудок ребенка от излишков молока.

Стоит учитывать, что ребенок просит грудь при любом дискомфорте, и не всегда проблема решается лишь прикладыванием к груди. Например, если у малыша болит животик, следующая порция молока не решит, а только усугубит эту проблему, поэтому в такой ситуации может помочь массаж живота, газоотводная трубочка или пустышка. В период, когда у ребенка режутся зубки, ему хочется все время тереть десны, и лучше вместо груди предложить специальный прорезыватель для зубов, чтобы не причинять маме боль.

Нужно ли ограничивать длительность кормления?

Молоко на 87% состоит из воды, и во время кормления ребенок сначала получает «переднее», более жидкое молоко, а затем «заднее», более жирное. Если длительность кормления регулируется режимом, а ребенок сосет медленно, он может не успевать добираться до «заднего» молока; а это может привести к тому, что ребенок станет хуже усваивать молоко, так как в его организме будет вырабатываться меньше расщепляющего лактозу фермента. Новорожденные дети обычно сосут медленнее, с перерывами, могут заснуть у груди и снова проснуться, чтобы сосать дальше; уже с 1-1,5 месяцев окрепший ребенок быстрее высасывает нужное ему количество молока. Редкие и короткие кормления могут быть причиной медленного набора веса, однако не стоит продолжать одно кормление больше часа.

Нужно ли кормить ребенка ночью?

Отсутствие ночных перерывов в кормлении способствует достаточной стимуляции груди и выработке молока. Пик уровня пролактина, отвечающего за выработку молока в организме, приходится на ранее утро ( 5 — 8 часов), кормления в это время стимулируют лактацию.

Нужно ли будить ребенка для еды?

Для новорожденного ребенка длительные (более двух часов) перерывы между кормлениями могут быть опасны обезвоживанием и падением уровня сахара в крови, особенно, если ребенок недоношен, ослаблен, медленно набирает вес. Для мамы это может быть чревато застоями молока и уменьшением его количества. Дети способны сосать, почти не просыпаясь, и не обязательно активно будить ребенка, чтобы приложить его к груди: можно раздеть, погладить ладошки и пяточки, сделать легкий массаж, возможно, во время сосания ребенок снова заснет. «Крепышей» можно не будить даже 3, 5 — 4 часа.

Важное значение в формировании здоровья ребенка имеет четкая организация режима дня. Соблюдение режима и последовательности часов сна, кормления, бодрствования способствует выработке определенного динамического стереотипа (рефлекса на время), который помогает нормальному функционированию всех органов и систем организма малыша. Критерием правильности чередования основных режимных моментов является хорошее эмоциональное состояние ребенка при кормлении и бодрствовании, а также спокойный глубокий сон.

Режим дня ребенка до года: необходимость установления

Введение ребенка в режим нужно осуществлять уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Режим дня ребенка до месяца (новорожденного ребенка) еще нельзя назвать «режимом» по сути. Это только становление определенного режима новорожденного ребенка. Преобладающей причиной пробуждения ребенка первого месяца жизни является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме дня месячного ребенка бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления.
При соблюдении режима кормления у ребенка до года вырабатывается потребность в сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна — вечером и ночью.
Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.
Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду.
Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или холодно. Важно устранить причины плача.
Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. Но сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.
На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.

Режим дня месячного ребенка

С рождения до 2,5—3 месяцев ребенка кормят 6—8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3—3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 — 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5—2 часа.

Режим дня ребенка от 3 месяцев до 5-6 месяцев

От 3 до 5—6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10—11-часовым ночным перерывом. Режим дня ребенка в 3 месяца, в 4 месяца и в 5-6 месяцев обязательно включает сон 4 раза в день. Бодрствует ребенок по 1,5—2,0 часа. По режиму дня для 3-6 месячных детей могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

Режим дня ребенка от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев

От 5—6 до 9—10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Режим дня ребенка в 7 месяцев, 8 месяцев, 9 – 10 месяцев: время бодрствования увеличивается до 2,0—2,5 часов, дневной сон — 3 раза в день по 2,0 часа, ночной — 10—11 часов.

Режим дня ребенка от 9-10 месяцев до 1 года

От 9—10 до 12 месяцев. Число кормлений — 5, интервал между кормлениями составляет 4—4,5 часа. Режим дня ребенка в 9 месяцев, 10 месяцев, 11 месяцев и в 1 год: время бодрствования 3—3,5 часа, дневной сон — 2 раза в день по 2,0 —2,5 часа, ночной — 10—11 часов.

Режим дня ребенка: как наладить режим дня ребенка

Казалось бы, такой легкий вопрос: как наладить режим дня ребенка? А ведь ответ на него довольно трудный. Чтобы наладить режим дня ребенка до года следует ежедневно выполнять определенные правила: сон, еда, развлечения у ребенка должны быть в определенное время.

Для того чтобы обеспечить спокойный сон и бодрствование (до 4—5 недель), следует установить только правильный ритм кормления, то есть кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. В течение первого месяца довольно трудно добиться какого-то определенного режима дня месячного ребенка. Режим дня новорожденного ребенка зависит от потребности в еде. Потребность в еде у малышей возникает в зависимости от индивидуального насыщения: малыш может высосать больше или меньше молока, в связи с чем промежуток между кормлениями значительно варьируется от 2,5 до 4,5 часов. Постепенно малыш выработает «свой» определенный режим дня новорожденного ребенка. При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу второго месяца ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 минут до 1 часа), а сон более глубоким. Примерно с 4—6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.
Для того чтобы ребенок с конца первого месяца активно бодрствовал, необходимо частое общение взрослых, наличие игрушек и свобода движений. Для детей этого возраста наилучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна является сон на свежем воздухе.
Возраст, когда следует выносить ребенка на свежий воздух, зависит от его здоровья, сезона, климатических условий. Осенью, зимой и ранней весной приучать ребенка к свежему воздуху следует постепенно: выносить на сон во время, установленное в режиме, вначале ненадолго, а затем на все отрезки дневного сна. Особенно важно проводить сон на свежем воздухе именно в этом возрасте, когда ребенка впервые приучают к режиму дня. Если в период с конца первого — начала второго месяца ребенка систематически проводить правильный режим дня, то к 3 месяцам ребенок может полностью жить по определенному режиму.
Если малыш кричит до установленных часов кормления, его следует покормить. Если он длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить другой, соответствующий его потребностям.
Для новорожденных детей в возрасте до 3 месяцев наиболее правильный режим дня, при котором кормят ребенка 7 раз в сутки, с периодом бодрствования вначале 1 ч, а к 3 месяцам— 1,5 ч и дневным сном 4 раза по 2— 2,5 часа и ночью от 11 до 10 ч.
Купание — хорошее средство, укрепляющее ночной сон маленького ребенка. Родители сами должны установить удобные для них часы купания, после чего ребенок будет хорошо спать.
В зависимости от состояния ребенка, бытовых конкретных условий для удобства мамы часы в режиме дня ребенка до года могут быть передвинуты, при этом соответственно сдвигаются часы всех режимных моментов.
Когда здоровых нормально развивающихся детей до 5—6 месяцев воспитывают на режиме с 3-часовыми перерывами между кормлениями вместо того, чтобы с 2,5— 3 месяцев перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3,5 часа, они до конца этого возрастного периода вместо 2 часов продолжают бодрствовать — по 1,5 часа. При этом к моменту укладывания ко сну у ребенка еще не возникает потребность в отдыхе, он долго не засыпает. Поэтому, если ребенок 2,5—3 месяцев уже легко бодрствует 1,5 часа, его нужно переводить на следующий режим дня ребенка до года.
Постепенно период бодрствования увеличивается, поэтому малыша следует укладывать уже не через 1,5 часа после пробуждения, а несколько позже, при появлении первых признаков утомления. До 4—5 месяцев ребенок продолжает спать днем 4 раза. Некоторые дети не спят 4 раза днем, в этом случае их укладывают спать на ночной сон раньше, тогда длительность ночного сна увеличивается до 11 часов.
Примерно с 5—6 месяцев малыша нужно перевести на режим дня для ребенка 6 месяцев, при котором длительность активного бодрствования равна 2—2,5 часа. Днем дети спят уже 3 раза по 2—2,5 часа. Длительность ночного сна равна 10—11 часам. Количество кормлений — 5.
В возрасте 9—12 месяцев малыша переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2,5 до 3,5 часов. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2,5 часов, второй раз малыш спит 1,5—2 часа. Ночной сон длится 11 часов. Кормят малыша 4—5 раз в сутки.
Во время перевода на режим дня ребенка до года с двукратным дневным сном соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пиши между кормлениями первым и вторым, а также между вторым и третьим достигает 4,5 часа. Такая длительность промежутков между кормлениями допустима потому, что в этот отрезок времени малыш не только бодрствует, но и спит. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда малыш бодрствует, сокращается до 3—3,5 часов.

Примерный режим дня для детей в возрасте от 1 до 3 месяцев

Примерный режим дня для детей в возрасте от 2,5—3 до 5—6 месяцев

Примерный режим дня для детей в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев

Примерный режим дня для детей в возрасте от 9—10 до 1 года

Это лишь примерные схемы распорядка режима дня ребенка до года. Возможно, ваш малыш выработает свой индивидуальный режим, он может отличаться от общепринятого, особенно в течение первых трех месяцев жизни.

Решила сохранить в дневник статью Цареградской о ГВ (Источник — «Консультирование по грудному вскармливанию» автор Ж.В.Цареградская, рецензент И.М.Воронцов — доктор медицинских наук, профессор).

Сейчас, при возрасте 1,5 года своего малыша я не согласна с частью статьи, говорящей о возрасте отлучения от груди. Отлучение мамой при готовности ребенка или его самоотлучение может происходить и в 2,5 и в 3,5 года.

Но в первые месяцы после рождения ребенка именно эта статья не раз очень помогла мне в том, чтобы правильно реагировать на переходы от одного этапа ГВ к другому, на особенности каждого возраста.

В частности, близкие и родственники говорили мне, что 8-10 кормлений в сутки для новорожденного — это максимальная норма. Я видела в статье цифры 15-25 прикладываний и успокаивалась, т.к. кормила ребенка по требованию и у нас выходило не менее 14-16 прикладываний в первый месяц, и около 18 во второй.

Когда малышу было 3,5 месяца начались задержки со стулом. На ББ видела посты мам, переживающих по поводу «запоров» 3-4-месячных детей, которым все педиатры давали советы о применении свечей, трубочек и прочего. Я вовремя прочла в статье, что в этом возрасте стул может быть и раз в 7 дней. В результате через 4 недели кишечник опять перестроился на ежедневный стул, но мы не приучились ни к каким искусственным стимуляциям.

Склонность ребенка постоянно отвлекаться от груди на одном этапе ГВ, несколькочасовое предутреннее зависание на груди на другом этапе — обо всем этом мне важно было прочесть в статье специалиста, т.к. самой при первом ребенке и полном отсутствии опыта было не догадаться, что это — норма 🙂

Этапы грудного вскармливания от рождения до года.

Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Находясь во чреве матери, он получал все питательные вещества через пуповину, а после рождения он получает относительную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, является продолжением пуповины. Когда же он начнет становиться способным питаться той же пищей, что и взрослые? Приведем основные этапы грудного вскармливания и примерные сроки их появления.
Этап исключительно грудного вскармливания — начинается с момента первого прикладывания и продолжается до появления у ребенка интереса к воде и пище взрослых, что происходит примерно к 5-7 месяцам. За это время созревают ферменты желудочно-кишечного тракта, и происходит подготовка пищеварительной системы к возможности знакомства с новой пищей.
Этап знакомства с новой пищей — начинается с появлением стремления ребенка попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Этот этап имеет педагогическое значение, поскольку новая пища пока еще не служит для удовлетворения энергетических потребностей ребенка. В это время пищеварительная система еще не готова к усвоению другой пищи кроме грудного молока. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8-12 месяцев.
Этап переходного питания — начинается от начала немолочного питания до формирования способности питаться рационом, используемым для общего стола. Примерно в 8-12 месяцев у ребенка появляется потребность не только попробовать какой –либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии, солей, витаминов. В дальнейшем, к 1году3 месяцам- 2,5 годам ребенок постепенно замещает грудные кормления другой пищей и сохраняет 2-3 прикладывания к груди в основном в ночное время.
Этап отлучения от груди — начинается в период между 1.5 и 2 годами, когда ребенок практически полностью переходит на общий рацион, но сохраняет до 2 прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с инволюцией молочной железы и заканчивается полным отказом ребенка от грудного вскармливания.
Если введение прикормов и отлучение от груди вписывается в схему, предусмотренную природой, то прекращение грудного вскармливания и для матери и для ребе6нка происходит безболезненно.
Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу.
Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.

1 месяц
Грудное вскармливание.
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.
В сутки получается всего 15-25 прикладываний. Из них около12-15 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К 25-30 дню мамы довольно часто замечают, что ребенок начал более часто и обильно срыгивать, что, как правило, связано с приходом зрелого молока и является возрастной нормой. В течение первого месяца жизни мать и ребенок приспосабливаются друг к другу и обучаются кормлению грудью. Мать должна правильно подавать ребенку грудь, что бы обеспечить полноту захвата ареолы, фиксировать его головку при кормлении, чтобы он не сползал на сосок, не травмировал грудь и полноценно наедался. Кроме этого следует научиться кормить ребенка в удобной позе, что обеспечивает продолжительное кормление и хороший отток молока. Необходимо также помнить, что сон ребенка в этом возрасте не является препятствием к грудному вскармливанию. Если матери необходимо приложить малыша к груди, ей не следует дожидаться его пробуждения или будить его, просто надо предложить ему грудь и он обязатель но возьмет ее, продолжая при этом спать.

2 месяца
Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. К этому времени грудные младенцы прибавляют в весе от 1 до 2,5 кг и вырастают на 5-7 см. Они пока еще не выглядят полненькими крепышами с перевязочками, но уже довольно заметно округляются.

Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. У малышей этого возраста стул бывает, как правило, именно во время кормления. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. К исходу второго месяца жизни у ребенка формируется устойчивая привычка брать и сосать грудь. Он хорошо открывает рот, и матери остается только своевременно и глубоко внести грудь в рот малыша. Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери, внимательно рассматривает ее лицо, пристально изучая его. Иногда во время кормления ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь таким образом выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью.
Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

3 месяца
Вскармливание исключительно грудное по требованию. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становиться наполненным. Теперь он выглядит как молочный младенец с перевязочками. К этому времени грудные дети могут набрать в весе 5,5 – 7,5 кг, при исходном весе 3-5 кг.

Работа пищеварительной системы. У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня или в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Сохраняются частые мочеиспускания в период бодрствования – через 10-25 минут.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.
Как правило, трех месячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. К этому возрасту ожидая материнскую грудь они начинают проявлять несколько больше терпения, чем было раньше, но все еще не стоит его испытывать. С этого возраста поза при кормлении уже не имеет значения. Примерно в три месяца наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления кладет ручки на мамину грудь, что для мамы очень приятно. Но есть и огорчительный момент, который часто бывает мамам непонятен: ребенок во время кормления выгибается, упирается в маму ручками и ножками, как бы отталкиваясь от нее, хлопает по маме руками и бьет ногами. Многим матерям кажется, что ребенок начинает отказываться от груди и бороться с ним. Особенно много неприятностей переживают те матери, которые не умеют правильно поддерживать голову ребенка во время кормления и не научились кормить в удобной позе. Иногда ребенок начинает сжимать грудь деснами и отвлекаться от груди, будто важничая. Это первые действия ребенка, направленные на отделение своего «я” от «я” матери, которые помогают ему понять, что мать и он это не одно и тоже – они чувствуют по–разному и по-разному себя ведут.

4 месяца
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди во время бодрствования и у него появляется довольно точный режим кормлений. В сутки примерно 10-14 кормлений, включая ночные. В этом возрасте у малышей стул может начать появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормальным явлением.
С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма.

Пищевое поведение. Если мать берет с собой ребенка за стол во время еды, малыш начинает следить за процессом поглощения пищи.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления ребенок теребит материнскую грудь ручками, мнет ее. Прикладываясь к груди, он широко открывает рот и довольно долго может сидеть с открытым ртом, ожидая, что в него сейчас вложат грудь. В процессе кормления младенец начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Реакция матери на подобные действия ребенка должна быть адекватной: мать должна вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Бурная реакция матери испугает ребенка, а нарочитое терпение заставит думать, что его действие не вызывает у матери никаких переживаний и можно продолжать так делать и дальше. Обычно ребенок делает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая проверочной, которую можно прокомментировать следующим образом : «правильно ли я понял, что тебе это неприятно?”. Как правило, при адекватной реакции матери до третьей и четвертой попытки дело не доходит, но если мать прореагировала неправильно, ребенок может повторить свой опыт. Кроме этого ребенок во время кормления начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Эту возрастную особенность поведения ребенка матери часто принимают за отказ от груди, тем более, что у малыша именно в это время уменьшается число дневных кормлений и становятся более выраженные кормления, связанные со сном.
Однако, отвлечения ребенка от груди – это очень важный момент поведения, который маме следует поощрять. Когда малыш отвлекается от груди, нельзя забирать у него грудь, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

5 месяцев
Вскармливание. Исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. В этом возрасте у малышей может быть 6-10 дневных кормлений и 2-4 ночных, в общем 9-14 кормлений в сутки.

Работа пищеварительной системы. Срыгивания становятся единичными . Стул появляется 2-3 раза в день или 1 раз в 2-7 дней в виде однородной сметанообразной массы или как кислый стул. Сохраняются частые мочеиспускания через 15-40 минут.

Пищевое поведение. Если мать берет ребенка с собой за стол, то он может проявить активный интерес к пище взрослых. Как правило, этот интерес совпадает с формированием у малыша навыка захватывать и удерживать предметы. Так находясь за столом, ребенок тянется к маминой ложке, тарелке или чашке и настаивает на том, чтобы ему дали их схватить и засунуть в рот. Поначалу младенец удовлетворяется отданной ему ложкой, не бьющейся или кружкой, и не проявляет желания пробовать продукты. чашкой Если ребенок проявил активный пищевой итерес значит, наступило время первых педагогических прикормов.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. В этом возрасте дети отвлекаются от груди, делая вид, что им интересны все происходящие события. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок всегда, находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

6 месяцев
Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу справиться с новой пищей, которую он пробует. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования малыша можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных кормлений и 3-4 ночных.

Пищевое поведение. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Это знакомство происходит за столом, когда мать садится есть и берет малыша с собой. Пока мать ест, она может дать ребенку облизать ее ложку, смоченную супом, щами или чаем, попробовать крошку хлеба, каши или котлеты. Помимо таких микропроб, распространяющихся на все продукты, которые ест мать, ребенок за столом продолжает орудовать собственной ложкой и кружкой. Кроме этого в качестве педагогического прикорма ребенку можно дать помусолить сухарик, баранку, твердое яблоко, галетное печенье, куриную очищенную косточку, морковку, капустный лист с крупной твердой жилкой и т.д.
Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, заменяющих грудные кормления и восполняющие энергозатраты организма — ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, это хорошо заметно, поскольку ребенок не стремиться наесться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство неполноценности состава молока, или его нехватки. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье, и адаптироваться к их употреблению. Пищевой интерес ребенка этого возраста можно определить как начало экскурсии по знакомству с пищевым рационом своей семьи.

Работа пищеварительной системы. С появлением педагогического прикорма может измениться стул ребенка и частота его появления. Уходит в прошлое счастливое время, когда стул у ребенка появлялся 1 раз в 4-7 дней, теперь он может появляться ежедневно 1 раз в день. Возможно также появление стула 2-3 раза в день.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее, обеими руками мнет грудь и теребит что-нибудь на матери. Так проявляется постепенное усвоение ребенком того факта, что он и мать – это разные существа. Малыш начинает менять позу при кормлении по своему усмотрению. Когда мать собирается дать ему грудь, он открывает рот и довольно долго с широко открытым ртом ждет, когда мама, наконец, даст ему грудь.

7 месяцев
Вскармливание грудное вскармливание с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Основной период сосания ночью. Режим кормлений остается прежним: 6-8 дневных и 3-5 ночных.

Пищевое поведение. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Когда мать берет малыша с собой за стол, у них происходит соревнование, заключающееся в следующем. Мать должна устроиться таким образом, чтобы съесть свою порцию еды, и в тоже время, чтобы ребенок, находящейся с ней за столом, не разбросал еду, не затащил в рот слишком много и не подавился, не съел больше, чем ему необходимо для знакомства с новыми продуктами и адаптации к ним. На этом этапе формирования пищевого поведения ребенка мать должна уметь корректно забирать у ребенка ложку или чашку, которые он отбирает у нее, заменять их, очищать его рот, если он взял слишком большой кусок пищи, поить его из чашки и кормить из ложки.

Работа пищеварительной системы. В связи с активным знакомством с новой пищей стул у малыша появляется 1-2 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером. Практически полностью исчезают срыгивания.
Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Наступает очередной этап отделения своего «я” и малыш может повторить опыт, который он проделал в четыре месяца, т.е. он вновь может во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша, как говорилось выше, должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть, или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации она испытывает. С этого возраста во время кормления ребенок упирается а маму ногами и высоко закидывает их, мнет мамину грудь и довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.

8 месяцев
Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. У него появляется устойчивый период почти непрерывного сосания пред пробуждением с 3 до 8 часов, который длится 2-4 часа.
Пищевое поведение. В этом возрасте возможно введение первого энергетически значимого прикорма. Лучше всего ребенок этого возраста ест и усваивает молочные продукты. Несмотря на различные мнения. Отраженные в литературе, где говорится о вреде коровьего молока, дети этого возраста предпочитают употреблять в пищу молочные продукты: творог, молочную кашу, кефир, сметану, цельное молоко, йогурт и т.д. Начиная увеличивать долю прикорма в питании ребенка, мать может кормить его 1-3 раза в день, когда ест сама. Беря малыша с собой за стол, мать продолжает давать ему все пробовать, можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу.
Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего «я” от матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму руками, будто отталкиваясь от нее, и ногами, пытаясь встать. Более того, он может, продолжая сосать грудь и упираясь в маму руками, подняться на ноги и стоять в полусогнутом состоянии, мерно раскачиваясь из стороны в сторону. Таким образом, во время кормления малыш принимает самые разнообразные позы и меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениям своего чада и показывать окружающим «какой он молодец” и как замечательно усовершенствовались его навыки сосания груди.

9 месяцев
Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте практически ничего не изменяется по сравнению с предыдущим месяцем. Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию связанные со сном. Во время кормления ребенок свободно меняет позы и теребит сосок второй маминой груди. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.п.

10 месяцев
Вскармливание и пищевое поведение. Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. Это учащение особенно заметно, если ребенок уже начал ходить с опорой или самостоятельно. Иногда малыши этого возраста прикладываются к материнской груди столько же раз, сколько раз они подходят к матери, т.е. каждые 15-30 минут. В ночное время присутствуют 2-4 полноценных кормления, наиболее активный период сосания сохраняется в утреннее время перед пробуждением в период с 3 до 8 часов утра. В течение дня помимо кормлений грудью и прикорма он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят все старшие члены семьи, а не только мать.
Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из самого невероятного положения. Наиболее «шокирующе” смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на колени, выпрямляет ноги, и мерно раскачивается. Это поведение характерно для возраста полного освоения ребенком навыков грудного вскармливания и оно сохраняется примерно до 1,5 лет.

11 и 12 месяцев
Вскармливание и пищевое поведение. Вскармливание грудное с прикормом. Ребенок продолжает активно пробовать все со стола. В этом возрасте в качестве прикорма он начинает использовать вареные овощи: картофель, свеклу, капусту и т.д. Кроме вареных овощей ребенок может употреблять мясо и мясные продукты, яйцо, каши, хлебобулочные изделия, а также различные острые продукты: соленые огурцы, зеленый лук, кусочек острой сырокопченой колбасы и т.д. От употребления молочных продуктов ребенок этого возраста может отказаться полностью или частично, т.е. оставляя 1-2 продукта, например сметану и кефир. Кроме грудных кормлений в течение дня ребенок может иметь 2-3 полноценных кормления с общего стола, которые обычно заканчиваются прикладыванием к груди. В течение дня малыш довольно часто что-нибудь мусолит, кроме этого он приходит ко всем членам семьи, которые сели есть и просит их с ним поделиться. У ребенка становиться меньше полноценных дневных кормлений грудью (3-4), но появляется больше кратковременных прикладываний, а также сохраняются активные ночные кормления перед пробуждением в период между 4 и 8 часами утра.

После года.
После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!) для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях.
Основной суточный период грудного вскармливания смещается на ночное время. Самый активный период сосания – это время между 4 и 8 часами утра.
Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди, которые могут происходить примерно 1 раз в час. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 2-4 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна.

Дополнительные записи

  • Как понять что ребенок наелся?Как понять что ребенок наелся?
  • Сценарий осеннего бала для студентовСценарий осеннего бала для студентов
  • Какая должна быть грудь при грудном вскармливанииКакая должна быть грудь при грудном вскармливании
  • Как убрать ночные кормления?Как убрать ночные кормления?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Варенье по английски
  • Поделки из цилиндра
  • Польза вулканов
  • Прокол слезного канала у новорожденных отзывы
  • Реклама рюкзаков

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Близняшки | WordPress Theme by Superb Themes