Игры с ребенком 11 месяцев
Содержание
- Развитие физической активности и координации движений
- Развитие речи и разговорных навыков
- Важность развития мелкой моторики рук
- Развивающие игрушки для детей 11 месяцев
- Малышу 11 месяцев: РАЗВИТИЕ
- Действия с предметами
- Развиваем понимание речи
- Развитие активной речи
- Малышу 11 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
- Рост и вес
- Движения
- Понимание речи
- Активная речь
- Эмоции
- Сбалансированный рацион обеспечит малыша энергией на весь день
- Как разнообразить питание малыша?
- Рекомендуемое меню для ребенка в 11 месяцев
- Какие навыки развиваются у младенца в 6-9 месяцев?
- 3 развивающие игры с детьми 6-9 месяцев
- Чему стоит уделить особое внимание в развитии малыша 9-12 месяцев?
- 3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев
11 месяцев – возраст ребенка, от которого до первого дня рождения «рукой подать». Малыш прошел длинный и интересный путь, многому научился и совсем не похож на того кроху, которого родители привезли из роддома. Он пытается говорить свои первые слова, делать самостоятельные шаги и с каждым днем все больше делает сам.
Упражнения и игры с ребенком 11 месяцев должны быть направлены на то, чтобы закрепить все усвоенные навыки и продолжать их развивать.
В этом возрасте ребенок не только хорошо понимает, что говорит ему взрослый, но и пытается повторять отдельные слова и звуки за ним. Некоторые детки даже выражают свои мысли при помощи речи, хотя это дается непросто. Общение взрослого с ребенком, занятия и игры, которые они проводят вместе, должны поддерживать познавательный интерес в ребенке.
Иногда родители могут теряться, во что играть с малышом, и чем занять его, чтобы его развитие было правильным. Главное, что нужно знать и понимать – это возможности и потребности своего ребенка. Он личность с индивидуальными чертами и особенностями, наблюдая за ним, можно понять, что именно ему интересно и как этот интерес направить в познавательное русло.
Древняя индийская пословица гласит: «Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти». Родители должны помочь малышу познать мир, а не навязывать ему собственное видение или тем более чье-то чужое.
Развитие физической активности и координации движений
Встав на ноги и сделав свои первые шаги, малыш преодолел серьезный барьер своей активности, и с этих пор будет пользоваться собственными навыками перемещения. Маме с папой важно научить ребенка координации движений и равновесию. Это повысит безопасность перемещения крохи и упрочнит его владение своим телом.
Важным навыком, которому малыш должен быть обучен, является умение безопасно слезть с дивана или кровати. Делать это нужно ножками вперед и вниз. И каждый раз, когда ребенок будет пытаться слезть на пол, взрослым стоит направлять его и разворачивать в случае необходимости. Дети в возрасте 11 месяцев усваивают это правило за несколько дней регулярных тренировок.
Учимся ходить
В возрасте 11 месяцев многие детки учатся самостоятельно ходить. Стимулируйте этот навык играми с песенками. Но прежде, чем начать, убедитесь, что пространство комнаты безопасно: нет острых углов или разбросанных на полу игрушек о которые можно споткнуться. Возьмите малыша за ручки, ведите его по комнате, напевая:
Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Сама круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
Когда малыш отвлечется песенкой, отпустите его ручки и поманите к себе.
Читайте стишки в такт шагам:
Инна, мама годовалого Ивана: «Ваня пошел в 11 месяцев. Мы с ним ходили по квартире за ручки, я читала стишок «Идет бычок качается» и изображала, как качается бычок. По середине комнаты я отпустила его ручки и продолжая читать стишок позвала его ручками. И он сделал несколько шагов без опоры, слегка боком! Чтобы он не упал, я снова взяла его за ручки. С тех пор мы каждый день так тренировались. Сейчас спустя месяц он уверенно ходит!»
Танцы
Держите ребенка за ручки и читайте стишок, ритмично топая и высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Малыш должен повторять за вами.
Ножки пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та, тра-та-та,
Вот как пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та, тра-та-та!
Тренируемся ходить по ступенькам
Возьмите на прогулку колокольчик и положите его на 5-ю ступеньку лестницы. Читайте по одной строке стишка, поднимаясь по ступеньке:
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку!
Добравшись до колокольчика, позвоните.
Чтобы научиться спускаться, поставьте малыша на 4-ю снизу ступеньку и спускайтесь вместе, приговаривая:
Вниз по лесенке идем,
Ни за что не упадем!
Топ-топ, топ-топ!
Другими упражнениями, помогающими выработать координацию движений, могут быть:
- залезание на стул или кресло;
- переступание через небольшие преграды, например, разложенные на полу мягкие игрушки;
- перелаз через большие преграды, например, диванные подушки.
Во всех начинаниях ребенка важно, чтобы родители были рядом и поддерживали его. Даже если что-то не получается с первого раза, обязательно получится потом, если продолжать тренироваться и учиться.
Развитие речи и разговорных навыков
Развивающие занятия для детей 11 месяцев обязательно должны включать в себя игры и упражнения на развитие речи. Это возраст активного становления разговорных навыков, поэтому нужно помочь ребенку в этом.
Расширение словарного запаса зависит от того, сколько родители разговаривают с малышом и читают ему книги. Важно объяснять каждое свое действие, называя предметы вокруг, и особенно те, на которые указывает ребенок.
Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки. Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.
Как играть с ребенком в 11 месяцев:
Ролевые игры
Это прекрасная возможность поиграть и научить малыша. Можно купить специальные игрушки, которые надеваются на руки или пальцы, а можно сделать самим. Для этого возьмите старые перчатки и отрежьте от них 2 пальчика. Из них сделайте куклу для малыша, вышив глазки и ротик и пришив волосы из ниток. Из оставшейся перчатки сделайте кукол для себя. Наденьте на указательный палец ребенка его куколку. Покажите как куколка может ходить, танцевать, прятаться в кулачок и опять появляться. Составляйте простые диалоги между персонажами, обращаясь непосредственно к малышу, рассказывайте ему стишки и напевая песенки, стимулируя желание отвечать и повторять за взрослыми.
Чтение книг
Еще один эффективный способ стимулировать развитие речи ребенка 11 месяцев. Выбирайте книжки с большими яркими картинками, в которых текст совпадает с нарисованным сюжетом. Малыш будет слышать, о чем идет речь, видеть проговоренные фразы на картинке, и учиться сопоставлять это.
Пение
Пойте малышу простые песенки с повторяющимися слогами, чтобы пополнять его словарь. Купите детскую дудочку (лучше пластиковую), покажите ее малышу. Спойте песенку:
«Покажи предмет»
Развивая слуховое восприятие и речь ребенка, можно играть с разными предметами. Разложите перед малышом несколько игрушек, назовите их: «Это зайчик, а это мишка». Попросите малыша показать: «Покажи, где зайчик?». Потом игра происходит в обратном порядке: кроха показывает пальчиком на одну из них, а взрослый называет их вслух.
«Наша семья»
Дети любят рассматривать фотоальбомы, а особенно, узнавать кого-то на фото. Если взрослый будет комментировать снимки и рассказывать, кто где на фотографии, ребенок с восторгом включится в эту игру. А со временем и сам начнет показывать, на каком фото мама, а на каком – бабушка.
Некоторые игры можно придумать на ходу с теми игрушками, которые лежат рядом. Малыши любят все новое и интересное, с удовольствием занимаются тем, что раньше еще не делали. Поэтому взрослым стоит подключить свою фантазию и погрузиться в увлекательный процесс игры.
Как заметил в далекой древности Марк Туллий Цицерон: «Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают».
Родители могут многому научиться, проводя время со своим ребенком и наблюдая за его активностью.
Важность развития мелкой моторики рук
Именно уровень развития мелкой моторики у ребенка в 11 месяцев напрямую влияет на степень активности речи. Чем больше малыш играет и работает руками, перебирает мелкие предметы, лепит из пластилина и рисует, тем быстрее он научится говорить. Для развития мелкой моторики можно играть с крохой в такие игры:
Собираем предметы
Играйте на полу, разложив вокруг кубики, маленькие игрушки, мячики. Дайте малышу ведро и попросите его собрать все предметы, называя каждый вслух.
Счеты
Вам понадобятся обычные счеты. Покажите ребенку, как нужно противопоставлять указательный пальчик, сжав остальные в кулачок. Двигайте косточки, рассказывая считалку:
Что в мешке?
В тканевый мешочек сложить 8-10 игрушек небольшого размера. Попросить малыша не глядя доставать по одному предмету, в то время как взрослый будет называть, что ребенок достал.
Прищепки
Возьмите кастрюлю и прикрепите прищепки по краям. Посадите малыша рядом и покажите ему, как снимать прищепку двумя пальчиками и бросать в кастрюлю со словами: «Бах! Упала».
Разноцветная фасоль
В емкость или мисочку небольшого размера насыпать фасоль разных цветов. И предложить ребенку в одну чашку складывать один цвет, в другую – другой. Работа кропотливая, возможно, сначала у малыша не будет получаться. Но терпеливые родители, умеющие подбодрить, постепенно научат кроху.
При этом нужно внимательно следить, чтобы ребенок не взял в рот мелкую фасоль.
Куличи из песка
Наполнение ведра песком при помощи совочка и формирование куличиков – отличная игра для развития мелкой моторики. Для разных куличиков можно приобрести несколько разных форм – животных, цветов, пирожного, и делать в песочнице вместе с малышом.
Анна, 28 лет, мама двухлетнего Максима: «Летом, когда Максу было 10-11 месяцев, мы очень много времени проводили на улице. Он увлекался буквально всем, что видел вокруг себя. Мне даже не нужно было брать на прогулку никакие игрушки. Свои первые шаги он тоже сделал на улице, изучая насекомых в траве. В тот период он мог подолгу перебирать камушки и палочки, брать в руки маленьких жучков, копаться в песочнице лопаткой, собирать листочки с деревьев. Он брал в руки какой-то предмет, приносил ко мне и давал понять, что я должна рассказать ему об этом. Природа до сих пор увлекает его целиком».
Вне зависимости от того, где проходят развивающие игры для детей 11 месяцев, дома или на улице, можно использовать множество окружающих предметов, которые станут частью игры и вызовут интерес ребенка.
Развивающие игрушки для детей 11 месяцев
Ребенок в возрасте 11 месяцев может играть с любыми подручными средствами и предметами. Он с одинаковым интересом будет играть с двумя картонными коробками разного размера или конструктором, привезенным из магазина. Поэтому не стоит тратить много денег на покупку игрушек для ребенка. Достаточно несколько полезных и недорогих предметов, которые можно задействовать в ежедневные игры с ребенком 11 месяцев. Среди них:
- Кукла или мягкая игрушка в виде животного. Ее можно использовать для ролевых игр, лечить, укладывать спать, кормить вместе с ребенком.
- Набор для песочницы.
- Мячик, которым можно играть дома и на улице, поможет тренировать координацию движений.
- Игрушка, которая умеет разговаривать при нажатии на разные части тела. В одной лапке у нее имеется множество разных стишков, в другой – песенки и веселые мелодии. Отличное пособие для развития речи ребенка.
- Книги. С самого раннего детства нужно приучать ребенка к книге, чтобы это увлечение осталось с ним на всю жизнь.
Детям до года вообще не следует смотреть телевизор, даже мультики, и даже по 15 минут в день.
Иногда маме или папе нужно некоторое время позаниматься своими делами, и включенный экран становится хорошим способом увлечь ребенка. Но в этом возрасте ребенку нельзя напрягать свои глазки даже на короткое время. Тем более, что мультики ему понравятся, и он будет все чаще и все больше просить их включать. В дальнейшем это может стать серьезной проблемой. Поэтому лучше начинать как можно позже.
Больше внимания ребенку, активное вовлечение родителей в процесс его познания мира и меньшее количество ненужных предметов – эти простые постулаты стоит использовать каждый день в играх с малышом.
Игры с ребенком в 11 месяцев должны помочь сохранению уже наработанных навыков и приобретению новых. Активность и повышенную подвижность малыша нужно обезопасить, поэтому родителям важно научить ребенка координации собственных движений. Тогда познание мира будет продолжаться гармонично и комфортно.
Малышу 11 месяцев: РАЗВИТИЕ
На этом этапе развития малыш во всем стремится подражать маме, папе, братику или сестричке. Теперь его привлекают не столько игрушки, сколько реальные предметы из мира взрослых: мобильные телефоны, часы, пластиковая посуда… Для гармоничного развития ребенка постарайтесь найти для него такие занятия, где бы он мог полностью удовлетворить этот интерес.
В 11 месяцев малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки, и теперь ваша задача – научить его ходить с поддержкой. Привлеките внимание малыша яркой игрушкой и, придерживая за ручки, побудите его сделать несколько шагов. Затем дайте ему возможность немного пройтись самостоятельно, но будьте готовы подстраховать малыша, если он вдруг устанет или потеряет равновесие.
Для развития мышц придержите малыша под мышками и предложите ему немного потанцевать. Сгибая и выпрямляя ножки под музыку, ребенок получит огромное удовольствие, а заодно подготовит свои мышцы к будущим пешим прогулкам. Пригласите потанцевать с вами и старшего ребёнка – так у вас получится настоящая семейная дискотека.
Действия с предметами
Малыш продолжает изучать свойства предметов, сравнивая их между собой в различных играх. Но если раньше его интересовали только внешние свойства (форма, размер, вес, цвет, текстура), то теперь его гораздо больше занимает механизм действия. Взяв в руки новую игрушку, малыш пытается понять, можно ли ее разобрать на части, будет ли она издавать звук, если на нее надавить, и менять форму, если ее потянуть в разные стороны. Чтобы побудить малыша искать скрытые свойства предметов, предложите ему несколько похожих по форме, размеру и цвету коробочек, но разных по материалу и наполнению. Например, одна коробочка будет из мягкого картона – во время игры малыш сможет ее мять, рвать, бросать на пол. Другая коробочка тоже будет из картона, но наполненная игрушками. Обнаружив ее содержимое, малыш будет играть с ней совсем по-другому: открывать и закрывать крышку, доставать предметы и складывать их обратно. Третья же коробочка будет жестяная, с одной деталью внутри. Ребенок с удовольствием начнет ее трясти, прислушиваясь к звонким звукам, идущим изнутри, а затем откроет крышку и достанет сюрприз.
В этом возрасте малыш с энтузиазмом повторяет многое из того, что делает его братик или сестричка. Предложите детям поиграть вместе: например, построить башню из кубиков или покидать друг другу мячик.
Развиваем понимание речи
К 11-ти месяцам малыш уже знает названия многих предметов и животных, однако необходимо и дальше развивать его пассивный словарный запас. Лучше всего для этой цели подойдут детские книжки с большими картинками.
Изучая с ребенком книжку, обращайте его внимание на иллюстрации и называйте изображенные предметы: это домик, это деревце. Пойте песенки из книги, при этом варьируйте тембр голоса и меняйте интонации, чтобы поддерживать интерес ребенка к сюжету. Такое чтение будет с интересом слушать и старший ребёнок. Читайте детям часто, но не долго, делая перерывы на игры и занятия. Таким образом, вы развиваете их мышление, расширяете словарный запас и с самого детства приучаете любить книги.
Развитие активной речи
Играйте с крохой в речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, пока-пока, ку-ку, ква-ква. Это станет еще одним шагом в развитии общения между Вами и ребенком.
Малышу 11 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
11 месяцев – это важный этап в развитии крохи, когда у него начинают формироваться представления о том, что можно делать, а что нельзя. В своих действиях он полностью ориентируется на реакцию взрослого, старается привлечь вас к своим играм и открытиям. В то же время, он уже знает слово «нельзя» и реагирует на него без бурных протестов. Именно в этот период закладываются основы будущего поведения ребенка. Будьте внимательным и мудрым воспитателем, и малыш, стараясь заслужить вашу улыбку и поощрение, будет радовать вас новыми и новыми достижениями.
Рост и вес
В 11 месяцев рост малыша составляет 73-76 см, вес – 9 200-10 500г.
Движения
В 11 месяцев малыш уже умеет стоять без поддержки. Более того, он может присесть, а потом выпрямиться без опоры, наклониться из положения стоя и поднять с пола какой-либо предмет. Однако ходить без поддержки ребенку пока сложно, поскольку его мышцы еще не достаточно развиты. Некоторые рекордсмены могут сделать самостоятельно несколько шажков, но большинство детей учатся ходить только в возрасте 12-14 месяцев.
Малыш уже умеет последовательно выполнять несколько действий с одной целью. Например, он может открыть коробочку, чтобы посмотреть, что находится внутри; снять шарики с ленты, чтобы их покатать; высыпать мелкие предметы из одной емкости, чтобы переложить их в другую.
Также в этом возрасте малыш учится воздействовать на один предмет с помощью другого. Например, во время прогулки малыш палкой откатывает от себя мяч, а совочком поднимает упавший листик.
Взяв в руки новый предмет, ваш маленький первооткрыватель внимательно рассматривает его со всех сторон. Сначала малыш изучает внешние свойства вещи: форму, вес, цвет, размер, текстуру, затем начинает искать скрытые свойства: нет ли у игрушки составных частей, которые можно вынуть и вставить вновь, может ли она издавать звук при нажатии или менять форму при сдавливании…Такие игры свидетельствуют о том, что малыш учится сопоставлять новые игрушки с уже имеющимися и действовать по аналогии. Это – важный этап в развитии мышления и расширении кругозора ребенка.
Понимание речи
Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, находить все предметы и игрушки, которые вы называете. Теперь, по вашему поручению, он может выполнить несколько связанных действий подряд: открыть шкафчик и достать свою чашечку, взять мыльце и вымыть ручки. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте его хвалить.
Одно и тоже действие, если оно заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит его останавливать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.
Активная речь
К 11-ти месяцам ребенок начинает произносить первые слова. Пока это в основном короткие звукоподражания, но малыш вкладывает в них столько смысла, как в целое предложение. Например, простым словом «ам-ам» ребенок может сообщить вам, что он голоден, намекнуть на то, что у вас в руках его любимое лакомство и он не прочь его отведать, или рассказать о том, как он кормит с ложки куклу.
Речь малыша становится важным средством общения: с помощью коротеньких слов и звуковых сочетаний малыш делится с вами своими желаниями, наблюдениями и переживаниями. Обязательно отвечайте крохе на все его возгласы, чтобы ваше общение было взаимным.
Эмоции
Поведение ребенка в 11 месяцев становится все больше похожим на то, как ведут себя взрослые. Дети уже понимают, что в большом мире вокруг них не все доступно для исследования, и спокойно реагируют на слово «нельзя». Зато сколько усилий прилагает малыш, чтобы вызвать одобрение мамы! Он с большой охотой выполняет набольшие поручения: найти предмет, отдать игрушку, положить ключи на столик. Малыш будет в восторге, если вы поручите ему сложить порезанные яблоки для компота в кастрюльку и затем подобрать к ней подходящую крышку.
Игры с бытовыми предметами очень полезны для крохи. С одной стороны, они расширяют его кругозор, а с другой стороны, дают первые навыки поведения в семье.
Общение с ребенком в этот период может быть основано не только на играх, но и опираться на язык жестов. В 11 месяцев малыш уже может усвоить простейшие жесты: да – кивок головой, нет – покачивание.
Эти навыки ребенок может применять и в общении с другими детьми. Так, если на одной площадке оказываются дети одного возраста, которые еще не умеют говорить, то они выражают свою взаимную симпатию жестами и восклицаниями. Малыш сразу выбирает себе одного товарища и тянется к нему, а затем они с интересом друг за друга изучают. В 11 месяцев малыш еще не понимает, как можно играть с другими детьми, и пока он только наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия. Тем не менее, такой опыт очень важен для развития социальных навыков ребенка, и дает ему первое представление о взаимоотношениях между людьми вне его семьи.
Сбалансированный рацион обеспечит малыша энергией на весь день
В одиннадцать месяцев организм ребенка значительно окреп, а желудочно-кишечный тракт сформировался настолько, что может принимать практически все продукты. С этого возраста в рацион малыша входят каши, отварные и сырые овощи, рыба, мясо, кисломолочные продукты, хлеб и фрукты. Однако в меню все еще есть двухразовое кормление грудным молоком или смесью. Для этого лучше всего подходит утреннее и вечернее время.
Как разнообразить питание малыша?
Для полноценного питания детей 11 месяцев в ежедневном меню обязательно должны быть супы, паровые, запеченные или тушеные овощные и мясные блюда.
В качестве мясного блюда можно приготовить фрикадельки, паровые котлеты или суфле из разных сортов мяса.
На гарнир лучше всего подать пюре из тыквы, кабачка, моркови, брокколи, или овощное ассорти и омлет из яичного желтка.
В рацион стоит ввести зелень и салаты из сырых овощей, заправленные йогуртом, растительным маслом или сливками.
Вкусным и питательным десертом станет пудинг из творога, кисель, компот из сухофруктов с небольшим количеством сахара или настой шиповника.
Рекомендуемое меню для ребенка в 11 месяцев
- Оптимальное время завтрака – 8.00. В качестве основного блюда подойдет каша – примерно 180 г. На десерт можно предложить 40-50 г любимого фруктового пюре и натуральный сок (не более 50 мл).
- Через 4 часа – в 12.00, малышу дают обед. Этот прием пищи более плотный и включает овощной суп, приготовленный на воде, половину яичного желтка, тщательно измельченное мясное пюре (70 г), пшеничный сухарик, а также сок – около 70мл.
- Полдник в 16.00 позволит подкрепиться перед ужином. Он может включать 50г домашнего или готового фруктового пюре, 50 г нежирного творога, печенье и кефир или йогурт – примерно 120мл.
- Ужин следует предлагать не позднее 20.00. Лучшими блюдами для вечернего приема пищи является каша или овощное пюре – 100 г. Также малышу следует дать 100 мл смеси или грудное молоко.
- В 24.00 рекомендуется дать ребенку грудное молоко или 200мл смеси. Это позволит ему спокойно спать до самого утра.
ВАЖНО! До года нежелательно вводить в прикорм продукты, способные вызывать аллергию: цитрусовые, экзотические фрукты, орехи, неразбавленное коровье молоко, речную рыбу.
Еду нужно готовить на пару или отваривать, без специй и пищевых добавок.
Необходимо следить за качеством и свежестью продуктов, или же использовать готовые пюре и каши известных производителей.
Именно сейчас малыш начинает проявлять самостоятельность, а значит, пора научить его есть ложкой и пить из чашки без помощи взрослых.
Несмотря на то, что у ребенка интенсивно прорезаются новые зубы, ему все еще сложно пережевывать пищу, поэтому степень измельчения должна отличаться от «взрослой».
Каждая мама хочет, чтобы ее малыш рос здоровым. И очень важно, чтобы малыш правильно питался, так как полноценный рацион питания обеспечивает быстрое и правильное развитие ребенка, укрепляя пищеварительную систему и иммунитет.
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- мелкая моторика
В период от полугода до года ребенок уже не так активно растет, как в первые полгода после рождения, зато он начинает приобретать много необходимых навыков по освоению окружающего мира. Родители могут помочь ему в этом, предлагая подходящие развивающие игры. Специально для вас Я – Родитель подготовил 6 игр – для малышей от шести до девяти месяцев и от девяти до двенадцати месяцев.
Какие навыки развиваются у младенца в 6-9 месяцев?
Развитие мелкой моторики и координации
В этом возрасте мелкая моторика развита настолько, что кроха уже сам сознательно начинает проявлять интерес к предметам небольшого размера. И поэтому задача родителя, с одной стороны, уберечь чадо от опасности поглощения мелких предметов, с другой – организовать необходимые занятия для дальнейшего развития моторики.
Развитие целенаправленных действий
В полгода ребенок уже не просто изучает свойства предметов, а стремится использовать их по назначению: мячики и машинки – катать, в колокольчик – звенеть, в бубен – бить. Важно наглядно показывать ему, как из его действий следует результат.
Развитие речи
Теперь уже малыш не только произносит отдельные слоги, но и стремится к осмысленной речи. Поэтому нужно помогать ему осваивать лепетные слоги, из которых он уже очень скоро будет складывать первые слова: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, де-де-де и прочие.
3 развивающие игры с детьми 6-9 месяцев
Для развития каждого из перечисленных выше навыков Я – Родитель подобрал по одной игре.
Игра на развитие мелкой моторики
Положите в коробку игрушки разной формы: кубики, шарики, пирамидки. Можно более сложные: игрушечные фрукты, шишки – главное, чтобы они были безопасны, если все-таки кроха решит попробовать их «на зубок». Покажите малышу, как их доставать из коробки, а потом – как их туда складывать.
Игра на развитие целенаправленных действий
Знаете ли вы, что, когда ребенок в этом возрасте разбрасывает игрушки, часто он таким образом приглашает родителя в игру? Поэтому можно и сделать из этого настоящую игру, в которой он будет самостоятельно развивать необходимые навыки.
Привяжите на веревку или ленточку игрушку к стульчику, кроватке или манежу. Ребенок вначале будет кидать игрушку, а потом вы ему покажете, что можно вытягивать ее обратно за веревочку! И кидать снова, конечно же.
Частушка на проговаривание полезных лепетных слогов
Утром я встаю,
Песенку пою.
Песенку такую,
Вот какую:
Ля-ля-ля –
Вот и песенка вся.
Да-да-да –
Вот и песенка вся.
Ба-ба-ба –
Вот и песенка вся.
Скажи: ма-ма-ма-мама,
Скажи: па-па-па-папа,
Скажи де-де-де-деда,
Вот такая непоседа!
( Клара Соломина)
Чему стоит уделить особое внимание в развитии малыша 9-12 месяцев?
Развитие двигательных навыков
В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен, ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее, подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.
Развитие логики
Ребенку интересно не только использовать предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой-маленький, полный-пустой, есть-нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.
Развитие памяти
Если до этого возраста вы с ребенком играли в «безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша, что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими взрослыми, к которым он привязан.
3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев
Игра на развитие двигательных навыков
Организуйте у себя дома переносной «спортзал»: соберите необходимые «снаряды», которые можно временно раскладывать в комнате, а потом убирать.
Это может быть большая тряпичная труба, в которую ребенок будет проползать. В эту игру лучше играть вместе с партнером: например, мама направляет ребенка, а папа зовет его с противоположного конца трубы.
Подобным образом можно использовать большой ящик, открывающийся с двух сторон.
А если разложить дорожку из книжек и поддерживать малыша за ручки, то он будет с удовольствием по ним ходить. Вместо книжек можно использовать специальные коврики с неровным покрытием, предотвращающие развитие плоскостопия.
Игра на развитие логики
Привяжите к веревочке несколько игрушек и положите их в коробку, а ее закройте тканью. Постепенно вытягивайте игрушки по одной из коробки и называйте их, когда они будут появляться из-под отреза. Дайте попробовать это сделать малышу. Потом, когда все игрушки будут вытащены, загляните в коробку и, разведя руками, скажите: «Нет игрушек!». Вместе с ребенком положите их обратно: «Есть игрушки!».
Игра на развитие памяти
Возьмите платок и закрывайте им свое лицо: «мамы (папы) нет». Потом открывайте: «мама нашлась (папа нашелся)»! Спрячьтесь за кроватку малыша, чтобы он какое-то небольшое время вас не видел: «где мама (папа, бабушка)?». Выгляните оттуда: «вот мама (папа, бабушка)»! Покажите малышу пример, как он может сам выглядывать из-за кроватки, а потом за нее прятаться, держась за опору. Или заползти за кровать, кресло, чтобы потом вы его там радостно обнаружили.
Наталья Нарышкина
Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама. Пройти тест
Практические советы
Поездка в автомобиле: Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками: Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья: Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан: Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми: Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.
Время игр
Покормите куклу: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор: Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном: Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма: Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка: Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
«Гимнастическое бревно»: Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага: Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы: Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков: Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску: Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу: Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке: Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки: Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы: Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку: Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли: Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные: Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.
Повседневные дела
Время кормления
Сыпучие продукты: Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки: Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры: Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание: Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка: Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания
Утиный суп: Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка: Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови: Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка: Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками: Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки: Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента: Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать: Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии: Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками: Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле: Петь хорошо знакомые песни — отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.
Наверх…
Мэрилин Сигал «Ребенок играет от рождения до года»