Игры имитации для дошкольников
СодержаниеИгры-имитации«Петушок» «Озорные котята» №34«Цветок» №40 Картотека имитационных игр в младшей группе картотека на тему Картотека»Театрализованных игр» средняя группа Имитационные игры для детей дошкольного возраста картотека (старшая группа) на тему «Ласковые травинки»«Котенок»«Раз, два, три»Имитационные и хороводные игры «Озорной воробей»Ход игры:«Я хочу с тобой дружить»«Кулачки»«Пчелка на лугу»«Дождевая тучка»«Отдыхалка»«Веселая зарядка»Имитационные игры как одно из средств развития дошкольниковДополнительные записи …
Содержание
[
Игры-имитации
Ольга Тяпкина
Игры-имитации
За время своей работы я разработала и использую на практике игры-имитации. Они развивают творчество и воображение дошкольников, наталкивают на поиск новых путей к самовыражению, развивают мелкую моторику рук, укрепляют мышцы, развивают внимание, речь. Эти игры можно включать в музыкальные и физкультурные занятия, а так же использовать для развития речи, задавая вопросы, перед тем как что- то изобразить (расскажите, какой медведь, как он ходит и т. п.). Во время использования этих игр происходит интеграция образовательных областей. Игры проводятся в сопровождении музыки. Диск – приложение к программе Т. Сауко и А. Бурениной «Топ – хлоп, малыши!»
«Петушок»
Воспитатель. Ребята, давайте все превратимся в петушков и пойдем, погуляем.
Дети принимают позу петушка (голова прямо, грудь вперед, руки чуть назад ладошками вверх, идут высоко поднимая ноги.)
Воспитатель. Вышел петушок со двора погулять … и забрел в лес, а навстречу ему мишка. Как медведь ходит и рычит? (Дети показывают.) «Не пугай меня медведь!» — сказал ему петушок и пошел дальше… Идет, а навстречу ему зайка. Покажите, как зайка скачет. (Дети показывают.) «А я тебя, зайка не боюсь!» — сказал петушок и продолжил путь. … Шел он, шел и пришел к себе во двор, нашел зернышки и стал клевать их…. Наелся петушок, радостно захлопал крыльями … и закричал… (дети все изображают).
Эту игру можно усложнять, добавляя в рассказ других персонажей: волка, лису, лягушку на болоте, цаплю на одной ноге и т. п. и использовать для среднего и старшего дошкольного возраста.
«Озорные котята» №34
Воспитатель. Ребята, давайте превратимся в озорных котят (дети присели на корточки и «заснули»).
Озорной котенок спал в кресле, но вот он проснулся, потянулся и стал точить свои коготки…. Он, то выпускал их, то снова убирал. Надоело непоседливому котенку точить коготки, спрыгнул он с кресла и побежал…. Бежал, бежал котенок, увидел клубочек и стал с ним играть. Сначала он его катал, а потом стал подбрасывать…. Наигравшись в клубочек, котенок снова стал точить коготки…. Вскоре, устав играть, котенок снова уснул….
Дети под музыку, слушая рассказ, имитируют движения котенка (точат коготки о мебель, играют с мячом, потягиваются).
«Цветок» №40
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в цветы (дети присели на корточки, положили голову и руки на колени и закрыли глаза).
Из земли появился маленький росток. Он рос медленно, неспеша, словно тянулся к солнцу, и вот появился бутон. Цветок раскрыл один лепесток (движение правой руки снизу в сторону, затем раскрыл другой лепесток (движение левой руки снизу в сторону, потянулись к солнцу еще два лепестка (движение обеих рук снизу вверх) и цветок раскрылся. Подул слабый теплый ветерок и цветок закачался от легкого дуновения. Мимо пролетала пчела и с радостью села на цветок.
(Дети имитируют жужжание пчелы, показывая «маленькие крылышки», и присаживаются на корточки.)
Такие игры-рассказы можно сочинить и про дождь, под которым дети промокли, и про маленького гномика, который любил рисовать, и отправиться в путешествие на поезде, и про многое другое.
Картотека имитационных игр в младшей группе картотека на тему
Имитационные игры
Птичка
Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения с взрослыми.
. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:
Села птичка на окошко. ‘ Посиди, не улетай, Посиди у нас немножко, Улетела птичка — аи!
После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.
Мышки
Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.
. Дети изображают мышек-трусишек. Ни слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то рано, посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.
Кошечка
Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.
Чижик
Задачи. Побуждать к совместным действиям и произнесению текста; вызывать чувство радости от совместных действий со сверстниками.
Дети стоят в круг, взявшись за руки. В стороне стоит чижик (один из малышей). Дети вместе со взрослым поют:
Мы откроем все окошки, Приготовим зерна, крошки, Ты к нам, чижик, прилетай, С нами,чижик, поиграй |
(Дети поднимают сцепленные руки-окошки.) |
Чижик к деткам прилетел, Чижик песенку запел: — Клю-клю-клю! Очень крошечки люблю! |
(Чижик прилетает в круг, а дети сыплют воображаемые зерна, которые он клюет, постукивая пальчиками по полу.) |
Чижик с детками все пляшет, Чижик крылышками машет. Веселятся детки с ним, С птичкой-чижиком своим. |
(Чижик пляшет в середине круга, дети подражают его движениям.) |
— Попрощаюсь с вами, детки, Не хочу жить в вашей клетке, Я в свой садик улечу — Я на ветке жить хочу. |
(Чижик вылетает из круга, машет крылышками, как бы прощаясь с детьми, а они в ответ машут руками.) |
Найди предмет
Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п.), предварительно рассмотрев его с детьми. Дети ищут спрятанный предмет по неси группе. Ребенок, нашедший предмет, получает право его спрятать.
Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Один ребенок нодит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова (имя водящего ребенка), поищи,
Поискать ее нам надо,
С нашей Таней попляши.
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.
Пузырь
Дети вместе со взрослым встают лицом в круг.
Воспитатель говорит:
Надувайся, пузырь, Оставайся такой,
Надувайся большой, Да не лопайся.
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг.
На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш».
Шалтай-болтай
Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый, дети делают повороты корпуса, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы:
Шалтай-болтай Шалтай-болтай
Сидел на стене. Свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.
Игру проводить с одним ребенком или подгруппой детей.
Зернышко
Взрослый говорит:
«Посадили зернышки в землю –
дети садится на пол, обхватывают колени руками.
Взрослый продолжаент:
«Полил дождь, а потом засветило солнце.
Стало зернышко прорастать, появились росточки»
— дети широко позевывают, медленно поднимаются, потягиваются, поднимая ручки-росточки вверх и поворачиваясь к солнышку.
Воспитатель все действия выполняет вместе с детьми.
Холодно — тепло
Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.
Взрослый говорит:
«Подул северный ветер. Стало холодно-холодно».
Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.
На слова взрослого
«Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются, обмахиваются плеточками.
Взрослый выполняет действия, а малыши подражают ему.
Шарик
Дети представляют себя воздушными шариками.
Они постепенно наполняются воздухом, поднимая руки вверх и надувая щеки.
Но вот шарик лопнул. Дети медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося звук «ш-ш-ш».
Часики
Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо влево, произнося: «Тик-так, тик-так».
Взрослый выполняет действия имеете с детьми взявшись за руки
Пчелки
Дети изображают пчелок, бегают по комнате, размахивают руками — крыльями, жужжат. Появляется «медведь». Воспитатель говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет,
Пчелки домой.
«Пчелки» летят в угол — улей. «Медведь» идет туда же. «Пчелки» говорят:
Этот улей — домик наш
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж-ж.
Машут крыльями, прогоняют медведя. Улетают от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.
Зайчики
Все дети — «зайчики». Воспитатель произносит:
В поле на пригорке зайчики сидят,
Свои лапки греют, ими шевелят.
(Дети делают движения (попрыгивают, шевелят руками). Через минуту дети и воспитатель говорят)
Крепче стал мороз никак,
Мы замерзнем стоя так.
Чтоб согреться поскорей,
Будем прыгать веселей.
(Дети сбегают с горки и начинают бегать, похлопывая лапкой о лапку.)
Поезд
Воспитатель — «паровоз». Все дети — «вагоны». «Паровоз» гудит и «поезд» трогается. Дети двигают руками и произносят: «Чу-чу-чу».
Вот поезд наш едет,
колеса стучат.
А в поезде нашем
ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу.
Пыхтит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
Воспитатель говорит:
«Стой. Остановка.
Скорее выходите, пойдем гулять».
Дети «гуляют» по комнате.
Лягушки
На середине зала лежит тоненький шнур в форме круга. Дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачет, вытянувши ножки.
Дети подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. Воспитатель хлопает в ладоши — пугает «лягушек»; малыши присаживаются на корточки — «лягушки» прыгают в «болото». Повторить 2-3 раза.
Лохматый пес
Дети сидят на одной стороне зала. Один ребенок на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: что-то будет?
«Пес» выскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес догоняет их.
Мотыльки
Дети изображают мотыльков. Воспитатель поет, дети бегают, помахивая руками, как крылышками.
На зеленом на лугу
Мотыльки летают.
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
Тетя вышла на лужок,
А в руках у ней сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
Дети убегают, а воспитатель ловит их сачком.
Птицы
Дети — птицы. Каждая птица устраивает свое гнездо; это может быть круг, начерченный на полу мелом. Каждая птица садится в свое гнездо. Воспитательница читает:
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Полетать все захотели
И все сразу улетели.
Птички вылетают из гнезд и разлетаются по комнате. По сигналу (гудок, звонок) они возвращаются в гнезда.
Картотека»Театрализованных игр» средняя группа
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я — до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я — до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука —
Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!
Игра-пантомима «Был у зайца огород»
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Игра -пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
Игра на мышечное напряжение и расслабление
«Деревянные и тряпичные куклы»
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.
Игра на мышечное напряжение и расслабление
«Мельница»
Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
Игра на мышечное напряжение и расслабление
«Крылья самолета и мягкая подушка»
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов паль¬цев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опус¬титься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно со¬гнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Игра на мышечное напряжение и расслабление
«Паровозики»
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх — назад — вниз — вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
Игра на мышечное напряжение и расслабление
«Великаны и гномы»
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
Игра на мышечное напряжение и расслабление
«Кузнечик»
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я — до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я — до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука —
Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!
«Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
«Веселый Старичок-Лесовичок»
ЦЕЛЬ: пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-буда бе-бе-бе
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
го-го-го да буль-буль-буль.’
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
го-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
«Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Петрушки на загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
6. У вас именины
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел…
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Пантомима
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
«Зверята»
ЦЕЛЬ: Формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
Конкурс лентяев Пальма
Цель:
— Развивать умение пользоваться жестами.
— Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.
-Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
— Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.
— Уметь произвольно реагировать на звуковой сигнал.
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений
Цель:
-
развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька
пыхтит.
Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».
— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
3) Сесть, как:
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) обиженная собака,
г) обезьяна, изображавшая вас,
д) наездник на лошади,
е) невеста на свадьбе.
«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.
Король (вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
«Игра с пальчиками»
ЦЕЛЬ: приобщать детей к театрализованной деятельности;
учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его … (называет имя ребенка).
Игра » Подбери рифму»
Цель:
-развивать чувство рифмы.
Волшебник задает рифмы по очереди :
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка…
Картошка — матрешка, морошка, кошка…
Печь — меч, течь, лечь…
Лягушка — квакушка, подружка, кружка…
Зайчик — пальчик, мальчик…
Мышь — тишь, камыш, шуршишь…
Кошка — мошка, блошка, плошка…
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок…
Снежинка — пушинка, пружинка…
Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской)
Цель:
-
развивать инициативность пантомимические навыки.
Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.
Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько!
Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся!
Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик».
Цель:
-
побуждать к активному участию в инсценировке.
Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.
Постучал кузнечик звонким молоточком.
Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?
Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!
Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!
Сам не знаю где и как лопнула подковка.
Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.
Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!
Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!
Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!
(Появляется комар.)
Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!
Поломал я, как на грех, острую иголку!
Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!
Ты из кузницы моей убирайся поскорей!
(Комар улетает. Появляется сороконожка.)
Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.
Я осталась без ноги, вот беда какая!
Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?
Сороконожка: Кажется, сороковая.
Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.
Ножка целая опять.
Сороконожка: Можно больше не хромать
! Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!
Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!
По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.
«Возьмем Мишку на прогулку»
ЦЕЛЬ: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые …штанишки.
Теплые… штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену… Мишке.
Так, так и вот так — валенки-малышки.
Я надену… Мишке валенки-малышки,
Я надену… Мишке красное… пальтишко,
Красное … пальтишко я надену… Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем…гулять,
Будем в саночках … катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
«Пришел Мишка с прогулки»
ЦЕЛЬ: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка)
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом
педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил … гулять,
Шапку с Мишки надо … снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с … Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с … Мишки.
Мишка наш ходил … гулять,
Валеночки надо… снять.
Теплые … штанишки
Я снимаю с … Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с … Мишки.
Мишка наш ходил … гулять,
Он устал и хочет … спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он … сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,… баю-бай!
«Поиграем. — угадаем.»
Цель:
-
развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли …? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает Как… (Кошка.)
(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, верно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые… (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
«Бабушка Маланья»
ЦЕЛ:. развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так… (Повторяют за ведущим лю-
бой жест.)
«Игра «Кто там?».
ЦЕЛЬ: развивать воображение, речевые навыки.
Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». — «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:
— Это я, корова. Му-у-у.
— Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?
Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.
«Кто как говорит?»
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
«ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
«Дерево».
ЦЕЛЬ: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.
Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко — на, внизу — под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на…» и «под…».
Высоко на небе — облака,
А внизу — под облаком — река.
Высоко на дереве — листочки,
А внизу, под деревом, — цветочки.
«Повтори за мной».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.
После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает… (книжки).
Игра «Еж — отец, ежиха — мать».
Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.
Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:
Если папа — серый слон,
Мамочка — слониха!
А ребенок, а ребенок –
Маленький слоненок!
Если папа — еж колючий,
Мамочка — ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребенок –
Список литературы для работы по театрализованной деятельности в детском саду.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. — М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
6.Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
7.Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
8. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
11. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.
12. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
13. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. — М.: Мнемозина, 1995
Имитационные игры для детей дошкольного возраста картотека (старшая группа) на тему
«Петушок»
Воспитатель. Ребята, давайте все превратимся в петушков и пойдем, погуляем.
Дети принимают позу петушка (голова прямо, грудь вперед, руки чуть назад ладошками вверх, идут высоко поднимая ноги.)
Воспитатель. Вышел петушок со двора погулять … и забрел в лес, а навстречу ему мишка. Как медведь ходит и рычит? (Дети показывают.) «Не пугай меня медведь! » — сказал ему петушок и пошел дальше… Идет, а навстречу ему зайка. Покажите, как зайка скачет. (Дети показывают.) «А я тебя, зайка не боюсь! » — сказал петушок и продолжил путь. … Шел он, шел и пришел к себе во двор, нашел зернышки и стал клевать их…. Наелся петушок, радостно захлопал крыльями … и закричал… (дети все изображают) .
Эту игру можно усложнять, добавляя в рассказ других персонажей: волка, лису, лягушку на болоте, цаплю на одной ноге и т. п. и использовать для среднего и старшего дошкольного возраста.
«Озорные котята» №34
Воспитатель. Ребята, давайте превратимся в озорных котят (дети присели на корточки и «заснули») .
Озорной котенок спал в кресле, но вот он проснулся, потянулся и стал точить свои коготки…. Он, то выпускал их, то снова убирал. Надоело непоседливому котенку точить коготки, спрыгнул он с кресла и побежал…. Бежал, бежал котенок, увидел клубочек и стал с ним играть. Сначала он его катал, а потом стал подбрасывать…. Наигравшись в клубочек, котенок снова стал точить коготки…. Вскоре, устав играть, котенок снова уснул… .
Дети под музыку, слушая рассказ, имитируют движения котенка (точат коготки о мебель, играют с мячом, потягиваются) .
«Цветок» №40
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в цветы (дети присели на корточки, положили голову и руки на колени и закрыли глаза) .
Из земли появился маленький росток. Он рос медленно, неспеша, словно тянулся к солнцу, и вот появился бутон. Цветок раскрыл один лепесток (движение правой руки снизу в сторону, затем раскрыл другой лепесток (движение левой руки снизу в сторону, потянулись к солнцу еще два лепестка (движение обеих рук снизу вверх) и цветок раскрылся. Подул слабый теплый ветерок и цветок закачался от легкого дуновения. Мимо пролетала пчела и с радостью села на цветок.
(Дети имитируют жужжание пчелы, показывая «маленькие крылышки», и присаживаются на корточки.)
со сложными нарушениями в развитии
«Ласковые травинки»
Цель игры: развитие эмпатии, толерантности, сплочение детей, накопление позитивных эмоций в процессе взаимодействия, удовлетворение потребности каждого в признании нужности, ценности и важности в глазах окружающих.
Ход игры: дети встают в круг, соприкасаясь плечами. Выбирается «рыбка», она плавает вокруг круга и пытается вплыть внутрь. Дети вместе с психологом начинают играть.
Выросли на дне реки |
Дети медленно встают, |
Тихо шевелит вода |
Качаются, покачивая поднятыми |
Мимо травки под водой |
«Рыбка» плавает вокруг, |
Хочет в круг она попасть, |
«Травинки» смыкаются теснее, |
Рыбка легким плавничком |
«Рыбка» ласково трогает ребенка, |
Расступается трава, |
Дети дают «рыбке» проход. |
Дети со словами: «Мы тебя любим, мы тебя знаем, в наш дружный круг мы тебя принимаем», — легонько касаются «рыбки», гладят ее по спинке, плечам головке. Затем роль рыбки передается тому, кого коснулась «рыбка». Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли «рыбок» и «травинок». Затем обсуждается, кому какая роль понравилась больше и почему.
«Котенок»
Цель игры: развитие эмпатии, повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход игры: дети садятся на пол в круг, на колени. Передними рассыпаны мягкие клубочки (помпоны) по количеству играющих. Вместе с психологом дети говорят и действуют.
Мы котеночка нашли |
Каждый выбирает себе клубок. |
Нежно трогали его, |
Осторожно трогают пальчиком, |
Положили на ладонь, |
Кладут на ладошку. |
Тихим голосом ему |
Дышат в ладошки. |
Ты поспи, хороший мой, |
Наклоняются к ладошкам, |
Котик спит спокойным сном, |
Опускают сложенные ладошки. |
Осторожненько положим, |
Кладут осторожно в корзинку. |
Отойдем тихонько мы, |
Отступают медленно назад, |
Сидя произносят: «Т-с-с-с» и сидят без движения. Игра заканчивается тогда, когда кто-то из детей пошевелится.
«Раз, два, три»
Цель: развитие внимания, сообразительности, наработка умения ориентироваться в пространстве относительно себя.
Ход игры: дети стоят в шеренгу по одному. Вместе с психологом говорят и выполняют движения. После того, как дети достаточно усвоят правила игры, встают в круг или в произвольном порядке. Каждый ребенок должен найти свой вариант ответа.
Раз, два, три, раз, два три, |
Хлопают справа и слева от себя. |
Ты вокруг посмотри … |
Поворачивают корпус вправо-влево. |
Покрутись, повертись, |
Крутятся вокруг себя. |
А теперь остановись. |
Останавливаются. |
И направо покажи, |
Крутятся вокруг себя.Показывают руками вправо.> |
Что увидишь, расскажи. |
Каждый рассказывает, что видит. |
Игра повторяется, дети показывают налево, вперед, вниз, вверх и назад. Когда показывают назад, говорят: «Что ты помнишь, расскажи».
Имитационные и хороводные игры
«Озорной воробей»
Цель: отработка умения управлять своим и движениями, развитие сосредоточения.
Ход игры:
Воробей по лужице |
Шлепают руками по бокам, |
Прыгает и кружится. |
Крутятся вокруг себя. |
Крылья звонко хлопают, |
Хлопают руками по бокам. |
Лапки быстро топают, |
Топают ногами по очереди. |
Брызги в стороны летят, |
Пальцы веером, руки подняты вверх. |
Воробьишку веселят. |
Крутят головой из стороны в сторону. |
«Я хочу с тобой дружить»
Цель: способствовать проявлению приязни, дружелюбия, объединению детей, проявлению активности, самопринятию.
Взрослый говорит детям о том, что он хочет научить их игре с клубочком. Он берет клубок цветных ниток и обматывает кончик вокруг пальца со словами:
В руки я клубок возьму, |
Психолог обматывает палец |
Буду так я говорить: |
и передает клубок ребенку |
/имя/… клубок возьмет, |
Ребенок обматывает нитку вокруг пальца. |
Буду так я говорить: |
Ребенок произносит слова |
Игра продолжается до тех пор, пока клубок не вернется ко взрослому (он должен обойти всех детей).
Взрослый предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточку, чтобы почувствовать друг друга, понять, что все играющие тесно связаны и дружны.
Игру лучше проводить с новыми детьми в период адаптации.
«Капризки — упряллки»
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, разрядка агрессивных импульсов, расслабление.
Ход игры: ребенок вместе с психологом говорит и действует, имея мягкую темную подушку.
Капризки-упрямки на свете живут, |
Кривляется, как хочет. |
«Нехочуха»
Цель: разрядка агрессивных импульсов, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть, начиная выполнять движения со словами:
Я сегодня рано встал, |
Потягивается. |
А мама в ванну приглашает, |
Показывает руками. Вытирают «слезы». |
Я ногами топочу, я руками колочу… |
Топает, колотит по столу, коленям. |
Тут из спальни папа вышел. |
Ходит медленно, широко шагая. |
А я ногами топочу, я руками колочу… |
Топает, колотит по столу, коленям. |
Папа слушал и молчал, |
|
С папой мы поколотили, и еще поколотили … |
(Продолжаюттопать и стучать). |
Дети повторяют все движения за взрослым. Место для игры каждый выбирает сам. Игра прекращается, если переходит в баловство и кривлянье.
Взрослый говорит: » Это была игра. Мы немножко пошалили, а теперь снова станем обычными детьми и займемся другими делами (вариант дальнейшей деятельности определяется взрослым заранее). Игру лучше начинать с небольшой подгруппой детей, чтобы контролировать ситуацию.
«Кулачки»
Цель: дать почувствовать разницу между напряжением и расслаблением (неприятно, тяжело — приятно, легко), учить контролировать свои движения, ослабление мышечных зажимов, снятие напряжения, усталости.
Ход игры: Взрослый начинает игру, предлагая детям повторять движения за ним:
Руку мы в кулак сожмем, |
Сжимает одну руку в кулак. |
Взрослый спрашивает детей, приятно ли им так держать кулаки. Выслушивает ответы и продолжает игру.
Ваши пальчики устали, |
Медленно разжимают кулаки. |
Взрослый спрашивает, как они чувствовали себя с крепко сжатыми кулаками и что чувствуют теперь, когда напряженье ушло.
При желании игру можно повторить для закрепления ощущений напряжения и расслабления.
«Пчелка на лугу»
Цель: активизация позитивных эмоций, развитие эмпатии, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Ход игры:
Взрослый предлагает вспомнить лето и поиграть, повторяя вместе с ним:
На лугу жужжит пчела, |
Произносит «ж — ж — ж». |
«Дождевая тучка»
Цель: накопление позитивных эмоций, развитие эмпатии, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Ход игры:
Взрослый берет листы газет или другой ненужной бумаги и предлагает детям порвать их на мелкие кусочки. Дети рвут и прислушиваются к звуку рвущейся бумаги, пытаются определить, на что этот звук похож. Когда бумага порвана и около каждого ребенка образовалась кучка, взрослый начинает игру:
Тучка по небу летела,На ребят она глядела, |
Берет свои кусочки и подбрасывает вверх |
Тучка, тучка, нас полей,Лейся, дождик, веселей. |
Продолжает осыпать детей «дождем». |
Дети присоединяются и посыпаются кусочками бумаги (на себя, на других детей, на взрослого). Взрослый продолжает:
Тучки малые летят, |
«Поливаются» пока есть капли. |
Взрослый продолжает:
Дождик нас повеселил, |
Все вместе собирают кусочки бумаги. |
Когда капли собраны, взрослый говорит:
Улетает тучка, тучка — летучка.
Прилетай ты к нам опять,
Будем мы еще играть!
Игру лучше проводить с подгруппой детей, чтобы вовремя заметить снижение интереса к происходящему и завершить игру.
«Отдыхалка»
Цель: наработка опыта управления своим телом, развитие эмпатии, чувства юмора.
Ход игры:
Мы не прыгаем, не скачем, |
Отрицательный жест пальцем. |
«Веселая зарядка»
Цель: стимуляция позитивных эмоциональных проявлений, снятие психоэмоционального напряжения, развитие чувства юмора.
Ход игры:
Спят собачки, спят щеночки, |
Сворачиваются клубочком, |
Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников
Варвара Плющева
Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников
В. В. Плющева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области
Восприятие детьми художественных произведений очень сложный процесс, этому нужно учить ребенка, используя различные средства: чтение книг, рассматривание книжных иллюстраций, творческое рассказывание, заучивание стихотворений, потешек, игра и другие.
До настоящего времени не было точных классификаций игр, влияющих на восприятие художественной литературы, пока П. Ф. Лесгафт не выдвинул свою классификацию «. первые игры ребенка бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей среде и разнообразит их по степени своей впечатлительности, по степени развития своих физических сил и умений ими пользоваться…При этом важно, что бы игра не назначалась ребенку взрослым, но что бы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел». П. Ф. Лесгафт в своей классификации использует связь между физическим и психическим развитием ребенка. Так же, Лесгафт выделяет игры имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
Помимо Лесгафта, классификация игр была подробно описана в трудах Н. К. Крупской. В своей теории она выделяет:
игры с готовыми материалами (дидактические, подвижные);
игры, которые создают сами дети (творческие игры).
Творческие игры — это большая группа игр, которая содержит в себе такие игры как режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
В своей профессиональной деятельности я использовала различные виды игр. Имитационные игры тесно связаны со всеми видами игр, представленных в классификациях педагогов. Моим воспитанникам больше всего нравятся имитационные игры, связанные с драматизацией. Именно в этих играх, на первых взгляд, совсем не похожих, есть общая черта: дети сами создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения.
Творческие игры, сами по себе, очень интересны. Здесь, фокусом собирающем все стороны личности ребенка, носит замысел и игровые переживания и чувства, связанные с ним. От богатства замысла зависят сила эмоций и волевых усилий. Чем больше замысла в игре, тем больше степень выражения чувств.
Несмотря на это, единого определения имитационной игры нет. Но можно попытаться дать определение, через разделение понятий «игра» и «имитация».
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
Имитация – это создание образа, модели некоторого объекта или процесса, его искусственное воспроизведение, в целях развития, обучения, исследования, прогнозирования.
Таким образом, имитационная игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создание подражательного объекта или явления.
Как видим, имитационные игры, это те игры, которые относятся к группе творческих игр: режиссерские, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.
В основе имитационной игры лежит воображаемая, специально созданная ситуация, которая заключается в том, чтобы ребенок взял на себя роль и выполнил ее в организованной игровой обстановке.
Если рассмотреть имитационную игру подробнее, то можно сделать вывод о том, что именно имитация носит большое образовательное значение. В имитационной игре у ребенка происходит сложные процесс освоения новых знаний, правил, умений. Активно мобилизуются познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, воображение). Разыгрывая роли, ребенок примиряет на себе те или иные события, устанавливает связи между различными явлениями. Дошкольник учится самостоятельно решать проблемные ситуации, находить наиболее эффективный способ решения задач, устанавливать взаимодействия между явлениями, используя свежие знаний и жизненный опыт.
Наиболее точную характеристику имитационной игре дали педагоги В. Я. Платов, Ю. Леманн, М. В. Кларин, К. Шильке и выделили следующие характерные черты:
Наличие специально организованной предметно-развивающей среды;
В игре может быть только одна тиражированная роль, все остальные ролевые компоненты;
Использование установленной формы;
Отображение реальности;
Все события должны быть приближены к реальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имитационные игры обладают рядом ценных характеристик, которые развивают познавательную и эмоционально-волевую сферу дошкольников. Именно имитационные игры помогают детям раскрыть свой внутренний потенциал, переложить на предметы свой реальный жизненный опыт, использовать свои способности и возможности для достижения целей.
Список литературы
1. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. — М., 1989.
2. Лесгафт П. Ф. Воспитание человека. М. ,2012.
3. Словарь педагогических терминов. М. ,2010.