Экологические игры в подготовительной группе
СодержаниеЗачем нужны дидактические игры по экологии в подготовительных группах ДОУКак объяснить ребенку важность экологииЭкологические игры в подготовительной группе: картотека с целями«Угадай-ка»«Кто, что ест?»«Времена года»«Кто как перемещается»«Свойства живого»Физминутка«Отгадай-ка»«Угадай, о чем я говорю»Как сделать игру по экологии для подготовительной группы своими рукамиКартотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группыХод игры:Дидактические игры по экологическому воспитанию в …
Содержание
- Зачем нужны дидактические игры по экологии в подготовительных группах ДОУ
- Как объяснить ребенку важность экологии
- Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями
- Как сделать игру по экологии для подготовительной группы своими руками
- Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы
- Ход игры:
- Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе
- Картотека дидактических игр по экологии картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
[
Зачем нужны дидактические игры по экологии в подготовительных группах ДОУ
Дидактические игры по экологии в подготовительной группе занимают особое место. В младших группах дети только начинают познавать мир, а вот ребенок среднего или старшего возраста формирует свои собственные представления об окружающем мире. Поэтому экологическое воспитание дошколят является отправной точкой и основой его собственного видения.
Обсуждение экологических проблем в детском саду
Начиная с этого момента все знания ребенка будут осознанными и станут частью его личности. Поэтому и привить бережное отношение к природе легче всего в игровой форме.
К сведению! Играя, малыш лучше чувствует, радуется, испытывает более глубокие эмоции. Вместе с тем групповые занятия развивают сплоченность и делают процесс обучения более веселым.
По требованию ФГОС, занятия осуществляются на протяжении всего года. Они не должны прерываться. После курса дидактических игр в детском саду ребенок должен знать правила отношения к природе.
Играющие малыши в ДОУ
Как объяснить ребенку важность экологии
Каждому малышу при обучении нужно знать, для чего это нужно. Предварительно родители должны объяснить крохе элементарные вещи: деревья, животные, воздух, солнце и много всего другого — это природа. Важно поощрять его тягу к знаниям и рассказывать, откуда что берется, как все устроено. Ребенок должен узнать от родителей, что если не мусорить, то люди будут купаться в чистой речке.
Важно! Нужно поощрять желание малыша помогать птицам и зверям. Если ребенок хочет кормить птичек, нужно дать ему такую возможность. При этом важно, чтобы малыш понимал: опекать можно не только нездоровых зверей.
В саду воспитатели должны придерживаться тех же принципов и хвалить за бережное отношение к природе. Обязательно делать акцент на хороших поступках. Если ребенок не понимает каких-либо моментов, с ним проводится беседа. Спокойно и с примерами требуется объяснить суть.
Забота малыша о больном животном
Несмотря на качественное обучение, ребенок будет поступать плохо, если видит в родителях/воспитателях дурной пример. В первую очередь следует самим заботиться об экологии. Ребенок, наблюдая за этим, будет вести себя точно так же.
Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями
Воспитатели могут как самостоятельно придумывать мероприятия, так и брать готовые варианты из методических пособий и прочих источников. На тему экологических занятий в подготовительной группе есть обширная картотека дидактических игр по экологии.
Угадывание овощей с закрытыми глазами
«Угадай-ка»
Цель: научить ребенка тактильно различать предметы.
Ход: воспитатель использует для занятий игрушечные фрукты и овощи. Можно и настоящие. Малыши встают в круг, и по очереди даются в руки муляжи. Глаза должны быть закрыты. Ребенок должен угадать, что у него находится в руках. При необходимости можно добавить подсказки, например, «у него красный цвет».
«Кто, что ест?»
Цель: развить у ребенка знания о природе, научить отличать хищников от травоядных.
Ход: ребят делят на группы. Каждая получает два вида карточек, на которых изображены животные и их еда. Малыши должны сложить карточки таким образом, чтобы было понятно, кто, чем питается. В качестве соревновательного элемента одним из условий можно объявить скорость выполнения.
«Времена года»
Цель: сформировать представление о явлениях, сопровождающих различные времена года.
Ход: воспитатель называет разные явления, а дети должны отгадать, к каким временам года оно относится.
Примеры вопросов:
- таяние снега (весна);
- выпадает и ложится снег (зима);
- желтеют листья (осень);
- люди купаются на речке (лето).
«Кто как перемещается»
Цель: получение знаний о животном мире.
Ход: воспитатель называет каждому ребенку по животному.
К сведению! Дети должны воспроизвести, как передвигается тот или иной зверь.
«Свойства живого»
Цель: научить ребят различать разные свойства и находить предметы по единому признаку, параллели в разных предметах, а также рассказать, что разные предметы могут иметь одинаковые признаки и свойства.
Ход: основным реквизитом являются карточки. Они могут содержать любые экологические элементы. Воспитатель дает задание найти предметы с одинаковыми свойствами или цветами. Например, при запросе «овощ», дети должны выбрать все карточки с овощами. При запросе «красный», отобрать все карточки, на которых размещены элементы нужного оттенка.
Физминутка
Цель: совместить интеллектуальное развитие с физическим. Это отличная интерпретация разминки. Упражнение учит давать оценку действиям, связанным с природой.
Ход: дошколята должны вставать, если действие приносит вред окружающему миру, и садиться, если наоборот.
Примеры вопросов:
- мужчина ломает ветки;
- девочка белит березку;
- мальчик поливает дерево;
- люди оставили мусор на берегу речки;
- ребята лечат заболевшего птенца.
«Отгадай-ка»
Цель игры: научить детей отгадывать предметные загадки, изучить животный мир, развить внимательность.
Ход игры: ведущий выразительно читает загадку. Задача детей — найти верный вариант разгадки среди картинок на столе.
В конце игры загадать спорное действие и попросить ребят высказать свои мнения. В конце обязательно объяснить, какой вариант верный.
«Угадай, о чем я говорю»
Цель игры: развитие мышления, умение анализировать и выделять информацию.
Ход игры: воспитатель озвучивает качества какого-либо предмета. Нужно подобрать столько свойств, чтобы было понятно, о чем идет речь. На столе лежат муляжи или картинки. Дети должны найти среди них тот предмет, о котором говорил воспитатель.
Как сделать игру по экологии для подготовительной группы своими руками
Планирование игр должно продумываться заранее. Содержание может быть различным. Главное, оно должно быть понятным для дошколят. Наибольшую пользу приносят развивающие занятия, где детям требуется осуществлять уход за кем-либо или чем-либо своими руками. Например, включающие настоящую заботу о растениях и животных.
Ответы на вопросы в игровой форме
Перед составлением определяется результат, который нужно получить, цель и правила игры. После продумывается реквизит. В качестве него могут быть использованы карточки, слайды, рисунки. Можно наклеить рисунки, распечатанные на картоне, на лист ватмана. Получится карта, с которой можно играть. При необходимости можно сделать любые виды поделок. В качестве звукового сопровождения берутся популярные мелодии из мультфильмов, задействуются стишки и загадки.
К сведению! При создании карт используются квадратные или круглые вариации рисунков. Для подготовки квадрата можно использовать линейку, а если нужен круг, то циркуль.
При подготовке больших проектов имеет смысл задуматься, можно ли привлечь к процессу родителей. Игры с родителями помогают добиться более ярких результатов.
Если цель игры — вырастить что-либо, можно принести материалы и провести дидактическую игру в группе, например, коллективно вырастить любой овощ.
Можно использовать игры по сценарию, где у каждого ребенка будет своя роль. При этом подвижные вариации занятий приносят больше пользы дошколятам.
Важно! В конце проведенного занятия нужно подвести итоги и обязательно похвалить ребят.
Хороших занятий на тему экологии огромное количество. Используя их, можно быстро обучить детей самым важным правилам обращения с живым миром. Главное, помнить, что занятие должно быть увлекательным!
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы
Дарья Алфёрова
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений
для подготовительной группы.
Подготовила: Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, 2017
«Мы — экологи»
Цель: закреплять знания детей о природе.
Ход игры: воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы. Например:
1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2. Для чего природе нужны хищники?
3. Что такое красная книга и для чего она нужна?
4. Для чего люди создают заповедники?
5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
«Охрана природы»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
«Живая пирамида»
Цель: закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты.
Оборудование: перфокарты с изображением хищных и травоядных животных.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне — травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.
«Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Оборудование: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Большая цепочка»
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Оборудование: картинки с изображением объекта живой или неживой природы.
Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
«Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Кто где живёт?»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Оборудование: картинки с изображением животных и местами их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Польза-вред»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: Первый вариант: «Польза – вред». (Тема: живая природа)
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»
Второй вариант: «Нравится – не нравится» (Тема: не живая природа)
Третий вариант: «Хорошо – плохо». (Тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.
Оборудование: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.
Ход игры: у одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Грибная корзинка»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование: корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Марина Гурциева
Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Польза- вред»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Совы и вороны»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.
Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
-медведи любят есть тигров
-у березы весной бывают сережки
-слоны не умеют плавать
-дельфин – это животное, а не рыба
Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Какие все мы разные»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди свое дерево»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.
Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Времена года»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной — см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки) .
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Что изменилось»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по опи санию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны
всем детям отличи тельны е признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть
называет форму
овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а
по том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает
другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети
не угадают предмет по описанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди такой же»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-ли прежде, сравнвая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Угадай растение по описанию»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск
предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными
отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что
оно похоже «на дерево», на «травку», затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание
детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные, окраску цветов (основные цвета,
их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и
рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам
рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой
ком нате все растения, похожие на описанное.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди растение по названию»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.
Игровые действия. Поиски названного рас тения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала
педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем
просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади
комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растения
поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где
спряталась матрешка?», но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать
только его название.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Чего не стало!»
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Опишите, я отгадаю»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его
по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос-
питатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это
поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого. Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета, о поверхности листа (гладкий, негладкий, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут
говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,
водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Продайте то, что назову»
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию.
Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.
Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.
Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал
воспитатель.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же.
Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставля-
ет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер,
кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в
руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди в букете такой же листок»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. По иск похожего предмета.
Правило. Листок подни мать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра прово дится на прогулке.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь
лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле
новым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Такой листок, лети ко мне!»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу. Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке. Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, рас- пространенных в данной местности деревьев).
Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди листок»
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Игровые действия. Поиски предмета.
Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог. — Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму
листьев, называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто
узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди свой дом»
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом». С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Дидактическая задача. Найти дерево по на званию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!».
Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и
просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти
дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
Картотека дидактических игр по экологии картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
«ФОТОГРАФ»
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Первый вариант: «Хорошо ли я фотографирую».
Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –»фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала» «камера»?
Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
Второй вариант: «Мгновенная фотография».
Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза) . Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).
«МИКРОПОКАЗ»
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.
Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе) .
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев) .
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»
Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа:
Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще?
Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый?
Почему этот плод полезен (вреден?
Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?
В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.
«ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»?
«ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
«КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
«ПОВТОРИ»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков.
«РАМОЧКА»
Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
«СЛЕПАЯ КУРИЦА»
Цель: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе) .
Дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) . Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.
«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
«ОКНА ЗЕМЛИ»
Цель: развивать воображение, фантазию и умение представить себя на месте другого (проводится в природе) .
Дети должны лечь на землю и не шевелиться. Воспитатель слегка забрасывает их листвой и даёт задание: представьте, что вы кусочки земли, ваши глаза это «окна земли». Вопросы для размышления:
Что видно земле через окна?
Что сейчас чувствует земля?
Сколько разных травинок растет рядом?
Чего бы земля испугалась в данный момент?
Как бы она смогла защитить себя?
«НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА»
Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .
Воспитатель намечает «тропу» в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
«УГАДАЙ, КТО Я».
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей.
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: «Опиши и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант: «Угадаем вместе».
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей.
Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева) .
«На что это похоже? «
дети должны предложить варианты, эатем наиболее интересные из них зарисовать.
«ПОЛЬЗА – ВРЕД»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? «, дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? «
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
«ЦЕПОЧКА»
Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера
«4 ВРЕМЕНИ ГОДА»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной — см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
«МАЛЬЧИК НАОБОРОТ»
Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.
Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить, почему
«ТЕНЬ»
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д. , а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень
«ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»
Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
«НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
-Какой может быть снег?
2 вариант: «Подбери природный объект под определение».
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
«ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в приображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
«НАСОСЫ»
Цель: развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это «зайцы», на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы). Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить «запах лисы», чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы). Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то «заяц» остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются «зайцы» — долгожители.
«РЕПОРТАЖ»
Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии) .
Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Карточка№2
«Вершки – корешки».
Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал » Раз, два, три – свою пару найди!»
Карточка№4
«Четвертый лишний».
Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Карточка№6
«Прилетели птицы».
Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
— А мухи это кто? (насекомые)
— Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
— прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Карточка№8
«МИКРОПОКАЗ»
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.
Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
Карточка №10.
«КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
- Почему тебе нравится море?
- Почему ты любишь речку?
- Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
Карточка №12.
«СЛЕПАЯ КУРИЦА»
Цель: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе) .
Дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) . Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.
Карточка №14.
«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
Карточка №16
«НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Карточка №18.
«ТЕНЬ»
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д. , а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень.
Карточка №24.
«ПОЛЬЗА – ВРЕД»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза – вред». (тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? «, дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? «
Второй вариант: «Нравится – не нравится» (тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
Карточка№23
«РАМОЧКА»
Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня
Карточка №21.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: «Опиши и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант: «Угадаем вместе».
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
Карточка №23.
«НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
-Какой может быть снег?
2 вариант: «Подбери природный объект под определение».
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
Карточка №27
«Угадай растение по описанию»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.
Карточка №29
«Представь себе, что ты паучок».
ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛОГАЕТ ДЕТЯМ ВСПОМНИТЬ МУЛЬТФИЛЬМ ПРО ПАУЧКА, У КОТОРОГО НЕ БЫЛО ДРУЗЕЙ, ПОТОМУЧТО ВСЕ ЕГО БОЯЛСЬ И СЧИТАЛИ НЕКРАСИВЫМ.
ХОД ИГРЫ: воспитатель. Мы много говорили о насекомых. Паук — не насекомое, потому-то у него не шерсть, а восемь ножек. Но он тоже очень маленький по сравнению с другими животными. Что вы знаете о паучке? Давайте поиграем? Представьте что вы маленькие паучки. У вас восемь ножек, и вы, ловко перебирая ими, можете ползать по травинкам и даже по ровной стене. А вы еще умеете плести паутину. Она легкая, воздушная. Иногда на нее попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда паутинка становиться еще красивее. Она расположена в очень тихом и уютном месте. Вы любите кататься на ней, когда дует легкий ветерок. (Далее обращается к одному ребенку).Что ты можешь сказать о себе, паучок? Опиши свою внешность. Что в твоей внешности, по-твоему, наиболее привлекательно. С кем из насекомых или паукообразных ты дружишь? Когда в твою паутину попадают другие насекомые — это хорошо или плохо? А если бы никто не попадался в твою паутину, что было бы с тобой? Как ты думаешь, если бы тебя и других паучков не было на земле, что-нибудь изменилось? Кого ты боишься? Как ты относишься к тому, что многие люди тебя боятся и не любят? Что ты чувствуешь, когда твою паутинку смахивают веником? Где ты любишь плести свою паутину? О чем ты мечтаешь, когда отдыхаешь на ней? Ты знаешь, что люди бывают красивые и некрасивые? Ты же не будешь убивать и обижать некрасивых людей, ведь они не виноваты в том, что они родились. Так животные, в том числе и насекомые, паукообразные бывают красивые и некрасивые. Мне кажется, что каждый красив по- своему, нужно только очень внимательно присмотреться. Да и нет на земле бесполезных животных. Ты посмотрел на мир глазами паучка. Теперь, я буду знать, что ты никого не убьешь, и никому не позволишь уничтожать паучков.
Карточка №31
» По муравьиной тропе».
Воспитатель, (обращается по очереди к разным детям). Сейчас я прикоснусь до тебя волшебной палочкой, скажу заклинание, и ты превратишься в муравья. Не боишься? Расскажи мне, муравьишка, какую пользу ты приносишь людям, в природе? Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал, если бы тебя никто не замечал?
Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он поднимает ногу. Что ты чувствуешь этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?
Ты со своими братьями муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда он был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы разрушил палкой муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Что бы ты почувствовал по отношению к этому разрушителю? О чем рассказал, чтобы он никогда так не делал?
Скоро-скоро муравейник закрывается на ночь, а ты еще далеко. Чтобы ты почувствовал, опаздывая в муравейник? Кого бы ты попросил помочь тебе добраться поскорее до дома?
В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты почувствовал себя, если бы костер разводили прямо около муравейника, что бы ты им сказал? О чем бы прошептал?
В твоем мире много насекомых. С кем из них ты дружишь? Как защищаешься от врагов? О чем мечтаешь после трудового дня?
Вот и побывал ты маленьким муравьем. И теперь, когда увидишь муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных.
Карточка №33
«Природа создала репейник, чтобы он приставал».
Воспитатель. Дети, представьте себе теплый солнечный день. Кругом цветут ромашки, колокольчики, луговые гвоздики, кашка и другие цветы. Через середину луга проходит узкая тропинка. Возле нее растет одинокий репейник. Он цепляется за одежду всех людей, которые проходят мимо, за шерсть животных, пробегающих мимо. Люди по- разному реагируют на прилипчивого репейника. Одни- спокойно, даже собирают круглые липучки, делают из них брошки, корзиночки, игрушки; другие- злятся, ругаются, обрывая колючки с одежды.
Представьте, что вы и есть репейники, растущие вдоль дороги. Н что вы обижаетесь, стоя у дороги? Чего вы боитесь? Как бы вы отнеслись к тому, что дети обрывают ваши колючки и кидаются ими? Что вы могли бы рассказать хорошего о себе? Для кого вы могли бы стать защитой? Кого бы могли вылечить? Какой целебной силой обладают ваши корни и листья? В какие игры вы могли бы поиграть с детьми? Хотели бы вы расти в таком месте, где не ходят люди? Почему? О чем вы мечтаете? Почему вы ко всем цепляетесь?
Каждое растение интересно по- своему и нуждается в нашем внимании и заботе.
Карточка№35
«Бездомному всегда плохо».
Воспитатель: Вчера на улице мы видели бродячего щенка. У него не было хозяина. Никто не приласкает его, не накормит, не согреет. В дождь и снег он на улице один. (Далее обращается к одному ребенку). Жалко тебе щенка? Как мы ему можем помочь? Представь себя на его месте.
Почему ты очутился на улице? А как ты думаешь правильно ли поступают те, кто сначала заводит животных, а потом выбрасывают их? Что бы ты посоветовал делать людям, чтобы не было бездомных животных? Что можно построить для бездомных животных? Что должен знать каждый человек, покупая какое- либо животное? Где бы ты жил, если бы тебя оставили на улице? О чем бы ты мечтал в дождливый или морозный день? Как бы ты чувствовал себя, если бы из теплого подъезда выгнали на холод? Что бы ты хотел сказать людям, которые проходят мимо тебя на улице и не обращают никакого внимания? О чем ты думаешь ночью, когда остаешься во дворе? Как бы ты поблагодарил человека, который накормил тебя? Что ты чувствуешь, когда тебе говорят добрые слова, гладят, играют с тобой? А когда ругают? У тебя есть друзья? Кто они?
Бездомные собаки часто болеют, нападают на людей, поэтому их отлавливают специальные люди, а потом отвозят в специальные питомники или уничтожают. Справедливо ли это? Как должны поступать люди с тем, кому плохо? Что бы ты сказал человеку, который забрал тебя с улицы домой? Как бы ты к нему относился?
Очень плохо, когда у тебя нет дома. Старайся всегда помочь бездомным. Помните об ответственности за тех, кого мы приучили.