Дом человек дерево тест
Содержание
Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ).
Проективная методика (рисуночный тест).
Данный тест предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.
Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.
Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.
Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест):
Инструкция.
Возьмите белый лист бумаги, карандаш и ластик. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.
Ключ (расшифровка).
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.
Дом
Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности) Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами. Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза) катастрофы. У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль. Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание. Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым
Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией. Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Начинаю публикацию серии статей об интерпретации рисунков «Дом-Дерево-Человек». Предлагаю вам изучить «ключи» к рисуночному тесту «Дом-Дерево-Человек» или, как его еще сокращенно называют, ДДЧ.
Здравствуйте, дорогой читатель! Если вы помните, тест «Дом-Дерево-Человек» можно проводить в двух вариантах – по Джону Баку (на трех листах бумаги) и по Р. Бернсу (на одном листе). Подробнее можно почитать . Сейчас интерпретировать «Дом-Дерево-Человек» мы будем с позиции взаимодействия каждого элемента рисунка, т.е. выполненного по инструкции Р. Бернса.
И первый элемент рисунка, который я буду анализировать, – это дом.
В этой статье я расскажу о символике дома, а также дам интерпретацию его размера.
Символика дома в рисуночном тесте «Дом-Дерево-Человек»
Дом в рисунке «Дом-Дерево-Человек» – это метафора восприятия себя самим человеком (схематическое изображение своего «Я») или семейных отношений между членами семьи, проживающими под одной крышей.
Рисуя дом, человек обычно отражает ситуацию, связанную со своей семьей, и свое место в ней.
Если дом рисует ребенок, рисунок может отражать его отношение к родителям, братьям и сестрам.
Взрослый человек в рисунке дома может проецировать свои семейные отношения с супругом.
Интерпретация очередности изображения элементов рисунка
В ключах к тесту говорится так:
«Если первым нарисован дом, то главное для человека в настоящее время – потребность в безопасности, уюте и комфорте или, наоборот, пренебрежение этими понятиями».
Я считаю такую формулировку не совсем корректной. Это все равно, что сказать: «Ты либо любишь красный цвет, либо нет». К тому же само название этого рисуночного теста – Дом-Дерево-Человек – предполагает последовательное изображение необходимых объектов: дом, затем дерево, в последнюю очередь – человек. Чаще всего так и рисуют. Встречаются, конечно, рисунки, в которых последовательность иная, например, первым изображено дерево. Поэтому очередность изображения нужно рассматривать в комплексе с другими показателями. Какими, как вы думаете?
Одним из таких показателей является особо тщательная прорисовка какого-либо элемента рисунка. В качестве примера приведу нижеследующий рисунок «Дом-Дерево-Человек».
Рисунок «Дом-Дерево-Человек» мужчины 30-ти лет.
Здесь первым изображено дерево. Оно же очень тщательно прорисовано.
Также такому особо выделенному элементу рисунка может быть уделено больше внимания в пострисуночном опросе.
Интерпретация размера дома
Если дом намного крупнее других элементов рисунка, в качестве информации к размышлению даются такие ключи:
- значение семьи в мире человека чрезмерно велико
- «зацикленность» человека только на контактах внутри собственной семьи
- замкнутость в семье
- стремление к достижению материальных благ
Первые три ключа, в принципе, взаимосвязаны. Хотя их значение нужно рассматривать глубже, чем кажется на первый взгляд. Например, семья для человека может иметь огромное значение, но это не значит, что он обязательно должен прервать другие социальные контакты. А замкнутость в семье предполагает изоляцию от общества. Я знаю такую семью, где даже двери никому не открывают, если кто-то позвонит.
Рисунок «Дом-Дерево-Человек» мужчины 32-х лет.
Если дом в рисунке «Дом-Дерево-Человек» изображен очень маленьким, а размер других элементов рисунка при этом не уменьшен, то это интерпретируется как:
- показатель ослабления семейных связей (в понимании человека они слабы и непрочны)
- отсутствие «чувства дома»
- ощущение своей незащищенности
- признак сниженной самооценки (если рассматривать дом как символическое значение своего «Я»)
Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.
Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
По мнению Дж. Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.
По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75). Зарубежные исследователи заявляют о необходимости дополнительного изучения валидности методики как инструмента измерения интеллекта и личностных особенностей. Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека.
Инструкция
Материал:
* белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;
* бланк пост-рисуночного опроса;
* несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);
* бланк количественной обработки;
* руководство.
Индивидуальное тестирование
При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего произносит
инструкцию:
«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой Вам захочется. Это полностью предстоит решить вам. Вы можете стирать нарисованное сколько угодно — это нe отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».
Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя что он не художник, что когда он ходил в школу, его не обучали рисованию так, как это делают теперь и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ — не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки. Затем следует аналогичные инструкции, касающиеся заданий, связанных с рисунками дерева и человеческой фигуры.
Запись.
Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать;
1) следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали); (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок (например, дома);
2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисован испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом;
3) все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом;
4) любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.
Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и будут скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.
Чтобы было проще записывать последовательность изображения деталей, спонтанные комментарии и т. п., исследователь может использовать систему записи, приведенную ниже в качестве примера.
Дом
1. Крыша.
2. Окно со стеклами на крыше.
3. Крыша над крыльцом (основная стена) — «Я могу взять инструменты и сделать это гораздо лучше» (напряженный смех).
4. Столбики крыльца.
5. Дверь.
6. Окно, верхнее справа, со стеклами.
7. Окно, нижнее слева, со стеклами.
8. Окно, верхнее в центре, со стеклами.
9. Окна (слева и справа) по бокам от двери, со стеклами.
10. Окно, верхнее слева, со стеклами.
11. Окно верхнее в центре, со стеклами.
12. Материал крыши.
13. Крыша бокового крыльца и столб.
14. «Пожалуй, это все, что можно было нарисовать, кроме гаража».
15. Фундамент.
16. Пауза 18 сек.
17. «Пара деревьев».
18. Дерево слева, затем дерево справа.
19. Дорога от бокового крыльца.
20. Дорожка от переднего подъезда.
21. «Допустим это здесь» — куст.
Время — 5 мин 13 с
Если выполнению задания предшествовала пауза это должно быть записано под пунктом 1, а первая нарисованная деталь в таком случае записывается под номером 2 и т. д.
Связь спонтанных высказываний и/или выражение эмоций с деталями рисунка определяется положением спонтанного высказывания и/или эмоционального проявления в записанном материале. Например, если спонтанное высказывание или эмоция были записаны перед деталью, но под одним пунктом, значит они имели место в то время, когда испытуемый начинал рисовать данную деталь. Если комментарий или эмоция были записаны под одним пунктом с деталью, но после нее, значит это произошло позднее. Если же кроме спонтанного высказывания или эмоции в пункт ничего не записано, значит это произошло после того как предшествующая деталь была закончена, и прежде чем следующая была начата.
Пост-рисуночный опрос.
После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза ДДЧ может быть более продуктивной.
Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.
ПРО не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».
Бланк Пост-Рисуночного Опроса
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Просмотров: 49474
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики
Другие новости по теме:
—
Этот тест известен многим, но не многие знают, что он несет огромное знание тем, кто знаком с расширенной интерпретацией символов и образов. Он может применяться для тестирования взрослых, может быть использован при приеме на работу или при принятии решения о повышении сотрудников.
Процедура теста
Попросите тестируемого как можно тщательнее и аккуратнее нарисовать дом, дерево и человека.
Выбор предметов для рисования вы можете обосновать тем, что они знакомы каждому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. Объясните ему, что он может нарисовать любой дом, любое дерево и человека. Он все решаете самостоятельно.
Тестируемый можете пользоваться стирательной резинкой, сколько захочется, может думать над каждым элементом сколько угодно времени. Главное нарисовать рисунок который ему понравится.
Если тестируемый отказывается, ссылаясь на то, что он не художник, вам нужно объяснить что вы не будете оценивать художественность, вам важно просто посмотреть на рисунок, который получится. Рисунок должен быть выполнен от руки без использования линеек и других вспомогательных предметов.
После окончания рисования необходимо провести детальный опрос.
Необходимо понимать, что рисунки выполняемые человеком — это автопортрет, каждая деталь которого имеет ОГРОМНОЕ значение при интерпретации. «Расшифровка” рисунков даст возможность сделать вывод о предпочтениях личности, уровне развития, основных мотиваторах.
Фиксация процесса
Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, вы должны фиксировать и записывать следующее:
- паузы
- общее время
- длительность рисования отдельных деталей
- последовательность рисунков
- последовательность деталей на отдельных рисунках
- комментарии и высказывания тестируемого, желательно дословно
- обращайте внимание на эмоции, которые вызывает рисование отдельных частей теста
Будет лучше, если вы сядете слева от правши и справа от левши.
Методика опроса после теста
После того, как рисунки завершены, попросите охарактеризовать, описать и рассказать об объектах и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации.
Бланк опроса
ЧЕЛОВЕК
1 | Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? |
2 | Сколько ему (ей) лет? |
3 | Кто он? |
4 | Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? |
5 | О ком вы думали, когда рисовали? |
6 | Что он делает? (и где он в это время находится?) |
7 | О чем он думает? |
8 | Что он чувствует? |
9 | О чем вас заставляет думать нарисованный человек? |
10 | Кого вам напоминает этот человек? |
11 | Этот человек здоров? |
12 | Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? |
13 | Этот человек счастлив? |
14 | Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? |
15 | Что вы чувствуете по отношению к этому человеку? |
16 | Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему? |
17 | Какая на ваш взгляд погода на рисунке? |
18 | Кого напоминает вам этот человек? Почему? |
19 | Чего больше всего хочет человек? Почему? |
20 | Как одет этот человек? |
ДЕРЕВО
1 | Что это за дерево? |
2 | Где в действительности находится это дерево? |
3 | Каков приблизительный возраст этого дерева? |
4 | Это дерево живое? |
5 | (Если испытуемый считает, что дерево живое) |
6 | Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? |
7 | Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? |
8 | Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? |
9 | Как вы думаете, когда это произошло? |
10 | (Если испытуемый считает, что дерево мертвое) |
11 | Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? |
12 | Как вы думаете, когда это произошло? |
13 | Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? |
14 | Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения? |
15 | Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? |
16 | Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? |
17 | Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами? |
18 | Как вы думаете, какая погода на этом рисунке? |
19 | Есть ли на рисунке ветер? |
20 | Покажите мне, в каком направлении дует ветер? |
21 | Расскажите подобнее, что это за ветер? |
22 | Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? |
23 | Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? |
24 | О чем заставляет вас думать это дерево? |
25 | О чем оно вам напоминает? |
26 | Это дерево здоровое? |
27 | Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? |
28 | Это дерево сильное? |
29 | Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? |
30 | Кого вам напоминает это дерево? Почему? |
31 | В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? |
32 | Если бы вместо птицы (у кого дерева или у какого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть? |
ДОМ
1 | Сколько этажей у этого дома? |
2 | Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? |
3 | Это ваш дом? (если нет, то чей он?) |
4 | Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? |
5 | Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему? |
6 | Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется: |
7 | Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? |
8 | С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему? |
9 | Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? |
10 | Когда вы смотрите на рисунок дома, вам -кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? |
11 | О чем вас заставляет думать этот дом? |
12 | О чем он вам напоминает? |
13 | Этот дом приветливый, дружелюбный? |
14 | Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? |
15 | Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? |
16 | Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? |
17 | О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? |
18 | В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? |
19 | Куда ведет этот дымоход? |
20 | Куда ведет эта дорожка? |
21 | Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть? |
Вы должны учесть, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции. Вы можете столкнуться с ухудшением настроения, слезами, или, наоборот, с явной активностью и повышенной возбудимостью.
Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
Эрих Фромм
А мы переходим ко второй части знаменитого, классического рисуночного теста «ДДЧ», собственно, к части — Дом.
Существуют некоторые методики, которые требуют одновременного рисования на листе сразу же — и дома, и дерева, и человека. Я описываю иную методику, в соответствии с которой «дом дерево человек» — это три отдельных рисунка.
Итак, «Дом», «Дерево» и «Человек». ТРИ РАЗНЫХ ЗАДАНИЯ. Их не стоит объединять на одном листе, если Вы хотите получить детальный, хорошо проработанный рисунок каждого элемента и при этом не вызвать утомления у рисующего. Каждой части задания — свой, отдельный ватманский лист формата А4.
Перед тем, как знакомиться с ключом к этому тесту, я предлагаю Вам отвлечься от чтения на пять минут и набросать карандашный рисунок — Своего Дома.
Теперь, когда Вы имеете на руках своё Творение, читать статью будет намного интересней и полезнее.
Итак, В НОРМЕ у нарисованного человеком (не художником) дома должны присутствовать КАК МИНИМУМ:
— одна дверь,
— одно окно,
— одна стена,
— одна крыша,
— одна труба для сельского дома (если, конечно, дом — городская многоэтажка, то труба логически неуместна),
Что считается дополнительными элементами?
Внимание: забор, живая изгородь (то есть, кусты),деревья, будка, гараж, тропинки — считаются для этого рисунка ИЗБЫТОЧНО ЛИШНИМИ.
О чём сигнализируют эти дополнительные элементы? Они указывают на:
— отсутствие у человека чувства безопасности,
— наличие межличностных конфликтов с острым желанием их уладить, «разрулить».
Крупный дом — зацикленность человека только на контактах внутри собственной семьи,
Мелкий рисунок (крошечный дом) —
— слабые семейные связи,
— отсутствие «чувства дома».
Много исправлений, много линий — проблемы в семье.
Дом-схема (вид сверху)
— отсутствие «семейной», «домашней» атмосферы в доме,
— отрицание дома и семьи как ценностей,
— очень серьёзный конфликт в семье.
Дом нарисован у нижней границы листа — небезопасная обстановка в семье.
Нежилой дом (например, церковь) или фантастические дома — демонстративность как черта характера, склонность к эпатажу, нежелание делиться информацией о себе.
Очень длинная тропинка — интроверт, с трудом допускающий «в свой мир» посторонних людей.
Тропа очень широкая в начале и очень узкая — у дома.Несмотря на то, что так изображать тропу велят нам законы перспективы, эта деталь на психологическом тесте (особенно, если она очень подчёркнута) говорит о том, что человек необычайно дружелюбен, однако его дружелюбие — «выученное», поверхностное и наигранное.
Дверь без порожка (лестницы) — Так же как и полное отсутствие двери
— закрытость, интроверсия, аутизм или
— неумение выстраивать грамотные отношения с людьми.
Раскрытые двери — крайняя степень одиночества, недостаток дружбы и любви, почти открытый крик о помощи.
Очень большие двери —
— человек «не принадлежит себе», им распоряжаются другие люди,
— в данный момент жизни он зависим от какого-то конкретного лица.
Двери с замком и щеколдой —
— педантичность, скрупулёзность, характер ананкаста,
— нежелание выдавать свои тайны.
Водосточный жёлоб —
— мнительность, ипохондрия,
— избыточная подозрительность.
ОКНА
Окна без занавесок — открытое и очень непосредственное поведение,
Окна с занавесками — социально обусловленное поведение, повышенное внимание к своей внешности,
Окно с форточкой — стремление к самоконтролю, волевой, сдерживающий эмоции характер.
Окно с решёткой —
— подозрительность,
— боязнь чужой агрессии (травмирующий опыт в прошлом),
— показатель несвободы, реальной зависимости от людей или обстоятельств.
Окно-прямоугольник (без перекрестий) — отсутствие друзей, только формальные контакты.
Окна отсутствуют — открытое проявление враждебности к миру, психотравма.
Очень маленькие окошки + очень большая (открытая) дверь — человек «запутался в связях», имеет много поверхностных неразборчивых контактов. (Вплоть до приглашения в дом бомжей).
Очень большие окна + очень маленькая (отсутствует) дверь —
позиция «созерцателя», наблюдателя, «писателя» в сочетании с характером необщительного интроверта,
осторожность в контактах, этот человек трудно идёт на сближение.
Очень большая крыша у дома — человек живёт в мире своих фантазий, слабо интересуется реальностью.
Крыша нарисована с нажимом — ярко выраженная потребность в защите, тревожность.
Плоская крыша —
— проблемы с воображением,
— эмоциональная холодность,
— эмоциональная «выжженность» после травмы или депрессии.
Труба отсутствует — конфликт со значимым мужчиной,
Много дыма из трубы — говорит о сильном внутреннем напряжении, которое человек пытается скрыть,
Дым из трубы обозначен схематическими чёрточками— отсутствие тепла и любви в семейной жизни.
Итак, как Вы догадались, дом — это схематическое изображение «Я». Где (в общем виде) окна — это глаза, очаг — это счастье и душевное тепло, получаемое от значимых людей (которое либо есть либо его нет), дверь — это возможность (или невозможность) контактов.
Попытки рисовать «идеальный» ( с точки зрения теста) дом приводят к постепенному улучшению внутреннего психологического состояния и, соответственно, к позитивным переменам в реальной жизни.
Однако не стоит «учить» другого человека (особенно ребёнка), как ему «правильно» рисовать дом — рисование «правильного» дома «через не могу» должно быть внутренней потребностью, неким «полумагическим» — осознанным, актом собственного жизнетворчества.
Поэтому я желаю Вам терпения и удачи в этих медитативных арт-терапевтических штудиях!
Елена Назаренко