Что делать если родитель хамит воспитателю?
Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования освободить ее от занимаемой должности, составив коллективное письмо с семидесятью подписями? В саду творится беспредел, территория похожа на помойку, в заборе огромные дыры, детские площадки в безобразном состоянии, да и на территорию сада не попасть во время дождя, т.к. перед входом образовывается огромная лужа. Ремонты в группах делаются за счет родителей, бесконечные сборы денег, при малейшем недовольстве родителей, предлагает другие сады, если что-то не нравится. Да и персонал от нее стонет, может унизить при всех и также грозит увольнениями. Спасибо.
Отвечает Ирина Гилета, юрист:
Здравствуйте. Заведующая детским садом является наемным работником отдела/управления образования города. Вопросы приема её на работу и освобождения от должности решаются безусловно не коллективным собранием родителей детей, воспитываемых в данном детском саду. Согласно должностной инструкции заведующей детским садом она подчиняется непосредственно руководителю соответствующей организации. Также как принимается на должность и освобождается от неё приказом указанного должностного лица. Однако, безусловно столь многочисленное обращение в соответствующие органы не может не сказаться на работе детского сада и его администрации.
Я бы Вам советовала, безусловно направить жалобу в органы образования Вашего города и указать в обращении, что в случае непринятия мер к устранению нарушений, а также отсутствия письменного ответа на Ваше письмо, Вы будете вынуждены обратиться в органы прокуратуры и иные контролирующие инстанции для решения вопроса в ином порядке. Конечно, органы прокуратуры также не уполномочены на решение кадровых вопросов в органах образования, но проведение проверки и вынесение ряда постановлений и предписаний о существующих нарушениях, не может не сказаться при принятии решения относительно пребывания заведующей детским садом и далее в должности.
Вопрос
Я хотела бы задать вопрос — пожалуйста, помогите, мы уже все издергались, затаскали ребенка по врачам, может быть вы что-нибдь подскажете. Ребенку 5 лет. Ходим в детский сад 3-й год, в группе почти все дети младше его. Ребенок вообще чувствительный, плаксивый, очень привязан к воспитательнице. Дело в том, что когда начали ходить в сад он долго плакал, потом вроде адаптировался, а потом он стал вцепляться детям ногтями в лицо и царапал их. Это продолжалось почти 2 года, мы ходили на психокоррекционные занятия к детскому психологу , но в саду сказали, что результата не видно. Невропатологи говорят, что из-за перенесенной родовой травмы его подкорка не доросла до нормы, и что с возрастом это проидет и дорастет до нормы. На следующий год мы собираемя в логопедический сад, и я боюсь, что ситуация повториться, хотя мы уже сейчас его готовим к смене садика. Так вообще он общительный, обожает детей, но вспыльчив, любит командовать. У нашего папы абсолютно такой же характер, у меня в детстве были такие же проблемы — я не хотела ходиьть в сад и кусалась, если меня обижали.
Отвечает Ирина Ведина
Скорее всего, из-за физиологических особенностей у Вашего ребенка неординарная психическая организация. Его обостренные реакции — это способ снять напряжение, которое он просто не умеет никаким образом уменьшить, кроме как проявить агрессию.
У Вас есть примеры его положительного отношения к другим детям, общительности. Тогда можно предположить, что его негативные реакции — ситуативные, спровоцированные усталостью, неудовольствием, неудовлетворением его потребностей. Вашему ребенку труднее справляться с этим, чем другим детям. Есть такое понятие как недетсадовский ребенок. Таких детей предпочтительнее воспитывать в группах с небольшим количеством детей, потому что это меньшее давление на психику. За ними нужно специальное наблюдение, которое даст ответ на вопрос — в каких ситуациях, когда происходят агрессивные выпады и смягчать условия.
Получается, что или ребенка, в какой-то степени. ломая его, надо приспосабливать к существующим условиям, или создать условия для смягчения и нейтрализации его негативных реакций. Первый путь — обычный путь социализации большинства детей, связанный с надеждой на возрастные изменения, второй — терапевтический, когда происходит подстройка под ребенка и его лечение ситуацией общения, коррекции среды. Второй вариант могут позволить себе не все родители, потому что это связано с материальными затратами. Но в обычном детском саду трудно уделить столько внимания Вашему ребенку, сколько ему надо. Существует опасность, что ситуативная агрессия трансформируется и превратится в черту характера, хотя в самой агрессии ничего плохого нет, но весь вопрос в том, может ли человек ее контролировать и проявлять в социально приемлемых формах.
Насколько я знаю, у Шишовой проводятся коллективные занятия. Мне кажется, что Вашему ребенку нужны индивидуальные занятия с детским психотерапевтом, который мог бы проводить коррекцию. Но обычно этот процесс довольно длительный.
Ваши усилия могут заключаться в том, чтобы никогда не повышать на него голос, быть ласковыми с ним, читать ему добрые книжки, обсуждать их, обращать его внимание на тех людей или детей, которые нуждаются в помощи, предлагать ему вместе им помочь. Надо его гладить, как бы массируя все тело очень легкими успокаивающими движениями. Не предлагать возбуждающие занятия, меньше смотреть телевизор. Т.е. среда должна быть успокаивающей, не провоцирующей его на агрессию и снимающая усталость и напряжение.
Всех Вам благ в нелегком деле воспитания ребенка!
Тэги :
Родители детей, обучающихся в детском саду №90, приняли решение обратиться в прокуратуру Калининграда и комитет по образованию с просьбой провести проверку деятельности заведующей МАДОУ №90, расположенного по адресу г. Калининград, ул. Судостроительная, 19/23, Морозовой Юлии Владимировны.
Среди наших основных претензий — доведение воспитателей до увольнения; нарушение требований СанПина по численности состава групп; «неправильное» питание воспитанников; отсутствие культурных мероприятий для детей; отказ в выделении средств на покупку новых игрушек, канцелярских товаров, методический пособий для детей; отсутствие сигнализации в дошкольном учреждении; маленький выбор дополнительных образовательных услуг; неадекватная кадровая политика.
Ниже мы приводим копию своего обращения в прокуратуру и комитет образования.
Заявление.
Просим Вас провести проверку деятельности заведующей МАДОУ №90 г.Калининграда, расположенного по адресу г.Калининград, ул.Судостроительная, 19/23, Морозовой Юлии Владимировны.
Просим провести проверку по следующим фактам:
1. Доведение воспитателей до увольнения.
Пока мы составляли это заявление, одна из воспитателей, написала заявление об увольнении, которое сразу же было подписано. Оставшиеся в нашей группе воспитатели заявили о своем намерении уволиться также. В результате в середине учебного года наши дети остались без воспитателей.
2. Списочный состав группы – 26 человек, что является нарушением СанПина п.1.10.2, который предписывают количественный состав группы не более 20 человек.
Не смотря на небольшой размер помещения группы, Администрация дет.сада не посчиталась с рекомендациями СанПина и было набрано большее количество детей, чем может вместить в себя группа, в результате:
– кровати в спальню для всех малышей не поместились, три выдвижных каскада стоят прямо в группе в игровой зоне. Малыши, спальные места которых оказались в групповой, мучаются в свой тихий час от бессонницы, поскольку после обеда младший воспитатель обязан помыть посуду, вымыть обеденные столы и пол, а это создает шум. Кроме того, проход в туалетную комнату находится в групповой, и одни детки, идя в туалет, будят других.
– в туалетной комнате установлены всего 3 раковины и 2 детских унитаза (п. 6.18.2 СанПина должны быть установлены 4 раковины для детей плюс 1 раковина для персонала, и 4 детских унитаза), и малыши, вернувшись с прогулки выстраиваются в очередь в туалет; туалет нуждается в срочном ремонте;
– на участке, где гуляет наша группа, отсутствует крытая веранда, поэтому прогулки в дождливую погоду не проводятся;
– в спальне установлены старые продуваемые окна;
– часть игрушек и развивающего детского оборудования из групповой, приобретенных, в соответствии с рекомендациями Администрации дет.сада; для гармоничного роста и развития детей; на средства родителей группы, Администрация дет.сада требует выкинуть, поскольку теперь не хватает места для спальных мест;
– проветрить групповую– не возможно, поскольку теперь в ней постоянно находятся дети (п.8.7 СанПин предписывает проветривать ВСЕ помещения через каждые 1,5 часа в отсутствие детей).
Родители возмущены такой расстановкой спальных мест, поскольку это нарушает права детей на здоровый сон, нормальный прием пищи, лишает наших детей привычного места для игр, что может повести за собой ушибы и травмы.
Воспитатели нашей группы попытались указать Дирекции дет.сада на проблемы, возникаюшие в результате таких безграмотных действий. В результате, Дирекция дет.сада начала так выстраивать свои отношения с нашими воспитателями, что ВЕСЬ педагогический состав группы намерен подыскивать себе другие рабочие места. А ведь задача грамотного управленца сохранить хорошие кадры!!!! А наши воспитатели действительно лучшие: одна отработала с детьми более 30 лет, вторая более 10 лет, младший воспитатель — 4 года.
3. Питание детей.
Родители группы понимают, что существуют среднесуточные нормы питания на одного ребенка в МАДОУ. Однако, все дети разные, и пищевые привычки тоже. Дирекция дет.сада вменила в обязанности младшему воспитателю накладывать всем детям одинаковые порции, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка. Младший воспитатель попытался донести до Администрации дет.сада, что такое кормление превращается в пытку для ребенка, вызывая рвоту и формируя страх к еде и дальнейшему нездоровому пищевому поведению. Однако, её доводы приняты не были.
4. Отсутствие культурных мероприятий для детей.
С начала учебного года в нашем садике было устроено только одно кукольное представление с приезжими актерами. Выездные выставки и экскурсии отсутствуют. Только внутри-групповые мероприятия, устроенные нашими умелицами-воспитателями.
По словам Администрации садика, договориться со сторонними организациями для проведения мероприятий не получилось. Нашим воспитателям вменили в обязанности организовывать и проводить театральные постановки своими силами. Т.е. наши воспитатели должны будут репетировать роли и заучивать тексты либо в свое рабочее время, либо во время своего отдыха – что непременно скажется на качестве их и без того загруженной работы.
5. Администрация дет.сада не выделяет средств на покупку новых игрушек, канцелярских товаров, методический пособий для детей.
Вот уже 2 года родители по собственной инициативе, самостоятельно, добровольно приносят все это в группу. Даже напольное покрытие в группу приобретено родительским комитетом.
При необходимости мелкого ремонта, как-то починить кровать, стол или карниз в группе, воспитатели обращаются к родителям. Мы, в свою очередь, конечно помогаем, но возникает вопрос, чем занят Заведующий хозяйственной частью, если мелкий ремонт производят родители?
К заявлению прилагаем копию списка, который был выдан воспитателям, где расписаны какие именно игрушки должны быть в средней группе. Напрямую, не было сказано, что это необходимо приобрести за счёт родителей.
6. Садик не оборудован системой охраны.
На дверях стоят кодовые замки, но код на них не менялся уже 3 года и известен всем окружающим бомжам и пьяницам. Доводчики на входных дверях отсутствуют, и входные двери постоянно открыты, что означает свободный доступ в дет.сад.
Кнопка тревожной сигнализации находится на первом этаже, и в случае экстренной ситуации ни один из воспитателей групп второго этаже не сможет позвать на помощь.
7. Маленький выбор дополнительных образовательных услуг.
Кружки на платной основе существуют, но их выбор скуден. Нет ритмики, хореографии, иностранного языка, детской школы развития, рисования, лепки. Администрация сада не в силах привлечь педагогов со стороны. Мы знаем, что в соседних детских садах, ситуация обратная.
8. Неадекватная кадровая политика.
Зачастую, в группах работает по одному воспитателю, а младшие воспитатели разрываются на две группы. Настоящие педагоги, грамотные и квалифицированные не хотят идти в наш дет.сад, поскольку в коллективе царит не здоровая атмосфера. Администрация садика не старается создать команду, не держит профессионалов.
Так же мы просим поощрить и отметить наших замечательных педагогов. Именно они организуют чудесные познавательные занятия, устраивают спортивные минутки, внутри-групповые конкурсы и выставки.
Наши педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого малыша, нюансы его здоровья и климат в семье. В группе царит комфортная и теплая обстановка, благодаря пониманию и профессионализму наших воспитателей.
Наших малышей учат быть любознательными, честными, добрыми, открытым и заботливым; дружить; уважать старших; творить и фантазировать; ценить прекрасное.
Усилиями педагогов нашей группы — в нашей группе царит чистота и порядок. Малыши сыты и опрятны. Наши дети — действительно любимы (!) и под присмотром.
Родители группы 2 средняя №2 МАДОУ №90.
Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.
Автор новости: Мать.
Сообщи свою новость!
Негативные проявления в поведении и характере ребёнка
1. Упрямство
2. Неуправляемость
3. Неусидчивость
4. Агрессивность
5. Кусается
6. Гиперактивность
Упрямство
Детское упрямство — один из способов на пути утверждения себя как личности.
Упрямство — самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям детей раннего возраста. Зачастую единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, рассматривая упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству. «Он весь в отца!» — говорит мать про своего ребенка и беспомощно разводит руками. Однако упрямство взрослого человека и упрямство маленького ребенка — это две разные вещи. Взрослый человек, демонстрируя упрямство, может тем или иным образом аргументировать причину его проявления. Детское упрямство — совершенно иное. Чаще всего оно заключается в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. К примеру, маленький ребенок может отказываться от прогулки, несмотря на то, что очень любит гулять; отказывается ложиться спать, есть, идти на руки и т.д., повинуясь единственному стремлению — идти наперекор взрослым.
Как отмечают психологи, пик подобного «бессмысленного» упрямства приходится на возраст около 2,5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения. В чем же причины подобного явления? В первую очередь, как уже было сказано, это — проявление потребности в самоутверждении, которая у детей этого возраста является одной из самых насущных. Если раньше, в более раннем возрасте, собственное «я» маленького человека еще никак не проявлялось, то теперь у него возникает первая инстинктивная потребность в том, чтобы проявить себя как личность. Безусловно, маленький ребенок не может осознавать мотивировки своих поступков, однако, с точки зрения психологии, она очевидна. Наличие собственного мнения — одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение.
Детское упрямство — один из способов на пути утверждения себя как личности. Зачастую родители не очень четко представляют себе, что такое упрямство. Многие матери, стремящиеся как можно раньше научить ребёнка навыкам опрятности, видят проявление упрямства в том, что ребенок упорно продолжает мочить штанишки, пачкать стол во время еды. Однако в данном случае едва ли можно вести речь об упрямстве. Ребенок, скорее всего, просто еще не готов к тому, чтобы неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые родителями. Если ребенок в возрасте около года, к примеру, несколько дней просился на горшок, а потом внезапно перестал это делать, родителям едва ли стоит вести речь об упрямстве ребенка. Более того, подобная установка родителей способна, в конечном счете, действительно привести к развитию в старшем возрасте сознательного упрямства у ребенка. Не спешите обвинять ребенка в упрямстве и предъявляйте ему разумные требования! Еще одной причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша.
Во время первых месяцев жизни ребенок привыкает не только к окружающим его людям и обстановке, но и к различным ритуалам. Он ест, как правило, в определенное время в определенном месте. Процесс кормления осуществляется одним и тем же человеком, чаще — матерью; ребенок, взрослея, обретает свое место за столом, ест определенную привычную пищу на завтрак, обед и ужин. Процесс подготовки ко сну также со временем становится своеобразным ритуалом, к которому ребенок привыкает. Все эти мелочи только лишь кажутся мелочами; на самом деле, привычный уклад жизни имеет для ребенка огромное значение. Подсознательно он формирует у него чувство безопасности и стабильности окружающего мира, становится залогом спокойствия. Что же происходит с ребенком, когда привычный для него уклад жизни нарушается? К примеру, нередки случаи отказа ребенка от пищи, если его начинает кормить вместо матери бабушка. Ребенок плачет, отталкивает от себя тарелку, требуя лишь одного — присутствия матери. То же самое может произойти и во время подготовки ко сну, если ребенка укладывает спать другой человек или же если его пытаются уложить спать в другом, непривычном для него месте. Ребенок протестует всеми силами, отказывается спать, несмотря на то, что глаза уже слипаются. Упрямство может стать следствием внезапного нарушения привычного уклада жизни ребенка. Однако самой распространенной и опасной причиной развития упрямства у детей может стать упрямство родителей. В данном случае мы ведем речь отнюдь не о генетической передаче негативной информации поколений.
Что такое «упрямые» родители? Это родители, у которых отсутствует определенная гибкость требований в воспитании, родители, для которых существуют принципы и практически не существует отступлений от принципов. Действие рождает противодействие — этот закон физики в данном случае с большим успехом можно назвать и законом психологии. Мать, требующая от своего ребенка постоянного подчинения и неукоснительного соблюдения определенных (возможно, вполне справедливых!) правил, может однажды столкнуться с проявлением категоричного упрямства. Ребенок перестает принимать пищу, отказывается ложиться спать только потому, что постоянное соблюдение правил рождает в нем неосознанный протест. В данном случае он пытается доказать взрослым, что его права на собственное мнение, его чувство собственного достоинства ущемлены. Подобное упрямство со временем может привести к серьезным проблемам, вплоть до полной потери духовного контакта между родителями (или одним из родителей) и ребенком. Упрямство ребенка может стать своеобразной реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей.
Не будьте слишком властны по отношению к ребенку! Кроме психологических, существуют и физиологические причины проявления упрямства. В некоторых случаях упрямство может быть обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий головного мозга. В том случае, если доминирует правое полушарие (явный признак — работа левой рукой), процесс самоутверждения у ребенка протекает в более обостренной форме, чем у других детей.
При психопатической форме упрямства ребенок не отдает себе отчета в своем поведении, никак не мотивируя свое упрямство и не испытывая чувства вины. Такие дети часто агрессивны и практически не поддаются никаким уговорам. Это — одна из форм расстройства психики, которая нуждается в лечении. Если упрямство ребенка беспричинно, непобедимо, если оно сочетается с агрессией, обратитесь к специалисту! Еще одна форма упрямства — невротическая — является одним из видов функционального расстройства психики. Это — неконтролируемая форма упрямства, при которой ребенок действует зачастую помимо своего желания. При такой форме упрямства ребенок всегда сознает, что ведет себя неправильно, плохо, однако ничего не может с собой поделать.
Невротическая форма упрямства возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты родителей, авторитарный режим воспитания, перестановка (инверсия) семейных ролей (в случае, когда ребенка воспитывает бабушка или няня, а не мать, или же когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины). Для того чтобы победить упрямство своего ребенка, следует, в первую очередь, разобраться в его причинах. А разобравшись, по возможности, устранить их. Помните, что упрямство невозможно победить в один день. Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка.
Правила поведения родителей
1. Не фиксируйте внимание на упрямстве, «не помните зла».
2. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
3. Не относитесь к ребенку предвзято.
4. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас «отстал».
5. Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства — так вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности.
6. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами.
7. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом, вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.
8. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».
9. Предоставьте ребенку право выбора! К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете о том, каков будет его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.
Неуправляемость
Какой родитель не сталкивался с неприятными проявлениями детского характера: шкодит, дерется, не слушается, а чуть что, впадает в истерику, повергая родителей в гамму убийственных ,по своей противоположности, чувств. Злость, раздражение, жалость, чувство вины, беспомощность и усталость – все это одним махом сваливается на бедную родительскую голову в тот момент, когда дитятко начинает утверждать свои жизненные позиции, отвоевывая себе место под солнцем в собственной семье. А всегда ли плохое поведение – результат невоспитанности и избалованности несносного чада. Может быть, вы имеете дело с болезнью?
Ну что же ты, мама…
Больше всего стараний по приобретению своих будущих проблем женщина прилагает в период беременности. Одни работают в поте лица, чуть ли не до самых родов, забывая об отдыхе и полноценном сне. Вторые успевают до предела насидеться у компьютера. Третьи затевают ремонтные работы (потом уже некогда будет). Четвертые ну никак не могут отказать себе в рюмке водки или традиционной сигарете. Пятые лежат все девять месяцев у телевизора; а шестые занимаются активным выяснением отношений. Чего же тут удивляться, что у каждого второго ребенка проявляется гиперкинетический синдром, который в России не очень-то жалуют и не очень-то лечат. Диагноз может звучать по-разному: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), минимальная мозговая дисфункция (ММД) или чаще всего синдром двигательного нарушения, внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Проявляется эта патология в поведенческих расстройствах, поэтому родители не спешат к врачу. И зря. Такой ребенок не только проблема для всех окружающих, но и для самого себя. Гиперактивным детям трудно сосредоточиться на чем-то одном, они быстро перескакивают с занятия на занятие, оставляя предыдущие дела недоделанными. И все это на фоне неорганизованной, «бестолковой», чрезмерной активности.
Чуть позже проявляется импульсивность и безрассудность. Эти дети часто попадают в неприятные и порой трагичные ситуации, а в подростковом возрасте склонны к асоциальному поведению. Легче всего диагностировать данное расстройство у школьников — в среде, где требуется сосредоточенность, усидчивость, субординация и умение ладить с людьми. Детям, страдающим «дефицитом внимания», все эти стандартные правила поведения оказываются не под силу. Чтобы говорить о заявленном диагнозе не голословно, необходимо проявление всех вышеперечисленных «симптомов» более чем в одной ситуации: в школе, дома, на улице. Лечить расстройство особенно важно потому, что болезнь может вырасти вместе со своим обладателем: появятся головные боли, метеочувствительность, склонность к депрессиям и пр.
Как ты себя ведешь?!
Как отличить вполне нормальную ребячью шкодливость от подросткового бунтарства с патологическим расстройством поведения? По чрезмерности: тяжелые и частые вспышки гнева, драчливость, хулиганство, жестокость к животным и людям, лживость, воровство, тяга к бродяжничеству, откровенное постоянное непослушание. Столкнувшись с таким проявлениями детской психики, не лишним будет обратиться к врачу. Ведь отклонения в поведении часто являются симптомами таких очень серьезных заболеваний, как шизофрения, мания, общее расстройство развития, депрессия, гиперкинетический синдром. Как стимулирующий фактор развития поведенческих расстройств выступает неблагополучная семья, проблемы с общением, неурядицы в школе, неблагоприятное окружение. Со всеми этими моментами, несомненно, тоже необходимо работать. Расстройство поведения может смешиваться с расстройством эмоциональной сферы, что только усугубит болезненные проявления. В этом случае агрессивное, вызывающее, а то и криминальное поведение будет протекать на фоне неуравновешенности, тревожности, общей нервозности и депрессивности. Яркий пример смешанного поведенческого и эмоционального расстройства — Промокашка из знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя».
В кругу семьи
Если ребенок в целом ведет себя хорошо, а дома, словно с цепи срывается, есть резон присмотреться к нему внимательнее. Значит что-то вы, дорогие родители, делаете не так. Озлобленность и «антисемейное» поведение могут проявиться как в отношении кого-то одного в семье, так и всех сразу. Ребенок демонстрирует откровенную ненависть и вспышки гнева, неадекватные «поводу»: сестра взяла его игрушку, в результате он со злобой разбил и свою игрушку и испортил любимые вещи сестры; папа попросил его вести себя тише – случилась длительная истерика, а затем непонятным образом исчезли любимые папины часы. В истоках таких отношений лежит отсутствие взаимопонимания между членами семьи. Возможно, ребенку не нравится, что мамы вышла замуж, и у него появился отчим. Возможно, он думает, что его никто не любит, или он ревнует родителей к своей младшей сестре. В каждом случае необходимо разбираться отдельно и лучше с помощью детского психолога.
Скажи, кто твой друг…Трудности в общении могут вылиться в психологическое расстройство. Если ребенок не может наладить контакт со сверстниками, он замыкается в себе, становится агрессивным, появляется озлобленность. За это его не любят и отвергают еще больше. Получается замкнутый круг. Психологам хорошо знаком данный тип «агрессивных одиночек». Такие дети часто считаются не воспитуемыми, так как не боятся ни наказаний, ни порицаний, ни общественной изоляции. При этом у них могут складываться отношения с теми, кто старше, и очень часто они попадают в «криминальные» компании с более взрослым основным составом. В противоположность одиночкам, «общительные» правонарушители легко входят в контакт и группируются в «малоподходящие» компании. Дома они могут быть превосходными чадами — они и слушаются, и не перечат, и помогают своим родителям, но как только оказываются за пределами домашнего порога, тут же находят себе товарищей для совершения всевозможных хулиганских выходок.
Не думайте, что все вышеперечисленные проявления пройдут сами собой — вырастет, повзрослеет, может быть посидит в тюрьме, и все пройдет.
Такое бывает, но настолько редко, что это даже не стоит принимать во внимание. Заметив у своего ребенка поведенческие расстройства, не затягивайте процесс. Обратитесь к психотерапевту, психологу. Своевременное вмешательство специалистов избавит вашего ребенка, да и вас самих, от многих проблем и неприятностей в будущем.
Неусидчивость
О ЧЕМ ГОВОРЯТ СИМПТОМЫ
Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана. Часто, когда родители решают обратиться к врачу в связи с возникшими проблемами, их терпение достигает предела, они больше не могут выносить его поведения.
Можно перечислить целый ряд причин неусидчивости ребенка.
Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов. Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.
Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.
ЛЕЧЕБНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ СИМПТОМОВ
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.
Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.
Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)
Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо — в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста — педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.
Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.
Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.
Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.
Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.
Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации — глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.
Соблюдайте правило: «разделяй и властвуй». Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей. Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его. Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.
Агрессивность
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не «взорвутся», а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
Когда это началось?
Как ребёнок проявляет агрессию?
В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
Что явилось причиной агрессивности?
Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
Что на самом деле хочет ребёнок?
Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ»
(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
«ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ»
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО”
(для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ»
(для детей с 5 лет)
«ШТУРМ КРЕПОСТИ»
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.